На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы государственного режима

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 Введение                                                                                                                         3                                                                                                                     

1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.                                                                                                                        5
2. Понятие формы государства                                                                                    13
3. Формы правления                                                                                                      17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства                                                                                                                      29
5. Формы государственного режима                                                                           38                               
 Заключение                                                                                                                   45
 Приложения                                                                                                                  48
 Используемая литература                                                                                            53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В Теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
      Подход  к этой проблеме был различным  на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки. Было бы невкерным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъекты, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
      Марксистко - ленинская теория   считает  основной  причиной  возникновения  государства    раскол   общества   на   противоположные   классы  с  непримиримыми
противоречиями.1  По  этой  причине официальная советская историография долгое  время не  признавала  государственность скифов. Между тем   наличие государства языческих славян  никак не  оспаривалось. 
      Второе  ошибочное  следствие  из  данной  посылки  заключалось  в  том,  что  все  государства  древнего  мира  должны  были  быть  непременно  рабовладельческими.  Поэтому  кастовая  или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.
       Основоположники  марксизма   допускали  и  иной  подход  к  объяснению  появления   государства.  Как  писал   Ф. Энгельс,  к  нему  “  стихийно  сложившиеся  группы  одноплеменных  общин  в  результате  своего  развития  пришли  сначала  в  целях   удовлетворения  общих   интересов   и   для   защиты   от   внешних  врагов”2.
      На  этих  позициях  стоит  и  современная  теория  государства.
        Несмотря  на то,  что представители разных  классов,  страт,  каст  оказывались в далеко  не  равном  положении,  государство все же  всегда  возникало в связи с необходимостью  удовлетворения  общих интересов населения:  защиты  от   внешних    нападений,   обеспечения    общественных    работ,  санитарных   условий и  т.п.
        Признание  государства  органом  всего  общества  -  характерный  мотив  любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически  установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению  ко всем  и  не иметь  классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует  из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве  разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей3.  Договорная  теория  Руссо предоставляет власти  только  те  полномочия,  которыми  ее  наделяют  “договорившиеся”  граждане4.  Теория,  утверждающая  власть  государства через согласие  подданных на  подчинение,  и теория  правового государства,  требующая ограничения власти  законом, требованиями  справедливости,  правами человека,  отражают  хотя  и правильные,  но  сугубо  идеологические  и психологические основы  возникновения и функционирования  государства.
        Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому-либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 
         Можно  возразить,   что   государство  не  защищало  рабов  от  произвола  господина.  Это  в  основном  верно,   хотя  и  не  абсолютно.  Раб,  как  правило,  не  пользовался   государственной защитой.  Однако  власть  государства на  рабов,  так или иначе,  распространялась.
        При  родовом  строе  власть  осуществлялась  самими  общинниками.  Управление  делами  общины  не  было  закреплено  за  особым  слоем  людей.  Оно  осуществлялось  лицами,  выбранными  членами  рода  в  соответствии  с  их  качествами,  заслугами.  Их  функции  не  составляли  “должности”,  а  осуществлялись  в  силу  доверия  и  авторитета.  Органы  родового  строя  не  располагали  специальными  средствами  и  аппаратом  принуждения.  Их  решения,  в  том  числе  и  наказания,  осуществлялись  самими  членами  рода.
       Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф.  Энгельса,  особой  публичной   власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с   населением  страны. Государство обязательно обладает  аппаратом управления  и принуждения, существующим  специально  для выполнения  этих,  ставших специфически  государственными,  функций.  Публичная власть - аппарат чиновников,  армия,  полиция,  а также ее  “материальные  придатки”  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения - является  наиболее  существенным, неотъемлемым  признаком  государства5
       Для  содержания  публичной   власти  необходимы  средства.  Государство  собирает  их  с  граждан  в  виде  обязательных  налогов,  податей.  Родовой  строй,  не  знавший  особого  аппарата  управления,  не  нуждался  в  подобных  финансовых  институтах.
      Цели,  поставленные  в  этой  работе,  очень  скромны:  изучить  более  досконально  одну  из  тем   теории  государства  и  права - “формы  государства”   Рассматриваемый  вопрос  вероятно  не  самый  интересный  и  актуальный  из  предложенных  к  написанию,  учитывая  уже  принятую  Конституцию  Российской  Федерации,  но  к  сожалению  действительность вновь и вновь возвращает  нас к нему.  Неурегулированность отношений с Чечней,   сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль  и страдание живых людей,  проблемы  требующие справедливого и разумного разрешения.  Так что -  за  работу! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Типология государств 

      Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. В ходе общественного развития государство  претерпевает серьезные изменения. При неизменности формальных признаков, а именно: территории, публичной власти, суверенитета - изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.
      Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в  развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
      Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:
    Количество властвующих в государстве
    Осуществляемая государством цель.
По первому  признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
      Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.
      Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-технический базис общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому  соответствуют  определенные политические,  государственно-правовые и другие надстроечные явления.
     Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших  форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
     Исторический  тип государства, согласно марксистско-ленинской  теории, выражает единство классовой  сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной  господством данного типа собственности  на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
      Формационный  критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства,  выделяет три основные типа эксплуататорских государства: рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим  основные характеристики различных  типов государств, выделяемых на основании  данной концепции.
  Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный  тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный  тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический  тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления  и социальных норм коммунистического общежития.
      В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально–освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.
      Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой  борьбы он сделал вывод о возможности  перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.
      Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.
      Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
      Первопричина  смены исторических типов государств считается социально-экономическое  развитие общества. Социальная революция  уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности  и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
      Смена исторических типов государств неизбежно  влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего  новым условиям социально– экономического развития общества.
      Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
      Наиболее  четко черты преемственности  прослеживаются основоположниками  марксизма–ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.
         Анализируя все  известные эксплуататорские типы государств, марксистско– ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
    Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.
    Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
    Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально– экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
    Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
    Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.
      Классово–формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется “совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно–экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”6.
      “Исторический тип государства (или права) это  совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой  общественно–экономической  формации”7. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью 8.
      Так, Г.Елинекс писал, что “несмотря  на постоянное развитие и преобразования, можно, однако, установить некоторые прочные признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа”9. Он подразделяет все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных, реально существующих государств друг с другом.
      Английский  ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических и других факторов.
      Цивилизованный  подход:
      Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор, как многоукладность .
      Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры  классового общества их социальный состав значительно сужается, так как  в основном учитываются только классы антагонизмы.
      В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно–духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное  отличие понятия “цивилизация”  от понятия “формация” состоит  в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный  подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально– экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.
      Западноевропейская  наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидами. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия10.
      Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места,  которое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если нет – автократия11.
      Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:
    Династические (антидемократические), где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические, где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство12.
      Немецкий  ученый Р.Дарендорф, подразделяя все государства на демократические и антидемократические, делал вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатков в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие13
      Господство  производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит.
      Итак, понятие государства и права  многомерно и многовариантно. Оно  состоит из различных научных  оснований, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
      Типология государств тесно связана с понятием формы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие формы государства
(см. Приложение №  1) 

      Категория формы гос-ва показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются для осуществления ими организующей и управленческой деятельности. Короче говоря, форма государства это устройство государственной власти и ее организация.
      Традиционно отечественная Теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
      Указанное понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время  ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия “форма государства”. Так или иначе, сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима.
  Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
      1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
      2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
      3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
      4. Избрание той или иной государственной  формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).
     Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как “форма государства” - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и соответственно изучать.
     Вот почему форму государства можно  определить как такое устройство (строение) государства, в котором  проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
     Но  это пока самый общий подход к  пониманию формы государства, самое  первое приближение. Для дальнейшего  продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.
     Прежде  всего надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например, демократической и аристократической республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления - демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.
      Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства или как ее еще называют форма национально-государственного и административно-территориального устройства.
    Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей: оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и так далее.
    Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако, еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
    С формой государства тесно связана  третья составляющая - форма государственного (политичекого) режима - “совокупность способов и методов осуществления власти государством”14.
    Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
    1. Политический режим, прежде всего  зависит от того, какими методами  в государстве осуществляется  политическая власть. Если это  методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма. если  применяется только правовое  принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. существуют режимы. где в той или иной степени сочетаются оба начала15.
    2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим, но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
    Политический  режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму  правления более опосредованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые  связаны с исторически конкретными  политическими ситуациями в государстве. Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей к конкретно-историческим условиям того или иного государства.
  Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Более полное и конкретное представление о форме государства дает анализ трех ее составляющих.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формы правления
(см. Приложение №  2) 

      Форма  правления - организация  верховной  государственной  власти  и  порядок  ее  образования.  Характер  формы  правления  в  конечном  счете  зависит  от  типа  общества.  В  обществах,  не  связанных  экономическими  узами  обмена  и  вынужденных   объединяться  посредством  централизованной  государственной  власти,  естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где форма правления не  сопряжена с иерархической системой феодальной  собственности на  землю и ее  верховным собственником в лице  самого  монарха,  она принимает вид деспотии.  Для обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между свободными,  политически равными субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления
       Форма  правления  обусловливается   также  конкретной  расстановкой  социально-политических сил  и   результатами  борьбы  между   ними  (действие  этого  фактора   особенно  ярко  проявляется   в  революционные  периоды,  доказательством  чего  может  быть  падение  монархических  режимов   в  результате  Великой  французской  революции 1789 г.  или  Февральской  революции  1917 г. в России);  историческими  особенностями  отдельных  стран  (вне  исторического  контекста  невозможно  объяснить  существование  в  современной  Великобритании  парламентской  монархии);  особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и  политический  опыт,  обычаи  и  навыки  жизни  в  условиях  того  или  иного  государства (например,  трудности,  которые встречает на  своем пути  становление демократической формы правления в России  во  многом  могут быть  объяснены спецификой  ее  общей и политической  культуры);  влиянием  в стране  политических  процессов,  в том числе военных (смена форм  правления в ряде  восточно-европейских стран в результате  Второй  мировой войны имело своей предпосылкой  присутствие в этом  регионе Красной Армии).
      Теория  государства,  фиксируя  в его истории реально возникавшие формы правления,  выработала  несколько их  классификаций.  Наиболее  распространенная  из  них -   это   деление форм  государства по  числу правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит одному  -  монархия,  если  многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или  республика.  Существование  такой  классификации  отмечено  еще  Геродотом  в  его  повествовании  о  споре  между  Отаном,  Мегабизом  и  Дарием  о  том,  какую  форму  правления  следует  установить в Персии  после убийства  Лже-Смердиса 16.  Также и критика этого деления имеет достаточно  давнюю  историю,  восходя к Платону и Аристотелю.  Первый  из  них различал  формы правления в зависимости от  преобладания  в государстве трех  добродетелей:  мудрости,  мужества  и  умеренности,  второй  -  в  зависимости  от  соотношения  правильных  или  искаженных  видов  правления,   объявляя  правильными  те,  в  которых  личный  интерес  правителей,  кто  бы  они  ни  были,  подчинен  общему  интересу  государства,  и,  наоборот,   искаженными - те,  в  которых  преобладает  личный  интерес17.
       Существовали  и  другие  классификации.  Монтескье,  например,  обращал   внимание  на  различные  принципы - силы,  которые,  по  его   мнению,  движут  государственную  жизнь.  Он  полагал,  что  добродетель  воплощается  в  демократии  (республике),  умеренность  -  в  аристократии,  честь  -  в  монархии,  страх  -  в  деспотии18.
       Как  бы  то  ни  было,  зафиксированное   Геродотом  деление  форм  правления дошло до  наших дней.  Фишеровский словарь права называет  его классическим.  Правда  среднее звено геродотовской триады  -  аристократическая форма -  было  утрачено  в ходе  развития  государственности,  а стало быть,  и в отражающей  это развитие  теории.  В результате  сегодня идет  речь  о различении  монархии  и республики,  хотя  отдельные элементы  аристократической формы правления существуют  и до  сих пор (например,  палата  лордов  в английском  парламенте).
       Монархия  как  форма  правления   отличается  следующими  признаками: 
    существование  единоличного  носителя  верховной  власти, - монарха  (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
    наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;
    тем,   что  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);
    отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.
       Эти  признаки  в  своей   идеальной  совокупности   встречаются   достаточно  редко.  В  Византии,  например,  где  из  109  царствовавших   императоров  74  были  убиты,  во  всех  74  случаях  престол   переходил  к цареубийце  не  по  наследству,  а по  праву захвата.  И при коронации императора  Цхимисхия патриарх Полуевкт  провозгласил  даже  новый догмат:  таинство  помазания на  царство смывает все грехи,  в том числе    и грех  цареубийства.  Римские  легионеры  назначали  и  смещали  императоров.  Как  свидетельствуют  историки,  арагонские  феодалы  возводили  на  престол  королей  по  формуле: “Мы,  которые  стоим  столько  же,  сколько  и  Вы,  и  которые  можем  больше,  чем  можете  Вы,  мы  назначаем  Вас  нашим  королем  и  сеньором  при  том  условии,  что  Вы  будете  соблюдать  наши  привилегии.  А  если  нет,  -  нет”.  Реальная  история  оказывается  весьма  далекой  от  идеальных  моделей  теоретиков19.
             История  государственности  была  по  существу  историей  монархий,  и  в  ходе  ее  эта  форма  правления  существенно  видоизменялась.  Вот  почему  первым  основанием  классификации  монархий  является  их  разделение  по  тем  историческим  эпохам,  в  которых  они  существовали  и  существуют.  В  историческом  разрезе  монархии  подразделяются  на  восточно-деспотические,  основанные  на  азиатском способе производства;  античные  (рабовладельческие),  в число которых входят  рабовладельческие государства,  выросшие на  основе  классической  древности (например,  монархия  рабовладельческого  Рима);  феодальные,  к которым относятся раннефеодальные,  отличавшиеся  большой степенью  децентрализованности,   сословно-представительные,  в которых власть  монарха была  ограничена  тем  или  иным  сословно-территориальным  представительством  (во  Франции -  Генеральными  штатами,  в  Англии - Парламентом,  в  Испании - Кортесами  и  т.п.),  и  абсолютные   (абсолютизм,  самодержавие),  в которых власть  полностью  принадлежит одному  лицу  и складываются  такие государственные институты,  как наемная армия (в России  ее  не  было),  чиновничество,  королевская казна с системой  податей и т.д.;  буржуазные,  в которых власть  короля  ограничивается  конституцией  и  парламентом  и  которые  подразделяются   на  дуалистические,  когда монарх  сохраняет всю полноту исполнительной  власти  (в частности,  назначает министров,  ответственных перед ним),  и парламентарные,  когда монарх  как глава  исполнительной  власти  ограничен в правах  и,  в частности,  назначаемые им  министры  зависят от  вотума  доверия парламента  (например,  Великобритания,  Швеция).
      Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
      Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципата и период доминанта. При принципате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
      В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия (доминант). Полностью  исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью  в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Порядок поддерживается при помощи административно–судебного и военного аппарата.
      Феодальная (средневековая  монархия) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .
      Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия,  Дания, Испания и др.).
Конституционная монархия бывает парламентской и  дуалистической.
   Парламентская монархия характеризуется основными свойствами :
    Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;
    Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
    В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической;
    Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
    Правительство согласно Конституции несет ответственность перед Парламентом.
   При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии. В настоящее время “классических”, “чистых” дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.
         Монархия как форма  правления - это сложный конгломерат  власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как  показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условиях достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.
         Географические факторы, исторические традиции, национальная психология, также как и соотношения  классовых сил в некоторых  государствах привели к возникновению  другой формы правления –  республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.
      Республика  – такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок20.
      Общими  признаками республиканской формы  правления являются:
      существование единоличного и коллегиального главы государства;
      выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
      осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
      юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
      обязательность решений верховной государственной власти.
      Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
      Органы  республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
      Надо  обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения “власти – подчиненные” в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.
      Впервые идею разделения власти глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном  труде “О духе законов”  Ш.Монтескье (ХVII век). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии21.
      Вместе  с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как  гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов (администрации, управлении делами, комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например: в реализации его права законодательной инициативе.
      Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. Республика – это такая  форма правления, при которой  все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно– организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
      Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).
      Высшим  органом государственной власти в Афинах было народное собрание, которому подчинялись все остальные органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. Главной  функцией народного собрания было принятие законов, но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность . 
      Народное  собрание объявляло войну и заключало  мир; ведало высшими сношениями; избирало военноначальников (стратегов); ведало религиозными делами, вопросами продовольствия,  конфискацией имущества.
      Высшим  исполнительным органом власти был  совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений  и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг  был чрезвычайно влиятельным  органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания, контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов (высших должностных лиц) и бывших архонтов, которые назначались пожизненно. Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций, и он превратился в судебный орган.
      Спартанская аристократическая  республика (V-IV вв. до н.э.). Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
      Формально верховная власть принадлежала двум царям, фактически она ограничена в  пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, ведали делами культа.
      Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета, избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войска.
      Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось  установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и мира, назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание, а позже народный трибунат, делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.
      Заслуга римской государственности состоит  в том, что она оказала большое  влияние на характер и структуру  государственной власти ряда стран  более поздних цивилизаций. Но в  большей мере были восприняты положения  римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности. Они подразделяют систему права на две части: право частное и право публичное.
      Города  – республики (феодальные республики). Возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы.
      Ярко  выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя –  в Италии, Новгород и Псков. Вольные  города складывались и в Германии, Англии, где основную роль играли купцы и ремесленники.
      Наиболее  существенной чертой многих городов–республик  было признание свободы граждан  и свободы рыночных отношений.
      Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. Все больше наполнялась демократическим содержанием.  Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентские и  президентские
      Парламентарная  республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит Парламенту22
        В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед Парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов Парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска Парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 

        Как правило, глава государства в подобных республиках избирается Парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение Парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
   Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и так далее.
    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед Парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
   Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
     Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства23.
     Наиболее  характерные черты президентской  республики:
    внепарламентский метод избрания президента и формирования  правительства;
    ответственность правительства перед президентом, а не перед Парламентом;
    более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
           Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.