На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Первые Романовы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 
 

     После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток  русского общества преодолеть Смуту  на русском престоле оказались бояре  Романовы.
     Историческая  заслуга бояр Романовых заключается  в том, что они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.
     В эпоху правления первых Романовых  произошли такие важные события, как принятие первого печатного  законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины  и России.
     Благодаря усилиям Михаила Федоровича и  Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых. К правлению первых Романовым историки относят периоды правления Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.), его отца Филарета(1619-1633гг.) и сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).
     Эволюционные  процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка  традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и  накопление знаний отразились на характере  культуры. Для периода правления.
     При правлении первых Романовых происходят следующие глобальные изменения  в культуре и искусстве: 1) рушатся  иконографические каноны; 2) достигает  апогея любовь к декоративной проработке деталей и полихромии в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, приобретшего невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. 
 

Начало  царствования 
 

     Принимаясь  за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости, болезненности  и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому  около него собрался круг приближенных придворных, среди которых первое место занимала семья Салтыковых, родственников государевой матери. В придворной жизни Салтыковы  играли большую роль и злоупотребляли своим влиянием. Они решились даже на то, чтобы расстроить брак царя Михаила  с избранной им невестой Марией Холоповой и добились ссылки ее в Сибирь. Родовитые бояре, имевшие большое значение в смутное время, стояли далеко от молодого государя, заседая в боярской думе, они не были ближайшими советниками царя. Таким образом, до 1619 года государством правили старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых.
     В первые годы своего царствования царь Михаил правил с постоянной помощью земского собора, который действовал в Москве в течение целых десяти лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Собор не ограничивал царской власти; напротив сам царь не хотел править без собора. Страна была разорена, население напугано смутами и еще плохо подчинялось порядку. Для государя было необходимо, чтобы все важные распоряжения московской власти были обсуждены и одобрены на соборе. Тогда только получалось уверенность, что принятая мера будет исполнена везде и всеми без прекословия. Поэтому царь устраивал так, чтобы вместе с его указами посылались одинаковые указы и от собора. 
 

Двуглавое правительство 
 

     Летом 1619 года возвратился из плена в  Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после  смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом , в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что сам царь не выходил из его воли. До самой кончины он правил государством с редкой энергией и твердостью. До приезда Филарета молодым и неопытным, тихим и мягким Михаилом вертели, как хотели бояре-советники, часто люди малосведущие в делах управления, но агрессивно-эгоистичные и властолюбивые. С появлением царского отца некоторым из них пришлось уйти в тень. При нем лишились своего значения Салтыковы, и вообще не стало сильных фаворитов.
     Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он судил и рядил  сам; только уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции  светских, общегосударственных учреждений.
     В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предложен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То что было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большой твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей. Главные заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и городах. При Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские судьи». В смутное время во все города были посланы воеводы, которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Таким образом, воеводы заменили самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки покрывали воевод. Великие государи, узнав об этом, принимали различные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Было решено отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому, выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.
     Равномерность в распределении государственных  повинностей также не была достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с  земским собором в 1619 году великие  государи постановили произвести полную опись всех населенных земель государства  в дозорных книгах и писцовых книгах и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести  в пользу государства каждый землевладелец. Совершив опись, постановили следить  за тем, чтобы все городские и  сельские жители служили и платили  каждый в свою меру, по справедливости. Однако служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и  повинностей, ссылаясь на то, что они  разорены смутой, и не в силах  служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для  устройства сословий. 

?
Борьба  с врагами государства.
Выведение страны из Смутного времени. 
 

     На  первом месте в начале царствования Михаила Федоровича была борьба с  врагами государства, казаками и  иноземцами. Заруцкий, убежав из-под Москвы, захватил Астрахань и думал образовать там свое государство под главенством персидского шаха. Он собирал вокруг себя казачьи шайки и общался с шахом. Узнав об этом, из Москвы послали на Астрахань войско и всячески просили казаков сидевших на Дону, не помогать Заруцкому. Жестокость Заруцкого оттолкнула астраханцев и они прогнали его еще до прихода московского войска. Он бежал на реку Яик, где его догнали московские воеводы и взяли в плен. Заруцкого казнили, а его казаки разбрелись. Так миновала опасность от казаков сосредоточенных на юге – на Дону и южной Волге. Но оставались мелкие казачьи шайки в самом государстве. Они бродили по областям, живя грабежом и разбоем, и не хотели подчиняться правительству. Выслеживать и ловить их было трудно. Когда же они собирались вместе, то становились дерзкими и отваживались на открытый бой с царскими войсками. Так в 1614 году атаман Баловень повел к Москве большие толпы «воровских казаков». Их встретило войско воеводы Лыкова-Оболенского. Лыков разбил казаков, поймал Баловня и привел в Москву тысячи сдавшихся ему «воров». После этого казаки присмирели. Но продолжали действовать пришлые литовско-польские разбойники. Особенно отличался среди них воевода Лисовский, который в продолжении нескольких лет обходил и грабил все московское государство. Кроме него бесчинствовали «черкесы », забиравшиеся далеко на север, даже к Белому морю. Много времени и усилий понадобилось, чтобы истребить этих «воров» и обеспечить некоторую безопасность в стране.
     В то же время шла борьба со шведами  и с королем Сигизмундом. Шведы  продолжали занимать Финское побережье  и Новгород с окрестными городами и требовали, чтобы новгородцы присягнули на верность шведскому королю. Московские войска пытались отбить Новгород у  шведов, но неудачно. В свою очередь  шведский король наступал дальше и  осадил Псков(1617), однако взять его  не смог. При посредстве голландских  послов и английского купца Джона  Мерика начались переговоры о мире между шведами и русским. В 1617 году в селе Столбове был заключен договор о мире. По Столбовскому договору, Новгород и некоторые другие города были возвращены Москве; у шведов осталось Финское побережье от Нарвы до Корелы. Обе стороны были довольны тем, что окончилась война, хотя Москва не могла примириться с потерей морского берега.
     Король  Сигизмунд не признавал Михаила  Федоровича законным московским государем  и продолжал считать себя и  своего сына обладателями московского  престола. В свою очередь, московские послы не желали признавать власти короля, считали Владислава лишенным Московского царства и требовали  возвращения Смоленска и прочих городов, захваченных поляками. На эти  условия поляки не шли, и переговоры сменялись военными действиями. В 1617 и 1618 годах королевич Владислав  предпринял большой поход на Москву. Осенью 1618 года он подошел к московским стенам, но встретил сопротивление. Поляки отступили к Троице-Сергиеву монастырю. Там, в деревне Деулине, начались переговоры о мире. Обе стороны проявили некоторую уступчивость: стало возможным достигнуть, если не полного мира, то хотя бы перемирия. Оно было заключено на 14 с половиной лет, с временной уступкой королю Смоленска и северских городов и с условием, что поляки вернут из плена митрополита Филарета и произведут обмен вообще всех пленных. Однако вечный мир между Москвой и Польшей был невозможен, так как Москва не могла навек отказаться от Смоленска, а король и королевич не могли отречься от московского престола.
     Романовы  наполнили государственную казну: они обложили налогом всё новые категории населения; правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим продуктом питания, население закупало её в больших количествах), чеканили медную монету вместо серебряной; брали взаймы у крупных монастырей и не возвращали долгов; активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.
Эти основные меры позволили Романовым вывести  страну из глубочайшего политического  и экономического кризиса. Последствия  Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет.
     В правление первых Романовых произошли  важнейшие события русской истории: принятие Судебника 1649 г., церковные  реформы патриарха Никона 1653 г., воссоединение  Украины с Россией 1654 г.
Принятие "Соборного  Уложения" 1649 г. В правление Алексея  Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.
     Соборное  Уложение состояло из 25 глав и содержало  около 1000 статей. "Уложение" было впервые отпечатано типографским способом тиражом в 2000 экземпляров и оставалось действующим вплоть до 1832 г.
     В "Уложении" наиболее важными были три группы глав.
В одной группе глав говорилось о преступлениях  против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это свидетельствовало о  том, что в России фактически сложилась  абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране обладал  царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридически.
     Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по "Уложению" за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству, при условии, что сыновья  дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи "Уложения" свидетельствовали  о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый  слой феодалов - дворянство - всё более  уравнивался в правах с боярством.
     Важнейший раздел "Уложения" был посвящён крестьянам и посадским людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому  и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход  из одного посада в другой, переход  от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали  розыску.
     "Соборное  Уложение" 1649 г. завершило долгий  процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.
Церковные реформы  патриарха Никона. В правление  Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные  реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.
     И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
     Но  к этому времени в Москве и  Константинополе установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что  во времена принятия Русью православия  в Византии действовали два церковных  устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме  того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные  книги переписывались от руки.
     Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь играла ту роль в православном мире, какую  играла Константинопольская, т.е. стала  наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти  на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.
     В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные  книги стали приводиться в  соответствие с греческими.
     Но  реформы вызвали резкий протест  части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным  порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия сводились: по каким образцам - греческим или русским унифицировать церковные книги, креститься двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.
     Но  причина неприятия реформ была более  глубокой. Церковные споры в Византии были обычным делом. Византия была наследницей  Римской империи. Византийцы впитали  культурное наследие Рима. Византийцы привыкли, могли мыслить. У восточных  славян культурного наследия не было. Размышлять, вести богословские споры  восточные славяне не могли. Поэтому  ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной  веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят  как отказ от заветов отцов.
     В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ  посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и  представители некоторых знатных  боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича  царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова. Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где  в земляной тюрьме они и умерли.
     Протопоп  Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.
     Патриарх  Никон также впал в немилость  царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха  и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен  патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском  монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
     С тех пор единая Русская Церковь  расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь. 
 

Положение сословий 
 

     Служилые  люди жаловались на то, что их поместья находятся в беспорядке: владеют  ими люди, не имеющие права на поместное владение; крестьяне не сидят на местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало пашут. Правительство  заботилось о том, чтобы привести в порядок дворянское землевладение. Оно разбирало дворян по «статьям»: сгоняло с поместий неспособных; исправным увеличивало поместья и давало денежное жалование; вдовам и сиротам дворян давало на прожиток небольшие участки земли. В итоге  через 15-20 лет дело венчалось успехом, и поместное землевладение было более или менее устроено. Отношения  помещиков с крестьянами уладить  было труднее, т.к. ничто не могло  заставить крестьян оставаться в  разоренных поместьях и вотчинах. Они искали мест, где им было лучше, и шли в богатые имения, или  убегали в казаки на Дон.
     При царе Михаиле, когда подати были по необходимости тяжелы, много тяглых людей, в особенности в городах, уходило из тягла или старалось  так или иначе уменьшить свою подать. Одним из способов было «закладничество». Тяглый человек вступал в зависимость от такого землевладельца, который вовсе не платил податей со своих владений, отдавал свой двор в залог боярскому приказчику, сам становился боярским человеком и продолжал жить на своем дворе, но уже не считался человеком общины и не платил государственных податей. Закладничество было большим злом для тяглых общин, потому что отнимало у них и земли, и плательщиков. Закладчики умели соблюдать законные формы и прибегали к тонким уловкам, поэтому при царе Михаиле с закладчиками ничего поделать не могли. Были и другие способы если не избавиться от тягла совсем, то хотя бы уменьшить его. Так подать собиралась с паханой земли, то стоило лишь уменьшить свою запашку, чтобы платить меньше. Крестьяне старались пахать по возможности меньше и искали обеспечения в других промыслах. Правительство терпело от этого прямой убыток, т.к. не получало такого дохода, на какой рассчитывало по старине. Чтобы выйти из затруднения и увеличить свои сборы, оно стало назначать подати не с земли, а со двора. Так постепенно совершалась важная реформа: место поземельной подати заступала подворная.
     Нуждаясь  постоянно в средствах и не собирая достаточно денег с населения, московское правительство думало получить большие выгоды для себя и для  народа от торговли с иностранцами в Архангельске. Чтобы привлечь иностранцев, особенно англичан, в Белое море, царь Михаил дал им большие льготы: англичане беспошлинно, а голландцы  с малою пошлиною могли торговать  не только в Архангельске, но и в  других городах Московского государства. Торговля действительно оживилась, но все выгоды от этого оказались  на стороне иностранцев: они забрали  в свои руки всю внутреннюю торговлю и так затеснили русских купцов, что не переставали жаловаться и  просить о том, чтобы иностранцев  удалили из страны. Однако государь не мог удовлетворить этих просьб. Необходимость заставляла его постоянно  прибегать к иноземцам. Иностранные  офицеры обучали московских людей  военному строю и устраивали в  Москве регулярное войско, целые полки  «солдат», «драгун» и «рейтар»: войны  смутного времени показали необходимость  такого войска. Иностранные техники  пытались искать в разных частях государства  золото и серебро, медь и железо. Они устраивали даже заводы по обработке  найденных руд. Иностранные доктора  лечили царскую семью и московскую знать, и завели в Москве первую казенную аптеку. Все иностранные мастера  призывались в Москву на хорошее  жалование. Словом, после тяжелой  смутной эпохи москвичи поняли необходимость  практических заимствований с запада и невыгоды прежней обособленности и отчуждения от иноземной культуры. При таких условиях для царя Михаила  было трудно решиться отнять торговые привилегии у англичан и голландцев. 
 
 
 
 
 

Война с Речью Посполитой 
 

     После многих лет мирной работы над восстановлением  порядка в государстве московские государи решились возобновить войну с Речью Посполитой за Смоленск. Поводом послужила смерть короля Сигизмунда (1632) и наступившее в Польше «бескоролевье»: до избрания нового короля поляки и литовцы не могли воевать. Московское войско численностью 32000 пошло к Смоленску, взяло много мелких городов на границе и осадило Смоленск. Во главе московских войск стоял боярин Шейн, тот самый, который в смутное время был воеводою в Смоленске и защищал его от короля Сигизмунда и хорошо знал город и его окрестности. Но, несмотря на это, осада затянулась на долго. Через восемь месяцев на помощь Смоленску успел подойти вновь избранный король Владислав Сигизмундович. Он не только отбил русских от города, но и окружил их самих в их, же лагере. Утомленные долгой войной московские войска не выдержали натиска войск Владислава, и Шейн вступил в переговоры с королем. Он согласился отдать полякам все свои пушки и обозы и уйти в Москву (1634). За это его казнили в Москве как изменника. Война продолжалась, но без успеха для Владислава. Поэтому летом 1634 года он начал переговоры о мире. На пограничной речке Поляновке польские и московские послы заключили вечный мир. Смоленск и другие города, захваченные Сигизмундом в смуту, остались за Речью Посполитой. Владислав, в свою очередь, отказался от всяких прав на московский престол и признал Михаила Федоровича царем.
     Только  окончилась война с Польшей, как  стала грозить война с турками  и татарами. Крымские татары не переставали  тревожить южные границы московского  государства, а донские казаки при  первом удобном случае выходили по Дону в Азовское и Черное море и  грабили турецкие и татарские  поселения по берегам. Московский государь по этому поводу сносился с турецким султаном и крымским ханом; обе стороны  жаловались на грабежи, но унять их не могли. Для того чтобы не пускать  татар внутрь государства, московские власти на Украйне и диком поле продолжали строить города и укреплять границы, как это делалось до смуты при Грозном. А турки, имевшие в устьях Дона свой город Азов, настроили около него укреплений и совсем перекрыли казакам выход в море. Казаки собрались с силами и пошли на Азов войной (1637). После короткой осады город был взят и все население в нем вырезано. Казаки засели в крепости и послали в Москву известие о своем подвиге. Однако царь Михаил не поддержал казаков, решив, что это опасное самовольство казаков, которое может повлечь за собой гнев сильного султана. В 1641 году большое турецкое войско прибыло отбирать Азов, но казаки держались с отчаянным мужеством и отстояли город. Турки ушли с большими потерями; а казаки, понимая, что им одним не продержаться, если турки возобновят нападения, отправили послов в Москву с просьбой о помощи. Они просили государя взять Азов под свое покровительство и прислать им денег, людей и провизии. Дело было сложное. В Москве хотели взять Азов: это был важный торговый и военный пункт. Но взять Азов значить навлечь войну с турками, врагом сильным и опасным. В январе 1642 года царь собрал земской собор, где было согласовано, что Азов надо бы принять. Но в тоже время все земские люди и служилые и тяглые, объясняли государю, что им трудно служить и платить, так как они разорены тяжелыми повинностями и угнетены дурной администрацией. Узнав настроение собора, государь отказался принимать Азов, посчитав это дело трудным и рискованным. Он приказал казакам покинуть Азов. Те вышли из города, разорив его до основания, и Азов снова стал турецким. Так окончилось Азовское дело. 
 

Культура  времен великих государей 
 

     Культура  времени Михаила Федоровича и  Филарета, оставаясь во многом традиционной, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые  сдвиги. Появлялись новации, которые  в комплексе с другими факторами  развития, позволяют говорить о XVII веке как эпохе начала новой истории  России. Если в хозяйстве появляются новые завязи, элементы буржуазных отношений, государственно-политическом плане – расцвет, хотя бы временный, сословно-представительного начала в лице земских соборов, то в культурной жизни – это начало демократизации, усиления западного влияния. В ряде случаев элементы нового выражены слабо, но за ними будущее. Смута «вытолкнула» к активной деятельности большие  массы людей и они проявляли  себя в деле спасения и восстановления Отечества, в политической жизни  и в культуре. Если в предыдущие столетия главным субъектом культурной, духовной жизни были представители  церкви, то в XVII веке выдвигается целая  плеяда мастеров из среды дворян, приказных  людей, посадского сословия. Будучи людьми верующими, они больше склонялись к  светским сочинениям, мотивам. Они интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым, церковный традициолизм в культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями.
     Все шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счетную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские  грамотеи; по всей России трудились десятки таких учителей. Много книг издавал Печатный двор. Среди них – букварь Василия Бурцева (1634), стоивший одну копейку. Его тираж – несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. Появились и другие книги. В библиотеке царя Михаила, помимо духовных имелись сочинения Аристотеля, «О Троицком осадном сидении» и другие. В смутное время печатное дело, как и многое другое, было разрушено. Сгорел Печатный двор со всеми типографическими приспособлениями, мастера, оставшиеся в живых, разошлись по разным городам.
     По  случаю воцарения Михаила Романова составили «грамоту утверждённую», «Новый летописец» (1630 год) и другие памятники. В них прославляются  Михаил и Филарет, обосновываются права  Романовых на престол. Те же идеи развивают  некоторые повести и сказания о Смутном времени.
     Приведенные данные говорят о том, что, несмотря на потрясения смутного времени, имелись  и люди, знавшие хорошо «книжное учение», и те, кто умел это ценить (в данном случае правящие верхи  во главе с молодым государем). Печатный двор к концу правления  царя Михаила – крупное по тому времени предприятие: более полутора десятка работников разных специальностей, более десятка станков и другое типографское оборудование. К 1648 году, три года спустя после кончины  Михаила, в типографии хранилось  около одиннадцати с половиной  тысяч экземпляров различных  книг. Заметно продвинулись русские  люди в накоплении научных знаний, технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном деле. Так русский мастер в 1615 году изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Часы на Спасской башне Московского  Кремля сделали устюжские кузнецы  крестьяне Вирачевы – дед, отец, внук, а проект подготовил англичанин Христофор Галлоуэй.
     Русские мастера делали водяные двигатели  для мануфактур. «Книга сошного письма»(1628-1629) дает указания о способах измерения  земельных площадей; «Роспись» начала XVII века – об установке труб для  подъема с разных глубин соляного раствора. Существовали руководства  по изготовлению красок, олифы, чернил; травники, лечебники. Географические познания люди черпали из «Нового чертежа» (1627) – карты земель между Доном  и Днепром, «Книги по Большому чертежу» - список городов и расстояний между  ними. А «землепроходцы» и «мореходцы»  в первой половине века прошли всю  восточную Сибирь, Забайкалье, вышли  к Тихому океану. Описания обширных пространств и их чертежи они  присылали в Москву. А в статейных  списках русские послы и их помощники сообщали сведения об иноземных  государствах.
     Усилиями  властей послесмутной поры возобновляется по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлевские стены и башни; одна из них, Спа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.