На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система России и основные пути её совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение  …………………………………………………………………………с.3
1 Налоговая система: общая характеристика……………………………....с.5
      1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………….с.5
     1.2 Принципы налогообложения……………………………………….....с.9
      1.3 Виды налогов…………………………………………………………..с.13
2 Особенности налоговой системы в России………………………………...с.20
     2.1 Трансформация налогообложения  в России…………………………с.20
     2.2 Основные направления совершенствования налоговой
     системы России…………………………………………………………….с.24
Заключение  ………………………………………………………………………с.29
Список  использованных источников и литературы………………………..с.31 

Приложение А Функции налоговой системы……………………………………с.34
Приложение Б Виды налогов в Российской федерации по
принадлежности  к уровню власти………………………………………………..с.35
Приложение В  Налоговые ставки: межстрановое сопоставление………………с.36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вопросы налогообложения значимы для  любого государства. Налоговые поступления  служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для  выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
     Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает  необходимость выполнения государством оборонных - обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ; экономических - создание и управление государственным сектором в экономике, программирование и регулирование экономики; социальных - социальные выплаты или дотации населению, забота о малоимущих слоях общества; экологических и других функций.
     Важную  роль, которую играет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно общегосударственным финансам, системе государственных и муниципальных бюджетов, принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Причем, в подавляющем большинстве стран основным источником доходов государства являются взимаемые с юридических и физических лиц налоги.
     Значимость  налогов для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических  и прикладных проблем формирования налоговой системы Российской Федерации.
     Целью курсовой работы является более подробное изучение налоговой системы России и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
     Объект исследования - налоговая система РФ.
     Предметом исследования – направления совершенствования налоговой системы России.
     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
     - раскрыть сущность налогов и налоговой системы;
     - дать характеристику принципам  налогообложения;
     - рассмотреть виды налогов;
     - охарактеризовать трансформацию налогообложения в России;
     - сформулировать направления по совершенствованию налоговой системы России.
     В целом, можно отметить высокий уровень  разработанности темы вопросов реформирования налоговой системы в РФ. В отношении  уровня правового регулирования рассматриваемых вопросов можно отметить, что с принятием Налогового Кодекса, налоговая система России была существенно реформирована, снят ряд противоречий, урегулированы наиболее сложные и спорные вопросы налогового права, расширены права налогоплательщиков, более определенно сформулированы права и обязанности налоговых органов.
     Источниками информации при подготовке исследования являлись законодательные и нормативные  акты, учебная и научная литература по экономике и финансам, публикации в специализированных периодических изданиях.  
 

1 Налоговая система:  общая характеристика 

1.1 Сущность налогов  и налоговой системы 

     Налоги  и налоговая система — это  не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
     Налоги  известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал, что в этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов.
     Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. (8, С. 171) Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
     Первоначально роль налогов сводилась только к  реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
     Налоги  сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
     Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения: юридическое или физическое лицо. С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей - фискальная функция налоговой системы– см. приложение А. (15, С. 306)
     Другое  состоит в стимулировании посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики - регулирующая функция налоговой системы.
     Совокупность  взимаемых в государстве налогов и других платежей: сборов, пошлин образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. В своей совокупности они образуют в России Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.
     Далее определим некоторые понятия элементов налоговой системы.
     Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся номинальным плательщиком налога. (23, С. 129) Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени с номинального плательщика на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
     Носитель  налога — лицо, которое фактически уплачивает налог, несет налоговые расходы.
     Объект  налогообложения — доход/прибыль, имущество - материальные ресурсы, цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица - подушный налог, утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Иначе говоря, человек платит налог не за свое существование, а за наличие у него доходов, имущества, за продажу и покупку товаров.
     Объект  налогообложения не всегда совпадает  с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.
     Налоговая ставка, или норма налогообложения — это величина налога на единицу обложения: доход, имущество и другое. Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.
     Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
     Совокупность  налоговых ставок и налоговых  льгот составляет налоговый режим.
     Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 1990-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она оказалась недостаточно эффективной, в связи с чем подвергалась и все еще подвергается реформированию. Итогом реформ стал принятый в 2003 году Налоговый кодекс (31, С. 40), в котором закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа. Однако установленные Налоговым кодексом РФ виды налогов, налоговые ставки, налоговые льготы, другие условия налогообложения все еще подвержены дискуссиям и изменениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Принципы налогообложения 

     Не  всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. (27, С. 184) Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения А. Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.
     1. Подданные государства должны  по возможности, соответственно  своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода: рента, прибыль, заработная плата, является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.
     2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.
     3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.
     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брат и удерживал из кармана  народа возможно меньше сверх  того, что он приносит казначейству государства.
     Как видно из приведенного текста, Смит исходил из следующих принципов налогообложения: (17, С. 85)
     - равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;
     - определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени - это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия;
     - простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
     - неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
     В рационально построенной системе  налогообложения проявляется стремление соблюдать эти принципы, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени, определяемый как отношение суммы налоговых платежей к величине налогооблагаемого или общего дохода налогоплательщиков, устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.
     Однако, хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария как прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой — формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.
     Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к  современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе формирования нынешней российской налоговой системы было проявлено стремление использовать следующие принципы: (9, С. 327)
     - всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, и части субъектов, владеющих имуществом;
     - стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
     - равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода/прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;
     - обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;
     - социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные организации и группы населения;
     - горизонтальная справедливость — находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;
     - вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.
     Легко видеть, что наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем представляется, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще по крайней мере три пункта.
     Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.
     Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью  в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.
     В-третьих, налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.
     Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудносовместимы, противоречивы. В этом наряду с экономической нестабильностью, недостаточностью средств государственного и муниципального бюджетов состоит причина постепенно преодолеваемой неустойчивости российского налогового законодательства, изменения видов налогов и налоговых ставок.
     Впрочем, динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса страны в целом. Так что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. К тому же следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80—90% поступлений в государственный бюджет (29, С. 38), поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Виды налогов 

     Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более 100 лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и не столь чувствительными для населения.
     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
     - по характеру налогового изъятия: прямые и косвенные;
     - по уровням управления: федеральные, региональные, местные, муниципальные – см. приложение Б; (19, С. 206)
     - по субъектам налогообложения: налоги с юридических и физических лиц;
     - по объектам налогообложения:  налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и так далее;
     - по целевому назначению налога: общие, специальные.
     Проанализируем  прежде всего разделение налогов  на прямые и косвенные.
     Прямые  налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их как видимые, очевидные, прямые потери вследствие уменьшения своего дохода на величину налоговых изъятий либо в связи с необходимостью вносить налог, например, на имущество из других собственных источников. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.
     Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом, посредством введения надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины - налоги на экспорт и импорт, налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
     Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы и богатство, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления.
     Представляется  целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.
     Идентифицируем  основные виды налогов, следуя указанным  признакам.
     К прямым налогам относят: (13, С. 178)
     1. Налог на доходы физических лиц. Источник и объект совпадают непосредственно.
     2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник—облагаемая прибыль.
     3. Налог на доходы от денежных капиталов. Источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты, получаемые по вкладам в банках.
     К косвенным налогам относят:
     1. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога являются денежные средства собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении.
     2. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — его наличные денежные средства.
     3. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — деньги субъекта налогообложения. В РФ этот налог отменен.
     4. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей: (12, С. 191)
     а) налога на эмиссию акций, облигаций  и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;
     б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.
     В первом случае объектом налогообложения  является стоимость ценных бумаг - доход от продажи акций, так что источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущие средства субъекта налогообложения. Такой налог следует считать косвенным.
     5. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — средства потребителей, покупателей. Источник и объект не совпадают.
     6. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот товаров в денежном исчислении. Источником могут служить как средства потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают. В РФ не применяется.
     7. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров, работ, услуг. Источником могут быть как средства потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени.
     8. Налог на вмененный доход предпринимателя. Объектом налогообложения служит предполагаемый, ожидаемый, расчетный доход предпринимателя, именуемый вмененным. По замыслу это прямой налог, но если реальный доход меньше вмененного, то налог становится косвенным.
     Виды  налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения: на рубль дохода, на автомобиль, на собаку, на гектар земли. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
     Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. (30, С. 184) Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта - дохода, прибыли, имущества. Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.
     При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-м налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-м налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение посленалоговых доходов более равным, чем распределение до вычета налога – см. рис. 1. (34, С. 129) 
 

 

Рис. 1. Влияние  прогрессивных налогов на распределение доходов населения 

     Целесообразно выделять два типа прогрессивных  шкал налогообложения: построенные  по принципу простой и сложной  прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и предельным значением суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка становится средневзвешенной по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Шкалы, построенные по принципу сложной  прогрессии, распространены в мире. В России по сложной прогрессивной шкале взимался налог на доходы физических лиц до 2001 года. (11, С. 42)
     Ставки  регрессивного налога наоборот понижаются по мере увеличения объекта налогообложения - например, дохода; и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.
     Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.
     В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.
     Количество  уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.
     Если  в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.
     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические, или целевые. Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение: отчисления на социальные нужды, на медицинское страхование, транспортный налог и другое
     В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности налоговой системы в России 

2.1 Трансформация налогообложения  в России 

     Как это ни странно на первый взгляд, но при планово-директивной системе хозяйствования граждане практически не декларировали, за редкими исключениями, ни свои совокупные денежные доходы, ни имущество. Налоги с граждан взимались в основном по месту работы в виде подоходного налога с заработной платы работника, да еще в виде профсоюзных и партийных взносов. Оригинальной сталинской формой налогообложения была принудительная подписка на государственные займы. Любопытно, что государство предпочитало брать налоги в основном с предприятий, что менее заметно для работников, подоходный налог на заработную плату которых составлял примерно 10% общего налогового бремени. (24, С. 371) Однако, и перестройка, и рыночные реформы на своем первом этапе не внесли существенных изменений в эту налоговую пропорцию.
     В период господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц - предприятий, было весьма ограниченным. Необходимую государству сумму налогов оно получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Однако кроме этих налогов государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных предприятий. Правда, по мере расширения зоны действия хозяйственного расчета неналоговое изъятие денежных средств предприятий стало терять силу.
     Одной из важных целей налогообложения  того периода была перекачка денег  рентабельно работающих предприятий в дотации нерентабельным.
     Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к  подоходному налогу и налогу на сельскохозяйственную продукцию. Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог соответственно пропорциональным. Как уже было отмечено ранее, налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 года в результате принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Принятие этого закона знаменовало намерение положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа: (3, С. 167)
     а) всеохватность субъектов налогообложения, то есть охват налогами всех хозяйствующих субъектов;
     б) однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом  за один и тот же период времени.
     Первый  принцип реализуется посредством  обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. Без отметки налоговой инспекции на учредительных документах регистрируемой новой организации банки не вправе открывать ей расчетный счет и тем самым она не может проводить официальные финансовые операции.
     Второй  принцип реализуется таким построением  системы налогов, которая позволяет  избежать двойного налогообложения. В реальной практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой, и в явной формах.
     Теоретически  налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2—3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до сведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее уверенно планировать финансовую деятельность на предстоящий год. Принцип стабильности заложен в основу принятого в 2001 году Налогового кодекса Российской Федерации, но реально такая стабильность еще не достигнута.
     Если  говорить в целом о развитии системы  налогообложения в России, то нужно  указать на присущие ей следующие свойства:
     1)  наличие минимальной суммы дохода, вообще не облагаемого подоходным  налогом;
     2)  изменение величины налога, измеряемой в абсолютном выражении или в процентах к доходу, в зависимости от величины дохода;
     3)  наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога;
     4)  сведение разных видов дохода  одного гражданина в единый  общий доход;
     5)  налоговые льготы и освобождение  от налога определенных категорий  граждан и видов доходов;
     6)  санкции за сокрытие доходов и неуплату налогов;
     7)  организация учета и контроля  доходов, взимания налогов. 
     Рассмотрим  совокупность наиболее характерных  применяемых в России видов налогов, разделенную - как уже было отмечено ранее - на федеральные, субъектов федерации и местные – см. приложение Б. (19, С. 206)
     Дополним  эту схему кратким комментарием. Среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, налог с доходов физических лиц, акцизные сборы, таможенные пошлины. Ощутимый вклад в государственный бюджет стали вносить налог на операции с ценными бумагами и социальный налог.
     Есть  основания полагать, что повышается роль федеральных налогов в виде платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Очевидно, что ресурсные платежи должны стать одним из перспективных источников увеличения налоговых поступлений. Это подтверждается тем, что в России объем изымаемых в области природопользования в доходы бюджетов средств существенно ниже, чем в большинстве ресурсодобывающих зарубежных стран. Так, в России относительный вклад в доходы нефтегазовых отраслей ниже, чем в Мексике, Венесуэле, Индонезии, Нигерии, Норвегии.
     Для формирования доходной части республиканских  бюджетов субъектов федерации определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.
     В совокупности местных налогов весомая  роль принадлежит земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сбору за право торговли, целевым сборам с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на обустройство городов и населенных пунктов, на поддержание и развитие системы образования.
     Возникает вопрос: сколько видов налогов  следует применять? На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса остается около 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще 4 основных вида добавлены в штатах и местных самоуправлениях. (26, С. 57)
     С введением в России Налогового кодекса произошла определенная стабилизация параметров налогообложения, но система налогов и налоговых ставок все еще имеет тенденцию к изменению.
     Безусловно, что по мере продвижения российской экономики к развитым формам рыночных отношений все возрастающую роль станут играть местные налоги, служащие основой формирования доходов местных бюджетов. Именно местные бюджеты должны принять на себя основную тяжесть расходов, содержать многочисленные муниципальные службы.
     В системе налогообложения юридических лиц - предприятий России в переходный период сложилась определенная структура, совокупность видов налогов, которыми облагаются юридические лица.
     Совокупное  налоговое бремя на юридических  лиц в основном складывается из следующих  видов налогов, налоговых отчислений, платежей: (10, С. 36)
     а) налоги, включаемые в себестоимость продукции:
     - отчисления во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
     - плата за землю;
     - налог на автотранспортные средства;
     б) налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия:
     - налог на прибыль;
     - платежи за ресурсы;
     - налог на имущество юридических лиц;
     - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
     - местные налоги.
     Естественно, что эту структуру нельзя считать окончательной и устоявшейся, предстоят дальнейшие ее изменения. 

     2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы России 

     В России за счет налоговых доходов  формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям: во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%. (2, С. 31)
     В налоговой политике государства  реализуются две из трех функций налога: фискальная, или распределительная и регулирующая — с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями. Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения. Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов, призванных способствовать предпринимательской и трудовой активности граждан, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов.
     Реформирование  налоговой системы в течение  последних девяти лет обеспечило заметное снижение налогового бремени экономики, особенно в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и в сфере услуг. В выигрыше остаются организации и предприниматели, а также физические лица в качестве наемных работников, совокупная доля которых в структуре ВВП увеличивается.
     По  данным АО «Консультант Плюс», в 2008 году был принят 21 федеральный закон  с поправками в Налоговый кодекс РФ. Из них 13 принимались в последние 3 месяца года и прямо предусматривали противодействие экономическому кризису. (6, С. 47) В 2009 году вступили в силу более сотни существенных изменений налогового законодательства, 90% которых улучшали положение налогоплательщиков.
     Полученную  налоговую экономию следует рассматривать как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся через потребление, или дополнительный потребительский спрос и увеличение инвестиций в основной капитал, и как фактор стимулирования совокупного спроса и расширения валового внутреннего продукта.
     В условиях ограниченных возможностей снижения налогового бремени экономики возрастающее значение приобретают регулирующая, или стимулирующая функция налоговой политики, определение приоритетов в структуре налогообложения, выбор элементов налога, подлежащих обновлению и стимулирующих потребительский спрос, инвестиционную активность, сужение ненаблюдаемой экономики и теневых доходов. Последнее станет возможным при одновременном усилении налогового администрирования, в котором реализуется контрольная функция налогов. Так, снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26,0% с 1 января 2005 года не дало ожидаемого эффекта в части расширения налоговой базы за счет выведения заработной платы из тени в свет.
     В конечном счете совокупное номинальное налогообложение труда: налоги на заработную плату в течение 2000-2008 годов снизилось примерно с 55 до 39% (21, С. 48), что для работодателя означало сокращение налоговых расходов на рабочую силу. Но относительно дешевый труд, как известно, не способствует внедрению научно-технических достижений, обеспечивающих высвобождение рабочей силы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.