На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы бюджетного дефицита, его особенности, источники его покрытия и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
 


ВВЕДЕНИЕ
      Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
    Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все  финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в  бюджет, а государственные расходы  не превышают доходов.
    В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию  к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Международные  стандарты предполагают возможный  дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии  государственных ценных бумаг. С  позиций же интересов государства  наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние  займы и кредиты, так как они  не отвлекают финансовые ресурсы  из внутреннего денежно-кредитного оборота.
    Обслуживание  государственного долга (имеется в  виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно  оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
    Как ни печально, идеального решения проблемы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах –  это перманентный диалектический политико-экономический  процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых  актуальных проблем экономики.
    Целью курсовой работы является исследование теоретических основ  бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
    В соответствии с намеченной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:
    - раскрыть понятие и виды бюджетного  дефицита, причины возникновения  и социально-экономические последствия
    - определить источники финансирования  бюджетного дефицита
    - раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
    - рассмотреть дефицит бюджета  в зарубежной практике 

 


    1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита
    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, то есть превышение расходов бюджета над его доходами.
    В процессе принятия и исполнения бюджета  большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.
    Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
    Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами1. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
    Вторым  фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета  финансовых возможностей. Причем расходы  проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.
    Третьим фактором дефицита бюджета, который  к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование  денежного обращения и системы  расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.
    Бюджетный дефицит возник как результат  негативных явлений в экономической  и политической жизни государства  и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные  мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как  правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные  формы дефицита бюджета.
    Активный  дефицит бюджета дает возможность  подтолкнуть дальнейшее развитие экономики  и рост капитала. Пассивный –  подчиняется законам инфляции.
    Задание состоит в том, чтобы найти  возможность при помощи бюджетного дефицита стимулировать экономическое  развитие государства.
    Различают понятие стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, который  вызывается кассовыми разрывами  в исполнении бюджета или непредсказуемыми событиями и обстоятельствами.
    Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.
    Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана  с увеличением разрыва между  государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена  причинами, которые носят более  устойчивый характер. Так, в большинстве  развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:
    1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;
    2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;
    3) либерализация налогового законодательства  и как следствие этого снижение  величины налоговых ставок (без  соответствующей корректировки  государственных расходов);
    4) возрастание объема внешней задолженности.
    В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными  факторами:
    1) долгосрочной тенденцией в динамике  налоговых поступлений и государственных  расходов;
    2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
    3) текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.
    Очень часто, особенно в нашей стране и  в других странах с переходной экономикой, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.
    Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с  помощью следующих инструментов:
    1) «налоговой амнистии», которая  позволяет налогоплательщикам, ранее  уклонявшимся от уплаты налогов,  внести за один раз всю сумму,  равную определенной части общего  налогового сбора;
    2) мероприятий по сбору просроченных  налоговых платежей;
    3) введением временных или добавленных  налогов;
    4) отсрочками выплат заработной платы работникам государственного сектора;
    5) отсрочкой обязательной индексации  заработной платы в соответствии  с динамикой уровня инфляции;
    6) распродажей государственных активов;
    7) наличием скрытого дефицита
    Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных  расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный  долг растут, а реальный дефицит  и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.
    Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень  часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической  политики государства, прежде всего  макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и  социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного  спроса и доходы, уровень цен, состояние  платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.
    В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно  допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.
    Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства  разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным  финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.
    Следовательно, дефицит государственного бюджета  – финансовая ситуация, возникающая  в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму  большую, чем возможный размер всех его доходов.
    Глава 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета.
    Бюджетный дефицит может образоваться в  результате следующих причин:
    • чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
    • подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
    • как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.
    Существуют  глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы  бюджета превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют  место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности  функционирования отраслей экономики  и предприятий, не взвешенная социально-экономическая политика в государстве.
    Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, есть:
    • структурная разбалансированность экономики и несвоевременное и неэффективное проведение структурных превращений;
    • сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;
    • неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
    • значительный объем теневой экономической деятельности;
    • несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;
    • нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
    • потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.
    Мировая практика показывает, что положение  в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо  ведет к росту внутреннего  и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного  размера дефицита, что не считается  опасным состоянием и не требует  вмешательства государства в  регулирование бюджета. Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
    Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг. 

    2. Виды бюджетного  дефицита
    Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев2.
    По  характеру возникновения, бюджетный  дефицит может быть случайным  либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в  поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени  зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется  не восполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
    По  продолжительности, бюджетный дефицит  может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется  в бюджете из года в год. Чаще всего  хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться  в течении не столь долгого  срока. Он является не столь опасным  для экономики и возникает  в силу случайных колебаний доходов  и расходов. Проблема заключается  в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может  перерасти в хронический.
    По  отношению к плану бюджетный  дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
    С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может  быть первичным либо вторичным. Первичный  дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный  бюджетный дефицит не подразумевает  превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
    В мировой практике также различают:
      Циклический
      Структурный
      Операционный
      Первичный
      Квазифискальный
    Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим  дефицитом. Дефицит, возникающий в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку  он является результатом падения  экономической активности и свидетельствует  о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный  дефицит, если он является продуктом  целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической конъюнктуры.
    Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
    Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.
    Нередко объявленный в отчетах бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных  и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных  расходов может оказаться достаточно существенным.
    Возможны  ситуации, когда номинальный официальный  дефицит государственного бюджета  и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что  затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
    Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
    Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
    У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности  для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии  Центрального Банка.
    Для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.
    Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый  дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
    Квазифискальные операции включают, например, следующие:
- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.), а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.  

3. Источники финансирования дефицита бюджета
    Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты ЦБ, а также  их размещение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут  быть источниками финансирования  дефицита федерального бюджета. Данное положение БК ограничивает возможность  Правительства осуществлять финансирование своих расходов за счет кредитных  средств ЦБ РФ, т. е. фактически за счет эмиссии денежных средств.
    Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение ЦБ РФ государственных  ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных  ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.
    Средства, получаемые от продажи акций и  иных форм участия в капитале, находящихся  в федеральной собственности, собственности  субъектов РФ, муниципальной собственности, подлежат зачислению соответственно в  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты по нормативу 100%.
    Средства, получаемые от реализации государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
    Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые  бюджетом другому бюджету системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возрастной и возмездной основах3.
    Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц – также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
    Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком  обеспечения исполнения своего обязательства  по возрату указанного кредита, уплату процентных и иных платежей, предусмотренных  соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком  является Российская Федерация или  субъект РФ.
    Способом  обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования  по возрату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, законом  и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные  гарантии, залог имущества в размере  не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
    Оценка  надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Минфином России, финансовым органом  субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования в установленном  ими порядке.
    Бюджетам  субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставлять бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    В случае, если предоставленные бюджетные  кредиты не погашены в установленные  сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Минфином России, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.