На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная деятельность предприятия ОАО «Волгоцеммаш»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального учреждения
«Поволжский государственный университет сервиса» 

Кафедра «Экономика и управление» 

Курсовая  работа
По дисциплине « Экономика предприятия»
На тему «Инновационная деятельность на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    студент группы МК-301
                    Лукьянова Нина
                    Преподаватель:
                    доц. Марченко Т. И. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Тольятти, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
 
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5 
1.2 Методика оценки инновационной деятельности на предприятии 9

1.3 Пути  совершенствования инновационной  деятельности на предприятии  12 

2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ» 16 
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш»  16 
2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш»  20 
2.3 Оценка деятельности предприятия в области инноваций  в ОАО «Волгоцеммаш»   23 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ»  28 
3.1 Рекомендуемая модель организационной структуры в ОАО  «Волгоцеммаш» 28 
3.2 Внедрение системы электронного документооборота на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» 30

3.3 Влияние рекомендаций на экономику ОАО «Волгоцеммаш» 32 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 37 

ПРИЛОЖЕНИЕ 39 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
            Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных предприятий, ключ к успеху в которой – постоянное обновление своего ассортимента, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие, успешно и регулярно осуществляющие инновационную деятельность, обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.
 Успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития.
            В официальной статистике, значение инновационной деятельности для предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Не смотря на это, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
            Застой инновационной сферы промышленности, обусловлен отсутствием целенаправленной  работы по повышению эффективности  промышленного производства в  целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи  необходимо отметить особое значение  своевременного формирования и  планомерного использования рациональных  методов организации инновационной  деятельности с целью повышения  ее эффективности. И вот уже  год - два Россия переживает  бум новаторства. На смену одним  формам и методам управления  экономикой приходят другие.
            Инновационная деятельность в  российской экономике начала  активно развиваться в начале 80-х годов. Уже тогда стало  очевидным, что действующие механизмы  “внедрения” результатов исследований  и разработок неэффективны, инновационная  активность предприятий низкая, а средний возраст производственного  оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет. В  сравнении с западной экономикой, где инновационные технопарки  функционируют уже с 1970 года и средний возраст производственного оборудования не превышает 3 года.
            Начиная с 1990 года, в России  был принят ряд государственных  Концепций регулирования и стимулирования  инновационной деятельности, объявлено  о создании национальной инновационной  системы, создан ряд механизмов  государственного финансирования  инноваций, включая создание инфраструктуры  инновационной деятельности. Одной  из наиболее важной и главной  проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
            Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет  продуктовые или процессные инновации,  независимо от того, кто был  автором инновации – работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки,  представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
            Актуальность темы работы заключается  в том, что с переходом к  рыночной экономике выживание  предприятий в значительной степени  стало зависеть от их инновационной  деятельности. Только те предприятия,  которые не отстают от мировых  тенденций развития науки и  техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.
           Сфера нашей будущей деятельности  связана непосредственно с управлением  и выполнением определенных обязанностей  в сфере управления, поэтому необходимо провести аудит и диагностику исследуемой организации, выявить ее проблемы и пути их разрешения, а также непосредственно предложить инновационную идею для улучшения деятельности организации и оценить возможности ее внедрения.
            Таким образом цель работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций; а также разработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на данном предприятии. Объектом работы является предприятие ОАО «Волгоцеммаш», как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность. 

1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности

             Инновации – это новшества,  доведённые до стадии коммерческого  использования и предложения  на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда  связана с ростом экономического  эффекта от его использования  [6, с. 102]. Здесь необходимо различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация это более широкое понятие, чем нововведение. Ведь инновация это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия.
            Новизна бывает "относительной", "абсолютной" и "частной". Абсолютная новизна характеризуется  отсутствием аналогов данному  новшеству; относительная – это  новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только после этого различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию. Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадий уже на первой. Очень важно, уметь осуществлять переход от одной к другой. Из-за того что, эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [6, с. 103].
            Научно-техническое нововведение  следует рассматривать как процесс  преобразования научного знания  в научно-техническую идею и  далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. Выделяют два подхода к научно-техническому нововведению.
            Первый подход отражает в основном  продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс  преобразования ради выпуска  готовой продукции. Обычно это  направление распространяется в  период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты это еще не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.
            Инновационный процесс - это процесс  преобразования научного знания  в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. [6, c. 112].
            Инновационная деятельность - это  деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновацию рассматривают в четырех аспектах, рис. 1.1                                       
                                                                                                 

 
       
          

 
                                            Рис. 1.1 «Аспекты инновации»             
           
            Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.
            Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя [2, с. 204]. Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики.
            Классификация дает специалистам  базу для выявления максимального  количества способов реализации  инноваций, тем самым создавая  вариантность выбора решений.  Классификация инноваций представлена  в таб. 1.1
                                                                                                                    Таблица 1.1.
Обобщенная  классификация инноваций по признакам
     Признак классификации  Виды инноваций 
С точки  зрения цикличного развития - Крупнейшие - Крупные
- Средние
- Мелкие 
В зависимости  от степени использования научных  знаний Основанные  на: - фундаментальных  научных знаниях
- научных  исследованиях с ограниченной областью применения
- существующих  технических знаниях
- комбинации  различных типов знаний
- использовании одного продукта в различных областях
- побочных  результатах крупных программ
- уже  известной технологии 
 
С точки зрения структурной характеристики
 
- На входе - На  выходе
- Нововведения  структуры предприятия 
С точки  зрения увязки с отдельными сферами  деятельности - Технологические - Производственные
- Экономические
- Торговые
- Социальные 
В области  управления - Инновации  продукции - Инновации  процессов (технологических)
- Инновации  рабочей силы
- Инновации  управленческой деятельности 
С точки  зрения назначения - Для потребления  в качестве товара массового  спроса - Для  промышленного потребления в  гражданских отраслях
- Для  потребления в оборонном комплексе 
По  способу  - Экспериментальные - Прямые 
                                                                                                               
Продолжение таблицы 1.1
По  стадии жизненного цикла  Инновации, внедряемые на стадии: - стратегического  маркетинга
- НИОКР
- организационно-технологической  подготовки производства
- производства
- сбыта
- сервиса 
В зависимости  от размера экономического эффекта  - Обнаружение  новых областей применения (повышает  эффективность в 10-100 и более  раз) - Использование  новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)
- Создание  новых конструктивных решений  (повышает эффективность на 10-50%)
- Расчет  и оптимизации параметров (повышает  эффективность на 2-10%)
По  уровню управления - Федеральные - Отраслевые
- Территориальные
- Первичного  звена управления 
По  срокам управления - 20 и более  лет - 10-15 лет
- 5-10 лет
- до 5 лет 
По  степени охвата жизненного цикла  - НИОКР - Освоение  и применение НИОКР 
По  объему - Точечные - Системные
- Стратегические 
По  отношению к предыдущему состоянию  процесса (системы) - Заменяющие - Отменяющие
- Открывающие
- Ретронововведения
По  назначению Направленные  на: - эффективность
- улучшение  условий труда
- повышение  качества продукции 
По  источнику планирования - Централизованные - Локальные
- Спонтанные 
По  результативности - Внедренные  и полностью используемые - Внедренные  и слабо используемые 
По  уровню новизны  - Радикальные  и изменяющие или создающие  вновь целые отрасли - Системные
- Модифицирующие 
    
            Безусловно, данная классификация  не является исчерпывающей, но  при этом следует отметить, что  различные виды инноваций тесно  взаимосвязаны между собой.            Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества. Различают нововведения продукты и нововведения процессы.   Практическим освоением новшеств является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды товаров, услуг, работ. Наличие спроса на данную инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, а следовательно и об общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности.
Нововведения  продукты являются первичными, чем процессы. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Именно появление инновации и означает момент зарождения нового технологического уклада, который в начале развивается очень медленно в связи с монополией отдельных фирм и компаний, что обеспечивается соответствующими патентами и коммерческой тайной. Когда новый технологический уклад начинает доминировать, начинает диффузия инноваций-процессов.
Новшество (новация) – усовершенствование каких-либо качеств продукта, но не являются кардинальными.
Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, а также улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность.
            Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет  продуктовые или процессные инновации,  независимо от того, кто был  автором инновации - работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки,  представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Своеобразие  современного этапа научно-технического прогресса в том, что ключевое значение для производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими. Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.
            Важной характеристикой этой  деятельности является инновационная  активность – целенаправленная  поддержка высокой восприимчивости  персонала предприятия к нововведениям  посредством целенаправленных структур  и методов управления. Сама инновационная  деятельность характеризуется ускорением  темпов создания новшеств, их  диффузии, что способствует углублению  и расширению структурных сдвигов  в экономике, увеличению размеров  рынка и удовлетворению существующих  и возникающих потребностей [6, с. 109]. 
                     Таким образом, инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям. На практике инновация классифицируется по ряду признаков. По причинам возникновения они делятся на реактивные – как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические, внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 159]. 

1.2 Методика  оценки инновационной деятельности  на предприятии 
            Во всем мире предприятия добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных предприятий – оказываются в своей основе одинаковыми или очень схожими. Предприятия добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Предприятия, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. Ведь в действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш. Только после того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений.
            Статическая эффективность имеет  существенно меньшее значение, чем  динамическое совершенствование,  которое необычайно стимулируется  внутренней конкуренцией. Существующие  в стране условия создания, организации  и управления компаниями, а также  характер внутренней конкуренции.  Однако в отличие от конкуренции  с иностранными компаниями, которая  имеет тенденцию к тому, чтобы  быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и становится достаточно самостоятельной. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. Находящиеся внутри одной страны конкуренты вовлекают в свою деятельность достаточно активную наследственную вражду; они борются не только за раздел рынка, но и за людей, техническое совершенство и, что, возможно, имеет самое большое значение, за "право похвалиться результатами".
          Заключительный этап выбора стратегии — ее оценка. Вся процедура, в конечном счете, сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям. К этим направлениям относятся [3, с. 56]: 1)соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.; 2)соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.; 3)приемлемость риска, заложенная в стратегии[4,с.70].
            Важнейшим методом снижения рисков  инновационной деятельности является  их страхование. Страхование –  система экономических отношений,  включающая образование специального  фонда средств (страхового фонда)  и его использование для преодоления  и возмещения разного рода  потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными  событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения  и страховых сумм.
            Оценка оправданности риска проверяется  по трем направлениям: реалистичность  предпосылок, заложенных в основу  выбора стратегии; негативные  последствия для фирмы, к которым  может привести провал стратегии;  оправданность при возможном  положительном результате риска  потерь от провала в реализации  стратегии; 4)эффективность стратегии оценивается по следующим показателям: - экономический эффект — воздействие стратегии на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке; - социальный эффект — влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни; 5) экологический эффект — воздействие на степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов; 6) технический (качественный) эффект — изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции; 7) системный (синергический) эффект — дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем машин и т.п. На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии [3, с. 57]. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Одной из функциональных стратегий является инновационная стратегия предприятия.
         Понятие «инновации» за своей  сущностью означает нововведение. В более широком понимании  — это прогрессивные технико-технологичные  и социально-экономические изменения,  появление новых способов производства, видов продукции и услуг, освоения  новых рынков сбыта. Выделяют инновации радикальные, то есть существенные технико-технологичные изменения— частичное обновление техники и технологии.
         Более широким по содержанию  есть инновационный процесс, который  охватывает инновационную деятельность, этапы жизненного цикла инноваций,  финансирования новых разработок. Следовательно, инновационный процесс  заключается в получении и  коммерциализации прогрессивных  технико-технологических и социально-экономических  разработок. 
         Инновационный процесс охватывает период приблизительно в 3—5 лет и больше, потому требует средне- и долгосрочных инвестиций. Определяют отдельные этапы инновационного процесса. 
         Первый этап — фундаментальные исследования, которые осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых институтах и лабораториях, и финансируются из государственного бюджета. 
         Второй этап — прикладные исследования, которые проводят разные научные учреждения и финансируют как государство (из государственного бюджета), так и другие заказчики. Именно на этом этапе возникает вероятность получения негативного результата, который предопределяет инвестиционные риски. 
         Третий этап — опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они осуществляются за счет государственных средств, средств других заказчиков и собственных средств предприятий. Исполнителями таких разработок являются специализированные лаборатории, конструкторские бюро, научно-исследовательские подразделы больших предприятий. 
        Четвертый этап — коммерциализация инновационных разработок, то есть запуск в производство и выход на рынок сбыта. На этом этапе нужны достаточно существенные инвестиции в развитие производства, повышения квалификации работающих, рекламу и тому подобное. Инвестиции остаются рискованными. 
            Анализ инновационной деятельности осуществляется за отдельными группами показателей: 
показатели, которые характеризуют учреждения, которые занимаются инновационной деятельностью; 
показатели результатов инновационной деятельности; 
показатели использования результатов инновационной деятельности; 
показатели эффекта от инновационной деятельности.

            Повышение эффективности производства  не возможно без конкуренции.  Т.к. бурная инновационная деятельность  начинается в условиях большого  количества предприятий, когда идет борьба за долю рынка. На данный момент существует большое количество стратегий, но главным фактором всех является увеличение дохода. 

1.3 Пути  совершенствования инновационной  деятельности на предприятии
            Инновационная деятельность предприятия  направлена, прежде всего, на повышение  конкурентоспособности выпускаемой  продукции (услуг).
            Инновационная деятельность направлена на практическое использование инновационно -научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.
            Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. [9, c. 57]. Выделяют два элемента конкурентоспособности это:
-потребительские  свойства
-цена
            Они являются главными составляющими конкурентоспособности товара или услуги. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
             Вместе с тем обслуживание  на высшем уровне создает большую привлекательность. Из этого вытекает формула конкурентоспособности. Ее можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
            Для получения более высокой  отдачи от инновационной деятельности  осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е.  разделения всей совокупности  нововведений по тем или иным  признакам на соответствующие  группы, объясняется тем, что выбор  объекта инновации является очень  важной процедурой, поскольку она  предопределяет всю последующую  инновационную деятельность, результатом  которой станут повышение эффективности  производства, расширение номенклатуры  наукоемкой продукции и рост  ее объемов.
             По существу, основа современной  "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
            Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив  его сбыта, выбора стратегии  продаж используется концепция  "жизненного цикла товара.
            Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие организации вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
• инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
• производитель  традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Научный уровень предприятия в значительной степени может характеризоваться  долей выполнения и внедрения  собственных научно-исследовательских  разработок в производство. При этом научный уровень предприятия  можно определить как отношение  затрат на инновационную деятельность к общим затратам на производство:
Кн = , (1.1)
где Кн – коэффициент научного уровня производства;
Зи – сумма затрат на инновационную деятельность, руб;
Зп – общая сумма затрат на производство, руб.
Этот  показатель может быть плановым, фактическим  и нормативным. При необходимости  данный показатель может быть использован  для оценки места предприятия  среди конкурирующих организаций.
            Как показывает опыт, небольшие  фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
            Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
            В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
           Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Значительная  часть инноваций  продукта являются реакциями на изменения потребностей и вкусов потребителей. Такие новшества называются инновациями «подтягивания» ('pull' innovation). Например, решение о доставке компьютерных комплектующих в указанное место является реакцией на потребности потребителей и, следовательно, инновацией подтягивания. Однако не менее частыми являются случаи, когда организации осуществляют инновации, продиктованные чисто внутренними причинами, например технологическими достижениями или стратегическими планами. Такие инновации называются инновациями «проталкивания» ('push' innovation), поскольку для инноваций этого типа приходится искать рынки. Появление мобильных телефонов с доступом к Интернету является примером инновации, инициированной в большей степени технологическими достижениями, чем потребностями потребителей. Инновации проталкивания иногда приводят к появлению весьма успешных товаров и услуг, хотя могут потребоваться значительные усилия, для того чтобы убедить потребителей в преимуществах новых продуктов.
До  сих пор преобладающую  часть инноваций  продукта и процесса составляли инкрементальные (эволюционные инновации). Вклад  инноваций в совершенствование  деятельности, как  правило, проявляется  в множестве малых инкрементальных, а не радикальных изменений. Однако нечувствительность к необходимости радикальных инноваций может оказаться опасной. Например, рынок пылесосов долгие годы характеризовался инкрементальными инновациями и не был готов к появлению принципиально нового пылесоса компании Dyson, что обернулось для многих авторитетных компаний потерей значительной доли рынка.
Инновации вовсе не обязательно  связаны с новыми идеями. Очень часто  инновация заключается  в применении старой идеи для решения  новой проблемы. Трудность  заключается в  том, что люди, столкнувшиеся с проблемами, могут не знать об идеях, которые могут помочь решить эти проблемы. В большинстве организаций знания локализованы. Люди, занятые решением проблем, зачастую не знают того, что другие работники их организаций обладают необходимыми знаниями типа «ноу-хау».
Роль, которую способны сыграть в этих условиях посредники в обмене знаниями, невозможно переоценить. Такие ученые как Эндрю Харгадон и Роберт Саттон исследовали посредничество в обмене знаниями в новаторских организациях и пришли к выводу, что посредники в обмене знаниями выполняют следующие важные функции:
- сбор перспективных  идей.
- поддержание жизнеспособности  идей.
- придумывание новых  применений для  старых идей.
- апробация перспективных  концепций. 
Разумеется, инновация предполагает созидание новых  знаний. Один из подходов в достижении этой цели — выделить специальные ресурсы  на НИОКР. Другой подход - найти способы  поощрить всех работников организации к выдвижению новых идей и создать системы для сбора и использования этих идей.
Следовательно, важно знать, каковы эти представления. Общий вывод заключается  в том, что организации  могут выиграть, если убеждения менеджеров относительно инноваций  выясняются, дебатируются и пересматриваются.
            Можно сделать вывод, что инновации,  во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.
            Рассмотрим инновационную деятельность  на примере предприятия  города  Тольятти  ОАО " Волгоцеммаш ". 

2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ»  
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Волгоцеммаш» 

            Открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (Волжское производственное объединение цементной промышленности) ОАО " Волгоцеммаш " является одним из ведущих предприятий цементной отрасли России, специализирующимся на выпуске конкурентоспособных на рынках стран СНГ и ближнего зарубежья средств оборудования для цементной промышленности. Приоритетным направлением производственной деятельности ОАО «Волгоцеммаш» является разработка и производство средств цементной промышленности. В наши дни открытое акционерное общество " Волгоцеммаш " является одним из ведущих предприятий цементной отрасли России, специализирующимся на выпуске оборудование для строительной, горнорудной, металлургической, энергетической, химической, целлюлозно-бумажной и транспортной промышленности. Европа, Азия, Африка и Латинская Америка - 28 стран используют это оборудование для производства цемента производительностью от 300 до 5500 т/сутки; дробильно-размольное оборудование; промышленные автоклавы для строительной индустрии; железнодорожные цистерны для транспортировки химической продукции; металлургические отливки из различных марок легированных сталей и чугуна, поковки, механически обработанные изделия, различные сварные конструкции массой до 100 тонн.
          В настоящее время ОАО «Волгоцеммаш» производит широкую гамму продукции.
Агломерационное оборудование (машины и механизмы  окусковывания сырья).
Дробилки.
Оборудование  для гравитационного, магнитного и  электрического обогащения.
Сепараторы.
Мельницы  для тонкого измельчения.
Краны на гусеничном ходу.
Технологическое оборудование для цементной промышленности.
Вращающиеся печи для обжига керамзита.
Нефтеналивные цистерны.
Бандажи.
Обечайки.
Краны портальные-перегрузочные.
К основным функциям производственного предприятия  относятся:
изготовление  продукции производственного и  личного потребления;
продажа и поставка продукции потребителю;
послепродажное  обслуживание продукции;
материально-техническое  обеспечение производства;
управление и  организация труда персонала  на предприятии;
всестороннее  развитие и рост объемов производства на предприятии;
уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и  другие финансовые органы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
соблюдение действующих  стандартов, нормативов, государственных  законов.
Полную  производственную структуру можно  посмотреть на рис. 2.1

Рис 2.1 «Производственная  структура»
            Организационная структура управления  в ОАО «Волгоцеммаш» линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
ОСУ в  ОАО «Волгоцеммаш» рис 2.2.

Рис. 2.2 «Организационная структура управления»
            Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. 
            Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

             Органами управления являются  общее собрание акционеров, наблюдательный  совет и генеральный директор. Высшим органом управления ОАО  «Волгоцеммаш» является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров состоит из акционеров или лиц, уполномоченных на то доверенностью, выданной им акционерами общества. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, заключает договора, издает приказы по предприятию, открывает в банках счета предприятия и выполняет целый ряд других функций. В непосредственном подчинении директора предприятия находятся восемь заместителей: по производству, по инвестиционным проектам, по социальному развитию, по маркетингу и перспективному планированию, по экономике, по кадрам, по качеству выпускаемой продукции, технический директор, а также ревизионная комиссия и отдел документационного обеспечения.
            Проведем оценку эффективности  деятельности ОАО «Волгоцеммаш»  за период 2008-2010гг. Используются оба имеющихся подхода к оценке эффективности деятельности предприятия:
-  сопоставление  фактически полученного показателя  с его значением в предыдущих  периодах;
- оценка  соотношения реально полученного  от деятельности предприятия  эффекта к объему привлеченных  ресурсов и (или) текущих затрат, обеспечивших получение этого  эффекта. Для оценки показателей  рентабельности ОАО «Волгоцеммаш» в период 2008-2010 гг. составлена таблица 2.3.
                                                                                                                               Таблица 2.3
Показатели  рентабельности ОАО «Волгоцеммаш» в период 2008-2010 гг.
                                                                                                                              
 
№ п/п
 
Наименование  показателя
 
Ед. изм.
 
 
2008 г.
 
 
2009 г.
 
 
2010 г.
Темпы роста
абсолютное относительное
2010/2008 2010/2009 2010/ 2008 2010/2009
1 Объем реализации в стоимостном выражении тыс. руб. 2732212,7 2786405,3 2803803,2 +71590,5 +17397,9 +2,62 +0,62
2 Себестоимость продукции тыс. руб. 2431669,3 2452036,4 2467346,8 +35677,5 +15310,4 +1,47 +0,62
3 Прибыль от реализации продукции тыс. руб. 300543,4 334368,9 336456,4 +35913,0 +2087,5 +11,95  +0,62
4 Балансовая  прибыль тыс. руб. 300754,4 334599,9 336678,4 +35924,0 +2078,5 +11,94  +0,62
5 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 2023860,0 2033870,0 2061620,0 +37760,0 +27750,0 +1,87 +1,36
6 Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 2034750,0 2075109,0 2087066,0 +52316,0 +11957,0 +2,57 +0,58
7 Рентабельность  производства % 7,41 8,14 8,12 +0,71 -0,02 х х
8 Рентабельность  продаж % 11,00 12,00 12,00 +1,00 - х х
9 Рентабельность  продукции % 12,36 13,64 13,64 +1,28 - х х
Анализ  данных таблицы показывает незначительное повышение эффективности деятельности предприятия в 2008 году, при этом в 2010 году темпы роста замедляются.  Динамика показателей рентабельности,  рассмотренных в таблице,  приведена  на рисунке 2.1.
Проведем  анализ влияния факторов на изменение  уровня рентабельности производства за анализируемый период три года способом цепных подстановок.
                                                     (2.1)
На 0,89  процентных пункта увеличился уровень  рентабельности производства за счет роста балансовой прибыли на 35924,0 тыс. руб. или 11,94%. На 0,08 процентных пункта снизился уровень рентабельности производства за счет увеличения среднегодовой стоимости  основных производственных фондов на 37760,0 тыс.  руб. или 1,87%.  На 0,1  процентный пункт снизился уровень рентабельности производства за счет роста среднегодовой  стоимости оборотных средств  на 52316,0 тыс. руб. или 2,57%.  Под влиянием всех факторов уровень рентабельности возрос на 0,71  процентный пункт. Расчеты показывают,  что наибольшее влияние на изменение уровня рентабельности производства оказало увеличение балансовой прибыли предприятия.   Проведем анализ влияния факторов на изменение уровня рентабельности продаж за анализируемый период три года способом цепных подстановок.
                                      (2.2)
На 2,279  процентных пункта увеличился уровень  рентабельности продаж за счет роста  объема реализации продукции  на 2,62%.  На 1,27 процентных пункта снизился уровень  рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости продукции на 1,47%.
Под влиянием всех факторов уровень рентабельности продаж возрос на 1,0  процентный пункт. Расчеты показывают, что наибольшее влияние на изменение уровня рентабельности продаж оказало увеличение объема реализации продукции.   На показатель рентабельности продукции оказывают влияние те же факторы, что и на рентабельность продаж. 

2.2 Оценка состояния инвестиционной деятельности в ОАО «Волгоцеммаш»   

            При решении проблем организации  и управления инновационной деятельности, формирования инновационной политики  на предприятии, на первый план  выходит необходимость поиска, оценки  и выбора важнейших направлений  действия или развития. Эти вопросы  все дальше актуализируются в  результате стремления современных  предприятий к внедрению экономически  эффективных инноваций, которые  достигаются прежде всего обоснованным выбором пути улучшения инновационной привлекательности предприятия. Перед ОАО «Волгоцеммаш» главным образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров.
Для этого  предприятие избрало инновационную  стратегию развития. Для эффективности  инновационной стратегии необходимы в первую очередь финансовые средства (инвестиции). Инвестиции в основной капитал по предприятию ОАО «Волгоцеммаш» отражены в таблице 2.4
Таблица 2.4
«Инвестиции в основной капитал по предприятию ОАО «Волгоцеммаш»
Наименование  показателей Ед. изм. 2009г. 2010г.
Инвестиции  в основной капитал млн.руб. 793 1400
Средства  гос.бюджета млн.руб. 700 700
Средства  местных бюджетов млн.руб. 352 -352
Собственные средства организаций млн.руб. 402 682
Кредиты банков млн.руб. 0 0
Средства  инновационного фонда млн.руб. 39 18
 
             Так, инвестиции в основной  капитал в 2010 году выросли на 607 млн. руб. по сравнению с  2008 годом. Что конечно является  положительной динамикой, но цифра  достаточно малая для столь  крупного предприятия. Инвестиции  выросли в основном за счёт  средств гос. бюджета на 700 млн. руб. За счёт собственных средств инвестиции выросли на 280 млн. руб., что на 100% составляют амортизационные отчисления. Также необходимо отметить снижение средств, инвестированных в основной капитал, из инновационного фонда на 21 млн. руб. по сравнению с 2009 годом. Инновационная стратегия предприятия ОАО «Волгоцеммаш» в первую очередь направлена на создание конкурентных преимуществ в области цен, так как новые технологии способны снизить цены за счёт повышения производительности труда, снижения материальных и организационных затрат.
           По данным следующей таблицы 2.5 можно определить прогнозируемую экономию в 2011 году по сравнению с 2010 годом, что приведёт в итоге к снижению себестоимости на рубль товарной продукции.
                                                                                                                                                           Таблица 2.5
«Показатели в 2011 году по сравнению с 2010 годом»
Наименование  показателей Ед. изм. 2010 год 2011 год
Улучшение уровня производства за счет прогрессивной  техники млн.руб. 650 1363
Внедрение вычислительной техники млн.руб. 396 471
Совершенствование организации труда млн.руб. 95 1140
Изменение объема продукции млн.руб. 18 1781
 
Экономия  в 2011 году, обусловленная:
1 Повышением  технического уровня производства  — всего млн. руб. 713
1.1 внедрения  новой, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации  производственных процессов млн.  руб. 107
1.2 совершенствования  применяемой техники и технологии  производства млн. руб. 7
1.3 улучшения  использования и применения новых  видов сырья и материалов млн.  руб. 534 1.4 изменения конструкции  и технических характеристик  изделий млн. руб. 57
1.5 прочих  факторов, повышающих технический  уровень производства млн. руб. 8
2 Внедрением  вычислительной техники млн. руб. 75
3 Улучшением  организации производства и труда  — всего млн. руб. 1045
3.1 совершенствования  организации и управления производством  млн. руб. 284 
3.2 сокращения  административно-управленческих расходов  млн. руб. 181
3.3 улучшения  организации труда млн. руб. 329
3.4 улучшения  использования основных фондов  млн. руб. 68
3.5 улучшения  материально-технического снабжения  и использования материальных  ресурсов млн. руб. 20
3.6 сокращения  транспортных расходов млн. руб. 84
3.7 ликвидации  излишних затрат и потерь млн.  руб. 67
3.8 прочих  факторов, повышающих уровень организации  производства млн. руб. 12
4 Изменением  объема и структуры продукции  - всего млн. руб. 1763
            Всего экономии млн. руб. 3596.  Итак, внедрение «ноу-хау» приведёт к экономии средств в 2011 году на 713 млн. руб., улучшение организации производства приведёт к экономии на 1045 млн. руб., изменение объёма и структуры продукции приведёт к экономии 1763 млн. руб. Наибольший экономический эффект предприятие получит от улучшения использования и применения новых видов сырья и материалов – 534 млн. руб. Внедрение «ноу-хау» на предприятии ОАО «Волгоцеммаш» из-за недостатка денежных средств ещё недостаточно для высокотехнологичного производства, но уже сегодня данный фактор составляет 20% в общей сумме факторов, влияющих на снижение себестоимости товарной продукции. В силу специфики производства и по данным расчётам можно утверждать, что предприятие ОАО «Волгоцеммаш» использует инновационную стратегию развития.  

2.3 Оценка  деятельности предприятия в области  инноваций 

Одним из интереснейших управленческих феноменов  нового столетия становится особая форма  научно-технического сотрудничества крупных  промышленных предприятий (корпораций), научных и учебных учреждений, мелких инновационных фирм, обслуживающих сферу НИОКР организаций – научно-промышленные конгломераты, то есть технопарки.
Ярким примером такой формы научно-производственного  сотрудничества является успешно функционирующий  консорциум, созданный по инициативе ООО «УГМК-холдинг», в который входят: ОАО «Волгоцеммаш»  (Тольятти, Россия), Уральский Федеральный университет (Екатеринбург, Россия), «SIAD MI» (Бергамо, Италия), «DANIELI» (Буттрио, Италия).
ОАО «Волгоцеммаш»  в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.
В практике ОАО «Волгоцеммаш»  активно используются комплексные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.
Проведенные фундаментальные структурные и  системные изменения в организационно-управленческом обеспечении производства позволили  в сжатые сроки:
осуществить радикальную реорганизацию традиционной функциональной системы управления и создать децентрализованную основанную на корпоративных принципах дивизионально-продуктовую систему управления
провести  широкомасштабную диверсификацию основного  производства и на этой основе почти  на 80% обновить номенклатуру выпускаемой  продукции
разработать системный подход и реализовать  новую стратегию управления конкурентоспособностью предприятия 
реформировать с учетом требований стратегического  менеджмента мотивационный механизм управления персоналом.
Большой производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный опыт, высокая  квалификация специалистов, использование  современных технологий производства металла позволяют предприятию  производить прокат, соответствующий  мировому уровню и отличающееся высокой  надежностью. Несмотря на нелегкие условия, сложившиеся в экономике, предприятие  и ныне во многом определяет технический  прогресс в машиностроении, металлургии, автомобиле- и судостроении, энергетике, горнодобывающей и в других отраслях тяжелой индустрии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.