Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


диссертация Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы налогообложения прибыли

Информация:

Тип работы: диссертация. Добавлен: 11.10.2013. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций используется недостаточно для обеспечения высоких темповэкономического роста.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработкой теоретических и практических вопросов налогообложения прибылиорганизаций в современной налоговой системе, а также существующими проблемами в механизме его исчисления и уплаты.
Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль организаций, поскольку регулирующая функция данного налога напрямую связана с экономическим ростом, но реализуется значительно в меньшей степени, в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.
В этой связи представляет интерес исследование теоретических и практических аспектов исчисления ивзимания налога на прибыль организаций в РФ, изучение исторического опыта и практики развитых стран.
Несмотря на наличие большого числа публикаций1, посвященных данной теме, вопросы применения дифференцированных налоговых ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей экономики и введения инвестиционной льготы все еще остаются недостаточно проработанными как с научной, так и с практической точек зрения.
Проблема исследования определяется существующими противоречиями между необходимостью создания условий для стимулирования экономического роста в РФ и превалированием фискальной функции налога на прибыль организаций в практике налогообложения.
Актуальность этой проблемы и ее неполнаяпроработанность предопределили выбор темы диссертации, цели и основные задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по созданию эффективной системы налогообложения прибыли.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: проанализировать эволюцию и выявить тенденции развития налога на прибыль организаций в современной налоговой системе России; исследовать международный опыт налогообложения прибыли и дать оценку возможности его применения в Российской Федерации;
1 Пансков В. Г. «Российская система налогообложения: проблемы развития», Малис Н.И. «Некоторые проблемы налогообложения прибыли», Вишневская Н.Г. «Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе» и пр. исследовать влияние налога на прибыль на деятельность организаций в действующей налоговой системе РФ; дать оценку современного механизма налогообложения прибыли организаций, выявить имеющиеся недостатки и обосновать перспективы его развития; определить налоговую нагрузку налога на прибыль организаций на экономику России и проанализировать причины ее изменения; разработать модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли, обеспечивающую реализацию оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций, в целях стимулирования роста экономики РФ; на основе модели системного подхода разработать предложения по совершенствованию налога на прибыль организаций; оценить экономический эффект от внедрения в практику налогообложения прибыли организаций предложенных рекомендаций.
Объект исследования является система налоговых отношений, возникающих между организациями и государством при налогообложении прибыли.
Предметом исследования является совокупность теоретических аспектов и практических проблем, существующих в рамках действующего механизма налогообложения прибыли организаций.
Теоретическая и методологическая основы исследования. При подготовке диссертации использовались следующие общие методы научного познания: диалектический метод, исторический и логический анализ, системный подход и синтез, сравнение, экономико-статистиче кий и кластерный методы анализа.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области налогообложения и государственного регулирования экономики. При рассмотрении теоретических вопросов были использованы труды классиков экономической теории: А.Смита, Д. Рикардо, В. Петти, К. Маркса, разработавших фундаментальные теории в области налогообложения. Более поздние публикации зарубежных экономистовДж.Кейнса, А.Лаффера, Д.Милля, Ф.Найта, П.Самуэльсона, Д.Стиглица, М.Фридмана, И.Шумпетера явились важной основой для данного исследования. Изучены работы классиков русской экономической мысли: А.Исаева, И.Озерова, В.Твердохлебова, А.Тривуса, Н.Тургенева, И.Янжула.
В диссертации автор опирался на работы современных отечественных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику налогообложения: И.М.Александрова, А.В.Брызгалина, И.В.Горского,
A.З.Дадашева, И.В.Караваевой, М.В.Карпа, Г.Ю.Касьяновой, С.П.Колчина,
B.Г.Князева, О.Г.Лапиной, Л.Н.Лыковой, В.И.Макарьевой, Л.Я.Маршавиной, Н.И.Малис, С.А.Николаевой, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, С.Г.Пепеляева, Ю.В.Подпорина, В.М.Пушкаревой, В.М.Родионовой, И.Г.Русаковой, Н.А.Сердюковой, Н.Г. Сычева, Д.Г.Черника, С.Д.Шаталова, Т.Ф. Юткиной.
Основные положения диссертации проиллюстрированы таблицами, рисунками, информационной базой которых являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, законодательные акты федеральных и региональных органов государственной власти РФ, материалы Института экономики РАН, Института экономики переходного периода, публикации в периодической печати.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выработке конкретных предложений по совершенствованию налога на прибыль организаций для решения практических проблем налогообложения прибыли в РФ. Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем: осуществлен комплексный анализ действующей системы налогообложения прибыли, что позволило определить влияние налога на прибыль организаций на деятельностьхозяйствующих субъектов и инвестиционные процессы в экономике РФ за период 1992 - первое полугодие 2006 гг.; исследованы и оценены основные тенденции развития налога на прибыль в отечественной и зарубежной практике; проведен расчет и анализ налоговой нагрузки налога на прибыль на экономику России за период с 1992 по первое полугодие 2006 гг., выявлены причины ее изменения; построена модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли организаций в целях обеспечения условий роста экономики РФ; разработана методика применения дифференцированных ставок налога на прибыль организаций в целях выравнивания условий финансово-хозяйствен ой деятельности организаций различных отраслей экономики; предложено введение инвестиционной льготы для увеличения собственных источников финансирования организациями капитальных вложений и обоснована ее экономическая целесообразность; внесены предложения по совершенствованию механизма формирования налоговой базы и изменению отдельных статей НК РФ; рассчитан экономический эффект от внедрения в практику разработанных автором предложений по совершенствованию налогообложения прибыли организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по изменению налогообложения прибыли, направленных на совершенствование механизма функционирования налога на прибыль организаций.
Выводы и предложения диссертации использованы в преподавании следующих дисциплин: «Налоги и налогообложение», «Теория и история налогообложения», «Налоговые системы зарубежных стран»,
Налогообложение юридических лиц» в Академиибюджета и казначейства Министерства Финансов Российской Федерации.
Основные положения научной работы могут быть использованы Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой РФ при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по налогу на прибыль организаций.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты работы были доложены на 2-оймежрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономич ское развитие регионов России: проблемы теории и практики» в марте 2006 г.; на научно-исследовательс ом семинаре кафедры «Финансы» Академии бюджета и казначейства Министерства финансов в апреле 2006 г.
Выводы и предложения диссертационного исследования были внедрены в практической деятельности аудиторскойфирмой ООО «Мегаполис-Траст» г. Москва. Разработанные автором формы регистров налогового учета и методиканачисления амортизации основных средств в целях оптимизации платежей по налогу на прибыль используются в деятельности данной организации.
Публикации. Основные положения диссертации изложены в 7 научных работах общим объемом 3,8 п.л.
Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы -194 страниц машинописного текста с 16 таблицами и 2 рисунками. В структуру работы также входят 22 приложения и библиографический список использованной литературы, содержащий 215 источников.
Заключение:
Заключение
Рассмотренные теоретические основы происхожденияприбыли и ее налогообложения позволяют понять экономическую природу самой прибыли, а также исследовать взгляды экономистов на вопросы ее налогообложения. Сформировавшиеся в XX веке теорииналогообложения прибыли легли в основу современного налогообложения прибыли и доходов во всех развитых странах мира. Прибыль рассматривается как мощная созидательная сила, обеспечивающая развитие экономики и являющаяся источником налоговых поступлений в бюджет. В вопросах теории налогообложения прибыли организаций важное значение имеет выбор объекта налогообложения. Изучение различных теорий прибыли позволило автору сделать вывод, что прибыль является наиболее целесообразным объектом налогообложения, т.к.:
- прибыль является конечным результатом и главной целью предпринимательской деятельности, что позволяет активно задействовать регулирующий механизм налога;
- прибыль как часть чистого дохода представляет собой качественно однородную величину. С позиций налогообложения это означает, что налоговый механизм не затрагивает необходимый продукт, то есть при прочихравных условиях гарантируется сохранение простоговоспроизводства;
- однородность прибыли позволяет оперативно отслеживать ее рост (снижение), выявлять влияние различных факторов на эти процессы. Таким образом,преимуществом прибыли как объекта налогообложения является возможность государства быстро реагировать на происходящие изменения (стимулировать или тормозить рост прибыли). Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения позволяет зафиксировать появлениесверхприбыли в отдельных организациях, определить причины ее появления и при необходимости использовать регулирующий механизм налогообложения. Ни валоваявыручка, ни валовой доход не имеют столь сильного регулирующего воздействия.
Налоги в экономике выполняют три основные функции:фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.
В настоящее время наиболее полно реализованафискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.
Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительност , образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.
Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.
Рассмотренный мировой опыт выявил некоторые тенденции в налогообложении прибыли. В западных налоговых системах при налогообложении прибыли разрешено исключать из валовой прибыли почти все издержки при незначительных ограничениях. Решение проблемы сочетания фискальной и регулирующей функций налога на прибыль в различных странах варьируется от установления высоких ставок налога и сохранения льгот для организаций до принятия пониженных ставок и сокращенияосновной массы льгот. Первая ситуация характерна для развитых стран (США, Франция, Германия и т.д.), вторая - преимущественно для стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Болгария, Венгрия и т.д.). Последние в целях увеличения инвестиционной привлекательности для организаций осуществляют политику установления низких ставок. Одновременная отмена льгот направлена на расширение налоговой базы, что, по замыслу законодателей, призвано не допустить снижения поступлений налога на прибыль в бюджеты.
Анализируя основные вехи в историческом развитии налога на прибыль, были сделаны следующие выводы:реформирование налога на прибыль происходило в соответствии с условиями развития экономики и в постоянном поиске сочетания фискальной и регулирующей функции налога на прибыль. Автором выявлена устойчивая тенденция снижения ставки налога, что было обосновано целью сокращения налоговой нагрузки и уменьшения размеров теневого сектора экономики.
В 2002 году произошли кардинальные изменения в механизме исчисления налога на прибыль организаций. Основными положениями главы 25 НК РФ стало установление единой ставки налога для всех налогоплательщиков в размере 24%, либерализациясостава расходов, подлежащих вычету из величины доходов, а также отмена налоговых льгот.
Внесение изменений в налоговое законодательство прежде всего отразилось на формировании доходов бюджета, а также на показателях деятельности организаций. Анализ влияния налога на прибыль набюджетные доходы и финансовое состояние организаций в экономике проводился по статистическим данным за 1992 - 1 п.г. 2006 г.г.
В ходе выполнения данной задачи был проведен анализ финансовых и инвестиционных показателей деятельности организаций. Необходимо отметить, что до 2000г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 г. и 2002 г. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42% , в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 году составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в 1 п.г. 2006 г. - 33,2% и 2,4% соответственно.
В первый год действия главы 25 НК произошло снижение поступлений налога на прибыль на 10%. Однако с 2003 г. наблюдается положительная динамика этого показателя. Так, увеличение в 2003 г. составило 13,6%, а в 2004 г. - 65%, в 2005 г. - 53,7%, в 1 п.г. 2006 г. - 40,8%.
При оценке эффективности налогообложения применяют показатели оценки налоговой нагрузки. На основании проведенных расчетов можно отметить, что в 2005г. в РФ уровень налоговой нагрузки налога на прибыль (отношение поступлений налога на прибыль вконсолидированный бюджет к ВВП) на экономику вырос по сравнению с 2002, 2003 и 2004 г.г. и составил 6,2%.
Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на структуру инвестиций в основной капитал по источникамфинансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1%. - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3%о - в 2005 г. В то же время, за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах, доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9% - в 2002 г., 24,2% - в 2003 г., 22,8% - в
2004 г. и 23,1%о - в 2005 г. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в
2005 г. на 3,9%о по сравнению с 2001 г.
В результате анализа действующих положений главы 25 НК РФ были выделены пять групп проблем в современной практике применения налога на прибыль организаций: проблемы, связанные с недоработками законодательства; проблемы, связанные с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль; проблемы, связанные с реализацией регулирующей функции налога на прибыль организаций; проблемы, связанные с организацией системы налогового учета; проблемы, связанные с уклонением отуплаты налога на прибыль и неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства.
Предложенная автором модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли организаций включает в себя следующие элементы:
• Соблюдение базовых принципов налогообложения и более эффективная реализация регулирующей функции налога на прибыль организаций.
• Введение дифференцированных ставок налога на прибыль организаций.
• Введение инвестиционной льготы по капитальным вложениям.
• Совершенствование системы налогового учета.
В диссертационном исследовании были предложены следующие меры по совершенствованию механизма исчисления налога на прибыль:
- требуется уточнить условия использования кассовогометода признания доходов. На наш взгляд, для определения критерия использования кассового методаналогоплательщиком необходимо показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) увеличивать на суммызадолженности покупателей - более реальный показатель масштабов деятельности организации. Это позволит пресечь попытки избежать необоснованного использования метода начислений путем аккумулирования средств в расчетах; целесообразно отменить механизм созданиярезервов по сомнительным долгам. Данное новшество будет стимулировать организации устанавливать более жесткий контроль за дебиторской задолженностью и расчетно-платежной дисциплиной в отношениях с контрагентами, что предотвратит возможность отсрочки уплаты налога на длительный срок и повлияет на стабильность и равномерность налоговых платежей в бюджет;
- необходимо отменить нормы п. 2 ст. 283 НК, позволяющие перенос убытков с 2007 г. без ограничений, и оставить в действии существующее ограничение в размере 50% налоговой базы, т.к. новые правила переноса убытков неизбежно приведут к стремлению преднамеренно получать убытки с целью значительного сокращения налоговой базы;
- термин «экономически оправданные затраты» должен быть уточнен. Необходимо в тексте главы предусмотреть, что экономически оправданные затраты должны формироваться в соответствии с особенностями производства и не иметь расширительного толкования.
Вопросы становления налогового учета в организациях, его взаимосвязи с бухгалтерским учетом являются предметом постоянных дискуссий ученых и практических специалистов. Проблемы взаимосвязи налогового и бухгалтерского учетов имеют большую актуальность, поскольку в условиях сложности и трудоемкости налогового учета значительно возрастают расходы налогоплательщика на ведение этого учета. Выделение в связи с введением главы 25 НК РФ налогового учета в отдельный самостоятельный вид учета привело к необходимости ведения двух параллельных видов учета. По нашему мнению, это положение является не совсем оправданным. Представляется более правильным организовать налоговый учет на основе данных бухгалтерского учета.
В существующей в настоящее время системе налогового учета необходимо ввести единые унифицированные регистры налогового учета, поскольку установление права налогоплательщика разрабатывать самостоятельно систему налогового учета приводит к отсутствию единых подходов в отражении данных налогового учета и существенно затрудняет контроль за налогом на прибыль работниками налоговых органов.
В рамках реализации предложенной автором модели системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли организаций особое внимание уделяется мероприятиям, позволяющим усилить регулирующее влияние налога на прибыль организаций на развитие экономики страны. Экономическая сущность налога на прибыль заключается не только ваккумулировании средств в бюджет, его функции гораздо шире. В первую очередь при реформировании налога на прибыль необходимо предусмотреть реализацию мер, способствующих выравниванию условий деятельности организаций различных отраслей экономики.
Автором диссертационного исследования разработана методика дифференцированного применения ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей, которая основана на оценке основных показателей их деятельности, оказывающих влияние на формирование налоговой базы и поступления по налогу на прибыль организаций. Для оценки деятельности отраслей были выбраны следующие показатели:
• индекс физического объема продукции (услуг). Рост индекса физического объема продукции является показателем позитивной динамики развития отрасли, поэтому индекс физического объема может быть использован для оценки потенциала роста налоговой базы по налогу на прибыль,
• динамика сальдированного финансового результата. Рост динамики сальдированного финансового показателя в отрасли свидетельствует о наличии объективных предпосылок для увеличения налоговой базы по налогу на прибыль,
• показатели рентабельности:
- рентабельность активов отражает отношение сальдированного финансового результата к общей величине активов организаций и является, наряду со следующими двумя показателями, одним из характеристик оценки финансового состояния организации. Именно показатели рентабельности отражают прибыльностьорганизации, а следовательно, потенциальную возможность к уплате налога на прибыль,
- рентабельность продукции отражает отношение сальдированного финансового результата от реализации продукции (товаров, услуг) к себестоимости проданной продукции (товаров, услуг),
- рентабельность капитала отражает отношение сальдированного финансового результата к общей величине собственного капитала организаций,
• доля прибыльных организаций в общем числе организаций является одной из характеристик финансового благополучия отрасли и поэтому показательна для оценки потенциала формирования налоговой базы.
Для оценки отраслей был применен специальный метод статистики, называемый кластерным. В результате кластерного анализа по данным 2005г. сформировались две относительно устойчивые совокупности отраслей по уровню влияния на показатели налоговой базы и поступлений по налогу на прибыль.
В состав первого кластера вошли наиболее прибыльныеи рентабельные отрасли экономики РФ: топливная, чернаяметаллургия, цветная металлургия, связь, торговля и общественное питание, банковский сектор.
В состав второго кластера вошли наименее прибыльные и рентабельные отрасли экономики РФ: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительных материалов, легкая, пищевая, сельское хозяйство,транспорт, строительство.
На основании результатов кластерного анализа автором сделан вывод о возможности дополнительного обложенияналогом на прибыль по повышенным ставкам предприятий отраслей первого кластера (связь, торговля, банковский сектор). Однако изъятие сверхприбыли в топливнойпромышленности, черной и цветной металлургии дополнительно осуществляется через налог на добычу полезных ископаемых, поэтому установление повышенной ставки налога на прибыль для организаций этих отраслей нецелесообразно.
Главы 25 НК РФ отменила все ранее установленные льготы. На наш взгляд, такое изменение привело к ослаблению регулирующей функции налога на прибыль организаций, т.к. политика снижения ставки при всей ее значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности. Однако сторонники отмены льгот аргументируют свою правоту тем, что использование каких бы то ни было льгот приводит к снижению бюджетных поступлений, а также значительно затрудняет администрирование налога на прибыль. Дефицит бюджетных средств, на наш взгляд, можно восполнить за счет реформирования ставки налога на прибыль. Налоговое администрирование можно существенно улучшить путем грамотного и недопускающего произвольного изложения механизма использования льгот в законодательстве.
Однако, на наш взгляд, восстановление инвестиционной льготы в нашей стране целесообразно, в первую очередь, из-за большой изношенности основных производственных фондов и необходимости предоставления возможностей для их обновления. Сделанные в работе выводы позволяют предположить, что в целях стимулирования инвестиций было бы выгоднее применение и инвестиционной льготы для части основных средств, и ускоренного метода амортизации.
На основе результатов проведенного исследования предлагается ввести инвестиционную льготу для основных средств со сроком полезного использования до 20 лет и только для организаций производственного сектораэкономики. Льгота на капитальные вложения может быть предоставлена в размере, не превышающем 35% налоговой базы. При этом необходимо установить дополнительное ограничение на использование данной льготы: ограничить период, в течение которого организация может реализовать основные производственные фонды, по которым была использована льгота, - 5 лет.
В случае введения инвестиционной льготы необходимым источником покрытия бюджетных потерь могут стать дополнительные поступления по налогу на прибыль, за счет увеличения ставки налога на прибыль для организаций связи, торговли и общественного питания, организацийбанковского сектора до уровня 30 %.
Реализация выводов и предложений по совершенствованию налога на прибыль организаций позволит усилить регулирующее воздействие налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределитьналоговую нагрузку между организациями различных отраслей экономики.
Список литературы:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №Н5-Ф3.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. № 14-ФЗ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.
5. Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 «Об основах налоговой системы РФ».
6. Закон РФ от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
7. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
8. Закон РФ от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
9. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
10. И.Закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
11. Закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
12. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых вамортизационные группы».
13. Постановление Совет Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационныхотчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
14. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. № 1672 «О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений».
15. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998г. № 283 «Об утверждении программы реформированиябухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
16. Приказ Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. №170 «О положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».
17. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34 «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
18. Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № ЗЗн «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскомуучету основных средств».
19. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика организации» ПБУ 1/98».
20. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».
21. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».
22. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».
23. Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетзаймов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01».
24. Приказ МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 «Об утверждении инструкции по заполнению декларации поналогу на прибыль организаций».
25. Приказ Минфина РФ от 9 ноября 2002 г. № 114н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02».
26. Приказ МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ».
27. Рекомендации МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами Главы 25 НК РФ». «Экономика и жизнь», № 52, 2001.
28. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97 г. М., 1997.
29. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с изм. и доп.)
30. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (с изм. и доп.)
31. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (с изм. и доп.)
32. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран.-М: Бератор-Пресс, 2002.-192 с.
33. Антология экономической классики. В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.- М. :ЭКОНОВ :Ключ, 1993,-126с.
34. Асланов В.О. О налоговом бремени и эффективности действующего налогообложения в РФ// Налоговый вестник.-1996.-№12.-с З.
35. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./Общ. ред. и коммент. В.И.Кузнецова. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.-84 с.
36. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. Информационно-издател ская фирма "Триада", М., 1999.-1056 с.
37. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства// Проблемы прогнрозирования.-20 0.-№5. -с.
38. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства//Нал говый вестник.-2001.№2.-с. 135-137; №3.-с.93-97.
39. Барулин С.В., Бекетова О.Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России// Финансы.-2003.-№4.-с 34-37.
40. Барулин С.В. Формирование и использование чистогодохода общества. Изд-во СЭА, 1995.- 114 с.
41. Басалаева Е.В. Методика управления налогами на предприятии // Финансы.-2003.-№4.-с. 0-31.
42. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки// Финансы.-2003.-№3.-с. 6-37.
43. Белоусов Д.Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы/ Центр макроэкономическогоанализа и краткосрочного прогнозирования. Доклад. Материалы официального сайта www.forecast.ru
44. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. -М.: Налоги и финансовое право, 2002.-272 с.
45. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., ДемешеваЕ.В. Налоговый учет. Анализ взаимодействия и противоречий налогообложения и бухгалтерского учета. -М.:»Аналитика-Пресс» 1997.-112 с.
46. Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике.//Налоги.-2 00.-№1.
47. Брызгалин А.В. Современный этап налогового реформирования: старое содержание в новой форме //На страже экономической безопасности.-2002.-№ .
48. Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. - N 8. - С.29.
49. Буланже М. Из истории подоходного налога и налога наприбыл ь//Налоговый Вестник, 1998, №6,с. 147-151.
50. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003)- Издание Государственной Думы, М., 2003.
51. Введение в экономико-математиче кие модели налогообложения: Учеб.пособие / Под ред. Д.Г.Черника.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 256 с: ил.
52. Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика.-М.:Финанс и статистика, 2004.-192с. :ил.
53. Вехи экономической мысли. Теория потребительскогоповедения и спроса. Т.З.Под ред. В.М.Гальперина. -Спб.: Экономическая школа. -1999.-489с.-ил.,табл.
54. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности // Экономист.-1998.-№4.- .69-78.
55. Виссарионов А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии) // Проблемы теории и практики управления.-2000.-№5.- .40-43.
56. Вишневский А., Пономаренко С., Степанчук К. Теоретические проблемы рационального налогообложения предприятий и организаций. Донецк, 1992г.- 84 с.
57. Вишневская Н.Г. Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе//Налоговы вестник.-2002.-№10.- .126-133.
58. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики. -2000.-№2.-с. 107-116.
59. Вишневский В., Гречишкин А. Влияние режима налогообложения на миграцию капитала//Мировая экономика и международные отношения,- 2002.-№12.-с. 18-24.
60. Воловик Е. Налоговое обозрение//Финансовая газета. Региональный выпуск-2002-2003.
61. Вылкова Е.С. Оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики//Налоговый вестник.-2002.-№1.-с1 6-133.
62. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях//Налоговый вестник.-2002.-№12.- .126-133; 2003.-№1 .-с. 126-133.
63. Гардаш С.В. Реформа налоговой системы США//Бизнес-академия -2003.- №4.-с. 13-23.
64. Гардаш С.В. Федеральная налоговая система США: современные особенности//США-Канад : экономика, политика, культура.-2000.-№8.-с. 18-37.
65. Глебова О.П. Налоговый учет при длительном технологическом цикле//Российский налоговый курьер.-2003.-№17.-с 32-33.
66. Глинистый В.Д. О применении п.1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 для целей бухгалтерского учета//Налоговый вестник.- 2003.-№3.
67. Грибова Н.Б. Налоговый механизм стимулированияинвестиций в России и роль амортизационной политики в нем. // Финансы.-2001,-№5.
68. Горский И. Налоги в механизме стабилизации.// Экономика и жизнь.-1994.-№36.
69. Горский И.В. Развитие налоговой системы Российской Федерации.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. .-М-2004.- 54 с.
70. Государственный бюджет СССР 1988-М. :Финансы и статистика, 1989.
71. Государственный бюджет СССР 1988.-М.:Финансы и статистика, 1990.
72. Диков А.О., Разгулин СВ. О главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации// Налоговый вестник.-2001.- №9.-с.4-11.
73. Добрынин А.И., Тарасевич JI.C. Курс общей экономической теории. Учебное пособие. СПб.: Изд-воСПбУЭФ, 1996. -206 с.
74. Дуброва Т.А., Павлов Д.Э., Ткачев О.В. Регрессионный анализ в системе STATISTICA. Учебное пособие /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.-М., 2002.-70 с.
75. Дуканич JI.B. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студ. экономических специальностей ВУЗов/ Рекомендовано Международной академией науки и практики организации производства.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.-415 с.
76. Егорова Е., Петров Ю. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах//Налоговый вестник.-1995.-№11.-С. -20.
77. Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 1991.-304 с: ил.
78. Ендовицкий Д.А. Инвестиционный анализ в реальномсекторе экономики: Учеб. Пособие / Под ред. Л.Т.Гиляровской.- М.: Финансы и статистика, 2003.-352 с: ил.82.3лобин А. Среднесрочная программа: много слов и мало дела // Двойная запись.-2003.-№10.
79. Ильин А.В. Взаимосвязанное налогообложение: вопросы теории и практики //Финансы.-2003.-№12.- .29-32.
80. Инвестиции в России: Стат. Сб./Госкомстат России.-М., 2001.- 198 с.
81. Инвестиции в России 2003: Стат. Сб./Госкомстат России.-М., 2003.252 с.
82. Караваева И.В., Архипкин И.В. Косвенноеналогообложение в России начала XX века: этапы трансформации // Финансы.-2001.-№8.-с. 8-50.
83. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики : Учеб. Пособие для студ. ВУЗов, обучающихся поэкономич. спец./ Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-215 с.
84. Караваева И.В. Отдай часть, чтобы сохранить остальное // ЭКО.-2000.-№8.-с.117-13 .
85. Караваева И.В. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917г.// Вопросы экономики.-1996.-№9. с.54-62.
86. Караваева И.В. Социальные аспекты подоходного налогообложения в рыночной экономике// Финансы.-1999.-№8.-с.3 -36.
87. Караваева И.В. Чего ждать от налога на прибыль?//Финансы.-2 01.-№11.-с. 44-45.
88. Карп М.В. Налоговый менеджмент. Учебник для ВУЗов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА 2001.-477с.
89. Касьянова Г.Ю. Основные изменения, внесенные в главу 25 НК РФ, и порядок их применения //Налоговый вестник.-2002.-№7.-с. 4-36.
90. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации //Налоговый вестник.-2002.-№12.-с 34-36.
91. Каштанова Е.Г. Неоклассический подход к исследованию налоговых систем//Вестник белорусского университета.-1995, серия 3 №2 с.32.
92. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты// Финансы.-1998.-№9.-с. 0-33.
93. Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России.- М.: Издательско-консульт ционная компания «Статус-Кво 97», 1998. 136 с.
94. Колчин С.П. Формирование и развитие российской системы налогообложения: теория и практика/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.-М.-2004.- 52 с.
95. Косов Н.С. Роль амортизации и налогообложения в активизации инвестиционного процесса //Банковскиеуслуги.-2002.-№2-с 5.
96. Красноперова О.А. Динамика законодательства РФ в сфере налоговых льгот //Гражданин и право.-2000.-№3.-с.12- 7.
97. Кузнецов А. Состав нормируемых расходов приисчислении налога на прибыль за 2002 год // Бухгалтерскоеприложение к газете «Экономика и жизнь».-2002,-выпуск 12.-№12.-с.34-36.
98. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения: 2-е изд.; перераб. и доп.-М: Вузовская книга, 1999.- 344с.
99. Лапина О.Г. Годовой отчет за 2002г. Налог на прибыль (налоговый учет) с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2002.-550 с.
100. Лебедев В.В. Решение проблем налогообложения в России на основе зарубежного опыта//Налоги.-2000.-№3 .-с.60.
101. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов/ МГУ им.М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Кафедра социально-экономичес их проблем. М.:БЕК,2001.-336 с.
102. Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки// Научные труды международного союза экономистов и Вольного экономического общества России.-Т2, М.-1995.
103. Львов Д.С. Экономический механизм развития России. Цикл публичных лекций «Академики РАН-студентам ГУУ».-М.:ГУУ, 2004.-65 с.
104. Макконел К.Р, Брю С.Л. Экономикс.,Tl, М, 1993.
105. Малис Н.И. Плюсы и минусы изменения ставки налога на прибыль//Финансы.-2003 -№9.-с.25-27.
106. ИО.Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.
107. Ш.Маркс К. Капитал.- М.:Соцэкгиз.,1952.- 365 с.
108. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения,- 2-е изд.- Т.25.- 4.1. 480 с.
109. ИЗ. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент.-М. Финансы и статистика, 2000.-352 с.:ил.
110. И4.Милль Д.С. Основы политической экономии/Пер, с англ.- М.: Прогресс, 1980. ТЛ.с. 187.
111. И5.Миляков И.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учеб пособие.-2-е изд., перераб. и доп./М.: Инфра-М, 2001.-304 с.-(Серия «Высшее образование»).
112. Иб.Мовшович С.М., Соколовский Л.Е. Выпуск, налоги и кривая ЛаффераЮкономика и математические методы.-1994.-Т30.-№3 -с.129-141.
113. Мовшович С.М Общественные потери от налогов иинфляции// Экономика и математические методы.-2000.-Т36.-№4 -с.25-35.
114. И8.Моляков Д.С. Вопросы теории и практики повышения использования финансов. // Финансы. -1991.- № 4.
115. И9.Муханов Д. Прибыли снижаются вместе с налогами // Финансовая Россия.-2002.-№29.-с.З
116. Мухин С.А. Чистый доход в социалистической экономике. Саратов, 1989.- 98 с.
117. Налоги и налоговое право. Учебное пособие под ред.А.В.Брызгалина.-М.: «Аналитика-Пресс», 1997.-600с.
118. Налоги и налогообложение: Учебник/Д.Г.Черник и др., 2-е изд, доп. и перераб. -М: Инфра-М, 2003.-328с.-(Серия «Высшее образование»).
119. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов/ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ; Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. -СПб.: Питер, 2003.-576 с.
120. Налоговая политика России: проблемы и перспективы/ Под ред. И.В.Горского.- Финансы и статистика, 2003.- 288 с: ил.
121. Налоговая реформа. Комментарии. Аналитические материалы Центра развития 24.03.2003г. / Материалы официального сайта Центра развития www.dcenter.ru
122. Налоговая реформа в России: проблемы и решения. (Т.2).-М.: ИЭГШ, 2003.-617с. (Научные труды/Институт экономики переходного периода; №67Р).
123. Налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. С.Г.Пепеляева.-М.:ИД ФБК-Пресс, 2000,- 608 с. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера»).
124. Налоговое право России: Учебник для вузов/ Отв.ред. д.ю.н., проф. Ю.А.Крохина.-М.: Норма, 2003.-656 с.
125. Налоговый учет в 2002 году: Учетная политика для целей налогообложения/ Под ред. С.А.Николаевой.- М.: «АН-Пресс», 2002.-280с.
126. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник/Госкомстат СССР.-М.:Финансы и статистика, 1987.-766 с.
127. Национальные счета России в 1992-1999 годах: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000. - 203 с.
128. Нехамкин А.Н. Самофинансирование предприятий в рыночной экономике.// Финансы, 1996, №3,с. 17-19.
129. Никитин С., Глазова Е., Степанова. Налоги в странах рыночной экономики и в России// Мировая экономика и международные отношения.-1996.-№4. с.5-16.
130. Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран//Мировая экономика и международные отношения.- 1998.-№2.-с.5-11;№3.-с 5-13.
131. Никитин С., Никитин А. Прибыль и зарплата в развитой рыночной экономике: динамическое взаимодействие//Миров я экономика и международные отношения.-2000.-№7.-с 72-80.
132. Никитин С. и др. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада//Мировая экономика и международные отношения.- 2000.-№11.-С.48-56.
133. Никитин С. и др. Налог на личные доходы: опыт развитых стран//Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№7.-с. 16-22.
134. Никитин С. и др. Прибыль: теоретические и практические подходы //Мировая экономика и международные отношения,- 2002.-№5.-с.20-27.
135. Никитин С.М. и др. Налогообложение и экономическое развитие//Деньги и кредит.-1996.-№3.с55-6 .
136. Николаева С., Ракитская Т., Сомин О. Налог на прибыль: нужны принципиальные изменения// Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь».-2002.-выпуск 51.- №8.-с.32-33.
137. Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли www.econom.gov.ru.- 182 с.
138. Орлов Д. Налоговая реформа 1898 года последняя и самая удачная в истории российского промыслового обложения//Налоги, 1993,№3.
139. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Пепеляева.-М.: Инвест Фонд, 1995.-c.25.
140. Павлова С.В. Налоговая реформа как составляющая инвестиционной политики//Российский налоговый курьер.-2003.-№20.
141. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник.- М.: Книжный мир, 1999.-440 с.
142. Пансков В.Г. Собираемость налогов: резервы есть, возможности. // Финансы.-1997.-№52.-с 1.
143. Папава В. Лафферов эффект с последействием// Мировая экономика и международные отношения.- 2001.-№7.-с.34-39.
144. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие/М.:Юрай .-М.200 1.-555 с.
145. Пероненко И.А., Кузнецов В.В. Единый налог навмененный доход -явление позитивное// Российский налоговый курьер.-1999.-№8.
146. Петрова Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений// Законодательство и экономика.-2002.-№7.
147. Подпорин Ю., Григорьева В. Нужно ли при «Кассовомметоде» платить налог на прибыль с авансов полученных //Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь».-2002,-выпуск 32.- №8.-с.32-33.
148. Подпорин Ю., Расходы по страхованию НПО в системе налоговых координат//Бухгалтерс ое приложение к газете "Экономика и жизнь".-2002,-вы уск 4,- №.32-33.
149. Поздняков Е.И., Титова И.М. О применении классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы// Налоговый вестник.-2003.-№9.
150. Полежаев В.А. Снижение налогов не панацея// Российский налоговый курьер.-2003,-№13.
151. Попонова Н.А. Налоги с предприятий и методы ихминимизации в западных странах//Финансы.-1999. №2.-с.29-33.
152. Потапов В. О некоторых вопросах налоговой политики// Налоговый вестник.-1995.-№7.с.З-7.
153. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт реформ. -М.: ИЭПП, 2000.-512 с. (Научные труды / Институт экономики переходного периода; №19Р).
154. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие.-М.:Финансы и статистика, 2005 .-256с. :ил.
155. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы//Налоговый вестник.-2002.-№6.-с. 4-36.
156. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник.-З-е. М.:ИНФРА М, 2000.-716с.
157. Ракитина М.Ю. Как применять новые нормы расхода ГСМУ/Российский налоговый курьер.-2003.-№18.-с 32-33.
158. Регионы России. Социально-экономичес ие показатели. 2003:Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. - 895 с.
159. Рикардо Д. Сочинения.- Т.2 «Начала политическойэкономии и налогообложения». М.: Гос. издательство политической литературы. 1935. 554 с.
160. Романов М., Суслов Д. Налоговые резервы России переходного периода//Налоги, выпуск второй, 1999, с.28-33.
161. Российская экономика в 1992 году: тенденции и перспективы//материал официального сайта Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru
162. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2002. -690 с.
163. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2003. -705 с.
164. Россия в цифрах. 2003: Крат.стат.сб./Госком тат России. М., 2003. -398с.
165. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб/Федеральная служба государственной статистики. М., 2004. - 431 с.
166. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Практикум по курсу «Статистика» (в системе «STATISTICA»).-M., «Издательский Дом» Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002.-188с.
167. Самохвалов А. О налоговой политике // Свободная мысль-ХХ1.-2001.-№6.- .39-52.
168. Самуэльсон П. Экономика.- М: НПО «Алгон», Изд-во «Пегас». 1992.-186с.
169. Семкина Т.И. Взаимозависимость главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ//Налоговыйвестник. 2004.-№2.-с.З-6.
170. Сидорова Н.И. Налоги в государственном регулировании экономики //Финансы.-1994.-№11 .-с.26-29.
171. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997. - 736 с.
172. Скворцова И. Налоги будут снижать, а финдиректоров объединять// Двойная запись.-2003.-№ 10.
173. Смирнова Н.Н. Сравнительный анализ налога на прибыль в РФ и индустриально развитых странах//Финансы.-1998 -№10.
174. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов,-М.,1962.-Т. .-530с.
175. Соколова Е.Н Налогообложение доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации //Финансы.-2003.-№ 10.-с.35-39.
176. Социально-экономичес ое положение России. 2005г. Бюллетень /Госкомстат России.-М., 2006.- 414 с.
177. Социально-экономичес ое положение России. Январь-апрель 2006г. Бюллетень /Госкомстат России.-М., 2006.- 404 с.
178. Старова Н.Ю. Как построить налоговый учет на базе бухгалтерского // Российский налоговый курьер.-2003.-№18.-с. 4 36.
179. Студенцов В.Б. Налог на расходы в капиталистических странах: утопия или реальность?//Известия АН СССР. Серия экономическая.-1989. №5.- с.114.
180. Тимофеева О. Налоги как инструмент государственного регулирования //Экономист.-1996.-№1 l-c.24-32.
181. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса Российской федерации «Налог на прибыль организаций».-Юрайт- здат, 2003.
182. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Европа и США: Учебное пособие/ М.:Издат.-книготорго аякорпорация «Дашков и К», 2002.-173 с.
183. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под.ред.проф. Н.Ф.Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2001.-448с-(Серия «Высшее образование»).
184. Финансы России. 2002: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2002. - 301 с.
185. Фишер С., Дорнбуш Р., Шлагензи Р. Экономика. (Пер. с англ.со 2-го изд. М.: Дело ЛТД, 1993,- 256 с.
186. Хендриксен Э.С., Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000. - 187 с.
187. Какой быть налоговой реформе в России/Под ред.В.Н.Фролова.-Ек теринбург: Ассоциация «Налоги России».-1993-114 с.
188. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.-511 с.
189. Черник Д.Г. Налогообложение фонда оплаты труда// Финансы.-2000.-№10.-с. 2-25.
190. Черник Д.Г. Экономическое развитие и налоги // Финансы.-2000.-№5.- с.30-33.
191. Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый вестник.-2002.-№2.-с. 115-118.
192. Шнейдман Л.З. Бухгалтерский учет и налогообложение.//Бухгалтерский учет.-1995.-№5.-с.73- 6.
193. Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста // ЭКО.-1998.-№5.-с.52-5 .
194. Штундюк В.Д. К вопросу о подоходномналогообложении предприятий в России// Финансы.-1999.-№3.-с. 23-26.
195. Шумпетер Й. Теория экономического развития: (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюктуры) /Пер с нем. М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
196. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики.- М.:Финансы и статистика, 2001.-144 с.
197. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:Учебн к.-М.:Инфра-М, 2000.- 429 с.
198. Эрзин Д.Г. Учетная политика в целях налогообложения на 2004 год// Российский налоговый курьер.-2004.-№1-2.-с 66-79.
199. Auerbach A. J. Corporate Taxation in the United States No 2 // Brooking Papers on Economic Activity, 1983, pp. 47-59.
200. Burns L., Krever R. " Taxation of Income from Business and Investment" in "Tax Law Design and Drafting", ed. by Thuronyi V, IMF, 1998, pp.597673.
201. Capital account liberalization and corporate taxes Fiscal affairs dep.; prep,by Michael Devereux, Ben Lockwood, a. Michela Redoano Washington. :Intern, monetary fund , 2003 31 p.
202. Cooper S.G., Gordon R.K. "Taxation of Enterprises and Their Owners" in'Tax Law Design and Drafting", ed. by Thuronyi V, IMF, 1998, pp. 811895.
203. Gordon R.K. "Depreciation, Amortization, and Depletion" in'Tax Law Design and Drafting", ed. by Thuronyi V, IMF, 1998, pp.682-714.
204. Mintz J.; "The Corporation Tax: A Survey", Fiscal Stadies, vol. 16, no. 4, 1995, pp. 23-68.
205. Reforming tax systems : experience of the Baltics, Russia, and other countries of the former Soviet Union Europ. II dep.; prep, by Vahram Stepanyan Washington. : Intern, monetary fund , 2003 30 p.
206. Roine, J.The political economics of not paying taxes. Stockholm : Stockholm University, 2002.
207. Структура валового продукта предприятия1. ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА с V М
208. Постоянный капитал Переменный капитал Прибавочнаястоимость
209. Здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы Оплата труда Прибыль Рентадоход процентпредпринимателя-С1. ВАЛОВОЙ ДОХОД1. Вновь созданная стоимость-V1. ЧИСТЫ й доход1. Прибавочная стоимость-. >ента1. Прибыль
210. Налоги, взимаемые с организаций
211. Сравнительная характеристика налогообложения прибыли в различных странах1
212. Страна Ставка налога на прибыль (доходы)корпораций Особенности налогообложения прибыли



1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли.
В странах Запада налог на прибыль компаний (корпоративный налог) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена в целом по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и её стоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот.
К основным сокращениям валовой прибыли относятся: так называемые "бумажные вычеты", налоговый кредит, отсрочка платежа, полное освобождение от налога и др. "Бумажные вычеты" - это различные транспортные издержки, расходы на социальную деятельность, убытки, проценты по задолженности, расходы на рекламу, административно-упра ленческие расходы, амортизационные отчисление и прочие. Среди указанных исключений ведущее место занимает ускоренная амортизация (сверх нормального износа), в соответствии с которой, устанавливаются повышенные нормы амортизации, обеспечивающее освобождение отчислений в амортизационный фонд от обложения налога на прибыль.
Ускоренное накопление капитала достигается не только повышенными нормами амортизационных отчислений, но и использованием особых методов расчета (уменьшенного остатка и суммы чисел). При методе уменьшенного остатка амортизационные отчисления рассчитываются в виде постоянного процента к остаточной (еще не списанной к данному моменту) стоимости основного капитала. Другой метод, не получивший широкого распространения из-за сложности расчета, предполагает определение нормы амортизационных отчислений числа лет, оставшихся до истечения амортизационного срока. К сумме цифр от единицы до числа, равной общей продолжительности этого срока.
Налоговый кредит представляет собой вычеты из начисленного налога. А не из валовой прибыли, как при обычных налоговых льготах. К нему относятся: инвестиционный налоговый кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капитальных вложений с рассчитанной суммы налога на прибыль корпораций; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде разности между суммой налога, уплаченной за границей, и суммой налога, которую необходимо внести в стране нахождения компании. В США насчитывается около 20 таких налоговых кредитов, во Франции - около 10. Большинство зарубежных стран устанавливает максимальный уровень разрешенных вычетов.
Отсрочка уплаты налога на прибыль и полное освобождение от платежа - важные налоговые льготы. Первая может предоставляться на определенный срок (3-5 лет) или при наступлении определенных условий. Обычно такой льготой пользуются новые приоритетные отрасли производства. Реже применяется полное освобождение от какого-либо налога.
Ставка корпорационного налога в высокоразвитых странах колебалась в пределах 50%. В 80-е годы в результате проведения налоговых реформ она значительно снизилась: в Великобритании -с 50 до 35%, в США -с 46 до 34%, в Канаде -с 50 до 29%.
Налог на доходы корпораций в США занимает лишь третье место в доходах бюджета. Вносится он ступенчато: Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна.
Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции, на научно-исследователь кие работы.
Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется налоговая скидка в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.
Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-е годы была введена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налог более чем на 50%.
Тенденция к увеличению количества льгот наблюдается как в российском, так и в зарубежном налоговом законодательстве. Американские специалисты из Национального бюро экономических исследований отмечают, что только законодательное снижение ставок обложения прибылей корпораций в последние 25 лет способствовало сокращению объема поступлений налога на прибыль корпораций почти на 50%.
В Австрии приняты законодательные положения, согласно которым от корпоративного налога освобождается доход, полученный компаниями от капитальных вложений. Эта льгота позволяет на практике освобождать от налогообложения любую долю дохода, а также дивиденды, выплачиваемые одной австрийской корпорацией другой. Если же компании участвуют в капитале иностранных фирм, то получаемые ими от национальных корпораций дивиденды, доходы от прироста капитала и доходы от так называемого неявного распределения прибыли зарубежных фирм также не подлежат обложению корпоративным налогом.
В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля над внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между продажной ценой нефти и её базовой ценой.
Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Налог на прибыль компаний в Австралии занимает, как и в России второй по значимости источник доходных поступлений федеральных органов власти.
Плательщиками налога являются компании – любые корпорации или ассоциации (но не товарищества) независимо от того зарегистрированы они или нет. На практике, плательщиками налога являются в основном компании с ограниченной ответственностью (австралийские и иностранные).
Субъектом налогообложения является конкретная компания, но не ее собственники. Однако в некоторых случаях, когда компания не в состоянии уплатить налог после продажи своих акций, налоговая инспекция может обязать уплатить этот налог приобретателей акций.
Под объектом налога на прибыль юридических лиц понимается налогооблагаемая прибыль, которая рассчитывается как разница между валовой прибылью предприятия за год и установленными скидками. Понятие валовой прибыли не определено законодательно, но при расчете налога под ним подразумеваются все доходы, полученные в результате торговой деятельности, плата за оказанные услуги, арендная плата, проценты, дивиденды и т.д.
Ставка налога составляет в настоящее время 36% как для частных, так и для публичных компаний и применяется в отношении компаний резидентов и нерезидентов. Отделения иностранной компании уплачивают налог по той же ставке.
Закон об определении облагаемого налогом дохода предусматривает большой перечень льгот по уплате налога на прибыль. Кроме вычетов, касающихся отдельных видов дивидендов, Закон устанавливает следующие виды налоговых вычетов:
- затраты необходимые для получения прибыли, подлежащей налогообложению, вычитаются из нее в тот год, в который эти затраты сделаны;
- амортизация движимых активов (оборудование, мебель и т.д.);
- расходы на приобретение предприятия и оборудования, которое используется исключительно для проведения исследований и развития;
- расходы на приобретение или продление срока действия патента на изобретение, на регистрацию промышленного образца, авторского права и т.д.
Для налоговой системы Австралии характерны все основные тенденции, свойственные налоговым системам экономически развитых стран. Если раньше (до середины 20 века) основным источником бюджетов всех уровней в Австралии были косвенные налоги (прежде всего таможенные пошлины), то в настоящее время налоговая система ориентируются на прямые налоги.

Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации.
В свое время министр МНС А.П. Починок в своем интервью сказал «по налогу на прибыль изменения не то что созрели, но уже перезрели, об этом сказано немало. Мы же должны думать и о том, что пора вводить международные стандарты бухгалтерского учета, а значит, менять само понятие прибыли. Ведь все прекрасно знают, что сегодня налог на прибыль это налог не на чистую прибыль, а на очень странный суррогат, состоящий из прибыли и части затрат, которые нельзя списать. И бизнесмен, работающий с Западом, вынужден вести два баланса. Один по российским правилам, другой по международным стандартам, причем получается, что если по международным стандартам имеется убыток, то по нашим все равно обязательно появится прибыль».
Эти слова сказаны не безосновательно. Перемены действительно назрели. Все большая интеграция зарубежных компаний в нашу экономику, выход наших компаний на международный рынок ставят перед российскими предприятиями двойную дилемму: с одной стороны соблюдать российское налоговое законодательство и правила бухгалтерского учета, и с другой сделать ту же самую отчетность понятной для зарубежных партнеров для укрепления взаимовыгодных отношений.
То что перемены необходимы подтверждает и возмущение зарубежных предприятий, которые работают с нашими компаниями, в части непонятности им нашей отчетности. Она не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а налогообложение прибыли, его расчет и принципы иногда остаются для них просто загадочными.
В связи с этими причинами с января 2001 г. был введен новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен ой деятельности организаций приближенный к мировым стандартам бухгалтерского учета и отчетности, и с 1 января 2002 г. вступает в силу глава 25 Налогового кодекса РФ «налог на доходы организаций преследующий эти же и другие цели (в частности уменьшения ставки налога). В связи с этим утрачивает силу Закон «О налоге на прибыль» и Инструкция по его применению №62.
Еще до вступления в действие указанная глава Налогового кодекса вызвала у практиков массу как положительных, так и отрицательных мнений. Рассмотрим преимущества и недостатки нововведений, в аспекте совершенствования налогообложения прибыли организаций.
Приведем точку зрения налоговых органов в лице руководителя Департамента налогообложения прибыли К.И. Оганяна. Естественно как разработчик этого кодекса он рассматривают только преимущества нововведений, но и сними нельзя не согласиться.
Изменения предполагают, в частности, уточнение понятия объекта налогообложения, "открытые" перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы, обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов.
Существенно либерализован механизм принятия к вычету таких расходов, как расходы на рекламу, на добровольное страхование и командировочные. Также предусматривается новый механизм амортизации имущества. Ставка налога на прибыль снизится с 35% до 24% (7,5 процента будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5 процента - в региональный бюджет, 2 процента - в местный бюджет) и будет общей. При налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, предусматривается снижение ставки с 15% до 7%.
Объектом налогообложения в соответствии с законопроектом является прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом под прибылью для российских организаций подразумевается полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с принятым Налоговым кодексом. Напомним, что в законе о налоге на прибыль предприятий и организаций объект налогообложения определяется как валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями статьи 2 упомянутого закона. А сама валовая прибыль, с точки зрения закона, представляет собой "сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям". Согласитесь, что это не одно и то же. Если сегодня одна хозяйственная операция приносит налогоплательщику внереализационный доход, а другая - внереализационный расход, то по логике закона налогоплательщик увеличивает налогооблагаемую прибыль на величину полученного дохода. Однако он не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину внереализационного расхода, полученного по другой операции.
Камнем преткновения служит последняя фраза - "уменьшенных на сумму расходов по этим операциям", что дает налоговым органам возможность трактовать ее таким образом, что если операция не приносит дохода, то и расход по ней не может быть принят в целях налогообложения. Новая формулировка такой проблемы не создает. Поэтому можно говорить о том, что объект налогообложения уточнен и явно не во вред налогоплательщику.
Существующий порядок, как известно, предусматривает открытый перечень доходов, который позволяет подводить под определение налогооблагаемых практически все доходы налогоплательщика. И очень узкий, не отвечающий требованиям времени закрытый перечень расходов, перечисленных в Положении о составе затрат. В кодексе перечень доходов по-прежнему открыт и разделен на два вида - "доходы от реализации" и "внереализацион ые доходы". Но одновременно становится открытым и перечень расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Это, считает К. Оганян, позволит списать организации все расходы, если они связаны с производственной деятельностью. И, по его словам, налоговые органы не ставят перед собой задачу каким-то образом ограничивать в этом налогоплательщика.
Либерализован и механизм принятия к вычету таких расходов, как расходы на рекламу, на добровольное страхование, на подготовку и переподготовку кадров, а также командировочные. В числе нормируемых остались лишь представительские расходы и часть расходов на рекламу.
Остались также определенные ограничения по включению в затраты некоторых расходов организации, в том числе ограничены расходы на уплату процентов по банковским кредитам.
Глава 25 вводит новый механизм амортизации имущества для целей налогообложения прибыли. К набившему оскомину линейному методу добавляется так называемый метод уменьшаемого остатка - нелинейный метод, который позволит значительно быстрее списать затраты по приобретению основных средств. Однако это не означает, что налогоплательщик сможет свободно выбирать между тем или иным методом. За недвижимым имуществом будет по-прежнему жестко закреплен линейный метод. А вот по отношению к оборудованию, которое устаревает значительно быстрее, будет применяться нелинейный метод.
Нововведения коснулись и ситуация с убытками. Переносить их можно довольно долго,
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.