На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат культура Древней Греции. Периодизация древнегреческой культуры. Основные направления древнегреческого искусства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
     Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
     «Ковровская государственная технологическая академия имени  В. А. Дегтярева» 

     Кафедра ГН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по дисциплине культурология.
     Тема: «Культура Древней  Греции » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исполнитель                                                                            Иванов В. В..,
                                                                                                   ст. гр. МН – 108
      
     Руководитель                                                                              Зуева Н. Б.
                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

Ковров, 2009 год.
Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
     Греция.…  Перед глазами Акрополь, святая гора Афон, Агора, Олимпия…  Античность до сих пор по-своему ощущается здесь. Золотой век Перикла, невиданный расцвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры.
     Корни европейской культуры находятся  в Греции. Творческие достижения и  открытия греков наложили свой отпечаток  на все направления и формы  европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже более двух тысяч лет, а влияние греческой культуры также сильно.
     В процессе мирового исторического развития каждый народ, каждая нация вносит свой вклад в сокровищницу мировой  культуры. Как правило, народы, создавшие  великие империи, крупные державы, вносят больший вклад, а малые государства – меньший. Однако, как показывает исторический опыт, из этого правила есть и исключения. Таким исключением является история Древней Греции. Небольшая по территории, разделенная на множество маленьких городов- государств, страна с относительно небольшим населением создала такую великую культуру, оставила будущим поколениям такое богатейшее наследие, что заняла уникальное место в истории мировой цивилизации.
     В своей небольшой и не самой  богатой стране древние эллины создали  общественные институты, духовные ценности, который приобрели общечеловеческое значение, обогатили и ускорили процесс мирового исторического развития. Именно древние греки впервые сформулировали принципы цивилизованного урбанизма и создали институты общественной демократии.
     Шедевры древнегреческой культуры стали  неотъемлемой частью духовной жизни  народов многих стран вплоть до современности. Влияние древнегреческой культуры на европейскую историю и культуру было настолько велико, что историки Нового времени говорили о «греческом чуде», «детстве человечества».  
    Каждый  период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной культуре.
    Понятие «античность» появилось в эпоху  Возрождения, когда итальянские  гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
    В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.
     Обратиться  меня к этой теме побудило то, что  несмотря на то, что этой культуре уже  более двух тысячелетий, она до сих пор очень высоко ценится и привлекает внимание сотен тысяч человек, которые ежегодно приезжают в современную Грецию, чтобы посмотреть своими глазами шедевры древнегреческой цивилизации. Для меня сразу возникает вопрос: любопытно, станут ли люди через тысячу лет с таким же интересом ходить по развалинам наших сегодняшних городов. Окажется ли наша культура столько же притягательной для них,  насколько античная для нас?
     Многие  ученые посвятили свои труды изучению греческой культуры, но, тем не менее, она до сих пор остается одной из самых загадочных в мире. Отсюда возникает другой вопрос: как и почему именно малый народ эллинов смог создать такую замечательную культуру? Это в некоторой степени историческая загадка.
     Сейчас, когда весь мир старается проникнуть в глубокие тайны прошлого, интерес к греческой культуре ещё больше возрастает. Ведь древняя Греция в каком-то смысле представляет собой прародину современной Европы.
     Культура  древней Греции настолько широка, многогранна и загадочна, что  поставить задачу охватить её полностью в рамках реферата представляется невозможным. Поэтому своей задачей я поставила дать общую характеристику древнегреческой культуре в соответствии с периодами: Крито-Микенский, Гомеровский период, архаический и классический, и эллинистический; рассказать об основных тенденциях развития культуры, в частности о скульптуре, медицине, искусстве вазописи, театре, историографии и литературе. Но особое внимание я хотела бы уделить именно культуре древних Афин, центра развития древнегреческой цивилизации. Говоря словами одной комедии:
     Да  ты – чурбан, коли Афины не видывал;
     Осел  – коли, увидев, не пришел в восторг;
     Верблюд – коли покинул их, не жалуясь1
     Афины – живописный город, ежегодно привлекающий сотни тысяч туристов со всего  мира. И для этого есть немало оснований. Этот город всегда был настоящей находкой ученых, археологов и поэтов, любителей всего загадочного и просто мечтателей. Все что их привлекает и есть следы древнеафинской культуры. Акрополь, Парфенон, Театр Диониса, Агора, Перипатос – вершина развития древнегреческой архитектуры. И все это находится именно в Афинах.
     Древние памятники архитектуры, разбросанные по территории Греции или находящиеся  в Национальном археологическом  музее, музее Акрополя и музее  Агоры служат основными источниками по древнегреческой культуре. Также сохранились древние тексты таких авторов, как Гомер, Геродот, Фукидид, Аристотель, Демосфен, Гиппократ, Полибий и другие. Их подробная антология приводится в книге В. И. Кузищина «История Древней Греции», которую я использовала при написании реферата. Именно это является главной отличительной особенностью этой книги, более того в ней содержится подробная характеристика искусств древней Греции.
     Хотелось  бы также отметить книгу М. Л. Гаспарова  «Занимательная Греция».  Она представляет собой сборник небольших рассказов и полностью оправдывает  свое название. Чего только стоят названия этих рассказов: «Сказка на каждом шагу», «Война мышей и лягушек», «Хор о человеке», «Рабы среди свободных», «Право на праздность» и  многие другие. Книга полностью охватывает культуру Древней Греции, наполнена выдержками из древних книг, произведений античных авторов и трагиков. В книге присутствуют иллюстрации и карты, помогающие воссоздать ещё более яркую картину эпохи Древней Греции. Целая часть книги посвящена истории  Афин, городу, которому я уделила особое внимание. Особенностью является то, что автор по ходу повествования задает вопросы, призывая к диалогу и размышлению.
     Также я использовала книгу «История культура Древней Греции и Рима». Автор книги – профессор Казимеж Куманецкий, известный польский филолог и историк, внесший большой вклад в изучение античной культуры.
     В книге профессора Куманецкого раскрывается всё величие и богатство культуры Древней Греции. Временной интервал, охваченный повествованием, составляет почти 2,5 тысячи лет. Перед глазами проходят картины, раскрывающие особенности духовного развития человечества и отражающие развитие культуры в течение большого промежутка времени – от первых дворцов критских царей до утверждения христианства, от Гомера до Августина и Константина. К числу недостатков можно отнести малое количество цитат, а многие писатели были удостоены лишь беглого упоминания, но в то же время к числу позитивных моментов можно отнести то, что учёный сумел оценить и тех, кто почти не известен широкому кругу публики. Приводя сотни имён, профессор не ограничился простым перечислением, а каждому упоминаемому человеку уделяет хотя бы несколько строк. Другое (и очень важное) достоинство книги – широкое понимание культуры. Помимо традиционных сфер (философия, науки, живопись, литература, скульптура, архитектура), он рассматривает и «пограничные области» (религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения). Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые к книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных «национальных» культур. К числу минусов, на мой взгляд, можно отнести недостаточно полное описание влияния на древнегреческую культуру других стран и государств, например, восточных или Египта; жаль, что цивилизации описываются «слишком параллельно», лишь изредка появляются связующие нити (например, при рассказе о влиянии греческой культуры на римскую), хотя, с другой стороны, это можно рассматривать как желание автора заставить читателей думать и самим проводить логические цепочки между событиями в разных странах, видеть зависимость одних событий от других.
     Не  менее занимательной является книга  Андре Боннара «Греческая цивилизация». Книга знакомит с основными чертами античной культуры, с лучшим, что создало человечество для нас.  Необходимо при этом отметить, что Боннар не старается объять необъятное, а даёт только самый общий, сжатый очерк истории античной культуры, который ни в коей мере не может заменить более подробных и глубоких специальных трудов по истории философии, изобразительных искусств и литературы древнегреческой цивилизации. Но, тем не менее, ему удалось написать книгу, в которой доступно, ясным языком описана в целом культура Древней Греции. Конечно, в одной книге невозможно собрать весь фактический материал, провести полный анализ всех произошедших событий и дать их объективную оценку, но автор и не ставил перед собой такой цели. Главное для него было дать общее представление о поразительно высокой культуре античного мира, рассказать читателю об основных, определяющих событиях в жизни этого народа и этой цивилизации. При всём этом «разнообразии» повествования автор наибольшее внимание уделяет тому, ради чего, собственно, и была написана книга – истории культуры. В целом же книга Андре Боннара может стать при желании очень хорошим и довольно полным источником знания о культуре античных цивилизаций, при всём своём обилии фактического материала она является доступной для понимания.
     Основной  же книгой, которая была мне необходима при написании архитектуры древних  Афин является книга Эмануэле Греко  «Древние Афины. Мыс Суний, Эгина  и Олимпия». Эмануэле Греко –  директор Итальянской археологической  школы в Афинах и долгое время занимается изучением этого загадочного города. Его книга, по сути, представляет собой путеводитель по Древних Афинам. Это как старое кино, когда картинки последовательно сменяют друг друга. Эмануэле Греко, как гид со стажем, проводит по древним улицам, Акрополю, театру Диониса, Агоре, Алтису, восстанавливая перед глазами античный город. Более того, книга содержит иллюстрации, содержащие реконструкции главнейших памятников архитектуры Древних Афин.
     Итак. Я дала характеристику основной литературе. Самое время окунуться в загадочный мир Древней Греции. Говоря словами Эмануэле Греко, позвольте же ввести вас в эту сказку! 
 
 
 
 
 
 
 

Периодизация  древнегреческой  культуры.

Крито-микенский  период.

      Древнейшая  цивилизация на территории Греции получила название у исследователей античности крито-микенской, поскольку её центрами были последовательно остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. Пережив периоды подъема и упадка она просуществовала с 2000 до 1200 г. до н. э. На рубеже III и II тыс. до н. э. жизнь людей на Крите сосредоточилась вокруг так называемых дворцов, они были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких центров было четыре: Кносс, Фест, Маллия и Като Закро. Вначале они были самостоятельными государствами, но потом объединились под властью Кносса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря. Здесь сложилась особая форма власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежат одному лицу.
      Но  в конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа – извержение вулкана, и Крит превратился в провинцию ахейской Греции.  Центр цивилизации переместился в Микены. Здесь также основными центрами были дворцы. Но на смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и динамичность форм. В XIII в. до н. э. центры микенской культуры были захвачены варварами. Произошло понижение социально-экономического и культурного уровня Греции, которая вернулась к родоплеменному строю, утратила письменность и культурные достижения предшествующей эпохи.

Гомеровский период.

     В истории греческой цивилизации  двухсотлетний период XI-IX вв. до н. э. называется «гомеровским», так как о жизненном укладе, верованиях, исторических событиях и памятниках искусства того времени мы знаем в основном из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Исходной предпосылкой развития культуры этого периода было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков, что привело к возникновению классов и усложнило взаимоотношения людей. В это время возникает мифология, она принесла в греческую культуру сказочно-религиозную условность. Появилось новое искусство: расписная керамика так называемого геометрического стиля – роспись линейными орнаментами, основывалась на совершенстве и законченности изобразительных форм, анализе и арифметическом расчете. В это время появляются первые храмы (храм Артемиды в Спарте). К этому периоду формируются те специфические черты, которые создали неповторимость греческой культуры. Так, это космологичность, т. е. ориентация на порядок, в основе которого лежал мировой закон (логос). Красота понимается как мера во всем.

Период  архаики.

     Архаическим периодом в истории культуры Греции принято называть период VIII-VI вв. до н. э. Это было время интенсивного развития древнегреческого общества, его называют архаической революцией. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений. Созданная греками мифология стала источником вдохновения для поэтов, писателей, художников и скульпторов. Греческие храмы обычно посвящались божеству, совершенствовалась архаическая архитектура (возникли следующие виды храмов – храм в антах, простиль, амфипростиль и периптер), возникли архитектурные ордеры, в которых выражались технические особенности сооружений и художественные идеалы, основными было дорический и ионический ордер. Получила развитие скульптура, она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства греков. Самыми ранними статуями были изображение обнаженного юноши – куроса и нарядно одетой, целомудренно задрапированной девушки – коры.

Классический  период.

      В это время центром становятся Афины, поэтому этот период ещё иногда называют аттическим, т. к. Афины были центром полиса Аттика. Я не буду подробно характеризовать этот период, т. к. Афинам посвящена отдельная часть реферата. Скажу лишь, что культура этого периода является непосредственным выражением конкретно-исторического процесса развития всей культуры Древней Греции.

Эллинистический период.

      После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой  эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Хронологически эллинизм охватывает исторический период с 323 г. до н. э. до 31 г. до н. э. Это довольно продолжительный период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии. Сформировался новый общественный идеал – конкретная выдающаяся личность, греки начинают обожествлять царей и полководцев, создавая им статуи и алтари. Возник космополитизм, характерная черта эллинизма, он привел к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал Пергамский алтарь Зевса, причисленный к «семи чудесам света». Большее развитие получила декоративная скульптура, в ней важна не физическая мощь, а сила мудрости, твердости характера и убежденности духа.  Это время рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая со своими художественными особенностями. 

Основные  направления древнегреческого искусства.

Искусство вазописи.

     В Греции  быстро развивалось искусство  вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом  спирали, блестяще разработанным кикладскими  мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра. Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то позже творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература.

     Литература  ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего  сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана.
    Эпическая литература сложилась в особый вид  искусства со своими специальными правилами  речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.
Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
    Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
    Помимо  художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени  хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и  мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура.
    Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его  варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами «Цикла», и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: «Труды и дни» и «Теогония». Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его «Илиаду» и «Одиссею» ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью». Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и «Одиссее» стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с «Илиадой» и «Одиссеей» и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический «кикл» (цикл,круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм Гомеру и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом. Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме «Труды и дни». Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки). В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные суровой решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртей.
    Если  Тиртей делает в своих стихах главный  упор на чувство самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть  за отечество (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать «золотую середину». В его понимании только умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в государстве «благозаконие».
    В то время как одни греческие поэты  стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме «Теогония», или «Происхождение богов», попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

Медицина.

    Особенно  показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с  деятельностью Гиппократа.
    Было  бы большой ошибкой считать, как  это иногда делают в наши дни, что  греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидений, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга.
    В «Гиппократовом сборнике» можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть Косская школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.
    Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.

Историография.

    Лишь  применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на смену  ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят рождение истории как науки в  связь с оформлением демократии и соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин, создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал «отцом истории». Основная тема «Истории» Геродота - греко-персидские войны.
    Темой труда Фукидида стала история  Пелопонесской войны. Коренной афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид пытается объяснить происходившее только «природой человека». Тем самым естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История, с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что обнимается понятием «слепой случай»). Взаимодействие рационального и иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического процесса и действовать в соответствии с ним.

Театр.

    Театр занимал особое место в жизни  греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в Vв. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.
    Античная  традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и Vвв. трагедия приобретает свой классический облик.
    В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.
    Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в Vв., имена ее посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.