На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы Сперанского

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
                                                                              Стр. 
Введение……………………………………………………………...................3-4
Глава I. Роль М.М.Сперанского в реформах Александра I……………..5-6
      Краткая биография М.М.Сперанского…………………………..7-8
      Начало карьеры М.М.Сперанского……………………………..9-10
    Выводы……………………………………………….................................11
Глава II. План преобразовании М.М.Сперанского и их реализация…....12
      2.1.  Государственное устройство………………………………….12-13
      2.2 Преобразование центрального управления………………..….14-15
      2.3. Государственный Совет………………………………………..16-18
      2.4. Учреждение министерств………………………………………19-20
      2.5. Попытка преобразований сената………………………………….21
Выводы……………….…………………………………………………………..22
Глава Ш. Отлучение М.М.Сперанского  от государственных  дел……….23
      Ссылка………………………………………………………...…23-25
      Восстановление М.М.Сперанского на службу……………….26-27
      Кодификационная работа М.М.Сперанского……………...….28-31
    Выводы………………...…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Россия  вступила в XIX век абсолютной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
     Именно  с этим столкнулся Александр I в своих  попытках преобразования России. Он вступил  на престол в 1801 году и не рискнул  прямолинейно проводить политику абсолютизма. Сформированный императором Негласный комитет попытался провести ряд либеральных реформ, направленных на решение крестьянского вопроса, проблемы эффективности управления и неграмотности населения. Но уже в 1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия все больше втягивается в войны с Наполеоном. Участие в двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение императора. Однако необходимость преобразований сохранялась. Разработать проекты реформ император поручил выдающемуся государственному деятелю начала XIX столетия - Михаилу Михайловичу Сперанскому. Государственная деятельность реформатора, стремительная карьера, причины его возвышения и неожиданной отставки, причины свертывания преобразований по сей день являются предметом дискуссий историков.
     Не  меньший интерес вызывает кодификация  законов, проведенная     М. М. Сперанским уже при Николае I. Титанический труд реформатора, огромная работа по систематизации законодательства, получают неоднозначные оценки исследователей.
     Целью данной работы являются ознакомление и изучение деятельности Михаила Михайловича Сперанского как наиболее выдающегося политического деятеля XIX века, а также изучение основных реформ управления, проведенных по его проектам.
     Объектом  исследования является государственная деятельность М. М. Сперанского, а предметом - её историческое значение.
     Среди политических деятелей дореволюционной  России ему, бесспорно, принадлежит одно из первых мест. Более всего он известен как автор широко задуманного, но не осуществленного «Плана государственного преобразования России» эпохи Александра I. Между тем историческая значимость сделанного Сперанским определяется не только разработкой далеко идущих политических планов, но и его многократной деятельностью политика – практика, талантливого администратора, а также теоретика права.
     Несомненно  М.М. Сперанский был выдающимся человеком  и талантливым политическим деятелем. К его идеям неоднократно возвращались все последующие поколения российских реформаторов.
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Роль М.М.Сперанского в реформах Александра I 

     12 марта 1801 года вступил на престол император Александр I, и через неделю, 19 марта Сперанский получил новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I.
     Большую роль в разработке общего плана реформ сыграл статс-секретарь Непременного совета М.М. Сперанский- выходец из семьи бедного священника.
     Сперанский  разработал, по указанию Александра I, конституционный проект, получивший название « Введение к уложению государственных законов». Этот документ в полной мере отражал либеральные предпочтения его составителя. Сперанский вводил в политический оборот такие выражения, как «права гражданские общие», то есть права личности, а также « права политические», то есть право участия в том или ином виде в государственном управлении.
     По  мнению историка С.Ф. Платонова1, «проект Сперанского отвечал либеральнейшим стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству».Главный принцип проекта Сперанского заключался к несбыточном стремлении все изменить, ничего не меняя: его реформаторские планы не задевали безусловной полноты императорской власти.
     Изначально  конституционным проектам Сперанского  не суждено было осуществиться. К  тому же в кругах близких к Александру I сановников, мнениями которых император пренебречь не мог, предложения Сперанского были восприняты скептично. Причем скептицизм этот был обоснован и базировался на критике слабых мест программы Сперанского.
     Сперанского критиковали и за его внешнеполитические воззрения, за советы императору, которые подчас были недальновидными. После неудачного участия в двух антинаполеоновских коалициях 1805-го и 1806-1807 гг. Александр, во многом следуя рекомендациям Сперанского, пошел на переговоры с Наполеоном, завершившиеся в конце июня 1807г. в Тильзите подписанием соглашения о мире и дружбе, о наступательном и оборонительном союзе между Францией и Россией. Сперанский ошибочно полагал, что установление и поддержание активных взаимоотношений с наполеоновской Францией дадут России надежного союзника и крепкий мир, столь необходимый стране, стоящей на пороге грядущих грандиозных реформ.
     Оппоненты Сперанского, и прежде всего Карамзин, напротив считали Тильзитский мир  крупной внешнеполитической ошибкой  императора, чреватой втягиванием России в еще более серьезный военный конфликт. Кроме того, Карамзин, прекрасно образованный человек знавший Европу, в том числе и Францию, не по наслышке, осознавал, что предлагавшиеся Сперанским реформы на европейский лад приведут лишь к разрастанию бюрократической системы государственного управления в нашей стране. Он критиковал не только либеральные конституционные проекты, но и учреждения министерств. «надобно бояться,- писал Карамзин2, - всяких новых штатов, уменьшить число тунеядцев на жаловании». Но новой бюрократии сам Карамзин противопоставлял лишь наивную веру в добродетельного царя, утверждая, что «в России государь есть живой закон».
     Несмотря  на столь авторитетную критику, одно из предложений Сперанского все  же было реализовано :в январе 1810 г. был торжественно открыт Государственный совет.  
 
 
 
 

1.1.Краткая  биография М.М.Сперанского 

      Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 —11 (23) февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.
     Михаил  Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена  министерская система государственного управления(министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, народного просвещения).
     Михаил  Михайлович Сперанский родился в  январе 1772 г. в семье сельского  священника села Черкутина Владимирской губернии. Отец определил его в  Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.
     Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его  в качестве личного секретаря  князю Куракину. В 1796 г. назначенный  на должность генерал-прокурора  Куракин взял Сперанского на государственную  службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.
     В ноябре 1798 г. он женился на англичанке Елизавете Стивенс. Его счастливая жизнь была недолгой - в сентябре 1799 г., вскоре после рождения дочери, его жена умерла.
     Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. По характеру своего образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям. Сперанский имел необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями придала необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского. Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта, было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности. В этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом.  

1.2.Начало  карьеры М.М.Сперанского 

     Сперанский  поступил домашним секретарём к князю  А. Б. Куракину богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии. Митрополит Гавриил рекомендовал ему профессора Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен: поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому только ночь, чтобы все написать. В шесть часов утра одиннадцать писем, составленные в изысканной форме, лежали на столе Куракина. Вельможа был покорен.
     В период частной секретарской службы Сперанский сблизился с гувернёром молодого князя, немцем Брюкнером. Он был  человек резких либеральных мнений, последователь Вольтера и энциклопедистов. Под его влиянием окончательно сложилось то политическое миросозерцание Сперанского, которое потом сказалось в обширных реформаторских планах. В 1796 году воцарился Павел и должность князя Куракина, генерал-прокурор, стала основной. Это быстрое возвышение завершилось таким же стремительным падением, но он успел, однако, прочно устроить своего бывшего секретаря. В атмосфере, в которой царили сумасбродство императора, самодурство вельмож, эгоизм и раболепие чиновников, протекали первые годы государственной службы.
     За  четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного  вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником. Столь быстрое  продвижение по службе было связано с уникальными способностями Сперанского, в том числе с его умением разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора, ещё через девять месяцев — 1 января 1798 года — был назначен надворным советником. Спустя двадцать с половиной месяцев в сентябре 1799 года — коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года — Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он превратился в видного сановника Российской империи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы
     Рассмотрев  выше сказанное, можно сделать вывод, что М.М. Сперанский был выдающимся государственным деятелем. Это был исключительно одаренный человек. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления и колоссальная работоспособность.
      Первый  этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на М.М. Сперанском.
      Но  почему именно на Сперанского пал  выбор императора и кем он был для него? Прежде всего — послушным исполнителем воли монарха, который пожелал превратить одного не знатного, но лично преданного ему человека во всесильного министра, с чьей помощью он надеялся осуществить свои планы. Он был по существу, усердным старательным чиновником, не зависимым в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Сперанский должен был разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.
      Из  всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько: в 1809 г. издан  указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные знания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу. Все чиновники должны были иметь соответствующее образование. В 1810 г. был создан Государственный Совет, а с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министерств и порядок их деятельности - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу, начало которой относилось к 1802г. 
 

ГЛАВА II. План преобразовании М.М.Сперанского и их реализация
      Государственное устройство
 
     По  проекту Сперанского принцип  разделения властей должен был стать  основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись  в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.
     Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области  на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости. В порядке законодательном  в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который является верховным судилищем для всей империи. В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.
     Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог  быть издан без ее одобрения. Она  полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
     Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия ее определяется количеством дел, ей предлагаемых. Действие государственной думы пресекается двояким образом:
     1)отсрочкою  его до  будущего года;     
     2) совершенным всех членов ее  увольнением.
     Отсрочка  производится актом державной власти в Государственном совете.
Увольнение  производится таковым же актом, но с  значением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.
     Кроме общего увольнения, члены государственной  думы не могут оставить свое место, разве смертью или определением Верховного суда. В двух последних  случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.
     Сперанский  подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать «мнение  народное». Избирательными правами  пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталам, включая  государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. 

2.2. Преобразование центрального  управления 

     Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка.
     3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.
     Указ 6 августа того же года установил  порядок производства в гражданские  чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.
     Оба указа произвели тем больший  переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа от 3 апреля, - «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а «действительными заслугами и отличными познаниями», говорится в указе от 6 августа. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Государственный Совет 

     1 января 1810 г. открыт был преобразованный  Государственный совет; это учреждение  в основаниях своих действует  по плану Сперанского, настолько  своеобразному, что он заслуживает  внимания даже в коротком обзоре  царствования. Значение его в  системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти. Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Итак, Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом устанавливается твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет "учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия". Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:
     1) Совет рассматривает новые законы  по всем отраслям управления;
     2) он один их рассматривает;
     3) ни один закон, им рассмотренный,  не передается к исполнению  без утверждения верховной власти.
      Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.
     Но  тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных  актах следует различать два элемента - законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним; таким соприкосновением служат мнения Совета -большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. е. проектами законов, и принимаются верховной властью во внимание при окончательном решении дела. Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму пользуется всею свободою мнений, по выражению закона. Но, с другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в смысле западных законодательных собраний. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса; в России верховная власть, признавши решение Совета неудобным, может предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела.
     Таким образом, была создана предпосылка  для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов, потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями.
       Все эти особенности делают  организацию Государственного совета  своеобразным явлением в государственном  праве. Такому значению Совета  соответствует и данное ему  устройство. . В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов -- законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывает в своем департаменте, а всей канцелярией руководит государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Учреждение министерств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.