На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-психологические особенности инновационного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Введение
         Современный этап развития мировой экономики характеризуется  важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает  постоянные изменения в структуре  и динамике общественных нужд и, как  следствие, заостряет конкуренцию  в предложении новых товаров и услуг, а также улучшении их качественных характеристик. В этой связи стойкость экономического положения большинства субъектов хозяйствования в значительной мере определяется темпами и масштабами осуществления инновационной деятельности, которая разрешает своевременно и быстро реагировать на условия конкурентной борьбы, которые постоянно изменяются, путем использования разнообразных нововведений, обеспечивая более качественное и полное удовлетворения нужд рынка. Следовательно, актуальностью данной темы является то, что на современном этапе развития рынка инновационная составляющая является одним из главных критериев выживания фирмы.
         Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. В настоящее время проблема инноваций в контексте социальной психологии особенно актуальна, но недостаточно разработана.
         Инновация возникает  как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде общества, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок и т.д.  
    Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.

         Стремление к новаторству  – не столь экономическое явление, сколько психологическое. Если задуматься над тем, какие мотивы заставляют человека стремиться к достижению нового, созданию несозданного, осмыслению неосознанного обществом, то мы придем к выводу, что, в первую очередь, это – желание осмыслить своё существование, а уже потом известность, слава, власть, признание и деньги.
         Инновационная политика – это стратегическое направление, как для предприятия, так и на государственном уровне. Наряду с существующими стимулами, такими как гранты, стажировки и стипендии, государство должно больше внимания уделять исследованиям в области социальной психологии. Стимулирование станет менее дорогостоящим, а будущий эффект непременно покроет затраты на исследовательскую деятельность. Психологическое влияние должно перейти из интуитивной формы в научную в той степени, в которой это возможно осуществить. Но, к сожалению, в Украине сегодня не решена проблема даже экономической составляющей стимулирования.
         Целью данной работы является рассмотрение современных  социальных и психологических аспектов инновационной деятельности, выявление их значимости при проведении нововведений.
         В соответствии с  целью определены следующие задачи:
    изучить сущность инновационной деятельности;
    выяснить необходимость инновационной деятельности для предприятий;
    рассмотреть организацию управления инновационной деятельность;
    выявить причины сопротивления изменениям и нововведениям в организации;
    выявить формы, методы и последствия внедрения инноваций.
         Объект  исследования данной работы - инновационные процессы, которые происходят в организации.
         Предмет исследования – социально-психологические особенности инновационных процессов. 

         1. Основные аспекты содержания инновационной деятельности 

         1.1. Общая характеристика инновационной деятельности 

         Понятие «инновация»  появилось в научных исследованиях в XX в. и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации жизнедеятельности, в том числе производства). Инновации являются  результатом деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящий к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности: определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически и морально. В процессе инновационной деятельности при преодолении инерции сложившегося порядка обычно возникает проблема последствий — ожидаемых, желаемых и вредных [4, с.10].
         .Современная украинская экономика все еще характеризуется, как неустойчивая, с большим показателем риска и неблагоприятная для иностранных инвесторов. Основными причинами данного явления можно определить:
    незавершенность экономических преобразований;
    слабость рыночных инструментов экономики;
    сохранение экономических отношений с внешним миром, основанный на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов;
    возрастание неравномерного развития регионов;
    катастрофический спад производства;
    отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированного на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;
    ориентация развития украинской экономики не на активацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику.
         Последний аспект в большей степени влияет на развитие украинской экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть не целью функционирования большинства украинских социально-экономических систем всех уровней иерархии, а средством резкого роста количества и эффективности инноваций и повышения за счет этого благосостояния людей.
               Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации  инновационной деятельности.
               Инновационный менеджмент – управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений [9].
         Основная задача инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом  уровне посредством их качественного  и количественного изменения  в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте [3].
         Кроме этого одной  из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
         Основные элементы инновационной среды:
    собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
    товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
    инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
    соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
         Особое внимание уделяется внутренней инновационной  среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
         Развернутое определение  инновационной деятельности как  объекта менеджмента включает два основных аспекта:
    во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
    во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.
         Инновационная деятельность – это сложная динамическая система  действия и взаимодействия различных  методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности [10]. 

         1.2. Организация управления инновационной деятельностью 

         Успешность внедрения  инноваций в производственный процесс  во многом зависит от понимания роли и значения инновационной деятельности.  Усиление важности технологических  факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии (табл.1.1).
         Таблица 1.1

         Влияние интенсивности  и масштабов нововведения на  организационную структуру управления

      
Интенсивность и масштабы нововведений Организационные нововведения
Освоенная продукция Освоенная технология
Освоенный рынок
Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция Освоенная технология
Освоенный рынок
Разработка  продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается  новая проектная группа
Освоенная продукция Освоенная технология
Новый рынок
Существующая  организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция Освоенная технология
Новый рынок
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей
Новая продукция Новая технология
Освоенный рынок
Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция Новая технология
Новый рынок
Новое направление  хозяйственной деятельности требует  совершенно новой организации в  форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         Анализ динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних.
         Результаты анализа  позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.
         Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества организационных структур управления инновационной деятельностью, как правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге повышение общего уровня инновационности организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами.
         Важным моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации  является выбор конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной  формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от: готовности организации к изменениям; основных тенденций долгосрочной технологической политики; наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации; степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения; состояния внутренних и внешних коммуникаций; климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
         Практика показывает, что организационные формы, а  также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых  организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.
         Таким образом, выбор  и создание новых организационных  форм инновационного менеджмента в  организации представляет собой  совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.
         Основным признаком, определяющим особенности организации  инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями [10].
         В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:
    организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
    организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
    организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.
         Важной характеристикой  организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.
         Современная практика инновационного менеджмента имеет примеры разнообразных организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества тенденций в этой области, реализуемых компаниями промышленно-развитых стран для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:
    организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур;
    использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей;
    развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления [1].
         Как известно, одним  из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:
    во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс;
    во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.
         От выбора того или  иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной  деятельностью, избираемая товаропроизводителем. 
     

         2. Социально-психологические  особенности инновационного  процесса 

         2.1. Психологический барьер по отношению к нововведениям 

         Важным психологическим  моментом, способным затормозить  инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название психологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопротивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние, мешающее протеканию процессов адаптации человека к новой среде, связанное с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим складом личности, с природным стремлением людей и групп к сохранению стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опасениям.
         Конфликтное изменение ситуации
         Понятие «изменение»  подразумевает, что между двумя  последовательными моментами времени  имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации  или взаимоотношениях. Также под  изменением можно понимать процесс  смены одного состояния другим. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора. К ним относятся:
    Основная структура. Меняется характер и уровень деловой активности, правовая структура собственности, источники финансирования организации, характер международных отношений, организуются слияния, разделения, совместные предприятия или проекты.
    Задачи деятельности. Меняется ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, появляются новые рынки, клиенты и поставщики.
    Применяемая технология. Меняется оборудование, материалы и энергия, технологические и информационные процессы.
    Управленческие процессы и структуры. Меняется внутреннее содержание организации, трудовых процессов, процессов принятия решений, информационных систем.
    Организационная культура. Меняются ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства.
    Человеческий фактор. Меняются руководство и подчинение, уровень их компетентности, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе.
    Эффективность работы организации. Меняются финансовые, экономические, социальные аспекты ее деятельности, изменяется ее деловой престиж в глазах общественности и деловых кругов.
         Чем значительнее предстоящие  организации изменения, тем сильнее  заявляют о себе психологические охранительные механизмы многих ее сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменению, — сопротивление.
         Одним из видов охранительных  механизмов являются стереотипы. В  сознании и поведении руководителей  и сотрудников сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций.
    «это у нас уже есть»;
    «это у нас не получится»;
    «это не решает наших главных проблем»;
    «это требует доработки»;
    «здесь не все равноценно»;
    «есть и другие предложения».
         Чтобы понять причины, по которым люди с определенными  трудностями принимают изменения, следует обратиться к понятию гомеостаза [5]. В настоящее время это понятие находит широкое применение далеко за пределами биологии – в психологии, генетике, кибернетике, социологии. Человек привыкает к определенному сочетанию внешних и внутренних условий даже в том случае, если они не совсем комфортны.
         Сама проблема принятия изменений является данью нашему времени, для которого  характерен нарастающий темп изменений. Вполне логичной может быть и обратная проблема — психологического принятия однообразных условий. Она может быть достаточно острой для такого исторического этапа, где привычно высокий темп изменений внезапно замедлился или остановился по тем или иным причинам.
         Сказанное выше позволяет  выделить два аспекта управления изменениями — тактический и  стратегический.
         Не менее важной причиной сопротивления изменениям является организационная (корпоративная) культура, понимаемая как совокупность образцов поведения и взаимодействия, характерная для конкретной общности людей.
         Одним из основных методов  снижения уровня и распространенности сопротивления изменения со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе, предваряющем изменения — при подготовке и принятии решений о них. 

         2.2. Формы внедрения нововведений в организации 

         Любое предприятие, функционирующее в условиях быстро меняющихся внешних условий, вынуждено  постоянно отслеживать изменение  этих условий и соответственно планировать  и осуществлять свое развитие. В  этом развитии предприятие проходит стадии возникновения, становления, подъема, пика, спада (кризиса). Выходом из кризиса может быть либо реорганизация, либо санация, либо ликвидация. (Следует отметить, что в данном контексте мы рассматриваем понятие «реорганизация» как понятие близкое к «инновации в системе управления».) Разумеется, реорганизация более эффективна, если она осуществляется упреждающе.
         Под реорганизацией понимают крупные, существенные изменения  в структуре предприятия или  его системе управления, производимые за относительно короткий срок [7].
         Необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых целей (например, повышение эффективности или диверсификация новых видов продукции), это изменения, причем глубокие, затрагивающие все страты системы управления (концептуальную основу структуры — функциональное строение, деятельность, а, следовательно, цели, технологию, кадры, организационную культуру).
         Устойчивое снижение объемов продаж и доходов, затоваривание  продукции, износ оборудования и  отсутствие инвестиций на его ликвидацию, постоянные конфликты в коллективе – вот неполный перечень сигналов об актуальности реорганизации предприятия (табл.2.1). 

         Таблица 2.1

         Сигналы об актуальности реорганизации предприятия