Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет, понятие культурологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
    Содержание 

Введение 3
1. Предмет и задачи  культурологии………………………………………………………... 4
2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7
3. Подходы в изучении культуры 10
Тест 16
Заключение 17
Список литературы 18 

 

Введение 

     Как самостоятельная отрасль гуманитарного  знания, культурология сейчас выступает  своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает  основы их понимания.
     Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой  является культура как целостность, как специфическая функция и  особенность человеческого бытия.
   Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные  племена или общества, культуры и  быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая  свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом  зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов  исследования культуры обусловлено  многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.
   Целью контрольной работы является охарактеризовать культурологию как науку и  показать связь с другими науками, показать функции, элементы культуры.
   Задачи  контрольной работы:
   - показать предмет и задачи  культуры
   - характеристика элементы, функций  культуры
   - описать различные подходы к  изучению культурологии.
 

Предмет и задачи  культурологи 

    В настоящее время существует много  представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.
    Первый  подход рассматривает культурологию  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру. Образующим моментом здесь  является цель изучения культуры в  ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система  знаний о культуре.
    Второй  подход представляет культурологию  как раздел дисциплин, изучающее  культуру. Например, культурология  как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без  учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение  философской культурологии как  науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению  к определенному региону или  периоду времени.
    Третий  подход обнаруживает стремление рассматривать  культурологию как самостоятельную  научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе  социально-гуманитарного знания.
    Культуролог, какой бы теоретической позиции  он ни придерживался, должен представить  историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым  он введет своего слушателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию  необходимого компонента цивилизационного общежития в современном сложном  и противоречивом мире. В русле  третьего подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии - это исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и  применению тех форм деятельности и  взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или  опосредованно) коллективный характер человеческой жизнедеятельности. Предметом  культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов  и форм целеориентированной человеческой практики.
    Конкретизируя предмет культурологии, можно вычленить  одну из основных задач культурологии - выявить дух культуры (менталитет, культурный образец), опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческою способа жизни, дать анализ способов культурного наследования, "кода" культурного развития. Необходимо на основе объяснения и анализа историко-культурного  процесса прогнозировать его и управлять  им.
    Задача  культурологии - построить "генетику" культуры, которая не только объясняла  бы историко-культурный процесс (в мировом  и национальном масштабах), но могла  бы прогнозировать этот процессов перспективе - управлять им.
    Культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под  термином "культурология" мы будем  понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать  наукой о наиболее общих закономерностях  культуры. А это значит, что она  изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные  свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т. п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.
    Существенно важную помощь культурологии оказывает  такая наука, как этнография. В  ней культурология также находит  материал для теоретических выводов: описание "усизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. п. В  частности, всякая важная культурологическая задача, как изучение национального  культурного менталитета, не может  быть решена без этнографических  исследований и материалов.
    Далее отметим связь культурологии  с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства  и особенно литературы имеют важнейшее  значение для культурологии, поскольку  не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и  отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.
    И наконец, связи культурологии с  историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными  историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить  как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета  в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить  теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического  развития.
    В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и  исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, —  культуру. Задачей культурологии, таким  образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.
 

     Понятие, функции и элементы культуры 

    Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них  создает определенное представление  о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных  науках выглядит по-разному. Это объясняется  специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих  позиций, с которых рассматривается  культура.
    Культурология - это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
    Термин  в современном значении вошел  в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХVІІІ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими  значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.
    Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана  с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные  исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
    Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в  применении к духовности. Философию  он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской  философской традиции Х1Х - начала ХХ в. Получило распространение понятие  культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана  с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
    Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.
    Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры - это понимание ее как  системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений  широки и неопределенны. Деление  на виды и роды условны. Но их нужно  знать.
    1. В зависимости от рода деятельности  людей культуру делят:
    - на материальную - культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
    - на духовную - интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
    2. Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
    - на мировую - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
    - на национальную - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
    3. В соответствии с конкретными  носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.
    4. Общепринятым считается выделение  народной (непрофессиональной, фольклорной)  и профессиональной (элитной, массовой) культуры.
    5. Есть виды культуры, которые нельзя  отнести ни к материальной, ни  к духовной. Это так называемое  вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему  - экономическая, политическая, экологическая  и эстетическая культуры.
    Основные  функции культуры:
    1. человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
    2. трансляции (передачи) социального  опыта или информационная, Это  функция исторической преемственности;
    3. познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает  возможность познания и освоения  мира;
    4. регулятивная (нормативная) - дает установки,  нормы и правила поведения.  Поддерживается моралью и правом;
    5. семиотическая (знаковая) - дает возможность  овладеть знаковой системой той  или иной культуры, а значит, понимать  культуры и свободно жить в  ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
    6. ценностная (аксиологическая) - формирует  у человека вполне определенные  ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан  вопрос о культурных ценностях  как особых категориях культуры.
    Культурные  ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?
    Каждая  сфера жизни людей имеет свои ценности: политика - политические, искусство - художественные, наука - интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение  в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны, и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному  составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:
    1) общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения  рода, любви, дружбы;
    2) локально-групповые - конфессиональные  ценности (христианские, мусульманские  и др.);
    3) сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей  в зависимости от их социального  положения в обществе;
    4) индивидуально-личностные - предметы  и идеи, соответствующие вкусам  и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются  в окружающей его социокультурной  среде.
    Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
    Культура - исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории - культура Киевской Руси, золотой век русской культуры ХІХ столетия и др.

    Подходы в изучении культуры

 
    Теория  культурно-исторических типов Н. Данилевского
    Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших  оригинальные идеи, возникшие позднее  на Западе. В частности, его взгляды  на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей ХХ в. - О. Шпенглера и А. Тойнби. Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма. После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом  кружке петрашевцев (к нему принадлежал  и Ф.М. Достоевский) был арестован, три месяца провел в Петропавловской  крепости, но сумел избежать суда, и  оказался высланным из Петербурга. В дальнейшем как профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист по рыбоохране служил по департаменту сельского хозяйства; в научных  командировках и экспедициях  объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд.
    Все цивилизации в своём развитии проходят 3 возраста, подобные человеческим и природным. Это несовершеннолетие, совершеннолетие и старость. Все  народы были разделены Данилевским  на 3 группы:
    позитивные  творцы истории, которые сумели создать  собственный культурно-исторический тип (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, аравийский);
    негативные  творцы истории (гунны, монголы, турки). Как “божий кнут” они секут  дряхлеющие цивилизации;
    племена, которые не смогли создать собственный  культурно-исторический тип. Они составляли этнографический материал для использования  творческими народами с целью  обогащения своих цивилизаций (прусы).
    Каждая  из цивилизаций развивает одно или  несколько лежащих в её основании  начал. И ни одна из них не может, поэтому претендовать на первенство. Греческая цивилизация была созидательницей  в эстетической области; семиты - в  религиозной; римляне - в области  права и государственного устройства. Данилевский надеется, что славянский тип, перед которым самые радужные перспективы, впервые в мировой  истории сможет представить выдающиеся достижения во всех 4 основных направлениях.
    Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности  своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым  и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается  славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с  Россией все славянские народы в  противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что «Европа  не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо  им противоположны».
    Как бы ни относиться к взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую  идеологию и подготовили появление  такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная  с цивилизационным подходом к  истории.
      Культурологическая концепция О.Шпенглера.
    Освальд Шпенглер (1880--1936) -- немецкий философ  и историк культуры, автор сенсационного  в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).
    Необычна  творческая биография немецкого  мыслителя. Сын мелкого почтового  служащего, Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить  лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии и искусствознания, в овладении которыми он превзошел  многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера  ограничилась должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил  в 1911 г. На несколько лет он заточил  себя в маленькой квартире в Мюнхене  и занялся осуществлением своей  заветной мечты: писал книгу о  судьбах европейской культуры в  контексте мировой истории -- «Закат Европы», выдержавшую только в 20-е  годы 32 издания на многих языках и  принесшую ему сенсационную славу  «пророка гибели западной цивилизации».
    Так, по Шпенглеру, античная греческая «душа  культуры», родившись на фоне замкнутого пространства гор, островов, полуостровов, выбирает своим первосимволом единичное  прекрасное тело. Телесность, образность, зрительная оформленность характерны для сознания греков.
    Европейская «душа», родившись на бескрайних просторах  Северной Европы, отождествляет себя с чистым, безграничным пространством. Ее мотив - устремленность вдаль, в бесконечность. Эта душа способна исключить из картины  мира все телесно-осязаемое и  видимое, но она не может исключить  первичных ощущений пространства и  времени (первосимвол). Бог европейцев - невидим, вечен, бесконечен, всесилен. Бог есть идея, а не чувственный  образ. Особое отношение к пространству и времени определяет и весь умострой европейца. Он больше живет не «теперь  и здесь», как грек, а в прошлом  и будущем. Ностальгия о прошлом  и мечта, о прекрасном будущем - характерные  черты европейского искусства.
    Последний завершающий этап в развитии культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Переход  к цивилизации есть разложение и  гибель культуры.
    Вряд  ли кто оказал такое заметное влияние  на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно  Ницше, он был ярким представителем, так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается  классиком цивилизационного подхода  к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и  государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и  так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма  и теории непрерывного прогресса  человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.
      Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби.
    Арнольд Джозеф Тойнби (1889--1975) - английский историк  и социолог, автор 12-томного «Исследования  истории» (1934--1961) - труда, в котором  он (на первом этапе не без влияния  О. Шпенглера) так же стремился осмыслить  развитие человечества в духе круговорота  «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».
    А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи  среднего достатка; следуя примеру  своей матери - преподавателя истории, закончил Оксфордский университет  и британскую Археологическую школу  в Афинах (Греция). Вначале он увлекался  античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором  греческой, византийской, а позднее  и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал  с МИДом, был членом британских правительственных  делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил  Королевским институтом международных  отношений. Значительную часть жизни  ученый посвятил написанию своего знаменитого  труда -- энциклопедической панорамы развития мировой культуры.
    Первоначально Тойнби рассматривал историю как  совокупность параллельно и последовательно  развивающихся «цивилизаций», генетически  мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы  от подъема к надлому, распаду  и гибели. Позднее он пересмотрел  эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все  они имеют тенденцию к единству, и каждая из них -- его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей  к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего  всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся  на более широкие и современные  исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись  на тринадцати, получивших наиболее законченное  развитие.
    Движущими силами истории, помимо божественного  «провидения», Тойнби считал отдельных  выдающихся личностей и «творческое  меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним  миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить  в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую  элиту», навязывающую свою власть силой  оружия, а не авторитетом; отчужденная  же масса населения становится «внутренним  пролетариатом», который совместно  с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф.
    Не  отрицая поступательного развития человечества, Тойнби видел его, прежде всего в духовном совершенствовании, в религии, которая в будущем  станет единой общечеловеческой религией. Объективно опровергая своими работами расизм и «европоцентризм», Тойнби сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за сотрудничество и взаимопонимание между всеми  народами, за их культурное самоопределение, позволяющее сохранять этническое разнообразие мира перед лицом угрожающей ему «вестернизации». Понимал он и опасность этого процесса применительно  к современной России, и соглашался с довольно распространенной гипотезой  о том, что коммунистические идеи и революционное брожение исторически  заносились в Россию именно с Запада.
    Главной отличительной чертой Тойнби как  теоретика и историка культуры было беспристрастно-плюралистическое видение  человечества как семьи равноправных народов, исключающей какое-либо национальное или региональное высокомерие и  применение силы. К пресловутой «западной» (прежде всего американской), цивилизации, постепенно захлестывающей весь мир  и ныне претендующей на свою единственность, английский интеллектуал относился  достаточно критически, имея в виду ее бездуховность, потребительство  и экономическую агрессивность, часто прикрываемую якобы общечеловеческими  идеалами. К сохраняющемуся и поныне определенному геополитическому недоверию  между Россией и Европой он относился так. «Если мы посмотрим  на столкновение между Россией и  Западом глазами историка, - писал  он в 1952 г., - то увидим, что буквально  целые столетия вплоть до 1945 года у  русских были все основания глядеть  на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию».
    К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889--1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным  пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность  большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.