На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Контроль органов исполнительной власти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ          ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Административное право»
Контроль  органов исполнительной власти 
 

Студент
гр. ГУ – 07 – 01                                                       _________________ В.Ю. Дмитриева 
 

Руководитель
ассистент кафедры                                                  _________________ И.В. Виноградова 
 
 

Владивосток 2011 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………...............................3                 1 Понятие и виды органов исполнительной власти……………………………………….4           2 Система органов исполнительной власти………………………………………………..6      3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти…………………………..7       4 Контроль органов исполнительной власти………………………………………………8      5 Президентский контроль…………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………….15
Список использованных источников……………………………………………………..16                                                                        

     Введение
     Среди субъектов административного права  органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая  многочисленная из числа организаций - группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает, в практически организующем плане, все области и сферы государственного руководства.
           Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
     Наконец, органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными  управленческими полномочиями в  отношении иных субъектов административного права.
     Контроль  органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.
     Основные  цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
     Достижение  целей и соблюдение принципов  контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. 

1 Понятие и виды органов исполнительной власти
     Среди субъектов административного права  органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.
     Орган исполнительной власти - это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
     Исполнительные  органы, являясь одним из видов  органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт. Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.
     Задачи  и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь  в процессе и в результате своей  деятельности в порученной ему области.
     Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.
     Основными функциями, присущими компетенции  почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.
     Права и обязанности определяют границы  полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его  функций.
     Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
     Как и иные субъекты административного  права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью, возникает она одновременно с  их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2  Система органов исполнительной  власти
     Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     В соответствии с принципом федерализма  действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:
     1 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:
     - Правительство Российской Федерации;
     - Федеральные министерства;
     - Государственные комитеты Российской Федерации;
     - Федеральные комиссии России;
     - Федеральные службы России;
     - Федеральные надзоры России.
     - Иные федеральные органы исполнительной власти.
     2 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) — это:
       - правительства республик и других субъектов Федерации;
      - администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

           3 Органы местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных традиций [2].

 
 
 
 
 
 
 
 
     3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти
     Государственный контроль в сфере исполнительной власти, исходя из установленного Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:
            1) Президентский контроль;
     2) Контроль законодательных (представительных) органов власти;
     3) Контроль в системе органов  исполнительной власти;
     4) Судебный контроль.
            Основные цели контроля: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.
           Основные принципы контроля: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
           Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Контроль органов исполнительной  власти
     Контроль  органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.
     Контроль  органов исполнительной власти можно разделить на:
     а) общий;
     б) надведомственный(межотраслевой);
     в) отраслевой(внутриведомственный).
     Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ [4].
     Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.
     Правительство РФ как орган общей компетенции  наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст.114 Конституции и Федеральному конституционному закону о "Правительстве Российской Федерации"  оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, Федеральными законами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства[5].
     В пределах своей компетенции Правительство  РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.
     Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указанных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.
     Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон[3].
     Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, федеральным  конституционным законам, федеральным законам, международным обязательством РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
     Контролю  со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.
               Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например: Министерство экономического развития и торговли, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная таможенная служба. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют Министерство финансов, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств - одна из основных задач экономической политики. В связи с этим Министерству финансов и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля [6].
     Контроль  в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство связи и массовых коммуникаций (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти [4].
     Особенностью  межотраслевого контроля федеральных  органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными  сферами (вопросами) деятельности не подчиненных  им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или  отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.
     Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами.
     Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие  от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в  отношении подчиненных им органов  и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При  этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры  осуществляют контроль в отношении  подчиненных (подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью  своих структурных подразделений  и из Должностных лиц. Еще раз  отметим: отраслевой контроль - непременная  часть управляющих воздействий  руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами  и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков  и устранения их причин.
     В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
     Органы  исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Президентский контроль
     Необходимо  выделить президентский контроль,т.к. Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.
     Контрольные полномочия Президента Российской Федерации  за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в  определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и  внешней политики государства, претворение  которой в жизнь возлагается  на соответствующие органы исполнительной власти[8].
     Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, без опасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации[7].
     Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления  и распоряжения Правительства в  случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В определенных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Феде рации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о, совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях[9].
     Главному  контрольному управлению поручено регулярно  проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении  должностных лиц, виновных в несвоевременном  или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к  дисциплинарной ответственности Основные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность[10].
     Важную  роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители  Президента в регионах Российской Федерации. Согласно Положению, утвержденному  Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный  представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях  обеспечения реализации главой государства  своих конституционных полномочий. Полномочный представитель Президента наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных  задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы  и материалы от федеральных и  региональных органов власти, участвовать  в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством  института полномочного представительства  обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в  регионах за выполнением федеральных  законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный  представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем  регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя  Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции, федеральным  законам или нарушают права и  свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнитель ной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Контроль, являясь одной из основных функций  управленческой деятельности, проявляется  в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.
     Эффективный контроль позволяет судить о фактическом  положении дел, о том, как реализуются  законы в отраслях управления, насколько  эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти.
     На  основе полученной информации можно  оперативно устранять недостатки в  нормотворческой деятельности, вносить  изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, сбережении ресурсов, совершенствовании системы органов исполнительной власти, определении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бюрократизмом и преступностью в среде государственных служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников
1 Смоленский М.Б. Административное право: учебник для вузов/ М.Б.Смоленский, Э.В.Дригола. - М.:КНОРУС, 2010. - 320 с.
2 Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в РФ: научно-практическое пособие/А.Ф.Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров Ю. А. - Москва, 2006.
3 Овсеянко Д.М. Административное право : учебное пособие для юридических институтов и факультетов/ Д.М.Овсеянко.- М.: Юристъ, 2007 -  456 с.
4 Козлов Ю.М.Административное право: учебник для студ. вузов / Ю. М. Козлов. - М. : Юристъ, 2007. - 554 с.
5 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное  право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.
6 Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для студ. вузов / Д. Н. Бахрах. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 528 с.
7 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
8 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса/Ю.В.Тихомиров - М.: 2008 - 411с.
9 Тарасов А.М. Государственный контроль в России: монография / А. М. Тарасов. - М. : КОНТИНЕНТ, 2008. - 672 с.
10 Тарасов А.М. Президентский контроль в системе государственного контроля: его понятие и сущность // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2004, № 1. - С. 44-57 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.