На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроллинг как инструмент управлением предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3
    Роль и  сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии                                                                                                             5

1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции                                            5

1.2 Концепции  системы контроллинга и инструментарий                                  7

2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии                                                                                                          13

2.1 Стратегический  контроллинг                                                                         13

2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии     22

2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии                                                                            25

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     31 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            33

     ВВЕДЕНИЕ

 
     Актуальность  выбранной темы. Благодаря нестабильной экономической среде, а также желанию бизнесменов остаться на рынке и расти дальше, многие предприятия испытывают потребность в более эффективных методах и инструментах управления, позволяющих не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обеспечить получение оптимального размера прибыли, достаточный уровень ликвидности, финансовую стабильность и возможности расширения деятельности организации. Сегодня наука об управлении может предложить, для удовлетворения подобных потребностей систему управления под названием контроллинг. Находясь на пересечении учета, анализа, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении организацией: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их.
     Данная  тема актуальна и важна будет до тех пор, пока не появятся более развитые системы управления, способные еще эффективнее выполнять функции управления
     Объектом  исследования является система управления предприятием.
     Предметом исследования –  контроллинг как инструмент управления предприятием.
     Цель  исследования - рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.
     Задачи  исследования:
    Рассмотреть и изучить понятие контроллинга, его цели, задачи и функции;
    Проанализировать концепции системы контроллинга и инструментарий;
    Изучить оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии;
     Рассмотреть  взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
      Роль  и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии

       1.1 Контроллинг: понятие, цели, задачи и функции.

 
 
       Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.
       При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.
       Данный  термин рожден от английского глагола  “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.
       Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:
       • планированием и постановкой  цели (глобальных и локальных стратегий);
       • сбором, анализом внутренней и внешней  информации;
       • целенаправленным управлением, координацией и контролем.
       Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.
       Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
       • информационное обеспечение процессов  учета, планирования и прогнозирования;
       • регулирование и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
       • выполнение функции интеграции, системной  организации и координации;
       • планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
       • контроль (сравнение заданных и фактических  показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
       • управление (проведение мероприятий  по подготовке, корректировке стратегий  и задач).
     Основная  цель контролинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контролинг обеспечивает выполнение следующих функций:
    координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
    информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
    создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
    обеспечение рациональности управленческого процесса.
           Необходимость появления  на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
    повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
       ? смещение акцента с контроля  прошлого на анализ будущего;
       ? увеличение скорости реакции  на изменения внешней среды,  повышение  гибкости предприятия;
       ? необходимость в непрерывном  отслеживании изменений, происходящих  во внешней и внутренней средах  предприятия;
       ? необходимость продуманной  системы действий по обеспечению  выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
    усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
    информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
    общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

       1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий

 
       В настоящее время в экономической  литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.
       По  немецкой концепции центральные  задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:
      документальной;
    плановой;
    контрольной.
       В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
       Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается  рассмотрением в первой проблем  внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.
       По  мнению Д. Хана (Германия), современная  цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.
       Д. Хан выделяет также и специальные  задачи контроллинга:
       1. Пользовательские задачи:
       • планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты
       • планирование и контроль целей;
       • стратегические планирование и контроль;
       • оперативные планирование и контроль;
       • координация всех частных планов;
       • учет и отчетность;
       • информация:
       • формирование внутренней отчетности для  различных групп заинтересованных пользователей;
       2. Организационные задачи:
       • принятие решений;
       • участие в принятии решений.
       В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:
       
       Рисунок 1  Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану). 

       Приведенная на рис. 1. система разграничения  задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:
       Классификация задач контроллинга
       1. Генеральное целевое планирование:
       • анализ и контроль внутренней и внешней  среды;
       • выработка альтернативных локальных  целей и стратегий;
       • многовариантное планирование;
       • система показателей системы  планирования и контроллинга.
       2. Оперативное планирование:
       • планирование и контроль программы;
       • имитационное моделирование;
       • реинжиниринг бизнеса.
       3. Стратегическое планирование:
       • портфельные матрицы;
       инвестиционные  планы и проекты;
       • инновационные планы;
       • расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);
       • анализ и контроль внешней и внутренней среды;
       • разработка и корректировка локальных  и в некоторых случаях глобальных стратегий;
       4. Финансовый и управленческий  учет:
       • анализ эффективности производства;
       • анализ платежеспособности;
       • анализ рентабельности;
       • анализ ROI;
       • анализ производственного результата.
       5. Сбыт. Производство. Снабжение:
       • реинжиниринг;
       • функционально-стоимостный анализ;
       • покрытие издержек;
       • управление ассортиментной политикой;
       • анализ безубыточности.
       6. Ревизия и другие штабные функции  (планирование по местам возникновения  затрат)
       Для решения поставленных задач в  экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг.
       Таким образом, можно привести следующую  градацию планирования и контроллинга:
       • генеральное целевое;
       • стратегическое;
       • оперативное.
       На  основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга
       Задачи  контроллинга могут выполняться при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от конкретной концепции службы контроллинга.
       Можно выделить следующие инструменты  контроллинга:
       • анализ баланса, результатов, прибыли  и убытков;
       • расчет издержек, их покрытие;
       • отчетность;
       • система планирования, информации, контроля;
       • система показателей;
       • АВСанализ;
       • расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
       • Breakevenanalise (анализ безубыточности);
       • программы снижения и оптимизации  издержек;
       • портфолио-анализ;
       • планы, стратегии;
       • анализ жизненного цикла;
       • анализ стоимости;
       • анализ рабочего времени;
       • анализ эффективности;
       • реинжиниринг бизнеса;
       • анализ внутренней и внешней среды;
       • анализ инвестиций;
       • анализ инновационной деятельности. 

         

       В зависимости от конкретной фирмы (производственная, кредитная, страховая), ее размеров и  структуры управления набор инструментов может меняться.
       Концепция контроллинга не является застывшей окончательно сформировавшейся системой. Контроллинг находится в стадии формирования и поиска. Особенность системы контроллинга заключается в том, что он приспосабливается к фирме, к ее структуре, миссии, системе учета, управления, потенциально внедряясь в них с целью их улучшения.
       Значительную  роль в совершенствовании системы  контроллинга современные тенденции экономического и политического развития в последние два десятилетия. Именно особенности развития экономики в странах Европейского сообщества.

       2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии

       2.1 Стратегический  контроллинг.

 
       Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
       Цель  стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
       Концепция контроллинга показана в Приложении 1.
       Цель  контроллинга – своевременное установление причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения оперативных недостатков.
       В экономической литературе большое  внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге “Стратегическое руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:
       1. Проверка стратегических планов  на их полноту и формальную  и материальную консистентность.
       2. Текущий контроль “критических”  внутренних и внешних условий,  лежащих в основе стратегических  планов.
       3. Контроль стратегически важных  решений, исходя из аспекта  сроков.
       4. Контроль важных этапных целей  при реализации стратегически  важных предпосылок, исходя из  аспекта сроков.
       5. Текущий контроль оперативных  действий в отношении возможных  стратегически вредных побочных  и результативных действий.
       6. Проверка стратегической ситуации  предприятия на основе самостоятельных  и поступающих анализов, предпринимаемая  регулярно или в соответственно  индивидуальные установленные промежутки  времени.
       7. Периодическая проверка разграничения  стратегических единиц предприятия,  а также соответственно для  этого действующих критериев.
       8. Периодический контроль определяющих  для стратегических решений принципов  деятельности предприятия.
       Цель  стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем. 

       
       Схема 1  Регулирование стратегического контроллинга. 

       С учетом современного развития можно  выделить следующие задачи стратегического  контроллинга:
       • установление качественных и количественных целей фирмы;
       • ответственность за стратегическое планирование;
       • разработка системы альтернативных стратегий;
       • определение критических точек  во внешней и внутренней среде  для системы альтернативных стратегий;
       • определение “узких” и поиск  “слабых” мест. Управление “узкими” и “слабыми местами”;
       • формирование системы показателей  для информационной системы контроллинга;
       • управление отклонением фактических  показателей от плановых (нормативных);
       • управление отклонениями;
       • управление системой мотивации;
       • управление экономическим потенциалом  предприятия.
       Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
       К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
       - анализ баланса, расчет прибыли  и убытков;
       ? расчет затрат и производительности;
       ? отчетность;
       ? система информации, планирования и  контроля;
       ? система показателей;
       ? краткосрочный и среднесрочный  расчет успеха;
       ? расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
       ? АВС–анализ;
       ? расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
       ? программы снижения затрат и рационализации;
       ? анализ предприятия;
       ? планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
       ? портфолио–анализы и эмпирические кривые;
       ? анализ жизненного цикла продукции;
       ? анализ стоимости;
       ? анализы рабочего времени;
       ? аддитивные модели управления эффективностью производства;
       ? мультипликативные модели управления эффективностью производства.
       Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления  стратегического контроллинга см. в Приложении 2.
    Структура расходов
    Ликвидность
    Производственный объем и объем сбыта по направлениям, регионам
    Дивиденды
    Платежеспособность
    Место производства и сбыта
    Прибыль/рентабельность и др.
    Объем и структура заемных средств, обеспечивающих функционирование предприятия
    Пути и направления сбыта (оптовая торговля, многоуровненный маркетинг, франчайзинг)
    Рост сбыта
    Рентабельность
    Конкурентоспособность товара
    Повышение эффективности производства
       После формирования целей начинается важнейшая  работа по формированию альтернативных стратегий (это одна из важнейших  задач стратегического контроллинга). Схематично этот процесс можно представить следующим образом.
       
       Схема 2 Разработки альтернативных стратегий
       Основой анализа и управления факторами  внешней и внутренней среды является выбор самих факторов. Процесс  отбора самих факторов – весьма сложное и ответственное дело. При выборе факторов следует помнить  следующее:
       • Каждый фактор должен быть снабжен  информационной цепочкой (по нему должна быть создана система внутренней отчетности и сбора внешней информации).
       • Каждый фактор воздействует на цели прямым и косвенным образом.
       • По каждому фактору возможно многоальтернативное  прогнозирование и планирование.
       • Увеличение количества факторов приводит к удорожанию системы планирования и контроллинга, но при этом повышает их эффективность и, наоборот, уменьшение количества факторов снижает затраты, но и может привести к снижению эффективности планирования и контроллинга.
       • Следует учитывать взаимное воздействие  различных факторов (иногда разнонаправленных) на процесс реализации целей.
       • Выбор факторов должен носить сугубо индивидуальный характер для конкретного  предприятия.
       Следует помнить, что каждый фактор, который  мы выделяем имеет ряд особенностей – мы должны уметь эти факторы измерять, оценивать, мы должны научится ими управлять.
       В качестве ориентиров можно предложить системы факторов внутренней и внешней  среды, предложенные в пособии “Стратегическое планирование”.
       Фактор  “Персонал”. По этому фактору необходимо собирать информацию по данной системе  показателей:
       • численность персонала в целом;
       • численность рабочих;
       • численность управленческих кадров;
       • затраты на оплату труда;
       фонд  заработной платы всего;
       • фонд заработной платы рабочих;
       • отчисления во внебюджетные фонды;
       • система экономического стимулирования;
       • затраты на социальное развитие;
       • затраты на охрану труда;
       • затраты на переподготовку кадров;
       • текучесть кадров;
       • статистика приема и увольнения работников;
       • производительность труда;
       • уровень эффективности использования  персонала.
       По  фактору «персонал» весьма важным является аспект материального стимулирования. За годы советской власти система  материального стимулирования перестала  быть эффективной. В постсоветский  период она полностью прекратила свое существование.
       Фактор  “Технология”. По этому фактору  необходимо так же уметь собрать, своевременно оценить и научится управлять этим фактором.
       В настоящее время на большинстве  предприятий простаивают целые  цеха. Что делать? Как быть в каждом конкретном случае?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.