На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-психологическая характеристика феномена лидерства и руководства в организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
                   Социально-психологическая  характеристика феномена  лидерства и руководства  в организации. 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Жданов Д.А.
                                                                                                                    Студент: Бурец  Е.А.  
 
 

                                                 -МОСКВА 2011- 
 

           ОГЛАВЛЕНИЕ: 
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….……….….…………...3
СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА…………………………………….……….………………...4
ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА……………………………………………......………….....6
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ……..11
ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ  КАЧЕСТВ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА  В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

     Феномен лидерства в современных рыночных отношениях приобретает особую актуальность. В любой организации складываются как формальные, так и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и неформальном. Формальный лидер в литературе и в реальной практике называется руководителем. Он назначается извне вышестоящим руководством и получает соответствующие властные полномочия, в том числе на применение санкций.
     В системе неформальных отношений  рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выдвигается из числа  окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же, в основном, назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический.
     Однако  между этими феноменами много  общего, а именно: оба они являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством  управления ими; оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; обоим присуща известная субординация отношений. Это сходство функций  часто приводит к тому, что лидерство  способно переходить в руководство, а руководитель — становиться  лидером (формальным и неформальным), из чего следует, то что изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
     Основной  целью данной работы, является изучение проблемы лидерства и руководства в организации.  
 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА. 
 

     Как показывает практика, ни один фактор не обеспечивает большую пользу и выгоду для организации, чем эффективное  лидерство. Лидеры нужны для определения  целей и задач, для координации, организации, обеспечения межличностных  контактов с подчиненными и выбора оптимальных, наиболее эффективных  путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где присутствуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
     Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе  управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически  сложившуюся социальную потребность  людей в организации их совместной деятельности.
     Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое  проявляется как управляющие  действия. Член группы, за которым она  признает право принимать ответственные  решения в значимых для нее  ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений  в группе. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
     Личностные  качества настоящего лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность  и спокойствие, гибкость и чувствительность, ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный  опыт, свободен от предрассудков.
     Лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации  жизни людей, действенным средством  разрешения насущных вопросов. Уже  на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более  опытные, умные, сильные, наконец, более  человечные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих  соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни  усложнялась система лидерства, множились соответствующие связи  и отношения, росло количество разрешаемых вопросов. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.
     Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где  сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться и  лидеры.
     В обществе существует объективная потребность  в лидерстве, и она не может не реализовываться. Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда нужно быстро принимать решения, уметь правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы.
     Наиболее  важные функции лидера включают: определение  целей и средств их достижения, координацию действий членов группы, планирование их совместной работы поощрение  и наказание, информационную, контролирующую, представительскую функцию и  др.
     Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. 
 

     Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
     Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как  жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
     В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида, его достоинствах. Взаимоотношения  лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась  с решением мировоззренческих вопросов.
     В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности  к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
     В современном обществе лидерство (в особенности политическом) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
     Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение  длительного времени, постепенно решая  задачи, подчиненные общей цели. 

     Существуют  различные классификации  феномена лидерства. 

     В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:
     -традиционных  лидеров, которыми обычно являются  вожди племен, монархи и т.д.  Их авторитет основан на традиции, обычае;
     -рационально-легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
     -харизматических  - лидеров, наделенных, по мнению  масс, особой благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью  к руководству. Харизма складывается  из реальных способностей лидера  и тех качеств, которыми его  наделяют последователи. Примером  харизматических лидеров были  Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.В  основе первого типа лидерства  лежит привычка, второго - разум,  третьего - вера и эмоции. 

     Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. 

     В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера :
     1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие  идеи, увлекающей массы.
     2. Лидер - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени.
     3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести свои идеи и убедить  людей в их преимуществе.
     4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.
     В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях. 

     Американский  социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.1
     1. Лидерство “лицом к лицу”  осуществляется в небольших группах,  где все участники процесса  имеют возможность взаимодействовать  между собой.
     2. “Отдаленное” лидерство - это  лидерство вождей, за которыми  идут многочисленные массы.
     При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая  концепция лидерства включает ряд  факторов, которые, сочетаясь различным  образом, позволяют определить природу  лидерства в любой данный момент времени.
     1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря  которому он стал лидером.
     2. Характерные черты групп и  индивидов, которыми руководит  данный лидер.
     3. Характер взаимоотношений между  лидером и теми, кем он руководит.
     4. Контекст или условия, в которых  осуществляется его руководящая  роль.
     5. Результаты взаимодействия между  лидером и теми, кем он руководит.
     Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания  всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г. Херманн  в своей работе Составные части  лидерства.2
     М.Г. Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в  определенном контексте, свидетельствующем  о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди  таких требований можно назвать  следующие:
           - наличие и характер  формализованных правил для принятия  решений;
           - степень подотчетности  руководителя руководимым;
           - сила и тип  оппозиции;
           - характер любых  разделяемых убеждений;
           - ресурсы, доступные  для руководителя;
           - организационный  пласт, лежащий между руководителем  и руководимыми.
     Каждый  из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь  место лидерство, его контекст.
     Контекст  лидерства - это те параметры, в которых  осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения  лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может  использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет  оценивать это руководство и  насколько эффективным сочтет его.
     Неотъемлемой  составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен  властью принимать решения в  отношении других людей, группы, организации  или правительства, который несет  ответственность за последствия  любых своих решений. 

     В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.
     Первые  внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим  интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются  с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся  правдами, а больше неправдами захватить  власть и как можно дольше при  ней удержаться. В итоге они  оказываются “калифами на час”.
     Открытые  лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все  вникнуть, чем завоевывают доверие  и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним  днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в  их руках остается надолго. Именно они  являются истинными лидерами, обладающими  непререкаемым авторитетом у  своих подчиненных.3
     Изучение  трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать  влияние следующие семь свойств:
     1. Основные убеждения лидера.
     2. Стиль лидера.
     3. Мотивы, которыми руководствуется  лидер, стремясь добиться определенного  положения.
     4. Реакция лидера на давление  и стресс.
     5. То, каким образом лидер впервые  оказался в положении руководителя.
     6. Предшествующий опыт лидера.
     7. Среда, в которой лидер начинает  свою деятельность.
     Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи  между тем, что представляет собой  лидер и тем, в чем он хочет  убедить своих сторонников.
     Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той  сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и  стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее  убеждения лидера в отношении  внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность. 

     В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
     Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и  оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.
     В заключение можно сказать, что существуют различные основания для классификации  и сравнения лидеров, а следовательно  и различные типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач.
     Такова  типология лидерства, которая, конечно, не является исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый  тщательный, не может охватить всего  сложного и многообразного явления  лидерства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА  И РУКОВОДСТВА. 
 

              В данной главе я хотела  бы подробнее рассмотреть формальный  и неформальный вид лидерства,  то есть руководителя, и человека, чье лидерство возникает на  основе личных взаимоотношений  участников.
       Лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.
       Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
     Руководитель  несёт юридическую ответственность  за функционирования группы (коллектива) перед назначавшей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает  строго определёнными возможностями  санкционирования – наказания и  поощрения подчинённых в целях  воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.
     Оба процесса рассматриваются в социальной психологии как групповые, связанные  с социальной властью в группе.
     И лидер, и руководитель оказывают  ведущее влияние на дела группы, но способы осуществления данного  влияния различны. В большинстве  исследований, которые касаются теорий лидерства, данные понятия рассматриваются в одном контексте, однако лидерство отмечается в системе неформальных отношений, а руководство в системе формальных отношений.
     Таким образом, феномены лидерства и руководства  являются близкими по своей психологической  сущности, но не совпадают полностью.
     В зависимости от ориентации лидеров  и руководителей выделяют два  аспекта власти: формальный и психологический. Формальный (инструментальный) аспект всегда связан с правовыми полномочиями руководителя и личностными возможностями  руководителя воздействовать на членов группы. В отличие от лидерства  руководство всегда содержит правовую основу. Инструментальный руководитель ориентируется, главным образом, на задачу, стоящую перед группой, а психологический руководитель на людей и их интересы.
     Рассмотрим  различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии:
     - Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями. Руководитель же обязан обеспечить определённый уровень взаимоотношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т. е. вне группы.
     - Во – вторых, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.
     - В-третьих, руководитель в отличие от лидера имеет право использовать и формальные, и неформальные санкции по отношению к подчинённым, а лидер может использовать лишь неформальные.
     - В-четвёртых, различия между лидером и руководителем связаны с процессом принятия решения – обязательной управленческой функции. Для её реализации руководитель использует большой объём информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Таким образом, принятие лидером решений осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. 

     . Но, в тоже время, между ними имеется и много общего:
       - Во-первых, как лидерство, так и руководство, являются средством организации отношений, средством управления членами социальной группы. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой – в системе отношений неформальных.
     - Во-вторых, оба этих феномена осуществляют процессы социального влияния в коллективе. Но в случае с руководством это влияние идет по официальным каналам, а в случае с лидерством – по неофициальным.
     В-третьих, двум этим феноменам присущ момент субординации отношений. Причем в руководстве  он выражается достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и, тем  более, никак не очерчено.
     В настоящее время хороший руководитель – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет  своими подчиненными. 
     Однако, на практике, могут встречаться группы, в которых руководитель и лидер  – это одно и то же лицо. В данном случае все вышеперечисленные факторы  будут относиться к данной личности, и при этом влияние данного  лица будет носить естественный характер, включённость в ситуацию коллектива улучшится, но у лидера появится зависимость  от группы. Данный тип руководства  подходит для творческих коллективов. Так как руководитель сочетает в  себе направленность на результат, хороший  контроль психологической ситуации, неформальный авторитет, естественное влияние.  
 

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА 
 

     В 30-е гг. 20 в. Курт Левин выделил 3 стиля  руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).
     Стиль лидерства представляет собой типичную для лидера систему приёмов воздействия  на членов группы (подчинённых или  ведомых).
     Авторитарный  стиль проявляется в жёстких формах управления, пресечении инициативы членов группы, отсутствии обсуждения принимаемых решений. Качество решений руководителя зависит от количества информации, которой он обладает и от его способности правильно её интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и группой существует большая социальная дистанция и подчинённые не слишком откровенны с авторитарными руководителями). Решения доводятся до подчинённых в ясной, конкретной, чёткой форме, но авторитарный руководитель никогда не даёт полной информации о ходе дел, что может вызвать фрустрацию членов группы и ускорить формирование микрогрупп , в которых, на наш взгляд, могут выделится новые лидеры, способные сместить руководителя.
     Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением инициативы подчинённых, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрание. При данном стиле руководитель имеет больший объём информации, чем при авторитарном, что облегчает принятие решения и делает их более эффективными. Решения принимаются довольно медленно. Демократический руководитель должен обладать такими качествами, как терпение, сдержанность, толерантность, гибкость поведения. Данный стиль способствует формирование психологическому климату в группе. Наблюдается высокая степень удовлетворённости членов группы своей деятельностью и положением среди коллег. Однако у руководителя могут возникать проблемы с контролем деятельности.
     Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
     Важно отметить, что стиль лидерства  напрямую связан с личностными качествами лидера, характеристикой ситуации и  особенностями самой группы и  последовательства.
     Не  существует «плохих» или «хороших»  стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности  подчиненных и др. факторы обуславливают  оптимальное соотношение каждого  стиля и преобладающий стиль  руководства. Изучение практики руководства  организациями свидетельствует, что  в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
     Основными факторами изменения стиля руководства  являются: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчинённых или  уровень их профессионализма.

 ВЛИЯНИЕ И ВЛАСТЬ.

 
 
     Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения  в поведение, отношения, ощущения и  т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут  быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации  таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
     Один  человек может также влиять на другого и с помощью одних  лишь идей. Карл Маркс, который никогда  не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации  и никогда лично не использовал  такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход  событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.