На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Финансова политика РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том  числе и в финансовой сфере. В  учебниках, в научной литературе существуют разные определения понятия  «финансовая политика». Так, ряд  авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. 

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие  сущности финансовой политики, а также  её значения для государства. 

К тому же задачей  данной работы ставится рассмотрение, на основе анализа исторических источников, типов финансовой политики в России, на различных этапах исторического развития страны, а также, в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах. 

В третьем вопросе  планируется рассмотреть современную финансовую политику государств, а в частности её международные аспекты. 

1. Сущность и значение  финансовой политики 
 

Финансовая политика -- основополагающий элемент в системе  управления финансами. Исходя из определения  финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 

Во все времена  главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди  других общественных отношений, -- обеспечение  непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства  производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом. 

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых  зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. 

Финансовая политика -- это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития. 

Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике. 

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. 

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время, является важнейшим  средством реализации политики государства  в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. 

Политика, политическое воздействие, политическое руководство  сводятся к трем основным элементам: 

1) определение и  постановка главных целей и  конкретизация перспективных и  ближайших задач, которые необходимо  решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 

2) разработка методов,  средств и конкретных форм  организации отношений, с помощью  которых данные цели достигаются  в кратчайшие сроки, а ближайшие  и перспективные задачи решаются  оптимальным образом; 

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. 

Следовательно, финансовая политика -- это определение целей  и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения  и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. 

Использование финансовой политики только как средства выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. 

Например, многими  специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса - её губительность. Тем не менее она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету, не меняет её сущности. В данном случае государственная финансовая политика трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти. 

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоем образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности. 

Из изложенного  выше можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения цели тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти. 

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ -- долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. 

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или  хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует  интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 

Для оценки финансовой политики данного правительства  и для рекомендаций по ее корректировке  в первую очередь необходимо иметь  ясную программу общественного  развития с выделением интересов  всего общества и отдельных групп  населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. 

Результативность  финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 

Не в меньшей  мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т. е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии. 

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как  они -- материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное -- достоверной. 

Содержание финансовой политики, ее основные направления  зависят от уровня развития науки  о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т. е. конкретных форм организации финансовых отношений. 

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723--1780) и Д. Рикардо, (1772--1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883--1946), и их последователями. 

Суть концепции  основоположников классической политэкономии  А. Смита и Д. Рикардо сводилась  к невмешательству государства  в экономику, сохранению свободной  конкуренции, отведению главной  роли в регулировании хозяйственной  жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов. 

В конце 20-х годов XX в. возобладала кейнсианская теоретическая  концепция, обосновывающая необходимость  усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство  и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. 

Основным инструментом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих  мест, что способствовало решению  сразу нескольких экономических  и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд. 

Вмешательство государства  вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода. 

По существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте  сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджетного дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста. 

И действительно  в 30-60-х годах XX в. так называемая кейнсианская финансовая политика в  западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства  в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении национального дохода. 

В 70-х годах особенности  финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. В результате расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития. 

В настоящее время  финансовая политика развитых капиталистических  государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования. 

2. Основные этапы  финансовой политики России 
 

Различают несколько  этапов финансовой политики России. 

1) Финансовая централизация 

На первом этапе  финансовая политика России была сходна с типами финансовой политики, распространёнными  в других странах. Этот этап длился до 1917г., поскольку в этом году Россия стала советским государством и на протяжении десятилетий в нашей стране проводилась планово-директивная финансовая политика. Данная финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса (1818--1881) и В.И. Ленина (1870--1924). 

Марксистско-ленинская  теория о сущности и функциях социалистического  государства предопределяла главный  принцип финансовой политики советского государства -- финансовую централизацию. 

Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. 

Советское государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так  как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной). В соответствии с этим государство перешло от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и перераспределению через государственный бюджет. 

Финансовая централизация  выражалась и в том, что государство  непосредственно и монопольно стало  регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. 

Таким образом, все  стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно-командную  систему управления всем производственным процессом. 

Такая финансовая политика гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, и решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования. 

Она была достаточно эффективной, так как ,несмотря на чрезвычайно  трудную финансовую ситуацию, доставшуюся  в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную  военную интервенцию Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство. 

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства  была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами Запада, и прежде всего, с США в гонке вооружения и развитии космоса. 

Одновременно оказывалась  значительная финансовая помощь странам  социалистического лагеря: 

1) для обеспечения  социалистической ориентации в их развитии; 

2) для превращения  их в промышленно развитые  страны; 

3) для формирования  сильных военных союзников, в  общем ,для укрепления своей  обороноспособности. 

Для достижения этой цели требовалось ускоренное развитие сырьевой базы и, прежде всего, добычи нефти и газа. Освоение новых месторождений требовало огромных финансовых средств, так как сопровождалось не только необходимостью освоения новых территорий, миграции рабочей силы в эти районы, но и строительства нефте- и газопроводов. 

Пока цены на нефть  и газ на международном рынке  были высокими их экспорт, в какой-то мере компенсировал затраты. Но все  же, реализация финансовой политики требовала  соответствующего перераспределения  национального дохода. В результате в стране была создана однобокая экономика с гипертрофированно развитым военно-промышленным комплексом. 

С точки зрения поставленных государством целей финансовую политику послевоенного периода и меры по ее реализации нельзя назвать неэффективными. Другое дело, что в правительственных программах декларировался и курс на повышение благосостояния населения, а его уровень зависит, от уровня оплаты труда и от уровня развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, гражданского строительства и отраслей, производящих предметы потребления. 

При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и  перераспределения финансовых ресурсов лежит: 

1) выбор субъектов  распределительных отношений, т.  е. владельцев и распределителей  финансовых ресурсов; 

2) определение степени  централизации финансовых ресурсов  в распоряжении государства в  зависимости от функций государства  и степени самостоятельности  юридических лиц и населения  в удовлетворении своих потребностей; 

3) определение первоочередных  общественных потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов; 

4) выбор источников  и методов формирования финансовых  ресурсов. 

Финансовая политика, проводимая Советским государством в течение длительного времени, направленная на ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, космоса и топливно-энергетического комплекса, неотвратимо привела к значительному отставанию развития сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности, сферы услуг, что повлекло за собой оскудение товарного рынка и отставание его от потребностей населения. 

Диспропорции в  развитии экономики стали причиной нарастающих трудностей в денежном обращении и финансовой системе  страны. 

2) Перестройка 

Курс, взятый М. Горбачевым в 1985 г. на демократизацию и гласность, привел ко все более частой постановке вопроса о недостаточно высокой эффективности советской экономики и недостаточно высокой эффективности финансовой и кредитной систем. Соответственно правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и перераспределение функций государственных экономических органов управления (Госплана, Госснаба, Минфина, Госстраха, Госбанка, Госкомстата и др.) в пользу расширения прав предприятий и отраслей народного хозяйства. 

Изменение финансовой политики прежде всего выражалось в  снижении степени финансовой централизации  и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики. 

Решающим в пакете правительственных документов был  Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», так как именно он отражал снижение степени финансовой централизации как основы изменения финансовой политики. 

Закон, вводимый в  действие с 1 января 1988 г., отводил предприятию  главную роль в развитии экономического потенциала и более полному удовлетворению растущих материальных и духовных потребностей населения. В первой статье закона утверждалось, что на государственном предприятии трудовой коллектив, используя, как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство. 

Переводя предприятие  как владельца обособленной части  общенародной собственности на принципы полного хозрасчета и самофинансирования, государство одновременно возлагало на трудовой коллектив обязанность самостоятельно решать все вопросы производственного и социального развития. Принципиальным в изменениях взаимоотношений предприятий с государством было то, что производственная и социальная деятельность и оплата труда должны были осуществляться за счет заработанных трудовым коллективом средств. Часть прибыли (дохода) должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом, а другая поступала в полное распоряжение предприятия и вместе со средствами на оплату труда формировала так называемый хозрасчетный доход коллектива, на уровне которого непосредственно сказывались как достижения, так и потери в работе предприятия. Предприятие, обеспечивающее производство и реализацию лучшей продукции (работы, услуги) с меньшими издержками, получали больший хозрасчетный доход и преимущества в своем производственном и социальном развитии и оплате труда работников. 

По существу предприятию  отводилась главная роль в реализации курса на ускорение социально-экономического развития, и часть функций государства  по управлению экономикой передавались предприятию, но и снималась ответственность  государства за финансовое состояние предприятия. Предполагалось, что ограничение Госплана госзаказом и предоставление прав по производству продукции сверх госзаказа и реализация ее по договорным ценам дадут возможность предприятиям формировать дополнительные финансовые ресурсы и самостоятельно использовать часть экономического эффекта (за минусом платежей в с бюджетную и банковскую систему) на производственное и социальное развитие и повышение оплаты труда. Тем самым создавался действенный стимул для повышения эффективности общественного производства. 

Но в действительности новая финансовая политика и новый  финансовый механизм, формируемый этим законом, оказались лишь декларацией, так как сырьевой дефицит, нарастающий  в стране уже с середины 70-х  годов, не позволял предприятиям не только производить дополнительную продукцию сверх госзаказа, но и делал почти невозможным своевременное выполнение плана в пределах госзаказа. 

До перестройки  государственный бюджет страны принимался и исполнялся формально (юридически) без дефицита. На 1988г. он впервые был принят без превышения доходов над расходами в сбалансированной сумме. Воздействие финансовой политики перестроечного периода на «оздоровление» финансов было таковым, что государственный бюджет на 1989 г. был принят уже с бюджетным дефицитом в сумме около 36 млрд. руб., но в доходы бюджета были включены ссуды Госбанка, которые никогда не относились к доходам бюджета, в сумме свыше 64 млрд. руб., т. е. на самом деле бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб. 

Скрытая форма бюджетного дефицита, также как и скрытая форма инфляции, поддерживалась государством благодаря финансовой централизации, и частичный отход от нее в период перестройки сократил возможности правительства в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными звеньями финансовой системы и, прежде всего, между государственным бюджетом и Государственным банком и государственными предприятиями. 

Закон о государственном предприятии, принятый в 1988 г., запрещал изъятие и перераспределение прибыли (дохода) и других финансовых ресурсов сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также и в случаях, не предусмотренных законодательством. В результате все более значимым источником покрытия бюджетного дефицита стали эмиссия и государственный кредит. 

Перестройка хозяйственного механизма требовала изменений  в организации кредитно-денежных отношений. 

Была создана новая  система банков, которая в экономической  литературе того периода называлась системой отраслевых банков. Она включала: Государственный банк СССР (Госбанк СССР); Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР); Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР); Банк трудовых сбережений кредитования населения СССР (Сбербанк СССР). 

Главной целью перестройки  банковской системы было превращение  кредита в один из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой и совершенствование организации кредитования, финансирования и расчетов в народном хозяйстве с целью повышения их эффективности. 

Одними из задач, поставленных перед новой банковской системой, были укрепление денежного обращения и повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля. Целью перестройки банковской системы было улучшение кассового исполнения государственного бюджета и кассового обслуживания народного хозяйства и населения. 

Перед Госбанком  СССР как главным банком страны была поставлена задача повысить роль в  обеспечении централизованного  управления денежно-кредитной системой, единой политики в области валютных операций, координации деятельности банков, выполнении функций единого эмиссионно-кассового и расчетного центра, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.