Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация инновационной деятельности на российских предприятиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Институт  Мировой экономики и фиансов
     Кафедра Экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:
     «Организация  инновационной деятельности на российских предприятиях» 
 
 
 

     Выполнила: ст-ка гр.ЭБ-102
                                                                                       Мержоева.А.У
                                                                                       Проверила: Пожилова.И.В.
     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы  в инновационной деятельности  предприятий в России….……...4
2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8
3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список  литературы………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современных условиях высокой конкуренции, соответствие внутренней среды предприятия требованиям рынка, является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и в потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств – это не только путь к повышению конкурентоспособности предприятия, но и серьезный стимул экономического развития страны.
      Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику. Определенную роль играют также так  называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров
      Таким образом, сложность и многоаспектность данной проблемы, а также её высокая значимость для повышения эффективности деятельности предприятия обусловили актуальность темы исследования. 
 
 
 
 

     1. Проблемы в инновационной  деятельности предприятий  в России 

     Одной из важнейших проблем в инновационной  деятельности является проблема организации  этой деятельности, т.е. проблема управления. Все большее значение приобретает  качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим  фактором обеспечения эффективности  инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
     Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных  менеджеров со стороны и постоянного  обучения персонала. Однако здесь возникают  проблемы иного плана — все  больше ощущается нехватка управленцев  высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень  часто оказывается недостаточно эффективным.
     Причина заключается в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам  менеджмента и крайне редко - самой  процедуре управления. Это связано  и с отсутствием реального  управленческого опыта у большинства  вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной  деятельностью? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации1.
     В инновационной деятельности, как  и в других сферах бизнеса, наблюдается  значительный дефицит квалифицированных  управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно  квалифицированных менеджеров. В  итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.
     В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется  большое число хорошо управляемых  факторов (рычагов), способных принципиально  изменить инвестиционную привлекательность  проекта в лучшую сторону: способы  управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени  зависит от того, кто управляет. Таким  образом, проблема управления в инновационной  деятельности становится ключевой.
     На  результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия существенное влияние оказывают управление процессом  функционирования и организационная  структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная  структура позволяет обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в  использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости  большей или меньшей реорганизации  системы управления инновационной  деятельностью предприятия. Сейчас менеджер вынужден действовать в  рамках организационной структуры, совершенно не приспособленной к  инновационной деятельности. Управлять  такой деятельностью значительно  сложней, чем текущим, повторяющимся  производством. Для принятия обоснованных и оперативных решений руководству  часто необходимо в короткие сроки  просчитать и сравнить несколько  вариантов планов2.
     Одной из основных проблем развития инновационной деятельности в стране является низкая инновационная активность отраслей экономики.
     Зачастую  высказывается мнение, что важными факторами повышения инновационной активности предприятий являются наличие конкуренции и частной формы собственности. В зарубежной экономической литературе по инновациям именно эти факторы рассматриваются в качестве доминирующих. При этом отношение к конкуренции как фактору, влияющему на инновационную активность предприятий, двойственное. Ряд авторов описывает эффект конкуренции как положительный, ссылаясь на наличие линейной связи между числом инноваций и патентов, с одной стороны, и увеличением локальной конкуренции. Другие авторы ссылаются на пределы воздействия конкуренции, связывая положительный эффект с инновационными стимулами менеджеров.
     Наличие двойственного результата влияния  конкуренции на инновационную активность российских предприятий подтверждено в исследовании, проведенном в Московском центре Карнеги. Анализ деятельности предприятий-новаторов отразил следующий результат: усиление конкуренции положительно влияет на инновационную активность только при низком уровне конкуренции. В случае высокой конкуренции ограничителями для роста инновационной активности выступают финансовые факторы3.
     Расширение  инновационной активности сдерживается и за счет других факторов, в числе которых можно выделить:
     – неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций;
     – низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация;
     – нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации.
     Таким образом, инновации - это не только использование  высоких технологий, но и инновации  в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих  перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования  инновационных подходов.
     Итак, основными проблемами в инновационной  деятельности предприятий являются:  проблема управления, низкая инновационная  активность отраслей экономики, неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций; низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация; нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России 

     При выборе направлений инновационного развития отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать многие составляющие как внешней, так и внутренней среды: инновационный климат, инновационную  позицию, инновационный потенциал, инновационную активность.
     Под инновационной активностью понимается интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных  продуктов (технологий) в хозяйственный  оборот4. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности. Первый подход заключается в оценке развития инновационной инфраструктуры и определении способности предприятий по коммерциализации нововведений. Такой подход применяется в основном при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в стране в целом и на региональном уровне. Второй подход заключается в использовании оценки инновационной активности  в качестве исходного этапа процесса разработки инновационной стратегии отдельного предприятия. При этом главная задача состоит в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта и взаимосвязанных с ним структурных элементов. Предполагается, что дальнейшая инновационная, инвестиционная, стратегическая, маркетинговая политика будет формироваться в зависимости от состояния инновационной сферы предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно использовать экспертные оценки, позволяющие учесть комплекс параметров инновационной активности (таблица 1).
     Сущность  оценки инновационной активности сводится не только к оценке масштабов разработки, внедрения и диффузии инноваций, но и к осуществлению отбора направления инновационного развития и формирования соответствующей инновационной политики.
     Таблица 1 -  Параметры, рекомендуемые для  оценки инновационной активности 
№ п/п Оцениваемые параметры  инновационной активности Содержание  параметров
1 Качество инновационной  стратегии и инновационной цели Соответствие  инновационной стратегии миссии, целям, возможностям и угрозам внешней  среды, инновационному потенциалу; взаимосвязь  с другими стратегиями
2 Уровень использования  инновационного потенциала Способность руководства  мобилизовать и эффективно использовать требуемый потенциал: ресурсы, информацию, кадры, результаты НИОКР и др.
3 Уровень привлекаемых капиталовложений – инвестиций Определение приемлемых источников инвестиций, способность  руководства к их привлечению  в необходимом объеме
4 Методы и  ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений Активность  при внедрении инновационных  преобразований, преодоление потенциального и реального сопротивления изменениям, использование концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
5 Соответствие  реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации Использование соответствующего стратегической ситуации типа поведения (реакции) с учетом состояния  объекта (инновации) и состояния  среды: реактивного, активного и  планово-прогнозного.
6 Скорость разработки и реализации инновационной стратегии Интенсивность действий по проведению исследований и продвижению инновации, осуществлению  инновационных изменений
7 Обоснованность  реализуемого уровня инновационной  активности Соответствие  и адекватность уровня активности состоянию  внешней среды и самой организации
Источник: Саванович С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий // Режим доступа // www.mai.ru› Новости и анонсы…/sec7/savanovich.doc 

     Важной  базой для оценки инновационной  активности предприятий могут являться элементы инновационного потенциала, определяющие текущее производственно-технологическое  состояние предприятия, его инвестиционные возможности по разработке и внедрению  инновационных решений. В качестве соответствующих элементов следует  рассматривать следующие: наличие  инновационно-ориентированных подразделений, кадровый состав, финансовые ресурсы, материально-техническое оснащение, интеллектуальную собственность, организационно-управленческие показатели.
     При оценке инновационной активности целесообразно  проводить расчет и сравнение  полученных значений коэффициентов  с установленными базовыми значениями. В качестве таких сравнительных  величин могут выступать показатели за прошлые периоды, среднеотраслевые значения, соответствующие показатели конкурентов, данные статистических обследований инновационной деятельности ведущих  российских и зарубежных компаний5.
     Для получения достаточно общих оценок прибегают к использованию показателей  из форм федерального статистического  наблюдения за инновационной деятельностью.
     Оценивая  инновационную активность России, приходится констатировать явное отставание  от уровня инновационного развития ведущих  мировых держав, что ставит страну в серьезную зависимость от импорта  наукоемких товаров и технологий (таблица 2).
     Таблица 2 - Сравнительная инновационная  активность российской экономики, 2009 г.
Показатель Россия Германия Швеция Италия Финляндия
Удельный  вес организаций, осуществляющих технологические  инновации, в общем числе организаций (промышленность и сфера услуг) 9,7 60,9 36,3 44,8 46,8
Удельный  вес новой для рынка промышленной продукции в общем объеме промышленной продукции 0,5 7,1 18,7 27,2 -
Источник: Саванович С.В. Проблема повышения  инновационной активности российских предприятий // Режим доступа // www.mai.ru› Новости и анонсы…/sec7/savanovich.doc
     Таким образом, степень инновационной  активности предприятия, региона или  экономики в целом, определяется следующей группой факторов:
      имеющимся инновационным потенциалом;
      возможностью адекватного его использования;
      потребностью общества в результатах инновационной деятельности.
     Россия  традиционно отстает по объему затрат на инновационную деятельность и  в области вузовской науки (988 млн дол.), находясь сегодня на уровне Дании и ЮАР, уступая даже таким  странам, как Турция (2,5 млрд дол.), Тайвань (1,7 млрд дол.) и Мексика (1,6 млрд дол.)6. Так, США на развитие образования выделяют 7,5% ВВП, в то время как в России в 2009 г. этот показатель (включая государственные и частные расходы на образование) находился на уровне 4,6%7. Сравнительная характеристика выделяемых на НИОКР средств в различных странах представлена в таблице 3.
     Таблица 3 -  Расходы на НИОКР8
Страна Отчисления  на НИОКР в % от ВВП (2009 г.)
США 2,7%
Япония 3,2%
Финляндия 3,5%
Швеция 4%
Россия 1% 1,6% –  прогноз на 2011 г.
4%    -  прогноз на  2020 г.
Источник: Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. –2010. – C. 61 - 65. 
 

     Анализ  приведенных данных свидетельствует  о крайне низком уровне финансирования инновационной деятельности. Потери в плане инновационной активности России настолько высоки, что доля расходов на науку к 2009 г. еще не достигла уровня 1992 г., хотя и тогда она  была значительно ниже, чем в развитых странах.
     Одним из весомых показателей инновационной  активности экономики в целом  является готовность предприятий к  использованию инновационных решений  в своей деятельности. Востребованность инноваций, как продуктовых, так  и технологических напрямую связана  с необходимостью модернизации, технического перевооружения, реконструкции действующих  предприятий. Согласно статистическим данным к инновационно-активным компаниям  сегодня можно отнести только 9,4% российских промышленных предприятий, что значительно уступает аналогичным  показателям для стран ЕС (больше 50%), США (свыше 30%). К сожалению, сегодня  в России разработка и внедрение  инноваций не стали факторами  экономического роста и повышения  конкурентоспособности на мировом  рынке. Как следствие России принадлежит  только 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции9.
     Можно предложить следующие меры государственной  политики, которые могли бы способствовать росту инновационной активности:
     • Налоговые стимулы (налоговые льготы для НИОКР, налоговые каникулы для  инновационных проектов и т.д.).
     • Увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и  других исследовательских организациях.
     • Привлечение в страну иностранных  высококвалифицированных специалистов (облегчение миграционного законодательства).
     • Повышение качества высшего образования.
     • Инвестиции в создание инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы).
     • Инвестиции в венчурные фонды.
     • Политическая и организационная  поддержка продвижения российской продукции на международный рынок.
     • Защита российского рынка от иностранных  конкурентов.
     • Усовершенствование законодательства (корпоративное, налоговое, экспортно-импортное).
     • Вступление в ВТО.
     В качестве предпочтительного варианта для развития России сегодня чаще всего называется стратегия «догоняющего»  развития. Однако вряд ли можно признать это целесообразным способом развития. Экспорт товаров и импорт технологий – то, что составляет ядро этой стратегии  – не может обеспечить ни одной  стране лидерства в постиндустриальном мире. Следовательно, России необходимо, ориентируясь на индустриальный мир, следовать  стратегии модернизации промышленности. Для этого, естественно,  необходима соответствующая государственная  политика в инновационной сфере, расширение  масштабов интеграционных процессов, повышение инновационной  активности государства. Использование  стратегия «наращивания» (опыт высокоразвитых стран) с опорой на собственный научно-технический  потенциал, интегрирование фундаментальной  и прикладной науки, науки и образования, развитием наукоемкого бизнеса  представляется более предпочтительным и своевременным.
     В «Стратегии развития России до 2020 г.»  предусматривается увеличение объемов  финансирования, выделяемых на развитие образования и науки. Однако приведенные  в Стратегии прогнозные значения, скорее всего не позволят перейти  стране от стратегии «догоняющего»  развития к более интенсивным  инновационным действиям. В частности  анализ кадровой составляющей инновационного потенциала страны свидетельствует  о неуклонном сокращении численности  научных кадров за годы рыночных преобразований. К 2009 г. по сравнению с 1992 г. численность  персонала, занятого НИОКР, сократилась  на 53%. Причем из всего персонала  наибольшие потери пришлись на группу техников (37%)10.
     Анализ  структурных характеристик инновационного процесса показывает, что доля научно-исследовательских  организаций практически не изменилась, в то время как доля проектно-изыскательских организаций уменьшилась в 8,5 раз. Позитивным явлением можно считать  резкое увеличение численности конструкторских  бюро в период 2005-2006 гг., что свидетельствует  о возросшем интересе к продуктовым  инновациям11.
     Для интеграции в мировой научно-технический  процесс необходимо обеспечить переход  к действительно инновационной  экономике. Инновационная экономика, или «экономика знаний», это экономика  страны, основанная на знаниях, инновациях, активном восприятии новых идей, готовности к их практической реализации. Инновационная  активность, являясь основой экономического роста стран, предполагает стремление государств конкурировать за счет высоких  технологий при переходе к постиндустриальному  развитию.
     Таким образом, важнейшими предпосылками  повышения инновационной активности страны в целом является совершенствование  научной, образовательной и производственной составляющих инновационного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России 

     Для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо создать соответствующие благоприятные условия поддержки инноваций. Для этого должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Это задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации.
     В системе мер по стимулированию инновационной деятельности основными являются вопросы, связанные с обеспечением расширенного воспроизводства знаний (являющихся отправным этапам инновационного цикла), коммерциализацией технологий, модернизацией промышленности на основе инноваций12.
     В свою очередь, обеспечение расширенного воспроизводства требует сбалансированного решения задач, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием системы базовых институтов и самой научной среды, необходимых для генерации знаний, и, с другой стороны, с выбором и поддержкой направлений, обеспечивающих прорыв в знаниях.
     Обеспечивая сохранение и развитие среды генерации знаний, не следует ориентироваться только на увеличение объемов финансовых ресурсов, выделяемых из средств федерального бюджета на развитие науки. Необходимо задействовать и внутренние ресурсы, проведя, в первую очередь, реструктуризацию имеющейся сети научных организаций, предполагая:
     – сохранение базовых институтов фундаментальной  науки, обеспечивающих расширенное воспроизводство знаний и являющихся базой для «прорывных» технологий для высокотехнологичных отраслей экономики;
     – реформирование и оптимизация структуры  научных организаций на базе концентрации ресурсов в ведущих научных центрах и формирования на их основе эффективного государственного сектора науки;
     – усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного характера;
     – поддержка научных школ и молодых  ученых.
     Важной  проблемой является проблема выбора и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Реализовывая выбранные научные приоритеты, необходимо обеспечить рациональное использование и концентрацию имеющих ресурсов (финансовых, трудовых). Это, в свою очередь, означает жесткое ограничение количества приоритетов. При этом все остальные исследования должны финансироваться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
     К инструментам реализации выбранных  приоритетов следует отнести:
    развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специализированные структуры (фонды);
    стимулирование участия в исследованиях прорывного характера научных подразделений крупных промышленных компаний и корпоративных структур.
     В свою очередь коммерциализация технологий предполагает выбор приоритетов инновационного развития и концентрацию ресурсов различных экономических агентов на выбранных направлениях. Обязательным условием является развитие инновационной инфраструктуры.
     В основу реализации выбора приоритетов  инновационного развития должны быть положены следующие принципы:
     –обеспечение  мультипликационного эффекта, получаемого  в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний;
     – наличие ограниченного количества приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку;
     – формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции13.
     Для достижения позитивных результатов  необходимо наладить совместную работу органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг. С этой целью целесообразно обеспечит создание совместных конкурсных комиссий, в функции которых будет входить поиск и отбор приоритетных направлений технологического развития, формирование совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. Принципиально важным, как уже отмечалось, является ограничение количества приоритетов, что связано с ограниченными объемами доступных ресурсов. А их отбор должен производиться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технической сферы и соответствующих рынков.
     Важным  инструментом, обеспечивающим коммерциализацию технологий, является выполнение исследований и разработок в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
     Однако  анализ реализации ФЦП «Исследования  и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники» показал необходимость изменения подходов к формированию мероприятий по программе, уточнения некоторых целевых установок по государственной поддержке проектов. Исследования и разработки, проводимые по данной программе, зачастую слабо увязывались с задачами последующей коммерциализации полученных результатов. В этой связи предстоит решить следующие задачи:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.