На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация инновационной деятельности на российских предприятиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Институт  Мировой экономики и фиансов
     Кафедра Экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:
     «Организация  инновационной деятельности на российских предприятиях» 
 
 
 

     Выполнила: ст-ка гр.ЭБ-102
                                                                                       Мержоева.А.У
                                                                                       Проверила: Пожилова.И.В.
     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы  в инновационной деятельности  предприятий в России….……...4
2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8
3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список  литературы………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современных условиях высокой конкуренции, соответствие внутренней среды предприятия требованиям рынка, является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и в потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств – это не только путь к повышению конкурентоспособности предприятия, но и серьезный стимул экономического развития страны.
      Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику. Определенную роль играют также так  называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров
      Таким образом, сложность и многоаспектность данной проблемы, а также её высокая значимость для повышения эффективности деятельности предприятия обусловили актуальность темы исследования. 
 
 
 
 

     1. Проблемы в инновационной  деятельности предприятий  в России 

     Одной из важнейших проблем в инновационной  деятельности является проблема организации  этой деятельности, т.е. проблема управления. Все большее значение приобретает  качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим  фактором обеспечения эффективности  инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
     Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных  менеджеров со стороны и постоянного  обучения персонала. Однако здесь возникают  проблемы иного плана — все  больше ощущается нехватка управленцев  высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень  часто оказывается недостаточно эффективным.
     Причина заключается в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам  менеджмента и крайне редко - самой  процедуре управления. Это связано  и с отсутствием реального  управленческого опыта у большинства  вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной  деятельностью? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации1.
     В инновационной деятельности, как  и в других сферах бизнеса, наблюдается  значительный дефицит квалифицированных  управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно  квалифицированных менеджеров. В  итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.
     В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется  большое число хорошо управляемых  факторов (рычагов), способных принципиально  изменить инвестиционную привлекательность  проекта в лучшую сторону: способы  управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени  зависит от того, кто управляет. Таким  образом, проблема управления в инновационной  деятельности становится ключевой.
     На  результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия существенное влияние оказывают управление процессом  функционирования и организационная  структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная  структура позволяет обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в  использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости  большей или меньшей реорганизации  системы управления инновационной  деятельностью предприятия. Сейчас менеджер вынужден действовать в  рамках организационной структуры, совершенно не приспособленной к  инновационной деятельности. Управлять  такой деятельностью значительно  сложней, чем текущим, повторяющимся  производством. Для принятия обоснованных и оперативных решений руководству  часто необходимо в короткие сроки  просчитать и сравнить несколько  вариантов планов2.
     Одной из основных проблем развития инновационной деятельности в стране является низкая инновационная активность отраслей экономики.
     Зачастую  высказывается мнение, что важными факторами повышения инновационной активности предприятий являются наличие конкуренции и частной формы собственности. В зарубежной экономической литературе по инновациям именно эти факторы рассматриваются в качестве доминирующих. При этом отношение к конкуренции как фактору, влияющему на инновационную активность предприятий, двойственное. Ряд авторов описывает эффект конкуренции как положительный, ссылаясь на наличие линейной связи между числом инноваций и патентов, с одной стороны, и увеличением локальной конкуренции. Другие авторы ссылаются на пределы воздействия конкуренции, связывая положительный эффект с инновационными стимулами менеджеров.
     Наличие двойственного результата влияния  конкуренции на инновационную активность российских предприятий подтверждено в исследовании, проведенном в Московском центре Карнеги. Анализ деятельности предприятий-новаторов отразил следующий результат: усиление конкуренции положительно влияет на инновационную активность только при низком уровне конкуренции. В случае высокой конкуренции ограничителями для роста инновационной активности выступают финансовые факторы3.
     Расширение  инновационной активности сдерживается и за счет других факторов, в числе которых можно выделить:
     – неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций;
     – низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация;
     – нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации.
     Таким образом, инновации - это не только использование  высоких технологий, но и инновации  в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих  перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования  инновационных подходов.
     Итак, основными проблемами в инновационной  деятельности предприятий являются:  проблема управления, низкая инновационная  активность отраслей экономики, неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций; низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация; нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России 

     При выборе направлений инновационного развития отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать многие составляющие как внешней, так и внутренней среды: инновационный климат, инновационную  позицию, инновационный потенциал, инновационную активность.
     Под инновационной активностью понимается интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных  продуктов (технологий) в хозяйственный  оборот4. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности. Первый подход заключается в оценке развития инновационной инфраструктуры и определении способности предприятий по коммерциализации нововведений. Такой подход применяется в основном при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в стране в целом и на региональном уровне. Второй подход заключается в использовании оценки инновационной активности  в качестве исходного этапа процесса разработки инновационной стратегии отдельного предприятия. При этом главная задача состоит в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта и взаимосвязанных с ним структурных элементов. Предполагается, что дальнейшая инновационная, инвестиционная, стратегическая, маркетинговая политика будет формироваться в зависимости от состояния инновационной сферы предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно использовать экспертные оценки, позволяющие учесть комплекс параметров инновационной активности (таблица 1).
     Сущность  оценки инновационной активности сводится не только к оценке масштабов разработки, внедрения и диффузии инноваций, но и к осуществлению отбора направления инновационного развития и формирования соответствующей инновационной политики.
     Таблица 1 -  Параметры, рекомендуемые для  оценки инновационной активности 
№ п/п Оцениваемые параметры  инновационной активности Содержание  параметров
1 Качество инновационной  стратегии и инновационной цели Соответствие  инновационной стратегии миссии, целям, возможностям и угрозам внешней  среды, инновационному потенциалу; взаимосвязь  с другими стратегиями
2 Уровень использования  инновационного потенциала Способность руководства  мобилизовать и эффективно использовать требуемый потенциал: ресурсы, информацию, кадры, результаты НИОКР и др.
3 Уровень привлекаемых капиталовложений – инвестиций Определение приемлемых источников инвестиций, способность  руководства к их привлечению  в необходимом объеме
4 Методы и  ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений Активность  при внедрении инновационных  преобразований, преодоление потенциального и реального сопротивления изменениям, использование концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
5 Соответствие  реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации Использование соответствующего стратегической ситуации типа поведения (реакции) с учетом состояния  объекта (инновации) и состояния  среды: реактивного, активного и  планово-прогнозного.
6 Скорость разработки и реализации инновационной стратегии Интенсивность действий по проведению исследований и продвижению инновации, осуществлению  инновационных изменений
7 Обоснованность  реализуемого уровня инновационной  активности Соответствие  и адекватность уровня активности состоянию  внешней среды и самой организации
Источник: Саванович С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий // Режим доступа // www.mai.ru› Новости и анонсы…/sec7/savanovich.doc 

     Важной  базой для оценки инновационной  активности предприятий могут являться элементы инновационного потенциала, определяющие текущее производственно-технологическое  состояние предприятия, его инвестиционные возможности по разработке и внедрению  инновационных решений. В качестве соответствующих элементов следует  рассматривать следующие: наличие  инновационно-ориентированных подразделений, кадровый состав, финансовые ресурсы, материально-техническое оснащение, интеллектуальную собственность, организационно-управленческие показатели.
     При оценке инновационной активности целесообразно  проводить расчет и сравнение  полученных значений коэффициентов  с установленными базовыми значениями. В качестве таких сравнительных  величин могут выступать показатели за прошлые периоды, среднеотраслевые значения, соответствующие показатели конкурентов, данные статистических обследований инновационной деятельности ведущих  российских и зарубежных компаний5.
     Для получения достаточно общих оценок прибегают к использованию показателей  из форм федерального статистического  наблюдения за инновационной деятельностью.
     Оценивая  инновационную активность России, приходится констатировать явное отставание  от уровня инновационного развития ведущих  мировых держав, что ставит страну в серьезную зависимость от импорта  наукоемких товаров и технологий (таблица 2).
     Таблица 2 - Сравнительная инновационная  активность российской экономики, 2009 г.
Показатель Россия Германия Швеция Италия Финляндия
Удельный  вес организаций, осуществляющих технологические  инновации, в общем числе организаций (промышленность и сфера услуг) 9,7 60,9 36,3 44,8 46,8
Удельный  вес новой для рынка промышленной продукции в общем объеме промышленной продукции 0,5 7,1 18,7 27,2 -
Источник: Саванович С.В. Проблема повышения  инновационной активности российских предприятий // Режим доступа // www.mai.ru› Новости и анонсы…/sec7/savanovich.doc
     Таким образом, степень инновационной  активности предприятия, региона или  экономики в целом, определяется следующей группой факторов:
      имеющимся инновационным потенциалом;
      возможностью адекватного его использования;
      потребностью общества в результатах инновационной деятельности.
     Россия  традиционно отстает по объему затрат на инновационную деятельность и  в области вузовской науки (988 млн дол.), находясь сегодня на уровне Дании и ЮАР, уступая даже таким  странам, как Турция (2,5 млрд дол.), Тайвань (1,7 млрд дол.) и Мексика (1,6 млрд дол.)6. Так, США на развитие образования выделяют 7,5% ВВП, в то время как в России в 2009 г. этот показатель (включая государственные и частные расходы на образование) находился на уровне 4,6%7. Сравнительная характеристика выделяемых на НИОКР средств в различных странах представлена в таблице 3.
     Таблица 3 -  Расходы на НИОКР8
Страна Отчисления  на НИОКР в % от ВВП (2009 г.)
США 2,7%
Япония 3,2%
Финляндия 3,5%
Швеция 4%
Россия 1% 1,6% –  прогноз на 2011 г.
4%    -  прогноз на  2020 г.
Источник: Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. –2010. – C. 61 - 65. 
 

     Анализ  приведенных данных свидетельствует  о крайне низком уровне финансирования инновационной деятельности. Потери в плане инновационной активности России настолько высоки, что доля расходов на науку к 2009 г. еще не достигла уровня 1992 г., хотя и тогда она  была значительно ниже, чем в развитых странах.
     Одним из весомых показателей инновационной  активности экономики в целом  является готовность предприятий к  использованию инновационных решений  в своей деятельности. Востребованность инноваций, как продуктовых, так  и технологических напрямую связана  с необходимостью модернизации, технического перевооружения, реконструкции действующих  предприятий. Согласно статистическим данным к инновационно-активным компаниям  сегодня можно отнести только 9,4% российских промышленных предприятий, что значительно уступает аналогичным  показателям для стран ЕС (больше 50%), США (свыше 30%). К сожалению, сегодня  в России разработка и внедрение  инноваций не стали факторами  экономического роста и повышения  конкурентоспособности на мировом  рынке. Как следствие России принадлежит  только 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции9.
     Можно предложить следующие меры государственной  политики, которые могли бы способствовать росту инновационной активности:
     • Налоговые стимулы (налоговые льготы для НИОКР, налоговые каникулы для  инновационных проектов и т.д.).
     • Увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и  других исследовательских организациях.
     • Привлечение в страну иностранных  высококвалифицированных специалистов (облегчение миграционного законодательства).
     • Повышение качества высшего образования.
     • Инвестиции в создание инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы).
     • Инвестиции в венчурные фонды.
     • Политическая и организационная  поддержка продвижения российской продукции на международный рынок.
     • Защита российского рынка от иностранных  конкурентов.
     • Усовершенствование законодательства (корпоративное, налоговое, экспортно-импортное).
     • Вступление в ВТО.
     В качестве предпочтительного варианта для развития России сегодня чаще всего называется стратегия «догоняющего»  развития. Однако вряд ли можно признать это целесообразным способом развития. Экспорт товаров и импорт технологий – то, что составляет ядро этой стратегии  – не может обеспечить ни одной  стране лидерства в постиндустриальном мире. Следовательно, России необходимо, ориентируясь на индустриальный мир, следовать  стратегии модернизации промышленности. Для этого, естественно,  необходима соответствующая государственная  политика в инновационной сфере, расширение  масштабов интеграционных процессов, повышение инновационной  активности государства. Использование  стратегия «наращивания» (опыт высокоразвитых стран) с опорой на собственный научно-технический  потенциал, интегрирование фундаментальной  и прикладной науки, науки и образования, развитием наукоемкого бизнеса  представляется более предпочтительным и своевременным.
     В «Стратегии развития России до 2020 г.»  предусматривается увеличение объемов  финансирования, выделяемых на развитие образования и науки. Однако приведенные  в Стратегии прогнозные значения, скорее всего не позволят перейти  стране от стратегии «догоняющего»  развития к более интенсивным  инновационным действиям. В частности  анализ кадровой составляющей инновационного потенциала страны свидетельствует  о неуклонном сокращении численности  научных кадров за годы рыночных преобразований. К 2009 г. по сравнению с 1992 г. численность  персонала, занятого НИОКР, сократилась  на 53%. Причем из всего персонала  наибольшие потери пришлись на группу техников (37%)10.
     Анализ  структурных характеристик инновационного процесса показывает, что доля научно-исследовательских  организаций практически не изменилась, в то время как доля проектно-изыскательских организаций уменьшилась в 8,5 раз. Позитивным явлением можно считать  резкое увеличение численности конструкторских  бюро в период 2005-2006 гг., что свидетельствует  о возросшем интересе к продуктовым  инновациям11.
     Для интеграции в мировой научно-технический  процесс необходимо обеспечить переход  к действительно инновационной  экономике. Инновационная экономика, или «экономика знаний», это экономика  страны, основанная на знаниях, инновациях, активном восприятии новых идей, готовности к их практической реализации. Инновационная  активность, являясь основой экономического роста стран, предполагает стремление государств конкурировать за счет высоких  технологий при переходе к постиндустриальному  развитию.
     Таким образом, важнейшими предпосылками  повышения инновационной активности страны в целом является совершенствование  научной, образовательной и производственной составляющих инновационного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России 

     Для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо создать соответствующие благоприятные условия поддержки инноваций. Для этого должен быть разработан и реализован комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Это задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации.
     В системе мер по стимулированию инновационной деятельности основными являются вопросы, связанные с обеспечением расширенного воспроизводства знаний (являющихся отправным этапам инновационного цикла), коммерциализацией технологий, модернизацией промышленности на основе инноваций12.
     В свою очередь, обеспечение расширенного воспроизводства требует сбалансированного решения задач, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием системы базовых институтов и самой научной среды, необходимых для генерации знаний, и, с другой стороны, с выбором и поддержкой направлений, обеспечивающих прорыв в знаниях.
     Обеспечивая сохранение и развитие среды генерации знаний, не следует ориентироваться только на увеличение объемов финансовых ресурсов, выделяемых из средств федерального бюджета на развитие науки. Необходимо задействовать и внутренние ресурсы, проведя, в первую очередь, реструктуризацию имеющейся сети научных организаций, предполагая:
     – сохранение базовых институтов фундаментальной  науки, обеспечивающих расширенное воспроизводство знаний и являющихся базой для «прорывных» технологий для высокотехнологичных отраслей экономики;
     – реформирование и оптимизация структуры  научных организаций на базе концентрации ресурсов в ведущих научных центрах и формирования на их основе эффективного государственного сектора науки;
     – усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного характера;
     – поддержка научных школ и молодых  ученых.
     Важной  проблемой является проблема выбора и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Реализовывая выбранные научные приоритеты, необходимо обеспечить рациональное использование и концентрацию имеющих ресурсов (финансовых, трудовых). Это, в свою очередь, означает жесткое ограничение количества приоритетов. При этом все остальные исследования должны финансироваться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
     К инструментам реализации выбранных  приоритетов следует отнести:
    развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специализированные структуры (фонды);
    стимулирование участия в исследованиях прорывного характера научных подразделений крупных промышленных компаний и корпоративных структур.
     В свою очередь коммерциализация технологий предполагает выбор приоритетов инновационного развития и концентрацию ресурсов различных экономических агентов на выбранных направлениях. Обязательным условием является развитие инновационной инфраструктуры.
     В основу реализации выбора приоритетов  инновационного развития должны быть положены следующие принципы:
     –обеспечение  мультипликационного эффекта, получаемого  в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний;
     – наличие ограниченного количества приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку;
     – формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции13.
     Для достижения позитивных результатов  необходимо наладить совместную работу органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг. С этой целью целесообразно обеспечит создание совместных конкурсных комиссий, в функции которых будет входить поиск и отбор приоритетных направлений технологического развития, формирование совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. Принципиально важным, как уже отмечалось, является ограничение количества приоритетов, что связано с ограниченными объемами доступных ресурсов. А их отбор должен производиться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технической сферы и соответствующих рынков.
     Важным  инструментом, обеспечивающим коммерциализацию технологий, является выполнение исследований и разработок в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
     Однако  анализ реализации ФЦП «Исследования  и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники» показал необходимость изменения подходов к формированию мероприятий по программе, уточнения некоторых целевых установок по государственной поддержке проектов. Исследования и разработки, проводимые по данной программе, зачастую слабо увязывались с задачами последующей коммерциализации полученных результатов. В этой связи предстоит решить следующие задачи:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.