На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление системой образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………. 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ   ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………..
 
8

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В  СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………
 
11

ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………... 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….
 
17
 
 


ВВЕДЕНИЕ
     «Российская Федерация провозглашает область  образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи первой ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.
     Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием. И в Российской Федерации это прерогатива Министерства Образования.
     До  недавнего времени считалось, что  в Советском Союзе школьники  и студенты получают образование качественнее и по уровню намного выше стандартов многих европейских стран. Многочисленные тесты и сравнительные анализы знаний и умений выпускников учебных заведений России и других стран показывали, что в сфере общего образования наши выпускники превосходят своих ровесников за рубежом, однако когда дело доходило до узкой специализации, тут то и оказывалось, что необходимые навыки работы по специальности выпускник получает только на новом месте работы, что вуз не в состоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сфере производства, управления или услуг.
     Виной ли тому недостаточная оснащенность Вузов современными средствами обучения, малое финансирование или устоявшаяся  схоластическая система подачи знаний?
     Существует  мнение, что учебное заведение, развивающееся  автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?
     Возможно, что именно органы управления образованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной курсовой работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики. 

 


    ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
       Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
     1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
     Образовательная программа определяет содержание образования  определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
      общеобразовательные (основные и дополнительные);
      профессиональные (основные и дополнительные).
     К основным общеобразовательным относятся  программы:
      дошкольного образования;
      начального общего образования;
      основного общего образования;
      среднего (полного) общего образования.
     К основным профессиональным относятся  программы:
      начального профессионального образования;
      среднего профессионального образования;
      высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
      послевузовского профессионального образования.
     С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
      в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
      в форме семейного образования;
      самообразования;
      экстерната.
     Допускается сочетание различных форм получения  образования.
     Перечни профессий и специальностей, получение  которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме  экстерната не допускается, в части  компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальномусреднему и высшему профессиональному образованию).
     Использование дистанционных образовательных  технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
     2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
     Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
     Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в  ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных  организаций (объединений)).
     Образовательное учреждение является юридическим лицом.
     К образовательным относятся учреждения следующих типов:
    дошкольные:
      образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
      дошкольное образовательное учреждение;
      учреждение "Школа - детский сад";
    общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
      общеобразовательное учреждение;
      общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
      кадетская школа (кадетская школа-интернат);
      образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
      общеобразовательная школа-интернат;
      вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение;
      учреждение "Школа - детский сад";
    учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
      образовательное учреждение начального профессионального образования;
      образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение);
      образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
      военное образовательное учреждение высшего профессионального образования;
    учреждения дополнительного образования взрослых:
      образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
      специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
      учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
    учреждения дополнительного образования детей:
      образовательное учреждение дополнительного образования детей;
      межшкольный учебный комбинат;
    другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
      специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;
      образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
      оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
      санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей.
     Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
     Образовательные учреждения могут иметь филиалы  и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение  образовательной деятельности запрещается. 

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ  ОБРАЗОВАНИЯ
     В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
     Статья 43 Конституции Российской Федерации  закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
     Фундаментальными  основами государственной  политики в области  образования в Российской Федерации являются:
    Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. 
    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации. 
    Общее образование является обязательным. 
    Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
    Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
    Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
      В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
    Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов). 
    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
     Государственная политика в области  образования основывается на следующих принципах:
    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    свобода и плюрализм в образовании;
    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
 
    ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ 
    ОБРАЗОВАНИЯ
     Управление  системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
    федеральном;
    региональном;
    муниципальном.
     Первые  два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной  деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и  высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
     Министерство  образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
     Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в области образования и науки  является Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
     В каждом из субъектов Российской Федерации  имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере  образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
     Контрольно-надзорные  функции в рамках полномочий, предоставленных  субъектам Российской Федерации  действующим законодательством, могут  осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     В муниципальных районах и городских  округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
     Отдельные вопросы управления находятся в  компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.
     Как уже было указано, каждый из уровней  обладает своими полномочиями в части  управления системой образования.
     Полномочия - это право на осуществление тех  или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
     При этом очень важно понимать, что  полномочия - это еще и право  финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
     Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень  управления не может определять порядок  и правила реализации указанных  полномочий, а только рекомендовать  их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим  законодательством.
     Учитывая  наличие большого числа дотационных  территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
     В настоящем подразделе приведены  основные полномочия всех трех уровней  управления системой образования в  Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам  Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления. 

    ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
     Учредителем образовательного учреждения могут  быть органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
     Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в  ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных  организаций (объединений)).
     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения могут быть бюджетными или  автономными.
     Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.
     Недвижимое  имущество и особо ценное движимое имущество автономного государственного или муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем  или приобретенное автономным учреждением  за счет средств, выделенных ему учредителем  на приобретение этого имущества, находится  у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным  имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством.
     Бюджетные государственные и муниципальные  образовательные учреждения полностью  или частично финансируются из бюджетов соответствующих уровней, а также  могут иметь иные источники поступления  финансовых средств, предусмотренные законодательством.
     Основой финансирования автономных образовательных  учреждений являются задания, устанавливаемые  учредителем с учетом разрешенной  уставом учреждения деятельностью.
     Финансирование  федеральных государственных образовательных  учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.
     Негосударственные образовательные учреждения могут  получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.
     Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный  баланс и лицевой счет.
     Оплата  труда работников государственных  и муниципальных образовательных учреждений может производиться как на основе Единой тарифной сетки, так и на основе новых систем оплаты труда.
 


     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Образование является важнейшей сферой, которая  создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
     В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
     В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано  на решение следующих проблем: организация  такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
     В Российской Федерации управление образованием – компетенция следующих органов:
    Министерства образования и науки Российской Федерации;
    министерств образования республик в составе Российской Федерации;
    управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей и автономных образований;
    комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
    органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе).
     Большое значение имеет вопрос разграничение  компетенции вышеуказанных органов  управления, а также контроля за выполнением возложенных на них  полномочий.
     Одной из задач в совершенствовании  действующей системы образования  Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.
 


     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
    Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 
    edu.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
    Краснова, Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы / Г.А. Краснова. М.: РУДН. - 2002.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.