На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовые нормы и институты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционно-правовая норма как  разновидность правовой нормы……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие  и признаки правовой нормы………………………………..….5
1.2. Понятие  и содержание конституционно-правовой  нормы……………10
Глава 2. Особенности конституционно-правовых норм……………….…..14
2.1. Структура  конституционно-правовых норм…………………………...14
2.2. Классификация  конституционно-правовых норм……………………..15
Глава 3 . Конституционно - правовые институты: понятия, виды………...22
Заключение………………………………………………………………..…..25
Список  используемой литературы…………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

                                            Введение .
 Приднестровская  система права включает в себя множество отраслей права. Конституционное  право является ведущей отраслью в системе права ПМР. Устанавливая в собственных нормах основополагающие принципы устройства общества и страны, определяя общие базы управления всеми публичными действиями, какой  бы стороны жизни общества они  не касались, эта ветвь тем самым  дает ориентиры правового регулирования  во всех сферах публичных отношений. Фактически, с конституционного права  начинается формирование всей системы  государственного права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая  роль. Ни одна ветвь права не может  развиваться, если она не находит  опоры в конституционно-правовых нормах, а тем более противоречит им. Исходя их этого, нужно отметить, что конституционно-правовые нормы, в собственной совокупности образующие ветвь конституционного права, играются определяющую роль в жизни общества и страны.
 Выбранная тема курсовой работы актуальна не лишь из-за большой значимости рассматриваемых  норм, но и потому, что теория конституционно-правовых норм недостаточно исследована в  науке конституционного права, вследствие чего вызывает бессчетные дискуссии у ученых. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была отражена вся скопленная и переработанная теоретическая база о конституционно-правовых нормах. Как отмечают Авдеенкова М.П. И Дмитриев Ю.А. «проблемы анализа конституционно-правовых норм  и институтов, к огорчению, очень редко становились предметом отдельных научных исследований. Пожалуй, за более чем тридцатилетний период вышла первая заметная работа, посвященная этому вопросу - это «Конституционные нормы и отношения», автором которой является Лучин В.О. Но и ею охвачена меньшая часть конституционно-паровых норм - лишь конституционные нормы» 1
 Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и институтов ,и выявление их особенностей.
 Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачки:
 - разглядеть понятие и признаки  правовой нормы;
 - раскрыть понятие и содержание  конституционно-правовой нормы;
 - провести анализ структуры конституционно-правовой  нормы;
 - классифицировать конституционно-правовые  нормы;
 - на основании изученного материала  обозначить особенности конституционно-правовых  норм;
 - сделать соответствующие выводы  по теме.
 Предметом исследования курсовой работы являются конституционно-правовые нормы.
 Исследованию  конституционно-правовых норм предназначили  свои работы следующие авторы: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А., Баглай М.В., Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. И некие остальные. Из нормативно-правовых актов в написании  курсовой работы имеет наибольшее значение Конституция ПМР, которая содержит огромную часть конституционно-правовых норм.
 Для раскрытия темы и заслуги поставленных задач принципиальное значение имеет  вопрос об используемых способах. В  данной курсовой работе употребляется  анализ, а также исторический, логический, сравнительный и системный способы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Конституционно-правовая норма как разновидность  правовой нормы
   1.1. Понятие и признаки правовой нормы
   На  известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания имеющихся в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения  людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них  и складываются в итоге многократного  повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
   Цивилизация выработала множество разных норм и  правил, которыми люди управляются  в собственной повседневной жизни  и деятельности. Посреди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи и остальные. Нормы - это определенные стандарты, эталоны, образцы, модели поведения  участников публичных отношений.
   Для понимания конституционно-правовой нормы, как разновидности нормы  права, нужно, до этого всего, уяснить, что представляет собой сама норма  права в современных условиях развития ПМР.
   Понятие нормы права относится к числу  важнейших категорий хоть какой  отрасли права. Хоть какое правовое явление раскрывает и проявляет  себя определенным образом лишь во взаимоотношении и содействии с  правовыми нормами.
   Юридическая норма - первичная клетка права, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме  права свойственны все главные  черты права как особенного общественного  явления. Право - это система юридических  норм, которая в более полном и  общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, её общечеловеческий характер, пронизана  едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Неважно  какая единичная правовая норма  приобретает качество, свойственное праву в целом, только будучи включенной в его общую систему.
   В то же время норма права - относительно самостоятельное явление, владеющее  свойственными специфическими чертами, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного действия на публичные дела. Теория страны и права. 2
   Поскольку нормы права - одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам. Совместно с тем нормы права  различаются от обычаев, нравственных, корпоративных и других социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К более существенным из них относятся следующие.
   1. Норма права - единственная в  ряду социальных норм, которая  исходит от страны и является  официальным выражением гос воли.
   Независимо  от того, в каком виде выражена та либо другая правовая норма (правомочие, повеление, дозволение, запрет и т.П.), Она постоянно представляет собой  властное общеобязательное предписание  страны относительно возможного и подабающего, разрешаемого и запрещаемого поведения  людей.
   2. Правовая норма, в различие, к  примеру, от морали, призвана регулировать  внешнее поведение людей, обращена  к их воле и сознанию в  расчете на определенный поступок. 3
   3. Юридическая норма, как и право  в целом, не просто социальный, а государственный регулятор  публичных отношений.
   Данное  свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в её органической связи с государством, с другой - она нужная юридическая предпосылка  правоотношения, единственная посреди  социальных норм, чье действие на публичные  дела влечет для его участников юридические  последствия, гарантом которых выступает  правительство.
   4. Правовая норма носит общий  характер.
   Даже  в простых правовых системах, различающихся  казуистическим построением нормативных  предписаний, последние постоянно  содержали известные моменты  обобщенности, абстрагирования от тех  либо других личных особенностей регулируемых отношений. 4
   В различие от команд, повелений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного дела, а вида публичных отношений; она продолжает действовать после  реализации в личных отношениях. Правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обращена в будущее в том  смысле, что рассчитана не лишь на данный, наличный вариант (отношение), а на вид, неограниченное число определенных в общей форме случаев и  отношений (заключение контракта, передача имущества, вступление в брак, рождение дитя и т.П.) И реализуется каждый раз, когда, появляются предусмотренные  ею происшествия и ситуации. 5
   5. Норма права - единственная в  ряду социальных норм, которая  поддерживается в собственной  реализации, охраняется от нарушений  принудительной силой страны.
   Произнесенное нисколечко не противоречит тому, что правовые нормы, как и остальные виды социальных норм, в большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь мерами убеждения и воспитания. И только тогда, когда действие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения со стороны страны.
   6. Норма права различается от  остальных социальных норм свойственной  лишь ей формальной определенностью.
   Внешняя определенность проявляется в том, что правовая норма издается либо санкционируется государством и  выражается в той либо другой установленной  либо признаваемой им форме. К примеру, в форме закона либо подзаконного нормативного акта, контракта с нормативным  содержанием, правового обычая.
   Внутренняя  определенность нормы проявляется  в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия  её нарушения. 6
   7. Нормы права складываются из  двух разновидностей общеобязательных  правовых предписаний: 1) правил поведения; 2) исходных (отправных, учредительных)  норм.
   Правила поведения - это конкретно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они различаются предоставительно-обязывающим  характером, т.Е. Регулируют поведение  людей посредством правовых отношений. Норма как модель правоотношения в общем виде описывает вероятное  поведение одной стороны грядущего  дела и юридическую обязательность каких-или действий.
   Права и обязанности выступают в  виде ориентиров, обозначающих спектр свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений  меж людьми и их организациями  осуществляется конкретно через  наделение правами одних возложение обязанности на остальных. Разные субъекты правоотношений традиционно владеют  комплексом прав и сразу несут  огромное количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это  один из принципов построения и функционирования хоть какой правовой системы.
   Исходные (отправные и учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.Д., Представляют собой нормы опосредованного  регулирования. Эти нормы, хотя и  не являются конкретно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления  правового регулирования, участвуют  в нем опосредованно, действуя в  системной связи и единстве с  нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них. 7
   8. Тем самым норма права - и  в этом также её значимая  отличительная изюминка - выступает  сразу и как модель, мера, масштаб  соответствующего поведения людей,  и как критерий правомерного  и неправомерного поведения.
   Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие  юридическую норму, можно сконструировать  её определение. Норма права - это  исходящее от страны и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила  поведения либо отправного установления и являющееся государственным регулятором  публичных отношений.
   Возникновение нормы права и вся её дальнейшая «жизнь» соединены с рядом  факторов, раскрытие которых дозволит точнее найти место нормы права  в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивидума и общества. Итак, какую информацию несет норма права?
   Правовая  норма представляет собой компромиссный, приемлемый для данного времени  и общества вариант регулирования, обеспечивающий нормальную жизнь людей.Правовая норма несет в себе обобщенную информацию о социальной реальности.Правовая норма является средством познавательной реальности.Правовая норма - есть конкретное средство разрешения противоречий (конфликтов) меж людьми.
   1.2. Понятие и содержание конституционно-правовой нормы
   Конституционное право - ведущая ветвь права системы  права в ПМР. Как и неважно какая ветвь права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в нужных вариантах обеспечивается применением государственного принуждения в разных формах. Правовые нормы, образующие ветвь, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесновато соединены меж собой и различаются от норм остальных отраслей права. Эти признаки обусловлены чертами публичных отношений, на регулирование которых ориентированы правовые нормы, образующие ветвь.
   Следует заметить, что в сферу конституционного права попадает лишь определенная часть  публичных отношений. Но это не означает, что сфера конституционно-правового  регулирования незначительна. На самом  деле и по своему значению, и по размеру  эти дела очень важны. Более того, правительство постоянно расширяет  свое вмешательство в общественную жизнь.
   Из  общей теории права понятно, что  действие права на публичные дела порождает правоотношения, через  которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта ветвь в силу собственного назначения и характера  содержит много деклараций, которые, непременно, важны для установления порядка в той либо другой области, но не через конкретные правоотношения, а методом психологического действия на людей и провозглашения самых  общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм. 8Но большая часть конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, к примеру, гражданско-правовые либо уголовно-процессуальные, они редко стают особым объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя тотчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
   Итак, конституционно-правовые дела, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.
   Существует  три подхода к определению  конституционно-правовых норм:
   - конституционно-правовые нормы определяются  через конституционное право:
   - нормы, в совокупности составляющие  конституционное право, именуются  конституционно-правовыми нормами;
   - конституционно-правовые нормы определяются  через перечисление тех сфер  жизни, которые они регулируют, в этом случае список будет  включать те дела, которые являются  предметом конституционного права:
   - конституционно-правовые нормы - это нормы, регулирующие базы  конституционного строя, базы  правового статуса человека и  гражданина, федеративное устройство  и систему органов гос власти;
   - конституционно-правовые нормы определяются  через субъектов, которые могут  их устанавливать:
   - конституционно-правовые нормы - это нормы, устанавливаемые высшими органами гос власти.9
   Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» обхватывает не лишь нормы  конституций, но и всех нормативных  правовых актов, имеющих своим назначением регулирование публичных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. 10
   Рассматривая  понятие конституционно-правовых норм, нужно до этого всего отметить, что им свойственны и общие  признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы  права.
   Отмечая одну из основных особенностей конституционно-правовых норм, а в частности конституционных  норм, В.О. Лучин подчеркивает специфику  цели конституционно-правового регулирования - внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны методом  установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укрепление правовой базы гос и публичной  жизни, создание общеобязательной системы  типовых масштабов поведения. 11
   Специальные черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.От норм остальных отраслей права конституционно-правовые нормы различаются: своим содержанием, зависящим от той сферы публичных отношений, на регулирование которых эти нормы ориентированы. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование публичных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя ПМР, основ правового статуса личности, государственного устройства и закрепление системы органов гос власти и местного самоуправления.
   Следует отметить, что в отношении предмета конституционного права нет единства мнений. К примеру, А.А. Безуглов и  С.А. Солдатов полагают, что конституционно-правовые нормы регулируют «те публичные  дела, которые служат фундаментом, основой  для тех публичных отношений, которые регулируются нормами всех остальных отраслей русского права». А конкретно, рассматриваемые нормы  закрепляют главные права, свободы  и обязанности человека и гражданина, регулируют базы организации гражданского общества и гос власти.12
   Братусь С.Н. По поводу отдельных конституционных  норм отметил: «Утверждается, что некие  конституционные положения по существу являются правоположениями, которые  только через посредство остальных  правовых норм и только в сочетании  с ними определяют поведение участников публичных отношений…». 13
   Чиркин  В.Е. Также направляет внимание на следующее: «В конституционном праве много  норм-принципов, реализация которых  имеет опосредованный характер. Они  получают свое развитие и наполняются  конкретным содержанием в остальных  статьях конституции, в актах  других отраслей права, в деятельности органов страны14
   Говоря  об общей характеристике конституционно-правовых норм нельзя не сказать о том, что  у представителей теории конституционного права нет единства мнений по вопросу  о том, все ли нормы конституционного права являются такими, в частности  все ли предписания Конституции  владеют качеством нормативности.
   Иванова В.И. И некие остальные ученые считают, что все предписания  Конституции являются нормами конституционного права, т.К. Выражают общеобязательность правовых требований, прямо либо косвенно устанавливая обязательные для всех правила поведения. 15
   Кутафин О.Е. Также показывает на то, что программные  конституционные установления носят  нормативный характер, так как  они осуществляют общеобязательное регулирующее действие на развитие публичных  отношений посредством закрепления  правовых ориентиров и целевых установок. 16 
 
 
 

   Глава 2 Особенности конституционно-правовых норм
   2.1. Структура конституционно-правовых  норм
   Общепризнано  деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию. М.И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции: «Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические происшествия вступления нормы права в действие, реализации её диспозиции.
   Диспозиция - структурный элемент юридической  нормы, в котором определяются права  и обязанности субъектов права, инсталлируются вероятные и подабающие варианты их поведения.
   Санкция - структурный элемент, предусматривающий  последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической  ответственности для нарушителя её предписаний». 17
   При этом О.Э. Лейст считал, что «санкция является атрибутом не всякой, а  лишь той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение  от определенного правила поведения». Следовательно, санкция является элементом  лишь обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права. 18
   С.С. Алексеев показывает при этом на логическую связь меж элементами нормы, т.Е. Структура юридической нормы  как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой: «если…, то…, по другому (в неприятном случае) …».
   Выше  уже указывалось, что для конституционно-правовых норм не характерна обычная трехчленная  структура, выделяемая в составе  правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим эту изюминка более подробно.
   Осуществляя государственное регулирование  публичных отношений, нормы конституционного права имеют разную форму изложения  собственных требований, разную степень  обобщенности этих требований, что  непосредственным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм. В них не постоянно верно и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы - гипотеза, диспозиция и санкция. 19
   В хоть какой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. Содержание самого правила либо принципа. Другие структурные части не постоянно на виду, хотя при глубочайшем анализе этих норм можно придти к выводу, что и они присущи нормам данной отрасли права. Так, основным условием - гипотезой - деяния всех конституционно-правовых норм (поскольку в базе их регулятивного назначения лежат дела, связанные с гос властью) является принадлежность власти народу. Но вряд ли нужно это условие повторять в каждой конституционно-правовой норме, оно просто предполагается. В неких же нормах наряду с данной общей гипотезой предусматриваются более конкретные условия, которые в виде гипотезы и включаются в подобающую норму.
   Следует также отметить, что конкретная структура хоть какой правовой нормы определяется теми специфическими функциями, которые выполняют юридические нормы - обеспечением конкретизированного, детализированного, чёткого и определенного нормативного регулирования публичных отношений. 20
   Это в полной мере относится к структуре  конституционных норм, закрепляющих главные права и свободы человека и гражданина. Специфика социальных функций рассматриваемых норм обусловливает  особенности их структуры.
   С помощью этих норм правительство  не запрещает, не регламентирует поведение  субъекта, а, напротив, гарантирует  осуществимость этого поведения, либо, говоря точнее, гарантирует определенное состояние публичной жизни, обеспечивающее их действительность, социальную исполнимость. Конкретно такое социальное назначение конституционных норм, закрепляющих главные права и свободы людей, предопределяет особенности их структуры. 21
   Первая  изюминка структуры рассматриваемых  норм заключается в том, что она  не содержит в себе санкцию. Отсутствие санкции у конституционных норм, закрепляющих главные права и  свободы людей, разъясняется двумя  причинами:
   - интересы страны, проявляющиеся  в этих нормах, и интересы гражданина, реализующего содержащиеся в  них главные права и свободы,  имеют одинаковую направленность  на воплощение конституционного  правомочия, меж ними нет никаких  противоречий, а следовательно, и нет определяемого государством противоправного поведения, устранению которого служит санкция;
   - неблагоприятные правовые последствия  инсталлируются в отношении обязанной  стороны, нарушающей правовые  предписания. А в согласовании  с конституционными нормами, содержащими  главные права и свободы человека  и гражданина, ведущим гарантом, обеспечивающим их действительность, социальную исполнимость в публичной  жизни, является правительство  (обязанная сторона), к которому  принципиально неприменимы санкции  внутригосударственного права.
   Специфическое социальное назначение рассматриваемых  норм проявляется и во второй особенности  их структуры. Наряду с гипотезой, в  которой указывается на условия  её внедрения, и диспозицией, содержащей конкретное основное право либо свободу, рассматриваемая норма закрепляет гарантии, направленные на обеспечение  её реализации в публичной жизни. Следует отметить, что в первый раз появление гарантий главных  прав и свобод в составе конституционных  норм связано с деятельностью  В.И. Ленина, под управлением которого разрабатывалась и принималась  Конституция РСФСР 1918 года. В её статьях  содержались не лишь главные права  и свободы, но и формулировались  определенные социальные явления, существование  которых в публичной жизни  было призвано обеспечить действительность, социальную исполнимость конституционных правомочий. 22
   Существование гарантий в структуре конституционной  нормы глубоко закономерно, ибо  это отвечает социальному назначению рассматриваемых норм - не лишь провозглашать главные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их фактическую осуществимость в социальной реальности.
   Меж гипотезой, диспозицией и совокупностью гарантий конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы человека и гражданина,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.