На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятия рынка труда, его элементы и функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  

 Настоящий  этап социально-экономического развития  характеризуется активным поиском  эффективных форм функционирования  национальной экономики. Рынок  труда, являясь частью общеэкономических  процессов, становится активным  инструментом решения актуальных  социально-экономических задач. 
 Процессы, протекающие  на рынке труда, привлекают  к себе широкое общественное  внимание, возрастает понимание  значимости решения этих вопросов  в сфере государственного управления. Здесь проявляются как общие  закономерности, имеющие место в  странах с развитой рыночной  экономикой, так и специфические  процессы и явления, характерны  для стран в условиях формирования  рыночной среды. 
 Вопросы занятости  и безработицы всегда находились  в центре внимания, о чем свидетельствует  большое количество публикаций  по проблемам рынка труда. Так,  общетеоретические аспекты рынка  труда нашли отражение в трудах  В.С. Буланова, С.А. Кузьмина, И.С.  Масловой, А.С. Семенова, А.И. Рофе и др. Значительный вклад в исследование трудовых ресурсов, в разработку проблем рынка труда и механизма его государственного регулирования внесли современные белорусские ученые – Н.И. Базылев, В..Н. Шимов, И.М. Лемешевский, А.В. Бондарь и др.
 В данной  работе принята попытка дать  теоретико-методологическое обоснование  сущности рынка труда и определить  его структуру, так как именно  с изучения теоретических основ  следует проводить анализ рынка  труда в условиях переходной  экономики. 
 Требует изучения  современное состояние белорусского  рынка труда. Так же необходимо  определить основные направления,  показать необходимость и выявить  наиболее острые проблемы государственного  регулирования рынка труда в  Республике Беларусь.  

1. Рынок труда  

1.1 Понятия рынка  труда, его элементы и функции  

 Мировой опыт  рыночной экономики показывает, что рынок труда является одной  из важнейших составляющих общеэкономического  рыночного механизма. Он представляет  собой общественно-экономическую  форму движения рабочей силы, соответствующую системе высокоразвитых  товарных отношений. 
 Прежде чем  начать разговор о рынке труда,  следует разобраться в значениях  слов «труд» и «рабочая сила», а также в тех понятиях, которые ими обозначаются.
 Английское  слово labour имеет около двух десятков значений:
 I - существительные: 1) труд; 2) работа; 3) рабочий класс, работники, рабочие, рабочая сила (здесь - как синоним слова «работники», так как есть еще прямое обозначение рабочей силы: labour power и labour force); 4) лейбористская партия; 5) чрезмерное усилие; 6) родовые муки, роды; 7) продукт или результат труда.
II - прилагательное - лейбористский.
III - глаголы: 1) трудиться,  работать; 2) прилагать усилия; 3) двигаться; 4) обрабатывать (землю) и др. В  русском языке слово «труд», как  правило, обозначает функционирование  работников, целесообразную деятельность  людей по производству товаров  или услуг, связанную с расходованием  их физической и умственной  энергии; оно (слово «труд») также,  хотя и редко, используется для обозначения определенной категории людей - рабочего класса, рабочих и вообще работников.
 Термин «рабочая  сила» используется, по крайней  мере, в трех смыслах: 
1) Это «совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»; 2)Часть трудоспособного населения, занятая или ищущая работу - синоним экономически активного населения;
3)Работники  вообще или работники конкретного  предприятия. 
 Что же  понимается под рынком труда? 
 Рынок труда  - это, прежде всего, система  общественных отношений, связанных  с наймом и предложением труда,  т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Таким образом, рынок труда – это совокупность товарно-денежных отношений, охватывающих спрос и предложение рабочей силы, ее наем, получение соответствующего натурального и денежного вознаграждения.
 В результате  функционирования рынка труда  предприниматели, работодатели обеспечивают  производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности - денежного эквивалента за свой труд.
 Исходя из  определения рынка труда, определим  составные части или элементы  рынка труда: 
1. Стороны рыночных  отношений или субъекты и объекты  рынка; 
2. Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов  рынка труда; 
3. Конъюнктура  рынка - соотношение спроса и  предложения труда, определяющая  ставки заработной платы на  конкретные виды труда и уровень  занятости населения; 
4. Инфраструктура  рынка труда: службы профориентации, Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.), подготовки  и переподготовки работников, фонды  занятости, рекламные фирмы и  др.;
5. Система социальных  выплат и гарантий для высвобождаемых  из производства, переводимых на  новое место работы, безработных; 
6. Альтернативные  временные формы обеспечения  занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы  и др.
 Наличие и  взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимо для  нормального его функционирования, под которым понимается положение,  когда созданы все условия  для выполнения функций рынка  труда: 
 u ценообразующая – установка цены труда, согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений, формирование национального уровня оплаты труда и денежных доходов домашних хозяйств;
 u регулирующая – поддержка динамичного равновесия между спросом и предложением рабочей силы, обеспечение региональных и отраслевых пропорций распределения труда как экономического ресурса с учетом общественных потребностей;
 u распределительная – содействие формированию оптимальной профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, поддержание на соответствующем уровне резерва рабочей силы;
 u стимулирующая – обеспечение и сохранение эффективной занятости населения;
 u информационная – предоставление информации о соотношении спроса и предложения рабочей силы, уровне оплаты труда и т. д.
 Одним из  спорных является вопрос об  объеме рынка труда, т.е. о  том, какой контингент населения  подпадает под действие рынка  труда и является его субъектом.  Имеются сторонники расширительного  толкования понятия рынка труда,  согласно которому его субъектом  является все экономически активное  население, а спрос на труд  определяется суммарной численностью  занятых и вакантных рабочих  мест. Аргументацией этому служит  рассуждение о том, что работники,  занятые в настоящий момент, не  могут считаться занятыми раз  и навсегда и вышедшими из  рынка; в процессе производства  непрерывно происходят изменения  условий занятости, возникает необходимость движения работников (по профессиям и уровням квалификации), территориального перемещения и др.
 Другая точка  зрения состоит в том, что  рынок труда, как и всякий  рынок, относится к сфере обращения.  На этом рынке продается и  покупается предстоящий труд, и,  будучи купленным, он реализуется  в сфере производства. На рынке  труда остаются следующие группы  трудоспособных людей: 
1. Те, кто не  имеет работы, но хочет работать  и ищет работу (здесь могут  быть безработные, имеющие соответствующий  статус; лица, впервые вступающие  в трудовую деятельность; лица, ищущие  занятие после перерыва в работе);
2. Те, кто хоть  и имеет работу, но неудовлетворен  ею и подыскивает другое место  основной или дополнительной  работы;
3. Занятые, но  явно рискующие потерять работу  и поэтому ищущие другое место  работы;
 Указанные  категории людей определяют предложение  труда на рынке труда. 
 В зависимости  от соотношения между спросом  и предложением труда конъюнктура  рынка труда может быть трех  типов: 
 v трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
 v трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;
 v равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.
 Каждый из  типов рыночной конъюнктуры может  относиться к тому или иному  региону или сфере приложения  труда, образуя в совокупности  общий рынок труда в стране.
 Рынок труда  реализуется через государственную и негосударственные службы занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем.
 Результатом  удовлетворения взаимного интереса  работника и работодателя является  договор найма: трудовой договор  или контракт.
 Рынок труда  находится в непрерывном движении. За ним следят функциональные  подразделения по вопросам занятости  населения. 
 Рынок труда  - явление многообразное, имеющее  различные аспекты. Различают  модели или типы рынков труда,  его виды и разновидности, а  также сегменты. Важно понять, что  под этим подразумевается. Имеются  общие для любых рыночных условий  характеристики рынков труда,  но каждый региональный и национальный  рынок труда имеет и свои  особенности.  
 

1.2 Модели рынков  труда  

 Анализ характера  спроса и предложения на рынках  труда позволяет описать несколько  моделей взаимодействия продавцов  и покупателей труда в зависимости  от степени конкуренции. Среди  них: чисто конкурентный рынок  труда, модель монопсонии (монополии  одного покупателя), модели с учетом  действий профсоюзов, модель двусторонней  монополии. 
 Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующим: 1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; 2) с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; 3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.
   Понятие  о моделях рынка труда возникает  также при рассмотрении особенностей  политики занятости, проводимой  в разных странах. Здесь сложно  выделить один фактор, который  определял бы национальную модель  рынка труда. Она складывается  из сочетания и преобладания  той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации  работников, системы заполнения  вакантных рабочих мест и способов  регулирования трудовых отношений  с участием профсоюзов. По комбинациям  этих решений различают японскую  модель рынка труда, модель  США, шведскую модель и др. Кратко  остановимся на их особенностях.
 Японская  модель. Для нее характерна система  трудовых отношений, которая основывается  на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость  постоянного работника на предприятии  до достижения им возраста 55-60 лет. Заработки работников и  размеры социальных выплат им  прямо зависят от числа проработанных  лет. Работники последовательно  проходят повышение квалификации  в соответствующих внутрифирменных  службах и перемещаются на  новые рабочие места строго  по плану. Такая политика способствует  воспитанию у работников фирмы  творческого отношения к выполнению  своих обязанностей, повышению их  ответственности за качество  работы, формирует заботу о престиже  фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости  сокращения производства, как правило,  решают эти проблемы не путем  увольнения персонала, а сокращением  продолжительности рабочего времени  или переводом части работников  на другие предприятия по соглашению  с ними.
 Модель США.  Здесь для рынка труда характерна  децентрализация законодательства  о занятости и помощи безработным,  которое принимается каждым штатом  отдельно. На предприятиях действует  жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены  при необходимости сокращения  объема применяемого труда или  сокращения производства, продолжительность  же рабочего времени одного  работника не меняется. Работники  ставятся в известность о предстоящем  увольнении не заблаговременно,  а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена  только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной  подготовке персонала, за исключением  подготовки специфических для  фирмы работников. Продвижение по  службе идет не по линии  повышения квалификации, а при  переводе работника на другую  работу. Подобная политика фирм  ведет к высокой географической  и профсоюзной мобильности работников  и к более высокому, чем в  Японии и Швеции, уровню безработицы. 
 Шведская  модель характеризуется активной  политикой государства в области  занятости, в результате чего  уровень безработицы в этой  стране минимальный. Главное направление  политики на рынке труда - предупреждение  безработицы, а не содействие  уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:
1. проведением  ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку  менее прибыльных предприятий  и сдерживание прибыли высокодоходных  фирм для снижения инфляционной  конкуренции между фирмами в  повышении заработной платы; 
2. путем проведения  «политики солидарности» в заработной  плате, которая преследовала цель  достижения равной оплаты за  равный труд независимо от  финансового состояния тех или  иных фирм, что побуждало малоприбыльные  предприятия сокращать численность  работающих, сворачивать или прекращать  свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы - ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;
3. проведением  активной политики на рынке  труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получали значительные субсидии;
4. поддержкой  занятости в секторах экономики,  которые имели низкие результаты  деятельности, но обеспечивали решение  социальных задач. 
 Рассмотренные  модели национальных рынков не  являются статичными, неизменяемыми.  Они зависят от многих обстоятельств  внутреннего и внешнего порядка.  На их успехи или неудачи  влияет способность приспосабливаться  к новым возникающим в экономике страны изменениям.  
 

1.3 Типы, формы,  разновидности и сегменты рынков  труда  

 Теория рынка  труда помимо моделей различает  типы, формы, разновидности и сегменты  этих рынков. Среди форм можно  выделить гибкий рынок труда;  в отличие от традиционного. По типам выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний - внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются; открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков подразделяются; на части, называемые сегментами. Рассмотрим эти положения.
 Сравнительно  новым проявлением рыночных отношений  в сфере труда является появление  и развитие гибкого рынка труда,  который можно характеризовать  как форму приспособления рынка  труда к структурной перестройке  экономики в промышленно развитых  странах, приведшей к сокращению  удельного веса занятых в сфере  производства и росту доли занятых в сфере услуг. Такое оказалось возможным вследствие существенного роста производительности труда в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве на основе научно-технического прогресса, технологической революции, использования достижений научной организации труда и производства. На смену жесткой регламентации рабочего времени, преобладавшей в промышленности, пришли гибкие формы занятости и гибкие режимы рабочего времени, которые получили широкое распространение в сфере услуг. Их применение привело к росту эффективности производства, так как они позволяют целесообразно использовать возможности разных категорий работников, таких, например, как женщины с детьми, пожилые люди, инвалиды, иммигранты и др.
 Гибкие формы  занятости достигаются введением  на предприятиях, в фирмах, учреждениях  режимов неполного рабочего времени  (сокращенного рабочего дня), надомного  труда, работы по вызовам, гибких  режимов рабочего времени, а  также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости, когда люди сами за свой счет и на свой риск организуют свою работу и работу членов своей семьи по производству продукции и услуг.
 Внешний - профессиональный рынок труда  характеризует отношения между  продавцами и покупателями труда  в масштабе страны, региона, отрасли.  Он предполагает первичное распределение  работников по сферам приложения  труда и их движение между  предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги  труда было наличие профессий  и специальностей, в которых нуждаются  многие предприятия. Внешний рынок  труда в значительной степени  реализуется через текучесть  кадров, т.е. он предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.
 Система профессионального  обучения на этом рынке труда  ориентирована на законченную  профессиональную подготовку работников, которые могут быть использованы  на различных предприятиях и  в разных отраслях. На самих  предприятиях профподготовка проходит в виде ученичества, когда часть затрат на обучение идет за счет самих учеников, которым устанавливают низкие ставки заработной платы.
 На внешнем  рынке действуют отраслевые профсоюзы,  объединяющие работников отдельных  отраслей. Имеются и профсоюзы,  объединяющие работников по профессиям. [Внешний рынок труда обеспечивает  движение работников с одних  предприятий на другие, но он же порождает безработицу.
 Внутренний  рынок груда образуется в связи  с перемещением работников с  одной должности (работы) на другую  в пределах одного предприятия.  Это перемещение может происходить  по горизонтали -переводом на другое рабочее место (без повышения в должности и без изменения квалификации) и по вертикали - переходом с повышением в должности или ростом квалификаций. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то серьезных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.
 Профессиональная  подготовка здесь направлена  на обучение работников специфичным  для предприятия профессиям. В  организацию обучения вкладываются  значительные средства, сроки обучения  более продолжительны, чем при  системе ученичества. Развиваются  системы «непрерывного образования», предполагающие систематическое  повышение квалификации работников.
 Профсоюзы  объединяют работников предприятия  независимо от их профессий,  поэтому занятость здесь гарантируется  в большей степени, чем на  внешнем рынке труда. 
 Практически  внешний и внутренний рынки  труда тесно взаимосвязаны, а  их деление носит условный  характер. Но на конкретных национальных  рынках труда можно определенно  видеть, какой из рынков - внешний  или внутренний там преобладает.  Так, пример Японии показывает, что там действует хорошо организованный  внутренний рынок труда, а опыт  США говорит о преобладании  там внешнего рынка труда. 
 Кроме типов  и форм, для целей полного учета  ресурсов труда выделяют еще  некоторые разновидности рынков  труда, Среди них открытый и  скрытый рынок труда. 
 Открытый  рынок груда охватывает все  трудоспособное население, представленное  на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на: 1) организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования; 2) неофициальную часть - тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или с негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.
 Скрытый рынок  труда слагается из работников, занятых на предприятиях и  в организациях, но имеющих большую  вероятность потерять занятость  и оказаться без работы. К этой  разновидности рынка труда могут  быть отнесены и работники,  формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие  заработную плату. Такое положение  сегодня наблюдается в российской  экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней  системы экономических отношений  и производственных взаимосвязей, а также отсутствием по различным  причинам новых взаимосвязей, потерей  традиционных поставщиков или  потребителей (или тех и других) и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.
 Рынок труда  представляет собой сложную систему  отношений, которая подразделяется  на части - подсистемы в виде  конкретных целевых рынков, называемых  сегментами.
 Сегментации  рынка труда - это процесс разделения  работодателей и продавцов труда  на группы по объединяющим  их признакам. Сегментарный рынок  труда - это рынок с четко  обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются  определенные категории конкурирующих  между собой работников (последние  не являются конкурентами другим  работникам в иных частях рынка  труда). Такие сегменты образуются, например, на рынках женского  труда, труда инвалидов, пожилых  трудящихся и др.
 Сегментации  рынка труда имеет большое  значение для:
 • анализа  рынка; 
 • изучения  его структуры и емкости; 
 • выявление  контингента, образующего предложение  труда и спрос на него; определения  перспектив рынка труда. 
 Подобное  изучение составляет содержание  маркетинга рынка труда. 
 Сегментирование  производится по разным критериям  и в зависимости от различных  признаков. Ими могут быть: географическое положение (регион, город, район и др.), демографические характеристики (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические характеристики (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), экономические показатели (распределение покупателей по формам собственности, по их финансовому состоянию; распределение продавцов труда по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.), психографические показатели (личные качества работников, их принадлежность к определенным слоям общества, и др.), поведенческие характеристики (мотивация занятости и др.).
 Особое значение  имеет выделение сегментов, в  которых сосредоточены малоконкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работни; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, т.е. все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.  
 

2. Механизмы  регулирования рынка труда  

 Любой процесс  регулирования, и в том числе  регулирования рынков труда, состоит  из ряда обязательных элементов: 
 • субъекта  управления или управляющего;
 • объекта  управления или управляемого;
 • прямой  связи между субъектом и объектом  управления или 
 распорядительной  информации;
 • обратной  связи между ними или исполнительной  информации.
 Эти основные  элементы в совокупности представляют  собой систему регулирования.  Элементы системы управления  находятся во взаимодействии  и взаимосвязи. 
 Процесс управления  представляет собой воздействие  субъекта управления на его  объект с целью достижения  желаемых результатов. Под объектом  управления в системе управления  ресурсами труда понимают демографические  и социально-экономические отношения  по поводу производства, формирования, распределения и использования  ресурсов для труда. 
 В качестве  субъекта управления ресурсами  труда выступают управляющие  элементы системы в лице органов  государственной власти и органов  управления трудом на различных ее уровнях, а также в общественном и частном секторах экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.