На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…….…………………………………………………………………....3
Глава I Приватизация  и разгосударствление как основа создания рыночной среды………………………………………………………………………………5
Глава II Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...31
Список  литературы…………………………………………………………….32
Приложение …………………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение
Мы живем  в период, когда осуществляется переход  от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.
Функционирование  экономического механизма в огромной степени зависит от системы отношений собственности на средства производства. Проблемы собственности всегда были решающими в развитии любого общества. Переход к рынку требует преобразований отношений собственности, основой системных изменений которых призвана стать приватизация.
Мировой опыт подтверждает, что с помощью  приватизации предприятий решается множество экономических задач.
В последние  годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными  лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации  и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного  процесса приватизации послужило осознание  того, что организация хозяйственной  жизни в соответствии с рыночными  законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и  регламентации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть  понятия разгосударствления собственности  и приватизации;
2) рассмотреть  процесс приватизации как основу  создания рыночной среды
3) рассмотреть  основные формы, методы и результаты  приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.
Курсовая  работа разбита на две главы. Кроме того, в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность темы и ставятся задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.
При написании  работы использовался широкий круг периодической литературы. В частности  следует отметить такие источники  как статьи Раковой Е. Ю. «Приватизация  в Беларуси: цели, методы и результаты».
Также следует отметить статью Владимира  Тарасова «Двери в Клондайк открываются  постепенно», в которой описаны  основные положения отмены моратория  в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I
  Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды.
Разгосударствление  представляет собой передачу от государства  физиче-ским и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами [18, С. 12].
Разгосударствление  — это совокупность мер по преобразованию государ-ственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Разгосударствление  означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление  не влечет полного ухода государства  из экономической сферы. Современное  производство не может успешно развиваться  без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.
Разгосударствление  может осуществляться по различным  направлениям:
1) разгосударствление  процессов присвоения, признание  каждого работника и трудового  коллектива равноправным участником  присвоения, демонополизация;
2) создание  многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий  равных прав на свободу хозяйственной  деятельности в рамках закона;
3) формирование  новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской  деятельности (концерны, консорциумы,  ассоциации и т.д.), между которыми  ведущую роль играют горизонтальные  связи.[29]
Разгосударствление  осуществляется следующими способами:
1) продажа  объектов государственной собственности  на аукционе, по конкурсу;
2) продажа  акций предприятий, принадлежащих  государству;
3) выкуп  арендованного имущества арендным  предприятием [5, С. 101].
Разгосударствление  включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает потерю государством функций непосредственного  управления предприятиями или их объединениями.
В ходе разгосударствления предприятие как  государственный хозяйствую-щий субъект обретает значительно большую степень самостоятельности и ответственности. Его деятельность базируется на коммерческой основе.
Главной целью разгосударствления является утверждение в экономике эф-фективного хозяина, непосредственно заинтересованного в высоких конечных результатах хозяйствования [18, С. 12].
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.
В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация.
Приватизация – это форма разгосударствления, при которой право собственности на объект производственного и непроизводственного назначения от государства переходят к гражданам и негосударственным юридическим лицам [5, С. 100].
Приватизация  – это приобретение физическими  и (или) юридическими лицами права собственности  на объекты, принадлежащие государству [18, С. 12].
Приватизация  представляет собой приобретение гражданами, акционер-ными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия [2, С. 4].
 Приватизация  – это передача функций государственных  органов в частный сектор, для  которого характерным является  то, что эффективность экономики  многих отраслей зависит не  от организационного государственного  плана, а от непредвиденного  результата действий многих людей,  каждый из которых на рынке  стремится к своим собственным  успехам [3, С. 89].
Приватизация  в целом, в том числе и приватизация коммунальной собственности – малая  приватизация – занимает важное место  в структуре реформирования национальной экономики. Функции её при этом много  образны. Приватизация не только является процессом трансформации собственности, но и способствует повышению деловой  активности хозяйственных субъектов. Приватизация
создаёт необходимые условия для перехода к социально ориентированной  рыночной модели хозяйствования. Кроме  того, приватизация стимулирует внутреннюю и внешнюю торговлю, активизирует участие отечественных предприятий  в международном разделении труда  и, как следствие, является важным фактором интеграции национальной экономики  в структуру мировой экономики [13, С. 40].
Приватизация  является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения  граждан собственностью за счёт тех  или иных форм перераспределения  общественного имущества, с другой [22, С.119].
Субъектами  приватизации могут быть граждане данной страны, юридиче-ские лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.[5, С. 100].
Приватизация  государственной собственности  представляет собой процесс преобразования её организационно правовой формы, связанный с созданием более эффективного механизма хозяйственного регулирования и направленный на социального положения, прежде всего работников предприятий. Само преобразование собственности зависит от экономической политики государства, поддержки общества и готовности населения включится в процесс приватизации.
В результате приватизации формируется группа частных  собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения  между производителями, что повышает материальную заинтересованность в  увеличении выпуска и реализации продукции, а также в эффективном  использовании основных элементов  производства. Сущность приватизации можно трактовать в двух аспектах.
Во-первых, с точки зрения системного подхода  приватизация определяется как процесс, связанный с экономической реализацией имущественных отношений
между субъектами хозяйствования, возникающих в результате изменения формы собственности.
Во-вторых, приватизация определяется как элемент  экономической политики. При этом в узком смысле слова приватизация представляет собой процесс продажи (передачи) имущества (активов) государственного предприятия частному сектору экономики  полностью или частично. В более  широком смысле разгосударствление и приватизация включают трансформацию  структуры собственности и процесс  модификации управленческой модели государственного предприятия как  без отчуждения имущественных прав на основе арендных отношений, так и  при полном либо частичном изменении  юридического или финансового статуса  государственного предприятия. Приватизация государственной собственности в первую очередь направлена на создание многоугольной экономики и формирование смешанных форм собственности и служит средством перехода к новой модели экономики [6, С. 76].
Объективными  предпосылками необходимости проведения в стране разгосударствления и приватизации госсобственности являются:
1) Оторванность  непосредственного производителя  от средств производ-ства обуславливает слабую заинтересованность его в улучшении использования имеющихся ресурсов.
2) Затратный  принцип хозяйствования, который  был и пока остаётся превалирующим  в экономике. Оценка производительной  деятельности по товарной и  реализованной продукции обусловливает  низкое использование материальных  ресурсов и оборудования.
3) Стремление  хозяйственных руководителей государственных  предпри-ятий к минимальным плановым показателям [5, С. 100].
По мнению некоторых специалистов, основная цель приватизации состоит в обеспечении  условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной экономики. Именно в ходе трансформации отношений собственности в масштабе республики возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно с учётом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции с учётом спроса и предложения [6, С. 76].
Формируя  в экономике частную форму  собственности, приватизация создаёт  условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.
Другие  специалисты считают, что независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько  целей:
1) пополнение  доходов бюджета и (или) сокращение  бюджетных расходов на поддержание  нерентабельных и низкодоходных  компаний;
2) повышение  эффективности работы и производительности  соответствующих предприятий путём создания рыночной модели структуры предприятия (улучшение организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;
3) формирование  правовой основы становления  и развития рыночной экономики,  качественное изменение инфраструктуры  рынка и введения рыночных  механизмов контроля и регулирования  экономических процессов;
4) облегчение  доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;
5) обеспечение  конкурентоспособности предприятия  за счёт разработки новых или  улучшение качества существующих  товаров и услуг, выхода на  новые рынки;
6) улучшение  условий труда работников, занятости,  увеличение заработной платы  путём выполнения обязательств  новых инвесторов;
Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного  привлечения инвестиций, то правительству  следует отказаться от больших бюджетных  доходов по продаже госсобственности  и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.
Поскольку реформирование собственности сопряжено  со значительными политическими, экономическими и социальными издержками, так  как сталкиваются интересы различных  групп, то динамику и интенсивность  процесса реформирования собственности  определяет ряд факторов:
1) качество  законодательной и нормативно-правовой базы;
2) отношение  и выбор методов оценки стоимости  приватизируемого имущества (часто  преобладает затратный метод  на основе балансовой стоимости,  что завышает оценочную стоимость  и привлекательность объекта);
3) количество  средств у потенциальных инвесторов;
4) развитость  рыночной инфраструктуры и рыночного  механизма приватизации собственности;
5) наличие  рыночного механизма доступа  иностранного капитала к приватизации  собственности;
6) качество  профессиональной подготовки управленческих  кадров [20, С. 97].
Выгоды  приватизации:
1) Улучшение  административного управления. Бюрократические государственные структуры не отличаются высоким творческим потенциалом и активностью, быстротой реакции или тщательным контролем за затратами. Их основные черты – осторожность, забота о собственной безопасности и благополучии, «кабинетные» решения. Приватизация в этом случае имеет своей целью использование мощного стимулирования, улучшение качества обслуживания и активное внедрение инновационных процессов.
2) Увеличение  конкуренции. В Европе, где в  частные руки распродаются целые  отрасли промышленности, надеются, что обострение конкуренции приведёт  к уменьшению затрат. В США,  особенно на уровне штатов  и органов местного управления, также возникает безусловная  выгода от таких процессов.  Она, в частности, обуславливается  возрастанием количества конкурирующих  предложений среди подрядчиков.
3) Улучшение  качества обслуживания. Сокращение  затрат в жёстких рамках государственного  бюджета даёт основной толчок  к приватизации, но при этом  частные фирмы и подрядчики  в большинстве своём улучшают  качество обслуживания.
Несмотря  на сегодняшнюю сверхпопулярность приватизации, участие государственного сектора в экономике вряд ли скоро исчезнет. Процессы приватизации имеют изначальные ограничения.
В некоторых  случаях - особенно там, где задействованы  общественные блага или внешние  эффекты, - передать государственную  деятельность полностью в частные  руки невозможно. Национальная оборона  и городские улицы – два  популярных примера. В этих случаях  правительство может обеспечить лишь некоторую экономию затрат, нанимая  частных подрядчиков [8, С. 359].
Приватизация  – не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, изыскание средств для реконструкции народного хозяйства, становление слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частно капиталистическому хозяйствованию. Нужно учитывать, что главное содержание приватизации заключается в преобразовании централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты, коренным образом изменяющие отношение собственности как внутри предприятия, так и во всём обществе. В результате возникает новая система экономических интересов в рамках предприятия, требующая новых механизмов их согласования, то есть другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создаёт предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества. Поэтому от того, как она будет проведена, в каких масштабах и какими темпами, зависит ход экономических реформ [16, С. 32].
К наиболее значимым социальным эффектам, достигаемым  за счёт реформирования государственной  собственности, можно отнести:
1) повышение  уровня и качества жизни, удовлетворение  материальных и духовных потребностей  населения непосредственно и  путём на реформированных предприятиях  социальной сферы (медицинские  услуги, досуг, физкультура и спорт,  туризм) за счёт предоставления  возможности бесплатно или частично  оплачиваемого пользования имуществом, расходы, на содержание которого  несёт частный собственник. Учитываются также средства негосударственных предприятий, уплачиваемые в бюджет и во внебюджетные фонды по социальным статьям;
2) обеспечение  социальной защиты и социальной  безопасности граждан с использованием  объектов негосударственной собственности,  в частности повышение уровня  занятости трудоспособного, нуждающегося  в работе населения за счёт  вовлечения в хозяйственный оборот  неэффективно используемых объектов  государственной собственности  [24, С. 42].
Итак, приватизация и разгосударствление - это процессы, которые создают предпосылки  к возникновению рыночных отношений в стране. Благодаря приватизации и разгосударствлению возникает частная собственность и конкуренция, улучшается качество обслуживания, повышается уровень административного управления, повышается производительность труда. Кроме того, приватизация, трансформируя отношения собственности, создаёт предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества. К таким социальным эффектам необходимо отнести повышение уровня и качества жизни людей.
 Глава II
Основные  формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах
Проведение  приватизации – сложная социально-экономическая  проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения  которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических  реформ.
Успех приватизации в значительной степени  зависит от её подготовленности, в  том числе от создания правовых условий. В начале же переходного периода  при отсутствии более или менее  совершенной законодательной базы приватизация принимает зачастую стихийный, а иногда и криминализированный  характер. В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания»  преступного капитала и для более  быстрого перевода дешёвого государственного имущества в частные руки. И  только со временем по мере усовершенствования законов процесс приватизации приобретает  упорядоченный управляемый характер.
В настоящее  время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества, а второй – в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для создания первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов – по регионам, что создаёт различные стартовые условия для будущих собственников – трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не превращает работника в хозяина.
Бесплатная  приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Это ценные государственные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сберегательном банке страны. Такие чеки могут получить только граждане Республики Беларусь на сумму, соответствующую их доле (квоте) в безвозмездно передаваемой государством собственности. Они дают владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и получение дивидендов на эти акции.
Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты — крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.
Второй, часто применяемый способ приватизации — продажа имущества государственных  приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования  данного подхода, так как имущество  может продаваться отечественным  или иностранным инвесторам, а  также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток – нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.
В странах  с переходной экономикой приватизируемое  имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической  вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому  методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных  предприятий.
При продаже  на аукционе объекты государственной  собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое  имущество переходит в собственность  того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой  вид приватизации используется, когда  не оговариваются специальные условия  по дальнейшему использованию приватизируемого объекта.
Второй  способ платной приватизации — продажа  по конкурсу. Он используется в тех  случаях, когда покупатель должен выполнить  определенные условия по дальнейшему  использованию предприятия. Эти  условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих  мест, проведение определенных природоохранных  мероприятий, сохранение в течении определённого времени профиля предприятия,  сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.
На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие  предприятия, в первую очередь низкорентабельные  или убыточные. Эта форма предпочтительна  в рамках «малой» приватизации для  объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, небольших промышленных и строительных предприятий. Преимущества такого способа приватизации заключаются в обеспечении одинаковых прав, возможность прямого участия в приватизации всех покупателей.
Конкурсы  и особенно аукционы позволяют выявить  рыночную цену продаваемых предприятий. Но значительная часть предприятий, в основном промышленного типа, реализуется  по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.
В отдельных  странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила така
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.