На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сберегательный банк: функции, структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Банки - одно из центральных звеньев системы  рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального  создания рыночного механизма. Процесс  экономических преобразований начался  с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.  
          Особое место в банковской системе России занимает Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь даёт Сбербанку возможность предоставлять населению большое разнообразие услуг. В настоящее время он имеет уникальное положение, делающее его несопоставимым ни с каким другим банком. Сбербанк России - лидер банковской системы России, банк общенационального масштаба, основа стабильности и надежности России, лицо банковской системы России на международном рынке. Банк обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития.  
         Сбербанк России - это единственное банковское учреждение, предоставляющее услуги на всей территории России. Сравнение темпов развития Сбербанка России и банковской системы страны убедительно показывает, что Сбербанк, несмотря на возрастание конкуренции, развивается высокими темпами, является основным локомотивом роста рынка банковских услуг. На Сбербанк приходится более трети кредитного рынка страны, и он уверенно выполняет предусмотренные Концепцией развития контрольные цифры по этому важнейшему показателю. Вклады, кредиты, пластиковые карты, рынок ценных бумаг - ни одна область финансово-кредитной сферы страны не обходится без участия этой организации. В некоторых вопросах Сбербанк является ориентиром для остальных участников рынка, а в списке предоставляемых им услуг значатся даже такие, которые другие банки и вовсе не уполномочены осуществлять. Сбербанк входит во многие банковские рейтинги (в т.ч. и мировые) и признается крупнейшим банком страны.  
          Современный Сберегательный банк РФ - преемник созданных государством еще в 1841 году сберегательных касс, преобразованных в конце 80-х годов прошлого века в Сбербанк СССР. Т.е. на протяжении почти полутора столетий он являлся непосредственным инструментом Правительства в решении финансовых вопросов населения и проведении экономических реформ. Только в 1991 году Сбербанк СССР получил статус акционерного общества и стал коммерческим банком. Но, несмотря на это, Правительство не отпускает его далеко от себя. Контрольный пакет акций Сбербанка с самого начала принадлежал государству и продолжает оставаться у него в руках по сей день (более 60% голосующих акций находятся в собственности Центрального банка РФ, являющегося также одним из учредителей Сбербанка). Таким образом, первое и самое главное отличие Сберегательного банка от остальных коммерческих банков, являющееся одновременно его преимуществом - это мощная государственная поддержка, позволяющая банку развиваться и двигаться вперед. Этим в большой степени обуславливается и многолетняя стабильная работа Сбербанка РФ, прошедшего сквозь череду экономических и политических кризисов в стране. Благодаря успешно пройденной проверке временем Сбербанк удерживает лидирующие позиции по популярности у населения, несмотря на то, что предложения других банков порой более выгодны.  
          Также преимуществом Сбербанка по отношению к своим конкурентам является развитая филиальная сеть, охватывающая всю страну целиком. Филиалы банка расположены практически в каждом населенном пункте - будь то город или небольшое село. В недоступных и отдаленных районах обслуживание населения осуществляется с помощью передвижных касс. Таким образом, он по праву считается наиболее приближенным к населению банком, а в некоторых местах является единственным финансово-кредитным учреждением.

         Говоря о значимости Сбербанка в банковской системе страны, нельзя не остановиться на том, как он сам оценивает собственные позиции, и в чем видит цели своей деятельности. Безусловно, громкий статус обязывает Сбербанк к обслуживанию клиентов на высоком уровне и обуславливает корпоративную культуру. Согласно собственному Кодексу корпоративного управления, миссию банк видит в удовлетворении потребностей каждого отдельно взятого клиента (как частного лица, так и корпоративного или государственного). Упор делается и на количество, и на качество обслуживания. Приоритетом своей работы Сбербанк определяет уважение законных интересов и прав клиентов и акционеров, обеспечение открытости информации и поддержание стабильности и прибыльности деятельности. Кроме того, банк осознает свою роль в устойчивом функционировании и развитии всей банковской системы страны и обязуется прилагать к этому все усилия. Сбербанк позиционирует себя как организацию, стремящуюся объединить внутреннюю и внешнюю корпоративную культуру и обеспечить качественное и грамотное обслуживание клиентов за счет установления соответствующих отношений среди сотрудников.  
          Цель написания данной курсовой работы состоит в рассмотрении истории развития Сбербанка, его структуры, места в банковской системе страны. Обобщить результаты и разработать направления совершенствования деятельности Сбербанка РФ. 
          Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается история создания Сберегательного банка и его организационная структура. Во второй главе дается оценка особого места Сберегательного банка в структуре современной банковской системы Российской Федерации и определяются перспективы его развития.
 
 

        
ГЛАВА 1. СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
          1.1 История создания Сберегательного банка РФ
     Сберегательные кассы в Российской империи, как государственные кредитные учреждения, основной функцией которых являлось привлечение денежных средств населения, впервые открылись в 1842 г. по Указу императора Николая I . Сберегательные кассы открылись в Москве и Санкт-Петербурге при сохраненных казнах. Позднее сберегательные кассы стали открываться при отделении Государственного банка, при казначействах (1884 г.), почтово-телеграфных учреждениях (1889 г.), станциях казенных железных дорог (1900 г.), фабрично-заводских предприятиях, казенных военных складах и т. д. С 1880-х годов, задуманные первоначально как учреждения самопомощи, сберкассы стали использоваться правительством в интересах государственного кредита. Этот процесс завершился при министре финансов С.Ю. Витте, который считал, что политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему их развитию как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений.
     На рубеже 1880 – 1890 годов сберкассы широко привлекались к операции конверсии государственных займов. По Уставу 1895 г. сберегательные кассы стали официально именоваться «государственными». Для руководства деятельности сберегательных касс создано особое Управление при Совете Государственного банка. Максимальная сумма по одному счету (книжке) устанавливалось в размере одной тысячи рублей для юридических лиц. По вкладам выдавались 4% в 1862 – 1894 годах и 3,6% в 1894 – 1917 годах. На средства внесения сверх лимита приобретались свидетельства госзаймов, которые сохранились за вкладчиком и приносили ему проценты [8, с 347].
     С 1905 г. сберегательные кассы ввели операции по страхованию жизни. К 1913 г. было застраховано 26,3 тыс. руб. человек на сумму 30,4 млн. руб.
     В начале 20 века операции сберегательных касс стремительно возрастали. К 1900 г. действовало 5415 сберкасс с 3,6 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 661,9 млн. руб. К 1913 г. уже действовало 8005 сберкасс с 8,5 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 1594,9 млн. руб. В то же время сберкассами приобретено государственных ценных бумаг на сумму около 1,8 млрд. руб. Процент по фонду государственных ценных бумаг составлял главный источник доходов сберкасс, из него выплачивались проценты вкладчикам.
     Сберкассы пользовались государственной гарантией сохранности вкладов. Они представляли собой наиболее демократичное по составу клиентуры кредитное учреждение России. Среди вкладчиков сберкасс – крестьяне (более 1/3), нижние слои городского населения. По закону 1910 г. сберкассы за счет фонда государственных ценностей выдавали также ссуды для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита. В 1914 г. в интересах проведения столыпинских аграрных преобразований таких ссуд было выдано на 25,8 млн. руб.
     После октябрьской революции была осуществлена национализация банков Сберкасс, как учреждения «без налогового оттенка» были сохранены. Декретом СНК от 03.02.1918 г. было объявлено об аннулировании госзаймов царского и временного правительства и о запрете выдавать суммы внесенные до 01.01.1918 г.
     В «Проекте декрета о проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах» В.И. Ленин указывал, что лица богатых классов обязаны держать в госбанках и его отделениях, а равно в сберегательных кассах все свои денежные суммы, получая не более 100 – 125 рублей в неделю (по установлению местных Советов) на потребительские нужды, а на производственные и торговые лишь по письменным удостоверениям учреждений рабочего контроля.
     Советским правительством был намечен ряд мер по расширению сети сберегательных касс и организаций денежных сбережений населения. Однако практически решить эту задачу в ближайшие годы не удалось. В условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также натурализации хозяйства и обесценения денег сберкассы не могли развивать свою деятельность.
     Для создания единого расчетно-кассового аппарата декретом СНК РСФСР от 10.04.1919 г. было проведено слияние банком РСФСР. После его упразднения в начале 1920 г. функции сберкасс перешли к Наркомфину РСФСР. В соответствии с решениями XI съезда партии была развернута работа по сокращению эмиссии, экономии государственных расходов, увеличению поступлений в бюджет. Стоявшие перед страной задачи в области хозяйственного строительства требовали использования не только накоплений предприятий, но и денежных сбережений населения. В связи с этим все острее назревал вопрос об организации сберкасс.
     Сберкассы были организованы в целях предоставления трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств на основании Постановления СНК РСФСР от 26.12.1922 г. «Об учреждениях государственных сберегательных касс». Было утверждено положение о государственных сберегательных кассах, которое устанавливало подчиненность их Наркомфину, организационное устройство, операции, порядок помещения и расходования средств; формы и методы контроля и ответственности, неприкосновенность и тайну вкладов, правовые положения вкладчиков и т. д. Вскоре сберкассы получили название «трудовые», что подчеркивало трудовой характер хранящихся в них сбережений населения.
          Первые месяцы своего существования в условиях непрерывного обесценивания находящихся в обращении советских денежных знаков работа сберкасс не могла получить широкого развития, поскольку инфляция снижала реальную стоимость вкладов. После денежной реформы 1922 – 1924 гг., в ноябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое «Положение о государственных трудовых сберкассах СССР», в котором нашли отражение изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трехлетний период деятельности сберкасс. Руководство сберкассами возлагалось на Главное управление гострудсберкасс [17].
          В Положении был определен круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на текущие счета, до востребования, срочные, условные, с особым назначением. Был разрешен прием вкладов на предъявителя. Доход по срочным вкладам исчислялся в размере 9% годовых, а по остальным видам – 6% годовых. Вкладные документы, выданные сберегательными кассами, принимались в залог по договорам с государственными предприятиями и организациями на полную сумму вклада. Сберкассам также разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций госзаймов.
     С развитием народного хозяйства страны расширились функции сберкасс. Для предоставления населению дополнительных видов услуг они были привлечены к выполнению расчетных, аккредитивных, комиссионных операций. Таким образом через сберкассы стали совершаться крупные денежные обороты, в том числе операции, связанные с безналичными расчетами населения. К концу 1928 г. количество счетов возросло до 3523 тысяч, а остаток вкладов превысил сумму 213 млн. руб.
     Важным этапом в развитии деятельности сберкасс стала передача им в 1931 – 1932 гг. всей работы по организации размещения госзаймов, которая до этого выполнялась финансовыми органами и учреждениями госбанка. С этого момента сберкассы превратились в единое предприятие, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений, как путем приема вкладов, так и посредством размещения госзаймов. Деятельность сберкасс в этот период не ограничивалась привлечением денежных сбережений. Они участвовали в кассовом обслуживании населения и организаций, выполняли операции по личному страхованию граждан, выплате сумм лицам, награжденных орденами, персональных и других пенсий, приему партийных и комсомольских взносов, страховых платежей. В городских сберкассах принимали платежи за коммунальные услуги, а в сельской местности выплачивали населению страховые убытки за гибель и повреждение имущества.
     К 01.01.1941 г. в стране действовало 41,6 тыс. сберегательных касс, из которых 10,3 тысяч в городах и 31,3 тысяч в сельских населенных пунктах. Количество счетов составляло 17,3 млн., сумма хранящихся на них сбережений достигла 7,3 млрд. рублей, а средний размер вклада увеличился до 420 рублей.
     Великая Отечественная война потребовала подчинения экономики страны нуждам военного времени. Резко сократилось производство потребительских товаров, введена карточная система снабжения продовольственными товарами. Сокращение объема розничного товарооборота и рост рыночных цен обусловили образование у населения, особенно сельского, крупных сумм свободных денежных средств. С целью сохранения в обороте государства основной части сбережений, привлеченных в довоенный период, выплату средств с вклада ограничили до 200 рублей в месяц. Эти временные меры были отменены в 1944 г.
     После разгрома фашизма и окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приступил к мирному строительству. Задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР не могли быть решены без ликвидации последствий войны в области денежного обращения и восстановления полноценного рубля. В целях изъятия из обращения избыточной массы наличных денег было принято Постановление от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек». При осуществлении реформы государство предоставило льготы населению, хранившему сбережения в сберкассах. Если обмен денег, находившихся на руках, производился 10:1, то вклады до 300 рублей остались в номинальной сумме. Более крупные сбережения оценивались: от 300 рублей до 1000 рублей в соотношении 3:2, свыше 1000 рублей 2:1.
     В послевоенный период постепенно начали развиваться безналичные расчеты. Были разрешены перечисленные на счета вкладчиков зарплаты, пенсии, авторского гонорара [17].
     С 01.01.1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Средства, привлеченные во вклады, стали использоваться на кредитование народного хозяйства.
     В мае 1972 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором предусмотрены меры по дальнейшему развитию сберегательного дела. В соответствии с этим постановлением система сберкасс переведена на полный хозрасчет. За счет получаемой ими прибыли образуются запасный фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. Были также приняты меры к более широкому развитию перечисленных сумм денежных доходов трудящихся во вклады, внедрению безналичных расчетов по платежам населения в пользу предприятий, расширению переводных и аккредитивных операций, введены расчетные чеки для оплаты приобретаемых гражданами товаров. К началу 1981 г. количество счетов вкладчиков составило 142,1 млн., сумма вкладов достигла 156,5 млрд. рублей, а средний размер вклада 1102 рублей.
     В 1988 г. на базе системы Гострудсберкасс образован Сбербанк СССР в форме акционерного общества. Акционеры – Госбанк СССР, Внешэкономбанк, др. Сбербанк СССР обеспечивал организацию сберегательного дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, в необходимых случаях организаций и учреждений, осуществляя распределение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан, обслуживания пенсионеров .
     В 1991 г. Сбербанк СССР на общем собрании акционеров учрежден как Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» [1].
     Правильность  определенного Концепцией направления  развития была подтверждена во время  кризиса финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка  страны, пройдя кризис с минимальным  уровнем потерь, но и обеспечил доступ к банковским услугам значительному количеству новых клиентов, реализуя принятую Концепцию, Сбербанк России к 2000 году значительно укрепил с позиции на приоритетных сегментах рынка. Сбербанк России сохранил лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объёме рублевых вкладов населения достигла 87%. Несмотря на падение реальных доходов населения и отставания законодательной базы, Банк последовательно развивает кредитование физических лиц, в объеме банковских кредитов, полученных населением страны, на долю Сбербанка России приходится более 20%. Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллионов юридических лиц - клиенты Сбербанка России. Банк продолжает активно работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг.
     12 ноября отмечается праздник - День  работников Сбербанка России.
     День  работника Сбербанка России отмечается с 1998 года. Дата 12 ноября выбрана не случайно: 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1841 года император Николай I издал Указ об учреждении в России сберегательных касс «для доставления чрез то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению верным и выгодным способом и для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов». 
 

     1.2 Организационная  структура банка
          Сбербанк России создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» [1]. Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Это обуславливает монопольное положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов и придает ему статус квазигосударственного банка. Только Сбербанк предлагает гарантии государства по вкладам. Также акционерами банка являются более 263 тысяч юридических и физических лиц [3, с 420]. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности. Президентом и председателем правления Сбербанка в настоящее время является Герман Греф. 
         Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 года в Центральном Банке Российской Федерации. Регистрационный номер — 1481. 
          Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России. 
          Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России
[4, с 543].
          Организационная структура банка определяется: структурой его управления и структурой функциональных подразделений и служб. 
          Структура управления банком предусматривает органы управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковской деятельности. Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка на основе реализации операций. Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. 
            Высшим органом управления Сбербанком является собрание акционеров, которое решает следующие задачи: принимает решение об образовании банка, утверждает акты, документы о его деятельности; принимает устав; рассматривает и утверждает отчет о результатах деятельности банка за прошедший период и направления распределения прибыли; выбирает членов исполнительных и контрольных органов. Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссии избирается Совет банка. Он состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора. Совет банка выполняет следующие задачи: определяет направления долевой политики банка, контролирует работу правления и ревизионной комиссии, утверждает годовой отчет, осуществляет контроль за кредитной и инвестиционной работой, избирает председателя. При Совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный. Кредитный комитет разрабатывает кредитную политику банка, структуру привлекаемых средств и возможности размещения, пути создания инвестиционных фондов, а также трастовые операции. Ревизионный комитет занимается проверкой соблюдения законодательных актов, проведением сплошных и выборочных проверок кредитных, валютных и расчетных операций и др. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка
[13, с 142].
          Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством РФ.  
         На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации его собственного капитала и организационное построение. 
          Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом: Сберегательный банк РФ (как головная контора); территориальные банки; отделения; филиалы; агентства. 
          Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются исследования и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики, финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг. Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по введению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за заслуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка и т.д. 
          Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически проводится анализ ситуации, складывающейся в регионе на финансовом и кредитном рынках. При этом определяется количество финансовых учреждений, изучается работа коммерческих банков.

          Наиболее массовыми подразделениями Сбербанка являются отделения и филиалы. Процесс консолидации и укрепления банковской сети проявился в том, что были ограничены права отделений самостоятельно выбирать направления вложения средств. Был введен мягкий контроль за выдачей отделениями и филиалами межбанковских и коммерческих кредитов. Ужесточение режима кредитования проявилось в том, что формально предоставление ссуд стало возможно лишь с разрешения Сбербанка РФ. Также была создана база данных по недобросовестным заемщикам. 
          Низовым звеном в структуре Сбербанка являются агентства. Они создаются при крупных предприятиях или организациях, либо в отдаленных уголках страны, где имеются малонаселенные районы, и выполняют узкий круг операций, например, по выплате заработной платы, приему коммунальных платежей и др. Их самостоятельность в целом крайне ограничена.  
          С 4 марта 2008 года в структуре центрального аппарата банка созданы следующие управления: Управление корпоративного развития; Управление стратегии и маркетинга; Управление по работе с отделениями г.Москвы; Управление по работе с малым бизнесом.
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕСТО  СБЕРБАНКА РФ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
         2.1 Положение Сбербанка в банковской системе
     Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). Сберегательный Банк Российской Федерации является на сегодняшний момент крупнейшим банком в России и фактически является одним из гарантов стабильности нынешней экономики нашей страны. При обширной государственной поддержке банк имеет возможность влиять на очень многие направления развития государства. Многолетняя стабильность работы банка и государственная гарантия делает его очень популярным среди населения. При рассмотрении банковских услуг, так или иначе, приходится ориентироваться на Сбербанк РФ, который предлагает полный спектр услуг как физическим лицам, так и юридическим, однако не всегда условия предоставления услуги имеют приемлемую цену, поскольку банк имеет многолетнюю серьезную репутацию [14]
        
Сбербанк России - один из старейших и крупнейших банков России, обладающий самой мощной сетью филиалов. Большинство россиян, когда речь идет о вложении денег или о кредите, на вопрос, какой из банков наиболее устойчив на банковском рынке страны, не задумываясь, ответят: «Сбербанк». Это является важным доказательством того факта, что Сбербанк России завоевал репутацию надежного, проверенного временем и популярного у населения банка. Сбербанк занял первые места в рейтингах узнаваемости и известности российских банков, опубликованных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Согласно данным агентства, узнаваемость Сбербанка в России составляет 96%, известность – 86% (на 25.04.2011г.). 
         Большое количество вкладов Сбербанка России, особенно пенсионных вкладов, обусловлено тем, что Сбербанк России является приоритетным банком не только для Пенсионного Фонда Российской Федерации, но и для большинства частных пенсионных фондов. Кроме того, многим людям старшего возраста еще с советских времен знакомы сберкассы и сберкнижки, и они выбирают Сбербанк как безопасное место для сбережения своих накоплений [10, с 357].  
          Также договор на получение заработной платы через платежные системы Сбербанка России заключен с большим числом организаций различного уровня, что увеличивает доверие населения к Сбербанку России. 
        
Кредитование населения - также один из ключевых видов деятельности Сберегательного банка РФ, филиалы которого можно найти, пожалуй, в любом, даже самом маленьком городе России [13, с 179]. Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ клиентов, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья, в том числе по контрактам с Министерством обороны Российской Федерации.  
          Сбербанк продолжил активно развивать розничное кредитование, предлагая клиентам новые продукты и услуги, изменяя в соответствии с рыночной конъюнктурой условия по действующим кредитным программам, оптимизируя процессы выдачи и сопровождения кредитов. Большое внимание Банк уделял поддержанию высокого качества кредитного портфеля как путем предупреждения рисков на этапе выдачи кредита, так и путем реструктуризации уже выданных кредитов в рамках начатой еще в 2008 году специальной программы
[15]
          Существенно изменена структура предложения жилищных кредитных продуктов, которые теперь четко разграничены по целям кредитования. Выделены базовые кредитные программы, включающие в себя основную часть предоставляемых Сбербанком
жилищных кредитов, а также специальные кредитные продукты, охватывающие все ниши рынка.
         Важным направлением работы Сбербанка является сотрудничество с субъектами малого предпринимательства, количество которых составляет более 85% всех корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, кредитуемых Банком. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал активное участие в реализации государственных программ. 
          Сбербанк продолжил работу по повышению эффективности кредитных операций и улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка с точки зрения объемов операций остается прием платежей населения. Их объем за 2010 год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Рост объема и количества платежей в значительной мере обеспечен использованием биллинговых технологий и
устройств самообслуживания. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за год до 65,7%. 
          Сбербанк России опубликовал Консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2010 год. Основные итоги деятельности Группы Сбербанка России (далее «Группа») по состоянию на 31 декабря 2010 года и за 2010 год:

    Чистая прибыль за 2010 год составила 181,6 млрд. руб. (или 8,42 рубля на обыкновенную акцию), в сравнении с 24,4 млрд. руб. (или 1,10 рубля на обыкновенную акцию) за 2009 год;
    Совокупный доход за 2010 год составил 206,6 млрд. руб. в сравнении с 38,9 млрд. руб. за 2009 год;
    Операционные доходы до формирования резервов под обесценение кредитного портфеля за 2010 год составили 666,6 млрд. руб. в сравнении с 648,1 млрд. руб. за 2009 год; рост составил 2,9%;
    Рентабельность собственных средств составила 20,6% по сравнению с 3,2% за 2009 год;
    Отношение операционных расходов к операционным доходам продолжает оставаться на комфортном уровне: 42,4% в сравнении с 35,4% за прошлый год;
    Расходы на формирование резервов под обесценение кредитного портфеля снизились на 60,5% с 388,9 млрд. руб. за 2009 год до 153,8 млрд. руб. за 2010 год;
    Коэффициент достаточности основного капитала Группы в соответствии с Базельским соглашением (Basel 1) составил 11,9%, коэффициент достаточности общего капитала составил 16,8% по состоянию на 31 декабря 2010 года, что значительно превышает установленный минимальный уровень в 8%. Коэффициент достаточности капитала в соответствии с требованиями Банка России (Н1) составил 17,7%.
        За 2010 год процентные доходы сократились на 2,4% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, составив 795,6 млрд. руб. Данное снижение обусловлено общим снижением процентных ставок по кредитам на рынке, наблюдавшимся в течение года, а также высокой конкуренцией в сфере привлечения качественных заемщиков. В то же время средняя доходность кредитного портфеля выросла в четвертом квартале вследствие активизации работы по сбору ранее недоплаченных процентов по кредитам юридическим лицам [16]
          Процентные расходы сократились на 4,0% до 299,8 млрд. руб. по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в результате снижения стоимости привлечения средств как физических лиц, так и корпоративных клиентов, отражая общее понижение процентных ставок на рынке. 
          Чистые процентные доходы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.