На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации                         Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Ярославский Государственный  Педагогический Университет 
им. К. Д. Ушинского» 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа
Авдеевой  Алены Сергеевны
студентки 5 курса физико-математического факультета специальности 030600 «Технология и предпринимательство» 
 
 

Тема
«Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа» 
 
 
 
 
 

                  Научный руководитель:
                  зав. кафедрой ТиП,
                  доктор  педагогических наук, профессор                    
                  Серебренников Л.Н. 
                   
                   
                   
                   
                   

  Ярославль
  2009
  СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая  подготовка школьников как педагогическая  проблема......7
    1.2 Психолого-педагогические  особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
    1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
    1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы  по первой главе…………………………………………………............31
Глава II.  Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
    2.1 Технологическое  образование как основа предпрофильной  подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
    2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
    2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
    Выводы  по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
    3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
    3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
      3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
      3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
      3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
      3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
      3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
    3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
    3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
  Заключение........................................................................................................101
  Библиография…………………………………………………………..…......104
  Приложения…………………………………………………………………...108
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  Одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в учреждениях интернатного типа является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников.
  Выпускники школ-интернатов не всегда могут применить свои знания и умения в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности [33].
  В настоящее время образовательная  область «Технология» является основополагающим учебным предметом, готовящим молодых людей к будущей трудовой и общественно полезной деятельности, способствует профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их личными интересами, способностями и с учетом потребностей производства и рынка труда [29, c.82].
  Повышение социально-профессиональной направленности технологической подготовки школьников в учреждениях интернатного типа требует разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
  Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
  Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
  В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
  Гипотеза: профориентационная работа учащихся  школ-интернатов в процессе технологической подготовки может быть усилена,  если:
  - подготовка школьников осуществляется по всем основным типам профессий с целью расширения профессиональных интересов школьников и пробы сил в различных сферах деятельности ("Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знак", "Человек - художественный образ");
  - используются активные методы  в различных формах обучения с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда.
  Цель  исследования, его предмет, объект и  гипотеза определили следующие задачи:
  - определить специфику процесса технологической подготовки школьников в условиях интернатного учреждения и перспективы ее совершенствования;
  - изучить состояние готовности выпускников школы-интерната к выбору своей будущей профессии;
  - разработать методику предпрофильной подготовки учащихся и необходимое программно-методическое обеспечение обучения технологии через элективные курсы;
  - провести экспериментальную работу по реализации методики организации предпрофильной подготовки учащихся при обучении технологии.
  Теоретико-методологическую базой являются исследования по аспектам общего образования (М.И.Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.); исследования содержания, форм и методов технологического обучения (П.Р.Атутов, Л.В.Байбародова, Л.Н. Серебренников, Рожков М.И., В.Д.Симоненко, Л.Я Олифиренко. Ю.Л.Хотунцев, С.Н.Чистякова и др.), современные подходы к профессиональной ориентации в условиях рынка, интеграции общего среднего образования и профильного обучения (В.И. Казаренков, В.Д.Симоненкои др.), а исследования специфики социальной ситуации развития детей в учреждениях интернатного типа  (Фарафонова Л.Н., Курылева А.Г., Обиух П.А., Кинаш С.Д. и др.), тезисы докладов «Воспитание в труде».
  Теоретическая значимость исследования:
  - рассмотрены социально-педагогические аспекты технологической подготовки школьников образовательных учреждений интернатного типа;
  - выявлена значимость и возможность организации предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» в учреждении интернатного типа;
  - определена корректировка содержания  предпрофильной технологической подготовки школьников;
  - разработана внутришкольная модель  предпрофильной подготовки в  рамках ОО «Технология» с учетом индивидуальных интересов и способностей школьников с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда;
  - разработана система элективных  курсов в рамках предпрофильной технологической подготовки;
  - разработан комплексный проект.
  Практическая  значимость исследования состоит в том, что разработанное программно-методическое обеспечение элективного курса «Парикмахерское искусство» в системе предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 классов прошло успешную апробацию в школе-интернате № 6 г. Ярославля.
  Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ состояния проблемы), эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, беседы, педагогический  эксперимент, математическая обработка данных).
  Основные  положения данной работы обсуждались  на 64-ой научной студенческой и молодежной конференциях. 
 
 

     Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической  подготовки учащихся Образовательных  Учреждений интернатного типа 

     1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема 

  Кардинальные  изменения социально-экономических  ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей, необходимость решения школой проблемы подготовки выпускников к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей рыночной экономики ставят на качественно новый уровень проблему совершенствования системы технологической подготовки учащихся.
  Технологическая подготовка в современной школе  призвана вносить свой вклад в  гармонизацию личностных устремлений  и способностей человека в соответствии с общественными потребностями  и интересами. Она должна быть направлена на познание и овладение молодыми людьми общественных отношений, управление ими.
  Технологическая подготовка подрастающего поколения  и учащейся молодежи - целостный  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, который направлен  на подготовку к трудовому образу жизни, формированию практической и нравственно-психологической готовности к умственному и физическому труду на общее благо [29, c.47].
  Цель  технологической подготовки - сформировать готовность к добросовестному, творческому  труду в народном хозяйстве, способствовать укреплению здоровья, всестороннему, гармоничному развитию личности [32].
  Образовательная область (ОО) «Технология» является необходимым компонентом обучения, воспитания и развития всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
  Именно  этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных  межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие  потребности человека, общества и государства [11].
  В настоящее время возникла угроза существенного ухудшения технологического образования школьников. Снижение уровня технологического образования учащихся в общеобразовательной школе ухудшает их практическую подготовку и профессиональную ориентацию.
  Отсутствие технологии в 9-м классе нарушает преемственность в системе её изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, и не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обучения.
  Снижение  статуса ОО «Технология» в школе, фактическое свертывание профориентации делают ещё менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обостряют проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.
  Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированны на продолжение  образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации. Таковыми являются, например, учащиеся образовательных учреждений интернатного типа.
  Перечень  негативных последствий разрушения технологического образования в  школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны.
  Дальнейшее  развитие ОО "Технологии" в системе общего образования, эффективность подготовки учащихся к трудовой деятельности и конкуренции на рынке труда и профессий во многом зависят от качества научных и практических результатов исследований, обобщения достижений передового опыта, их внедрения в практику. Важно, чтобы педагоги и руководители общеобразовательных учреждений, а также законодатели осознали социальную и экономическую значимость технологического образования школьников - этой важнейшей составляющей их развития [32]. 

     1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа 

     Особенности психического развития детей
  По  данным международных социально-психологических  исследований, около трети всех детей-сирот  на земном шаре, проживающих в учреждениях  интернатного типа, приходится на долю России. Число таких детей в  нашей стране резко увеличилось после перестройки, и в последние годы продолжает стремительно расти. Большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях, - это дети с проблемами в развитии, нередко переживающие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в создании благоприятных условий для компенсации множества возникших в результате этого проблем [34, c.12].
  По  своему психическому развитию дети, воспитывающиеся  без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития у них замедлен, имеется ряд качественных негативных особенностей, отмечающихся на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [13].
       В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Отношения связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей.
  Подростковый  возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь [8, c.10].                                                                                                                                                                                                
  Большинство детей, оказавшихся в детском  доме испытывают негативные и противоречивые чувства, вызванные синдромом «покинутости», что, безусловно, отражается на их оценке себя и других людей. Не обладая эффективными способами совладения с трудными ситуациями, дети вырабатывают различные компенсаторные механизмы, - чаще всего в виде девиантного поведения, возникающего как реакция ребёнка на не возможность реализовать свой личностный потенциал, удовлетворить базовые потребности [9, c.16].
  Кроме этого воспитанники детских домов  не имеют образцов не только позитивного, но и нормативного поведения, не знакомы  со способами преодоления преград  на пути достижения своих целей-потребностей, разрешения возникающих конфликтов. Отсутствие такого рода социально-психологических компетенций вынуждает ребёнка-сироту прибегать к агрессивному (зависимому от вредных привычек) поведению в качестве усвоенных в кровной семье и затем транслируемых на бессознательном уровне способам реагирования на ситуации социального взаимодействия [6].
  Исследования  особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни [10].
  Воспитание  в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой  специфической субкультуры низкого  уровня. Ее представитель характеризуется  слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений. Сама подростковая группа формируется в условиях противостояния взрослому миру в лице педагога, и, как следствие, отрицает позитивные социальные ценности и нормы культуры.
  Достаточно  часто детям-сиротам свойственно  нежелание приспосабливаться к  социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных  отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений [8, c.8].
  Т.о. в специфических условиях воспитания и  развития личности в детском  учреждении интернатного типа, формируется  особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной конкретной жизнедеятельностью, эмоциональной уплощённостью, снижением отношения к себе, несформированностью избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивностью, неосознанностью и несамостоятельностью поведения, ситуативностью мышления и поведения [10].  

     Особенности социализации детей
  Рассматривая  особенности социализации детей-сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.
  Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой - либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [22].
  Все концепции социализации тяготеют к  одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Первый предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (Э. Дюркгейм, Т. Парсон), а второй активную (Ч.Кули, Д.Г. Мид). Второй подход характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры и происходит во взаимодействии человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, c. 31].
  Очень важен процесс формирования представлений  ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок-сирота сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации. Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
  -  у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей или прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;
   - жесткая регламентация и ограниченность  социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющая одобрения и поддержки в обществе;
  -  ранний детский опыт ребенка-сироты  несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
  - затруднен процесс саморегуляции  соотносимый с постепенной заменой  внешнего поведения на внутренний  самоконтроль [4, c.235].
  Нахождение  в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.
  Учёные  Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко указывают  на то, что у детей-сирот наблюдаются  значительные отклонения в поведении  и в личностном развитии. Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в следующих признаках: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность,  утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань) [22, c. 13].
  Особое  значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить [5].
  Выделяют  три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность (освоение новых социальных ролей  и осмысление их значимости), общение, самосознание (самопознание личности, которое предполагает становление в человеке "образа его Я", возникающего у него не сразу). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
  Пребывание  в закрытом учреждении формирует  у воспитанников особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя  интернатное учреждение создает фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с незнакомыми людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества другого человека для успешного общения. У детей не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, в самоутверждении. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни. Отсюда следующие проблемы: недостаточное осмысление своего жизненного опыта, пассивность, отсутствие жизненных ориентиров и ценностей [22].
     Особенности учебно-воспитательной системы учреждений
  Одной из важнейших проблем современной педагогики, в настоящее время, является обучение и воспитание детей в условиях интернатных учреждений. К настоящему времени интернатные учреждения сформировались, как целостная система абилитации детей с различными трудностями. Причем необходимо отметить, что работа по обучению, воспитанию и адаптации воспитанников школ – интернатов, имеет свою, отличающуюся от работы в общеобразовательных, массовых школах, специфику, которая обусловлена, прежде всего, особенностями характерными для подобных учебных заведений, такими как замкнутое пространство, узкий круг общения и многое другое.
  Специфические особенности нахождения ребенка в подобных заведениях, обуславливают актуальность одной из проблем воспитания в них - подготовка воспитанников к самостоятельной, полноценной жизни в обществе [8, c. 7].
  Система деятельности школы-интерната воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в трех сферах:
    в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;
    во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей;
    в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
  Основным  показателем, определяющим уровень  социальной адаптации подростков, является их учебная деятельность. У воспитанников детских домов и интернатов в подростковом возрасте значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. Последние выражаются в побегах, бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Стремление к самоопределению у детей обусловлено необходимостью становления своего места в обществе, определения своего назначения в жизни [18].
  Обучение  в школе, являясь основной формой занятости подростков, делает большой  вклад в формирование личности подростков, его социальной ориентировки, оказывает большое влияние на создание у подростков представления об окружающем его мире, людях и их взаимоотношении.                                                                 
   Воспитательная система детского дома, как и школьная, выполняет ряд  функций, однако эти функции в условиях учреждения интернатного типа имеют свою специфику, а некоторые приобретают первостепенное значение:
  - развивающая - направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;
  - компенсаторная - предполагает создание условий для компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации и педагогической запущенности;
  - защитная - направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного типа, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;
  - корректирующая - заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;
  - регулирующая - связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.
  Таким образом, в связи с особенностями  личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, на первое место в целеполагании выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации [21].
  Воспитательная  система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: познавательную внешкольную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими [8, c.33-34].
  Говоря  о среде детского дома, учёные отмечают её специфические черты. В частности  «в отличие от школы детский дом  является учреждением закрытого типа. Поэтому воспитательная система является системой замкнутой, ее связи с внешней средой неустойчивы и недолговечны. При коллективном характере воспитания, высокой степени регламентации жизни детей, отсутствии "свободных зон развития" это негативно сказывается на личностном развитии воспитанников детских домов. Поэтому при формировании гуманистической воспитательной системы детского дома необходимо поставить следующие задачи: сделать систему более открытой, расширить "среду обитания" воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом» [6]. 

1.3. Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа
(на примере  школы-интерната № 6 г. Ярославля) 

     Характеристика  образовательного процесса в школе-интернате
  Школа-интернат № 6 располагается в Красноперекопском  районе г. Ярославля на берегу озера. Природные условия микрорайона школы-интерната весьма благоприятные, она находится в лесопарковой зоне. На пришкольном участке имеется озеленение, сад, цветник, что значительно украшает и оздоравливает природную зону.
  Общеобразовательная школа-интернат № 6 является базовой школой, ориентированной на оздоровление, обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психических, интеллектуальных) особенностей, возможностей и склонностей, путем использования в ней элементов адаптивной педагогической системы и создания благоприятных условий для каждого ребенка.
  Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе  условий для оздоровления, развития его особенностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах каждого учащегося [16].
  Организация образовательного процесса в школе-интернате  осуществляется в режиме шестидневной   недели. Школа дает базовое образование, прием с  1 по 9 класс осуществляется на учебный год по направлению городского  комитета образования. Режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате: в I смену - учебный процесс (уроки), II смена - дополнительное образование, самоподготовка.
  Основной  контингент учащихся школы-интерната  № 6 составляют дети из социально неблагоприятных  и малообеспеченных семей (196 человек): из них 33 человека из многодетных семей, 115 человек из неполных, под опекой находится 40 учащихся. Также школу посещают дети из семей «риска», которые предрасположены к социально опасным поступкам. Ежегодно у 4-5 детей интерната родителей лишают прав на воспитание детей. Кроме этого, в интернате обучаются дети, имеющие заболевания неврологического и кардиологического характера.
  Основное  направление образования в школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в  современном обществе на основе общего основного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
  Главный акцент в своей деятельности, исходя из неоднородности контингента учащихся,  школа-интернат делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, УВП строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.
  Школа-интернат включает следующие ступени обучения:
  I ступень (начальная школа): 1- 4 классы;
  II ступень: 5-9 классы.
  Учебный план школы-интерната составлен  на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального Базисного учебного плана (далее БУП) и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004 г).
       Нормативной правовой основой  учебного плана являются:
  -         Конституция РФ (ст.43, 44);
  -         Закон РФ «Об образовании» (ст.2, 6, 7);
  -      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393).
  Учебный план состоит из инвариантной части  и вариативной.
  Инвариантная  часть учебного плана используется для реализации единства образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков.
  При распределении часов вариативной  части учитывается контингент учащихся, наличие педагогических кадров и пожелания учащихся.
  В школе-интернате созданы все условия  для самореализации детей с самыми разными интересами. Для того чтобы  дети могли расширять знания, научиться действовать в новых условиях, в школе функционируют различные кружки прикладного искусства, кружки, связанные с бытом, а также спортивные секции, театральная деятельность, вокальные занятия, проводятся экскурсии. Каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе. Ребята участвуют в городских, районных, областных конкурсах.
  Материально-техническая база школы-интерната была создана в результате совместных усилий администрации школы, всего педагогического коллектива и учеников. Она включает: учебные мастерские для мальчиков и девочек, восстановительный центр, спортивный комплекс, приусадебный участок (2 га). 

  Анализ  организации и содержания
  технологической подготовки школьников
  Несмотря  на то, что ОО «Технология» включена в БУП с 1993 года и к настоящему времени определены ее концептуальные основы и обязательный минимум содержания, технологический подход к практико-ориентированной подготовке воспитанников учреждений интернатного типа реализуется по-разному. Все зависит как от особенностей воспитанников, так и условий реализации учебного процесса, а также от его кадрового и материально-технического обеспечения.
  Практикоориентированне  обучение ОО «Технология» в школе-интернате № 6 осуществляется с 1 по 9 классы в учебное и внеучебное время в соответствии с целями и задачами обучения, Устава школы, а также имеющегося школьного приусадебного участка.
  Непосредственная  трудовая и профессиональная подготовка начинается с 1-го класса и осуществляется в три этапа:
  1-й  этап - начальная трудовая подготовка (1-4 классы);
  2-й  этап - основная трудовая подготовка (5-8 классы);
  3-й  этап – предпрофильная подготовка в рамках ОО «Технология» (9 класс).
       В соответствии с БУП в 1-4 классах реализуется начальный (пропедевтический) этап технологического образования: школьники осваивают введение в технологические процессы. В этот период обучение ведется по традиционной программе.
  В 3–4 классах трудовое обучение детей направлено на воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям; детей привлекают к посильному общественно полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. Трудовое обучение проходит на базе учебных мастерских. В процессе обучения на данном этапе учащиеся 4-х классов способны выполнять простейшие работы с использованием станочного оборудования, более широкого набора инструментов.
       На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–8 классах выделено 2 часа в неделю. Трудовое обучение осуществляется в учебных мастерских с разделением классов на две группы: мальчики и девочки. Базовыми блоками ОО «Технология» у девочек являются «Сельскохозяйственный труд» и «Обслуживающий труд», у мальчиков – «Технический труд».
  Обучение  девочек ОО «Технология» осуществляется по примерной программе «Технология сельского труда», представленная, включает такие разделы, как «Растениеводство», «Кулинария», «Технология создания изделия», «Технология ведения дома». Рабочие программы также предусматривают обучение по сквозным линиям: «Материаловедение», «Машиноведение», «Красота и здоровье», «Вязание», «Электротехника».
  Изучение  ОО «Технология» в 5-8 классах направлено на ознакомление с современными отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, творческого мышления и решения практических задач, формирование профессионально значимых качеств личности во взаимодействии с основными объектами труда в базовых сферах экономической деятельности, достижение эффективного уровня профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и склонностей для определения последующего образовательного маршрута учащегося.
  Основной  формой обучения являются учебно-практические работы, тестирования, упражнения, лабораторно-практические работы, творческая проектная деятельность, акцентирующая внимание учащихся на потребительском изделии, которое они выполняют, и направленная на развитие их творческих способностей.
  В школе-интернате действует летняя трудовая бригада, ухаживающая за пришкольным участком, в котором расположены отделы цветоводства, плодоводства и полеводства. В большей степени это осуществляется в целях улучшения организации питания воспитанников, их социально-трудовой адаптации, организации допрофессиональной подготовки. В свободное от учебы время воспитанники занимаются самообслуживанием, уборкой территории, своих комнат.
  Выбор специальности у школьников характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу 9 класса школы-интерната учащиеся должны сделать выбор между двумя социальными ориентациями: на общее образование (продолжение учебы в 10 классе, в вечерней школе) или профессиональное образование (поступление в ПТУ, ССУЗ).
  Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся в рамках ОО «Технология».  Программа предпрофильной подготовки школьников направлена на овладение учащимися навыков по трем направлениям профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека: «Ч-П» («Ландшафтный дизайн» и «Кулинария»), «Ч-Т» («Основы шитья») и «Ч-Х.О» («Парикмахерское дело»). Кроме этого проводится профориентационная работа классными руководителями и воспитателями, на которую отводится 34 часа в год. Программа предпрофильной подготовки дана в Приложении 1.
  С профориентационной целью для детей  проводятся экскурсии на предприятия, в различные организации и учреждения города. Сегодня идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы учреждения.  

     1.4 Состояние профессионального самоопределения выпускников школы-интерната 

  Профессиональная  ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.
  Для изучения  профессиональных предпочтений и интересов учащихся, выявления факторов выбора той или иной профессии в процессе обучения, оценки качества предпрофильной подготовки нами было проведено исследование, включающее опрос и тестирование учащихся.
  Данное  мероприятие проводилось в школе-интернате № 6 Красноперекопского района г. Ярославля с 1 февраля по 1 марта. В нем приняли участие учащиеся 9 класса школы-интерната.
  На  первом этапе мы провели тестирование среди учащихся. Будущим выпускникам были предложены следующие методики: «Опросник профессиональных склонностей», методика «Профиль», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, тест «Тип профессии по Голланду (Холланду)». Методики представлены в Приложениях 2, 3, 4, 5 соответственно.
  Методика (ДДО) Е.А.Климова выявила, что: 38% - «Человек – Техника», 25% - «Человек - Художественный образ»; 13% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа «Человек-Человек»;  «Человек-Природа» и «Человек- Знак».
  Результаты  методики «Профиль», достоинство которой заключается в том, что она выявляет скрытую мотивацию учащихся, показали следующее соотношение: преобладают механика и конструирование и предпринимательство и домоводство – по 38%; радиотехника и электроника и география и геология – по 25%; спорт и военное дело – 13%.
  «Опросник профессиональных склонностей» помог выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: склонность к работе с людьми - 47%; склонность к исследовательской деятельности - 22%; склонность к работе на производстве -33%; склонность к эстетическим видам деятельности - 22%; склонность к экстремальным видам деятельности - 25% .
  Мы  видим, что особенно выявились склонности к работе с людьми (47%) и склонность к работе на производстве (33%).
  С помощью теста Голланда каждый ученик смог определить свой тип социально-профессиональной направленности: реалистический тип – 38%, социальный – 13%, предпринимательский – 13%, художественный – 38%.
  По  результатам данных методик можно  сделать вывод, что представления школьников о своей будущей профессии довольно-таки смутные: слабы представления о трудностях и социальной значимости. Знания школьников об условиях труда и будущей профессии недостаточные.
  Дальнейшее  исследование (второй этап) позволило дать оценку будущим выпускникам школы-интерната с точки зрения:
  - сформированности профессиональных  наклонностей и предпочтений;
  - знания рынка труда и востребованности  профессий;
  - индивидуально-личностной предрасположенности и мотивирования выбора будущих профессий;
  - степени влияния предпрофильной  подготовки в школе-интернате  на профессиональное самоопределение  выпускников. Бланк опросного листа представлен в Приложении 6.
  В первую очередь мы выявили процент выпускников, определившихся со своей будущей профессией. По рис.1 очевидно, что этот процент значительно меньше процента не определившихся.
     
Рис. 1 Степень профессионального  самоопределения выпускников школы-интерната

  Ситуация, когда менее половины выпускников  выбрали специальность, свидетельствует  о недостаточной эффективности  предпрофильной подготовки.
  В ходе исследования мы выяснили мнения учащихся о том, насколько они информированы о профессиях, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах (Табл. 1).  
 
 

  Таблица 1
     Осведомленность учащихся о выбранных (предполагаемых) ими профессиях
  Девушки Юноши
Обладают  достаточной информацией 60% 67%
Не  обладают 40% 33%
 
  Подавляющее большинство школьников обладает необходимой информацией о выбранной (предполагаемой) профессии. Однако при этом лишь 41,7% учащихся определился с выбором будущей профессией (42,8% юношей и 40% девушек).
  Результаты, представленные на рис. 2, наглядно дают понять, что большая часть учащихся считает свой уровень подготовки лишь частично соответствующим требованиям профессионального учебного заведения, что говорит о недостаточном качестве школьной подготовки к профессиональному будущему.
 

     Рис. 2 Оценка школьниками своего уровня знаний и умений 

  Из  табл. 2 очевидно, что 40% девушек и 33% юношей признают отсутствие важных для  овладения будущей профессией качеств. Это свидетельствует о недостаточной  интенсивности работы по развитию личностных качеств у школьников. Наблюдаются довольно яркие гендерные различия. Во-первых, девушки характеризуются более высокой развитостью рефлексивных процессов в области профессионального выбора. Во-вторых, представительницы женского пола чаще отмечают наличие у себя такого качества, как «целеустремленность», что является отражением более высокой самооценки и уверенности в себе. Разница в степени коммуникабельности между юношами и девушками обусловлена базовыми гендерными различиями (мужчины, в среднем, менее общительны).
     Таблица 2
     Гендерные различия сформированности качеств, необходимых  для овладения выбранной (предполагаемой) профессией
  Девушки Юноши
Необходимые качества есть 60,0% 67,0%
Целеустремленность 16,0% 9,0%
Коммуникабельность 10,0% 0,0%
Стремление  помочь людям 10,0% 8,0%
Креативность 4,0% 4,0%
Трудолюбие 4,0% 4,0%
Ответственность 0,0% 8,0%
Мужество 0,0% 10,0%
Принципиальность 4,0% 8,0%
Усидчивость 4,0% 0,0%
Интерес к определенным видам деятельности 4,0% 16,0%
Самоуверенность 4,0% 0,0%
Необходимых качеств нет 40,0% 33,0%
 
  Как видно по табл. 3, школьники, уже определившиеся с будущей профессией, опираются  на мнение своих одноклассников, при  этом, не обладая достаточным уровнем  знаний для осуществления профессионального  выбора. Учащиеся склонны осуществлять выбор профессии, исходя из критериев престижности и оплаты, что говорит о незрелости мотивациооной сферы. Предпрофильная полготовка не играет практически никакой роли, что указывает на необходимость оптимизации деятельности по подготовке школьников к профессиональному будущему. 
  Те  школьники,  которые еще не выбрали  себе профессию, в подавляющем большинстве  случаев ориентируются на советы учителей, 33% (1 чел) приходится на самостоятельный  выбор. Т.о. важность предпрофильной подготовки ими недооценивается.
     Таблица 3
     Влияние ближайшего окружения на выбор будущей  профессии
Фактор  влияния Уровень включенности (чел)
Для тех, кто уже определился с  будущей профессией Для тех, кто  еще не определился с будущей  профессией
Одноклассники 60% -
Учителя - 64%
Предпрофильная  подготовка 40% -
Самостоятельный выбор - 36%
 
  Вышеуказанные факты указывают на необходимость  улучшения профориентационной работы не только с учащимися, но и с воспитателями, так как те играют очень важную роль в процессе профессионального самоопределения своих воспитанников.
  Представленная  диаграмма на рис. 3 показывает, что  основным фактором выбора профессии  у большинства выпускниц является ее престижность. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. У мальчиков первое место занимает «заработная» плата».
  На 2-ом месте в списке детерминант  профессионального выбора находятся  «экзамены, которые необходимо сдавать для поступления в учебное заведение по выбираемой ими специальности». Между тем, именно данный критерий отражает компонент триады «хочу-могу-надо» под названием «могу», т.е. те способности, которыми обладает конкретный индивид.
  Что касается результатов анализа факторов, на которые опираются юноши и  девушки при выборе специальности, можно сказать, что различия скорее вытекают из гендерных особенностей: молодые люди, в основном оценивают  профессию с точки зрения заработной платы и востребованности («надо»), девушки руководствуются в большей степени критериями «престижности» и «привлекательности условий труда».
  Последнее место по фактору, влияющему на выбор  профессии, является «интерес к профессии», который как раз является одним из компонентов триады - «хочу». 
  Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные  интересы и склонности ставят на седьмое место по степени важности, а возможность трудоустройства – на последнее. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. 

 

Рис. 3 Факторы, влияющие на выбор будущее профессии
  организации предоставления сведений профессиональными учебными заведениями, а также о низкой эффективности профориентационной работе в школе-интернате.
  

  Рис. 4 Востребованность дополнительной информации по профессиональной тематике
  Диаграмма на рис. 4 еще раз свидетельствует о недостаточной информированности будущих выпускников по профессиональной тематике.
  В среднем более 76 % учащихся указывают  на необходимость получения той  или иной информации. Наиболее востребованной является информация о местах подготовки специалистов данного профиля – это говорит о плохой В целом, результаты исследования свидетельствуют о достаточно низком уровне предпрофильной подготовки, выражающейся в слабом учете индивидуальных особенностей учащихся при выборе профессии, плохой осведомленности школьников о требованиях, предъявляемых конкретными профессиями и учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов определенного профиля.
  Таким образом, особенностями образовательной практики, затрудняющими формирование профессионального самоопределения учащихся школы-интерната, в процессе предпрофильной подготовки являются:
  - преобладание мотивов выбора школьниками профессий, которыми современный рынок труда перенасыщен;
  - неумение выпускников свободно ориентироваться в вопросах выбора сферы будущих занятий в рамках общественно необходимого разделения труда, так как они практически не информированы о профессиях, востребованных в условиях развития экономики региона;
  - отсутствие у большинства школьников адекватной самооценки своих возможностей и способностей, отсюда – не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и т. д.
Выводы  по первой главе
  1. Технологическая подготовка школьников включает в себя две категории целей: с одной стороны, связана с решением общеобразовательных задач обучения, развития и подготовки школьников к жизни в окружающем мире и обществе, с другой – представляет собой элемент системы непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой при подготовке в школе.
  2. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий.
  3. В сегодняшних условиях роль школ-интернатов ослабевает как в трудовой подготовке детей, так и в их общественно полезной деятельности и профессиональной ориентации. Школьникам вяло прививаются новые формы организации труда, которые стимулировали бы их активность, адекватную духу рыночных отношений, позволяющих им на практике приобщаться к работе в XXI веке - веке технологии. Безусловно, такая практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям современного рынка труда.
  4. Современная система профориентации не подразумевает учет индивидуально-личностной предрасположенности к определенной профессии, в результате чего школьники осуществляют профессиональный выбор, основываясь на престижности специальности и уровне оплаты труда.
  5. Подготовка учащихся школы-интерната не эффективна, так как не обеспечивает весь спектр направлений профессиональной деятельности.Такая система подготовки является недостаточной и требует дополнений.
  6. Анализ организации и содержания технологической подготовки учащихся школы-интерната подтверждает необходимость развития и совершенствования профориентационной работы средствами технологического образования.
  Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования  

  2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах 

  Новые требования предъявляются к современной  российской школе и, в частности, к содержанию учебного материала, формам, методам, средствам и условиям обучения и воспитания. Жизнь предусматривает наличие у школьников не только определенного базиса знаний, умений и навыков, которые они должны освоить по различным дисциплинам, но и сформированности у них готовности к непосредственному участию в широкой практической деятельности в условиях постоянно изменяющегося информационно-технологического мира. В наибольшей степени это относится к введению предпрофильного обучения в рамках учебных дисциплин технологического цикла (прежде всего, в рамках предметной области «Технология»), главные цели которого:
  - способствовать адекватному профессиональному и жизненному самоопределению школьников;
  - подготовить их к целесообразному  выбору сферы будущей профессиональной деятельности с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, ознакомить их с основными ее особенностями, раскрыть ее суть и содержание.
  Необходимость введения предпрофильной технологической  подготовки обусловлена также тем, что молодежь в силу разных причин (объективных и субъективных) оказалась недостаточно подготовленной к установившейся в стране ситуации.
  В настоящее время все большую  актуальность приобретает вопрос о  профессиональном становлении личности школьников в процессе предпрофильной технологической подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе, одна из основных задач которой сводится к содействию в этом становлении, в подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Данная проблема нашла широкое отражение в фундаментальных трудах многих отечественных педагогов и ученых. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли М.В. Ретивых, Л.Н. Серебренников, М.С. Савина, С.Н. Чистякова, И.Д. Чечель и мн. др. В их работах приводится обоснование и теоретическое доказательство необходимости предпрофильной технологической подготовки школьников, ее значения во всестороннем развитии личности, их профессиональном и жизненном определении [30, c. 6].
  Необходимость предварительного самоопределения  в выборе профилирующего направления школьником продиктована, как отмечалось выше, перестройкой всех сфер жизнедеятельности человека: и производственной, и политической, и культурной, и даже духовной – в результате становления информационно-технологической цивилизации, а также нехваткой грамотных специалистов в вышеупомянутых сферах.
  Среди целей и задач деятельности современной школы «одной из ведущих становится проблема активизации учащихся как активных субъектов учебной, трудовой деятельности и общения, включение их в реальную или моделируемую профессиональную деятельность, в которой создаются условия для пробы сил, проверки и развития способностей учащихся» [2, c.22].
  Предпрофильная  технологическая подготовка школьников позволяет предположительно определить, в каких областях деятельности они  смогут наиболее успешно трудиться, то есть приносить максимальную пользу для общества и получать наибольшее удовлетворение от своего труда. Она определяет специальные разделы обучения в соответствии с интересами и способностями учащихся с учетом национально-региональной и местной специфики и направлена на закрепление и развитие базисных знаний, умений и навыков практической деятельности, полученных в процессе инвариантного обучения.
  Вариативная составляющая предпрофильной технологической подготовки школьников предусматривает развитие индивидуальности, социально-трудовое воспитание и самоопределение учащихся с использованием возможностей общественно полезного и производительного труда для последующего выбора профиля обучения на старшей ступени средней школы либо в учреждениях профессионального образования [30,c.15].
  Педагогическое обеспечение предпрофильной подготовки предполагает практико-ориентированную учебную деятельность, создающую условия идентификации, мотивации и развития учащихся в соответствии с потребностями, способностями и направленностью и соответственно требованиями выбираемых профессий и специальностей.
  Формированию  целостной структуры предпрофильной подготовки школьников на общей концептуальной основе способствует создание системы  обучения в различных сферах деятельности в соответствии с типологией предметов  труда (Табл. 4).
  Таблица 4
  
          Объекты  
                     воздействия
Виды
деятельности
Человек – человек
Человек – техника
Человек – худож. 
образ
Человек – знаковая система Человек – природа
  Изобретательство                   
  Творчество                    
  Производство                    
  Управление \  
     обслуживание
                   
  Исследование                    
  Проектирование                    
  Структура предпрофильной подготовки 

  Таким образом, центральное место в  процессе самоопределения учащегося занимает получение опыта в выборе самого широкого, универсального плана: приоритетного для него вида деятельности и объекта приложения этой деятельности.
  Важнейшим критерием успешности предпрофильной подготовки является достижение готовности учащихся к выбору направления образовательного развития, показателями которой выступает достижение ориентированности на рынке труда и образования, формирование социально-профессиональных интересов и устремлений, идентификация образовательных способностей и профессионально-важных качеств в соответствии с предпочтениями и возможностями учащихся [27]. 

  2.1.2 Общественно-полезная деятельность  и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся  

  В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования.
  Осуществляя социализацию выпускников школы-интерната, необходимо активно вовлекать его в различные элементы социальной среды, т.е. способствовать его посильному участию в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщать к социальной и культурной жизни общества, научить устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Это делается для того, чтобы выпускники школы-интерната  могли  комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели [14].
  Подготовка  учащихся к выбору профессии немыслима  вне формирования у них уважения, готовности и способности к общественно полезному труду, т.е. без решения общих задач целостной системы трудового воспитания, частью которой является профориентация. Выбор профессии должен соответствовать и общественным, и личным интересам [31].
  Общественно полезная деятельность (далее ОПД) и производительный труд (далее ПТ) учащихся являются составной частью предпрофильной технологической подготовки учащихся школ-интернатов, важнейшим средством воспитания и всестороннего развития школьников.
  Приобщение  учащихся к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями. ОПД нацелена на воспитание общественного долга, т. е. готовности к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу, служит хорошим средством экономического, эстетического воспитания, физического развития школьников, способствует расширению и активизации познавательной деятельности, повышению результативности профессиональной ориентации учащихся. Участие в различных видах ОПТ создает у детей уверенность в своих силах, способствует воспитанию у них общественного сознания и подготавливает их к включению в производительный труд.
  Главным направлением ОПТ учащихся являются работы для своей школы (ремонт мебели, некоторых помещений, учебных пособий и т. д.), поддержание санитарно-гигиенического порядка, дисциплины в школе и другие работы, включаемые в самообслуживание, по благоустройству и озеленению территорий, охрана природы и окружающей среды, по сбору вторичного сырья. Сюда можно отнести также и общественно-организационный труд, политико-просветительную, культурно-массовую, шефскую работу [19].
  Важным  условием формирования у школьников готовности к труду является связь с производительным трудом.
  ПТ предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в ПТ развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
  Его основными задачами являются:
  - формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;
  - ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;
  - экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде.
  Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира. Когда молодой человек на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно [14].
  Значение  труда раскрывается через систему стимулов: материальные стимулы, побуждающие человека на труд как источник потребления; моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества; творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе; нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.
  В воспитании потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:
  а) создание ученических звеньев (трудовых коллективов) для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья, например, по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду и др. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы – для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;
  б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.