На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Теории государства и права"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Вопросы по Теории государства  и права 

    Предмет общей  теории права и государства;
    Теория государства  и права (ТГП) - система обобщенного  знания о конкретных явлениях как  государство и права. Государство  и право - взаимосвязаны. Если государство - это социально-политическое явление, то право - юридическое. Поэтому можно говорить, что ТГП одновременно и политическая и юридическая наука. 

    ТГП изучает  наиболее общие закономерности возникновения  и развития государства и права, а также специфические закономерности развития различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых экономических формаций и цивилизаций.
    Таким образом, предметом ТГП мы можем назвать - наиболее общие закономерности возникновения  и развития государства и права, также в предмет ТГП включаются основные понятия юриспруденции. 
     

    Методология теории права и государства;
    Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки  показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает. 

    В основе методологии  науки теории государства и права  лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку  объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права  строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций. 

    Среди частных  методов теории государства и  права выделяются:
    метод сравнительного правоведения — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;
    метод исторического  правоведения — государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;
    метод анализа  и синтеза — процессы мысленного разложения целого на составные части  и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;
    социологический метод — наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;
    формально-юридический  метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права. 

    Среди методов  выделяют общенаучные и частные.
    Общенаучные методы:
    1) Анализ;
    2) Синтез;
    3) Аналогия;
    4) Моделирование;
    5) Сравнение;
    6) Абстрагирование; 

    Частные методы:
    1) Сравнительно-правовой;
    2) Конкретно-социологический;
    3) Кибернетически-математический. 

    Значение  отношений в жизни личности;
    Вопрос довольно философский, здесь нет каких-либо четких критериев и границ возможного ответа - можно пользоваться всем спектром общих знаний.
    Главное, что  нужно сказать - это и взаимодействии личности и права, т.е. каким образом  право влияет на личность, и может ли личность оказывать влияние на право?
    Право - как  общеобязательный регулятор жизни  общества, воздействует на главный  элемент любого общества - личность. При этом, будет логично трактовать слово "личность" расширительно - не просто как совокупность значимых социальных факторов человека, а как самого человека. Право устанавливает правила поведения для этой личности, если же такие правила нарушаются, тогда следуют санкции - неблагоприятные последствия для человека. Таким образом - право выполняет регулятивно-охранительные функции в отношении общества и каждого человека в этом обществе. 

    С другой стороны, как человек воздействует на право? Хотя Конституция РФ 1993 года и предусматривает, что "многонациональный народ - главный  источник власти в стране", процесс создания норм права, по сути, полностью отделен от общества. Население делегирует властные полномочия по правотворчеству специальному законодательному органу, и сам участие в создания норм права уже не принимает. Редкие исключения - референдум, но он может проводится только по узкому кругу вопросов.
    При ответе на вопрос будет уместно упомянуть  процесс обсуждения законопроектов в Интернете ("О полиции"). На самом деле, на наш взгляд, все  это фикция, обсуждение - формальное, а все, якобы внесенные народом поправки - заранее заготовленные властью изменения! 

    Социологическая концепция правопонимания;
    Социологическая теория права.  

    Ее основными  разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд, Ф.Кони и др.  

    Основные положения  социологической теории права сводятся к следующему: 

    Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Обращаясь  к ней, как к источнику права, становится возможным понять его  сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе. 

    Отсюда социологическая  юриспруденция сделала вывод  о том, что право в действительности – это не столько система официальных  норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции. 

    В связи с  указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что  если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер. 

    Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений. 

    Легистские  концепции правопонимания;
 
 
 
    2) Теория позитивного  права (представители - Гегель, Иеринг) - суть этой теории в том, что право - это есть закон, т.е. право рассматривается как система норм, выраженных в источниках права, установленных или признанных государственной властью, создание и изменение которых зависит только от воли законодателя (в более ранее время - только от воли монарха). В этой теории право не отделимо от государства и функционирует благодаря государству. Конечно же, закон может быть и несправедливым, а у нас что, все законы разве справедливы и отвечают всем нормам морали и нравтсвенности? 

    легистская юриспруденция занята уяснением и рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1)выявление, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона), и 2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти как источников (форм) действующего права.
    Легизм (во всех его вариантах – от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического позитивизма), отождествляя право и закон (позитивное право), отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. Причем эта принудительность трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требования права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право. 
    Теоретико-позновательный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки эмпирически  данного позитивного права, все  рассуждения о сущности права, идее права, ценности права и т.д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значения. 

    Согласно легистскому  подходу, под правом имеется в  виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой. 

    Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву. 

    Естественно-правовая концепция правопонимания;
 
    Правопонимание - представление о праве, попытка  ответить на вопрос, что есть право. 

    Попыток этих было предпринято великое множество - создавались всевозможные теории. Рассмотрим их. 

    1) Теория естественного  права (представители: Сократ, Монтескьё,  Дж. Локк, Вольтер и другие) - эти  уважаемые личности считали право  ничем иным, как духом справедливости - право, по мнению сторонников естественного права, даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, личную свободу). Право - это духовное, идейное, нравственное начало. Право и закон могут не совпадать, однако государство должно возводить идеи естественного права в законах. Если закон несправедлив - то это и не право вовсе (неправовой закон).
    Лично я считаю эту теорию несостоятельной. О каких  правах от природы вообще идет речь? В природе, кажется, действует совершенно иное права - право сильного, естественный отбор, если хотите. Хищник кушает травоядное - и это естественный ход вещей. Вот, например, зашел человек в лес и столкнулся с медведем. У медведя одна мысля - дай ка откушаю человечинки! А мы ему - да ты что, Миша, у меня же естественное право на жизнь от природы! Медведь внял этим словам и удалился в чащу искать корешки да травы. Нелепо? Еще как! :)
    Гораздо более  правдоподобной выглядит следующая  теория. 
     

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — философско-мировоззренческое  объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, fus naturale, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость (aegllitas), с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы. 

В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека. Признание прав человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность, частную собственность и др.) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права. 

Сущность теории естественного права в ее современном  понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного. 

В отличие от позитивного права — совокупности юридических норм, исходящих от государства  и получивших закрепление в законодательстве, судебных решениях, иных источниках, естественное право представляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы, выступающее первоосновой, своего рода эталоном для права позитивного. 

Естественное  право проистекает из природы  человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Оно разумно  и справедливо, не связано границами  государственных территорий, существует и действует вне времени и  вне пространства, распространяется на все страны и народы. Как верно замечено, по своей сути естественное право есть совокупность требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо прямого людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, «природой», «естеством» человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся право на эквивалент, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и др. (С. С. Алексеев). Основополагающие (базовые) нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые теорией естественного права в качестве естественных законов общественного устройства, составляют прирожденные неотчуждаемые (абсолютные) права человека. 

Соответственно своим содержанием естественное право охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий жизнедеятельности человека. Признание и защита этих прав является главной задачей всякого государства. 

С формально-юридической точки зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права. С учетом это естественно-правовой подход к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его нормы и институты отражают своим содержанием права и свободы человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами; во-вторых, проводить различие между правом и законом. Из чего следует, что: а) право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения; б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т.е. обладает качеством правового закона; в) право первично по отношению к государству; г) государство должно выражать в законе право и т.д. 

Отмеченные преимущества правопонимания, как верно замечено (В. В. Лазарев), должны быть дополнены  ответами на следующие вопросы. Как  реализуются нормы естественного  права в том случае, если они, скажем, вступают в противоречие с действующим законодательством? Как должен поступать правоприменитель в случае такого рассогласования? Каким образом это следует соотносить с требованиями законности? Очевидно, что для правоприменителя должны существовать юридически определенные ответы на все эти вопросы. 

В современном  общетеоретическом правоведении фундаментальные  естествено-правовые взгляды правопонимания находят отражение в различных  правовых школах, в частности, в так  называемой либертатной концепции  права. 

Представляется, что естественное право, равным образом, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов. 

    Либертарно-юридическая  концепция правопонимания;
 
    3) Либертарно-юридическая теория (представители - Нерсесянц, Четвернин) - данная теория появилась недавно, была разработана В.С. Нерсесянцем. Эта теория, по сути, пытается объединить позитивизм и естественную школу права. Здесь понятия закон и право также разделяются. Закон здесь признается правом, если он соответствует принципу формального равенства. Т.е. парвовая норма - это есть выражение свободы, а государство - это властная организация общества, которая должна эту правовую свободу обеспечивать. 

    Генезис права;
    Право появилось  на грани перехода общества из состояния  дикости и варварства к цивилизации. С тех пор любое более или  менее цивилизованное общество постоянно  порождает право, а потом и  государство, призванное его охранять. Генезис права происходил и происходит под воздействием, по крайней мере, трех факторов: 

    1) социально-культурного; 

    2) социально-экономического; 

    3) классово-политического. 

    1. Человеческое  общество, обусловленное совместной  сознательной деятельностью людей,  не может существовать и развиваться как мир животных, лишь на основе примитивных инстинктов, оно – сообщество людей – требует особых, социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность. 

     В дальнейшем, по мере роста сознания и усложнения совместной деятельности, социальных связей, формирования личности, стало возможным и необходимым дополнить запреты возложением на каждого некоторых обязанностей в виде нравственного долга перед другими людьми и перед сообществом – появление морали как норм, содержащих нравственные обязанности, было крупнейшим революционным событием на этапе перехода к цивилизации. К числу таких обязанностей относился, вероятно, долг поддержания огня, участия в охоте и т. п. Однако запреты и обязанности мало способствовали самодеятельности человека. Дальнейший рост сознания и усложнение социальных связей, потребности в динамизме сообщества и формирование самостоятельной личности способствовали обогащению регулирования поведения путем признания социумом определенной доли свободы человека, что стало самым важным условием для развития человеческой личности, резкой активизации ее индивидуальной деятельности и повышения темпов развития сообщества, его прямого вхождения на ступень цивилизации. Появление права как сферы свободы означало не менее крупную революцию, нежели появление нравственности, а с точки зрения самостоятельной активности личности дало ей куда больше возможностей, реализация которых зависела, конечно, и от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Таким образом, право как регулятор, определитель поведения людей включило в себя и запреты, и обязанности, но с его появлением решающим стимулятором поведения стала свобода человеческой деятельности в собственном интересе, не расходящемся с интересом сообщества. В определенном смысле право оказывается цивилизованным средством различения, признания и согласования интересов, реализация которых ныне обеспечена гарантированным правом масштабом (мерой) свободы: по принципу дозволенности не запрещенного законом; по принципу равенства всех перед законом и судом; по принципу презумпции невиновности и ответственности только за вину; по принципу ограничения власти правом и законом. Иное дело, что на ранних ступенях цивилизации рабы не были субъектами права, что позже существовали сословное право и привилегии, что формальное равенство граждан перед судом и законом грубо нарушалось, даже будучи провозглашено политическим государством, пришедшим на смену феодализму. По сути становление правовой государственности продолжалось на Западе не менее двух столетий. 

    2. Другим фактором  генезиса права оказалась экономика,  а точнее, отношения собственности.  Они-то и сыграли роль фактора, поддерживающего социально-культурный, человеческий фактор. Дело в том, что свобода личности должна была обрести свою материальную основу, и она ее получила в связи с появлением частной собственности, ставшей результатом общественного разделения труда и обмена товарами. Именно разделение труда, собственность и товарные отношения предопределили глубочайшую революцию в сфере материальных отношений, которая взорвала первобытно-общинный строй и вывела человечество на уровень цивилизации, окончательно покончив со стадиями дикости и варварства.
    Отношения собственности  оказались непременной и стабильной формой производственных отношений, стимулировавших  рост производительных сил. Но отношения  собственности, имущественные, товарно-рыночные, стоимостные отношения – это типично правовые отношения, имеющие экономическое содержание. В товарных отношениях действуют самостоятельные, равные между собой собственники, которые осуществляют эквивалентный (справедливый) обмен товарами. Товарные отношения – это связь субъектов, обладающих свободой выбора поведения покупателя (продавца) и равным правовым статусом лиц, обладающих собственностью (вещами, деньгами). Свобода, равенство, справедливость характеризуют эти отношения как связь прав и обязанностей индивидов (их организаций – юридических лиц), т. е. как фактические отношения правового характера. 

    Вне и помимо права отношения собственности  не существуют, но можно сказать  и так, что вне обладания собственностью человек не может в полной мере реализовать свою свободу. Неудивительно, что именно с появлением собственности на средства производства и его результатов завершается становление свободной личности. Развитые товарные, рыночные отношения, можно сказать, «выталкивают» к жизни право и ставят правоотношения собственности под цивилизованную защиту со стороны закона и суда, т. е. публичной власти, государства. И эти правоотношения, права и обязанности их субъектов оказываются такими, каковы характер экономики, природа человеческой личности, ступень развития того и другого, а не такими, как этого произвольно, по своему желанию хотела бы публичная власть. Напротив, последняя, в конечном счете, санкционирует такие права и свободы, которые предусматривает господствующий способ производства. Власть отвечает интересам и потребностям людей, участвующих в производстве, той доле свободы человека, которая потребна для эффективности данного производства, для данного уровня его техники и профессиональности, культуры, свободы, самостоятельности того, кто ею пользуется. 

    3. Дополнительным, существующим лишь временно, на некотором отрезке цивилизации, фактором генезиса права является классовая структура социума, или его национально-этническая разобщенность. Сразу заметим, что общечеловеческие ценности, которые отражает и закрепляет право, само представляя одну из этих общесоциальных ценностей, – эти ценности в современном цивилизованном обществе объективно должны занимать превалирующее место. Тем не менее, поскольку и до настоящего времени даже в развитых странах имеют место классово- и национально-групповые, локальные интересы, исключить их влияние на право и государство, его охраняющее, нельзя. Вступление человечества в эру цивилизации вызволило людей из дикости и варварства, полной зависимости от природы и жестких условий полуголодного существования: любые описания «золотого века» первобытного существования людей – домысел, результат идеологизации далекого прошлого. Конечно, наши далекие предки заплатили за вступление в мало-мальски цивилизованные отношения сторицей, но не столько отказом от прежнего состояния лишений, бед и страхов, от выдуманной позже «свободы», от будто бы существовавшей «справедливости» и безупречной морали, сколько тем, что разложение веками длившегося строя бесправия и примитивного внеличностного стадного и родоплеменного бытия привело не только к коренному изменению условий жизнедеятельности людей, к небывалому для тех времен взлету духовной и материальной культуры, к освобождению человека от былых традиций, мифов и суеверий, но и к наступлению эры имущественного неравенства, раскола общества на классы, социальные и этнические враждебные группы, а позже – к межнациональным конфликтам, делению на отдельные государства, развязывавшие между собой захватнические войны, порабощавшие целые народы. Классовые и национальные противоречия, религиозные гонения, идеологизация жизни целых поколений были следствием не только глубинного имущественного неравенства, но и острой нетерпимости к чуждому образу мышления и жизни, не исчезнувших остатков племенных распрей, нераскрепощенности личности, рабской психологии. Антагонизм интересов толкал к устранению конфликтов цивилизованным путем, с помощью закона и суда, с помощью права, способного по своей природе к обеспечению свободы действия в рамках согласования противоположных потребностей и устремлений. В той степени, в какой на определенной ступени развития общества в тех или иных регионах или странах противоречия оказывались непримиримыми, закон и суд оказывались беспомощными, природа права искажалась, деформировалась, государственное принуждение, закон и суд использовались для защиты интересов господствующих социальных сил, для подавления классовых и иных противников, ограничения их свободы, а то и их физического истребления путем массовых репрессий. Государство при этом также теряло свою изначальную природу, превращалось в неограниченную законом диктатуру. Политика государства оказывалась не связанной правом. 

    Таким образом, можно утверждать, что если непримиримые классовые (национальные, региональные и иные) противоречия и являлись фактором правогенеза и политогенеза, то этот фактор генерировал право и государство в их извращенном виде, не соответствовавшем их природе и общесоциальному предназначению. 

    Право и  его функции;
    Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке. 

    Право в нормальном современном преследует следующие  общественно-полезные цели, определяющие социальную ценность права: 

    1) Создание  всеобщего устойчивого порядка  в обществе;
    2) Определение  полезных форм общественной жизни  и защита их от произвола;
    3) Обеспечение  оптимального сочетания свободы  и справедливости;
    4) Борьба с деструктивными элементами общества (правонарушителями). 

    Функциями права, исходя из этого, являются:
    1) Регулятивная  функция - право устанавливает  в обществе правила поведения,  которые направлены на координацию  общественных отношений, упорядочение  связей между людьми;
    2) Охранительная  функция - право защищает наиболее  важные общественные отношения  от негативного воздействия на  них (защита от правонарушителей); 

    3) Воспитательная  функция - право оказывает стимулирующее  воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания. В то же время поощряет правомерное поведение;
    4) Культурная  функция - Право аккумулирует  в себе все духовные ценности  и достижения народа и общества. 

    Соотношение права и морали;
В регулировании  общественных отношений право взаимодействует  с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и  выявление взаимосвязей норм права  с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских уголовных дел. 

Как форма общественного  сознания, система отношений и  норм — мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной  организаций общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали — продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципы морали — это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. 

История развития цивилизации свидетельствует, что  право и мораль как составные  части культуры общества органически  связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного  общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. 

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека — юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом. 

На тесную взаимосвязь  права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних  веков и нового времени. Об этом же свидетельствует применение морально-этических  понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» — «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. В гегелевском учении тремя основными уровнями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. 

Связь права  и морали находит выражение и  в теории права, в интерпретации  ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность. 

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. 

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные  их общие черты проявляются в  том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными  формами сознания, имеют нормативное  содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. 

Право в целом  соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах  возникают и определенные противоречия между правосознанием и моральным  сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает, например, в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. 

Мораль и право  имеют свои отличительные особенности. Мораль проявилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации. 

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей  в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», — утверждал Цицерон. 

Право, закон  имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. 

Различие между  правом и моралью проявляется  в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение, преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. 

С помощью права  государство добивается утверждения  в сознании граждан, всего населения  общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. 

В свою очередь  мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что  мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом — разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли». В этой сентенции находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя. В современных условиях жизни нашего общества встречаются нередко и лица, которые во имя обогащения не брезгуют прибегать к недозволенным моралью и правом средствам, идут на сознательное нарушение законности. 

    Соотношение права и обычая;
Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами. 

 К большинству  традиций, обрядов, ритуалов право  индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст.10 закона " О конституционном суде РФ"). 

 Общая схема  влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231-235 УК РФ). 

 Испытывая  на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права. 

 Нормы права  и обычаи обладают рядом общих  признаков, присущих всем социальным  нормам: являются общими, обязательными  правилами поведения людей, указывая  каким должны или могут быть  человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения. 

 В зарубежной, в частности в английской, литературе  под обычаями понимают сложившиеся  стереотипы или тенденции определенного  поведения людей, имеющее, по  общему правилу, подсознательный,  автоматический характер. Обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко осознанного, критического восприятия. Если рассматривать данный взгляд в качестве верного, то можно сказать, что это еще одна черта выделяющая обычай в его соотношении с правом. 

    Право и  иные виды социального и технического регулирования;
 
    Социальное  регулирование - упорядочение общественных отношений, придание им общественной полезности. Другими словами, социальное регулирование  есть ни что иное, как управление жизнью общества через специальные регуляторы (социальные нормы), которые создаются и поддерживаются как самим обществом (мораль, обычаи, религия), так и государством (нормы права). 

    Цель социального  регулирование - достичь процветания общества (в некоторых не совсем правильных обществах - процветания господствующего класса). 

    Социальная  норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения  между людьми и общественную жизнь. 

    Виды социальных норм: 

    1) Правовая норма - общеобязательное правило поведения, неперсонифицированного характера и направленное на многократное применение, установленное государством и поддерживаемое им. За нарушение норм права государством возлагается юридическая ответственность на нарушителя. Обязательно письменно. В настоящее время - главный для большинства стран социальный регулятор. 

    2) Мораль - представление  членов общества о добре и  зле, нравственном и безнравственном,  справедливом и несправедливом. Нигде не закрепляется, не влекут  юридической ответственности, передаются из поколения в поколение. Главный, пожалуй, недостаток морали в том, что несмотря на постоянство понятий о добре и зле в отдельно взятом обществе, некоторые субъекты трактуют эти понятия весьма вольно. Ведь справедливость - она у каждого своя... 

    3) Обычаи - правило  поведения, сложившееся путем  его многократного повторения  в прошлом. Некоторые обычаи  санкционируются государством, некоторые  запрещаются. Большинство из них  - носит межличностный характер. 

    4) Религиозные  нормы - в мусульманском праве - и есть само право. В остальных странах играют роль индивидуального регулятора поведения и практически во всем совпадают с нормами права ("не убий", "не укради"). 

    5) Корпоративные  нормы - регуляторы локального  характера, действующие в определенных организациях как правила внутреннего распорядка. 

Техническое регулирование  является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение индивидов или организаций к соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных санкций со стороны специализированных государственных структур и органов. 

В Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным регулированием понимается разнообразное множество  инструментов, с помощью которых  государство устанавливает требования к предприятиям и гражданам5. Такое  регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия. 

В статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» дается следующее определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование – обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг. 

    Правовая  система общества;
 
    Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества. 

    Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны. 

    Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять  понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.). 

    Основные правовые системы современности: 

    а) романо-германского  типа; 

    б) англосаксонского типа; 

    в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа. 

    Нередко используют несколько иную терминологию обозначения  такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д. 

    В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство). 

    В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни  общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент. 

    В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного  типа в правовой жизни общества ведущей  является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе). 

    Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем ( общая характеристика) 

    Правовая система  романо-германского типа ( Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется  делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина ,защищаемые судом. 

    Правовая система  англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом. 

    В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские  страны : Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские  общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует  деление права на частное и  публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности , а не права ( их идея ). 

    В странах ,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект  правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине ( этого требует «общинное сознание»). 

    Теория  права и государства и ее место  в системе юридических наук;
 
    Тео?рия пра?ва и госуда?рства — это фундаментальная  наука по всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий  и понятий для отраслевых юридических  дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности. 

    Теория государства  и права, точнее место этой науки  с системе гуманитарно-юридических  наук, выглядит примерно следующим  образом:
    1) Есть науки, такие как история или философия, которые дают материал для ТГП, т.е. это науки на которых сама ТГП базируется;
    2) Отраслевые  науки (гражданское, уголовное  и прочее) - напротив, для них уже  ТГП выступает базовой систематической  наукой. ТГП изучает общие для всех отраслевых наук вопросы (основные понятия, учение о правоотношениях, о правонарушениях и т.д.);
    3) Прикладные  науки (криминалистика, судебная  медицина) - связь ТГП с ними  минимальна, т.к. данные науки  связаны с естественными и  техническими науками, к которым ТГП не имеет никакого отношения. 

    Соотношение понятий: человек, личность, гражданин;
    Понятие "человек" характеризует его как индивид  биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические  свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.  

    "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными  качествами, осознает себя, свое  место в обществе и ответственность  перед ним. Возможны случаи, когда  человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.  

    "Гражданин" - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека  существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ".  
     

    Права и  свободы человека и гражданина;
 
    Для реализации таких прав человека, как право  на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.
    Статья 2 Конституции  РФ провозглашает права и свободы  человека, его самого - высшей ценностью государства. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства. Смысл нормы в том, что она подчеркивает человека как первооснову государства, а значит, государство - явление вторичное по отношению к обществу, на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы людей.  

    К сожалению, в течение длительного времени  советское государство проповедовало  тезис о примате общественных интересов над личными. "Теория естественных прав" подвергалась критике, как теория, выдвинутая буржуазией (Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье) и ею же воплощенная в жизнь. В противовес буржуазному индивидуализму была выдвинута догма о примате государства над интересами личности. В результате многие годы в общественном мышлении складывался образ государства как лидера, как заботливого, но строгого отца. Права и свободы воспринимались как нечто дарованное сверху.  

    Эта идея, как  нельзя лучше, отвечала насущным потребностям тоталитарного государства с режимом неограниченной власти его руководителя. Особенно широко права человека попирались в годы так называемого "культа личности" И.В.Сталина. Хотя надо сказать, что и до революции положение в области прав и свобод человека было несовершенным. Достаточно вспомнить, что Российская Империя до февраля 1917 года была абсолютной монархией и впервые элементарные личные и политические права и свободы были дарованы подданным только в Манифесте 17 октября 1905 года.  

    Отсутствие  демократических традиций в обществе во многом способствовало становлению в стране тоталитарного режима, что до сих пор сказывается на политической жизни страны. Идея приоритета прав человека очень важна сегодня, поэтому Конституция РФ в одной из первых статей закрепила этот принцип как основу конституционного строя Российской Федерации, им посвящена целиком вторая глава Конституции, которая так и называется "Права и свободы человека и гражданина". Место и роль этой главы очевидны, изменить ее обычным порядком нельзя, новая ее редакция возможна только в результате принятия на референдуме, либо специально для этой цели собранном Конституционном собрании.
      

    Свободы —  это способность и возможность  выбора человеком варианта своего поведения. Она предполагает независимость  человека от внешних условий и обстоятельств. Например, свобода вероисповедания. Человек сам выбирает, в какую религию он верит, и верит ли вообще. Этот выбор ни от государства, ни от других членов общества не зависит и не может ограничиваться ими.  

    Право — это  всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного существования свободных граждан в обществе. Другими словами, право одного заканчивается там, где начинается право другого. Например, право на участие в управлении делами государства. Здесь государством налагаются ограничения по возрасту, гражданству. Т.е. уже не каждый, кому взбрендит в голову стать Президентом, им станет - это же вам не религию выбрать, где мы вольны делать все, что заблагорассудится.  
     

    Понятие и виды правового статуса личности;
 
    Правовой статус личности (правовое положение) – юридически закрепленное положение личности в  государстве. 

    Это понятие  включает в себя следующие юридически значимые элементы правового статуса  личности:
    Гражданство, т.е. юридическая связь человека и государства;
    Правосубъектность (правоспособность+дееспособность), т.е. возможность иметь права, своими действиями приобретать права, нести  обязанности.
    Юридическая ответственность, как особый гарант правового статуса, выражающийся в  санкциях со стороны государства за нарушение нормативных актов. 
    Виды правового  статуса:
    1. Статус гражданства,  иностранного гражданина и лица  без гражданства. Понятно, что  граждане своей страны пользуются  максимальным набором прав, но  при этом несут и дополнительные  обязанности.
    2. Специальный  статус отдельных категорий лиц.  Например, лица с дипломатическим  иммунитетом, которые не подлежат  привлечению к ответственности  в иностранном государстве. 
    3. Индивидуальный  статус личности - пол, возраст.  Имеет большое значение, например, возрастные рамки привлечения к уголовной ответственности, достижения возраста военной службы и т.д.
    4. Статус отраслей  права. Опять таки, каждая отрасль  права связывает с достижением  определенного возраста какие-либо  последствия для индивида, тут и упомянутый возраст ответственности, дееспособность в гражданском праве, специальные субъекты преступления в уголовном праве и т.д. 

    Правовое  сознание как элемент правовой системы  общества;
 
    Правосознание — это одна из форм общественного  сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. 

    Структура правосознания: 

    1) Правовая  идеология - т.е. отношение общества  или большей части общества  к праву в целом: правовые  доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки и  культуры;
    2) Правовая  психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений: чувства, настроения, переживания;
    3) Индивидуальные  знания о праве - уровень знаний  каждой отдельной личности;
    4) Личностные  ценности индивида - это личный  опыт, менталитет, система убеждений,  опираясь на которые человек оценивает правовые явления;
    5) Субъективная  воля индивида — способность  человека на основании знаний  и чувств принимать решение,  определяющее правомерность или  неправомерность его поведения. 

    Теперь приведем классификацию правосознания. 

    По глубине  познания правовых явлений выделяют: 

    1) Обыденное  правосознание;
    2) Профессиональной  правосознание;
    3) Научное  правосознание. 

    По мотивационному характеру: 

    1) Законоодобряющее - позиция индивида объясняется  качественным понимание и одобрением  норм права, а не страхом наказания за нарушение;
    2) Законопослушное  - основано на авторитете закона, закон соблюдается под страхом  наказания;
    3) Закононарушающее - индивид руководствуется выгодами, которые может принести нарушение  правовых предписаний. 

    Деформации общественного и профессионального правосознания;
    Правосознание - это одна из форм общественного  сознания, которая является идеальным  отражением правовых явлений в сознании людей. 

    Правосознание - это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.  

    Структура правосознания  включает две взаимосвязанные и  взаимодействующие составляющие:
    · правовую идеологию;
    · правовую психологию. 

    Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.  

    Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения - правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально - разумом, рассудком, но и эмоционально - ощущая, чувствуя правовое воздействие. 

    Правовое воспитание заключается в передаче правовой информации, опыта и знаний о праве  из поколения в поколение. Правовое воспитание является составной частью общего воспитания и образования личности. Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка. 

    Первоначальные  сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому  воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. Таким образом, правовое воспитание населения представляет собой одну из важных функций государства. Большую роль в правовом воспитании населения играет профессиональное юридическое образование и наука. 

    Существуют  определённые виды деформаций правосознания:
    · правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
    · правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация  роли и значения правового регулирования  в жизни общества;  

    · правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права. 

    Система права как элемент правовой системы  общества;
 
    Системы права - это внутренняя структура права, выраженная в согласованности составляющих его норм, классифицируемых в свою очередь на отрасли, подотрасли и  институты права. Система права отражает единство правовых норм и их специализацию. 

    Структуру системы  права легко вывести из самого определения. В структуру входят: 

    1) Нормы права;
    2) Институты  права;
    3) Подотрасли  права;
    4) Отрасли  права. 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.