На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономический анализ рынка олигополии в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Оглавление
            Введение………………………………………………………………………..3
 1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
 2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
 2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
 2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
 3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие  монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок  чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая  дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия  фирмы – монополии по продукту…………………………...20
 4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
         конкуренции………………………………………………………….21
 5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное  регулирование……………………………………… 24 

 6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический  анализ рынка олигополии в  России……………………35
7.1.Основные  олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43                   Заключение……………………………………………………………………..  44
 Список литературы……………………………………………………………………..47 
 
 

    Введение
         На  поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или  отсутствия ограничений на вход в  отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях  и т.д.
         В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные  их объединения - могут назначать  практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика  демонстрирует достаточно жесткие  правила игры, характеризующиеся  использованием методов и форм ценовой  и неценовой конкуренции.
         В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки  монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная  промышленность, металлургия). Совершенная  конкуренция и чистая монополия  встречаются довольно редко и  скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения  объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет  понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный»  рынок с реальным.
         Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и  монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь  влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей  поведения фирмы в условиях различных  рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
         В этой связи, выбранная тема курсового  исследования является актуальной.
         Объектом  исследования является фирма как  микроэкономическая категория, предметом - модели ее поведения в условиях различных рыночных структур.
         Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов моделей  поведения фирмы в условиях различных  рыночных структур.
         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
    Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
    Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.
         Поставленные  задачи логически предопределили структуру  работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
         Методологической  основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических  процессов и явлений, общенаучные  методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
         Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные  и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности моделей поведения  фирмы в условиях различных рыночных структур, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди  которых Авдашева С.Б., Тарануха Ю.В., Тарасевич Л.С., Шеррер Ф.М. и другие. 
     
     

     1.        Под рынком понимается производство и продажа однородного     товара, то есть товара (или товарной группы), не имеющего близкого субститута. Наличие близкого субститута (товара-заменителя) определяется по значению перекрестной ценовой эластичности. Если для товаров из ближайших товарных групп , то эти товары не будут близкими субститутами данного продукта. Следовательно, производители и продавцы данного продукта могут рассматриваться в качестве обособленного рынка.
    Структура товарного  рынка определяет поведение фирмы, характер ее взаимодействия с другими  участниками рынка. В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных  стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Традиционно главным критерием классификации взаимодействия фирм служит характер и степень конкуренции на рынке.
       Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.
    Экономисты различают четыре типа рынков:
      рынок совершенной (чистой) конкуренции;
      рынок чистой монополии;
      рынок монополистической конкуренции;
      рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия.
    2. Совершенная  конкуренция.
    Конкуренция как экономический процесс предусматривает  такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на каком-либо товарном рынке. Наибольшую эффективность с этой точки зрения дает совершенная конкуренция.
    К признакам  рынка совершенной конкуренции  относятся:
    -наличие большого  числа экономических агентов,  продавцов и покупателей, так  что крупнейшая фирма отрасли  производит незначительный объем  продаж;
    -максимальная  информированность продавцов и  покупателей о товарах и ценах,  так что все экономические  агенты обладают полным знанием  экономических параметров рынка;
    -свободный  вход на рынок и выход с  него - наличие высокой степени  мобильности ресурсов между отраслями  экономики;
    -однородность  продаваемой продукции;
    -отсутствие  значимого влияния на рыночную  цену со стороны продавцов  или покупателей.
    Совокупность  этих моделей образует теоретический  инструментарий для анализа конкретных реальных рынков. 

    2.1.Совершенно конкурентный рынок – рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции. Для него характерны: 

    ·  множество (сотни) продавцов и покупателей; 

    ·  небольшой (около 1%) удельный вес фирм в объеме продаж на данном рынке, при этом ни одна фирма не рассматривает конкурентов  как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы не интересуются производственными  решениями своих конкурентов; 

    ·  стандартизированная (однородная) продукция, производимая фирмами и предлагаемая на рынке; 

    ·  доступность  информации о ценах, технологиях, вероятной  прибыли и возможность быстрого реагирования на изменившиеся условия  рынка посредством перемещения  применяемых ресурсов; 

    ·  свобода  входа на рынок и выхода с него. 

    Фирма, функционирующая  в названных условиях (на совершенно конкурентном рынке), из 2-х важнейших  параметров, образующих совокупный доход (TR=P·Q), может контролировать (регулировать, изменять) только объем своего производства, но не цену на продукцию. Цена в каждый данный момент стихийно складывается на рынке, фирма ее принимает как  заданную (Р – const в данный момент), отсюда P=MR.
    Всякая фирма, выбирая выпуск продукции, стремится  максимизировать прибыль. Отсюда правило: объем производства может нарастать  до того момента, пока приращение прибыли  на дополнительную единицу товара не станет равно нулю:
                                         
    – предельный доход (MR)
     – предельные  издержки (MC)
    >MR–MC=0; >MR=MC 

    Для совершенно конкурентной фирмы это правило  можно уточнить так:
                        Р=МС , поскольку P=MR.
     
    Итак, совершенно конкурентная фирма, максимизируя прибыль, выбирает тот объем производства, при котором Р=МС (правило) и условие  Р>ACmin. 

    Эта ситуация равновесия фирмы (самая благоприятная  ситуация). 

    Таблица. Данные совершенно конкурентной фирмы 
    в краткосрочном  периоде (на конец первого полугодия) 


    Другой менее  благоприятной ситуацией на фирме  является самоокупаемость, когда покрываются  за счет продажи продукции все  затраты, но нет экономической прибыли:
    Р=МС=АСmin.
    Убытки у  совершенно конкурентной фирмы возникают, если Р=МС, при этом АСmin>P>AVCmin. Банкротство  фирмы (прекращение производства по причине высоких издержек и низкой цены) имеет место при Р=МС, P<AVCmin. 

    Названные ситуации могут быть представлены следующим  графиком:
     
     
    1)   при  цене 150 руб и объеме 318 изделий  – есть max прибыли, 

    2)   при  цене Р2 количестве Q2 – фирма  на самоокупаемости, 

    3)   в  интервале цен P2 P3 и количестве Q2 Q3 – фирма убыточна. 

    4)   при  цене ниже Р3 нет смысла осуществлять  производство. 

    Точка С –  критическая точка.
    Линия спроса у совершенно конкурентной фирмы  всегда совпадает с линией предельного  дохода (т.к. P=MR) и на графике есть горизонтальная линия. Кривая предложения  совпадает с линией предельных издержек до критической точки (график ниже). 

    Кривая предложения  показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции:
     
    Основные факторы, влияющие на предложение:
    1. Размеры  фирмы.
    Чем фирма  больше, тем она больше применяет  постоянные ресурсы, а значит и продукции производит. Следовательно, чем больше средний размер фирмы, поставляющей на рынок стандартизированный товар, тем больше продукции она предлагает по данной цене. 

    2. Цены переменных  ресурсов.
    Рост цен  на переменные ресурсы снижает предложение  и наоборот.
    3. Новые технологии  увеличивают объем производства.
    В долгосрочном периоде у фирм возникает тенденция  расходовать средства на высокопроизводительные ресурсы, это ведет к выравниванию затрат на всех предприятиях отрасли. Иначе говоря, в долгосрочном периоде  совершенно конкурентные фирмы не имеют  экономической прибыли. Данная ситуация характеризуется следующей формулой: P=LMC=LACmin (цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным минимальным  средним издержкам). 
     
     
     

    На рынках совершенной конкуренции наблюдается  самая высокая степень независимости  поведения экономических агентов  друг от друга, абсолютная эластичность спроса на товар для отдельного продавца и абсолютная эластичность предложения  товара для отдельного покупателя. (Такие кривые спроса и предложения  для отдельных рыночных субъектов  представляют собой прямые линии, параллельные горизонтальной оси.) В этих условиях взаимодействие фирм характеризуется  как конкурентное поведение.
    Конкурентное  поведение предусматривает, что  рынок полностью определяет параметры  поведения фирмы (важнейший из них - цена). Фирма целиком подчиняется  рынку, является ценополучателем. Степень  влияния фирмы на рынок минимальна (или равна нулю). Взаимодействие фирм - ценополучателей дает самую высокую степень конкуренции. Однако, с другой стороны, здесь нельзя говорить в строгом смысле о взаимодействии фирм, так как фирмы пассивно реагируют на изменения окружающей экономической среды.
    Совершенно  конкурентный рынок предусматривает  достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной  стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров (непроданной продукции) - с другой.
    На практике совершенно конкурентные рынки встречаются  довольно редко. К ним можно отнести  рынки некоторых биржевых товаров, а также взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.
       Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждой фирмы к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке фирма прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш фирмы - в возрастающих объемах поставок.
       Замечено, что на рынке совершенной конкуренции  поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
       На  практике к данному типу рынка (с  определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.
    Вывод: совершенно конкурентный рынок – это наиболее эффективно работающий рынок, потому что  цена складывается под влиянием спроса и предложения, не зависит от фирмы; цены ниже, чем в условиях других типов рынков.
    Лучше тому обществу, в котором поддерживаются условия  совершенной конкуренции в большинстве  отраслей.
     
    2.2. Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту
    Предположим, что фирма, используя единственный переменный фактор производства –  труд, производит некий продукт, продаваемый  на совершенно конкурентном рынке товаров. Фирма контролирует в этих условиях лишь свой объем производства, но не цену. Цена здесь будет равна предельному  доходу (Р=МR), соответственно доход  от предельного продукта ресурса (труда) будет равен стоимости предельного продукта ресурса (труда): МRРL=VMPL. 

    Предельные  издержки на ресурс здесь будут равны  цене ресурса (труда) (МiС=W), т.к. рынок  ресурсов совершенно конкурентный. 

    Прибылемаксимизирующая  фирма будет увеличивать занятость (L) до тех пор, пока доход от предельного  продукта ресурса (или ценность предельного  продукта труда) не сравняется с предельными  издержками на ресурс, которые здесь  совпадают с рыночной ставкой  заработной платы: 

    MRPL(VMPL)=MiC (W).
    
    Кривая спроса на труд ДL совпадает с кривой МRPL. Рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько пожелает при данной рыночной ставке заработной платы, поэтому кривая предложения трудовых ресурсов, используемых фирмой, является горизонтальной линией. Максимизирующее прибыль количество трудовых ресурсов, используемых фирмой, находится на пересечении кривых предложения и спроса. 

    Повышение рыночной ставки заработной платы сокращает (при прочих неизменных условиях) оптимальную занятость на фирме, а снижение ставки – увеличивает оптимальную занятость.
          Если в производстве товара используется не один, а два или несколько  переменных факторов, кривая дохода от предельного продукта труда одного из них уже не является кривой спроса на этот фактор. Причина в том, что различные переменные факторы взаимозависимы в производственном процессе, так что изменение цены одного из них ведет к изменениям в масштабах применения других, а это, в свою очередь, ведет к изменению величины предельного продукта того фактора, изменение цены которого инициировало весь этот процесс. 

    Итак, в условиях совершенной конкуренции на рынке  продуктов и ресурсов спрос фирмы  на переменный ресурс зависит от его  цены, от величины его предельного  продукта, от рыночной цены товара, в  производстве которого данный ресурс используется (это опосредовано ценностью  предельного продукта), от объемов  применения других, совместно с ним  используемых факторов. Чем выше эти  объемы, тем больше спрос фирмы  на данный переменный фактор.
    Рыночный спрос  на переменный фактор производства (труд) может быть определен (как и рыночный спрос на товар) путем горизонтального  суммирования индивидуальных кривых спроса всех фирм. Но необходимо помнить, что при одновременном изменении спроса всеми фирмами в ответ на изменение цены фактора может измениться и цена товара, а это окажет влияние на доход от предельного продукта труда (ценность предельного продукта труда) и спроса на него. 

    3. Монополия
    3.1.Монопольный рынок характеризуется:
      наличием одного производителя-продавца (монополия) или одного покупателя (монопсония) данного товара;
      наличием высоких (запрещающих) барьеров входа, как правило, практически непреодолимых.
      продукция уникальная;
 
          Современные рыночные структуры связаны с  несовершенной конкуренцией, которой  присуще монополистическое и  государственное вмешательство  в экономику.
          Монополия – рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объем предположения и цену товара или услуги.
          В экономической теории выделяют четыре вида монополий: естественную, организационную, технологическую и экономическую.
          Естественная  монополия – единственная фирма, обслуживающая весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленной экономией на масштабе производства.
          Организационная монополия – объединение однородной по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
          Технологическая монополия представляет собой предприятие, осуществляющее производство и сбыт продукции, технологически и производительно взаимосвязанное.
          Экономическая монополия – означает союз между различными хозяйствующими субъектами по поводу производства и реализации товаров и услуг.
          Основными формами монополий являются пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, холдинги и  т.д.
          Современная экономика характеризуется высоким  уровнем монополизации производства. Монополизация – это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, эксплуатируя в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
          Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  контролирует объем предложения. Это  позволит ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.
          Конечной  целью монополий является получение  прибыли. В структуре прибыли  монополий можно выделить:
          а) среднюю прибыль;
          б) избыточную прибыль (экономическую  прибыль);
          в) монополистическую сверхприбыль.
          Анализ  условий деятельности фирмы в  условиях монополизации позволяет решать вопросы максимизации прибыли или минимизации издержек производства, вести расчет среднего, валового и предельного дохода. Максимизация прибыли ограничена величиной издержек производства и спроса на его продукт. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении объема производства и цены, которая обеспечивает ему максимальную прибыль.
      Таблица. Равновесие фирмы-монополии 
        (или максимизация  прибыли)
         

    3.2. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.
    Монополист  в силу    самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие "ценовая дискриминация", означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
    Монопольная власть фирмы проявляется в том, что (в отличие от совершенно - конкурентной фирмы) контролирует оба параметра: и объем производства, и цену на свою продукцию. Но есть ограничения, с  которыми сталкивается фирма-монополия  – это спрос на продукцию и  издержки производства. 

    Кривая спроса на продукцию монополиста наклонена  вниз. Менеджеры фирмы знают, что, слегка снижая цену, можно активизировать спрос на продукцию.
       

    Линия предложения: у монополии нет единой линии  предложения, т.к. при выборе цены и  объема производства монополия принимает  всю шкалу спроса.
             
    Таблица показывает взаимосвязь спроса, совокупного и предельного дохода фирмы-монополии.
 
Qd                  1           2              3             -         16         17       18       -      33       34       35
P                  10              9.7            9.4         -         5.5        5.2       4.9      -      0.4      0.1      0
TR(PQ)                  10             19.4          28.3       -         88         88.4     88.2    -      13.2    3.4      0
MR(?TR/?Q)          -                9.4           8.8          -          -           0.4       -0.2     -       -        -9.8     -3.4

    Линия предложения: у монополии нет единой линии  предложения, т.к. при выборе цены и  объема производства монополия принимает  всю шкалу спроса.
    Используя таблицу, рассмотрим взаимосвязь спроса, совокупного  и предельного дохода фирмы-монополии. 
     


    Qd                     1         2          3           -      16      17         18         -      33       34       35
    P                        10      9.7        9.4       -       5.5     5.2        4.9       -      0.4       0.1      0
    TR(PQ)              10      19.4      28.3     -       88      88.4      88.2     -      13.2     3.4      0
    MR(?TR/?Q)      -         9.4       8.8       -       -          0.4       -0.2      -      -          -9.8     -3.4 

    Взаимосвязь спроса, совокупного и предельного дохода фирмы-монополии графически выглядит следующим образом:

    На эластичном участке спроса предельный доход  положительный, а совокупный доход  растет.
    На неэластичном участке спроса предельный доход <0 и совокупный доход у фирмы  падает.
    При эластичности Ed=1, предельный доход =0, а совокупный доход максимален. 

    Эту взаимозависимость  рассматриваем с тем, чтобы определить участок плоскости на графике, где можно определить точку максимизации прибыли (он заштрихован). 

     При монополии наблюдается наибольшее сокращение выпуска отрасли по сравнению с состоянием рынка совершенной конкуренции.
    Равновесие  монополии наблюдается там, где  предельная выручка от продажи товара оказывается равной предельным издержкам  его производства: MR = МС.
    Монополия не устанавливает цену произвольно: условие  равенства предельных показателей (дополнительных показателей на единицу  продукции) определяет объем производства и продаж монополиста, а рыночная цена задается в зависимости от эластичности спроса на данном рынке.
    Рынок чистой монополии также относительно редко  встречается в реальности. Однако монопольные эффекты в виде сокращения производства и роста цены могут  встречаться в разных отраслях как  временное или достаточно длительное явление.
    Монополия не имеет абсолютной гарантии или защиты от конкурентов, т.к. со временем они  все равно проникнут на данный рынок.
     Тогда фирма  несет убытки из-за конкурентов,  т.е. потеряла свою монопольную  власть (см. ниже).
                                                           P<AC; MR=MC.
    Долгосрочный  период: фирма-монополия в этом случае (в отличие от совершенно конкурентной фирмы) имеет экономическую прибыль, т.к. существуют барьеры против проникновения  конкурентов на данный рынок.
    LMR=LMC; P>LAC.
    Углубляя понятие  о монополии, рассмотрим ценовую  дискриминацию. 3.3.Ценовая дискриминация есть практика установления монополией разных цен на различные единицы одного продукта, не оправданная никакими различиями в издержках. Это возможно при трех условиях, если:
    1)    продавец-монополист  контролирует производство и  цену;
    2)    продавец  способен выделить покупателей  в различные группы, которые имеют  разную готовность или способность  платить за продукт (покупатели  с различной эластичностью спроса); 

    3)    первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар. 

    Ценовая дискриминация  часто практикуется фирмами коммунальных услуг, авиакомпаниями. Можно дифференцировать плату за учебу в колледже, цены за билеты на концерты известных артистов и т.д. 
     
     
     

    График. Модель ценовой дискриминации

    При Р1 – одна группа покупателей приобретает Q1 товара. 

    При Р2 (дешевле) – приобретают товара больше (Q2) в другой группе. 

    Видим, что  дискриминующий монополист производит и реализует всегда больше продукции  и имеет большую прибыль. Однако отношение к дискриминации не однозначно, многие считают это явление  несправедливостью. 

    Отличие монополии  от совершенной конкуренции: 

    1.   Контролирует  больше параметров. 

    2.   Может  производить и продавать меньше  продукции, но назначать более  высокую цену. 

    3.   Способствует  неравенству в распределении  доходов общества. 

    Государство в борьбе с монополями использует антимонопольное законодательство. 

    Монопольная власть приводит к ценам, которые  превышают и предельный доход, и  предельные издержки.
    Одним из способов оценки монопольной власти является индекс Абба Лернера, который показывает меру превышения цены над предельными  издержками: 

    .
    Чем меньше фирм, тем больше индекс. 

    Можно определить универсальное правило ценообразования.  

    Рассчитаем  предельный доход через коэффициент  эластичности фирм:  

    Причем, правило  максимизации MR=MC сохраняется.
    Ed – коэффициент  эластичности спроса фирмы показывает  процентное изменение в сбыте  продукции фирмы, которое происходит  от изменения фирмой цены продукции  на 1%. 

    Зависит от 2-х  моментов: 

    1)    от  эластичности рыночного спроса,
    2)    от  количества фирм на рынке, которые  имеют монопольную власть.
    Отсюда  – это универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью. 

    Существует  индекс Херфиндаля, измеряющий концентрацию рынка. 

    Используется  для оценки потенциальных возможностей осуществления монопольной власти на рынке:

    ,
    где    Si – доля фирмы (в процентах), обеспечивающей наибольший объем поставок;
    S2 – доля  следующего по величине поставщика. 

    При S1=100% индекс Херфиндаля будет равен Н=10 000, т.е. полное господство одной фирмы на рынке. 

      Если Н=1000 и ниже – совершенно конкурентный рынок
    В мировой  практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания     Де Бирс   на рынке алмазов.
    3.4. Стратегия фирмы-монополии по продукту
    Фирма-монополия  диктует цены на свой товар, соответственно MR?P (это неравенство справедливо  для всякой фирмы, обладающей в той  или иной мере монопольной властью  на рынке продуктов), цена больше предельного  дохода (P>MR), следовательно, ценность предельного продукта окажется выше дохода от предельного продукта ресурса (VMPL>MRPL). Поэтому условием максимизации прибыли монополистом на совершенно конкурентном рынке ресурсов является равенство дохода от предельного продукта ресурса (который больше ценности предельного продукта) ставке заработной платы: 

    MRPL=MIC,
    при этом (MRPL<VMPL)=MIC (W). 

    График. Равновесие фирмы-монополии по продукту
    на совершенно конкурентном рынке ресурсов 


    График иллюстрирует данное условие. Равновесие будет в  т. Е, т. е. фирма купит L1 ресурса по цене W1, хотя могла бы оплачивать труд дороже (по величине VMPL). Возникающую  разность между VMPL и заработной платой (ценой ресурса) некоторые экономисты называют монополистической эксплуатацией; считают, что производственный фактор эксплуатируется, если он оплачивается по цене, меньшей ценности созданного им предельного продукта. 

    Формирование  спроса на один из нескольких переменных факторов со стороны фирмы-монополии  аналогично его формированию со стороны  совершенно конкурентной фирмы. 
     

    4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной конкуренции
    4.1. Стратегия фирмы-монопсонии совершенно конкурентной по продукту
    Чтобы определить оптимальное количество ресурса (труда), которое следует приобрести фирме, будем рассуждать следующим образом. В условиях рынка ресурсов несовершенной  конкуренции предельные издержки на ресурс не равны заработной плате (MIC ? W). Предельные издержки на ресурс представляют приращение совокупных издержек на каждую дополнительную единицу ресурса:
    Эта же величина может быть представлена двумя составляющими: 

    Дневная заработная плата (цена ресурса) дополнительного  работника (ресурса) (W2).
     Прибавка  к заработной плате трудившимся  ранее L1(W2–W1), 

    где    L1 – количество ранее работающих на фирме людей, 

    W1 – прежняя  ставка з/платы одного работника,
    W2 – новая  ставка з/платы дополнительного  работника. 

    Соответственно MiC=W2+L1(W2–W1).
    Отсюда MiC>W в  отличие от рынка ресурсов совершенной  конкуренции. 

    Фирма, обладающая властью монопсонии (единственного  покупателя ресурса), максимизирует  прибыль путем найма ресурса  до того момента, когда доход от предельного  продукта ресурса (труда) станет равным предельным издержкам на ресурс:
    MRPL (VMPL)=MiC(MiC>W).
    График. Равновесие фирмы - монопсониста
    (совершенно - конкурентной по продукту)

    Вплоть до L каждая дополнительная единица труда  дает больший прирост выручки (и  ценности продукта) в сравнении с  затратами предприятия на ее привлечение. Максимум прибыли будет достигнут  при использовании L единиц труда, которые  фирма оплачивает по единой ставке з/платы (W). Уровень зарплаты определяется точкой на кривой предложения труда, соответствующей равновесию. Из рисунка  видно, что уровень зарплаты оказывается  меньше величины VMP=MRPL, т. е. меньше возможностей фирмы. Мы и здесь наблюдаем монопсонистическую эксплуатацию переменного фактора. 

    Монопсонист может осуществлять ценовую дискриминацию  на факторном рынке, если владельцы  факторов производства могут быть легко  идентифицированы монопсонистом, и  эластичность предложения факторов существенно различна. Осуществляя  совершенную ценовую дискриминацию, монопсонист увеличивает занятость, оплачивая каждую единицу труда  по дифференцированным ставкам заработной платы. 

    5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы
    Монопольно - конкурентный тип товарного рынка  характеризуется следующими чертами: 

    ·  довольно большое число продавцов (десятки, но не сотни, как при совершенной  конкуренции); 

    ·  доля каждого  производителя небольшая, но не более 10%, при этом, определяя свою экономическую  политику, фирмы не учитывают возможную  реакцию со стороны конкурентов; 

    ·  продукт  дифференцирован (по качеству, дизайну, видам услуг при продаже и  т.п.) в рамках одной товарной группы; 

    ·  вход в  отрасль достаточно свободен, но не настолько легок, как при совершенной  конкуренции; 

    ·  предлагается похожая, удовлетворяющая одну и  ту же потребность, продукция, но имеющая  особые свойства (мороженое с редким натуральным наполнителем или туфли  на платформе и т.д.). 

    На основе вышеизложенного видно, что фирма в условиях монополистической конкуренции может осуществлять контроль над ценой (хотя возможности здесь ограничены рамками дифференциации продукта в отличие от монополии) и объемом выпускаемой продукции. При этом фирмы данной рыночной структуры широко используют методы неценовой конкуренции (реклама, престиж фирмы и т.д.). Кривая спроса на товар монопольно - конкурентной фирмы наклонена вниз, но намного более эластична, чем кривая спроса монополии. Эластичность здесь будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. 

Монопольно - конкурентная фирма в краткосрочном периоде  находится в состоянии равновесия при условии MR=MC, которое характерно для несовершенной конкуренции. При этом сумма прибыли будет  зависеть от того, на сколько цена больше средних издержек (Р >АС).
] 
 
 
 

    Графически  это выглядит так:
     

    График. Модель фирмы в долгосрочном периоде 

     

    В долгосрочном периоде у фирмы возникает  избыточная мощность (Q2 – Q1), т. е. разница  между фактическим объемом выпуска (Q1) и объемом (Q2) при минимальных  долгосрочных средних издержках. Это  означает, что то же количество товара можно было бы произвести меньшим  числом фирм в отрасли, причем каждая производила бы больше изделий при  минимальных долгосрочных средних  издержках. Но это не достигается, т. е. имеет место недоиспользование  ресурсов. 

    Но может  сложиться и менее благоприятная  ситуация с издержками и спросом, ситуация, когда фирма несет убытки в краткосрочном периоде.
    В долгосрочном периоде равновесие монопольно - конкурентной фирмы похоже на совершенно - конкурентную фирму в том, что нет возможности  получать экономическую прибыль  из-за свободы входа в отрасль.
         Монополистическая  конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
       Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более "легковесных" конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
       Значительное  влияние на цены оказывает конкуренция  монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной  товароведческой характеристикой  и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла, и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.
       Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению  и укреплению монопольной власти.
       5.1.Антимонопольное  регулирование.
       Государства в своей защите общественных интересов  декларируют необходимость антимонопольной  политики, призванной якобы защитить потребителей от неэффективных услуг  монополистов завышающих цены и не имеющих стимулов к повышению  качества продукции. Однако наряду с  этим утверждается что есть «естественные  монополии», где технологические  особенности таковы, что «в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства…  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее без конкуренции» [1].
Наличие «естественных монополий» странным образом объединяется в России с  монополиями государственными, представляя  собой одно и то же явление. При  этом состав этих монополий подвижен, так, до раздела и приватизации РАО  ЕС России, таковую так же относили к числу «естественных монополий», что не мешало расчленить и приватизировать  её, когда у компании возникли слишком  существенные финансовые и инфраструктурные трудности, однако государственной  монополией в области энергетики России остается Федеральная Сетевая Компания, компенсирующая издержки старения своей инфраструктуры за счёт ежегодного роста тарифов вместо их снижения, как это происходит в конкурентной приватизированной электроэнергосистеме некоторых других Европейских стран. В тех же европейских странах, долгое время сектор телекоммуникаций находился в госсобственности, и это называлось «естественной монополией, однако, несколько лет назад эта отрасль была приватизирована, уже появились успешно конкурирующие друг с другом участники рынка, и от определения «естественной» монополии практически ничего не осталось [2].
Государственными  монополиями на данный момент являются такие крупные фирмы, как ОАО  РЖД, Роснано и «Транснефть» полностью  принадлежащие государству, «Газпром»  чей контрольный пакет акций  так же принадлежит правительству. Кроме многочисленных коррупционных  скандалов, эти компании сопровождает шквал критики, так Раиса Паршина, председатель совета директоров Дальневосточной  транспортной группы (более 20 лет проработавшая  в железнодорожной системе, в  том числе во главе Дорожного  центра фирменного транспортного обслуживания Дальневосточной железной дороги), указывала на жёсткое противодействие  со стороны РЖД частным инвестициям  в железнодорожные перевозки (за исключением компаний, аффилированных с самой РЖД), а также на серьезное  сопротивление реформированию отрасли [5].
Не будучи ориентированными на рыночное существование  в полной мере, госмонополии могут  конкурировать лишь благодаря циклопическим  объёмам, доставшимся им в результате государственного перераспределения, либо же за счёт устранения конкуренции  за счет закрытия границ или запрета  на негосударственную деятельность в занимаемой ими нише.
Например, «Газпром», сохраняя свои монопольные  позиции на внутрироссийском уровне, постепенно теряет позиции на мировом  рынке, активно вытесняется с  европейских газовых рынков, так  падение его доли на газовом рынке  ЕС только с 2008 по 2009 год составило 3%, с 36 до 33% [7], и хотя удерживаемая треть  по прежнему является колоссальным объемом, закат его могущества уже не за горами – более динамичные игроки на рынке, активно теснят его.
Госкорпорации вынуждены компенсировать возникающий  дефицит контрактов, или напрямую покрывать дефицит за счёт привлечённых бюджетных средств перераспределяемых с других направлений. Несмотря на популистский крен государственных монополий - занижение  цен для «политически целесообразных»  потребителей, не может длиться вечно. Это делает государственный монополизм явлением, ограниченным по времени  и ориентированном на кризисы  и самоуничтожение, ведь на определённом этапе либо услуги государственных  монополий приравняются к рыночным общемировым, что поставит вопрос о  целесообразности государственного монополизма, либо такая государственная компания просто разорится.
Наиболее  продолжительными по времени организациями  госмонополизма могли бы быть признаны правительственные пенсионные фонды, которые принуждают население к  пользованию своих услуг, однако демографическая ситуация, порождаемая  этими фондами (снижение экономических  стимулов к рождению детей, и, как  следствие – старение населения) так же делает их исчерпаемыми - от появления  первой государственной системы  в конце 19 века, до общепризнанного  кризиса этой пенсионной системы  в начале 21 века, прошло чуть более  ста лет. Не достигнув и двадцати лет, российская монополия в области  пенсионного обеспечения так  же терпит существенные преобразования, будучи вынуждена диверсифицироваться  посредством привлечения частных  пенсионных фондов в ходе последней  пенсионной реформы правительства.
К числу  монополий можно отнести и  патентованные продукты, защищённые авторским правом, однако и здесь, не вдаваясь в тонкости философии  и аргументации антикопирайта, просматривается  репрессивно-запретительная роль государственной  машины, без активного вмешательства  которой, реализация «авторского права» и возникающей вследствие чего «интеллектуальной  монополии» существовать бы не могло. Таким образом, любая реальная монополия – является монополией, так или иначе, государственной, создаваемой и поддерживаемой посредством государственного аппарата насилия, без которого навязывание потребителям лишь одного продавца того или иного продукта было бы не возможно.
С другой стороны есть, якобы и негосударственные  «монополии», в смысле крупные частные  рыночные игроки-гегемоны, создающиеся  на добровольных началах вследствие укрупнения или объединения капиталов, посредством трестов, картелей или  синдикатов. С таковыми-то как раз  государственное антимонопольное  регулирование и предпринимает  попытки бороться, в них оно  видит угрозу для интересов потребителей, но так ли это?
Дело  в том, что «монополия» любого частного игрока на рынке весьма условна, без государственного ограничения  того или иного рынка, полностью  его контролировать одному и тому же игроку сколько-то долгий срок проблематично, даже получив масштабную гегемонию, в планетарных масштабах, частная  корпорация, не защищённая государственным  насилием, или субсидиями, рано или  поздно будет вытеснена с рынка, или продукт который она предлагает, просто потеряет ценность, будучи похороненным некими более прогрессивными разработками.
           6. Олигополия на товарном рынке. Модели олигополистического ценообразования.
          Олигополия  – это такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную и разнородную продукцию при ограниченном доступе информации и неценовой конкуренции.
    Для олигополистического  рынка характерно: 

    ·  небольшое  число фирм (2-7); 

    ·  удельный вес каждой довольно велик; 

    ·  стандартизированная (сталь, цемент) или дифференцированная (автомобили, сигареты) продукция; 

    ·  вход на рынок затруднен (теми же барьерами, которые имеются на монополистическом  рынке); 

    ·  необходимость  учитывать при принятии решений  возможную реакцию соперников; 

    ·  отсутствие единой модели ценообразования, при  этом основное правило максимизации прибыли (МR=МС) учитывается. 

    На олигополистических рынках фирмы осуществляют контроль над ценами и объемами производства, имеют прибыль и в краткосрочном, и долгосрочном периодах.
          Олигополии  могут быть однородными или дифференцированными, то есть олигополистическая отрасль  может производить стандартизированную  или дифференцированную продукцию, получить более полное представление  о поведении олигополий в отношении  цены и производства. Следует рассмотреть четыре различные модели:
          1) ломанную кривую спроса;
          2) установление цен путем сговора; 
          3) ценовое лидерство; 
          4) ценообразование по схеме «издержки  плюс».
    1) Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.
       Практика  ценообразования на поставляемую продукцию  показывает, что любое крупное  решение, принимаемое фирмой, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются    соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта,     об     объемах производства.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.