На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль и рентабельность предприятия по транспортировке газа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ и ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА
ФИЛИАЛ  в г. ТАШКЕНТЕ 

Кафедра: «Гуманитарных и  социально-экономических  дисциплин» 

Зарегистрирована на кафедре: «___»__________________200__г.
Допущена к защите: «___»________________200__г. 

 

 
По  дисциплине «Экономика отрасли»
 
На  тему:
«Прибыль и рентабельность предприятия по транспортировке газа»
 
                                                                  Выполнил:
                студент 3 курса группы ЭУ-08-01
                Исхаков Т.
                НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
                д.э.н. Адылов Ф.Т.
                                                         Оценка_________________________
Введение 
Глава 1.Прибыль предприятия по транспортировке  газа                              5
§ 1.1 Сущность, значение и функции                                                              5 
прибыли, факторы влияющие на ее величину.                                             
§ 1.2 Виды прибыли. Система расчета чистой прибыли. Выручка.          10
§1.3 Принципы распределение прибыли                                                      16
Глава 2. Рентабельность газотранспортирующего предприятия.               18
§ 2.1 Сущность, значение и факторы, влияющие на рентабельность.       18
§ 2.2 Показатели рентабельности  и  система их расчетов.                         21
Глава 3.  Расчет прибыли и рентабельности предприятия                                                
по транспортировке  и хранению газа АК «УзТрансГаз».                           25
§3.1 Расчет и Анализ прибыли АК «Узтрансгаз»                                        25
§3.2 Расчет и Анализ рентабельности АК «Узтрансгаз»                            30
Глава4.Анализ динамики прибыли и рентабельности АК «Узтрансгаз»  33                                                                                          
§4.1 Анализ динамики показателей рентабельности и прибыли АК         33
§ 4.2 Способы  снижения затрат на транспортировку  газа                          35
§4.3 Индексный  метод снижения себестоимости газо- транспорта           38
§4.4 Мероприятия  по снижению издержек на АК «Узтрансгаз»               40
Заключение
Список  литературы
Введение 
В настоящее  время предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость  обеспечения производственного  и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе  других стала прибыль и рентабельность. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль  и рентабельность, важнейшие показатели эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Формирование механизма жесткой  конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимость эффективного использования  имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать  на изменяющиеся внешние условия, к  которым относятся: финансово-кредитная  система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, коньюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности. Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала. В экономическом анализе результаты деятельности  предприятий могут быть  оценены такими  показателями,  как объем выпуска продукции,  объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно  для того, чтобы сформировать  мнение  об  эффективности деятельности  того  или иного предприятия.  Это связано с тем,  что данные  показатели  являются абсолютными характеристиками  деятельности  предприятия,  и их  правильная интерпретация по оценке результативности может быть  осуществлена  лишь  во взаимосвязи с другими показателями,  отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики  эффективности  работы  предприятия  в целом,  доходности  различных   направлений   деятельности   (хозяйственной, финансовой,  предпринимательской)  в  экономическом   анализе   рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).        Необходимо отметить, что показатели рентабельности  являются  важными элементами, отражающими факторную среду  формирования  прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при  проведении  сравнительного  анализа  и  оценке финансового состояния предприятия.   Кроме того,  показатели  рентабельности  применяются   при   анализе эффективности управления  предприятием,   при   определении   долгосрочного благополучия  организации,  используются   как   инструмент   инвестиционной политики и ценообразования.
Цели  курсовой работы:
    изучение методики  расчета показателей рентабельности  и  применение   ее   на   практике,   используя финансовую отчетность АК «Узтрансгаз»
    на основе установленных факторов, выявить пути увеличения значений основных экономических показателей: прибыль и рентабельность.
Задачи  курсовой работы:
    рассмотреть понятие и виды прибыли и рентабельности, систематизировать экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности;
    дать анализ формирования, распределения чистой прибыли АК «Узтрансгаз» за 2006-2007 гг.
    провести  анализ  уровня  и  динамики   доходности   хозяйственной      деятельности   дать  оценку   уровня   и   динамики   рентабельности   финансовой деятельности анализируемого предприятия;
    выявить пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятия
Глава 1. Прибыль газотранспортирующего предприятия.
§ 1.1 Сущность, значение и функции прибыли, факторы влияющие на ее величину.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров и услуг предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, услуги, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Функции прибыли
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  основные функции:
      Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
      Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
      Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
Проще функции прибыли можно представить  рис.1:
Функции прибыли
              Оценочная
              Стимулирующая
              Фискальная
Рис.1 Функции прибыли
-Прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности  предприятия. 
-Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым  результатом и основным источником  собственных финансовых ресурсов  предприятия, т. е. реальное  обеспечение принципа самофинансирования  определяется полученной прибылью
- Прибыль  является одним из источников  формирования бюджетов разных  уровней, внебюджетных фондов. Она  поступает в бюджеты в виде  налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется  для финансирования общественных  потребностей, обеспечения выполнения  государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.
Факторы, влияющие на величину прибыли
На изменение  прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
 
                           Факторы, влияющие на величину прибыли.
   Внутренние      Внешние
Основные           Неосновные                             Соц.эконом.условия
Обьем продаж                             Ценовые наруш-я               Цены на ресурсы
Себестоимость продукции         Наруш. условий труда      Уров. эконом.связей
Структура прод-и и затрат          Снижение качества         Транспртн. условия
Величина аморт. отчислен.          Экономич.штрафы          Прир.условия
Цена  продукции                            проч. эконом.наруш-я       прочие
Рис.2 Факторы, влияющие на величину прибыли
К внешним  факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические  условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических  связей, транспортные и природные  условия. Важнейшими факторами роста  прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение  научно-технических разработок, повышение  производительности труда, улучшение  качества продукции.
Заинтересованность  предприятий в производстве и  продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объема продажи  этой продукции. Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости  используемых в производстве продукции  природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов. Прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции. Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен. Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.
Таким образом, прибыль предприятия формируется  под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую  продукцию и величины амортизационных  отчислений.
Важнейшим из них является величина валовых  расходов. Количественно в структуре  цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
В анализе  факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли  предприятия, основными из которых  являются:
      Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
      Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.
      Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.
      Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
      Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими прозводителями.
      Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).
§ 1.2 Виды прибыли. Система расчета чистой прибыли. Выручка.
Под влиянием как зависящих так и независящих от предприятия факторов складывается валовая прибыль предприятий. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции — основная часть валовой прибыли.В состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.В состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных средств и другого имущества.В составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы за минусом внереализованных расходов, т.е. результаты вне реализационных операций. В составе валовой прибыли учитывается прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке. Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).
Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.
В соответствии с законодательством  «О налогообложении прибыли предприятий» прибыль предприятия облагается валового дохода предприятия на сумму  валовых расходов предприятия, основанные на собственности отдельного физического  лица. При этом предприятия самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет (в настоящее  время в бюджеты территориальных  громад по месту нахождения предприятия).
Скоррагированный валовый доход предприятия
  валовые расходы
  амортизационные отчисления
Налогооблагаемая прибыль предприятия
Рис. 3 Формирование налогооблагаемой прибыли предприятия.
В соответствии с данным законом можно выделить следующие виды налога на прибыль: налог  на дивиденды, налог на репатриацию  доходов, налог на выплату выигрышей, налог на доходы от страховой деятельности, другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей). Отнесение вышеперечисленных налогов к разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного налогообложения доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль.
Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Система расчета чистой прибыли:
               Валовый доход
    НДС
    Акциз
    Доходы не относящиеся к валовым доходам предприятия в соответствии с законодательством
        Скоррагированный доход
    валовые расходы
    амортизация
        Налогооблагаемая прибыль
    Налог на прибыль
    Остающаяся  в распоряжении предприятия  чистая прибыль.
Расчет  чистой прибыли производится по следующему алгоритму:
    Расчет валовой прибыли
    Расчет прибыли от основной деятельности
    Расчет прибыли от общехозяйственной деятельности
    Расчет прибыли до уплаты налога на прибыль
    Расчет чистой прибыли
Взаимосвязь данных показателей отражена в следующих  формулах:
1. Валовая прибыль:
Пв = Чистая выручка от реализации продукции – Производственная себестоимость от реал.продукции
2. Прибыль от основной  деятельности:
Посн.д = Пв – расходы периода + прочие доходы от основной деятельности
3. Прибыль от общехозяйственной  деятельности:
Поб.хоз.д = Посн.д + Доходы от финансовой деятельности – Расходы от финансовой деятельности
4. Прибыль до уплаты  налога на прибыль:
Прибыль до уплаты налога на прибыль = Поб.хоз.д + Чрезвычайные прибыли
5. Чистая прибыль:
Пч = Прибыль до уплаты налога – Налог на прибыль – Прочие налоги и сборы – Налог на сверхприбыль – Отчисления от налога на сверхприбыль на целевое финансирование.
 
Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем направлениям:
-основному,
-инвестиционному,
-финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции - сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.
Кроме выручки от реализации основной продукции  предприятие может получать выручку  от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также  от внереализационных операций (доходы по операциям с ценными бумагами, сдача имущества в аренду, совместная деятельность и др.).
На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за услуги, предоставляемые  по действующим тарифам.
Кроме выручки от основной деятельности предприятие  может иметь выручку от инвестиционной и финансовой деятельности.
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов и реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают из выручки и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Конечным  финансовым результатом хозяйственной  деятельности предприятия является балансовая (валовая) прибыль, которая включает в себя три составляющие:
-прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
-прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
- финансовые  результаты от внереализационных операций.
Финансовые  результаты от внереализационных операций -это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, работ, услуг, основных фондов и другого имущества. Финансовый результат определяется как разница между доходами от внереализационных операций и расходами по ним.
Перечень  внереализационных операций предприятия разнороден и довольно обширен.
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от: сдачи имущества в аренду, операций купли-продажи иностранной валюты, доходы от долевого участия в других организациях, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам других эмитентов, принадлежащих предприятию, доходы от посреднической деятельности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам и др.
В состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам (кредитам, займам текущим и инвестиционным), расходы по организации выпуска ценных бумаг (подготовка эмиссии, бланки ценных бумаг, содержание реестра ЦБ, их хранение и др.), судебные расходы и арбитражные сборы, расходы на оплату услуг банков, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, вывоз, охрану недр и другие работы, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, расходы в виде сумм штрафов и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба, другие расходы.
    §1.3 Принцип распределения прибыли.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства. С развитием рыночных отношений  предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению  и другим направлениям в соответствии с законодательством. При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
      Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
      Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.
      Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.
      Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
      Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Рентабельность газотранспортирующего предприятия.
§ 2.1 Сущность, значение и факторы, влияющие на рентабельность.
Важная  роль в системе экономических  показателей эффективности предпринимательской  деятельности принадлежит показателю рентабельности. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели  рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  деятельности предприятия с различных  позиций в соответствии с интересами участников рыночного обмена.
Рентабельность  предприятия отражает степень прибыльности его деятельности в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов  рентабельности и оборачиваемости, которые являются относительными финансовыми  показателями деятельности предприятия.
Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике. Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия.
Факторы влияющие на рентабельность. В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта раб отников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат  деятельности можно оценить с  двух позиций: как экстенсивное и  как интенсивное. Экстенсивные факторы  связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :
    изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
    изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
    изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).
Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Интенсивные производственные факторы связаны  с повышением качества использования  производственных факторов, к ним  относятся:
    повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
    использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
    повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.
Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное  воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся  географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских  центров, природные условия и  т.д.
§ 2.2 Показатели рентабельности и система их расчетов.
     Необходимо  отметить, что названия показателей  рентабельности несколько отличаются в различных источниках, но исходя из их экономического содержания, наиболее часто в литературе можно встретить  деление показателей рентабельности на три группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах). Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.).
     При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль  предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей  рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
     Рентабельность  реализованной продукции.Для определения рентабельности реализованной продукции (в некоторых источниках этот показатель называют рентабельностью продаж), на основании данных бухгалтерской отчетности, соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности.
     Например:
     
     Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и  поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении  его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми  показателями.
     На  практике на предприятии обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит  от уровня рентабельности отдельного вида продукции, поэтому целесообразно  рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.
     Рентабельность  всех активов (имущества).
     Эта группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными  являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственный капитал + долгосрочные обязательства); акционерный:
     Рентабельность  всех активов по балансовой прибыли  является наиболее общим показателем. Данный коэффициент показывает, сколько  денежных единиц привлечено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств.
     Значение  показателя рассчитывается делением балансовой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.
    Рентабельность  всех активов  =
     Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса  предприятия. Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных  инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.
     Рентабельность  собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. Рентабельность собственных средств показывает, какая величина прибыли приходится на 1 рубль собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т.д.). В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.
Система показателей рентабельности включает:
    рентабельность активов предприятия;
    рентабельность собственного капитала;
    рентабельность продаж (реализации);
    рентабельность производства;
    рентабельность продукции.
Рентабельность  продукции: Валовая прибыль от реализации продукции / Чистая выручка от реализации продукции.
На  газотранспортирующем предприятии рассчитывается как общая рентабельность реализованных услуг, в данном случае обьема транспортированного газа
     •100
Рентабельность  основной деятельности: Прибыль от основной деятельности / Производственная себестоимость от реализации продукции
Прибыльность транспортировки зависит как от обьема транспортируемого газа, так и себестоимости этого газа
    •100
Рентабельность  производства: Прибыль балансовая/ (Основные фонды + Оборотные средства)
•100
Рентабельность  общая: Чистая прибыль / Производственная себестоимость от реализации продукции
Общая рентабельность отражает устойчивость, прибыльность и возможности  дальнейшего развития предприятия. Данный показатель зависит  от чистой прибыли  и себестоимости  реализованных услуг •100
Глава 3. Анализ деятельности предприятия по транспортировке и хранению газа АК «УзТрансГаз».
§3.1. Расчет прибыли АК «УзТрансГаз».
Акционерная компания «Узтрансгаз» в форме открытого акционерного общества создана на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1998 года № УП-2154
 Основные задачи АК «УзТрансгаз» :
    бесперебойное обеспечение потребителей республики природным и сжиженным газом
    проведение единой технической политики в системе магистрального газопровода и в газораспределительных сетях
    обеспечение рационального использования природного газа в системе магистрального газопровода и в газораспределительных сетях;
    обеспечение строгого учета реализуемого газа и полноты поступления выручки с внедрением современных приборов и методов учета, принятие мер по сокращению потерь и необоснованного расходования природного газа, предотвращение и пресечение фактов незаконного подключения к газовым сетям и хищений газа, согласно законодательству;
Основные  виды деятельности компании:
    добыча, переработка, продажа, транспортировка природного газа и газоконденсата
    строительно-монтажные работы газовых магистральных линий
    строительство и эксплуатация трубопроводных систем
Расчетами показателей прибыли и рентабельности занимается отдел Управления экономическим анализом, финансов и сбыта продукции.
Наиболее  важным показателем, отражающий конечный результат деятельности предприятия  является чистая прибыль, которая может быть направлена на развитие, расширение и модернизацию.
Расчет  будем производить по выведенной в теоретической части системе показателей прибыли.
Исходные  данные для расчета  представлены в таблице №1:
Отчет по промышленности АК «УзТрансГаз» за 2008-2009 год в тыс. сум.
Наименование  показателя. 2008 2009
Чистая  выручка от реализации продукции (работ, услуг)    2 368 331 608     3 074 317 818
Производственная  себестоимость от реализованной  продукции (работ, услуг)    1 224 023 844     1 455 878 362
Расходы периода всего:     165 251 998        247 184 394
Расходы по реализации -  
Административные  расходы     4 138 002        4 874 907
Прочие  операционные расходы    161 113 996       242 309 487
Расходы отчетного периода, исключаемые  из налогооблагаемой базы в будущем -  
Прочие  доходы от основной деятельности        3 314 537       21 546 362
Доходы  от финансовой деятельности всего:      57 127 676      372 368 803
Доходы  в виде дивидендов        127 841       10 982 807
Доходы  в виде процентов           219   101
Доходы  от долгосрочной аренды (лизинг) -  
Доходы  от  валютных курсовых разниц     56 955 287      361 342 837 
Прочие  доходы по финансовой деятельности        44 329             43 159
Расходы от финансовой деятельности всего:      55 502 671     369 409 754
Расходы в виде процентов      1 359 511     3 185 358
Расходы в виде процентов  по  долгосрочной аренды (лизинг) -  
Убытки  от  валютных курсовых разниц   54 142 914        366 038 692
Прочие  расходы по финансовой деятельности                          246          185 704
Чрезвычайные  прибыли и убытки -  
Налог на доход (прибыль)     217 451 747       386 090 576
Налог на сверхприбыль      60 840 926      65 050 674
Отчисление  от налога со сверхприбыли на целевое  финансирование 20 280 309      55 016 891
Прочие  налоги и сборы от прибыли      66 712 741     86 842 356
Таблица №1 Финансовый баланс АК за 2008-2009 гг.
Исходя  из выше указанной  таблицы осуществляем расчет следующих показателей сначала для 2008 года:
1. Валовая прибыль:
Пв = Чистая выручка от реализации продукции – Производственная себестоимость от реал.продукции = 2 368 331 608   – 1 224 023 844   = 1 144 307 764 тыс.сум
2. Прибыль от основной  деятельности:
Посн.д = Пв – расходы периода + прочие доходы от основной деятельности = 1 144 307 764 – 165 251 998   + 3 314 537   = 982370303тыс.сум
3. Прибыль от общехозяйственной  деятельности:
Поб.хоз.д = Посн.д + Доходы от финансовой деятельности – Расходы от финансовой деятельности = 982370303+ 57 127 676   – 55 502 671   = 983995308 тыс.сум
4. Прибыль до уплаты  налога на прибыль:
Прибыль до уплаты налога на прибыль = Поб.хоз.д + Чрезвычайные прибыли = 983995308+ 0 = 983995308 тыс.сум
5. Чистая прибыль:
Пч = Прибыль до уплаты налога – Налог на прибыль – Прочие налоги и сборы – Налог на сверхприбыль – Отчисления от налога на сверхприбыль на целевое финансирование  = 983995308 – 217 451 747   – 66 712 741 - 60 840 926 - 20 280 309 = 618709585 тыс.сум
Аналогичным образом рассчитываем показатели прибыли  на 2009 год
1. Валовая прибыль
Пв = Чистая выручка от реализации продукции – Производственная себестоимость от реал.продукции = 3 074 317 818 1 455 878 362 = 1618439456 тыс.сум
2. Прибыль от основной  деятельности:
Посн.д = Пв – расходы периода + прочие доходы от основной деятельности = 1618439456 247 184 394 + 21 546 362 = 1392801424 тыс.сум
3. Прибыль от общехозяйственной  деятельности:
Поб.хоз.д = Посн.д + Доходы от финансовой деятельности – Расходы от финансовой деятельности = 1392801424+ 372 368 803 369 409 754= 1395760473 тыс.сум
4. Прибыль до уплаты  налога на прибыль:
Прибыль до уплаты налога на прибыль = Поб.хоз.д + Чрезвычайные прибыли = 1395760473 + 0 = 1395760473 тыс.сум
5. Чистая прибыль:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.