На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
      Методы государственного регулирования внешней торговли..6
      Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
      Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
    ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
      Государственное регулирование  экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
      Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
      Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
      Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36
         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37
         ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

 
      
        Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:

    Определить основные формы и методы государственного регулирования ВЭД
    Охарактеризовать особенности регулирования ВЭД в России
    Проанализировать движения экспорта и импорта РФ
    Определить современные проблемы в рассматриваемой области и обозначить пути развития
     Целью написания данной курсовой работы является совершенствование регулирования  ВЭД.
     Регулирование экономической деятельности – неотъемлемая часть любой современной рыночной экономики. Рынок, как показала Великая Депрессия, не может существовать без вмешательства государства. Рынок – сила движущая экономику, а государство эту силу контролирует. В разные исторические периоды роль государства в экономике многократно менялась. Эволюцию взглядов на роль государственного регулирования можно проиллюстрировать такими примерами: 
- в 50-е  годы в обществе обсуждался  вопрос, регулировать или не регулировать  экономику;  
- в 80-е годы решался вопрос, какова должна быть степень этого регулирования;  
в последующие годы определялось, с какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать экономику. Это говорит лишь о неоспоримой актуальности рассматриваемой проблемы. В настоящее время особое внимание государственного регулирования уделяется решению вопросов: 

    особенности применения тех или иных государственных мер; 
    совместимости целей, инструментов их достижения; их взаимодополняемости и необходимости оптимизации; 
    эффективности и последствий государственного регулирования; 
    возможности снижения уровня налогообложения, оптимизации государственных расходов; повышения эффективности капиталовложений; обеспечения занятости; роста совокупного спроса. 
     Поэтому в современной экономике суть государственного регулирования заключается  в достижении конкретных целей, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности и стабилизацию экономики в целом.
     В современных условиях важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики является внешнеэкономическая  деятельность.
     Внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью называют деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя разработку стратегических приоритетов в рыночной экономике,  содействие, контроль развития внешнеэкономических связей фирм и организаций на уровне государственного управления.
     Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений. Поэтому особое значение приобретает государственное регулирование ВЭД как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Изучение данной темы базируется на знании теоретических подходов к исследованию регулирования ВЭД. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В связи с тем, что регулирование ВЭД преследует различные цели, существуют несколько форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам внешнеэкономических операций обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые. Эти направления отображены на рисунке 1.

       Рисунок 1 – Основные направления гос. Регулирования ВЭД
     В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
     К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование  лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
     Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических  мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
     Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
     Выделяют  протекционистскую, умеренную политику и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на мой взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.
     Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства  подходили очень близко либо к  полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
     Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской  или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.
     Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.
     Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики  и протекционизма. 

     1.1 Методы государственного регулирования внешней торговли
     Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров) (рисунок 2).

     Рисунок 2 – Методы государственного регулирования  ВЭД

      
        Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

     Таможенная  пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
    фискальную - пополнение госбюджета;
    протекционистскую - защита отечественных производителей;
    регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
     Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
     Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с внешним  рынком.
     Существуют  различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными являются:
    по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные;
    по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины)
     Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.
     В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:
    меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
    меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
      совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к наличию определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке), введению дополнительных таможенных или иных административных формальностей, отсутствию возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)
      совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:
        специальные правила импортных платежей
        множественные валютные курсы
        ограничения на накопление иностранной валюты
        импортные депозиты
        отсрочки импортных платежей
                 субсидирование и кредитование экспорта.
     Особое  место в ряду нетарифных методов  занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
    внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
    различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства
    декретированная таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.
     Всемирная торговая организация (ВТО) стремится  максимально ограничить использование  нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных  товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю.
     Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными  товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.
     В развитых странах ряд видов квотируемой  продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции  ввозимой сверх этих квот, применяются  консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.
     При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется  отдавать предпочтение финансовым мерам.
     Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.
      
1.2 Государственное регулирование  движения капитала и валютно  –финансовых отношений

     Важным  направлением внешнеэкономических  отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).
     Характерной особенностью движения капитала на современном  этапе является включение все  большего числа стран в процесс  экспорта и импорта капиталов. При  этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.
     Однако  если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в  межгосударственном движении капиталов  в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь  место значительные колебания, зависящие  от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.
     С точки зрения регулирования можно  выделить два направления государственного воздействия:
    иностранные инвестиции в национальной экономике;
    инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).
     Иностранные инвестиции в национальной экономике связаны с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль над иностранными инвестициями в национальной экономике.
     Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.
     Несмотря  на общую тенденцию к либерализации  режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).
     Вместе  с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:
    работающие на привлечение иностранных инвестиций:
      налоговые и таможенные льготы;
      гарантии против национализации иностранной собственности;
      возможность репатриации прибыли;
      предоставление концессий.
    работающие на ограничение иностранных инвестиций:
      ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
      определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
      применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
      установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
     В практической деятельности государства  используется обычно совокупность мер  из той и другой группы. В последнем  случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.
     С целью создания благоприятного инвестиционного  климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При  этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
    Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
    Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
    Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).
     В целом систему мер государственного регулирования можно представить  при помощи рисунка 3

     Рисунок 3 – Система государственно регулирования  иностранных инвестиций 

     Вторым  направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций. Это меры информационной и технической поддержки инвесторов, такие как
    содействие в поиске зарубежного партнера,
    в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта,
    анализа бизнес-плана,
    в реализации инвестиционных проектов,
    в финансировании инвестиций,
    предоставление налоговых льгот,
    кредитование,
    страхование.
     Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.
     Помимо  официальных каналов, капитал может  вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится  вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.
     Незаконные  методы перевода капитала за рубеж  связаны с особенностями национального  законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести 
    депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта,
    занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях,
    авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара,
    зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов,
    вывоз капитала в виде наличной иностранной валюты.
     Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов, для  чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного  климата в стране.
     Особое  место в системе государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному  эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

     1.3Виды  ВЭД предприятий 
Предприятия осуществляют во внешнеэкономических отношениях ряд операций, которые можно классифицировать на 3 группы:

    операции  купли-продажи товаров;
    операции купли-продажи услуг;
    операции купли-продажи научно-технической продукции.
     Операции  купли-продажи товаров являются традиционными для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.
       Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.
     Основными видами операций купли-продажи являются:
    Экспортные - это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
    Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
    Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
    Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
     Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается в единых соглашениях встречных обязательств экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.
       Операции купли-продажи услуг  являются в большинстве случаев  самостоятельными, обособленными от  купли-продажи товаров.
     Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи  услуг:
    основные;
    обеспечивающие.
     К основным операциям купли-продажи  услуг относятся:
    инжиниринг;
    аренда;
    международный туризм.
     Операции  купли-продажи научно-технической  продукции выделяют в самостоятельную группу в связи с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.
     В этой группе операций различают:
    операции по купле-продаже патентуемой научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др.);
    операции по купле-продаже, не патентуемой научно-технической продукции;
    обмен результатами научно-исследовательских работ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ
       Внешнеэкономическая деятельность на всех этапах развития нашей страны оказывала влияние на решение экономических проблем как на уровне народного хозяйства в целом, так и на уровне отдельных регионов, предприятий и организаций.
     Либерализация внешнеэкономической деятельности - одно из важнейших направлений реформирования экономики, проводимой с 1986 г. Союзным правительством, а с 1992 г. Российским. До этого в течение длительного периода времени внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как явление вынужденное, влияние которого по возможности должно быть минимальным.
     В 1991 г. Перестала существовать общесоюзная  система централизованного планирования экспорта и импорта. Изменилась институциональная  структура участников регулирования  внешнеэкономических отношений. Деятельность российских субъектов внешнеэкономических отношений регулируется положениями Конституции РФ, Таможенным Кодексом РФ 1993 г., Законом о таможенном тарифе 1993 г. и другими нормативными актами. Общее регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляет правительство Российской Федерации. В качестве постоянного органа функционирует Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства России субъектами внешнеэкономической деятельности.
     Перспективные направления развития внешнеэкономических  связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями.
     Непосредственное  регулирование внешнеэкономической  деятельностью России осуществляет Министерство торговли РФ, которое выполняет функции упраздненного в 1998 г. Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ. За последнее время происходили значительные изменения в сфере государственного регулирования различных форм внешнеэкономической деятельности в РФ. Главная задача Министерства Торговли в области внешнеэкономической деятельности - координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями вышестоящих органов государственной власти и управления РФ, разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечении ее реализации.
     Министерство  финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономических операций, регулирует вопросы налогообложения, правила осуществления международных расчетов.
     Центральный Банк РФ играет существенную роль в сфере внешнеэкономической деятельности. Он уполномочен проводить любые операции в стране и за рубежом, представляет интересы России в центральных банках других стран и в международных валютно-финансовых организация, является главным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля.
     Непосредственное  руководство таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, участвующий в разработке и реализации таможенной политики РФ, в организации таможенного дела и таможенного контроля, в совершенствовании применения средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности.
     Помимо  названных есть ряд структур, оказывающих  содействие национальным производителям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнерами - российские объединения производителей и экспортеров, торгово-промышленная палата РФ, администрации регионов и органы местного самоуправления.
     За  годы реформирования в России созданы определенная база для осуществления внешнеэкономической деятельности в рыночных условиях.
     Вместе  с тем, анализ хода экономических  реформ, к сожалению, свидетельствует  о неподготовленности и преждевременном  открытии российской экономики. Результаты поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности налицо: радикальное ухудшение структуры экспорта, нарастание импортозависимости как в отношении товаров народного потребления, так и в технико-технологическом плане, потеря некоторых внутренних рынков для отечественных производителей, внешних - для экспортеров вооружений и наукоемкой продукции.
     Эффективность внешнеэкономической деятельности была подорвана продажей на мировых  рынках сырья по демпинговым ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных российских предприятий на внешний рынок.
     Результаты  реформирования сферы ВЭД позволяют  оценить несовершенство механизма  государственного регулирования этой сферы.
     Для создания действенной системы государственного регулирования следует учитывать основные тенденции современного рыночного хозяйства, к которым следует отнести:
    развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
    НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
    активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
    регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле/ Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО);
    либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
    развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
    функционирование новых субъектов в мировом хозяйстве - Страны НИС.
     Эти тенденции по-разному влияют на основные формы внешнеэкономических отношений, но в целом их воздействие достаточно значимо.
     Оценивая  сферу внешнеэкономической деятельности в целом, можно выделить следующие  важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования  основных форм внешнеэкономических  отношений.
     Существенные  изменения касаются сферы внешнеторговых отношений.
     В последние годы таможенный тариф  России неоднократно изменялся. Преобразования в тарифе шли в следующем направлении: он становился все более дробным  и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины были весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.
     В последнее время намечаются крупные перемены в сфере таможенного регулирования. Правительство намерено резко сократить количество таможенных пошлин (т.е. пошлины будут назначаться не на отдельные товары, а на крупные товарные группы).
     Новая концепция таможенной тарифной политики РФ предусматривает также унификацию тарифных ставок.
     Предстоящее вступление в ВТО заставит Россию пойти на снижение таможенных пошлин, т.к. развитые страны - члены ВТО имеют  достаточно низкий средний уровень  таможенного обложения.
     В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.
     Важнейшей задачей государства, помимо регулирования импорта, является стимулирование экспорта. За последнее время здесь произошли важные изменения. Экспорт полностью либерализован, практически отменены квоты на экспорт, сохранены квоты и лицензируется экспорт товаров, регулируемых (квотируемых) в соответствии с международными соглашениями, отменен институт спецэкспортеров. Открыт свободный доступ к системе магистральных трубопроводов, полностью отменены экспортные пошлины. Особое значение приобретает стимулирование экспорта готовой продукции. Существенную роль здесь могут сыграть наряду с мерами по поощрению экспортного производства (налоговые льготы экспортерам, например, путем введения ускоренной амортизации) формирование системы кредитования экспорта и страхования внешнеэкономической деятельности, включая страхование экспортных кредитов. В начале 1996 г. Правительством была одобрена программа стимулирования экспорта, в которой многие из этих мер предусмотрены, однако средства, выделяемые для стимулирования экспорта, явно недостаточны.
     Государственная поддержка экспорта необходима и по другим направлениям, в частности путем оказания помощи предпринимателям в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужна государственная система внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться предприятия, особенно мелкие и средние.
     Предприятия должны получать финансовую поддержку  государства и при специальном  изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению деловой информации уделяет Европейский Союз, где  целенаправленно проводиться политика повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствующая различным формам их международного сотрудничества. Одним из конкретных направлений этой политики является создание компьютеризованной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для мелких и средних фирм.
     Государство должно взять на себя хотя бы частичное  покрытие расходов предприятий на участие  в выставках и ярмарках за рубежом, на проведение рекламных компаний. Очевидно, что предприятия, стремящиеся к выходу на мировой рынок, не имеют валютных средств на эти цели. Для повышения уровня внешнеэкономической деятельности необходима государственная поддержка подготовки квалифицированных кадров.
     Задача  органов управления внешнеэкономическими связями - координировать действия российских экспортеров сырьевых товаров на внешних рынках (чтобы не допустить падения цен на мировых рынках, как с цветными металлами).
     При нормальной ситуации с сырьевыми  товарами на внутреннем рынке административное регулирование экспорта не нужно. Введение квотирования оправдано лишь в случае острого дефицита сырья на внутреннем рынке.
     Но  при отсутствии административных форм вмешательства государству необходимо способствовать координации действий экспортеров. Одним из инструментов такого регулирования могут быть объединения экспортеров, действующие при поддержке государства:
     В настоящее время в России существует достаточно гуманное налогообложение  рентных отраслей. Экспортеры, занимающиеся поставкой сырья на мировые рынки  получают сверхприбыли и не заинтересованы в инвестировании этих средств в российскую экономику.
     Помимо  этого необходимо формирование государственной  поддержки промышленного экспорта (налоговое стимулирование инвестиций и НИОКР, таможенное регулирование  и преференции), что позволит усовершенствовать структуру российского экспорта. Особого внимания требует наукоемкий экспорт и инновационное предпринимательство. Важным направлением государственного регулирования является координация региональных экспортных программ, что позволит избежать конкуренции российских фирм, производящих аналогичную продукцию, на зарубежных рынках.
     С точки зрения повышения эффективности  внешнеэкономических связей и экономической  безопасности следует стремиться к  диверсификации рынков сбыта для  российских товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.
     Необходимо  изменение ситуации и в плане  государственного регулирования вывоза и ввоза капитала.
     Россия  начала вывозить капитал за границу  еще в конце ХIХ века в основном в страны Азии - Китай, Монголию, Персию. После революции и образования  СССР капитал вывозился в форме  государственных кредитов, которые использовались для создания смешанных акционерных обществ, специализировавшихся в основном на торговых операциях. Большая часть кредитов поступала Турции, Афганистану, Ирану, Монголии. Позднее подобные структуры были созданы в некоторых странах Западной Европы. Советский Союз оказывал также экономическую и техническую помощь некоторым социалистическим и развивающимся странам. После распада СССР оказание помощи и кредитование сферы технического содействия зарубежным странам резко сократилось. Вместе с тем наметилась ярко выраженная тенденция к увеличению экспорта капитала в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, большая часть которых приходится на крупнейшие финансово-промышленные группы (НК "ЛУКойл", РАО "Газпром" и др.); а также вывоз частного капитала преимущественно в ссудной форме.
     В России государственная политика в  сфере вывоза капитала до сих пор  не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система  государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь отдельные ее элементы).
     Меры  административного контроля над  вывозом российского капитала базируются на указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР», который  в общей форме устанавливает  разрешительный порядок осуществления инвестиций за рубежом.
     Валютный  контроль над вывозом капитала основывается на Законе «О валютном регулировании  и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением  капитала, и порядок их осуществления.
     Меры  государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти  отсутствуют и представлены лишь международными соглашениями о поощрении  и защите инвестиций с более чем  тремя десятками стран, а также  соглашениями об избежании двойного налогообложения с примерно таким же количеством стран. Практически отсутствует и приемлемый для анализа учет размещенных за рубежом прямых, портфельных и прочих инвестиций.
     Однако  эти разрозненные меры не влияют на ограничение вывоза российского  капитала. Это связано и с тем, что основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около двух тысяч зарегистрировано в государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
     Отток капитала осуществляется и через  экспортоориентированные отрасли, достигая 5-6-млрд долл. в месяц.
     Таким образом, России необходима подробная  концепция государственной политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Концепция нужна как для федеральных органов исполнительной власти, так и для частных инвесторов, которые должны иметь ясное представление об основах политики российского государства в области вывоза частного капитала.
     Сложность регулирования процесса вывоза капитала связана с невысокой степенью эффективности действия ограничительных  и запретительных мер. Наиболее эффективными являются меры, влияющие на улучшение инвестиционного климата - стабилизация политической обстановки, снижение налогового бремени, недопущение высоких темпов инфляции, соблюдение законодательных норм, уменьшение криминализации экономики и т.д. Изменение ситуации с инвестиционным климатом могло бы позитивно влиять и на ввоз капитала. Реализация данных мер связана с преодолением основных препятствия на пути иностранных инвестиций в Россию.
     Создание  благоприятного инвестиционного климата позволит решить и ряд задач валютного регулирования. Либерализация валютного и таможенного контроля в совокупности с мероприятиями, направленными на улучшение инвестиционной среды позволит значительно повысить эффективность внешнеэкономической деятельности в целом.
     Направлениями регулирования внешнеэкономических  отношений, требующими внимания государства  также являются: восстановление и  расширение сферы внешнеэкономической  деятельности со странами бывшего социализма и странами ближнего зарубежья; ускорение интеграционных процессов в рамках СНГ, повышение эффективности внешнеэкономических связей регионов РФ и четкое распределение функций в области внешнеэкономической деятельности между центром и регионами. 

     2.1Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз товара
     Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.
     Ставки  таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.
     с 1 июля 2010 года входит в силу новый  закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
    Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
    Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
    Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
     В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:
    Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
    Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
    В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
    Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
    К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
     Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.
     В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:
    Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
    Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
    Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
     Особые  виды таможенных пошлин:
    Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
    Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
    Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
    Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).
 
 
 
2.2 Анализ и статистика экспорта  и импорта в РФ1 
       По данным таможенной статистики в январе-октябре 2010года  внешнеторговый  оборот России составил 496,3 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-октябрем 2009 года возрос на 34,7%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 428,3 млрд.долларов США (рост на 36,1%), со странами СНГ – 68,0 млрд.долларов США (рост на 26,6%).

     Сальдо  торгового баланса сложилось положительное в размере 136,4 млрд.долларов США, что на 31,3 млрд. долларов США больше, чем в январе-октябре 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 117,2 млрд.долларов США (рост на 31,6 млрд.долларов США), со странами СНГ – 19,2 млрд. долл. США (снижение на 0,3 млрд.долларов США).
     Экспорт России в январе-октябре 2010 года составил 316,3 млрд.долларов США и по сравнению с январем-октябрем 2009 года увеличился на 33,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 272,7 млрд.долларов США (рост на 36,2%), в страны СНГ – 43,6 млрд.долларов США (рост на 19,2%).
     Основу  российского экспорта в январе-октябре 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,7% (в январе-октябре 2009 года – 69,7%).
     В январе-октябре 2010 года по сравнению  с январем-октябрем 2009 года  стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 38,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 5,5%, нефти сырой – на 5,0%, сжиженного природного газа – в 4,8 раза, электроэнергии – на 28,6%, нефтепродуктов – на 8,3%, в том числе: дизельного топлива – на 7,6%, топлив жидких – на 10,6%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного – на 35,1%, керосина – на 36,6%, газа природного – на 7,4%.
     В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в  январе-октябре 2010 года составила 10,9% и  снизилась по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 0,3 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 31,5%, а физический – на 5,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 5,9%, в том числе: ферросплавов – на 21,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 14,8%. Физический объем экспорта алюминия и никеля остался на уровне  января-октября 2009 года, а меди – сократился на 8,3%.
     Доля  продукции химической промышленности в январе-октябре 2010 года, как и  в январе-октябре 2009 года, составила 5,7%. По сравнению с январем-октябрем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 36,4%, а физический – на 22,1%, в том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 15,5%, метанола – на 65,2%, каучука синтетического – на 22,5%, калийных удобрений – в 3,5 раза, смешанных удобрений – на 17,4%.
     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-октябре 2010 года составила 4,2% (в  январе-октябре 2009 года – 4,4%). По сравнению  с январем-октябрем 2009 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 29,3%, в том числе: механического оборудования – на 5,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 8,9%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 24,5%, грузовых – на 7,7%. 
     Доля  экспорта продовольственных товаров  в товарной структуре в январе-октябре 2010 года составила 2,0% (в январе-октябре 2009 года – 2,7%). По сравнению с январем-октябрем 2009 года стоимостные объемы поставок этих товаров остались на уровне прошлого года, а физические объемы снизились на 20,2%. Физические объемы экспорта мяса птицы увеличились в 3,3 раза, рыбы – на 40,1%, крупы гречневой – на 59,5 %. Физические объемы экспорта масла растительного снизились на 45,6%, ячменя – на 52,6%, пшеницы – на 8,7%.
     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-октябре 2010 года составила 2,4% (в январе-октябре 2009 года – 2,7%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 19,8%. По сравнению с январем-октябрем 2009 года возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 23,1%, фанеры – на 18,2%, целлюлозы – на 7,8%, бумаги газетной – на 2,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных в страны дальнего зарубежья остались на уровне января-октября прошлого года.
     В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-октябре 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 52,0% от всего экспорта в эти страны, что на 12,8 процентных пункта выше, чем в январе-октябре 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 68,9%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 72,4%, газа природного – на 81,3%. Поставки нефти сырой снизились на 24,5%, нефтепродуктов – на 12,3%, в том числе: бензина автомобильного – на 31,6%, керосина – на 29,0%, топлив жидких – на 1,4% (кроме дизельного топлива – рост на 21,8%).
     Доля  металлов и изделий из них в  экспорте в страны СНГ в январе-октябре 2010 года составила 9,2% (в январе-октябре 2009 года – 13,1%). Стоимостной объем данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 10,5%, а физический – на 7,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 7,6%, в том числе: прутков из железа и нелегированной стали – на 8,9%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,8 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 7,9%, проката плоского – на 13,2%, алюминия необработанного – на 27,9%. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.