На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования
 "Псковский государственный политехнический институт" 
 
 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  “ Экономика отрасли” 

    по  тему «Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении» 

          Вариант №10  
     

Преподаватель: Звягенцева  Т.В 
 

ПСКОВ
2010
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………..3
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5
1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14
1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….

Глава 2: Производственные ресурсы и эффективность и их использования……………………….………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Одним из важнейших направлений решения  задач инновационной экономики  является создание инновационных кластеров, реализующих конкурентный потенциал  территорий, формирование ряда инновационных  высокотехнологичных  новой модели пространственного развития отечественного машиностроения.
     В настоящее времени использование  инновационного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.
     Несмотря на предпринятые меры по формированию кластеров до сих пор отсутствуют механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников; не разработаны механизмы инвестирования инновационного развития кластеров; механизмы преодоления разрывов в цепочке образование-наука-производство. Устранение вышеперечисленных недостатков становится наиболее актуальным в связи с тем, что на 2011-2013гг. планируется «… направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 млрд. руб.».
     В этой связи требуется исследование теоретических, методологических и  практических проблем инвестирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий на основе кластерного подхода.
     Теоретической основой исследования являются: современная  теория управления инновационной и  инвестиционной деятельностью, труды  отечественных и зарубежных ученых по проблемам сущности инвестирования инновационной деятельности; законодательные акты и нормативные материалы, регламентирующие деятельность машиностроительных предприятий
Цель  работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.
Задачи  исследования:
    Изучить инновационные процессы. продукты;
    Рассказать о регулировании инноваций в отечественном машиностроении;
    Перечислить перспективы инновационных продуктов в отечественном машиностроении.
    Провести экономические расчеты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении
      Инновационное развитие отечественного машиностроении
 
       Ситуация в машиностроительной отрасли остаётся непростой. Утрачены многие передовые позиции в авиа-, судо- и станкостроении, производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и гражданской промышленности. Износ основных фондов и оборудования в тяжёлой промышленности составляет более 70%. Производительность труда отстаёт от уровня развитых стран в 4–5 раз, а средний уровень заработной платы в 10–12 раз.
             Существуют и внутренние диспропорции оплаты труда в машиностроении. По сравнению с сырьевыми отраслями  работники производств, занятых  выпуском наукоёмкой продукции, получают в 5–8 раз меньше.
             Удельный вес импортного оборудования в российском машиностроении превысил 40%. Это свидетельствует о возрастающей зависимости отечественного рынка оборудования от зарубежных разработок.  
Вместе с тем машиностроительный комплекс России по-прежнему сохраняет целый ряд конкурентных преимуществ.  
Важную роль в развитии отечественного машиностроения должно сыграть государство.

             В обществе и средствах  массовой информации идут острые дискуссии  о допустимом уровне государственного участия в экономике. Их суть сводится, с одной стороны, к тому, что  государство излишне вмешивается в регулирование рыночных отношений, само занимается инвестициями, созданием государственных холдингов и корпораций, а с другой, – стремится ограничить государственные вложения в экономику за счёт российских и иностранных инвесторов.
             На начальном этапе перехода от сырьевой экономики к экономике знаний без бюджетных ассигнований не обойтись. Ведь нам необходимо сконцентрироваться на фундаментальных научных исследованиях для накопления прикладных знаний и потребления их как товара, интеллектуального продукта в самых различных формах – технологиях, машинах, оборудовании, материалах. Для этого и создаются наукограды, технопарки и научно-исследовательские структуры в госкорпорациях. Такие научные центры уже давно существуют на Западе и служат основным источником роста экономики.  
Все развитые страны защищают и поддерживают своих производителей. Это выгодно и экономически и политически.  
        Важнейшей задачей государства является оказание финансовой и налоговой поддержки тем отраслям промышленности, где Россия занимает лидирующие, передовые позиции.

             Необходимо на законодательном уровне обеспечить равенство машиностроительных предприятий (независимо от форм собственности), которые выполняют государственные заказы для федеральных и региональных нужд.
             Необходим инновационный прорыв.
             Существует апробированная мировая концепция стратегического  инновационного прорыва. Суть её заключается  в том, что нужно выбирать те перспективные  направления, где можно быстро продвинуться вперёд, опережая уже достигнутый другими странами технологический уровень.
             Это вполне реально  для нашего государства. Сегодня  Россия не обременена вложениями капитала в устаревшие производства, что существенно  облегчает создание производственно-технических  систем нового уровня.
             В развитых западных странах используются четвёртые  – пятые поколения техники (технологические  уклады), а с развитием био- и  нанотехнологий можно говорить о  шестом технологическом укладе. Один технологический уклад в машиностроении имеет временной интервал 7–12 лет. При поступательном инерционном развитии четвёртый технологический уклад в нашей стране может быть достигнут только к 2015 г. Это значит, что России необходимо ускоренными темпами параллельно развивать и внедрять технологии пятого и шестого укладов. Тогда через 10–17 лет удастся наверстать имеющийся технологический разрыв.  

             С другой стороны, за это время и Запад уйдёт вперёд, могут появиться новые технологии, которые сегодня существуют только в виде идей. Поэтому нам нужно не пытаться догонять развитые страны в технологиях пятого уклада, а сосредоточиться на опережении, развитии ключевых направлений шестого технологического уклада, тех разработках, которые могут вывести нашу страну в мировые лидеры.
             Примеры подобных технологических  прорывов широко известны. Взять, допустим, опыт Китая, Индии, Сингапура, Тайваня. Эти государства за сравнительно короткое время смогли повысить свой инновационный уровень и войти в число технически развитых стран как раз за счёт опережающего роста очередного технологического уклада. Мобилизация сохранившихся внутренних резервов и конкурентных преимуществ.  Национальная инновационная система – это прежде всего генерация знаний, их перевод в наукоёмкую продукцию. Поэтому необходимы ясные и понятные правила и правовые механизмы, регулирующие этот процесс. У нас в стране есть отдельные правовые акты в сфере инновационной деятельности, но целостной системы нет. Опыт Финляндии, Соединённых Штатов Америки показывает, что нужны законы о национальной инновационной системе, в которых будет закрепляться весь комплекс правоотношений в этой сфере.  
 
Например, в США действуют законодательные акты: о передаче знаний из военной области в гражданскую и из гражданской области, которая создана на государственные средства, – в бизнес. В России подпитка коммерческих структур новейшими научными разработками, произведёнными за счёт государства, – исключение из правил.

             Поэтому для создания национальной инновационной системы  необходимо принятие закона об инновационной  деятельности, рассчитанного на перспективу. Мобилизация сохранившихся внутренних резервов и конкурентных преимуществ России позволят создать национальную инновационную систему и осуществить мощный технологический прорыв в экономике.
             Инновационный процесс – не только генерация идей, преобразованных в знания, но и их материализация в производстве.
             арушение баланса  в процессе материализации знаний в  производство подтверждается и количественными  изменениями в структурах, участвующих  в инновационном процессе. К примеру, число конструкторских бюро, призванных заниматься внедрением научных разработок в производство, начиная с 1985 года, уменьшилось в России почти в 5,5–6 раз. Количество же научно-исследовательских институтов, других организаций, разрабатывающих научные проекты, наоборот, возросло в 2,5 раза.
             Подъём промышленности невозможен без интенсификации внедрения  инновационных механизмов. Иначе  промышленный комплекс потеряет способность  к их восприятию, а наука будет  донором для развития зарубежных стран. Объективно оценивая ситуацию, следует отметить, что в последние годы российское машиностроение растёт, поднимается после многолетнего тяжелейшего кризиса. Его последствия ещё чувствуются. Это касается и финансового положения предприятий, и их технического состояния, и кадрового обеспечения, и многих других проблем. Однако, несмотря на все трудности, отечественному промышленному комплексу в отдельных сферах уже удаётся конкурировать с мощными научно-производственными объединениями развитых стран.  
 
Совершенно недопустима ситуация с использованием средств Инвестиционного фонда, которая складывалась несколько лет тому назад.

             Важным фактором, сдерживающим внедрение инноваций, является дефицит квалифицированных кадров. Переход на инновационный путь развития машиностроения требует инвестиций и в человеческий капитал.
       1.2. Инновационно-технологическое  развитие машиностроение
       Общим назначением машиностроения является создание активной части основного  капитала экономики. Машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты в процессе инвестиционно-строительной деятельности превращаются в основной капитал экономики и образуют производственный аппарат страны. Тем самым осуществляется воспроизводственный процесс в национальной экономике. Отечественное машиностроение в настоящее время не обеспечивает должным образом воспроизводство конкурентоспособной экономики в РФ. Почти половина топливно-сырьевого экспорта страны (более 100 млрд. долл. США) расходуется на импорт машин и оборудования, причем не в структурообразующие обрабатывающие производства.
       В последнее время в России ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных за последние  пять лет технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире и столько же соответствует лучшим зарубежным образцам. Таким образом, около четверти новых технологий машиностроения потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальная часть вновь созданных технологий относится к категории «новые в стране».
       Более четверти общего числа созданных  за последние пять лет новых технологий машиностроения приходится на станкостроение и инструментальное производство. Кроме  того, создано значительное число  новых технологий в области конструкционных материалов, заготовительного производства, сварки, модификации поверхностей, а также специальных видов технологий.
       Как видно из таблицы №1, наибольшее число новых технологий разработано для станкостроительной и инструментальной промышленности и для химического и нефтяного машиностроения. На их долю приходится половина всех новых разработок. В значительной степени это объясняется мощным научно-производственным потенциалом, созданным в послевоенные годы, сохранившаяся часть которого эффективно работает в настоящее время. Из технологий, созданных для химического машиностроения, около половины предназначены для производства нефтяного и газового оборудования. Это до последнего времени обусловливалось более высокой инвестиционной активностью в отраслях, связанных с добычей и переработкой углеводородных ресурсов.
       Следует отметить, что для современной  российской промышленности характерен крайне низкий уровень спроса на новые  технологии. Создаваемая в настоящее  время база технологий машиностроения в количественном отношении составляет десятую часть от числа технологических разработок 2000-х годов. Однако темпы создания новых технологий машиностроения опережают темпы их внедрения, т. е. начальные стадии полного инновационного цикла (поисковые исследования - НИР - ОКР) более эффективны, чем последующие (освоение результатов НИОКР - выход на рынок). По-видимому, отраслевой рынок машиностроительной продукции в России за последние годы превратился в чисто финансовый рынок, и закупки импортного оборудования на зарубежные кредиты оказывались для отечественного бизнеса интереснее, чем освоение и закупка отечественного оборудования, оплачиваемого частью собственной прибыли.
       Проанализируем  экономические показатели по следующим машиностроительным отраслям
     (на  конец года; тысяч штук)
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Автомобильная промышленность  
19678
 
20567
21905 10152 4997 2449 1252
 
     Предложим расчет абсолютных величин Грузовых автомобилей
    Рассчитаем цепные абсолютные приросты динамического ряда, определяемые по формуле:
    ?i=yi-(y1-1)
    - yi текущий уровень ряда;
    Yi-1- уровень, предшествующий
     Рассчитаем  цепные абсолютные приросты динамического  ряда:  

     ?2003/2002=20567-19678=-1753
     ?2004/2003=21152-20905=-11753
     ?2005/2004=10152-21905=-11753
     ?2006/2005=4997-10152=-5155
     ?2007\2006=2449-4997=2548
     ?2008/2007=1252-2449=1197
     Рассчитаем  базисные абсрлютные приросты динамического  рада
     ?i=?yi-?y0
     ?2005/2004=10152-21905=-11753
     ?2006/2004=4997-21905=-16908
     ?2007\2004=2449-21905=-19456
     ?2008/2004=1252-21905=-20653
     Рассчитаем цепные темпы роста динамического ряда
     Tp2005|2004=10152|21905*100%=46?3%
     Tp2006/2005=4997/10152*100%=49,2%
     Tp 2007/2006=2449/4997*100%=49
     Tp2008/2007=1252/2449*100%=51,1
     Расчитаем базисные темпы роста диначического  ряда
     Tp2005\2004=10152/21905*100/%=46,3
     Tp2006/2004=4997/21905*100%=22,8
     Tp2007\2004=2449/21905*100%=11,2
     Tp2008\2004=1252/21905*100%=5,7
     Цепные  темпы (коэффициенты прироста) динамичекого ряда
     Путем вычитания из цепных темпов роста 100%
     Tпр=2005/2004=46,3-100=-53,7
     Tпр=49,2-100=-50,8
     Tпр=49-100=-51
     Tпр=51,1-100=-48,9
     Базисные  темпы динамического ряда
     Tпр 2006/2004=46,3-100=-53,7
     Tпр= 22,8-100=-77,2
     Tпр=11,2-100=-88,8
     Tпр=5,7-100=-94,3
     Абсолютные  значения одного процента прироста :
     A%2005=-11753/-53,7=219,05
     A%2006=-5155/-50,8=101,52
     A%2007=-2548/-51=49,97
     A%2008=-1197/-48,9=24,49 

     Данные  расчетов сведем в таблицу.
год 2004 2005 2006 2007 2008
Уровни  ряда 21905 10152 4997 2449 1252
Абсолютные  цепные приросты -11753 -5155 -2548 -1197
Абсолютные  базисные приросты -11753 -16908 -19456 -20653
Темпы роста цепные 46,3 49,2 49 51,1
Темпы роста базисные 45,3 22,8 11,2 5,7
Темпы прироста цепные -53,7 -50,8 -51 -48,9
Темпы прироста базисные -53,7 -77,2 -88,8 -94,3
Абсолютное  значение 1% прироста 219,05 101,52 49,97 24,49
     2) Т.к. ряд динамики является интервальным, то расчет среднего уровня ряда производиться по формуле средней арифметической простой: 
yi=(21905+10152+4997+2449+1252)/5=8151 
Определение среднего абсолютного прироста производится по цепным абсолютным приростам по формуле:

?=(1252-21905)/(5-1)=-5163,25 
Средний темп роста вычисляется по формуле средней геометрической: 
Тпр=0,489*100%=48,9%

Средний темп прироста вычисляется:
Тпр=48,9-100=-51,1  
Среднее значение одного процента прироста рассчитаем по формуле средней арифметической:

?=(219,05+101,52+49,97+24,49)/4=98,76  
 

     Диаграмма.1.1. Цепные темпы роста 

     
     Диаграмма. 1.2 Базисные темпы роста 
 
 
 
 

     Показатели  Сельскохозяйственного машиностроения
     (на  конец года; объем  ден.ед.)
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Сельхозпродукты 10987 13987 12879 15987 17987 17654 202675
 
    Рассчитаем  цепные абсолютные приросты динамического  ряда, определяемые по формуле:
?i=yi-(y1-1)
- yi текущий уровень ряда;
Yi-1- уровень, предшествующий
Рассчитаем  цепные абсолютные приросты динамического  ряда:
     ?2003/2002=13987-10879=3108
     ?2004/2003=15987-12879=3108
     ?2005/2004=15987-12879=3108
     ?2006/2005=17987-15987=2000
     ?2007\2006=17654-17987=667
     ?2008/2007=202675-17654=3021
     Рассчитаем  базисные абсрлютные приросты динамического рада
     ?i=?yi-?y0
     ?2005/2004=45987-32879=13108
     ?2006/2004=67987-32879=35108
     ?2007/2004=87654-32879=54775
     ?2008/2004=102675-32879=69796
     Рассчитаем  цепные темпы роста динамического  ряда
     Tp2005/2004=45987/32879*100%=140%
     Tp2006/2005=67987/45987*100%=148%
     Tp 2007/2006=87654/67987*100%=129%
     Tp2008/2007=102675/87654*100%=118%
     Расчитаем базисные темпы роста диначического  ряда
     Tp2005\2004=45987/32879*100/%=139%
     Tp2006/2004=67987/32879*100%=207%
     Tp2007\2004=87654/32879*100%=267%
     Tp2008\2004=102675/32879*100%=313%
     Цепные  темпы (коэффициенты прироста) динамичекого ряда
     Путем вычитания из цепных темпов роста 100%
     Tпр=2005/2004=140-100=40
     Tпр=148-100=48
     Tпр=129-100=29
     Tпр=118-100=18
     Базисные  темпы динамического ряда
     Tпр 2006/2004=139-100=39
     Tпр= 207-100=107
     Tпр=267-100=167
     Tпр=313-100=213
     Абсолютные  значения одного процента прироста :
     A%2005=13108/40=327,70
     A%2006=35108/49=716,49
     A%2007=54775/29=1888,80
     A%2008=69796/18=3877,56 

     Данные  расчетов сведем в таблицу.
год 2004 2005 2006 2007 2008
Уровни  ряда 32879 45987 67987 87654 102675
Абсолютные  цепные приросты   13108 22000 19667 15021
Абсолютные  базисные приросты 13108 35108 54775 69796
Темпы роста цепные 140 148 129 118
Темпы роста базисные 139 207 267 313
Темпы прироста цепные 40 48 29 18
Темпы прироста базисные 39 107 167 213
Абсолютное  значение 1% прироста 219,05 101,52 49,97 24,49
 
 
       

     Вывод: из построенных диаграмм мы наблюдаем  снижение  тенденцию развития транспортных средств. Начиная с 2006 года грузовые автомобили медленно, падает развитие изготовления и приобретения. Развитие практически нет. Это заметно по расчетам темпа роста. Среднегодовой рост грузооборота транспорта (33,6%)  является подтверждением низких темпов роста экономики. Наиболее тревожным фактом является малый рост в 2008 году с учетом низкого развития экономической сферы в условиях кризиса. С учётом низких темпов роста свидетельствует, что изношенность грузового транспорта может сказаться на качество работ и услуг.  Что касается темпов роста в области газа и нефтепродуктов то, кризис эту сферу миновал. Уровень объемов постоянно растет начиная с 2004 года по 2006 год рост объемов, немее в 2007, но в 2008 году рост практически на 40% больше, чем в 2007 г.
     Темп  роста и прироста в сельскохозяйственного машиностроения растет, что не скажешь о грузовом транспорте.
     Максимальный  темп роста грузовых машин составил в 2005 году, Максимальный тем роста  составил в 2008 году , следует добавить что темп прироста постоянно растет на протяжение всего исследования.
       Большая часть из созданных технологий внедряется на одном-двух предприятиях. Лидерами во внедрении новых технологий являются ММПП «Салют», Омский завод специальных  изделий, Волжский абразивный завод, Обнинский  центр порошкового напыления. Распространение технологий происходит крайне медленно. Это касается даже уникальных технологий, запатентованных в развитых странах и получивших золотые медали на международных салонах инноваций и изобретений. Некоторые технологии и оборудование нового поколения экспортируются, но остаются не востребованными российской промышленностью. Зарубежные передовые технологии в еще меньшей степени востребованы отечественной промышленностью - ведь здесь также нужно осваивать и тиражировать результаты, продукты, полученные по новым технологиям. При существующем уровне инвестиций в инновационно-технологическое перевооружение в настоящее время потребность в технологиях более чем на 90% удовлетворяется за счет отечественных разработок.
       Российское присутствие на мировом рынке технологий не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на развитие научно-производственной базы экономики. При общем низком спросе на новые технологии количество приобретенных зарубежных технологий составляет 6-7% общего числа востребованных промышленностью. Что касается экспорта технологий, то такой показатель эффективности и конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности как отношение числа переданных новых технологий к числу приобретенных. в 2007 г. составил 13,5%.
       Крайне  низкие темпы внедрения новых  технологий являются следствием низкой инвестиционной активности, нацеленностью  бизнеса на извлечение быстрой и  высокой прибыли за счет природной  ренты и ее перераспределения  в отечественную и зарубежную недвижимость, зарубежные активы, не обслуживающие воспроизводственный процесс в российской экономике.
       В настоящее время в отраслях машиностроения обозначились две основные тенденции  инвестиционной деятельности:
       1) опережение роста инвестиций  в основной капитал по сравнению с ростом производства - норма инвестиций (отношение объема инвестиций к объему реализованной продукции) составила 5,0% по сравнению с 4,3% в 2004 г.; заметим, что величина нормы инвестиций в машиностроении является одной из самых низких в реальном секторе экономики;
       2) использование основной части  вложений в основной капитал  для обновления производственного  аппарата (табл. 2) - удельный вес затрат на машины и оборудование в среднем превышает 70%.
       Таблица 2
       Инвестиционная  активность отраслей машиностроения
Отрасль машиностроения Инвестиции  в основной капитал, % к объему реализованной  продукции Доля затрат на машины и оборудование в объеме инвестиций в основной капитал, %
Машиностроение  в целом 5,0 70,4
Тяжелое, энергетическое и транспортное 5,8 60,5
Электротехническая  промышленность 2,9 71,8
Химическое  и нефтяное 4,6 73,5
Станкостроение  и инструментальное производство 3,5 63,3
Приборостроение 4,5 79,2
Автомобильная промышленность 5,0 69,4
Тракторное  и сельскохозяйственное 15,9 80,2
Машиностроение  для легкой и пищевой промыш-      
ленности  и промышленности бытовых приборов 3,3 89,8
       Отсутствие  возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет  промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИ-ОКР и обновление производственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развития инновационной сферы. Средний показатель инновационной активности в российской промышленности (доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий) - 12%. Для сравнения следует заметить, что в развитых странах этот показатель составляет 50% и более. В отраслях отечественного гражданского машиностроения средняя оценка инновационной активности равна 16%. Уровень инновационной активности здесь неоднороден - разброс показателя в отраслях весьма значителен: от 1,5% в подшипниковой промышленности до 51% в промышленности средств вычислительной техники.
       Выпуск  инновационной продукции - важнейший  результат внедрения прогрессивных технологий для повышения конкурентоспособности. Не менее значимы существенные позитивные сдвиги в ресурсосбережении и других направлениях повышения эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому оценивание инновационной активности только по удельному весу инновационной продукции не дает полного представления об инновационной деятельности. Для исследования процессов инновационного развития промышленного сектора экономики необходимо определить масштабы производительных сил в инновационной сфере промышленности, измерить результаты инновационной деятельности и иметь возможность проводить аналитические сопоставления их с производственно-экономическими результатами. Поэтому масштабы инновационной деятельности в отраслях промышленности следует оценивать по показателю, построенному на использовании удельных весов продукции инновационно-активных предприятий и инновационной продукции в объеме производства отрасли. Агрегированные на уровне отрасли показатели деятельности инновационно-активных предприятий могут быть успешно использованы для аналитических выводов. Чем выше анализируемый показатель, тем более крупные предприятия отрасли активизируют инновационную деятельность, тем реальнее закрепление позитивных тенденций.
       1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении
     Проводяться разного рода международного форума «Технологии в машиностроении – 2010» – развитие отечественного машиностроения, продвижение российской продукции на мировой рынок, модернизация и технологическое развитие России. «Это мероприятие по своим масштабам, по глубине подхода к проблемам очень значительное. Мероприятие охватывает практически все отрасли машиностроения, демонстрирует передовые технологии и образцы инновационной продукции».
     В рамках данного форума по заказу ООО «Технопромэнерго» специалисты ROSAR Multimedia создали аудиовизуальный конвент для стенда «Технопромэнерго». Контент состоял из нескольких презентационных видеороликов. Брендированный анимированный видеоролик представлял собой видеомикс, отображающий сферы деятельности компании «Технопромэнерго». Значительный интерес посетителей форума вызвал презентационный фильм, посвященный проблемам и перспективам развития энергосервиса в России.
     В целом состояние машиностроение в России стабильное. В связи с  новыми проектами и программами данную отрасль будут финансировать и внедрядть новые технологии.
       Энергосберегающие технологии в меньшей степени  повлияли на эффективность производства. В среднем по отраслям гражданского машиностроения за последние пять лет  энергоемкость продукции снизилась на 5,6%, но в станкостроении и машиностроении для легкой и пищевой промышленности потребление энергии снизилось более чем на 20%, а в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении - почти на 35%.
       В меньшей степени инновационные и инвестиционные факторы повлияли на снижение трудоемкости продукции. В среднем по машиностроению трудоемкость увеличилась на 11,9%. Снижение трудоемкости было достигнуто в четырех отраслях. Наиболее значительное снижение трудоемкости имело место в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении (21,1%) и в машиностроении для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов (18,2%). Снижение трудоемкости в этих отраслях обеспечено различными факторами: в первой -за счет эксплуатации нового производственного оборудования, а во второй - за счет преобладания сборочных операций по зарубежным технологиям.
       Результаты  инновационной деятельности в отраслях машиностроения, выраженные в показателях  эффективности хозяйственной деятельности, слабо коррелируют с параметрами инвестиционной и инновационной активности, что обусловлено в данном случае низким уровнем этих параметров. С другой стороны, показатели инновационной активности рассчитываются исходя из объемов выпуска инновационной продукции. Инновационная продукция может иметь меньшую ресурсоемкость, но доля этой продукции в объеме производства недостаточна для того, чтобы оказать сколько-нибудь существенное влияние на снижение ресурсоемкости в масштабах отрасли. Вместе с тем динамика ресурсосбережения с высокой степенью достоверности объясняется конкретными инновационно-технологическими факторами. Так, существенное снижение металлоемкости и энергоемкости в станкостроении и инструментальной промышленности является следствием использования в производстве прогрессивных технологий металлообработки, которые достаточно широко предлагаются на рынке технологий. Ограниченные масштабы внедрения этих технологий обеспечили тем не менее более высокий уровень ресурсосбережения в станкостроении по сравнению с большинством отраслей машиностроения. В химическом и нефтехимическом машиностроении этот же фактор обеспечил ресурсосбережение также выше, чем в среднем по машиностроению. В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении лучшие по сравнению с другими отраслями машиностроения показатели энергосбережения и трудоемкости достигнуты за счет инвестиционного фактора. Норма инвестиций в этой отрасли более чем в 3 раза превышает средний показатель по машиностроению. Производственно-технологическая база тракторного и сельскохозяйственного машиностроения значительно лучше других отраслей укомплектована новым оборудованием. В машиностроении для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов высокие показатели ресурсосбережения (и особенно один из самых низких в машиностроении показателей трудоемкости), обусловлены высокой долей сборочных работ из импортных комплектующих. В наибольшей степени это относится к промышленности бытовых приборов.
       Более высокие темпы освоения новых  технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.
       В табл. 6 приведены интегральные оценки технологий в современном машиностроении. В основу оценок положены данные табл. 1-6 и анализ выборочных данных по характеристикам более двухсот технологий в отраслях и суботраслях машиностроения. Обращает на себя внимание факт превышения (как правило, не менее чем в 2 раза) доли устаревших технологий по сравнению с прогрессивными. Базовые технологии, конкурентоспособные хотя бы на внутреннем рынке, составляют примерно 50% в общем балансе технологий.
       Таблица 6
       Примерная структура технологий в машиностроении, %
Отрасль машиностроения Прогрессивные Базовые Устаревшие
Машиностроение  в целом 16-17 47-49 35-38
Тяжелое, энергетическое и транспортное 13-14 48-50 36-39
Электротехническая  промышленность 15-16 50-52 32-35
Химическое  и нефтяное 18-20 51-53 27-31
Станкостроение  и инструментальное производство 9-10 46-48 42-45
Приборостроение 18-20 52-54 26-30
Автомобильная промышленность 16-17 30-32 51-54
Тракторное  и сельскохозяйственное 16-18 52-54 28-32
Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов 12-14 47-49 37-41
       Развитие  инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения. Для этого нужно всего лишь одно - повернуть финансовые потоки в России в сторону реального сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный процесс экономики, в том числе в его сердцевину - обрабатывающие производства.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 10

Глава 2: «Производственный  потенциал промышленного  предприятия»

         Исходные  данные:
Таблица 1.1.
Основные  технико-экономические показатели предприятий
в отчетном году.
№ варианта предприятие
В ТП Стп Мо НП Чпп Р Мпр К пл К ф
19 1715 1968 1470 37 420 670 81 2055 1.5 1.1
20 1820 2130 1456 40 515 585 78 2345 1.8 1.3
 
         Условные  обозначения: 

В – выручка, т. руб.;
ТП – товарная продукция в оптовых ценах, т. руб.;
Стп – производственная себестоимость товарной продукции, т. руб.;
Мо – стоимость основных материалов и покупных полуфабрикатов, % к производственной себестоимости;
НП – незавершенное  производство, т. руб.;
Чпп – среднегодовая численность производственного персонала, чел.;
Р – численность  рабочих, % от общей численности персонала;
Мпр – производственная мощность, т. руб.;
Кпл, Кф – коэффициенты сменности активной части основных производственных фондов, плановый и фактический.
Таблица 1.2.
Сведения  об основных производственных фондах в отчетном году
№ варианта Стоимость ОПФ на начало года, тыс. руб.
Ввод  ОПФ в течение  года Выбытие ОПФ
Итого группы № гр. 1-я  дата Стоимость т.руб. № гр. 2-я  дата Стоимость т.руб. № гр. дата Стоимость т.руб.
1 2 3 4
1 3220 820 1250 6700 480 1 6 120 2 8 350 4 4 72
10 5840 1980 1760 1120 980 2 04 290 3 08 710 4 10 107
 
Группы ОПФ:
1 – здания  и сооружения,
2 – машины  и оборудование,
3 – транспортные  средства,
4 – производственный инструмент.
Таблица 1.3.
Сведения  об оборотных средствах  в отчетном году 

4№  варианта  
Плановая  потребность по предприятию в  месяц 
Средняя. норма запаса,
дн.
Длитель-ность  производ-ственного цикла, дн Время под-гото-ки продукции к реализации, дн.
Черный  металл Цветной металл Другие материалы, т.руб. Покуп-ые полуфабрика-ты, т.руб. текущий страховой план факт
Кол-во, т Цена за 1т., т.руб. Кол-во, т Цена за 1 т., т.руб.
1 7 6,2 3 9,3 12 12 7 3 56 52 3
8 3.7 6.5 5.1 7.4 2.3 5.3 8 4 47 43 4
 
     Примечание:
    Нарастание затрат в незавершенном производстве – равномерное.
    Расчетная потребность предприятия в оборотных фондах составляет 75% его общей суммы оборотных средств (условно).

2.1. Показатели наличия, движения и использования основных производственных фондов.

     Определим стоимость основных производственных фондов (ОПФ) на конец года и среднегодовую  стоимость для всей совокупности и по каждой группе:
    Для предприятия №1
    Стоимость ОПФ на конец года для всей совокупности определяем по формуле: ОПФкг = ОПФнг + ОПФввед - ОПФвыб, где                                (1)
    ОПФкг – стоимость основных производственных фондов на конец года;
    ОПФнг – стоимость основных производственных фондов на начало года;
    ОПФввед - стоимость вновь введенных основных  производственных фондов;
    ОПФвыб - стоимость выбывших основных  производственных фондов;
ОПФкг = 3220+ 120 + 350 – 72 = 3618 (тыс. руб.)
    Среднегодовую стоимость ОПФ для всей совокупности определяем по формуле: ОПФср-г = ОПФнг + ОПФвведср-г - ОПФвыбср-г, где                         (2)
ОПФвведср-г – среднегодовая стоимость вновь введенных ОПФ;
ОПФвыбср-г – среднегодовая стоимость выбывших ОПФ;
ОПФвведср-г = ОПФввед ,                                                                            (3)
где t1 – число месяцев действия вновь введенных ОПФ в рассматриваемом году;
     ОПФвыбср-г = ОПФвыб ;                                                                                                   (4)
где t2 – число месяцев бездействия выбывших в данном году ОПФ;
ОПФвведср-г = (тыс. руб.);
ОПФвыбср-г = (тыс. руб.);
ОПФср-г = 3220 + 212 – 54 = 3378 (тыс. руб.);
    Среднегодовую стоимость ОПФ и стоимость на конец года определяем по группам по формулам 1, 2:
    а) Здания и сооружения (группа №1):
    ОПФкг = 820 + 120 – 0 = 940 (тыс. руб.);
    ОПФср-г  = 820 + 230• = 892 (тыс. руб.).
    б) Машины и оборудование (группа №2):
    ОПФкг= 1250 + 350 = 1600 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 1250 + 350 •   = 1390 (тыс. руб.).
    в) Транспортные средства (группа №3):
    ОПФкг= 670 - 72 = 598 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 670 - 72 •   = 616 (тыс. руб.).
    г) Производственный и хозяйственный  инвентарь (группа №4):
    ОПФкг= 480 + 0 – 0 = 950 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 950 (тыс. руб.).
    Для предприятия № 10
    Стоимость ОПФ на конец года для всей совокупности определяем по формуле: ОПФкг = ОПФнг + ОПФввед - ОПФвыб, где                                (1)
    ОПФкг – стоимость основных производственных фондов на конец года;
    ОПФнг – стоимость основных производственных фондов на начало года;
    ОПФввед - стоимость вновь введенных основных  производственных фондов;
    ОПФвыб - стоимость выбывших основных  производственных фондов;
ОПФкг = 5840+290+710-170=6670 (тыс. руб.)
    Среднегодовую стоимость ОПФ для всей совокупности определяем по формуле: ОПФср-г = ОПФнг + ОПФвведср-г - ОПФвыбср-г, где                       (2)
ОПФвведср-г – среднегодовая стоимость вновь введенных ОПФ;
ОПФвыбср-г – среднегодовая стоимость выбывших ОПФ;
ОПФвведср-г = ОПФввед ,                                                                            (3)
где t1 – число месяцев действия вновь введенных ОПФ в рассматриваемом году;
ОПФвыбср-г = ОПФвыб ;                                                                                             (4)
где t2 – число месяцев бездействия выбывших в данном году ОПФ;
ОПФвведср-г = (тыс. руб.);
ОПФвыбср-г = (тыс. руб.);
ОПФср-г = 5840+427.5-127.5=6140(тыс. руб.);
    Среднегодовую стоимость ОПФ и стоимость на конец года определяем по группам по формулам 1, 2:
    а) Здания и сооружения (группа №1):
    ОПФкг = 1980 + 0 – 0 = 1980 (тыс. руб.);
    ОПФср-г  = 1980 = 1980 (тыс. руб.).
    б) Машины и оборудование (группа №2):
    ОПФкг= 1760+290=2050 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 2050 + 780 •   = 2245 (тыс. руб.).
    в) Транспортные средства (группа №3):
    ОПФкг= 1120 + 710 = 1830 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 1830 + 710 •   = 2185 (тыс. руб.).
    г) Производственный и хозяйственный инвентарь (группа №4):
    ОПФкг= 980 - 170 = 810 (тыс. руб.);
    ОПФср-г= 810- 170 *9/12 = 937,50 (тыс. руб.).
        Подведем итоги  в таблице № 1.4. по предприятиям №1 и №10 соответственно: 
 

    Таблица 1.4.
          1 2 3 4
Вариант ОПФкг ОПФвведср-г ОПФвыбср-г ОПФср-г ОПФкг ОПФср-г ОПФкг ОПФср-г ОПФкг ОПФср-г ОПФкг ОПФср-г
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.