На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ в управлении налоговыми платежами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Теоретический базис анализа  налогов и платежей.
 
1.1 Сущность, функции, виды налогов и их классификация.
Государство призвано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
В странах, имеющих длительную историю развития рыночных отношений в экономике, налоговая культура формировалась, вбирая в себя опыт предшествующих столетий. В странах же, где длительное время господствовала плановая экономическая система, традиции рыночного налогового права в значительной мере были утрачены. Налоги с предприятий и граждан взыскивались, можно сказать, автоматически, без их непосредственного участия в этом процессе, и поэтому культура добровольной уплаты налогов не имела почвы для возникновения и развития.
С переходом  Беларуси к рыночным преобразованиям  в экономике появились новые формы собственности, новые экономические отношения и новые виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
Эволюция  налогообложения насколько сложна и интересна, настолько и важна с точки зрения построения  наиболее эффективных современных налоговых систем. Изучение истории налогов позволяет понять суть и необходимость их уплаты, мощь регулирующего воздействия на общество. Сегодня налоги выступают доминирующим источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших проблем любого государства. Налоги служат главным источником пополнения доходов государства, одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику, важным инструментом государственного регулирования. Обычно выделяют несколько функций налогов: фискальная, распределительная и стимулирующая. Первая вытекает из самой сущности налога, который представляет собой обязательный и безвозвратный платеж. Распределительная функция связанна с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств. Стимулирующая роль выступает в виде льгот, освобождений и пониженных ставок налогов, предусмотренных с целью снижения налогового бремени для определенных приоритетных сфер экономики.
С помощью  налогов можно стимулировать  либо сдерживать развитие отдельных секторов экономики или видов деятельности, воздействовать на социальную сферу и т.д.
В зависимости  от каналов поступления различают  общегосударственные (республиканские) и местные налоги; виды плательщиков представляют собой обычно две укрупненные группы: юридические лица и граждане (физические лица); по объекту обложения налоги делятся на:  прямые и косвенные.
Прямые  налоги — это платежи в бюджет, которые уменьшают суммы полученных доходов. Прямые налоги направлены на имущественные объекты либо доходы (прибыль) юридических и физических лиц. К прямым налогам относятся: налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с доходов физических лиц.
В свою очередь прямые налоги делятся на:  реальные и личные.
    Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения.
    Личные налоги в мировой практике представлены следующими видами налогов: налог на наследство и дарения, подушный налог, налог на прирост капитала и т.д.
Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размер. Их называют еще налогами на потребление. Действительно, косвенные налоги выступают в форме надбавки к цене и оплачиваются потребителями при покупке товаров и услуг, и потому не зависят от прибыльности предприятий. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость и др.
Соотношение в доходной части бюджета прямых и косвенных налогов напрямую зависит от уровня развития экономики. В структуре доходов бюджета нашей республике существенно занимают косвенные налоги, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. Прямые налоги доминируют тогда, когда предприятия и граждане стабильно получают высокие доходы, которые могут стать прочной базой для выполнения фискальных задач.
В Республике Беларусь доля косвенных налогов  занимает около 60%. Однако, с позиции фискального значения косвенные налоги являются стабильным и гарантированным источником поступления в бюджет. Элементы налога — это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.
В зависимости  от характера использования   налоги делятся на общие и специальные.
    Общие налоги направляются в казну и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за  каким-либо определенным  видом расходования.
    Специальные имеют целевое назначение и закреплены за  каким-либо определенным  видом расходования.
В зависимости  от органа власти, в распоряжение которого поступают налоги, различают:  общегосударственные и местные налоги.
Общегосударственные налоги и сборы имеют фискальное назначение, взимаются правительством и поступают в государственный  бюджет.
Совокупность  налогов и сборов,  взимаемых  в бюджет определена законом  «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год ».
Согласно  вышеназванному закону областным, районным, городским и иным местным властям  дано право устанавливать и взимать  местные налоги и сборы, которые  полностью зачисляются в местные  бюджеты.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного  развития трудно назвать более неоднозначную  и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. 

 


      
    1.2 Роль и задачи анализа в формировании налоговой политики предприятия.
Посредством налогового учета реализуются государственные  задачи наполняемости бюджета. Многие положения актов о взимании налоговых платежей устанавливают такой режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных вычислений, напрямую не вытекающих из конечных данных бухгалтерского учета, построенного на его принципах. Со страниц  печати не сходят дискуссии по налоговому планированию и оптимизации налогообложения, как с теоретической точки зрения, так и применительно к конкретной отрасли и предприятию. Для эффективного планирования и принятия корректных решений руководством Налоговое планирование необходимо руководителю компании (менеджеру или собственнику) для принятия своевременных управленческих решений. Весьма распространенной является ситуация, когда руководитель узнает о сумме налоговых обязательств своей компании лишь к двадцатому числу месяца, следующего за отчетным, т.е. к сроку сдачи налоговой отчетности. При этом повлиять на размер исчисленных налогов законным способом уже не представляется возможным. Нередко возникает ситуация, когда из-за отсутствия должной информации, необходимой для принятия управленческих  решений, оборотными средствами предприятия финансируется бюджет, налоги переплачиваются, «вымываются» оборотные средства предприятия. Чтобы правильно сформировать  налоговую политику на предприятии необходимо проанализировать  результаты деятельности за прошлые периоды и организовать их рациональную уплату в будущем исходя из результатов проведенного анализа. Именно  является основной задачей анализа налогов.
    Задачами  анализа налогового учета являются:
1. Оценить и сформировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности. Анализ налогового учета позволяет сохранить основные принципы бухгалтерского учета, обеспечить выполнение его основных задач, прекратить искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в угоду фискальной политике государства.
    Контроль за налоговым учетом. Так, предприятие должно относить на себестоимость продукции все расходы и затраты, связанные с ее производством и реализацией. Данные о себестоимости продукции формируются через ведение бухгалтерского учета. Однако государство, исходя из своих фискальных интересов и налоговой политики в определенные периоды, через налоговый учет может ограничивать предельные размеры тех или иных расходов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения, либо переносить их в следующие налоговые периоды.
Современное налогообложение представляет собой  достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых показателей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и т.д.
При помощи анализа можно выявить наиболее эффективный метод налогообложения, при котором прибыль от деятельности будет наибольшей.
3. Задача по информационному обеспечению налогоисчислительного процесса. Информация  об объекте  налогообложения и элементах налогового учета подлежит систематизации и накоплению в расчетных регистрах и разрезе каждого налога. Посредством ведения расчетных корректировок данных бухгалтерского  учета и получении иной информации об объекте налогообложения  определяется  размер налоговой базы и налогового бремени предприятия.
4.Непрерывность  отражения  в хронологическом  порядке объектов учета для  целей анализа налогообложения   и формирование определенных выводов на основе накопленных данных.[27,с.10-14]
Таким образом,   анализ налогов помогает сформировать полную и достоверную  информацию  о фактическом состоянии  и движении капитала предприятия, его  финансовом состоянии и производственном потенциале. 

1.3 Методический инструментарий анализа налоговых платежей.
Актуальным  вопросом анализа хозяйственной  деятельности является изучение и оценка системы налогообложения предприятия. Предпосылкой выделения анализа  налогообложения в отдельный  блок финансового анализа явилось выделение   в учетной работе предприятий бухгалтерского учета для целей налогообложения.
Анализ  налогообложения  - это процесс  комплексного  изучения и оценки системы налогообложения  субъектов  предпринимательства с целью  выявления возможностей оптимизации налогового бремени.
Исходя  из этого, анализ налогообложения субъекта хозяйствования  является система  обязательных  платежей, уплачиваемых предприятием.
Анализ  налогообложения позволяет: с одной  стороны,  изучить систему налогообложения  субъектов  предпринимательства, с другой  стороны, измерить влияние  налогообложения на результаты хозяйственной деятельности  предприятия.
Анализ  налогообложения целесообразно  начинать с  изучения  информационно-пространственного  поля. Информационно – пространственное  налоговое поле  образуется совокупностью отношений в сфере исчисления, уплаты, сбора и распределения   обязательных платежей. Исходя из этого  на данном этапе анализа важно:
1.Правильно  определить объект налогообложения;
2.Правиль  определить налогооблагаемую базу и ее составляющие элементы;
3.Установиь  случаи и причины занижения  объектов налогообложения;
4.Определить  экономические санкции, потери  и убытки для предприятия за  счет этого;
5.Установить  виновных лиц, допустивших искажения  налогооблагаемых баз;
6.Правильно  установить источники уплаты  обязательных платежей;
7.Правильно  отразить налоги и другие  обязательные  платежи в бухгалтерском и  налоговом учете;
8.Изучить  срок и порядок уплаты обязательных  платежей;
9.Установить  случаи, причины, виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
10.Определить  финансовые санкции за несвоевременность  расчетов с бюджетом;
11.Разработать  меры по улучшению расчетно-платежной  дисциплины, другой экономической работы по налогам и другим обязательным платежам. 
Следующий этап анализа - изучение и оценка динамики налогов. При этом используют как  абсолютные, так  и относительные  показатели. Относительными показателями являются, в частности,  удельный вес (доля) отдельных видов обязательных платежей в их общей сумме, темпы роста или снижения их в динамике. Считается, что анализ  динамики целесообразно проводить по всем  обязательным  платежам в разрезе источников их уплаты, так и по каждому налогу.
Далее в процессе анализа необходимо  изучить влияние различных факторов (внутренних и внешних) на обязательные платежи  и  влияние обязательных платежей на  результаты хозяйственной деятельности. Сумма налогов и  других обязательных  платежей рассматривается как функция зависимости величины  налоговой базы, величины льготы по налоговой базе, ставки обязательного  платежа, льгот по ставке и по сумме обязательного платежа. Такая зависимость выражается следующей формулой: 

N= (NB-LNB)*(S-LS)-LN  ,

    Где  N-сумма налогов и других обязательных платежей;
    NB – величина налоговой базы;
    LNB – льготы по налоговой базе;
    S -  ставка налога и другого обязательного платежа;
    LS – льготы по ставке налога и другого обязательного платежа;
    LN – льготы по сумме обязательного платежа.
Данная  факторная модель показывает, что к числу внешних факторов, влияющих на налоги и другие обязательные платежи, относятся:
    величина налоговой базы;
    ставка налога;
    налоговые стимулы.
Влияние первого фактора рассчитывается по следующей формуле:

ДН! = ДНБН!о

                100
Влияние второго  фактора рассчитывается  следующим образом:
ДН!ДНБ!1н
                                                                       100,
    где ДН! – изменение суммы валовых налоговых отчислений;
    НБ! -  налоговая база !-го налога;
    СН! -  ставка !-го налога.
Влияние трех  перечисленных факторов можно  определить  с помощью приема цепных подстановок. Также необходимо изучить влияние изменения цен  и элементов учетной политики  и налоговой политики на обязательные платежи. Далее изучают влияние налогов  и других обязательных платежей на результаты хозяйственной деятельности.
Таблица1


 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Данные  факторного анализа, приведенные в  таблице 1, позволяют заключить, что  невозможно однозначно определить воздействие той или иной группы налогов на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Это обусловлено противоречиями между налогами и  другими обязательными платежами. Такое противоречие возникает из-за особенностей налогооблагаемых баз обязательных платежей. Например, с одной стороны, при увеличении фонда оплаты труда возрастает  величина единого  социального налога; с другой стороны, уменьшается сумма начисленного налога на прибыль. При повышении ставки НДС из оборота предприятия изымаются дополнительные средства, что уменьшает общую рентабельность деятельности предприятия и ограничивает его активность.
Основной  задачей анализа налоговых стимулов является оценка результатов их применения и подготовка информации для принятия обоснованных решений об их использовании в будущем. Для анализа налоговых  стимулов на предприятиях предлагают использовать и рассчитывать такие показатели, как  доля целевых налоговых льгот в собственном капитале, доля целевых налоговых льгот в общей сумме средств целевого финансирования, доля отсроченных налогов в чистой прибыли, доля отсроченных налогов в общей сумме задолженности по обязательным платежам, доля отсроченных налогов в общей величине заемных средств и др.
Выше  была приведена общая методика  анализа налогов и других обязательных платежей. Но в современной литературе освещены различные подходы колледж анализу налогов.
 Налогоплательщик  по определению, обязан производить  отчисления  со своих доходов  в бюджет. С этой целью  государством  водится Различные налоги  и устанавливаются определенные ставки. А та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетные фонды в виде налогов и, пошлин, сборов, количественно определяют  уровень налогового бремени.  Различные ученые предлагают  разные методики  определения налогового бремени как на макроуровне, так и  на уровне конкретного предприятия. Теслюк   Б.А.  [    ] предлагает  рассчитывать налоговое бремя  двумя способами: как отношение  суммы выплаченных налогов колледж сумме выручки или как отношение выплаченных налогов к сумме добавленной стоимости. В то время как российский ученый, к.э.н. Балацкий Е.В. [     ] разработал методику   оценки предельного о налогового бремени с учетом возможностей к воспроизводству. Он вывел формулу с учетом фондоемкости, прибыльности, структуры затрат, инвестиционной активности, а также при соблюдении «разумного» темпа экономического роста. Данная формула представляет интерес при планировании темпа экономического роста и оценки реальности его достижения при фактической налоговой нагрузке.
 Член  Финансовой академии при Правительстве  Российской федерации Буделова. Т.Н.   [    ] предлагает рассчитывать  ряд коэффициентов, таких как  коэффициент рентабельности активов,  коэффициент рентабельности собственного  капитала и другие, для анализа влияния государственных доходов на устойчивость организаций и предприятий. Эти показатели напрямую не указывают на налоговое бремя,  но динамика этих показателей дает возможность оценить изменения финансового состояния предприятия при изменении налоговой нагрузки. Непосредственно анализ налогообложения на предприятии целесообразно начинать с изучения информационно-пространственного поля. Общая методика анализа налогообложения описана Пищик Т.В. Разработанная ученым  методика приведена в начале подпункта.
Такие ученые как Савицкая Г.В.  и Стражев  В.И. [    ] в своих трудах предлагают   начинать анализ с изучения состава  и структуры налогов, а также  рассчитывать факторы первого и  второго порядка, оказывающих влияние  на сумму  и приращение налогов. В дополнение анализа ученые Любушин Н.П. и Лещева  Н.Л. [   ] предлагают дополнительно  рассчитывать изменение чистой прибыли за счет размера налоговых платежей, т.к. размер налоговых отчислений по каждому виду налогов зависит от налогооблагаемой базы и ставки  налога. Таким образом, изменение чистой прибыли под влияние налоговых платежей складывается из сумы отклонений в результате изменении налоговой базы и изменения ставки взятой с обратным знаком. Кравченко Л.И. [   ] предлагает оформлять результаты анализ составлением специальной таблицы, в которой налоги и другие обязательные платежи группируют по источникам формирования . Зверович С.Л. [   ] помимо этого предлагает составлять результативную таблицу о темпах развития основных показателей хозяйственной деятельности, налогов и других обязательных платежей по предприятию, в котором помимо основных показателей производственной деятельности (выручка, сумма налогооблагаемой прибыли, выработка на одного работника, фондоотдача всех ОПФ, общая сума налогов и других обязательных платежей отнесенных на результаты хозяйственно деятельности и др.) указывается доля   налоговые платежей  в прибыли и выручке. Панков Д.А.[    ] в своем труде описывает методику ведения бухгалтерского учета и анализ в зарубежных странах. Он предлагает проводить вертикальный анализ выручки по составным е экономическим элементах  и делать выводы о направлении и силе влияния на величину накапливаемой прибыли таких важных групп факторов, как прямые и косвенные затраты, амортизация, налоги. 

2. Порядок исчисления  платежей в бюджет 
 

2.1 Анализ  состава,  структуры и динамики  налогов и общей  налоговой нагрузки  предприятия.
Государственные доходы оказывают существенное воздействие  на финансовую устойчивость организаций. Основным видом государственных доходов играющих решающую роль в перераспределении ВВП, являются налоги.
Обобщенной  характеристикой, указывающей на действие, которое налоги оказывают на положение  налогоплательщиков,  а также  на количественную  оценку этого  воздействия, является налоговая нагрузка или налоговое бремя.
Налоговое бремя определяется отношением всех уплачиваемых налогов и платежей ко всем получаемым доходам соответствующего субъекта хозяйствования, соответствующего контингента. В связи тем, что  количественным параметром оценки финансовой устойчивости организации является совокупность коэффициентов финансового состояния (рентабельность, платежеспособность, ликвидность, деловая активность), анализ влияния налоговой нагрузки целесообразно ввести в разрезе отданных коэффициентов. Данные для расчета нижеследующих коэффициентов можно получить из справки  о платежах в бюджет и внебюджетные фонды формы №5 Годового отчета.
Влияние  налоговой нагрузки на коэффициенты рентабельности.
Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение  чистой прибыли (после уплаты налогов) к различным показателям хозяйственной деятельности (капиталу, объему реализации, активам и т.д.)  Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается  как отношение чистой прибыли предприятия к величине его собственных  средств:      
Кре к=     Пчист/ Ксред
Собственные  средства предприятия состоят из уставного капитала, других фондов и резервов, нераспределенной прибыли  прошлых лет  и прибыли отчетного  года. У нормально функционирующего предприятия числитель коэффициента рентабельности  собственного капитала (т.е. прибыль текущего года) всегда меньше знаменателя (капитала), поэтому коэффициент рентабельности собственного капитала всегда больше нуля, но меньше единицы. Чем выше коэффициент, тем выше финансовая устойчивость предприятия.
Согласно  вышеназванной методике проведем расчет этого коэффициента по данным СПК  «Щучинагропродукт».
К рен  к 2003г. =  1058/15188=0.071 ;                          
К рен  к2004г. = 1409/18736=0.075;                          
Рисунок 1 иллюстрирует зависимость коэффициента рентабельности собственного капитала от увеличения налога.
Из рисунка 1  видно, что увеличение ставки налога ведет к снижению рентабельности капитала. При этом влияние тем  существеннее, чем ниже изначальный показатель рентабельности. Так, у СПК «Щучинагропродукт»  с изначально низким уровнем рентабельности капитала как в 2003г. так и в 2004г. приблизительно равным 0,1, увеличение ставки налога  2 % вызовет снижение уровня рентабельности примерно на 0,04 %
 

Рис.1
0,9
0,8
0,7
0,6
0,5
0,4
0,3
0,2
0,1 

           1       3      5      7      9      11      13      15      17      19      21
                                 Изменение налога, % 

Аналогичные выводы можно сделать и  о влиянии налоговой нагрузки на коэффициент рентабельности активов (Кра), где А сред – среднегодовая величина активов, П чист -  чистая прибыль организации:
Кра=Пчист
        Асред
Произведем  расчет данного коэффициента на основе данных СПК «Щучинагропродукт».
Асред2003г.=(13451+18786)/2=16118.5 млн.руб;                          
Кра2003г.= 1058/16118,5=0,066;                          
Асред2004г.=(18773+24521)/2=21647 млн.руб;                          
Кра2004г.=1409/21647=0,065;                          
Так как увеличение налогов (кроме косвенных в случаях, когда налоговое бремя перекладывается на покупателей) приводит к уменьшению как чистой прибыли, так и активов предприятия, то и коэффициент рентабельности активов сокращается при росте налогов аналогично коэффициенту рентабельности собственного капитала (кроме роста косвенных налогов, перекладываемых на покупателей).
Произведем  расчет  коэффициента  рентабельности реализации (Крр), где  Р объем -  объем реализации,
Крр=    Пчист
              Робъем,
У СПК «Щучинагропродукт» данные показатели следующие:
Крр2003г=1058/9374=0,113;                          
Крр2004г.=  1409/13120=0,0170;                                     
  Следует  отметить, что величина налоговой  нагрузки не влияет на объем  реализации (т.е. на знаменатель коэффициента), поэтому результатом роста налогов становится снижение чистой прибыли (т.е. числителя коэффициента) и уменьшение коэффициента рентабельности реализации.
Таким образом, рост налоговой нагрузки, ведущий  к увеличению  государственных доходов, вызывает  снижение таких  важных показателей финансовой устойчивости организации, как различные  коэффициенты рентабельности (за исключением случаев  роста косвенных налогов, которые возмещаются покупателями и в этом случае практически не влияют на рентабельность предприятий).
Влияние  налоговой нагрузки на коэффициенты ликвидности.
Коэффициенты  ликвидности  рассчитываются как  отношение определенной части активов  предприятия к его краткосрочным  пассивам ((П кратк) (краткосрочным  обязательствам)). Различают коэффициенты общей ликвидности (Кл общ) (В числителе - все оборотные активы (Аобор)), срочной ликвидности (Кл сроч)  и абсолютной ликвидности (Кл абс)(в числителе только денежные средства(Д)):
К л общ=  Аобор
                    П кратк
К л общ2003г. = 14808/2094=7,072;                          
К л  общ2004г. = 17654/5793=3,0475;                                                
В момент начисления налоги увеличивают краткосрочные  пассивы предприятия, однако в момент уплаты данная задолженность списывается. 
Поэтому рост налогов увеличивает знаменатель  коэффициентов ликвидности лишь на непродолжительное время,  в  промежутке между моментом начисления налога и моментом его уплаты.
Фактор  воздействия налогов на ликвидность  посредством увеличения краткосрочных обязательств предприятия заслуживает  внимания  в основном при  анализе   ликвидности на определенную дату. В большинстве прочих случаев воздействие роста налоговой нагрузки  на ликвидность происходит  в результате увеличения  налоговых платежей и,  следовательно, снижения величины средств  предприятия.
Поскольку денежные средства входят в числитель  каждого показателя ликвидности, а  задолженность  по налогам и сборам – в знаменатель каждого показателя,  то  характер влияния изменения  налоговой нагрузки на все основные показатели ликвидности одинаков. Таким образом, рост налоговой нагрузки вызывает снижение таких важных показателей финансовой устойчивости,  как различные коэффициенты ликвидности (за исключением случаев роста косвенных налогов, который в большинстве отраслей снижает ликвидность   лишь в краткосрочной перспективе, пока  сумма налога не полностью компенсирована роста денежных поступлений от покупателей).
Влияние налоговой нагрузки на коэффициенты деловой  активности.
Коэффициенты деловой активности рассчитывается как отношение выручки от реализации (ВР) к валюте актива предприятия(А сред). В СПК «Щучиагропродукт » коэффициент деловой активности   имеет следующую величину:
Коб а 2003г.=  7089/18786=0,377;                         
Коб а 2004г.= 9340/24521 =0,381;                             
Поскольку выручка от реализации для расчета  данного коэффициента не включает  косвенных налогов (НДС, акциза), то рост любых налогов напрямую не влияет на величину числителя  данного коэффициента.
По результатам  анализа влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость   с  помощью коэффициента деловой активности  можно сделать вывод, что увеличение налогов либо не влияет на показатель деловой активности предприятия, либо несколько улучшает их. Гораздо заметнее влияние на  данные показатели  изменений периодичности уплаты налогов или сроков уплаты  налогов установленных законодательством.
Влияние налоговой нагрузки на коэффициенты структуры  капитала (платежеспособности).
Коэффициенты  структуры капитала рассчитываются как отношение отдельных элементов пассивов и капитала между собой (коэффициент  собственного капитала (К ск) и коэффициент  заемных сердств (Кзс)), где К
соб - собственный  капитал ; З средт - заемные средства.
Кск=  Коб/ К соб+Зсред
Кск2003.г=   15188/15188+303=0,981;                                           
Кск2004г.= 18736/17736+508=0,0974;             
Кзс=      Зсред
               К соб
 Кзс2003г.=303/15188=0,021;
 Кзс2004г.= 508/18736=0,0271;                      
Следует отметить, что в состав заемных средств для целей  расчета данных показателей  не входят отдельные виды кредиторской задолженности нефинансового характера, в частности задолженность по налогам и сборам.
Внесем  значения полученных коэффициентов  в таблицу.
Таблица
    КОЭФФИЦИЕНТ 2003г. 2004г. Отклонение(+,-)
    Коэф. рентабельности собственного капитала 0,071 0,075 0,004
    Коэф. рентабельности активов 0,066 0,065 -0,001
    Коэф. рентабельности реализации 0,113 0,107 -0,006
    Коэф. структуры капитала 0,981 0,974 -0,007
    Коэф.заемных  средств 0,021 0,027 0,006
    Коэф.ликводности  общ. 7,072 3,047 -4,025
           
    Коэф. оборачиваемости активов 0,377 0,381 0,004
Из проведенного  выше анализа  влияния налоговой  нагрузки  в СПК  «Щучинагропродукт» на параметры финансовой устойчивости  предприятия  можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение  прямых налогов  и налогов  на имущество (капитал) отрицательно  влияет на коэффициенты  рентабельности, ликвидности, структуры капитала. Это говорят отрицательные значения  коэффициентов: рентабельности собственного капитала равное минус 0,007; коэффициента рентабельности активов равное минус 0,001; коэффициента рентабельности реализации равное минус 0,006; общего коэффициента  ликвидности равное минус 4,025. Но, несмотря на это, относительно небольшие отрицательные  значения  данных коэффициентов говорят о незначительном увеличении налоговой нагрузки на предприятия в 2004году. Однако, уменьшение этих налогов  в долгосрочной перспективе повышает  финансовую устойчивость предприятия;
2.Влияние роста прямых налогов и налогов на имущество (капитал) на показатели деловой активности (оборачиваемость средств и фондоотдача) в целом нейтрально, хотя отдельные показатели, например оборачиваемость кредиторской задолженности может улучшаться. Однако это не способно компенсировать отрицательного воздействия увеличения налогов на иные показатели финансовой устойчивости;
3.Влияние  косвенных налогов  на показатели  финансовой устойчивости  зависит   от возможности  предприятия   переложить бремя  этих налогов  на своих покупателей и заказчиков;
4. Если  предприятие само несет бремя   дополнительных налоговых расходов  и не может  заложить  рост  косвенных налогов в цену товара (продукции, работ, услуг), то основные  коэффициенты рентабельности, ликвидности   и структуры капитала ухудшаются, и  финансовая устойчивость снижается. Соответственно, снижение косвенных налогов  в этом случае  вызывает улучшение финансового состояния предприятия;
5. На  финансовую устойчивость предприятия  могут оказывать  влияние изменения  как абсолютной суммы налогов  (за счет изменения ставок, правил расчета налоговой базы, ведения и отмены налоговых льгот и т.д.), так и сроков их уплаты.
Известно, что высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности  отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов.
На уровне предприятия  налоговое бремя  можно рассчитать следующим способом:
Отношения суммы выплаченных  (начисленных) налогов и сборов к выручке  предприятия, операционных и внереализационных доходов. Этот показатель рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности и определяет  сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии.
 Фактическое  значение налоговой нагрузки  предприятия (по фактам начисления  и выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия  на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.
Проведем  расчет налогового бремени СПК «Щучинагропродукт»:
НБ номинальное2003г.=1152/1058=1,089;
НБ реальное 2003г.=1131/1058=1,069;
 Налоговое  бремя  реальное  в 2003г. ниже  номинального  на 2% предположительно  за счет переплаты платежей  в бюджет в предыдущих периодах.
Рассчитаем налоговое бремя в 2004г.:
НБ номинальное 2004г.=2010/1409=1,427;
НБ реальное 2004г.=2012/1409=1,428;
Налоговое бремя номинальное выше реального  на 1% по аналогичной причине.
Налоговое бремя номинальное   в 2004г. по сравнению  с 2003г. выросло на 33.8%, реальное в свою очередь на 35,9%. 

2.2 Анализ  налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Факторы изменения их величины.
Согласно  действующему законодательству, значительная часть налогов и отчислений включается в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). Следует отметить, что это не предусмотрено  международными стандартами, поскольку это приводит  завышению себестоимости товаров, снижает  их конкурентоспособность на международных рынках. Еще Франсуа Кенэ (1694-1774) утверждал, что  правильно организованный налог   должен взиматься за счет чистого продукта. Его ни в коем случае нельзя включать в  издержки  воспроизводства, так как в этом случае  он разоряет  земледельца, собственника.   Среди налогов, включаемых в себестоимость, можно выделить две группы:
1.налоги, относимые на себестоимость продукции,  которые     рассчитываются  в большинстве своем по фиксированным   ставкам (земельный, экологический,  плата за размещение отходов  и др.)
2.чрезвычайный  налог и отчисления на социальные нужды, рассчитывается в зависимости от сформированного на предприятии фонда оплаты труда.
   Особого внимания заслуживает проблема налоговой  нагрузки  на заработную плату. В  Республике Беларусь  фонд оплаты труда  подвергается неоднократному обложению  налогами, которые можно разделить на две группы:
   1.Налоги  и отчисления, рассчитываемые  непосредственно   в зависимости от величины  начисленной заработной платы;
   2. Налоги и отчисления, взимаемые  с фонда  заработной платы  как элемента себестоимости, которая  в свою очередь  является составляющей выручки.
   В первую группу  налогов входят  отчисления в Фонд   социальной защиты населения, единый платеж от фонда  оплаты труда, включая  чрезвычайный  налог и отчисления  Фонд содействия занятости, а также подоходный налог.
   Налоги  и отчисления, исчисляемые  от фонда  оплаты труда, являются  одной  из составляющих себестоимости и, соответственно, входят  в базу обложения  налогами из выручки. В связи  с этим приходится говорить о проблеме  обложения  «налогов налогами».
   Двойное налогообложение всегда означает дополнительную финансовую нагрузку для субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность на международном уровне. Бесспорным является тот факт, что негативное влияние двойного налогообложения на предприятие и экономику государства в целом показывает необходимость принятия мер по его избежанию.
 Для  обеспечения непрерывного производства  требуются постоянные затраты  во всех сферах  деятельности  предприятия. Одни из них непосредственно   связаны с производственным процессом, другие - с его организацией  и управлением. По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции расходы в хозяйстве делят на:  прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно относятся к возделыванию  отдельных сельскохозяйственных культур и содержанию  определенных групп скота. Косвенные затраты относятся  к возделыванию  нескольких культур. В себестоимость может  включается ряд налогов и сборов. Такими налогами являются:
Чрезвычайный  налог для ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и обязательных отчислений  в государственный фонд содействия занятости.
Базой для   исчисления единого платежа  является фонд заработной платы.
В состав фонда заработной платы включается заработная плата в денежной  и натуральной форме. К выплатам,  включаемым в состав фонда заработной платы относятся:
1.Заработная  плата  (заработная плата, начисленная  работникам по тарифным  ставкам,  окладам за отработанное время,  по сдельным расценкам и т.д.)
2.Поощрительные  выплаты (надбавки, премии, вознаграждения, материальная помощь и т.д.)
3.Компенсационные  выплаты, связанные с режимом  работы и условиями труда (доплата   за работу в ночное время,  в праздничные  и выходные  дни и т.д.)
4.Оплата  за неотработанное время (оплата  отпусков, курсов повышения квалификации и т.д.)
5.Отдельные  выплаты социального характера  (стоимость бесплатно предоставляемого  питания работникам, средства на  возмещение расходов по оплате  коммунальных услуг, найму жилья  и т.д.)
6. Индексация;
7.Другие  выплаты.
Фонд  оплаты труда является базой для исчисления налога и отчислений.
Размер  единого платежа составляет 4% от фонда заработной платы (Чрезвычайный налог –3%, обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости-1%).
  На  сумму отчислений в государственный  фонд содействия занятости влияют факторы, представленные на рисунке 2.
 Рисунок  2. Структурно-логическая модель чрезвычайного налога 

 

 
 




 



 

 
 

Следует отметить, что фонд  заработной платы  для исчисления отчислений в фонд содействия занятости   корректируется на   величину фонда заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Данные  о величине фонда заработной платы берут в форме 5-АПК «Отчет по труду» а также в Расчете чрезвычайного налога  и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, который составляется ежемесячно.
 Приведем  факторный анализ Чрезвычайного  налога. Общая схема анализа выглядит  следующим образом:
ЧН 2003= База 0*Ст 0;
ЧН усл = База 1*Ст 0;
ЧН 2004= База 1*Ст 1;
ЧН 2003=169*5%=8,45 млн.руб;
ЧНусл =(221-169)*5%=2,6 млн. руб;
ЧН2004=221*5%=11,05млн. руб;
DЧН(Базы)=11,05-8045=2,6 мн.руб;
DЧН (Общее)=2,6 млн.руб.
Ставка  данного налога не изменялась, следовательно,  влияние данного фактора необходимо исключить из анализа.
Сельскохозяйственные предприятия могут включать в себестоимость и налог за использование природных ресурсов (экологический налог).
    Базой для исчисления налога являются:
    объемы использованных (добываемых) природных ресурсов;
    объемы переработанных нефти и нефтепродуктов;
    объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и т.д.
Налог состоит из платежей за использование  природных ресурсов и выбросы  загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах утвержденных лимитов, за перерасход природных ресурсов и за выбросы сверх  установленных лимитов, а также за переработку нефти и нефтепродуктов. Лимиты устанавливаются Советом Министров или же устанавливаются ставки налога за выбросы сверх установленных лимитов либо без  установленных лимитов, налог взимается  в 15-кратном размере установленной ставки налога. Т.е. к налогооблагаемой базе прибавляются  суммы налога сверх лимита(ставка умножается на 15)
СПК «Щучинагропродкут»  уплачивает Экологический налог  в разрезе следующих платежей, которые производятся ежемесячно:
1.Плата  за размещение отходов;
2.Налог  на выбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду от передвижных  источников;
3. Налог  на выбросы (сбросы) загрязняющих  веществ;
4.Налог  на добычу природных веществ.
Проводить факторный анализ данного вида налога нецелесообразно, так как  довольно сложно определить налогооблагаемую базу по налогу за год.
Следует отметить, что если у предприятия  имеются льготы по уплачиваемым налогам, то для расчета суммы налога они  исключаются.
Сумма налога=(Налоговая база - налоговая база, необлагаемая налогом)*Ставка  налога;
Проанализируем  динамику и структуру налогов, уплаченных СПК «Щучинагропродукт» в 2003-2004гг.
Таблица
      Вид налога 2003г. 2004г. Отклонение
      По сумме    в%   По сумме    в%   По сумме    в%
    Чрезвычайный 8 7.5 13 10.5 4 162.5
    Экологический 47 44.3 60 48.4 12 136.4
    Земельный 51 48.2 51 41.1 х 100
    ИТОГО: 106 100 124 100 116,9 х
Общая сумма  налогов включаемых в себестоимость  продукции по сравнению с 2003г. Увеличилась  на 16,9%, в т.ч Чрезвычайный  увеличился на 62,5%, экологический на 27.6%
В структуре  налогов 2003г.  Чрезвычайный налог  составлял 7,5%, а Экологический 44,3%, земельный  - 48,2%.  В 2004г. Произошло  изменение  в структуре налогов, так, доля  Чрезвычайного налога увеличилась  и составила 10,5%, а доля Экологического  налога увеличилась и составила 48,4 %, земельного 41,1%. Данные для анализа данного налога можно получить из расчетов в ИМНС, составляемых ежемесячно. 
 
 

    2.3Порядок  исчисления платежей  в бюджет из  выручки
    Исчисление налога на добавленную стоимость   является обязательным
    Базой для  исчисления НДС являются: 1)товары, работы, услуги; 2)имущественные права  на объекты интеллектуальной собственности; 3) основные средства.
    Базой для  налогообложения признаются:
    1.обороты по реализации объектов на территории РБ;
    2.обороты  по реализации объектов за  пределы РБ.
        Налогообложение производится по следующим ставкам:
    0%-применение  нулевой ставки означает полное  освобождение от налога оборотов  по реализации товаров, работ,  услуг; 
    10%-льготная  ставка при реализации производимой  на территории Республики Беларусь  продукции растениеводства (кроме  цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыболовства, пчеловодства и т.д.  Ставка 10% применяется при реализации данных товаров на территории Республики Беларусь.
    При реализации указанных товаров за пределы Республики Беларусь их налогообложение  производится по ставке 20%.
     18% - по остальным товарам, работам  и услугам.
    9,09%; 15,25% - ставки, используемые при обратном методе исчисления налога.
    Облагаемый  оборот уменьшается на сумму налогов  и неналоговых платежей, уплачиваемых из выручки (отчисления  на содержание ведомственного жилого фонда и т.д).
    Изменения   суммы уплачиваемого налога на добавленную  стоимость обуславливается за счет факторов, представленных на рисунке 4.
    Рисунок4. Структурно-логическая модель налога на добавленную стоимость 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     













 

 


 

Данные  для анализа можно получить из  налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 12 месяц.
Для анализа  уплаты НДС необходимо составить  двухфакторную модель вида:    НДС=ОО*Ст, где
НДС-сумма  уплаченного налога на добавленную  стоимость;
ОО-облогаемый НДС оборот по реализации;
Ст- ставка налога;
Проведем  анализ динамики налогооблагаемой базы и суммы НДС за 2003/2004гг.
Ставка,% 2003г. 2004г. Изменение,%
Налогооблогаемая  база Сумма НДС Налогооблогаемая  база Сумма НДС
20/120 2259600 376600 169858350 28309725 169,2
18/118 311566007 47527018 х х х
10/110 7652439465 695676315 6232941688 56631058 122,7
15,25 1894498 288911 х х х
Розничная 2501221230 280528987 1704638535 178428449 157,2
Освобождение  от НДС 10957168 х х х х
Бонус   х 1479396 246615 х
ИТОГО НДС х 1025341212   773615847 132,5
Вычеты х 1015279466   713735708 142,3
Сумма НДС улаченого нарастающим итогом за год х 10061746 х 59880139 х
 
Из таблицы  видно, что за счет увеличения на 42.3% вычетов по НДС, сумма НДС  к  уплате за реализованную продукцию  снизилась в 2004г. на 49818393 рублей. Темп роста НДС по реализации составил 132,5% (НДС за 2003г. -773615847 руб., за 2004г.-1025341212 руб.) База для исчисления НДС исчисляется с учетом льгот  в соответствии с Законом №1319-Х11 от 19.12.91  «Закон о НДС» на сумму в 2003 г.- 6232941638, в 2004г. 7652439465 руб.
    Отчисления  в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия  и аграрной науки  и налог  с пользователей  автомобильных дорог  в дорожные фонды (Ф респ.) могли уплачивать  отдельные сельскохозяйственные предприятия до 2005г. СПК «Щучинагропродукт» данный вид налога уплачивал, так как находится на общей системе налогообложения. С организации взимался сбор в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции 2% и налог с пользователей автомобильных дорог по ставке 1% выручки от реализации товара, работ, услуг – уплата единым платежом 3%.
    Целевые сборы на формирование местных целевых  бюджетных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (Ф мест.). Уплата сбора осуществляется единым платежом  в размере 1,15 % (сбор на формирование местных, целевых и бюджетных фондов – 0,4 % и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда – 0,75 %).
          Если организация  по итогам отчетного месяца понесла  убытки, то она имеет право на получение средств из целевого сбора  на финансирование расходов, связанных  с содержанием и ремонтом жилищного  фонда. Для получения возмещения предприятию необходимо заполнить соответствующий расчёт. Возмещение осуществляется по установленным нормативам.[4] Данные для анализа  вышеназванных сборов можно получить  из налоговой декларации (расчета) по данным видам налогов.
    Проведем  анализ данных видов налогов в таблице 

Показатель 2003г. 2004г.   Темп изменения,%
Ф респ. Ф мест. Ф респ. Ф мест. Ф респ. Ф мест.
Выручка от реализации 8156890,689 8156890,689 11125774,38 11125774,4 136,4 136,4
  Необлагаемая выручка   (льготы) 4623141,807 4623141,807 748987,505 7489878,51 162,1 162,1
Облагаемая  выручка 35333748,88 3533748,882 3635895,874 3635895,87 102,9 102,9
Налоги, исключаемые из выручки 594940,783 653716,945 734618,174
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.