Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование управления издержками предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

 

               ВВЕДЕНИЕ

 
     С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
     Острая  конкурентная борьба заставляет предприятия  проявлять пристальный интерес  к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и  мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.
     Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  достижение высоких результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
     Основным  финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия[1].
     Практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата[6].
     В последние годы наблюдается тенденция  к росту издержек производства в  связи с удорожанием стоимости  сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
     Эффективное управление затратами подразумевает:
     ? управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;
     ? органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
     ? умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
     ? организацию системы управления производством, ориентированную на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
     ? сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
     ? вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
     ? оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
     ? широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
     ? повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.
     Соблюдение  принципов организации управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики[3]. 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические и методологические основы управления затратами на предприятии

     1.1 Сущность и классификация  затрат предприятия

 
     Для того, чтобы раскрыть данную тему необходимо изначально изучить сущность затрат и привести их различную классификацию. В современной литературе существует множество определений и большое количество точек зрения на сущность данных понятий.
     Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
     Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.
     В отличие от затрат расходы не могут  быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках[5].
     Понятие «издержки» используется в экономической  теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.
     Например, издержки производства – это затраты  материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.
     Общественные издержки на производство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляют для изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой для определения исходной цены предложения, а также для выбора рациональной предпринимательской политики[5].
     Издержки  предприятия отражают текущие затраты  на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг).
     В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура  завися от многих факторов: организационно – правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах[4].

     1.2 Процесс управления  затратами на предприятии

 
     Рассмотрим, что в общем представляют собой  процесс управления расходами на производство и реализацию продукции на предприятии. Управление расходами предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами[8].
     Управление  – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления, при условии рационального использования имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования.
     Исходя  из содержания понятия «управление», основными элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькулирования себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
     Трудно  переоценить то значение, которое  имеет наличие информации о затратах и расходах для деятельности предприятия и результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.
     Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции[9].
     Непосредственно в процессе управления расходами  и себестоимостью продукции решают где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы, и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления расходами и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.
     Общая бухгалтерия решает проблемы формирования картины финансового положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Данные этого учета предназначены главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних потребителей.
     Счета финансового учета служат для  обобщения информации о наличии  и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов (счета финансового учета – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы по обычной деятельности, остатки материальных ценностей и продажи).
     Производственная  бухгалтерия осуществляет формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг[7].
     Одновременно  выделение управленческого учета  способствует сохранению коммерческой тайны об уровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов  продукции, их конкурентоспособности (счета управленческого учета  – материалы, основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, готовая продукция, продажи).
     Каждое  предприятие должно предусматривать  использование разнообразной информации о деятельности предприятия в  системе управления затратами и  себестоимостью продукции:
     1) При прогнозировании, оценки ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет.
     2) В процессе планирования, то есть обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один - два года с учетом организационного уровня производства и величины всех факторов, которые поддаются количественной оценки. Особое значение, при текущем планировании затрат и себестоимости продукции, имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрение новой технологии и т.д.
     3) При нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции.
     4) В процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции.
     5) При анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановыми, в динамике, с предприятиями – конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.
     6) В процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявлении резервов экономии затрат на производство и возможности по снижению величины и уровню себестоимости продукции (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.).
     В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила работы):
     1) Увеличивать производство конкурентоспособной  продукции за счет более низких расходов и, следовательно, цен.
     2) Обеспечивать качественной и  реальной информацией о себестоимости  отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий – конкурентов.
     3) Использовать возможности гибкого ценообразования.
     4) Представлять объективные данные  для составления финансового  плана и бюджета предприятия.
     5) Иметь возможность оценивать  деятельность каждого структурного  подразделения с финансовой точки зрения.
     6) Принимать обоснованные и эффективные решения.
     Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции[9].
     Таким образом, исходя из вышеизученного материала, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью в управлении затратами на любом предприятии является их планирование и анализ, на основе данных которых базируется вся система управления затратами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «МЕЛЬНИК»

     2.1 Краткая характеристика  ОАО «Мельник»

 
     ОАО «Мельник» г. Рубцовск является частью крупной Агропромышленной компании, выпускающей муку всех сортов, макароны, крупы, подсолнечное масло, комбикорма.
     Основные  виды деятельности ОАО «Мельник»:
     ? производство и реализация: муки, круп, комбикормов, хлеба, растительного  масла, макарон, других товаров народного  потребления;
     ? очистка, сушка, хранение и перевалка  зерна и зернопродуктов;
     ? экспортно-импортные, товарообменные, маркетинговые и торгово-закупочные операции;
     ? внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность на Территории России и  других государств;
     ? сельскохозяйственная деятельность;
     ? оказание посреднических услуг;
     ? научно - исследовательские и проектно - конструкторские работы;
     ? ремонтные и строительные работы;
     ? профессиональное обучение и переобучение кадров.
     Уставный  капитал ОАО «Мельник» составляет 29 тыс. руб., разделен на обыкновенные акции, номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Акции выпущены в безналичной форме, в виде записей на счетах.
     Имущество ОАО «Мельник» составляют основные фонды и оборотные средства, также иное имущество, стоимость которого отражается на его самостоятельном балансе. Источником имущества общества являются собственные и привлеченные заемные средства: к собственным средствам относятся уставный капитал; фонды, создаваемые обществом из чистой прибыли, в т. ч. резервный фонд; средства, полученные в оплату работ, услуг и иной деятельности, не запрещенной Законом. К заемным средствам относятся кредиты банков и других организаций, а также кредиторская задолженность.

     2.2 Учёт издержек  на предприятии ОАО «Мельник»

 
     В деятельности любого предприятия огромное значение занимают затраты. Деятельность финансового менеджера должна быть напрямую направлена на оптимизацию их величины и максимально возможное снижение, которое бы не повредило качеству выпускаемой продукции. Управление затратами на предприятии осуществляется комплексно различными отделами[4].
     Управление затратами ОАО «Мельник» представляет собой непрерывный процесс их учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.
     Учет  объема производства и производственных затрат - важнейший участок в системе управления себестоимостью, оказывающий прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность.
     Снижение  себестоимости продукции имеет  большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала. Отсюда вытекает значимость роли, которая принадлежит бухгалтерскому учету и калькулированию себестоимости продукции в процессе управления затратами предприятия.
     Учет  затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции в ОАО  «Мельник» осуществляет главный  бухгалтер. Основными задачами учета  затрат производства на исследуемом  предприятии является: определение  фактического объема выпуска продукции, ее ассортимента и качества; исчисление всех фактических затрат на производство, себестоимость единицы вырабатываемой продукции.
     Учет  затрат невозможен без группировки  по элементам и статьям расходов. В целом же группировка постатейного и поэлементного разреза себестоимости показывает ее структуру. На исследуемом предприятии с учетом особенностей технологии и организации его основных производств, а так же в целях рациональной организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции устанавливается: экономически обоснованная номенклатура статей калькуляционных затрат и, в том числе, статей всех видов комплексных расходов (расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и другие); оптимальное количество аналитических счетов к 20 счету «Основное производство»; оптимальное количество объектов калькулирования себестоимости продукции; метод распределения затрат между незавершенным производством и готовой (товарной) продукции; метод распределения косвенных затрат между аналитическими счетами основного и вспомогательного производства и объектов калькуляции.
     Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции и каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. А так же позволяет осуществить контроль над формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Анализ затрат по элементам изображен в таблице 1.
 

     
Таблица 1- Анализ затрат по элементам на производство продукции ОАО «Мельник» в 2006-2008 гг.
Элементы  затрат 2007 2008 Отклонение (+,-) Изменение удельного веса
Сумма, тыс.руб. Удельный вес, % Сумма, тыс.руб. Удельный вес, % 07/06 08/07 07/06 08/07
1. Материальные затраты, в т.ч.: 559739 70,2 441732,1 66,2 180489,6 -118006,9 2,3 -4
Основные  материалы 469638,5 58,9 355654,4 53,3 166350,8 -113984,2 4,6 -5,6
Электроэнергия 78937,55 9,9 72065,05 10,8 25876,15 -6872,499 0,4 0,9
Зап. части для ремонта ОС 8770,839 1,1 8007,228 1,2 -1282,899 -763,611 -0,7 0,1
Прочие  материальные затраты 2392,047 0,3 6005,421 0,9 -10454,4 3613,374 -2 0,6
2. Затраты на оплату труда 115615,6 14,5 108097,6 16,2 22339,25 -7518,027 -2,2 1,7
3. Отчисления на соц. Нужды 11162,88 1,4 10009,04 1,5 2226,23 -1153,851 -0,2 0,1
4. Амортизация 22325,77 2,8 18016,26 2,7 5011,001 -4309,509 -0,3 -0,1
5. Прочие затраты 88505,73 11,1 89414,05 13,4 28741,85 908,307 0,4 2,3
Итого 797349 100 667269 100 238808 -130080 - -
 

     
     Анализ затрат на производство продукции по элементам наглядно демонстрирует, что наибольшую долю занимают материальные затраты. Их удельный вес составил в 2007 г. – 70,2%, в 2008 г. – 66,2%. Вторыми по удельному весу в сумме общих затрат на производство и реализацию продукции занимают затраты на оплату труда. Снижение материальных затрат на производство и реализацию продукции в 2008 г. на 4%, благодаря новым технологиям внедряемым на предприятии привело к снижению общих затрат предприятия.
     Рассматривая  структуру материальных затрат, можно сделать вывод о том, что подавляющую долю в ней занимают основные материалы, доля которых также снизилась к 2008 г. Это снижение составило 5,6 %. Снижение данной категории затрат связано с уменьшением потерь от брака, благодаря периодическому внедрению на предприятии новых технологий, о чем уже было сказано выше[8].
     Проанализируем  затраты по статьям калькуляции, результаты анализа представлены в таблице 2.
 

     
Таблица 2 - Анализ затрат по статьям калькуляции  на производство продукции ОАО «Мельник» в 2006-2008 гг.
Статьи  затрат 2007 2008
Полная  с/с фактически выпущ. продукции Отклонение  от плана Полная  с/с фактически выпущ. продукции Отклонение  от плана
Полная  с/с Фактическая с/с в абсолютном размере к плановой сумме  по данной статье план с/с факт с/с в абсолютном размере к плановой сумме по данной статье
1. Сырье и материалы 509362,49 559739,00 50376,51 109,89 485905 441732 -44173,21 90,91
2. Заработная плата 100585,58 115615,6 15030,03 114,94 130798 108097 -22700,49 82,64
3. Отчисление на соц. нужды 12502,43 11162,89 -1339,55 89,29 9908,9 10009 100,09 101,01
4. Расходы на содержание и эксплуатацию оборуд. 49120,70 47690,00 -1430,70 97,09 61452 56900 -4552,00 92,59
5. Вспомогательное производство 1638,00 1560,00 -78,00 95,24 1913,5 2012 98,50 105,15
6. Общепроизводственные расходы 16366,98 16701,00 334,02 102,04 13900 14200,0 300,00 102,16
7. Общехозяйственные расходы 45780,00 44880,51 -899,49 98,04 44524 34318,3 -10205,69 77,08
8. Полная с/с 735356,18 797349,00 61992,82 108,43 748401 667269, -81132,80 89,16
 

     
     Таким образом, в соответствии с данными таблицы 2 в 2007 г. наблюдается превышение плановой суммы затрат практически по всем статьям затрат, это повлекло за собой превышение полной себестоимости продукции на 8,43%. Следует отметить также, что в 2007 г. наблюдался резкий рост затрат, который отражен в анализе представленном в таблице 2. Наибольшее превышение плановой величины затрат произошло по статье «Сырье и материалы» и статье «Заработная плата». Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общехозяйственные расходы были ниже запланированной величины, что связано прежде всего с вынужденными мерами по снижению затрат по возможным направлениям, так как по выше названным статьям произошел значительный перерасход.
     К 2008 г. в связи с внедрением новых  технологий, как уже было сказано  выше, наблюдалось общее снижение затрат на 16,31%. В этом году наблюдается  значительная экономия по всем статьям затрат. Снижение трудозатрат и повышение производительности труда позволило снизить затраты на оплату труда по сравнению с плановым показателем на 17,34% и одновременно, снизив потери от брака снизить затраты на сырье и материалы на 9,09%. Таким образом, в сумме под влиянием всех факторов, снижение общей суммы плановых показателей составило 10,84%.
     Проведя анализ себестоимости по калькуляционным  статьям на производство продукции  за исследуемый период видно, что  наибольшее влияние на отклонение фактической  величины от плановой оказывают статьи затрат: «Сырье и материалы», «Заработная плата» и «Общехозяйственные расходы». Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство и реализацию продукции является поиск резервов по сокращению этих расходов.

     2.3 Разработка методологических  основ анализа на предприятии  ОАО «Мельник»

 
     В качестве обобщающего показателя себестоимости  продукции проанализируем затраты на рубль произведенной продукции ОАО «Мельник». В большей мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и наоборот. Он позволяет дать оценку снижения себестоимости продукции, определить динамику себестоимости и выявить причины отклонений фактических затрат от плана, или фактических затрат от предыдущих периодов[6].
     Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
     ? изменение структуры выпущенной продукции;
     ? изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
     ? изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
     ? изменение оптовых цен на продукцию.
     Рассмотрим  влияние этих факторов на показатель затрат на рубль товарной продукции ОАО «Мельник» за 2007 – 2008 гг.
     Условные  обозначения:
     q – количество продукции;
     S – себестоимость единицы продукции;
     C – оптовая цена единицы продукции;
     S1ф – фактическая себестоимость единицы продукции, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы. Результаты анализа представлены в таблице 3. 

Таблица 3 – Анализ затрат на рубль произведенной продукции ОАО «Мельник»
Наименование  показателя № строки Формула
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.