На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетный дефицит и профицит

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызский  Национальный Университет  им. Ж. Баласагына
Институт  Экономики и Финансов 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа студента
По  дисциплине: Финансы
На  тему: Дефицит бюджета и бюджетный профицит 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила: Самудунова Жибек
                                                                                  гр. БХК 2-09
 
                                                          Проверил: Чалбаев А.Ч. 
 
 
 

Бишкек 2011 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
     1.  Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава II
     2. Дефицит бюджета
2.1. Причины возникновения дефицита
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.3. Последствия дефицита
Глава III
3. Профицит бюджета
3.1 Причины возникновения профицита
Заключение
Список  использованной литературы
  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Центральное  место в системе государственных   финансов занимает государственный  бюджет. В нем объединяются все  основные финансовые институты  - расходы, различные виды доходов,  государственные займы. Его главнейшие  функции - проведение в жизнь  финансовой политики, организация  выполнения финансовой программы  правительства.
     Бюджет  представляет централизованный  денежный фонд, аккумулируемый главным  образом с помощью налогов  и расходуемый государством для  решения своих задач. В настоящее  время государственные бюджеты  перераспределяют до 40%, а в отдельных  странах и более, вновь созданной  стоимости. Концентрируемые в  руках государства крупные финансовые  ресурсы являются материальной  основой его деятельности, создают  широкие возможности активного  вмешательства в хозяйственную  жизнь.
     В  современных условиях бюджет  широко используется государством  для воздействия  на различные  стороны экономического организма:  на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического  роста, развитие наиболее перспективных  отраслей, регулирование темпов  обновления и расширения основного  капитала и т. п.
     Формы  государственного вмешательства  в  экономику различны. Среди  них: государственные капиталовложения, развитие производственной и  социальной инфраструктуры, расширение  государственного потребления.
     Государственный  бюджет служит катализатором  развития НТП в условиях резкого  обострения конкуренции на мировых  рынках. В начале 90-х годов доля  государства в финансировании  НИОКР составляла в западных  странах от 40 до 60%.
     Государство  не только стимулирует процесс  накопления, но и воздействует  на реализацию общественного   продукта, создавая дополнительный  спрос через государственные  закупки товаров и услуг. 
     Гарантированный  государственный рынок наряду  с  перераспределением совокупного  платежеспособного  спроса позволяет  частично разрешать  противоречие  между производством  и потреблением.
     В  условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.
     Структура  государственного бюджета в каждой  стране имеет свои национальные  особенности. Она зависит от  характера административной системы,  структурных особенностей экономики  и ряда других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I
     Сбалансированность  бюджета: понятие и условия 

     Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных  расходов источникам их финансирования.
     Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает  несбалансированность. Если расходы  превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним —  несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано  с завышенной нагрузкой на экономику  и снижением общей эффективности  использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета  — обязательное требование, предъявляемое  к составлению и утверждению  бюджета. Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных  и муниципальных заказов, к сбоям  в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве  страны.
     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета  не удается, даже исчерпав полностью  обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета  приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации  размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
     Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
     В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных  лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие  доходы; определения оптимальных  сроков осуществления расходов; использования  механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
     В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета  был чреват субъективизмом, культивировал  иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования  государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась  и бюджетная система страны; основополагающими  принципами ее построения наряду с  другими стали самостоятельность  каждого бюджета и ответственность  за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й  половине XX в. произошло во многих странах  мира. В частности, в США конституции  ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.
     В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы. Его претворение в жизнь  позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и  утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета  обеспечивается благодаря полному  и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при  планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении  бюджетных доходов и расходов.
     На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования  бюджетных потоков, позволяющие  с наибольшей эффективностью маневрировать  бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя  которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
     В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового  органа за ее обеспечение.
     Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
     Рассмотрим  более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.
 


Три возможных состояния  государственного бюджета: 
 

 
 
 
 

Глава II
Дефицит бюджета
     При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным  сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
     Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.
     Бюджетные дефициты не практиковались в экономике  развитых стран до 30х годов, т.к. после  великой депрессии 29 - 30гг. бюджетные  дефициты становятся обычным явлением, а сама бездефицитность перестает быть законом равновесия бюджета, и бюджетные дефициты становятся инструментом макроэкономического регулирования.
     Различают 2 вида бюджетного дефицита: структурный и циклический. Структурный – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов государственного бюджета, на стадии формирования самого бюджета. Однако, реальный дефицит по итогам финансового года может оказаться больше структурного. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.
     Помимо  этих двух видов бюджетного дефицита, которые реально измеряются, существует также скрытый дефицит (квазибюджетный) – этот дефицит обусловлен так называемыми бюджетными расходами, включающими централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях центральным банком.
     В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
     Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.
     Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
     Третья  концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).  

     Причины возникновения дефицита
     Причинами бюджетного дефицита могут стать  различные ситуации:
     1) Большие вложения в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового национального продукта;
     2) Всевозможные непредвиденные расходы, которые не ведут к расширению экономики и увеличению ВВП. Например, различные войны, эпидемии и катастрофы вызывают государственные расходы, которые не могли быть предвидены и являются расходами, вызывающими дефицит бюджета. Это все негативные причины;
     3) Вполне обдуманная финансовая политика, которая проводится государством. Данный дефицит является ожидаемым для государства, но не считается опасным;
     4) Стагнация производства и общий спад экономики. Во время данных процессов наблюдается сокращение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются и доходы бюджетов;
     5) Нерациональность расходов и недостаточность доходной базы, характерные для региональных и муниципальных бюджетов. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы направляются далеко не на самые важные мероприятия. Имеется меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами.
     Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в основном из малособираемых налогов, что ограничивает их финансовые возможности.
     Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляется для выполнения на места без необходимого финансирования. Другими словами, финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы и приводит почти повсеместно к дефициту бюджетов данного уровня;
     6) Нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, следовательно, понижению объема налогов, которые собираются в виде денег, а не товаров и т.п. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов;
     7) Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюдается в нашей стране. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налогового бремени. Кроме того, те предприятия, которые все-таки осуществляют хозяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и уменьшить сумму налогов. Все это приводит к значительному недополучению финансовых ресурсов государством. 

Источники финансирования бюджетного дефицита
     При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной  системы).
       Источники финансирования бюджетного  дефицита подразделяются на внутренние и внешние.
     К внутренним источникам относятся:
     1)  государственные займы, осуществляемые  путем выпуска государственных  ценных бумаг; 
     2)  кредиты, получаемые правительством  от кредитных организаций, номинированные  в рублях;
     3)  бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней; 
     4)  поступления от продажи государственного  имущества (приватизации);
     5)  остатки по государственным запасам  и резервам;
     6)  профициты прошлых лет. 
     К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:
     1)  государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска государственных ценных  бумаг; 
     2)  кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, выраженные  в иностранной валюте.
     Первый  источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень  распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций. Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:
     Во-первых, при его использовании возникает так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;
     Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг.
     В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам).
     Эффективность использования второго способа  финансирования бюджетного дефицита зависит  от мощности кредитной системы государства. Коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора.
     Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита.
     Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Жогорку Кенеш.
     Наконец, последний источник внутреннего  финансирования дефицита госбюджета возникает  в том случае, если бюджет предыдущего  года был исполнен с профицитом.
     Важным  внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте. К ним, например, относятся  еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного  займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) и др.
     Следует, однако, учитывать, что возможность  прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими  факторами. Кроме того, она зависит  от общей суммы внешнего долга  страны и ее способности платить  по старым долгам. Следует также  заметить, что новые внешние заимствования  увеличивают не только основную сумму  долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).
     Но  если в процессе составления или  рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами  бюджета, до утверждения бюджета  следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей  последовательности:
     - сократить привлечение доходов  от продажи государственной или   муниципальной   собственности   (для   федерального   бюджета   – сократить привлечение доходов  от реализации государственных  запасов и резервов);
     -       предусмотреть      направление      бюджетных      средств      на дополнительное погашение  долговых обязательств;
     -       увеличить расходы бюджета, в  том числе за счет передачи  части доходов бюджетам других  уровней. 
     Если  вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путем  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
     Законодательством установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или государственной валюте (внутренние заимствования).
     Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.
     Однако  передозировка любого лекарства  может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую  нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь  приводят к дефолту.
     Первостепенное  внимание надо обратить на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.
     Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:  
     1) выпуск госзаймов, 
     2) ужесточение налогообложения, 
     3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.
     Однако  в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в НБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика НБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. 

     Последствия дефицита
Дефицит бюджетов приводит к следующим  негативным последствиям:
     1. Инфляции, возникающей при стремлении  государства покрыть дефицит  финансов. Данное стрем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.