На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Право публичной собственности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Оптимизация состава  публичного имущества  и его
ограничение в гражданском  обороте  

       В советский период социалистическая  собственность составляла основу  экономической системы унитарного  государства, а потому вопрос  об оптимизации (ограничении)  состава публичного имущества не мог возникнуть по определению. В связи с этим законодатель и ученые уделяли внимание не столько составу государственной собственности в целом, сколько выделению из него тех объектов, которые не могут находиться в свободном гражданском обороте и принадлежать частным лицам (так называемые объекты исключительной государственной собственности).
Однако переход  к рыночной системе хозяйствования потребовал кардинального пересмотра присутствия государства в экономической  системе. Пункт 3 ст. 212 ГК РФ содержит бланкетную норму о том, что виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются законом. Анализ нормативных изменений свидетельствует о продолжающемся сокращении перечня такого имущества. В настоящее время объекты исключительной государственной собственности приводятся, в частности, в ст. 27 ЗК РФ, ст. 5 ФЗ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», ст. 5 ФЗ от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и некоторых других законодательных актах специального характера. К таким объектам отнесено не только имущество, предназначенное для общего пользования и в силу своих физических свойств не способное находиться в частной собственности (море, ресурсы континентального шельфа и др.), но и имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные публичные интересы государства. В научной литературе предпринимаются попытки классифицировать объекты исключительной государственной собственности, однако предлагаемые классификации достаточно спорны.
     
2. Взаимосвязь публичного  имущества  

       Cовременная концепция публичной собственности (прежде всего, с точки зрения требований к составу имущества) должна основываться на неразрывной связи объектов, которые могут находиться в государственной и муниципальной собственности (как оборотоспособные, так и ограниченные в обороте и изъятые из оборота), с предметами ведения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также полномочиями соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
       Программа социально-экономического развития РФ на 2003 — 2005 гг. предусматривала поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивала выполнения функций государства, а также переход к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства (разд. 3.4). Этот курс подтвержден и в Программе социально-экономического развития РФ на 2006 — 2008 гг. (разд. 6). Названные программно-политические акты, являющиеся ориентиром для правотворческой деятельности, последовательно реализуются в федеральном законодательстве, цель которого — инвентаризация и четкое разграничение полномочий органов публичной власти различных уровней и корреспондирующее этому распределение публичного имущества.
       Так, значительные дополнения  в 2003 г. были внесены в ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Пункт 1 ст. 26.11 этого Закона в настоящее время закрепляет, что в собственности субъекта РФ может находиться:
-имущество, необходимое  для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам регионального ведения;
-имущество, необходимое  для осуществления полномочий  органов государственной власти  субъекта РФ по предметам совместного  ведения;
-имущество, необходимое  для осуществления полномочий по предметам федерального ведения, делегированных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ;
-имущество, необходимое  для обеспечения деятельности  органов государственной власти  субъекта РФ, государственных гражданских  служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ.
       Детализирует вышеуказанные положения  п. 2 ст. 26.11 Закона, где содержится  конкретный перечень имущества  (категории и виды), которое может  находиться в региональной собственности для реализации полномочий по предметам ведения, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ за счет средств регионального бюджета. К сожалению, перечней имущества, необходимого для реализации иных полномочий (по предметам собственного ведения субъекта РФ, по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет субсидий из федерального бюджета или без таковых, делегированных РФ полномочий), в Законе не приводится.
       С принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного как «Закон о монетизации льгот», аналогичные положения были закреплены и для федерального уровня собственности. В соответствии с ч. 11 ст. 154 этого Закона в федеральной собственности может находиться:
-имущество, необходимое  для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
-имущество, необходимое  для обеспечения стратегических  интересов РФ в области обороны  и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;
-имущество, необходимое  для обеспечения деятельности  федеральных органов государственной власти, государственных служащих РФ, работников федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
       Рассматриваемый подход был распространен не только на государственную собственность, но и на всю сферу публичного имущества. Ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» функционально ограничила состав муниципальной собственности компетенцией местного самоуправления и закрепила перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов для осуществления возложенных на них полномочий.
       Таким образом, приведенные положения  федеральных законов создают достаточно полную картину современного решения вопроса о назначении и составе публичной собственности, в соответствии с которым РФ, субъекты РФ и муниципальные образования должны обладать и управлять только тем имуществом, которое необходимо для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения соответственно федерального, регионального и местного значения.
       Ст. 26.10 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закрепляет, что находящееся в собственности субъекта РФ имущество, наряду со средствами регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественными правами, представляет собой экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Согласно ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
      С этих позиций публичная собственность  является материальным, имущественным обеспечением функций государства и местного самоуправления, а также полномочий их органов. Именно такой вывод ранее был сделан КС РФ относительно правового режима бюджетных средств различных уровней, а недавно распространен и на всю сферу государственного и муниципального имущества  

3. Ограничение правоспособности  публичных образований
в сфере отношений  собственности  

       ГК РФ, выражающий принцип диспозитивности,  потенциально допускает принадлежность  государству любого имущества (ст. 212, 214). Более того, в силу ст. 124 ГК РФ публичные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
       Рассмотренные выше нормативные  акты свидетельствуют о том, что вопрос о перечне имущества, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, исходя из своего целевого назначения и соответствия предметам ведения, разрешен специальными федеральными законами, устанавливающими особенности для публичных форм собственности, заметные по сравнению с общим режимом, закрепленным в ГК РФ. Основа для этого заложена в самом ГК РФ (п. 3 ст. 212, п. 2 ст. 124).
       Тем самым федеральный законодатель  ограничил правоспособность публичных  образований в части допустимой  принадлежности им объектов гражданских  прав, которые должны соответствовать выполняемым публичным функциям, составляя экономическую основу деятельности государственных и муниципальных органов. Конституционный Суд РФ подтвердил правомерность подобных ограничений, указав, что «при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ федеральный законодатель, исходя из предназначения государственной собственности как экономической основы для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, правомочен устанавливать особенности правосубъектности РФ и субъектов РФ в сфере частного права… Перераспределяя публичные полномочия между РФ и субъектами РФ, федеральный законодатель вправе, таким образом, определять те виды имущества, которые могут находиться в собственности субъектов РФ и необходимы для осуществления предоставленных им на этом этапе полномочий». Аналогичная позиция была спроецирована КС РФ и на муниципальную собственность. Следует добавить, что вывод о специальной частной правоспособности государства формулировался КС РФ и раньше. Однако КС РФ отметил, что действующие в настоящее время перечни видов имущества, которые могут находиться в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, не являются закрытыми и допускают наличие в региональной или муниципальной собственности иного имущества (такого же целевого предназначения), необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, а соответствующие нормы права не препятствуют использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и другого имущества для формирования собственных доходов бюджетов. Представляется, что подобное законодательное регулирование с учетом его конституционно-правового толкования не в полной мере отвечает предыдущему тезису о специальной правоспособности публичных образований, размывает ее границы. Известно, что с юридико-технической точки зрения специальная правоспособность (или компетенция) не может определяться с помощью так называемых открытых перечней. Это провоцирует на злоупотребления государственные и муниципальные правоприменительные органы, которые склонны толковать положения ст. 26.11 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в качестве не императивных норм, а лишь ориентиров — примерных перечней имущества.  

4. Перераспределение  публичного имущества  

       Неразрывная связь публичного  имущества с учетом его целевого  назначения с предметами ведения  соответствующего публичного образования  ярко демонстрируется при законодательном  регулировании перераспределения  государственной и муниципальной  собственности в ходе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
       В настоящее время предусмотрен  специальный публично-правовой механизм  безвозмездной передачи имущества одних публичных образований другим публичным образованиям сообразно перераспределению между ними предметов ведения и полномочий, который включает в себя:
-материально-правовые  основания для передачи имущества  (невозможность принадлежности имущества с учетом его целевого назначения одному публичному образованию, являющемуся собственником, и возможность нахождения такого имущества в собственности другого публичного образования);
-порядок (процедуру)  передачи имущества, состоящий  из следующих основных стадий:  направление предложений о передаче имущества; принятие на основе направленных предложений федеральным или региональным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, которое является основанием для возникновения права собственности у принимающей стороны;  фактическая передача имущества и подписание соответствующего акта. Тем самым имущество как бы «прикрепляется» к публичным функциям и полномочиям, реализацию которых оно обеспечивает. Подобный специфический механизм изменения уровня и формы публичной собственности находится за рамками частного права и основывается на том, что федеральное, региональное или муниципальное имущество не существует изолированно, а является составной частью общего фонда публичной собственности, предназначенного для осуществления функций государственной и муниципальной власти в целом.
       В научной литературе даются  различные оценки рассматриваемого  механизма перераспределения публичной  собственности. Однако, его появление  следует всячески приветствовать, поскольку необходимость перераспределения публичного имущества вытекает из принципа соразмерности материальных ресурсов тем предметам ведения и полномочиям, которые возложены на соответствующий уровень публичной власти. Нетрудно заметить, что такое перераспределение публичного имущества напоминает бюджетные трансферты (гл. 16 БК РФ). Близость данных отношений подтверждает, в частности, п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ во взаимосвязи с ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которые одновременно с передачей отдельных федеральных полномочий от РФ к субъектам РФ предусматривают как предоставление субвенций из федерального бюджета, так и передачу в региональную собственность необходимого имущества.
       Схожий публично-правовой механизм передачи публичной собственности, основанный на рассматриваемой концепции, применяется при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, а также при передаче имущества из собственности автономного округа в собственность края или области, в состав которых он входит.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.