На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы России в ВТО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………………. 2 

    Глава 1. Россия и ВТО 4 

1.1 Краткая история ВТО и её структура 4
1.2 Основные цели и принципы работы ВТО, её функции 6
1.3 Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию 7
1.4 Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО 9
1.5 Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО 14
1.6 Возможные способы адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО 18 

   Глава 2. Возможные проблемы и последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей промышленности и регионов 21 

2.1 Угроза и последствия для различных отраслей промышленности в связи с вступлением России в ВТО 21
2.2 Некоторые  аспекты влияния ВТО на регионы 23 

Заключение 25 

Список использованной литературы 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      В настоящее время для России не последнее место занимает вопрос о вступлении нашей страны во всемирную торговую организацию (ВТО). Более 50 лет власти нашей страны принимают попытки вступить в эту организацию.
      В итоге длительных и сложных переговоров присоединение нашего государства к ВТО стало лишь вопросом времени. На место политизированных дискуссий  «за» и «против» постепенно приходит конкретная подготовка бизнеса и власти к работе в условиях членства в этой организации и адаптации к ним.
      Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Международные экономические отношения развиваются под воздействием четырех факторов: изменение геополитических векторов мирового хозяйства, влияние научно-технической революции, интернационализация производства и капитала, мобильность трудовых ресурсов. Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий.
      Россия же интегрируется в мировую экономику, опираясь на деформированную структуру материального производства с гипертрофированно развитой тяжелой индустрией, при этом сельское хозяйство, легкая, пищевая и машиностроительная промышленность имеют невысокий уровень технико-экономического развития и конкурентоспособности на внешних рынках. Это главные причины того, что страна участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.
      Эффективно развиваться современная российская экономика сможет лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Единые правила функционирования на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно при решающей роли в этом ВТО, объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
      Очевидно, что присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в нашей стране; на конкурентную среду; затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле. 

      Цель  моей работы - показать значение для экономики России ее вступление в ВТО, а также проблемы адаптации отечественных предприятий, которые можно ожидать в связи с этим, и дать прогноз развития отечественной экономики на будущее в плане сотрудничества России и ВТО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
      - рассмотрение целей и задач ВТО, её структуры.
      - исследовать преимущества и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию.
      - оценить возможные риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО.
      - выявить возможные проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО, и способы их преодоления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Россия и ВТО. 

      1.1. Краткая история ВТО и её структура. 

      Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся продолжателем  действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., так называемый “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
           ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
     Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
     Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний день в организацию входят 152 государств (3 последние недавно вступившие страны –(Вьетнам, Тонга, Украина); еще более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
      С 1947г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ.
      Что касается структуры ВТО, решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
      Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
      Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
      Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
      ВТО представляет   собой   своеобразный многосторонний контракт. Основные многосторонние соглашения ВТО представлены на схеме.
        
 
 

      1.2. Основные цели и принципы работы ВТО, её функции. 

           Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
     - рост торгового обмена товарами и услугами;
     - сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);
     - деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
     - прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
     - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
     - прозрачность торговой политики;
     - разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.
      Главная цель ВТО заключается в либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.
      Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
      - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;  
 - взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;  
 - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;  
 - отказ от использования количественных и иных ограничений;  
 - транспарентность торговой политики;  
 - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

      Важнейшими  функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.  

      1.3. Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию. 

           Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Поэтому, конечно же, очень важным аргументом «за» присоединение России к ВТО является  интеграция в мировую экономику. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.
      Не  менее важным является то, что Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. А также в качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления. Что в итоге поможет обеспечить для нашей страны создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.
      Я считаю очень важным плюсом вступления в ВТО то, что это должно существенно повлиять на ослабление дискриминации России на международных рынках в связи с признанием статуса рыночной экономики, распространением принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Статистика показывает также, что сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, озвученным Германом Грефом, составляет свыше $4 миллиардов. По его словам, на 2007 год против России применялось более 120 антидемпинговых процедур, в то время как пять лет назад их насчитывалось менее 30. Таким образом, с каждым годом отсрочки вступления России в ВТО этот поток будет только нарастать.
      Ещё один плюс - создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.
      Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства.
      Возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.
      Также возможным плюсом вступления России в ВТО и как следствие принятия её условий может являться снижение уровня коррупции в силу появления прозрачности во всех секторах экономики.
      Немаловажны и выгоды для отечественного потребителя: это появление качественной и доступной продукции иностранных производителей на российских рынках.
      Стимулом вступления во Всемирную Торговую Организацию является также улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
      Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.
      Велика  угроза разорения малого и среднего предпринимательства. Эти компании просто не выдержат напора конкуренции опытных и сильных зарубежных товаропроизводителей.
      В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).
      В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест... Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.
      Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям:
      - С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.
      - С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 20% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.
      Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. Мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности. 

      1.4. Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО. 

      Учитывая, что решение о вступлении России в ВТО принято окончательно, обсуждение этого вопроса сегодня в основном происходит вокруг темы последствий этого вступления.
      Особенности положения, в котором находится сегодня Россия и с учетом которого должна вырабатываться ее политика, состоят в следующем:
      - Россия единовременно решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему мирохозяйственных связей;
      - исторически сложившиеся хозяйственные связи с бывшими советскими республиками требуют развития экономической интеграции в рамках СНГ;
      - предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;
      - экономика России нуждается в интенсивной структурной перестройке, которая способствовала бы повышению ее технологического уровня и созданию конкурентоспособных производств.
      Прискорбно, что в нашей импортной политике ныне правит не разумный протекционизм, а фиск, то есть государство лишь косвенно защищает отечественного производителя, ставя во главу угла таможенные доходы своего бюджета. Поэтому, во-первых, главным инструментом такой защиты оказывается таможенный тариф, то есть самое не гибкое её орудие, тогда как другие страны мира применяют здесь в основном меры оперативной нетарифной защиты. Во-вторых, ставки наших таможенных пошлин до сих пор автоматически росли там, где рос импорт, а во главу угла была положена их собираемость, а не нужды промышленной политики страны (Россия лишь восемь раз применяло против растущего импорта специальные защитные меры, три раза – антидемпинговые процедуры; для сравнения: в Индии 412 антидемпинговых и 15 специальных защитных мер за 10 лет, в США 411).
      В части торговли услугами Россия оставила для свободной конкуренции 30 секторов услуг из 125, еще в 39 она вправе не допускать на свой рынок иностранных провайдеров. В особом положении в ВТО окажется наш агробизнес, здесь мы уступаем основным мировым сельхозэкспортерам в разы.
      В то время как богатые страны, “прикрываясь” принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. Так, например, недавно принятое королевство Тонго, Армения и Украина вынуждены были пойти на крайне невыгодные условия. В частности, королевство Тонга не сможет устанавливать размер ввозных пошлины выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350 процентов, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300 процентов. Впрочем, по этому показателю Тонга находится на предпоследнем месте - последнее занимает Армения.
      Хотя при этом, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и «естественный» более высокий уровень конкурентоспособности развитых иностранных компаний за счет использования современных производственных и управленческих технологий.
      По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов пресловутого «золотого миллиарда».
      Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:
    Аграрный сектор: В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор.
    Металлургия: высокая энергоемкость производства.
    Обрабатывающая промышленность
    Текстильная
    Химическая промышленность
    Машиностроение
    Автостроительная промышленность
    Авиастроительная промышленность
    Электронная промышленность
    Легкая промышленность
    Транспорт
    Фармацевтическая промышленность
    Розничная торговля
    Пищевая промышленность
    Общественное питание
      Также большому риску при вступлении России в ВТО подвергнется её финансовый рынок. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов наших. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости». Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.
      Существует либерализационное давление на Россию со стороны менее развитых стран. В частности, от нас требуют либерализовать импорт «услуг труда», что может привести к заселению российской территории выходцами из трудоизбыточных стран. Учитывая острейшую демографическую ситуацию в Китае и других соседних азиатских странах, свобода иммиграции в Россию совершенно неприемлема с позиций поддержания национальной безопасности.
      Реальной угрозой также является то, что при резком усилении конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.
      Рассмотрим товарную структуру экспорта Российской Федерации:
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
(в фактически действовавших ценах)

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов долларов США
Экспорт - всего 78,2 103 107 134 182 241 301 352
в том числе:                
продовольственные товары и 
  сельскохозяйственное сырье 
  (кроме текстильного)
1,4 1,6 2,8 3,4 3,3 4,5 5,5 9,1
минеральные продукты 33,3 55,5 58,9 76,6 105 156 199 228
продукция химической 
  промышленности, каучук
7,8 7,4 7,4 9,2 12,0 14,4 16,8 20,8
кожевенное сырье, пуш- 
  нина и изделия из них
0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3
продукция лесной и 
  целлюлозно-бумажной 
  промышленности
4,4 4,5 4,9 5,6 7,0 8,3 9,5 12,3
текстиль, текстильные 
  изделия и обувь
1,2 0,8 0,9 0,9 1,1 1,0 1,0 0,9
металлы, драгоценные камни 
  и изделия из них
20,9 22,4 19,9 23,7 36,7 40,6 48,9 56,9
машины, оборудование и 
  транспортные средства
8,0 9,1 10,1 12,0 14,1 13,5 17,4 19,7
прочие 1,0 1,6 1,6 1,9 2,1 2,5 3,1 4,4
(по данным Федеральной службы государственной статистики из сборника 2008 года). Мы прекрасно видим, что 65% принадлежит минеральным продуктам, и 16% металлам, драгоценным камням, что подтверждает что Россия остаётся страной преимущественно сырьевой специализации. Рассмотрим структуру импорта в нашу страну также: 
 

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
(в фактически действовавших ценах)

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов долларов США
Импорт - всего 46,7 33,9 46,2 57,3 75,6 98,7 138 200
в том числе:                
продовольственные товары и 
  сельскохозяйственное сырье 
  (кроме текстильного)
13,2 7,4 10,4 12,0 13,9 17,4 21,6 27,6
минеральные продукты 3,0 2,1 1,7 2,2 3,0 3,0 3,3 4,7
продукция химической  
  промышленности, каучук
5,1 6,1 7,7 9,6 12,0 16,3 21,8 27,5
кожевенное сырье, пушнина и 
  изделия из них
0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,7
продукция лесной и 
  целлюлозно-бумажной 
  промышленности
1,1 1,3 1,9 2,4 2,9 3,3 4,0 5,3
текстиль, текстильные  
  изделия и обувь
2,6 2,0 2,4 2,8 3,3 3,6 5,5 8,6
металлы, драгоценные  
  камни и изделия из них
4,0 2,8 3,0 4,2 6,0 7,7 10,6 16,4
машины, оборудование и   транспортные средства 15,7 10,6 16,8 21,4 31,1 43,4 65,7 102
прочие 1,9 1,4 2,0 2,5 3,2 3,7 4,8 7,1
(по данным Федеральной службы государственной статистики из сборника 2008 года) Импорт преимущественно состоит из: 51% машины, оборудование и транспортные средства; 14% продукция химической промышленности, каучук; 14% продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. То есть это готовая продукция. Можно предполагать, что после вступления в ВТО России, это «распределение» экспорта и импорта ещё более обострится.
      
      Удельный  вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе-апреле 2009г. составил 31,2%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 48,5% (в январе-апреле 2008г., соответственно, 35,5% и 51,2%).
Сравнительные данные о добыче нефти1) в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти: 
 

(тыс. баррелей в день)
  2009г.
апрель март февраль
Россия 9532 9727 8742
Страны  ОПЕК - всего2) 28079 27995 28130
из них: 
Ирак
2332 2338 2287
Саудовская Аравия 7899 7893 7915
_________________ 
1) Без газового конденсата. 
2) По данным публикации ОПЕК "Market indicatоrs as at end:April-2009".

В апреле 2009г. средняя  фактическая экспортная цена на нефть составила 322,4 доллара США за 1 тонну (108,1% к марту 2009г.). Средняя цена мирового рынка на нефть "Юралс" составляла 356,3 доллара США за 1 тонну (108,1% к марту 2009г.). Это данные Федеральной службы государственной статистики и они прекрасно отображают лидерство России в добыче нефти на данный период, эту важную статью российского дохода не обойдут стороной, когда будут рассматривать вступление России в ВТО. И можно с уверенностью ожидать что конкурент Саудовская Аравия (которая является членом ВТО с сентября 2005 года) будет выдвигать выгодные ей условия в этой сфере.
      Рост инвестиционной привлекательности России и его формальное признание в виде повышения инвестиционного рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату открывающихся российских рынков. Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) - использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд – показатель признания потребителей, то у нас Бренд – это в первую очередь показатель качества. 
 
 
 
 

      1.5. Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО. 

      Цель  моей работы – выявить возможные проблемы, которые могут возникнуть у российских компаний при вступлении России во всемирную торговую организацию, и их адаптации к её условиям.
      Для отечественных производителей вступление в ВТО определенные выгоды: 1) высококачественные комплектующие по более низкой цене;
2) правовая защищенность на внешних рынках; 3) принятие прогрессивных положений законодательной базы ВТО; 4) расширение рынков сбыта; 5) приход инвестиций. Но на данный момент, по большинству направлений российский предприниматель не может конкурировать с зарубежным производителем даже на внутреннем рынке, причем включая приоритетные отрасли.
      Предполагается, с одной стороны, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг и, как следствие, создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда. Тем самым будет дан импульс в решении кардинальных проблем реструктуризации промышленности и технологического развития, столь мучительных для российской экономики уже многие десятилетия. В конечном счете, предпринимаемые усилия направлены на повышение уровня благосостояния общества.
      Вместе  с тем, с другой стороны, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО не являются равновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства или его свертывание. Если предприятие хочет работать, оно обязано научиться выпускать конкурентную продукцию.
      Для преобразований нужны время, средства, желание и умение, а также — на определенный переходный период — государственные меры защиты внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к резким переменам на этом рынке.
      Необходимо отметить, что роль каждой страны в ВТО при формальном всеобщем равенстве на самом деле не так равнозначна. ВТО — это не экономическая ООН, как это иногда пытаются представить, где каждая страна имеет один голос, а Россия и право вето в Совете безопасности. В ВТО каждая страна обладает влиянием в соответствии с ее экономической мощью. Экономический потенциал имеет решающее значение в отстаивании своих национальных интересов. Именно поэтому при вступлении в ВТО страны-кандидаты стремятся заручиться поддержкой в первую очередь США и стран ЕС. Фактически деятельность ВТО, если ее рассматривать с политико-экономической позиции, построена так, что экономически наиболее развитые страны обладают возможностями диктата в отстаивании своих национальных интересов. ВТО, в отличие от многих влиятельных международных организаций, той же ООН, не имеет Устава, подписав который можно было бы стать членом этой организации. Страна-кандидат, подав заявку о присоединении к соглашениям ВТО, должна вести двусторонние переговоры с теми ее членами, которые желают заранее урегулировать свои торговые отношения с новичком. И только после согласования всех позиций со всеми заинтересованными странами решается вопрос о принятии претендента в ряды ВТО. Для России это будет непросто.
      Нужно заранее подготовиться к тому, что в результате открытия внутреннего рынка могут быть окончательно утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны, продукция которых окажется недостаточно конкурентоспособной. Сейчас эта конкурентоспособность поддерживается, в основном, существенно меньшими (в два и более раз), чем принято в странах-членах ВТО, энерготарифами и зарплатой (если сравнивать с США, то российские энерготарифы ниже в 5—7 раз, уровень зарплаты производственного персонала — на порядок меньше). К числу таких отраслей уже сейчас можно отнести автомобильную, авиационную, станкостроительную, радиоэлектронную, сельскохозяйственную, фармацевтическую, ряд других отраслей, главным образом машиностроительных.
      Следует отметить еще один аспект проблемы: вступив в ВТО, Россия откроет свой внутренний рынок для зарубежных компаний, которые придут к нам не только за природными ресурсами, но и за и научно-техническими достижениями. Первые результаты начинающейся зарубежной патентной экспансии российская экономика уже ощутила — у гордости отечественной авиации вертолета Ка-50 «Черная акула» возникли серьезные проблемы с производством и экспортом, поскольку юридические права на соосный винт и способ его управления оформлены соответствующими патентами на иностранную компанию. Обладая подобным патентом, можно наложить правовое вето на продажу вертолёта. Это лишь один из многих примеров. Для того чтобы сохранить и в последующем развивать свой конкурентный статус, российским
предприятиям  необходимо кардинально изменить свои подходы к управлению Интеллектуальной собственностью. Приоритетным становится проведение анализа и корректировки стратегии предприятия с учетом нового инструмента повышения конкурентоспособности, основанного на исключительном праве на
результаты  интеллектуальной деятельности. Это необходимое условие эффективной мотивации изобретательской деятельности внутри предприятия.
      Обладание и грамотное управление сбалансированным пакетом объектов интеллектуальной собственности как раз и дает преимущество на рынке. Это связано, в первую очередь, с открывающейся перспективой при помощи неденежного имущества увеличивать уставный капитал предприятий и фирм, интегрироваться с российскими и зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий, продажи лицензий, уступки прав или вклада в уставный капитал, получать доход, не занимаясь напрямую производством (лицензионная торговля), ограничивать возможности конкурентов. Наш неосвоенный и ничем пока не защищенный совокупный «патентный портфель» при умелом управлении может приносить большие прибыли. При существующем в России на настоящий момент положении дел в области управления интеллектуальной собственностью, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных оценить эти разработки, защитить их и запустить в хозяйственный оборот, иностранным компаниям будет довольно легко установить контроль над приглянувшимся российским предприятием. Для этого им будет вполне достаточно оформить права на объекты интеллектуальной собственности предприятия, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию и тем самым, установив контроль над его активами, использовать их в своих интересах.
      Общие экономические условия с вступлением страны в ВТО будут меняться, причем быстро. Для зарубежных компаний рыночная среда является привычной, и они умеют работать в ее условиях, большинству наших этому нужно учиться.
      Согласно исследованию, проведенному одной из социологических служб, лишь около 6% руководителей крупных и средних предприятий достаточно хорошо представляют себе правила деятельности ВТО. Только в 15% предприятий есть специалисты, которые обладают компетенцией в своей области менеджмента или права на общепринятом в международной торговле уровне, в остальных таких специалистов нет.
      Как считают в правительстве, лишь 30% предприятий готовы обучать специалистов, понимая, что работа в условиях жесткой конкуренции потребует владения новыми знаниями и технологиями. И лишь 4% производственных предприятий выделяют средства для обучения своих сотрудников24.
      Это означает, что большая часть российских предприятий автоматически оказывается в менее выгодных условиях, чем западные компании. Поэтому главная задача правительства сейчас — убедить их в том, что нужно готовить специалистов, обновлять производство.
      Сейчас  наши экспортеры, когда сталкиваются с антидемпинговыми процедурами, вынуждены нанимать иностранные компании для защиты своих интересов. Они признают, что своими силами справиться с особенностями работы на внешних рынках не в состоянии. Поэтому очевидно, что будет потребность в квалифицированных юристах, финансистах, технических экспертах.
      В условиях открытости рынков нашим предприятиям потребуется система мониторинга за случаями недобросовестной конкуренции, демпинга или противоречащих нормам ВТО государственных субсидий отдельным предприятиям и целым отраслям. Для создания и поддержания системы информации и противодействия будут необходимы соответствующие специалисты, а также организационное и техническое обеспечение.
      Большой проблемой в современной экономике России является качество менеджмента. Очевидно, что потребуются специалисты-управленцы новой формации. Серьезный дефицит специалистов ощущается и в области стандартизации. Ведь после вступления в ВТО нашим предприятиям придется переходить к международным стандартам, по-новому сертифицировать свою продукцию. Самый очевидный пример — автомобильная промышленность. Наши автомобили не соответствуют европейским экологическим стандартам, что и дает западным производителям конкурентные преимущества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.