На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

    В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.
  Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
  Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
  Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность  воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни  человека.
  Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.). 

  К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения  передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка  показать весь процесс воспитания, единство психического и физического  развития ребенка с первых месяцев  его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и  труде и, таким образом, помочь выявлению  художественных способностей детей  различных возрастов.
Работа  по эстетическому воспитанию в детском  саду тесно связана со всеми сторонами  воспитательного процесса, формы  организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных  видах деятельности. Работа эта предусматривает:
  - воспитание эстетического отношения  к окружающей действительности  через ознакомление с общественными  и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое  воспитание средствами искусства.
  Эстетическое  воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни  и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и  задач, она определяется содержанием  эстетического и художественного  воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
  Трудно  представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники  воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
  Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые  царят в ней»8.
  Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей  эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе  помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
    В объяснительной записке к  программе по дошкольному воспитанию  отмечается необходимость развивать  у детей следующие умения:
    -видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
  -воспринимать  красоту звуков в природе: журчание  ручья, пение птиц, и т.д.;
  -замечать  смену времен года в природе:  нежную зелень весной, яркие краски  цветов летом, золотые листья  осенью, белизну снега зимой и  т.д. 
 

    
 
 
 
 

Формирование  эстетических чувств у детей средствами природы 

   Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
  Архитектурный облик городов, садов, парков, детских  садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
  Трудовые  занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.
  Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение  в эстетике быта, красоте традиций.
  В научно-теоретической разработке системы  эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать  возрастные психологические особенности  детей, интересы, запросы, современный  уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность  и последовательность содержания.
  Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с  его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
  Своим внешним видом, гармонией линий  и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического  восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
  Природа - не только великий учитель и  великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
  Во  все времена и эпохи природа  оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий  критик Белинский считал природу  «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство  в жизни человека, писал: «Восторги  от созерцания природы выше, чем  от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение  в творчестве талантливых русских  композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
  Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В  отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
  В античный период древние греки рассматривали  прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.
  Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты  в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения, вновь люди полюбили формы  и краски природы и стали создавать  гимны в честь ее красоты.
  В империалистическую эпоху ненависть  к человеку, чисто эгоистические  интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
  Из  многих проявлений красоты природы  люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
  В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного  кругозора.
  Умение  видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот  почему гармония педагогических воздействий  требует постоянного общения  с природой.
  Если  семья живет в селе или в  небольшом городке, то общение с  природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом  индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно  научить ребенка видеть их.Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
  Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
  Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
  В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и  красоте которых радуется.
  В самом промышленном городе есть деревья  во дворах, бульвары, скверы, парки. И  здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности  и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
  Покажите  ребенку особенности поведения  воробьев, галок, голубей, научите описывать  их оперение, глаза, форму тела и  лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и  пусть ребенок подкармливает  птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие  его поведения, его гнев, страх  или радость, его отношение к  другим птицам, к нам самим.
  Само  собой разумеется, что ребенок  должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать  «заразности» животных.
   Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
    Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.
Большая роль в  эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит  педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.  С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.
Наиболее эффективная последовательность работы:
    -непосредственное восприятие природы,
    -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
    Детям дошкольного возраста важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитывать в них эстетическую зоркость и заинтересованность, научить понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.
    Важно научить детей открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой.
    Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
  -сочетание  метода наблюдения с методом  активных действий во время  работы на опытном участке.
  В настоящее время, когда с такой  осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе  эстетического воспитания.
  Многое  в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.
  В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного  возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
  У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами. Этот интерес  побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к  природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить  рыб, ухаживать за голубями.
  Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация  отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет  мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
  Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
  Только  организовав потребности, мотивы и  цели деятельности своего ребенка соответственной  той задаче, какую вы ставите в  воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
  Задача  педагога состоит в том, чтобы  направить появившийся интерес  в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте  родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно  и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
  В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется  не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
  Эстетическое  восприятие - это способность создавать  или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.
  Содержание  и богатство чувств, вызванных  непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости  от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные  запасом представлений и объемом  жизненного опыта детей.
  Старшие дошкольники, как правило, не могут  верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
  Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
  В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».
  Да, доброта по сей день становится в  ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты  требуется немалое мужество и  храбрость. Для доброго дела часто  нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
  Необходимо  обучать детей доброте через  сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
  Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие  к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную  лечебницу».
  Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются  сочувствием к своим маленьким  питомцам. Но внимательная забота о  них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к  тому, что в сердце ребенка просыпались  тепло и жалость к беззащитному существу.
  Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
  Домашние  животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими  животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство  долга и т.п.
  Мы  отвечаем за живое - и за животное/ и  за растение - перед природой, перед  обществом, перед собственной совестью.
  Анализ  теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет  сделать следующие выводы:
  1.Эстетическое  воспитание - формирование в человеке  эстетического отношения к действительности  и активизации его до творческой  деятельности по законам красоты.
  2.Природа  - один из важных факторов эстетического  развития личности.
  З.В  основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
  4.Эстетическая  установка доминирует в детской  душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии  эстетической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование экскурсии  в природе как  средства эстетического  воспитания детей старшего дошкольного возраста     
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет  метод целевых экскурсий в  природу. Экскурсии дают хороший  материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.     
Наблюдая  различные природные явления  в естественных условиях, дети приобретают  знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.     
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.     
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического  отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.      
Ставятся  вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать  по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они  получили необходимые знания.     
Важны в воспитательном отношении такие  проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?     
Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить  свой рассказ, используя следы жизнедеятельности  животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.            
 Рассмотренные  выше приемы и методы обучения  делают экскурсионные занятия  по ознакомлению с окружающим  миром не только полезными,  но и интересными, привлекательными  для детей. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
    Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».
    Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 1995.
    Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,1997 г.
    Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 1993.
    Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
    Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 1994 г.
    Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996.
    Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.