Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

    В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.
  Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
  Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
  Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность  воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни  человека.
  Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.). 

  К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения  передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка  показать весь процесс воспитания, единство психического и физического  развития ребенка с первых месяцев  его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и  труде и, таким образом, помочь выявлению  художественных способностей детей  различных возрастов.
Работа  по эстетическому воспитанию в детском  саду тесно связана со всеми сторонами  воспитательного процесса, формы  организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных  видах деятельности. Работа эта предусматривает:
  - воспитание эстетического отношения  к окружающей действительности  через ознакомление с общественными  и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое  воспитание средствами искусства.
  Эстетическое  воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни  и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и  задач, она определяется содержанием  эстетического и художественного  воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
  Трудно  представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники  воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
  Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые  царят в ней»8.
  Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей  эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе  помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
    В объяснительной записке к  программе по дошкольному воспитанию  отмечается необходимость развивать  у детей следующие умения:
    -видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
  -воспринимать  красоту звуков в природе: журчание  ручья, пение птиц, и т.д.;
  -замечать  смену времен года в природе:  нежную зелень весной, яркие краски  цветов летом, золотые листья  осенью, белизну снега зимой и  т.д. 
 

    
 
 
 
 

Формирование  эстетических чувств у детей средствами природы 

   Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
  Архитектурный облик городов, садов, парков, детских  садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
  Трудовые  занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.
  Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение  в эстетике быта, красоте традиций.
  В научно-теоретической разработке системы  эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать  возрастные психологические особенности  детей, интересы, запросы, современный  уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность  и последовательность содержания.
  Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с  его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
  Своим внешним видом, гармонией линий  и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического  восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
  Природа - не только великий учитель и  великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
  Во  все времена и эпохи природа  оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий  критик Белинский считал природу  «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство  в жизни человека, писал: «Восторги  от созерцания природы выше, чем  от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение  в творчестве талантливых русских  композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
  Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В  отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
  В античный период древние греки рассматривали  прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.
  Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты  в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения, вновь люди полюбили формы  и краски природы и стали создавать  гимны в честь ее красоты.
  В империалистическую эпоху ненависть  к человеку, чисто эгоистические  интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
  Из  многих проявлений красоты природы  люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
  В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного  кругозора.
  Умение  видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот  почему гармония педагогических воздействий  требует постоянного общения  с природой.
  Если  семья живет в селе или в  небольшом городке, то общение с  природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом  индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно  научить ребенка видеть их.Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
  Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
  Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
  В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и  красоте которых радуется.
  В самом промышленном городе есть деревья  во дворах, бульвары, скверы, парки. И  здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности  и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
  Покажите  ребенку особенности поведения  воробьев, галок, голубей, научите описывать  их оперение, глаза, форму тела и  лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и  пусть ребенок подкармливает  птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие  его поведения, его гнев, страх  или радость, его отношение к  другим птицам, к нам самим.
  Само  собой разумеется, что ребенок  должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать  «заразности» животных.
   Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
    Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.
Большая роль в  эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит  педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.  С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.
Наиболее эффективная последовательность работы:
    -непосредственное восприятие природы,
    -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
    Детям дошкольного возраста важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитывать в них эстетическую зоркость и заинтересованность, научить понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.
    Важно научить детей открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой.
    Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
  -сочетание  метода наблюдения с методом  активных действий во время  работы на опытном участке.
  В настоящее время, когда с такой  осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе  эстетического воспитания.
  Многое  в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.
  В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного  возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
  У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами. Этот интерес  побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к  природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить  рыб, ухаживать за голубями.
  Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация  отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет  мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
  Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
  Только  организовав потребности, мотивы и  цели деятельности своего ребенка соответственной  той задаче, какую вы ставите в  воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
  Задача  педагога состоит в том, чтобы  направить появившийся интерес  в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте  родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно  и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
  В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется  не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
  Эстетическое  восприятие - это способность создавать  или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.
  Содержание  и богатство чувств, вызванных  непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости  от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные  запасом представлений и объемом  жизненного опыта детей.
  Старшие дошкольники, как правило, не могут  верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
  Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
  В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».
  Да, доброта по сей день становится в  ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты  требуется немалое мужество и  храбрость. Для доброго дела часто  нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
  Необходимо  обучать детей доброте через  сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
  Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие  к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную  лечебницу».
  Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются  сочувствием к своим маленьким  питомцам. Но внимательная забота о  них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к  тому, что в сердце ребенка просыпались  тепло и жалость к беззащитному существу.
  Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
  Домашние  животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими  животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство  долга и т.п.
  Мы  отвечаем за живое - и за животное/ и  за растение - перед природой, перед  обществом, перед собственной совестью.
  Анализ  теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет  сделать следующие выводы:
  1.Эстетическое  воспитание - формирование в человеке  эстетического отношения к действительности  и активизации его до творческой  деятельности по законам красоты.
  2.Природа  - один из важных факторов эстетического  развития личности.
  З.В  основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
  4.Эстетическая  установка доминирует в детской  душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии  эстетической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование экскурсии  в природе как  средства эстетического  воспитания детей старшего дошкольного возраста     
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет  метод целевых экскурсий в  природу. Экскурсии дают хороший  материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.     
Наблюдая  различные природные явления  в естественных условиях, дети приобретают  знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.     
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.     
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического  отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.      
Ставятся  вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать  по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они  получили необходимые знания.     
Важны в воспитательном отношении такие  проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?     
Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить  свой рассказ, используя следы жизнедеятельности  животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.            
 Рассмотренные  выше приемы и методы обучения  делают экскурсионные занятия  по ознакомлению с окружающим  миром не только полезными,  но и интересными, привлекательными  для детей. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
    Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».
    Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 1995.
    Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,1997 г.
    Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 1993.
    Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
    Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 1994 г.
    Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996.
    Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.