На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
   УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
   «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

   ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И УПРАВЛЕНИЯ
   Кафедра экономической теории и права 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА
   По  дисциплине «Макроэкономика»
   На  тему: «Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь» 
 

   Студентка 75им группы
   Бондарь Мария Олеговна
   Шифр  №104030 

   Руководитель  курсовой работы
   Григорьева  Виктория Борисовна 
 
 

Минск 2011
   РЕФЕРАТ
   Тема  курсовой работы: Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
   Стр. 35 табл. 8, ил. - , библиогр. — 18 назв.
   Ключевые  слова: государственный бюджет, бюджетная политика, бюджетное регулирование, бюджетный дефицит, профицит, финансовая система , дотация, субсидия.
Объект  исследования: государственный бюджет страны.
   В работе проведен анализ понятия государственного бюджета и бюджетного регулирования, а также особенностей и направлений бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
   Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемой проблемы. 

                                     _______________
   (Подпись)  
 
 

 

    Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования                                         
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики  Республики
 Беларусь.                                                        
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список  использованной литературы………………………………………… ..32                                                                   
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Бюджет  является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических  формациях доходы государства имели  преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась  за счет различного рода повинностей  и поступлений от натуральных  сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении  составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и  расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
  Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты  были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х годах XVII века существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.
  На  момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных  доходов и расходов государства. Для того времени такое определение  было вполне приемлемым, поскольку  бюджет государства возник и начал  действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.
  Государственный бюджет является главным в системе  финансовых планов любой страны, поскольку  объединяет их в единую систему, определяя  на текущий год финансовые взаимоотношения  государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета  основным финансовым планом характеризует  его важное место в перераспределении  национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
  Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.
  Итак, по своей внешней форме государственный бюджет это ни что иное, как основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1
    Государственный бюджет и его роль в национальной экономике. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
  1.1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике 

  Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную казну[1, с.415].
  Бюджет  как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.
  Если  содержание термина "финансы" включает в себя такие понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда по аналогии термин "бюджет" будет иметь следующее  содержание: "бюджет" - "бюджетный  план" - "бюджетный фонд".
  Бюджет  является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части  денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.
  Бюджет  является абстрактной экономической  категорией, т.е. обобщенным представлением реально существующих явлений и  процессов, в результате которых  происходит распределение общественного  продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные  отношения, которые потом материализуются  в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.
  Сущность  бюджета одинакова во всех странах  мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.
    Каждое государство имеет бюджетный фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один бюджетный фонд. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный бюджетный фонд.
  В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (республиканский  или федеральный бюджет) и органов  местного самоуправления (местные бюджетные  фонды).
  Бюджетные фонды имеют сложную организационную  структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в национальной экономике, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.
  На  каждом уровне управления бюджетный  фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему  исполнения бюджетов, которую можно  представить как совокупность:
  - источников финансовых ресурсов;
  - объектов бюджетного инвестирования;
  - органов управления;
  - инфраструктуры и алгоритмов  их взаимоотношений, обеспечивающих  достижение целей бюджета во  множестве возможных реальных  условий.
  Модель  бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных  сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных  учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.
  Согласованность элементов бюджетной системы  является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение  равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами  сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер.
  Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.
  Учитывая  результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки  зрения видных ученых-экономистов, а  также принимая во внимание нормативные  документы, можно определить бюджетную  систему как совокупность взаимодействующих  финансово-бюджетных институтов, бюджетных  фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных  потребностей и финансирования социально-экономических  программ в масштабах страны.
  Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
  В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные сферы деятельности, такие как оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
    Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.
  Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.
  Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджет может формировать  окончательные размеры фонда  потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.
  Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. При планировании бюджетной  политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость  бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.
  Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров  и услуг за счет ресурсов бюджетной  системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный  дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом  и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
  Главными  требованиями, предъявляемыми к бюджетной  политике можно назвать:
  1. Реалистичность.
  2. Государственный бюджет должен  олицетворять ответственность государства  за безусловное выполнение взятых  на себя бюджетных обязательств.
  3. Государственный бюджет должен  быть действенным инструментом  политики финансового оздоровления  экономики, не допустить роста  инфляционных ожиданий.
  4. Необходимо акцентировать внимание  на увеличении доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет более  решительного осуществления мер  по легализации частнопредпринимательской  инициативы.
  5. Цели бюджетной политики должны  быть максимально детализированы [15, с. 195].
  В условиях мирового финансового кризиса  в проектах бюджета многих стран  на 2009 и на 2010 гг. закладывались дефициты бюджета.
  Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его  характер и роль должны оцениваться  с учетом причин возникновения, направлений  и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.
  Снижение  налогов при неизменных государственных  расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что  правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем  для его покрытия необходимо будет  увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а  просто перераспределяются во времени.
  Основные  параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в  следующем: удержать экономику от падения  производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
  Для укрепления денежного обращения  и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный  механизм, обеспечить государственное  регулирование денежной массы, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Функции государственного бюджета
  Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет  и ряд других функций. К их числу  относятся:
    1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
  2. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
  3 Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
  Данная  функция бюджета в разных странах  реализуется по-разному. Она зависит  от того, насколько развиты процедуры  участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете  и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.
  4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами [16, с. 227].
  Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство  регулирует социальное развитие и уровень  жизни населения страны. С помощью  расходов на поддержку отдельных  отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств  регионов-доноров осуществляется поддержке  депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический  потенциал или испытывающих последствия  чрезвычайных ситуаций.
  Влияние бюджета не ограничивается государственным  сектором экономики и выходит  далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные  расходы, но и налоги, стимулирующие  или сдерживающие развитие отдельных  отраслей или сфер деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3Формы  и методы бюджетного регулирования
  Бюджетное регулирование –  это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны [5, c. 221]. Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет государственного бюджета, а школы – будут содержаться за счет местных бюджетов. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость будет зачисляться в доход государственного бюджета, налог на рекламу – в доход местных бюджетов.
  Соответственно  этому доходы подразделяются на государственные  и местные.
  При строении бюджетной системы на основе принципов самостоятельности и  автономности бюджетов (как например, в США) каждое звено бюджетной  системы покрывает свои расходы  за счет своих закрепленных доходов. И если возникает проблема неравномерности бюджетного обеспечения населения тех или иных регионов страны (в силу, например, неравномерности экономического развития этих регионов), то сглаживание этой неравномерности производится за счет целевых федеральных программ, адресатами которых выступают непосредственно граждане.
  Но  при строении бюджетной системы  на основе принципов централизации  и единства распределение государственных  доходов между звеньями бюджетной  системы осуществляется таким образом, что доходов, закрепленных за местными бюджетами (собственных доходов  местных бюджетов), недостаточно для  обеспечения финансовых потребностей этих общественно-территориальных  формирований. Поэтому вступает в  силу механизм бюджетного регулирования.
  Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо раскрыть значение таких  категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета».
  Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
  Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
  Дефицит бюджета номинально считается отрицательным  фактором, профицит – рассматривается  как положительное явление, поскольку  оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.
  Смысл бюджетного регулирования заключается  в следующем. При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т.е. ожидается профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают расходов, что является более типичной ситуацией. Решить эту проблему в принципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для государственного бюджета главными способами увеличения доходов выступает либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение налогового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для государственного бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов[15, с.416].
  Несколько в другом положении находятся  местные бюджеты: закрепленных за этими  бюджетами доходов заведомо не хватает  для покрытия их расходов. Собственно в разграничение доходов и  расходов между государственным  бюджетом и местным бюджетом заложен  именно этот принцип. Возможности же по увеличению собственных доходов  у этих бюджетов весьма невелики.
  Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который заключается  в том, что каждый вышестоящий  бюджет передает часть своих доходов  нижестоящему бюджету, обеспечивая  тем самым его сбалансированность. Доходы, выделенные вышестоящим бюджетом для сбалансирования нижестоящего бюджета, получили название «регулирующих доходов».
  Обычно  в качестве регулирующих доходов  используется передача нижестоящему бюджету (полностью или частично) тех налогов, которые являются закрепленными  за вышестоящими бюджетами.
  Так, государственный бюджет уступает местному бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  региона в результате уплаты налогов, отнесенных к общегосударственным. В этом случае государственный налог становится регулирующим доходом местного бюджета. Отметим, что практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов государственных налогов наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов, т. е. наработаны определенные стандарты при использовании налогов в роли методов бюджетного регулирования.
  Поскольку размер регулирующего налога, идущего  на нужды нижестоящего бюджета, выражается в процентах от общей суммы  этого налога, собранной на данной территории, то в практике бюджетной  деятельности этот метод бюджетного регулирования именуется как  «метод установления процентных отчислений от регулирующих налогов».
  Формы и методы бюджетного регулирования  отличаются многообразием. Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Прежде всего, государственное регулирование  сочетает формы прямого и косвенного регулирования. Экономическое регулирование  достигается многочисленными методами - денежной и кредитной политикой, налоговой политикой, политикой  государственных расходов, управлением  государственным долгом, внешнеторговой политикой, лицензированием экспортных потоков, таможенным налогообложением, нетарифными методами ограничения  импорта.
  Административная  форма государственного регулирования  применяется, как правило, в области, где методы административного воздействия  оказываются достаточно эффективными, а их применение становится совершенно необходимым. В экономически развитых государствах существуют десятки тысяч  нормативных актов, которые должны соблюдать все участники экономических  отношений. Административно-нормативные, административно-контрольные функции  государственных ведомств составляют неотъемлемое звено современного рыночного  хозяйства. Мировая практика государственного регулирования экономики подтверждает использование форм прямого и  косвенного воздействия, однако тенденции  развития той или другой формы, мотивы, методы, направленность и мера вмешательства в каждой стране имеют свою существенную специфику.
  Бюджетное регулирование осуществляется как  в правовой, так и неправовой форме.
  Правовая  форма заключается в мобилизации, распределении и использовании  финансовых ресурсов. Для реализации этой формы государство использует финансово-правовые акты.
  Методами  бюджетного регулирования  являются:
  а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную  систему;
  б) установление собственных (постоянно  закрепленных) доходов для каждого  звена бюджетной системы;
  в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать  «регулирующие налоги»;
  г) сбалансирование нижестоящего бюджета  путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);
  д) межбюджетное кредитование в виде в  виде бюджетного кредита или бюджетной  ссуды;
  е) сокращение бюджетных расходов, включая  секвестирование.
  Если  данные методы бюджетного регулирования  не дали эффекта, могут быть использованы методы прямой финансовой поддержки  в виде бюджетных дотаций, субвенций, субсидий или в виде бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд.
  Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
  Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.
  Таким образом, основное отличие дотации  от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой  характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные  деньги не носят целевого характер).
  Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы нижестоящего звена бюджетной системы, т. е. в данном случае часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть – нижестоящим.
  В указанных случаях денежные средства предоставляются из вышестоящего бюджета  нижестоящему на безвозвратной и безвозмездной основе. Кроме того, предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе бюджетного регулирования может быть осуществлено на возвратной основе, т. е. посредством кредитования.
  В мировой практике чаще всего идет речь в данном случае о двух формах кредитования: бюджетном кредите  и бюджетной ссуде.
  Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
  Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные  одним бюджетом другому бюджету  на возвратной, безвозмездной или  возмездной основе на срок не более  шести месяцев в пределах финансового  года.
  Как мы видим, отличие бюджетной ссуды  от бюджетного кредита заключается  лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении  бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении бюджетной ссуды  он оговаривается (не более шести  месяцев).
  Следует отметить, что данного признака явно недостаточно для установления каких-либо существенных различий между бюджетным  кредитом и бюджетной ссудой. И  в целом представляется, что введение а законодательство столь тонких и недостаточно определенных различий между методами бюджетного регулирования, основанных на кредитной основе, лишь запутывает систему этих методов и затрудняет практику бюджетного регулирования. К тому же, если быть точным, то кредит представляет собой экономическую категорию, выражающую возвратное движение денежных средств. Понятие «ссуда» более относится к правовой категории, опосредующей «кредит» как экономическую категорию. Иными словами, соотношение понятий «бюджетная ссуда» и «бюджетный кредит» это соотношение правовой формы и экономического содержания бюджетного отношения, опосредующего возвратное движение денежных средств.
  Если  в процессе исполнения бюджета выясняется, что имеющихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокращаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестрование бюджетных расходов».
Секвестр  – специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов.
  Таким образом, процесс бюджетного регулирования  осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий  бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.
  При этом основное правовое отличие собственных (закрепленных) доходов и регулирующих доходов бюджетов заключается в  том, что право на собственный  доход возникает у бюджета  в силу нормативного правового акта (например, Налогового кодекса или  Бюджетного кодекса) и это право  действует столько, сколько будет  действовать тот нормативный  правовой акт, которым данное право  установлено. Право же на регулирующие доходы возникает при утверждении  того бюджета, который регулирует нижестоящие  бюджеты. И это право действует  в течение текущего финансового  года (то есть столько, сколько действует  правовой акт, утвердивший вышестоящий  бюджет). Впрочем, бюджетное законодательство большинства стран отошло от этой достаточно традиционной схемы.
  Таким образом, государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в которой  определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе  страны. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
   Основные  направления бюджетной политики Республики Беларусь
    Бюджетные отношения в Республике Беларусь регулируются: Бюджетным кодексом РБ, принятыми на его основе законами («О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год); указами, декретами и распоряжениями Президента РБ; постановлениями Правительства РБ; другими нормативными правовыми актами.
     В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные уровни бюджетной системы (областные Советы).
  Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих  задач:
• сбалансированность доходной и расходной частей каждого  из бюджетов;
• заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных  доходов и расходов;
• равномерность  поступлений доходов в ГБ;
• приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.
  В основу распределения положены следующие  принципы:
1. Принцип значимости, который предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные, собственные и регулирующие виды доходов за соответствующими бюджетами;
2. Принцип  подчиненности, в соответствии  с которым подведомственные предприятия  перечисляют налоги и другие  виды доходов в соответствующие  бюджеты. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.