На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и место кадрового менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль  и место кадрового менеджмента; организация труда работников кадровой службы; нормирование труда работников кадровой службы; установление численности  работников кадровой службы 

В настоящее  время уровень управления трудовыми  ресурсами, а следовательно, эффективность коммерческой деятельности организации любого вида собственности и организационно-правовой формы, как и его социальный менеджмент, в значительной мере зависят от работы кадровой службы, выполняющей традиционные функции, и службы управления персоналом с более широким кругом обязанностей.
Эффективность кадрового менеджмента определяется результатами труда кадровиков, который  имеет определенную специфику содержания (общение с людьми при собеседовании, интервью, приеме на работу, оценке деловых  и профессиональных качеств; решение  конфликтных ситуаций и др.) и  характера (организаторский, воспитательный, творческий, требующий знаний во многих областях экономики, социологии, права  и др.). Конечным результатом труда  является принятие решений, которые  оцениваются не количественно, а  качественно в зависимости от влияния на достижение задач экономического и социального развития организации.
Вместе  с тем практика использования  труда персонала кадровых служб  по квалификации, численности и т. п., также как его организация  и нормирование, не отвечает требованиям  современного кадрового менеджмента.
Для решения задачи совершенствования организации труда персонала кадровой службы в качестве рекомендаций целесообразно использовать отечественный опыт, а именно теоретические и методические разработки по научной организации труда.
Основные  направления научной организации  труда (НОТ) были приняты на Всесоюзном совещании по организации труда (26–29 июня 1967 г.):

    разработка  и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

    совершенствование организации и обслуживания рабочих  мест;

    проектирование  и внедрение рациональных методов  и приемов выполнения трудовых процессов;

    создание  благоприятных условий труда;

    применение  прогрессивных форм и систем стимулирования и оплаты труда;

    совершенствование нормирования труда и др.

В дальнейшем эти направления работы по организации  труда работников различных категорий  дополнялись и обосновывались соответствующими научно-теоретическими разработками и  методическими положениями.

Основные  термины и определения понятия  “научная организация труда” (НОТ) утверждены ГОСТ 19605-74 “Организация труда. Основные понятия, термины, определения”, действующим в настоящее время. Следовательно, они могут быть рекомендованы для использования применительно к организации и нормированию труда персонала кадровых служб с учетом особенностей их трудовой деятельности.

Об этом свидетельствует  и Концепция государственной  политики в области организации, нормирования и содействия повышению  производительности труда Минтруда России.

Для персонала  кадровой службы характерны функциональные, технологические и профессионально-квалификационные разделение и кооперация труда.

Функциональные  разделение и кооперация труда неразрывно связаны со структурой предприятия (организации), созданием подразделений и служб, ориентированных на выполнение определенных функций по управлению трудовыми ресурсами, например создание службы управления персоналом наряду с отделом кадров.

Четкое разграничение  задач, функций и форм работы различных  служб должно быть отражено в положении  о данном структурном подразделении  предприятия (организации).

Функциональные  разделение и кооперация труда работников службы кадров базируются на должностных  обязанностях, определенных штатным  расписанием и организационной  структурой кадровой службы. Например, при традиционном варианте работу по комплектованию и учету кадров выполняет  инспектор по труду; по табельному учету  – табельщик, в бюро пропусков  – дежурный.

Основой технологических разделения и кооперации труда является разработка четкой технологии выполняемых работ (функций).

При разработке технологии работ, выполняемых персоналом кадровых служб, рекомендуется использовать такие понятия, как “операция”, “элемент операции” и “процедура”.

Операция – стабильная по содержанию часть процесса выполнения какой-либо работы (функции), осуществляемая одним исполнителем, не имеющая самостоятельной цели, но необходимая для достижения результатов данной работы.

Элемент операции – действие одного исполнителя, не подлежащее расчленению и являющееся целесообразным только в комплексе с остальными элементами операции.

Процедура – определенная последовательность выполнения комплекса операций по обработке документированной цели, заканчивающаяся определенными по форме и содержанию результатами.

Для технологического разделения труда характерно закрепление  отдельных операций или их комплекса  за конкретным исполнителем. Например, один работник оформляет документы  при приеме на работу, составляет приказ, на основе которого делается запись в  трудовой книжке, составляет личное дело, знакомит работника с правилами  трудового распорядка; другой –  занимается составлением статистической отчетности и справок по учету  личного состава, отчетов о численности  и составе специалистов с различным  уровнем образования, о движении кадров и т. п. Основа такого разделения – перечень закрепленных операций и процедур с указанием их объема и, соответственно, затрат рабочего времени  на их осуществление.

Профессионально-квалификационные разделение и кооперация труда предполагают распределение обязанностей между работниками с учетом осуществляемой деятельности и требуемой для выполнения работы квалификации и установление взаимосвязей работников в их трудовой деятельности.

Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется на основе Квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 “Об утверждении  квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и других служащих”.

Квалификационный  справочник (КСД) включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих, осуществляющих функции кадрового менеджмента  на предприятии (в организации). Характеристика каждой должности содержит три раздела:


    “Должностные  обязанности” – перечислены функции, которые должны быть полностью или  частично выполнены работниками, занимающими  данную должность;

    “Должен знать” – содержатся требования, предъявляемые  к работнику, занимающему данную должность, в отношении знаний по специальности, законодательных актов, положений, инструкций и других нормативных  документов, а также методов и  средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

    “Требования квалификации” – определены уровень  и профиль специальной подготовки работника, необходимые для выполнения основных функций и обязанностей, и требования к стажу работы.

КСД, регламентируя  труд работников, способствует организации  рациональных разделения и кооперации труда посредством определения  должностных обязанностей и предъявляемых  требований к квалификации работников.

С целью четкого  разделения трудовых функций и обязанностей специалистов и технических исполнителей и регламентации их труда применительно к условиям данного предприятия (организации) разрабатываются должностные инструкции для всех видов должностей, предусмотренных штатным расписанием, кроме должности руководителя, права и обязанности которого определяются соответствующим положением.

Должностная инструкция позволяет исключить  дублирование, обеспечить взаимосвязь  в работе, своевременность и обязательность осуществления закрепленных за конкретными  исполнителями работ. При разработке должностных инструкций необходимо учитывать специфику данного  предприятия (организации), наличие  современной вычислительной и компьютерной техники для работы с информационной кадровой документацией и пр.

Должностная инструкция инспектора по труду по АО “АВТОВАЗ”  включает в себя общую  часть, квалификационные требования, профессиональные требования, методическую подготовку, основные задачи и обязанности, права инспектора, ответственность (семь разделов). 
Инспектор по труду состоит в штате службы организации труда и заработной платы, подчиняется старшему инспектору по труду (начальнику бюро организации труда и заработной платы) или начальнику отдела. 
Основные права и обязанности инспектора по труду:



    оформление  документации при  приеме, переводе (перемещении) и увольнении работников;

    ведение документооборота и  учета движения личного  состава;

    учет  и контроль явок на работу, передача необходимых  сведений на ГВЦ;

    обработка листков нетрудоспособности, документов по сверхурочным и другим работам;

    оформление  всех видов отпусков;

    уточнение и корректировка  отработанного времени  работников по итогам работы за месяц;

    составление отчетов, справок, заявок, предоставление их в  вышестоящие организации  и заинтересованным специалистам.

Инспектор по труду несет  ответственность:


    за  учет затрат рабочего времени;

    оформление  и своевременное  предоставление отчетной и информационной документации. 
    Квалификационные требования:


    среднее специальное образование (без  требований к стажу  работы);

    знания  в объеме курса  подготовки в учебном  центре АО “АВТОВАЗ”;

    практические  навыки работы на электронно-вычислительных устройствах, счетной  и другой оргтехнике;

    знания  основ кадрового  менеджмента, условий  оплаты труда и  основных положений  по учету рабочего времени.

При этом инспектор должен уметь профессионально:


    рассчитывать  и применять графики  труда и отдыха работников;

    оформлять необходимые документы  при приеме на работу, переводе (перемещении) и увольнении;

    пользоваться  кодификатором профессий, должностей и прочей документацией;

    проводить анализ затрат рабочего времени, обрабатывать документацию по учету  рабочего времени;

    пользоваться  действующими руководящими и организационными материалами.

Выбор вариантов  разделения и кооперации труда работников кадровых служб должен обеспечить максимальную их занятость при оптимальной  и равной напряженности труда, а  также взаимозаменяемости работников в процессе их трудовой деятельности.

Важным для  каждого работника кадровой службы является организация его рабочего места, включая рациональную планировку (внешнюю по отношению к другим рабочим местам и предметам оснащения  и внутреннюю, обеспечивающую рациональное расположение предметов и средств труда на рабочем месте), а также оснащение, в т. ч. информационными документами, и обслуживание, создание благоприятных условий труда.

Планировка  и оснащение рабочих мест зависят  от специфики трудовой деятельности работника и занимаемой должности. Можно использовать типовые проекты, которые содержат перечень работ, соответствующее  оснащение и планировку, обслуживание, включая схему информационных связей, перечень поступающих документов для  хранения и использования и т. п.

Применительно к рабочим местам работников кадровых служб – это типовой набор  мебели, отвечающий как антропометрическим и функциональным данным человека, так и эстетическому восприятию дизайна. Комплексность оснащения  предусматривает наличие на рабочем  месте современной техники и  ее рациональное размещение, в т. ч. безопасное для здоровья. Обслуживание рабочего места должно предусматривать  информационные связи, документооборот  и пр., обеспечивающие оперативность, объективность и достоверность  получения и обработки информации. Все вместе должно способствовать эффективной  работоспособности работника в  течение рабочего дня, качественному  выполнению функций и обязанностей.

Рабочее место инспектора по кадрам, как правило, включает в себя набор  мебели (стол, подъемно-поворотный стул, стул для посетителей), а также мини-компьютер, лотки для документов, телефонный аппарат, телефонный справочник и пр.

Типовое рабочее  место табельщика оснащается столом, подъемно-поворотным стулом, сейфом для  хранения документов (бланков) и пр.

Создание  благоприятных условий труда  предполагает наличие нормальной освещенности, допустимого уровня шума, оптимального микроклимата, эстетики, рационального  режима труда и отдыха, а также  психологического климата в коллективе.

Санитарно-гигиенические  условия труда на рабочем месте  регламентируются санитарными нормами, нормативными документами, стандартами  техники безопасности. При установлении рационального режима труда и  отдыха рекомендуется использовать первую половину дня для выполнения основных функций, вторую – для проведения производственных совещаний и т. п., конец дня или определенные дни недели – для консультаций и приема посетителей. В ряде случаев  целесообразно использовать индивидуальные режимы труда, скользящие графики работы.

Эффективность трудовой деятельности персонала кадровой службы в значительной мере определяется организацией трудового процесса и  также методами его осуществления. Трудовой процесс, как правило, состоит  из комплекса операций или процедур, каждая из которых имеет свое назначение и порядок выполнения (последовательное, совмещенное и пр.). Так, процедура  “прием на работу” включает в себя 42 операции; “оформление документов при приеме на работу работников”  – 10 (в т. ч. заполнение учетной, алфавитной, личной карточек, составление приказа, запись в трудовую книжку и пр.).

Метод труда  характеризует способ выполнения трудового  процесса работником для получения  максимального результата при минимальных  затратах рабочего времени и устойчивой работоспособности в течение  рабочего времени.

Методы труда  любого работника в значительной мере определены организацией его рабочего места, выбранными формами разделения и кооперации трудовых функций (работ), технологией и другими моментами, регламентирующими трудовой процесс. Однако применение рациональных приемов  и методов выполнения конкретной работы во многом зависит от самих  работников. Например, при ведении дневника времени работник может успешнее определить приоритетность решения тех или иных задач, выполнения соответствующих операций, решить вопросы делегирования отдельных работ (функций) без освобождения от ответственности (особенно важно для руководителя), учитывать использование рабочего времени и определять причины его потерь, принимать соответствующие меры, достигать оптимальную работоспособность в рамках естественного ритма с учетом своих особенностей и т. п.

Большое значение имеет применение рациональных методов  работы в сфере информации и коммуникаций. Так, обработка информации может  быть упорядочена, систематизирована  и ориентирована на эффективное  достижение задачи при применении различных  методов и приемов выполнения тех или иных функций (работ). Это влияет на сроки выполнения работ, их своевременность и достоверность результатов при передаче другим работникам в условиях принятого разделения и кооперации трудовых обязанностей и т. п. В сфере коммуникаций для успешной работы персонала кадровой службы необходимо применять рациональные способы проведения совещаний, приема посетителей, ведения телефонных переговоров и корреспонденции и др. Эти вопросы широко рассматриваются в специальной литературе по управлению персоналом, но, на наш взгляд, без достаточной ориентировки их решения на конечные результаты как по существу, так и по затратам рабочего времени исполнителя функций кадрового менеджмента.

Совершенствование организации труда работников кадровых служб по основным направлениям непосредственно  связано с решением задач нормирования, т. е. изучением, проектированием и  установлением необходимых затрат труда (норм труда) и его результатов, численности и соотношений численности  работников различных должностей.

Решение вопросов нормирования труда персонала кадровых служб не обеспечено в должной мере нормативно-методическими и справочными материалами. В связи с этим предлагается использовать отечественный опыт нормирования труда аналогичных категорий работников с учетом специфики содержания, характера и предмета труда персонала кадровой службы.

Основные  виды норм труда, методы их установления, внедрения, обоснования и другие вопросы нормирования определены законодательно гл. 22 ТК РФ “Нормирование труда”.

К основным видам норм труда относятся нормы  времени (выработки), обслуживания, численности, числа подчиненных и др. На основе норм времени и обслуживания устанавливаются  нормированные задания.

Применение  тех или иных видов норм труда  определяется степенью стабильности, повторяемости и уровнем продолжительности  нормируемых работ (операций, комплексов операций, процедур).

Нормы времени  устанавливаются на работы по комплектованию и учету кадров, в т. ч. на отдельные  операции (например, “оформление документов при приеме на работу рабочих и  служащих”), на комплекс приемов (“оформление  и учет трудовых книжек”), процедуры (“составление технической отчетности и справок по учету личного  состава”).

На работы по делопроизводственному обслуживанию (например, экспедиторские, канцелярские, архивные) целесообразно устанавливать  типовые нормы времени. При выполнении табельных работ (проверку наличия  работников на рабочих местах, составление  рапортов о движении личного состава  работников, учет использования рабочего времени и др.) и использовании  традиционных систем учета (рапортно-ведомостной, пропускной по карточкам, обходной) рекомендуется устанавливать нормы обслуживания.

Перспективным направлением совершенствования нормирования работников кадровых служб является установление и применение нормированных  заданий.

Нормированное задание – это  состав и объем  работ, которые должен выполнить работник за определенный период времени с соблюдением  принятых требований к качеству. Нормированные задания работникам, которые заняты выполнением периодически повторяющихся работ (функций), рекомендуется устанавливать действующими методами нормирования труда.

Целесообразность  и возможность установления и  применения нормированных заданий  для работников кадровой службы необходимо определять на основе анализа содержания нормируемых трудовых функций, степени  их повторяемости и других факторов.

Установление  нормированных заданий позволит рационально распределить функции  между исполнителями в соответствии с их должностью и квалификацией, оценить результативность труда  и увеличить заинтересованность работников в выполнении большего объема работ и совмещении профессий  и должностей.

Период установления нормированных заданий определяется сложностью и трудоемкостью, степенью повторяемости выполняемых функций (работ):


    для простых работ, имеющих конкретный, заранее предсказуемый результат, – на декаду или месяц по определенному  алгоритму;

    для сложных – на более длительный срок с учетом их характера и содержания.

Степень детализации  нормированного задания зависит  от количества наименований работ, периодичности  их повторяемости и других факторов.

Формы нормирования заданий рекомендуется приспосабливать  к действующим документам.

Разработку  нормированных заданий для работников кадровых служб и служб управления персоналом рекомендуется проводить  в несколько этапов:


    изучение  содержания труда работников службы (на основе проведения фотографий рабочего дня, анкетного опроса, составления  классификатора выполняемых работ, их повторяемости и целесообразности выполнения и т. п.);

    подготовка  нормативных документов (нормативов времени на виды выполняемых работ, проектирование рациональной организации  труда и т. п.);

    установление  нормированного задания на основе перечня  работ, планируемых на определенный период, учета факторов, влияющих на величину затрат времени, нормирования видов работ, планирования трудоемкости объема предусмотренных работ, определения  резерва времени на выполнение оперативных  работ.

Установленное нормированное задание при необходимости  требует уточнения путем оценки выполненной работы, выявления затрат времени на работы, не предусмотренные  заданием, расчета трудоемкости выполненного объема работ, определения фактически отработанного времени и т. п.

Нормированное задание считается выполненным  при условии осуществления всего  объема работ в установленные  сроки и с соответствующим  качеством (результатом).

Для нормирования труда персонала кадровых служб  рекомендуется использовать опытно-статистический и аналитический методы нормирования.

Опытно-статистический метод предполагает определение норм трудовых затрат на основе статистических аналогичных данных, суммарных наблюдений за использованием рабочего времени и т. п. Он менее трудоемок, но не обеспечивает достаточной точности и обоснованности устанавливаемых норм труда.

Аналитический метод позволяет устанавливать обоснованные нормы трудовых затрат, обеспечивающие оптимальную их напряженность и достоверность. В зависимости от способа определения величины нормы труда различают аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный методы.

Исходную  информацию для установления норм трудовых затрат на выполнение тех или иных функций кадрового менеджментааналитически-исследовательским методом получают по результатам изучения трудовых процессов путем проведения фотографий рабочего времени, хронометража, фотохронометража, а также самофотографий, что особенно актуально применительно к нормированию труда работников кадровой службы.

При аналитически-расчетном методе нормы труда рассчитываются на основе нормативных материалов по труду. Это обеспечивает необходимую степень обоснованности норм при значительно меньших затратах времени и средств на сбор исходной информации по сравнению с исследовательским. Так, для нормирования работ по комплектованию и учету кадров могут быть рекомендованы Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров.

Однако в  настоящее время нормативные  материалы для нормирования труда  персонала кадровых служб не разрабатываются, хотя необходимость в этом очевидна, тем более в условиях обновленной  кадровой документации, автоматизации  выполнения многих работ (функций) и  т. п.

Для работников кадровых служб могут быть рекомендованы  следующие межотраслевые нормативы  и нормы, разработанные ЦБНТ (по состоянию  на 2001 г.):


    Межотраслевые укрупненные нормативы времени  на работу по комплектованию и учету  кадров (1991 г.);

    Межотраслевые укрупненные нормативы рабочего времени на работы по копированию  и оперативному размножению документов (1990 г.);

    Межотраслевые укрупненные нормативы времени  на работы по документационному обеспечению  управления (1994 г.);

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.