На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административное правонарушение: понятие, состав и видео

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….5
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ..……8
1.1 Понятийный  аппарат административного правонарушения………………….……8
1.2 Признаки административного  правонарушения……………………………..……11
2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ…………….…..14
2.1 Объект административного  правонарушения…………………………………..….14
2.2 Объективная  сторона административного правонарушения……………………..15
2.3 Субъект административного  правонарушения…………………………….………17
2.4 Субъективная  сторона административного правонарушения………………...…..24
3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………...…….29
3.1 Основные наказания…………………………………………………………...…….37
3.2 Дополнительные  наказания…………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……..56
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….……..59
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..……61
СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………..…..65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..….66
 
 
            

              ВВЕДЕНИЕ

    

            В  законодательстве значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.
         Принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вновь активизировало проблему административно-процессуальных правоотношений между различными субъектами административной юрисдикции, сам порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и их пересмотр. В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
         Разумеется, эти санкции реализуются  не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения.
           Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.
          На данный период времени актуальна проблема самой сущности административной юрисдикции и  места ее в административном процессе, поскольку реализация различного рода действий органами исполнительной власти, совокупно характеризующаяся как государственно-управленческая деятельность позволяет рассматривать эти действия с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид деятельности имеет процессуальную форму, т.е. между понятиями административное правонарушение с одной стороны, государственное управление и административное право с другой существует тесная взаимосвязь.
     Целью данной работы является более полное и подробное раскрытие понятия административного правонарушения, состава, а также видов административного наказания.
      Основные задачи:
1 Выявление основных признаков административного правонарушения;
2 Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3 Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
4 Раскрытие  специфики и практики применения каждого вида административного наказания.     
          Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.
      Объектом данной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности, также объектом настоящего исследования является система административных наказаний как правовой феномен, её структура, особенности, виды административных наказаний.
         Предметом данной работы являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности, также        предметом исследования работы выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, её субъектов, прежде всего, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативно-правовых актов, практика их применения, сущность и особенности правового регулирования данной сфере, проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.                        
           В работе использована следующая литература: Алехин А.П. «Административное право РФ: Практикум»; Бахрах  Д. Н.,  Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. «Административное право. Учебник»;  Баталина В.В. «Краткий курс по административному праву»; Бородин С.С., Громыко С.С. «Административное право, Общая и Особенная часть: курс лекций» и др. 

 

           1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

           

            1.1. Понятийный аппарат административного правонарушения

 
 
 
           
           Под административным правонарушением (проступком) согласно ст. 2.1 КоАП РФ понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
    Или иными словами, под административным правонарушением, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное и общественно-опасное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления.
     Основания административной ответственности следует подразделять на два вида: нормативные и фактические.
     Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность.
     Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.
     Однако  выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
     Фактическое основание немыслимо вне противоправного  деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения
       Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
          В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.
              Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте, в определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками.
         Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Преступление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.
          Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.
        Общественная опасность, вредность правонарушения характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и лицо, совершившее правонарушения. Порицание справедливо, оправданно и возможно при условии упречного поведения, то есть такого действия или бездействия, которое явилось результатом сознания, воли. 

         Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.
     Административная же ответственность наступает за совершение правонарушений, которые именуются административными.
     Несмотря  на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов  юридической ответственности, общим  для всех видов является то, что  она наступает при наличии правонарушения.
     А вот для того, чтобы определить, возможно, ли наступление именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения  закона.
     Административная  ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
     К особенностям административной ответственности  относится:
- она менее сурова,  не влечет судимости лица, к которому применяется;
- процедура наложения административных взысканий более проста.
- административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;
- субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;
     Устанавливая  административную ответственность, законодатель вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц от этого вида ответственности.
     Устное  замечание - это метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным взысканием, ни с мерой общественного воздействия.
     Устное  замечание не влечет юридических  последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения с тем, чтобы не допустить подобного в будущем.
     Замена  административной ответственности  общественным воздействием означает, что лицо, виновное в  совершении административного правонарушения освобождается как от меры взыскания, так и от иных последствий, связанных с ее применением1.
     В частности при совершении нового проступка оно не считается повторным  и не рассматривается как отягчающее обстоятельство.
     Вывод: Таким образом, исходя из изложенного, можно сделать вывод, что административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неправомерное, виновное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном административным законом порядке. 
 

          1.2 Признаки административного правонарушения 

      
     Сформулированное  понятие отражает специфические  признаки (черты) административного  правонарушения - его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
     Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие "деяние". Деяние - это действие, поступок, свершение»2. В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, рыбной ловли, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).
     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
     По  своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние содержит признаки административного правонарушения.
     Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти  нормы могут принадлежать не только административному, но и ряду других отраслей права. Принципиально то, что  соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности3. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
     Виновность  деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
     Административная  ответственность за деяние также  относится к безусловным признакам  административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.
     С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности4, с другой, такая ответственность- признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).
     Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса  имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При  наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ).
     Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
          2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
 

     2.1 Объект административного правонарушения 

      
     Состав  административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.
     Элементами  состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
     Объект  правонарушения - общественное отношение  или совокупность общественных отношений, охраняемых законом на которые посягает правонарушение, причем для материальных составов необходимо для признания объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, нормальному развитию и реализации которых административное правоотношение препятствует.
     Иными словами, объект административного  правонарушения - это общественные отношения, которым в результате совершения административного правонарушения причиняется вред или это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Следует иметь в виду, что объектом проступка могут быть не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются правом.
     Объект  административного проступка - необходимый  элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое  не направлено ни на какой объект или  направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях
       Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложено в законе.  Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности. Объект может быть общим, родовым и непосредственным.
    Общий объект - та группа общественных отношений, на которые посягают все административные проступки.
    Родовой (видовой) специальный объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная группа проступков ( например, главы в КоАП), этот критерий выдержан не до конца, то есть законодатель в отличие от уголовного права.
    Непосредственный объект - те общественные отношения, на которые посягает конкретный административный проступок на конкретные общественные отношения.
    Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира, ради которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устранения которых совершается правонарушение. Предметы, с помощью которых совершаются правонарушения называется орудие правонарушения.5 
 

      2.2  Объективная сторона административного правонарушения  
 

     Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия, неоднократность, повторность, длящееся нарушение.
     Неоднократность - это совершение одним и тем же лицом два и более раза однородного действия или бездействия.
     Повторность - это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.
     Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на правонарушителе законом под угрозой административной ответственности.
     Длящееся  административное  правонарушение  является  единым независимо от продолжительности действия или бездействия. Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого.
     Продолжаемое административное правонарушение - это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых оно подлежит административной ответственности.
     Необходимым элементом объективной стороны  является причинная связь, которая  устанавливается между действием или бездействие и наступившими в результате этого последствиями.
        Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения. Объективная сторона - совокупность признаков, характеризующих внешний акт поведения правонарушения.
    В объективную  сторону входят следующие признаки:
    1. Противоправное  деяние (действия или бездействия).
    2. Время и  место его совершения.
    3. Способ совершения  правонарушения .
    4. Результат  правонарушения.
    5. Причинная  связь между деянием и результатом.
    6. Общественная  опасность, которая определяется  исходя из всех признаков объективной  стороны путем их синтеза. 
     

           2.3 Субъект административного правонарушения 
 

     Одним из элементов состава административного  правонарушения (наряду с объектом преступления, объективной и субъективной стороной) выступает субъект преступного  деяния. Лица, совершившие административное правонарушение, являются субъектами.6
     В статье 2.3 КоАП РФ устанавливается возраст – 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, в том числе и по ст. 20.21 КоАП РФ. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения.
     Часть 2 статьи 2.3 КоАП РФ предусматривает  особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.
     Несовершеннолетние  являются специальным субъектом  административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам  несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.7
     Иностранные граждане – это граждане, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства; лица без гражданства – лица, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве; иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации.
     Вышеназванные лица, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях.
     В ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому не подлежат административной ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об административной ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.
     Административной  ответственности подлежит только вменяемое  лицо. Для того, что понять место  и уголовно-правовое значение понятия  «вменяемость» необходимо обозначить его положение в системе состава административного правонарушения.
     Не  любое физическое лицо может быть субъектом административного правонарушения. Административная ответственность  связывается со способностью человека понимать фактическую сторону и общественную значимость совершаемых действий и руководить своими поступками. Подобной способностью могут обладать лишь вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Перечисленные признаки (вменяемость и достижение возраста административной ответственности) являются обязательными юридическими признаками субъекта административного правонарушения. Лица, не понимающие фактическую сторону своих действий или их социальное значение, не могут быть субъектами административного правонарушения. Они нуждаются не в исправлении путем применения наказания, а в лечении. Поэтому наряду с достижением определенного возраста субъект преступления должен обладать признаком вменяемости. С другой стороны необходимым условием административной ответственности является наличие вины, т. е. умысла или неосторожности у лица, совершившего общественно опасное деяние.8
          Лица душевно больные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых ими действий или оценивать их социальное значение, а также не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики, не могут действовать умышленно или неосторожно в правовом смысле. В их объективных действиях нет вины, поэтому, рассматривая дела об общественно опасных деяниях, совершенных лицами в состоянии невменяемости, суд выносит не решение о виновности или невиновности, а определение.
     История права демонстрирует нам различные  подходы к решению вопроса  об определении невменяемости. Первоначально наиболее практичным казалось дать в законе перечень конкретных условий, устраняющих вменяемость. К ним относили малолетство, помешательство, глухонемоту, одряхление, лунатизм и др. Но при таком подходе легко могли быть опущены отдельные ненормальные психические состояния, устраняющие вменяемость. Поэтому следующим шагом в законодательстве было установление для различных состояний невменяемости обобщенных формул, способных охватить разнообразные случаи невменяемости, стремление указать в статье закона условия невменяемости и те основания, благодаря которым эти состояния устраняют ответственность.
     Таким образом, «Вменяемость есть способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное, т. е. юридическая предпосылка вины и уголовной ответственности».9
     В этом определении правильно отмечено психическое состояние лица во время совершения общественно опасного деяния, которое позволяет ему избрать линию своего поведения. Лицо может или сообразовывать свои действия (бездействие) с нормами права и правилами общественного поведения, или действовать вопреки им, причиняя вред охраняемым законом интересам. Во втором случае возникает основание уголовной ответственности.
     Вменяемость характеризуется двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим). Юридический критерий означает способность лица понимать фактические обстоятельства совершаемого деяния (осознавать внешнюю сторону совершаемого действия или бездействия и причинную связь между ним и последующим результатом) и его социальную значимость, т. е. общественно опасный характер содеянного, а также способность лица руководить своими поступками. Медицинский критерий вменяемости определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления: отсутствие определенных психических заболеваний и недостатков умственного развития, определенный уровень социализации личности (образование, жизненный или профессиональный опыт и т. п.). Лишь наличие этих двух критериев позволяет констатировать вменяемость субъекта.
     Лица, признанные невменяемыми, не несут  административную ответственность.
     Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое лицо. Вменяемость наряду с достижением установленного возраста выступает в качестве условия административной ответственности и является одним из общих признаков субъекта административного правонарушения.
     Таким образом, подводя итог, отметим следующее. Вменяемость как правовая категория характеризуется такими основополагающими понятиями, как «сознание» и «воля. Сознание и воля всегда обусловлены объективной действительностью, условиями материальной жизни общества, общественной средой, в которой находится человек. Воздействие внешних обстоятельств на человека всегда проходит через его сознание. Человек, как существо мыслящее, принимая соответствующее решение, способен оценить фактические обстоятельства, при которых он действует, характер и значение последствий своих действий и сознательно использовать свое поведение для достижения каких-либо целей, то есть выбрать определенный характер своего поведения. Бесспорным является утверждение следующего характера: «Если личность не имеет возможности контролировать и оценивать свои действия, так как непосредственной причиной оных явлений является психическое заболевание, следует говорить о невменяемости субъекта, а значит, поведение не может рассматриваться как правонарушение».10                                                                           Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП РФ выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.
     Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ.
     Специальным субъектом административного проступка  выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся  на территории нашей страны иностранные  граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
     Особым  субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся  на военных сборах граждане, а также  лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы состоит в том, что к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо наложения административного взыскания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
     Работники железнодорожного, морского, речного  транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в  соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими  при исполнении служебных обязанностей проступков, непосредственно предусмотренных КоАП РФ.
     Существенными особенностями как субъекты административных правонарушений характеризуются должностные  лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия и бездействие, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.
    Под должностным лицом КоАП РФ11 понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (кроме тех лиц, которые выше отнесены к особым субъектам административных правонарушений).
     Как должностные лица несут ответственность  и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие иных юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций, т.е. организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. В случаях, когда нормами КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена ответственность юридических лиц, индивидуальные предприниматели приравниваются к ним и за совершенные административные правонарушения несут ответственность как юридические лица.
     Обладают  определенными особенностями и  такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие. Они несут административную ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности, мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.12 
 

         2.4   Субъективная сторона административного правонарушения  
 

    Субъективная  сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП  РФ (ч. 2 ст. 2.1).
     Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия либо бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
     Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве.
     Все составы административных проступков можно разделить на формальные или материальные.
     При формальном составе достаточно совершения указанного в законе действия либо бездействия, независимо от того, какие в результате этого наступили последствия.
     Материальные  составы  правонарушений  включают в  качестве обязательного признака не только действие или бездействие, но также последствие и причинную связь между действием или бездействием и наступившим вредным последствием. Последствием здесь выступает ущерб, причиненный хищением.
     В формальных составах административных правонарушений умышленная вина заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности. Например, к ответственности за незаконную порубку деревьев и кустарников либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях лицо может быть привлечено, если оно сознавало, где эти незаконные действия совершаются. В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности совершенного действия либо бездействия, включает также отношение к наступившим вредным последствиям. Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление.
     Например, при совершении мелкого хищения  государственного или общественного  имущества лицо сознает, что оно  незаконно, безвозмездно, с корыстной  целью завладевает государственным  или общественным имуществом в небольших размерах, предвидит, что в результате этого будет причинен такой  ущерб  соответствующей государственной или общественной организации.
     Различают умысел прямой и косвенный.
     При прямом умысле лицо желает наступления последствий, а при косвенном сознательно их допускает.
     Противоправное  действие, совершенное по неосторожности является менее серьезным правонарушением по сравнению с таким же действием, совершенным умышленно.
     Неосторожная  вина определяется применительно к  материальным составам административных правонарушений и связывается исключительно с отношением нарушителя к последствиям своего действия.13
         В формальных проступках неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не сознает его противоправности, но должно было и могло его сознавать.
     Различают две формы неосторожной вины:
     а) легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия,  соединенное с самонадеянном расчетом их предотвратить;
     б) небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть указанные в законе последствия.
     При легкомыслии лицо не допускает возможности  наступления вредных последствий, рассчитывая их предотвратить. Расчет делается на такие обстоятельства, как собственные силы, знания или опыт нарушителя, других лиц.
     Например, при передаче управления транспортным средством лицу, не умеющему права, водитель рассчитывает, что при его  опыте он не допустит аварийной ситуации.
     Если  она наступает, то водитель несет ответственность за наступивший вредный результат из - за проявленной им самонадеянности.
     При небрежности нарушитель не предвидит  возможности наступления вредных  последствий, хотя при необходимой  внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития. Например, при уничтожении или повреждении леса в результате небрежного обращения с огнем.
     От  неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда (казус или случай), при котором лицо не несет ответственности. Для него характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его действия.
                 Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.14
           Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
     В Особенной части KoAП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство правонарушений может  быть совершено в любой форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.
     Наряду  с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и  неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.
      Только  при наличии состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
      В литературе высказаны различные  мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения:
      а) последние являются общественно  опасными, но по своему характеру менее  общественно опасны, чем преступления;
      б) вредными для общества, но не общественно  опасными;
      в) одни административные правонарушения общественно опасны,  другие являются вредными, но не общественно опасными.
 
 
 
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3  ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 

          
          Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.         
          В статье 3.1. КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом - актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
          Предписания статьи 3.1. КоАП РФ обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В свою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
           По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
       Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).15
            Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.
         Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.
           В ч. 2 статьи 3.1. КоАП РФ находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий.
          Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.
В механизме  обеспечения правопорядка, дисциплины и законности важную роль играет административная ответственность, которая стимулирует к надлежащему выполнению обязанностей, соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений.
            В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение. Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.
        Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.
     Наряду  с уголовной, гражданской и дисциплинарной, административная ответственность  является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.
     В теории права юридическая ответственность  понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания16, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойки.
     При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание, т.е. в административное взыскание.
     В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только административные взыскания  выполняют функцию наказания  и только их применение влечет наступление административной ответственности (3.1 КоАП РФ). На основании вышеизложенного следует, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
     Нормы административного права предусматривают  различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. На основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, когда к нарушителю норм административного права целесообразно применить меры общественного воздействия.
     Кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права, в частности трудового, земельного, финансового и др.
     Основанием  для привлечения к ответственности  является правонарушение, то есть такое  деяние (действие или бездействие), которое законодательством признано как вредное или запрещенное.
     Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут  быть административные, дисциплинарные и служебные.
     Нормативными  актами, которыми определяются виды, основания  ответственности и меры наказания  за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о прохождении службы.
     В настоящее время, как указывалось  ранее, действует большое количество различных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила противопожарной безопасности, правила торговли, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.
     В большинстве случаев за нарушение  этих правил наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения. Нарушение таких правил иногда может повлечь уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.
     При этом административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и их профилактике, в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения. Вместе с тем она имеет свои особенности.
     Во-первых, административную ответственность  за совершенные административные проступки  устанавливают не только органы законодательной  власти (например, принятие федерального закона - Кодекса РФ об административных правонарушениях), но в объеме своих полномочий и компетенции административную ответственность в подзаконных актах могут устанавливать и органы исполнительной власти.
     Во-вторых, наложение административных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях - судами (судьями). В отличие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчиненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным налагать административные взыскания за совершенные правонарушения.
     В-третьих, административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности и по субъектам  ответственности. К ним относятся  не только физические лица - граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взро
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.