На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Глава муниципального образования как муниципальный политик

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Правительство Республики Коми
Автономное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования Республики Коми
КОМИ  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ 
 

Факультет управления 

Кафедра экономики и государственного и муниципального управления 
 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 

Глава муниципального образования  как муниципальный  политик 
 

                                              Исполнитель: 
 

                                              Научный руководитель: 
 
 
 
 
 

Сыктывкар
2009 

 

Содержание 

      Введение 3
   
Глава 1. Основные аспекты  политической деятельности органов местного самоуправления 7
   §1. Сущность и понятие политической деятельности органов местного самоуправления 7
   §2. Политические аспекты деятельности Глава муниципального образования  как политика. 12
   
Глава 2. Деятельность Главы муниципального образования как политика 18
   §1. Основные аспекты функционирования Главы муниципального образования 18
   §2. Анализ деятельности Главы муниципального образования как политика (на примере  МО СП «Кебаньёль») 23
   
      Заключение 28
      Библиографический список 31
      Приложения  
  36
 
 

       Введение 

      В России сложилась благоприятная ситуация для проведения административной реформы, которая позволяет привести сложившиеся структуры управления в соответствие с новыми экономическими реалиями.
      Частью  административной реформы и, возможно, важнейшей, с точки зрения достижения ее экономических целей, является реформа местного самоуправления.
      Главная задача реформы местного самоуправления - это преодоление экономической  несостоятельности муниципальных  образований и формирование способности (потенциала) к развитию. Понятно, что решение данной задачи невозможно единственно правовыми и политическими методами, требуются серьезные изменения в структурах управления муниципальными образованиями и экономическом мышлении должностных лиц местного самоуправления. 
      Область компетенции органов местного самоуправления определяется установленными законодательством  вопросами местного значения, но стратегии  и политики во многом имеют оригинальный, самостоятельный характер. Соответственно структуры и бюджеты в различных муниципальных образованиях сочетают общее и специфичное. Порядок формирования, полномочия, подотчетность, иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно и отражают специфичность условий их деятельности, целей и задач управления.
      Для муниципального образования в текущем  времени наиболее актуальными являются результативное разрешение хозяйственных  проблем поселения и обеспечение  бюджетной независимости, а в  отношении будущего - достижение стратегической независимости и создание эффективных локальных рынков на основе экономически состоятельных домашних хозяйств. Поскольку в рамках разделения социально-экономической ответственности муниципальный сектор экономики опирается на производство и потребление коллективных благ, то главной социальной целью в управлении муниципальным образованием может быть названа гарантия доступности ценных коллективных благ, в частности, коммунальных услуг, здоровой природной среды жизни, образования, транспортного обслуживания. Так называемое решение местных вопросов на основе самоуправления выступает как наиболее приемлемое с точки зрения разделения публичного управления на государственное и местное средство реализации указанной цели.
      Особо необходимо остановиться на стратегическом разделении понятий «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 определяет местное самоуправление как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В согласии с данным подходом, «муниципальное управление» можно определить как особый институт коллективных действий, устанавливающий полезность, ценность «вопросов местного значения» как коллективных благ, их соответствие местным традициям.
      Муниципальное управление формирует поведение  жителей, их обучаемость в отношении решений и действий, которые от них требуются или ожидаются, и, наконец, формирует условия взаимодействия на локальных рынках с учетом имеющихся ресурсов и факторов и, прежде всего, конкретных интересов домашних хозяйств конкретного муниципального образования. Муниципальное управление как деятельность неких органов публичной власти организует и обеспечивает местное самоуправление.
      Решение задач управления муниципальным  образованием может быть обеспечено только при выполнении двух условий формирования структуры органов местного самоуправления:
      1) разделения политического и хозяйственного  управления, при условии решения  политических и хозяйственных  задач в рамках единых стратегии  и идеологии;
      2) наличие органа, выполняющего функции арбитра между подсистемами управления муниципальным образованием и обеспечивающего стратегическую и идеологическую интеграцию.
      Пример  различных стран, реформировавших  государственное и муниципальное  управление, демонстрирует, что работоспособность, полезность бюрократии увеличивается, если предоставление должностей и продвижение по службе осуществляются при сочетании обязательной конкурентности исполнения обязанностей с гарантиями карьеры и с учетом личных качеств. При этом оплата устанавливается не по должности или объемам работ, а на основе достигнутого профессионального мастерства, оценки, исходящей от потребителей услуг муниципальных организаций1.
      Выборные  лица конкурируют на политических аренах, они осуществляют свои полномочия ограниченный срок, представляют различные коалиции. Профессиональная подготовка менеджеров для публичного управления важнейшая составляющая часть политической стратегии органов публичной власти. Политические стратегии помогают определиться с проблемными ситуациями в контексте целей и интересов заинтересованных лиц и выбора арен, где действия по развитию или преодолению ситуаций будут достаточно эффективными и приведут к положительным результатам.
      Важно отметить, что Глава муниципального образования позиционируется как  политик, осуществляющий функции стратегического арбитра и координатора, тогда как оперативные политико-правовые вопросы и контрольные функции исполняются представительным органом муниципального образования, а оперативное ответственное хозяйствование сосредотачивается в местной администрации. Определенные законом «вопросы местного значения» достаточно просто и, в принципе, бесконфликтно распределяются по подсистемам управления. Одновременно становятся возможными рыночное управление, в том числе как защита или альтернатива иерархиям, и, так сказать, антимеркантилистское управление, а также переход к реальному стратегическому управлению при сохранении достаточного контроля над распределением ключевых ресурсов и вероятным оппортунистическим поведением.
      Объектом  исследования курсового проекта является  - политическая деятельность органов местного самоуправления
      Предметом исследования - деятельность главы  муниципального образования как  муниципального политика.
      Целью исследования является анализ деятельности Главы муниципального образования как политика.
   В соответствии с указанной целью  поставлены следующие задачи:
      рассмотреть понятие политической деятельности органов местного самоуправления;
      исследовать политические аспекты деятельности Главы муниципального образования как политика;
      исследовать основные аспекты функционирования Глава муниципального образования;
      проанализировать деятельности Главы муниципального образования как политика на примере МО СП «Кебаньёль».
      В предложенной работе нами были использованы структурно-функциональный методы исследования, качественный анализ, а также  системный подход. 

 

Глава 1. Основные аспекты политической деятельности органов местного самоуправления
§1. Сущность и понятие политической деятельности органов местного самоуправления 

      Поскольку политика – это искусство управления, и, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, в частности теории муниципального управления, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь именно эта деятельность является наиболее ответственной из всех видов деятельности муниципальных органов.
    Муниципальная деятельность - это самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения2.
    Именно  совершая какие-то действия, осуществляя  муниципальную деятельность, местное  сообщество и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле является формой организации муниципальной деятельности. Предмет муниципальной деятельности - благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность многогранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных ее сферах: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т.д.
    В муниципальной деятельности, как  и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность. Соблюдение законности - предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности - вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей. Цель всякого управления - достижение желаемого состояния управляемой системы. С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике3.
    Муниципальная политика - это система взаимоувязанных  целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.
    Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации4. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона делать целесообразно, а что нет.
    На  выработку целей муниципальной  деятельности и формирование муниципальной  политики в конкретном муниципальном  образовании влияют не только нормы  права, но и множество иных обстоятельств. Это - состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики; деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели; население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели5. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в рамках конкретной социально-экономической ситуации является весьма сложной задачей.
    В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей  имеет основополагающее значение для  организации муниципального управления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности. Если последняя сформулирована нечетко, бесполезно требовать четкой организации дел, эффективного управления.
    Главная (генеральная) цель муниципальной деятельности и стратегическая задача муниципальной политики могут быть сформулированы следующим образом: повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.
    Качество  жизни человека - важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности, формированием муниципальной политики6. Под этим понимают систему показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.д.) и степень их удовлетворения.
    Качество  жизни имеет объективную и  субъективную стороны. Критерием его  объективной оценки служат научно обоснованные нормативы материальных и духовных потребностей и интересов людей, по соблюдению которых можно судить о степени их удовлетворения. Критерием субъективной оценки качества жизни является оценка самим индивидом степени удовлетворения его потребностей.
    Муниципальная деятельность влияет на качество жизни  человека лишь отчасти. Очевидно, что  оно зависит от многих факторов: от самого человека, от состояния дел  в государстве и его политики, от местной власти. Например, состояние здоровья человека определяется его образом жизни и поведением, состоянием системы здравоохранения в государстве и в конкретном муниципальном образовании, состоянием окружающей среды и т.п.
    Задача  органов местного самоуправления в  повышении качества жизни состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления соответствующих муниципальных услуг. Именно в этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.
      Таким образом, можно выделить три основных направления политической деятельности органов местного самоуправления. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение политических и социальных сил, возможности муниципального образования на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка методов, средств, форм организации  муниципальных служащих и населения для достижения поставленных целей. В-третьих, соответствующий подбор и расстановка муниципальных кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.
      Осуществление деятельности органов местного самоуправления в политической сфере невозможно без наличия определенной системы. Она представляет собой совокупность следующих элементов: органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации. Это главные составные элементы системного целого, механизма, с помощью которого осуществляется местная власть в муниципальном образовании.
      Муниципальная политика в этой сфере направлена на:
    реализацию прав и свобод гражданина и человека на территории муниципального образования;
    соответствие принимаемых решений важнейшим интересам населения, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в муниципальном образовании;
    реализацию отработанных демократических процедур участия населения в управленческом процессе;
    учет общественного мнения;
    реализацию механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами и субъектами и объектами муниципального управления;
    профессиональную и нравственную безупречность муниципальных служащих;
    повышение уровня правовых знаний и правовой культуры населения.
 

§2. Политические аспекты деятельности Глава муниципального образования как политика.
      Законом РФ определяется обязательный состав органов местного самоуправления и  варианты избрания и назначения главы  муниципального образования как  высшего должностного лица. По сути, вариант назначения высшего должностного лица, а именно какой из органов «разделенных» властей, представительный или исполнительный, он возглавит, будут ли его цели и задачи преимущественно политическими (председатель представительного органа) или хозяйственными (глава администрации), определяет структуру органов местного самоуправления.
Теоретически  принципиальными можно назвать  четыре варианта:
      а) Глава муниципального образования (далее Глава) избирается представительным органом муниципального образования  из своего состава и является его  председателем, но не может быть главой местной администрации;
      б) Глава избирается на муниципальных  выборах, становится председателем  представительного органа и не может  быть главой местной администрации;
      в) Глава избирается на муниципальных  выборах, входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и не занимает должность главы местной администрации;
      г) Глава избирается на муниципальных  выборах, входит в состав представительного  органа с правом решающего голоса и занимает должность главы местной  администрации.
      Первый  из указанных выше вариантов является наиболее простым и дешевым с  точки зрения проведения избирательных  кампаний и организации муниципальных  учреждений, обеспечивает ответственное  хозяйственное управление, но увеличивает  издержки на политическое управление и нивелирует компетенцию Главы как арбитра. Если в представительном органе складывается доминирующая коалиция, противостоящая Главе, он теряет возможности интеграции и контроля как высшее должностное лицо; если поддерживающая Главу, то он выходит из-под контроля над его управленческими решениями. Несовершенство контроля приведет к ослаблению ответственности непосредственно перед жителями и увеличению ответственности перед «политическими» принципалами.
       Проблема  заключается в том, что политические принципалы сами по себе с трудом могут быть включены в явные схемы мотивации с целью максимизации общественного благосостояния по причине «проблемы безбилетника» и того экономического факта, что усилия какого-либо индивида по налаживанию контроля потребуют от него личных издержек, тогда как участие в дележе выгод неизбежно будет «равноправным». Только явные карьерные перспективы или угроза политических переворотов могут повлиять на мотивацию политиков, принимающих решения. В результате хозяйственные задачи будут решаться неэффективно или не будут решаться вообще, а экономическая зависимость от политических решений будет расти.
      Следует признать, что выборы Главы представительным органом при приоритетности экономических  задач над политическими будут  самым неудачным вариантом структурного решения.
      Определенной  противоположностью первого является четвертый вариант. Это вариант  так называемого мэра-хозяйственника, который имеет в настоящее  время наиболее широкое распространение  в России. Однако в контексте данного  варианта приоритет получают вовсе не вопросы хозяйствования, а административные вмешательства, коль скоро Глава в выборе действий оказывается между молотом интересов потребителей муниципальных услуг и наковальней интересов муниципальных чиновников и выборных лиц, замещающих должности местного самоуправления. Административные процессы и структуры влияют на результат регулирующего вмешательства. Чем больше число агентств контролирует хозяйственную организацию (выдает разрешения, субсидирует или отслеживает ее), тем ниже эффективность регулирующего вмешательства.
      При данном варианте практически невозможно преодолеть мягкие бюджетные ограничения (постоянную зависимость от дотаций) и хронический дефицит бюджета. Расходы на контроль и потери от оппортунистического поведения всегда будут неразумно велики. При определенных обстоятельствах достаточно высокими будут риски возникновения политического конфликта между представительной и исполнительной властью, равно как конфликты по поводу распределения выгод и достаточности вознаграждений и экономических полномочий. Хозяйствование будет осуществляться в интересах доминирующей коалиции фирм (проще всего в строительном или энергетическом комплексах) или группы связанных с политическими принципалами чиновников, но никак не в целях экономического развития домашних хозяйств.
      В соответствии с положениями теории управления, структура организации  всегда устанавливается сложностью и динамичностью внешней среды  деятельности организации. Сложная, динамичная внешняя среда устанавливает необходимость перехода от механистических к органическим структурам, то есть структурам, предусматривающим разделение иерархий, а также разделение стратегических и тактических задач. Необходимо отметить, что несоответствие формальной организации требованиям внешней среды приводит к формированию разнообразных неформальных структур и отношений и автоматически затрудняет формирование, так сказать, законопослушного поведения. Усиление административного давления и регламентации в этих условиях вызовет появление и закрепление организованных групп с узкими интересами, генерирующими неэффективную политику и «эффективный» оппортунизм7.
      Органические  структуры соответствуют второму  и третьему вариантам назначения высшего должностного лица. В рамках указанных вариантов необходимо сделать выбор: важно ли для Главы быть председателем представительного органа или необходимо сохранить нейтралитет в отношении обеих, представительной и исполнительной, ветвей власти? Какой из этих выборов является более перспективным с точки зрения решения стратегических задач муниципального управления при ориентировании его на действия в интересах населения муниципального образования?
      По  сути, мы имеем дело с дилеммой «сильный мэр» - «слабый мэр». Поскольку более рациональным признается вариант выборов Главы всем населением, и мы признаем необходимость иметь в структуре авторитетного арбитра, то структура «сильный мэр» представляется более перспективной и соответствующей политическим и экономическим реалиям.
      Главным достоинством второго варианта, с точки зрения политических тенденций, является сочетание в управленческой позиции Главы достаточности административных полномочий в отношении внутренней среды и необходимой политической независимости в отношении внешней среды при сохранении положения арбитра между представительной властью и хозяйственной подсистемой. В идеале Глава оказывается свободным в отношении функции верификации текущих решений и может полностью сосредоточиться на политических стратегиях и стратегическом контроле подсистем. Одновременно он способен обеспечить политическое прикрытие хозяйствования при контроле над использованием муниципального имущества, осуществляемом представительным органом.
      Данный  вариант предполагает передачу хозяйственных  полномочий контрактному менеджеру  как политическое стратегическое решение. Ответственность Главы сосредотачивается на системе общественных благ, а ответственность менеджмента - на производстве и каждодневной поставке конкретных услуг конкретным лицам. Глава позиционируется как политик, ориентированный на взаимодействие с внешней средой, контрактный менеджмент ориентируется на решение хозяйственных и финансовых задач, поддержание систем жизнеобеспечения и формирование поведения населения.
      Глава администрации назначается и  отстраняется от должности представительным органом муниципального образования, ответственен за решение экономических проблем, поэтому его интересы никак не пересекаются с интересами Главы. Между ними не должно возникать ни конкуренции, ни конфронтации, ни коалиционных соглашений против других ветвей власти.
      Стратегия экономической самодостаточности  муниципальных образований требует  структуризации органов местного самоуправления с тремя составляющими их организационными подсистемами: политической, «нормативной правовой» и административно-хозяйственной.
      Политическая  подсистема, организуемая Главой муниципального образования, задает цели управления, формирует стратегии, координирует финансы, осуществляет управление общественными  благами, например, образованием как  необходимо гарантированным и доступным для всего населения благом, а не комплексом учреждений, осуществляет назначения.
      «Правовая» подсистема организуется представительным органом муниципального образования, ее главной задачей является ратификация правил, стратегий и политик и контроль над их документированием в административных органах, мониторинг решений административных органов на соответствие их поведения интересам населения. Представительный орган в определенной степени контролирует бюджет и осуществляет право собственности в отношении объектов права муниципальной собственности.
      Административно-хозяйственная  подсистема находится под управлением  главы администрации. В его ведении  находятся средства достижения целей, определенных Главой, коммунальная инфраструктура, он ответственен за исполнение бюджетных планов на основе бюджетирования, обеспечивает производство и поставку конкретных услуг населению, призван формировать общественное поведение. Глава администрации не подчиняется Главе по должности или в выборе и проведении собственных решений, но может быть отстранен от должности по установленным в нормативных актах основаниям, что, в принципе, и заставляет органы власти переходить от односторонних административных решений к соглашениям и согласованным со всеми заинтересованными лицами программам.
      Таким образом, можно сделать вывод, что Глава муниципального образования позиционируется как политик, осуществляющий функции стратегического арбитра и координатора, тогда как оперативные политико-правовые вопросы и контрольные функции исполняются представительным органом муниципального образования, а оперативное ответственное хозяйствование сосредотачивается в местной администрации. Определенные законом «вопросы местного значения» достаточно просто и, в принципе, бесконфликтно распределяются по подсистемам управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.