На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Смысл, цели и задачи педагогической инноватики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Новосибирский государственный педагогический университет   
Факультет педагогики и психологии детства 
 
 
 
 

     Реферат на тему:
     Смысл, цели и задачи педагогической инноватики 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:
                      Студентка
                        ОЗО ФППД гр. 41
                      Децик А.П. 
                       
                       
                       

Новосибирск 2011
     Содержание: 

     
    Введение…………………………………………………………………….3
    Сущность педагогической инноватики…………………………………...5
    Задачи педагогической инноватики………………………........................8
    Методологические основания педагогической инноватики…………...11
    Вывод………………………………………………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 

     За  последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых  понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует  о большой связи педагогики с  другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».
     Педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций.
     Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике.
     Если  практики чаще озабочены конкретными  результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих  им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
     Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики сформулируем следующее определение:
     Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
     Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, ЕГЭ, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.
     Прежде  всего, следует различать новшества  и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сущность  педагогической инноватики 

     Термин  инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:
     «Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии [7. с. 15].
     Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение» [7. с. 17].
     В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как  «новинка, обновление, новшество –  практическое использование технических  и технологических изобретений и достижений». [7. с. 17] В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.
     Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему [4. с. 36]. Словарь С.И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.
     Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат  нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в  объективно - временном плане.
     Новшество, инновация, нововведение - трактовки  этих понятий разными авторами оказываются  различны.
     Инновации - это изменения внутри системы [5. с. 230 - 231].
     Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [5. с. 230 - 231].
     Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п.
     Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной  с некоторыми определениями в  социологии (новшество как социологическая  категория).
     Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств.
     Роджерс так определяет новшества: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования» [5. с. 231 - 232].
     Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей» [5. с. 235].
     Американцы  Бил и Болен определяют новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». [5. с. 235].
     Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» [5. с. 236].
     Н.Р.Юсуфбекова под педагогической инноватикой предложила понимать учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим обществом и, наконец, использовании и применении на практике[6. с. 10]. В современной педагогике такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно ориентированной парадигме, повышающей роль субъекта в проектировании своего образования. С данной точки зрения нецелесообразно переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве.
     Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения – модернизация образования, изменение продолжительности среднего или высшего образования, доступ школ к интернету и так далее – это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии – прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.
     Педагогическая инноватика направлена на выполнения человеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколением, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.
     Учитывая  изложенное, сформулируем следующее  определение. Педагогическая инновация-это  наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъекта образования, а так же обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
     Из  этого определения вытекает главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен.
     Можно считать, что педагогическая инноватика отвечает за характер изменения образования во времени. Именно изменения в образовании, а не самообразование являются предметом исследования в педагогической инноватике. Причем изменение рассматривается во всей его полноте – от выявления причин естественно происходящих в образовании изменений до искуственного проектирования и внедрения педагогических новшеств, обнаружения закономерностей инновационных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задачи  педагогической инноватики
     Задачи  педагогической инновации конкретизируют ее влияние на изменяющуюся образовательную  реальность. Какова же эта реальность?
     В современном образовании приятно  различать два типа инновационных  феноменов: «инновации в системе  образования» и «инновационное обучение» [3. с. 10]. Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и объектов, например с созданием новых образовательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе – инновационное обучение – определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.
     Оба инновационных феномена и соответствующие  им виды деятельности исследуются одной и той же научной областью – педагогической инноватикой. Причем эти два феномена взаимосвязаны. Например, инновационное обучение – одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений. Инновационное обучение может рассматриваться как реакция системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся смыслы и цели образования. Инновационное обучение – это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве отклика на проблемные ситуации, проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
     И наоборот, масштабные системные изменения происходят иногда под воздействием новаторских систем обучения. Если же понимать эти два фактора отдельно, то можно получить проблему отчуждения практики от теории, то есть концепции модернизации образования будут сами по себе, а образование – само по себе. Чтобы этого не случилось, необходимо исследовать оба фактора – «инновации в системе образования» и «инновационное обучение» - в единстве.
     Объединяющее понятие педагогической инновации – инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.
     Инновационные процессы в образовании рассматриваются  в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.
     Инновационная деятельность – комплекс мер и  технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной  деятельности относится изменение  компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.
     Новшества в образовании представляют собой  выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведения  их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.
     Задачи  педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.
     Ученые  предлагают несколько типов задач педагогической инноватики:
     1.описательно-обьяснительные  задачи, призванные дать картину  того, что есть в действительности  на уровне теоретического объяснения
     2. задачи, связанные с разработкой  новых моделей инновационной  деятельности, новых технологий  ее осуществления, новых форм  ее организации
     3. задачи, связанные с разработкой  способов развития систем инновационной  деятельности.
     4. задачи, связанные с изучением  системы отношений, возникающих  в инновационной образовательной  деятельности по отношению к  личностному становлению и развитию  ученика и учителя.
     5. задачи, относящиеся к природе  и закономерностям возникновения,  развития педагогических инноваций,  их связи с традициями прошлого  и будущего в отношении субъектов образования.
     Педагогическая  инновация имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического  характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики как:
    Педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности
    Педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;
    Педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и ЭС;
    Педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества не воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;
    Теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.
     Педагогическая инноватика имеет средство для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
    Целевой и концептуальный блок образования;
    Организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации
    Педагогические технологии
    Структура и содержание образования
    Учебные программы, учебники, электронные средства обучения
    Научно-методическое обеспечение учебного процесса
    Принципы управления образованием, качеством образования
    Система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования
    Экономика образования, государственная и межгосударственная политика образования
     Педагогическая  инноватика изучает сущность, структуру, форму, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например с инновационным менеджментом в образовании – дисциплиной, изучающей управление развитием образовательных систем путем нововведений.
     Таким образом, педагогическая инноватика оказывается тесно связанной с другими областями научных знаний, причем не только педагогическими. Образовательные инновации происходят на стыке комплекса наук, могут приобретать интернациональный глобальный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность. 

     Методологические  основания педагогической инноватики 

     Если  практики чаще озабочены конкретными  результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих  им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это – методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.
     В процессе исследования инновационных  процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического  плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основание для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педагогической инноватики оказывается не менее актуальным, чем создание самой педагогической инноватики.
     Педагогическая  инноватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрение в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности преобразования педагогической действительности.
     В работах философов, методологов, педагогов  на этот счет имеются различные понимания, включающие как проблемы, специфические  для педагогической деятельности, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход.)
     Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманий методологии педагогической инноватики как органичного единства двух состовляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способов добывания знаний отражающих... педагогическую деятельность» [1. с. 73] – и развито позднее В.В. Краевским: «...а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества специально-научных педагогических исследований» [2. с. 16] .
     Вышеприведенные построения позволяют сформулировать следующее определение: методология  педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
     Итак, нас интересует система знаний и  соответствующих им видов деятельности, которые изучают, обьясняют, обосновывают педагогическую инновацию, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретическич учений.
     Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое  представление педагогической инноватики, ее составу, структуре, функциям. Для етого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики. В этом направлении пока делаются только первые шаги.
     Н.Р.Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и их противоречия[8. с. 31 - 44] .
    Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления
    Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
    Тенденция внедрения. Приминение нового принимает массовый характер.
    Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.
     Развитие  воспитательных систем школ предпологает прохождение трех основных взаимосвязанных этапа:
    Возникновение нового педагогического явления – воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теории, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике
    Освоение новшества педагогическим сообществом
    Приминения, внедрение в практику работы школ
     Каждый  из трех этапов отличается своими конкретными  противоречиями и особенностями их разрешения. Для первого этапа это противоречие состоит в том, что цель воспитания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.
     Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.
     Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующем «образцом», «моделью» воспитательной системы  и необходимостью ее использования  и развития в условиях работы конкретной школы.
     С методических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных  педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы[6. с. 5 -10] :
    Система развивается не равномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
    Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведение с предметным научным обоснованием.
    Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются предметы научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам(дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).
    Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.
    В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.
    В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.
    Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся
    Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами.
    В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Вывод
     В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В инноватики как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недостаточно и нуждается в дополнительных исследованиях.
     Существуют  следующие законы педагогической инноватики:
    Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем в последствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического общества.
    Закон финальной реализации инновационного процесса. любой инновационный процесс должен рано или поздно,  стихийно или сознательно реализоваться.
    Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
    Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
     Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие законы, наверняка, еще будут уточнены. Задач педагогической инноватики – установить именно те законы и закономерности, которые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из главных компонентов которого является понятийный аппарат.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.