На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра денежного обращения, кредита и  фондового рынка 

                                    
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 по дисциплине: Деньги, кредит, банки      
 на тему: Государственное регулирование безналичных расчетов и пути его совершенствования в Республике Беларусь 
 
 

Студент
3 курс
                                 
 

Руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ
     Курсовая  работа: 31 с., 1 табл., 30 источников, 9 прил. 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

      Объект  исследования – безналичные расчеты, проводимые в Республике Беларусь.
      Предмет исследования – государственное регулирование, организация и порядок осуществления безналичных расчетов в Республике Беларусь. 
      Цель  работы: определение путей совершенствования  механизма государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь на этапе макроэкономической стабилизации национальной экономики и обеспечения в стране устойчивого экономического роста.
      Методы  исследования: диалектический, исторический, описательный и аналитический.
     Исследования  и разработки:  

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

     ________________
     (подпись  студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ…………………………………………………………………..…...6
      1.1. Основы построения платежной системы…….……………………..6
      1.2. Понятие и основные классификации безналичных расчётов…….. 9
     2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…… ……...…13
     2.1. Правовые основы регулирования  безналичных расчётов в Республике  Беларусь…………..………………………………………..……….13
     2.2. Практика организации безналичных  расчетов Национальным банком  Республики Беларусь…………………………………………………...17
     3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………. …..23
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……......27
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В современном обществе денежные расчеты  осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной  форме. При этом существует устойчивая тенденция преимущественного развития и расширения сферы безналичных расчетов с постепенным вытеснением расчетов наличными деньгами даже в отношениях с населением. При осуществлении безналичных расчетов, как правило, заключается несколько взаимосвязанных сделок. Объектами расчетных сделок являются различные действия, совершения которых вправе требовать клиент от банка или один банк от другого, то есть объектом расчетных отношений являются действия, связанные с передачей денежного эквивалента в обмен на предоставленные ценности.
      Безналичные расчеты представляют собой неотъемлемый элемент жизни современного общества. Их развитие не только отражает, но и во многом определяет уровень рыночных преобразований, стабильности национальной экономики, динамику хозяйственных процессов в нашей стране. Возрастание роли безналичных расчетов в новых экономических условиях потребовало качественных изменений механизма и организационных форм проведения платежей, установления действенного правового режима функционирования и использования безналичных денег в хозяйстве.
      Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
      Целью данной работы является определение путей совершенствования механизма государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь на этапе макроэкономической стабилизации национальной экономики и обеспечения в стране устойчивого экономического роста.
      В соответствии с целью можно выделить основные задачи:
      1.) изучить основы функционирования платежной системы;
      2.) раскрыть понятие «безналичные расчеты» и рассмотреть их основные классификации;
      3.) исследовать правовые основы государственного регулирования безналичных расчетов в Республике Беларусь;
      4.) изучить практику организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь;
      5.) оценить эффективность проведения безналичных расчетов в Республике Беларусь;
      6.) выявить проблемы и риски осуществления основных форм безналичных расчетов.
      Объект  изучения в данной работе – безналичные расчеты, проводимые в Республике Беларусь.
      Предмет –  государственное регулирование, организация и порядок осуществления безналичных расчетов в Республике Беларусь.
      Структурно курсовая работа состоит из введения, 3-х разделов, разбитых на несколько подразделов, объединенных общей идеей исследования, заключения, списка использованных источников и приложений.
      В работе использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, комментарии к нормативным правовым актам, учебники, монографии и статьи белорусских и российских ученых, а так же  материалы научно-практических конференций.
      Методами проведенного исследования явились диалектический, исторический, описательный и аналитический.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ
      Основы построения платежной системы
 
     В современных условиях сложное переплетение отношений между различными субъектами в процессе их хозяйственной и финансовой деятельности, большие объемы и разнообразный характер совершаемых сделок, необходимость поддержания непрерывности экономических процессов, интенсивность денежных потоков в рамках не только национальных, но и мировых хозяйственных связей обусловили необходимость установить в стране четко организованную 
систему движения денежных средств, подавляющая часть которых — деньги безналичного оборота. Такой системой является платежная система.

     Платежная система представляет собой совокупность правил, учреждений и технических средств, используемых для осуществления платежей и расчетов по обязательствам физических и юридических лиц, которые возникают в процессе обмена финансовыми ценностями и оказания услуг.
     Платежные системы действуют во всех развитых странах и в каждой из них имеют национальные черты, отвечающие характеру экономической и правовой базы, банковским традициям и правилам.
     Для функционирования современной платежной системы требуется соблюдение ряда условий:
    наличие правовых основ и стандартов;
    действие современной технической инфраструктуры;
    соответствие построения платежной системы основным направлениям денежно-кредитной политики государства;
    способность платежной системы оказывать сдерживающее влияние на темпы инфляции национальной валюты;
     •  возможность платежной системы стать дополнительным фактором в осуществлении эффективного надзора за деятельностью коммерческих банков.
     Однако главное из условий — максимальное удовлетворение с помощью платежной системы потребностей юридических и физических лиц в эффективном и рациональном управлении денежными средствами.
     Подробнее остановимся на элементах платежной системы.
     Законодательная база. Платежные системы большинства государств (в том числе и Республики Беларусь) опираются на двухъярусную законодательную структуру:
     а) общехозяйственное законодательство;
     б) нормативные документы, принятые центральным банком.
     Участники. Субъектами платежной системы являются: плательщики; получатели средств; банк плательщика и банк получателя; расчетный (клиринговый) центр и орган, регулирующий порядок платежей (т.е. устанавливающий правила и методы их проведения и предоставляющий необходимые ресурсы в форме кредита). Последние функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь.
     Договорные отношения. Между участниками платежной системы могут устанавливаться отношения на различных уровнях: между плательщиками и получателями средств; банками и их клиентами; между банками; банками и центральным банком; банками и расчетным центром. Договорные отношения обычно предусматривают права, обязанности и взаимную ответственность сторон по организации и обеспечению проведения платежей.
     Инструменты. В роли инструментов платежной системы выступают потоки денежных средств и потоки информации на различных носителях. Они всегда взаимосвязаны, хотя могут перемещаться автономно. Денежные средства в платежах, как правило, используются в безналичной форме. Потоки информации дифференцируются в зависимости от конкретных условий проведения платежей и их участников.
     Средства перевода. Коммуникационные сети для пересылки сообщений и обеспечения сохранности передаваемой информации имеют разные механизмы осуществления платежей. Наиболее распространенными являются механизмы двух типов:
     а) интерактивный метод перевода средств (или платежи 
на валовой основе), при котором каждая операция по счету 
клиента осуществляется раздельно с одновременным раздельным переводом средств. Это наиболее дорогой, но в то же время надежный метод проведения платежей;

     б) пакетный метод (или платежи на основе клиринга), 
при котором на счетах клиентов отражается только конечный результат по нескольким операциям. Этот метод дешевле предыдущего, но менее надежен, поскольку каждый отдельный платеж по счету не проводится, а отражение чистых дебетовых или кредитовых позиций каждого из участников путем взаимного зачета их требований и обязательств не дает 
точной картины. Пакетный метод преимущественно используется для осуществления менее важных и мелких платежей, а также платежей несрочного характера [21, с.118-121].

     Платежи в системе могут проводиться как немедленныев этом случае поступление средств на счет происходит сразу и безотзывно, так и условные тогда средства поступают на заранее определенную дату.
     В зависимости от используемых видов носителей, а также от вышеперечисленных методов проведения платежей различают следующие основные виды платежных систем:
    бумажная пакетная система, которая основана на бумажных носителях (платежных документах) и применяется при небольших объемах платежей либо разовых платежах, обрабатываемых вручную;
      электронная пакетная система, предполагающая перевод и обработку данных о платежах с использованием электронных форм носителей, считывающих устройств и современных видов телекоммуникаций.
     Обе системы организованы на основе клирингового метода учета платежей в конце расчетного периода. На практике возможно сочетание систем путем преобразования на отдельных этапах бумажной формы документов в электронную и обратно.
     В зависимости от размера проходящих платежей системы расчетов имеют следующую градацию:
    по мелким суммам, или розничные платежные системы, рассчитанные на массовые клиентские платежи и розничные сделки;
    системы крупных сумм, действующие в общенациональных масштабах и обслуживающие межбанковский рынок или сделки крупных корпоративных клиентов.
     По способу осуществления расчетов выделяют:
    валовые системы расчетов;
    системы расчетов на чистой основе [22, с. 24—29].
     В зависимости от сферы функционирования платежей и обслуживаемых системой сегментов рынка различают следующие платежные системы:
    расчетов по ценным бумагам;
    расчетов пластиковыми карточками;
    обслуживающие операции на валютном рынке, а также международные расчеты;
    расчетов внутри одного банка либо межбанковских децентрализованных расчетов [17, с. 89].
     На практике выделяют и иные признаки классификации платежных систем.
     Развитию и модернизации национальной платежной системы постоянно уделяется большое внимание, так как эффективно функционирующая платежная система содействует экономическому развитию страны, повышению деловой активности субъектов хозяйствования. В связи с этим Национальным банком Республики Беларусь разработана Концепция реформирования и развития платежной системы Беларуси до 2010 г. с учетом положительного опыта создания современных платежных систем в ряде стран Европы.
     Все вышеизложенное можно обобщить.  Итак, роль платежной системы состоит в том, что она:
    обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов на микро- и макроэкономическом уровне;
    снижает стоимость осуществления денежных операций в экономике;
    способствует развитию финансового рынка, повышает его ликвидность;
    содействует проведению центральным банком денежно-кредитной политики;
    усиливает стабильность финансовой системы государства. [16, с. 26]
 
     
      Понятие и  основные классификации безналичных  расчетов
 
      Расчеты при помощи денег приобрели форму, в наибольшей мере соответствующую потребностям общества, благодаря таким свойствам денег, как универсальность, портативность, стандартизированность и делимость. В то же время они предполагают наличие стабильной покупательной способности используемых денежных единиц. По мере развития денежного обращения и совершенствования денежных форм все более очевидной стала потребность в использовании денег в качестве не только средства обращения, но и средства платежа, поскольку они позволяли производить обмен товаров на условиях отсрочки их оплаты либо авансирования будущих затрат производителя, осуществлять исполнение не товарных обязательств субъектов друг перед другом. В результате воздействия перечисленных выше факторов, а также отделения номинальной стоимости денег от реальной появились кредитные средства обращения (чеки, векселя и т.п.), что в свою очередь способствовало развитию расчетных отношений через банки, т.е. зарождению безналичных расчетов [12, с. 182].
      В отличие от расчетов наличными деньгами, которые предполагают перемещение  денежных средств (купюр, монет и т.п.) в пространстве, безналичные расчеты осуществляются путем проведения бухгалтерских записей по счетам участников расчетов, открытым в специализированных финансовых учреждениях, не только призванных производить такие расчеты, но и пользующихся доверием всех контрагентов. Роль посредника, который берет на себя проведение всех процедур списания и зачисления денежных средств по счетам участников расчетов, как правило, берет на себя банк.
      Таким образом, под безналичными расчетами понимаются расчеты, производимые через банк, его филиалы (отделения) либо небанковскую кредитно-финансовую организацию без использования наличных денег, путем совершения записей по счетам их владельцев при перечислении средств со счета должника на счет кредитора [15, с. 511].
      Безналичные расчеты определяются также как  расчеты путем перевода банками  денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований [21, с.104].
      В ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК РБ) безналичными названы расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь [1].
      В современных условиях межбанковские  безналичные расчеты включают в себя несколько основных типов систем перевода средств, в частности:
      •   расчеты через систему корреспондентских  счетов банков, открытых в центральном банке страны;
      •  децентрализованные расчеты, совершаемые  через корреспондентские счета  банков, открытые друг у друга (система взаимных корреспондентских расчетов).
      Таким образом, при осуществлении безналичных  расчетов, как правило, заключается несколько взаимосвязанных сделок. Объектами расчетных сделок являются различные действия, совершения которых вправе требовать клиент от банка или один банк от другого [24, с. 84]. Выразимся более конкретно: объектом расчетных отношений являются действия, связанные с передачей денежного эквивалента в обмен на предоставленные ценности [15, с. 518].
      Все безналичные расчеты можно классифицировать по ряду признаков.
      По  экономическому характеру: за товары, работы и услуги и по нетоварным операциям (по финансовым обязательствам).
      По  срокам платежей: срочные, отсроченные, просроченные, досрочно погашенные.
      По  месту проведения: одногородние, иногородние (внутриреспубликанские) и межгосударственные.
      По  степени обеспечения: гарантированные (за счет бронирования средств на отдельном счете, банковской гарантии) и негарантированные (без гарантии либо без создания специального депозита).
      По  способу платежа: путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в полной сумме и частично; путем зачета взаимных требований (в сумме сальдо взаимопогашенных платежей); регулярные (постоянно действующие) платежи; авансовые; прямые и транзитные; конвертируемые в другие виды валют в процессе расчетов; с использованием векселей; путем внесения (выплаты) средств  наличными (без открытия счета в банке) и т.д.
      По  применяемой форме расчетных  документов: с использованием платежных требований, поручений, требований-поручений, чеков, пластиковых карточек и др.
      Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
      Расчетный документ — это оформленное соответствующим образом распоряжение банку (поручение, требование) на перечисление средств в безналичном порядке.
      Данная  характеристика и классификация  форм безналичных расчетов, приводимая  далее, чаще других встречаются в учебной и научной литературе. Вместе с тем Банковский кодекс Республики Беларусь исходным моментом классификации применяемых в стране форм расчетов рассматривал не наименования первичных документов (платежных инструкций), лежащих в основании платежа, а названия самих банковских операций, посредством которых осуществляются платежи [26, с. 415]. Такими банковскими операциями являются: банковский кредитовый перевод, инкассо, аккредитив.
      Постепенно  в банковской практике Республики Беларусь бумажная форма документов заменяется электронной. Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» от 10.01.2000 г. № 357-3 установил правовые основы и требования к применению электронных документов в расчетах, права и обязанности участников отношений, возникающих в сфере обращения данных документов. Электронный документ на машинном носителе приравнивается к бумажному и имеет одинаковую с ним юридическую силу [3].  Использование электронных расчетных документов закреплено в БК РБ и ряде инструкций Национального банка Республики Беларусь. Они передаются с помощью телетрансмиссионных средств связи (электронная почта, факсимильная связь).
        В настоящее время в Республике Беларусь в соответствии с БК РБ используются следующие формы расчетов: банковские переводы, инкассо, аккредитивы. Разнообразие применяемых форм безналичных расчетов и принципы выбора одной из них участниками при заключении контрактов на поставку продукции зависят от экономической ситуации в стране и ряда других, более конкретных, факторов [1].
      Наиболее универсальной и удобной формой безналичного перечисления средств в расчетах в Республике Беларусь является банковский перевод. Порядок расчетов с помощью банковского перевода в Республике Беларусь предусмотрен Инструкцией Национального банка Республики Беларусь «О банковском переводе» от 29.03.2001г. №66.
      Банковский  перевод — последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) переводит средства за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).
      Все банковские переводы осуществляются за счет денежных средств клиента и производятся банками на основании полученных от клиента платежных инструкций. Платежная инструкцияэто указание, полученное банком от клиента или банка-корреспондента о порядке и способе совершения расчетной операции. Платежные инструкции оформляются в письменной форме или в форме электронного документа.
      Участниками в расчетах, как следует из приведенного выше определения, являются банк-отправитель, банк-получатель, плательщик и получатель платежа (бенефициар). В роли плательщика или бенефициара могут выступать сами банки (т.е. платеж совершается от имени или в пользу банка). Банковский перевод может осуществляться и в пределах одного банка, если клиенты — плательщик и получатель — в нем обслуживаются. Сторонами по банковскому переводу (плательщиком и бенефициаром) выступают как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели [20, с. 112].
      Банковский  перевод завершается акцептом банком-получателем поручения банка отправителя. Акцепт — это согласие на оплату.
      Различают следующие виды банковских переводов:
      •  международные — переводы, среди  участников которых имеется банк-нерезидент. Они подразделяются на переводы за границу и переводы из-за границы;
      • внутренние — переводы, участниками  которых являются банки-резиденты;
      • частные — переводы, не связанные  с предпринимательской деятельностью, их сторонами являются физические лица;
      • кредитовые — переводы, инициатором которых является плательщик;
      •   дебетовые — переводы, инициатором  которых является бенефициар.
      При осуществлении кредитового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами: платежными поручениями, требованиями-поручениями (последний документ используется только во внутренних переводах, а поручения — и в международных и во внутренних).
      При дебетовом банковском переводе платежные инструкции оформляются с помощью платежных требований и чеков. Платежные требования применяются только во внутренних дебетовых банковских переводах, чеки — при международных переводах валюты и внутренних переводах белорусских рублей .
      Существует  также межбанковский перевод  – это составная часть банковского  перевода, включающая в себя перевод денежных средств, осуществляемый через корреспондентский или клиринговый счет на основании платежного поручения банка в целях исполнения платежных инструкций клиентов или собственных обязательств банка [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО    РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
      2.1 Правовые основы регулирования безналичных расчётов в Республике Беларусь
      Безналичный денежный оборот составляет около 90 % всего оборота денег развитых стран мира (у нас в республике — около 70 %). Он опосредует все экономические процессы в хозяйстве. Состояние счетов в банке, открытых для хозяйствующих субъектов, рассматривается как основной показатель их работы; в рамках предприятия оно отражает соотношение его долговых требований и обязательств [11, c.104].
      Действующий в Республике Беларусь порядок проведения расчетов в безналичной форме между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами законодательно установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК РБ) и Банковским кодексом Республики Беларусь (далее — БК РБ), регулируется Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29.06.2000 г. № 359. Эти основные документы составляют правовую базу для более детального нормативного оформления расчетных отношений. Так, глава 24 БК РБ, вступившего в силу 17.07.2006 г., непосредственно посвящена безналичным расчетам. Чтобы привести механизм безналичных расчетов в соответствие с БК РБ, Национальный банк Республики Беларусь разработал ряд инструкций (№ 43, 66, 67, 74) по вопросам проведения в банках расчетных операций, содержащих подробное изложение порядка безналичных расчетов в разрезе их форм, способов осуществления платежей и очередности.
      В соответствии со ст. 231 БК РБ, безналичные расчеты — это расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке [1].
      Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации безналичных расчетов, предъявляемых к ним требований, форм расчетов и способов платежа по ним. Она постоянно совершенствуется за счет изменения содержания ее отдельных элементов.
      Некоторыми  специалистами к числу элементов  системы безналичных расчетов причислены: принципы расчетов, формы и способы совершения платежей и связанный с ними документооборот [11, с. 177]. Расхождение в формулировках в данном случае не имеет принципиального характера.
      К настоящему времени в Республике Беларусь принципы организации безналичных расчетов законодательно не установлены, однако сложился довольно устойчивый их перечень:
    Правовая регламентация безналичных расчетов с целью обеспечения единого порядка их осуществления.
    Обязательное хранение денег всеми субъектами хозяйствования, организациями на счетах в учреждениях банков (за исключением предусмотренных правилами небольших сумм — «лимита кассы»).
    Совершение платежей всеми субъектами хозяйствования через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичной форме с помощью предусмотренных правилами расчетных документов. Сумма расчетов наличными в Республике Беларусь ограничена 50 базовыми величинами в месяц.
    Платежи должны совершаться, как правило, после отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг, что не исключает в оговоренных законом и договором сторон случаях авансовых платежей и предоплаты.
    Для списания средств со счета плательщика необходимо согласие последнего в форме акцепта расчетных документов либо выписки поручений на их списание. Случаи бесспорного списания средств оговариваются в законе.
    Платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика или при получении им права на оплату документов за счет банковского кредита. При нехватке средств на счете оплата документов производится в установленной очередности. Зачисление средств на счет поставщика должно производиться, как правило, после их списания со счета плательщика.
    Соблюдение всеми участниками расчетных отношений установленных законодательством и договорами сроков проведения безналичных расчетов обязательно [4].
      Установлен единый порядок открытия банками текущих, специальных, депозитных, корреспондентских, валютных и других счетов. При этом, с одной стороны, банки определяют, кому из клиентов и на каком уровне предоставить право открыть тот или иной счет, с другой — юридическое лицо либо предприниматель без образования юридического лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания. Они вправе открыть в банке не только текущий счет в национальной денежной единице, но и другие счета — в зависимости от характера своей деятельности. Банки не вправе отказать юридическому лицу, предпринимателю либо физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и им получена соответствующая лицензия.
      В число документов, необходимых для  открытия счета в банке, как правило, входят: заявление клиента; копии документов о государственной регистрации данного юридического лица или его статусе; копии учредительных документов; карточки с образцами подписей и оттиском печати данного юридического лица и др.
      Если  договором сторон предусмотрено  использование в расчетах электронных документов, то банку представляется электронный ключ проверки подписи.
      После заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание все документы хранятся в деле по оформлению счета в банке. Карточка с образцами подписей и печати используется операционным отделом банка для сверки при проведении расчетов.
      Коммерческие  банки хранят свои средства, предназначенные для осуществления расчетов друг с другом, на корреспондентских счетах, предварительно заключив договор об установлении корреспондентских отношений между банками.
      Для тех случаев, когда на счете клиента  недостаточно средств для удовлетворения всех претензий по расчетным документам, действующими в Республике Беларусь нормами установлена определенная очередность платежей. В практике расчетов выделяется несколько методов установления очередности в платежах:
    по усмотрению клиента (что в максимальной степени соответствует его интересам);
    метод календарной очередности (в зависимости от даты поступления документов в банк);
    целевой метод (по принципу избирательности отдельных платежей).
      Выбор метода обусловлен состоянием экономики  финансов. Он может изменяться в зависимости от применяемых инструментов экономической политики. В Республике Беларусь с начала 90-х гг. XX в. основополагающим в расчетах остается принцип календарной очередности платежей. Он дополняется, исходя из целевых ориентиров экономического развития, несколькими группами очередности платежей.
      Вне очереди осуществляются платежи в счет неотложных нужд в размере до 10 % средств, поступивших на текущий счет за предыдущий месяц [2].
      Со  вступлением в действие Банковского  кодекса Республики Беларусь, который достаточно детально урегулировал отношения банков с клиентами, возникающие в процессе проведения расчетных операций, и с разработкой в его развитие ряда инструкций Национального банка начали реализовываться поистине революционные меры, направленные на изменение и совершенствование безналичных расчетов.
      Анализ  действующего в стране законодательства о порядке организации и проведения безналичных расчетов позволяет выявить ряд тенденций.
      • Если ранее в основе классификации безналичных расчетов было понятие их форм, определяемых как порядок использования тех или иных первичных расчетных документов при оформлении конкретной операции, то теперь она отталкивается от наименования основных банковских операций, посредством которых осуществляются платежи: банковский кредитовый перевод; инкассо и аккредитив.
    Современные формы безналичных расчетов адаптированы к международной расчетной практике, что позволило объединить порядок расчетов в национальной валюте с расчетами в иностранных валютах (в том числе — с нерезидентами) в рамках единых инструкций.
    Банки получили право самостоятельно разрабатывать формы  внутрибанковских документов для проведения платежей и их учета.
    С целью упрощения документооборота и ускорения платежей инструкции предусматривают расчеты на постоянно действующей основе, а также — без открытия счетов юридическими лицами (в форме внесения или получения денег наличными).
    Расширились возможности физических лиц в проведении через банк безналичных платежей в разных формах (практически все формы безналичных расчетов предусматривают возможность участия в них физических лиц). Разрешены частные банковские переводы, а также переводы без открытия клиентами счета в банке.
    В практике безналичных расчетов проявилась тенденция, характерная для стран с рыночной экономикой: преобладание и рост удельного веса расчетов, по которым инициатором платежей выступает плательщик.
    Все более важное практическое значение приобретают ускорение процедуры проведения расчетов (на всех стадиях) и строгое соблюдение всеми участниками сроков и очередности платежей, предусмотренных в хозяйственных, кредитных и иных договорах, а также инструкциях банку. Все это позволит более рационально строить денежные потоки в хозяйстве и управлять ими.
      • Осуществляется процесс унификации понятий, основ организации, правил и норм, определяющих и регулирующих проведение безналичных расчетов в Республике Беларусь, с действующими нормативными актами Российской Федерации в связи с предстоящим объединением денежных систем двух союзных государств [18, c.95-97].
      Безналичные расчеты способствуют установлению нормальной цикличности и ускорению производственно-сбытового процесса, без них невозможно поддерживать его непрерывность. Эффективная организация безналичных расчетов необходима для нормального функционирования и развития процесса производства также и потому, что, объективно отражая характер и особенности кругооборота средств предприятия, она обеспечивает расширение и развитие производства, бесперебойную реализацию продукции и обновление последней, внедрение современных технологических разработок. От правильной организации системы безналичных расчетов во многом зависят своевременность и быстрота про ведения операций между хозяйственными органами, а следовательно — их финансовое положение [24, c.78-85]. 
 
 

      2.2  Практика организации безналичных расчетов Национальным банком Республики Беларусь 

    Национальный  банк Республики Беларусь является центральным  банком, государственным органом  Республики Беларусь и действует  исключительно в интересах Республики Беларусь, осуществляя свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Уставом.
     Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
       Основными целями деятельности  Национального банка являются:
    защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
    обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
     В своей деятельности Национальный банк – самостоятелен и выполняет  следующие функции:
    разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики;
    осуществляет эмиссию денег;
    регулирует денежное обращение;
    регулирует кредитные отношения;
    организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
    осуществляет валютное регулирование;
    организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
    осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
    организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
    выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [1].
    В соответствии со статьей 26 Банковского  кодекса Республики Беларусь одной  из основных функций Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов. Непосредственную реализацию данной функции осуществляет управление межбанковских расчетов Главного управления платежной системы Национального банка Республики Беларусь.
     Основными задачами управления являются:
    установление    корреспондентских    отношений    с    банками    и 
    небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

    организация, мониторинг и управление межбанковскими расчетами;
    анализ экономических аспектов системы межбанковских расчетов;
    надзор за функционированием системы межбанковских расчетов.
     В соответствии с основными задачами Управление выполняет следующие  функции:
    заключает   с   банками   договора   корреспондентского   счета  для 
    осуществления межбанковских расчетов в национальной валюте;

    обеспечивает управление межфилиальными счетами структурных 
    подразделений и организаций Национального банка;

    выполняет    функции    расчетного    банка    по    отражению    на 
    корреспондентских счетах банков результатов клиринга по прочим денежным переводам, денежным переводам по сделкам купли-продажи ценных бумаг и операциям  с использованием банковских      пластиковых карточек международных систем и национальной    системы в соответствии с заключенными договорами;

    обеспечивает проведение межбанковских расчетов в соответствии с 
    установленными условиями функционирования корреспондентских счетов;

    обеспечивает    работу    системы    межбанковских    расчетов    в 
    соответствии с графиком;

    контролирует  состояние  расчетов   банков  и   очереди  ожидания 
    средств,  проводит  взаимозачет    электронных    платежных    документов, находящихся в очереди ожидания средств, в случае возникновения системного риска в системе BISS;

    рассматривает  письма,   запросы   и   жалобы   банков,   субъектов 
    хозяйствования и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления и др. [5].

     Начало формирования национальной платежной системы в Республике Беларусь связано с введением в январе 1993 г. механизма осуществления межбанковских расчетов через единые корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в Национальном банке Республики Беларусь. Все банки нашей страны осуществляют расчеты через единый межбанковский расчетный центр — БМРЦ, благодаря этому в пределах республики обеспечиваются перечисление средств электронным способом в течение одного банковского дня и контроль за платежами со стороны Национального банка. Таким образом поддерживается стабильность банковской системы и снижаются риски.
     В сентябре 1994 г. Республика Беларусь стала участником международной платежной системы SWIFT (Society for World-wide Interbank Financial Telecommunications), т.е. Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Данная система может использоваться для платежей во внутреннем обороте, но чаще обслуживает платежи за границу. Выполнением платежных инструкций занимаются банки-корреспонденты — участники этой системы.
      В целях ускорения процесса расчетов и снижения рисков по ним в республике была создана автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР) — важнейшая часть национальной платежной системы. Она представляет собой совокупность процедур и программно-технических комплексов, посредством которых осуществляются межбанковские расчеты.
    Таким образом межбанковские расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь осуществляются через АС МБР. Оператором АС МБР является Национальный банк Республики Беларусь, функции которого выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Обязательным условием для осуществления расчетов через АС МБР является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.
    Автоматизированная  система межбанковских расчетов Республики Беларусь включает в себя две основные функциональные компоненты (подсистемы) – систему BISS и клиринговую систему прочих платежей.
    В системе BISS (валовая система расчетов) осуществляются межбанковские расчеты  по срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам  клиринга (по прочим денежным переводам, по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Модернизированная система BISS введена в промышленную эксплуатацию в апреле 2005 г.
    Банк–отправитель на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками–отправителями указывается статус: «Срочный» или «Несрочный».
    Поступающим в систему BISS электронным платежным  документам, в зависимости от указанного банками–отправителями статуса, автоматически  присваиваются приоритеты.
    В системе BISS допускается перевод несрочных денежных переводов в срочные посредством направления банком–отправителем в систему BISS электронного сообщения на присвоение им приоритета из диапазона значений для срочных денежных переводов. Перевод срочных денежных переводов в несрочные не допускается.
    Банк–отправитель  может отозвать электронный платежный  документ из очереди ожидания средств  по срочным и несрочным денежным переводам при наличии ошибочных  реквизитов в электронном платежном  документе либо в случае, если электронный платежный документ не позволяет осуществлять дальнейшую обработку очереди ожидания средств (носит блокирующий характер).
    После списания денежных средств с корреспондентского (межфилиального) счета банка–отправителя и зачисления на корреспондентский (межфилиальный) счет банка–получателя межбанковский расчет является окончательным и аннулированию не подлежит.
    В клиринговой системе прочих платежей (система нетто–расчетов) осуществляются расчеты на чистой основе по прочим (мелким несрочным) денежным переводам (далее – клиринговая система).
    Регламент работы клиринговой системы предполагает наличие клиринговых сеансов, расчетного времени клиринговых сеансов  и расчетного времени сеанса по обработке  отложенных платежей, а также времени  для уведомления Национального банка и банков о результатах проведенных клирингов.
    При расчетах на основе клиринга каждый отдельный  платеж по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка не проводится. Денежные требования и обязательства банков накапливаются в течение клирингового сеанса.
    Расчеты в клиринговой системе осуществляются на основании реестров входящих платежей – электронных платежных документов, заверенных электронной цифровой подписью банка–отправителя. Формирование реестров входящих платежей осуществляется банком–отправителем на основании платежных документов клиентов, оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Реестры входящих платежей должны содержать реквизиты платежных документов, необходимые для отражения операций по счетам банков и их клиентов.
    Перевод денежных средств через клиринговую  систему прочих платежей сопровождается обязательным обменом экземплярами платежных документов на бумажном носителе.
    В течение расчетного времени текущего клирингового сеанса клиринговой системой прочих платежей на основании полученных от банков–отправителей в текущем клиринговом сеансе реестров входящих платежей и неисполненных платежей предыдущих клиринговых сеансов осуществляется вычисление чистых дебетовых (кредитовых) позиций с учетом денежных средств, зарезервированных на корреспондентских счетах банков. До наступления расчетного времени текущего клирингового сеанса, банк отправитель может отозвать реестр входящих платежей или отдельный платеж их реестра.
    После отражения результатов клиринга по корреспондентским счетам банков в системе BISS, межбанковские расчеты по результатам клиринга являются окончательными [10].
Таблица 1 –   Основные показатели работы автоматизированной системы межбанковских расчетов
Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонение
 
 
 
 
 
 
млрд. рублей процен-тов
1 2 3 4 5
1. Проведено платежей  1.1. По количеству  — всего, тыс. единиц
 в том числе: 
     в  системе BISS
     в  процентах к общему количеству
     в  клиринговой системе 
 в процентах  к общему количеству 
 
 
52638,6 
7624,3  

14,5
45014,3
85,5
 
 
57818 
23594,3  

40,8
34223,7
59,2
 
 
5179,4  
15970,7
  

-10790,6
 
 
 
109,8  
309,5  
 

76
1.2. По сумме — всего, млрд. рублей  в том числе: 
     в  системе BISS
     в  процентах к общей сумме 
     в  клиринговой системе 
 в процентах к общей сумме
 
510102,5 
486583
95,4
23519,5
4,6
 
767552,4 
758399,9
98,8
9152,5
1,2
 
257449,9  
271816,9  

-14367
 
150,5  
156  

38,9
2. Среднедневной оборот  2.1. По количеству  — всего, тыс. единиц
 в том числе:
     в  системе BISS
     в клиринговой системе
 
 
208,9 
30,3
178,6
 
 
227,6 
92,9
134,7
 
 
18,7 
62,6
- 43,9
 
 
109 
306,6
75,4
2.2. По сумме — всего, млрд. рублей  в том числе:
     в  системе BISS
     в  клиринговой системе
 
2024,2 
1930,9
93,3
 
3021,8 
2985,8
36
 
997,6 
1054,9
-57,3
 
149,3 
154,6
38,6
3. Средний размер платежа, тыс.  рублей       в  системе BISS
     в  клиринговой системе
 
 
63820 522,5
 
 
32143,3  267,4
 
 
-31676,7 255,1
 
 
50,4 51,2
4. Аннулировано платежей  4.1. По количеству  — всего, единиц 
в процентах к общему количеству
отправленных  платежей
 
0,0 
0,0
 
0,0 
0,0
 
0,0 
0,0
 
Х
4.2. По сумме — всего, млн. рублей в процентах  к общей сумме 
отправленных  платежей
0,0 
0,0
0,0 
0,0
0,0 
0,0
Х
5. Коэффициент доступности, процентов 99,82 100    
         
     За 2008 год проведено 57818  тыс. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма — на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3021,8 млрд. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов. Можно наблюдать рост числа проведенных платежей и среднедневного оборота в основном за счет системы BISS, где число платежей возросло в 3 раза, но средний размер платежа в ней снизился на 50,1%, а что касается клиринговой системы, то здесь он  снизился на 51,2%. В общем по показателям наблюдается положительная динамика межбанковских расчетов. Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи как в 2007 году, так и в 2008 году отсутствовали [13, с.203]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

      Формирование в Республике Беларусь платежной системы, соответствующей складывающимся отношениям рыночного типа и базирующейся на международных принципах и стандартах, предопределено всем предыдущим процессом осуществления безналичных расчетов в стране в условиях ее политической и экономической независимости. Это потребовало качественных изменений действующего механизма, технического оснащения и организационных форм проведения расчетов и платежей в хозяйстве, особенно в области функционирования общегосударственной системы межбанковских переводов средств. Данному процессу во многом способствовали усложнение характера проводимых банками платежей и расширение круга участников расчетных отношений. Либерализация внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, в результате которой субъекты хозяйствования получили право выхода на мировые рынке, привела к повышению актуальности вопросов, связанных с проведением внешнеторговых операций. Любая внешнеторговая операция требует отлаженной системы международных безналичных расчетов, поскольку их эффективная организация способствует нормальному кругообороту денежных средств и бесперебойную реализацию продукции.
      При осуществлении безналичных расчетов достаточно сложно избежать проблем, однако участники торговых отношений должны уметь их преодолевать, так как от их разрешения зависит исход каждой сделки.
      В Республике Беларусь проводятся эффективные  меры, способствующие совершенствованию  осуществления безналичных расчетов и росту их доли в различных  видах платежей, так как безналичные расчеты обладают рядом преимуществ по сравнению с расчетами наличными денежными средствами:
    благодаря  им сокращаются издержки обращения за счет экономии на печатании, хранении, перевозке, пересчете денежных средств; происходит ускорение расчетов. Более того, безналичные расчеты позволяют удовлетворять взаимные требования и обязательства сторон путем их зачета (т.е. фактически без перевода средств в форме раздельных операций), а также дают возможность не использовать в расчетах наличную иностранную валюту при международных платежах;
    безналичный денежный оборот в рамках государства осуществляется с помощью универсальных форм безналичных расчетов, единых платежных документов;
    в процессе перевода платежей широко используются различные технические средства обработки и связи;
    правильная организация безналичных расчетов положительно влияет как на хозрасчетную деятельность отдельных предприятий, так и на процессы формирования валового национального продукта, распределения национального дохода и контроля общегосударственных фондов;
      • безналичный денежный оборот легче поддается объективной оценке и в значительной мере подвержен регулированию со стороны государства;
      • открываются широкие перспективы для развития банковского кредита, поскольку денежные средства не просто концентрируются в учреждениях банка в качестве ресурсов, а активно, с выгодой используются ими.
      В то же время, у безналичного денежного  оборота есть существенный недостаток — меньшая, чем у наличных денег, ликвидность используемых средств, что особенно чувствительно проявляется в народных расчетах.
      С учетом проведенного анализа системы  государственного регулирования безналичных  расчетов в Республике Беларусь, можно  сделать следующие предложения  по ее развитию:
    Совершенствовать нормативно-правовую  базу в области безналичных расчетов;
    Разрабатывать прогнозные и плановые документы по развитию безналичных расчетов в Республике Беларусь;
    Разрабатывать и проводить согласованную и экономически обоснованную процентную и тарифную политику, направленную на обеспечение сбалансированности экономических интересов партнеров в сфере безналичных расчетов по розничным платежам;
    Повышать уровень платежной культуры населения за счет улучшения качества банковского обслуживания на основе внедрения и развития новых технологий, создания единого расчетного и информационного пространства на территории Республики Беларусь для проведения операций с электронными платежными инструментами;
    Отслеживать основные проблемы, возникающие в банковской сфере Республики Беларусь при осуществлении международных расчетов, оказывать помощь белорусским банкам в их решении.
    Создать банк данных обо всех предприятиях, работающих на территории республики, с целью получения информации об их надежности и платежеспособности, а также о компаниях, занесенных в "черный" список по показателям платежной дисциплины.
    Способствовать развитию конкуренции на рынке, что приведет к производству конкурентоспособной продукции, с одной стороны, и к повышению платежной дисциплины — с другой.
    Расширить возможности самостоятельного принятия решения о выборе форм международных расчетов белорусскими субъектами хозяйствования.
      В целях развития в Республике Беларусь рынка розничных банковских услуг  и системы безналичных расчетов по розничным платежам Правлением Национального банка Республики Беларусь приняты Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 г. и Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 г.
      Одной из основных целей разработки указанных  документов является увеличение доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей и, как следствие, сокращение налично-денежного оборота.
      В рамках реализации задач, определенных упомянутыми концепциями, в республике проводится работа по созданию единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи.
     При определении перспектив развития в  Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам учитывается современный уровень ее состояния, мировые тенденции в данной сфере, роль Национального банка, органов государственного управления, а также банков в процессе совершенствования системы безналичных расчетов по розничным платежам.
      Национальным  банком совместно с Министерством  связи и информатизации и другими  заинтересованными министерствами республики разработаны Основные положения функционирования единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь, обеспечивающего доступ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций почтовой и электрической связи к учетной информации поставщиков услуг для осуществления расчетов потребителями данных услуг (далее — Основные положения).
      Согласно  принципам, которые изложены в Основных положениях функционирования единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь, который обеспечивает доступ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций почтовой и электрической связи к учетной информации поставщиков услуг об объеме оказанных услуг для осуществления расчетов потребителями данных услуг. Основная цель формирования на территории Республики Беларусь единого расчетного и информационного пространства — создание равных условий для организации оперативной и беспрепятственной оплаты населением различных видов услуг, включая коммунальные услуги и услуги связи с использованием различных платежное инструментов для осуществления розничных платежей (банковские пластиковые карточки, электронные деньги, наличные деньги, традиционные инструменты осуществления банковских и почтовых переводов), а также современных каналов доступа к денежным средствам на счетах терминалов самообслуживания, системы Интернет, мобильной связи).
      Ключевым  моментом указанной работы является внедрение унифицированной формы  единого лицевого счета плательщика и технологии его обслуживания, универсальных пользовательских интерфейсов, экранных форм для терминального оборудования, работающего в режиме самообслуживания, унифицированных форм выходных документов, предоставляемых клиентам в результате совершения операции оплаты и позволяющих создать эффективную и удобную для населения систему расчетов по розничным платежам на основе современных технологических решений.
     В Республике Беларусь возможно дальнейшее независимое развитие каждого из компонентов системы безналичных расчетов по розничным платежам как международных, так и внутренних систем расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек.
     Вместе  с тем, при участии Национального  банка, органов государственного управления, заинтересованных банков и иных организаций - резидентов Республики Беларусь целесообразно  приоритетное развитие в Республике Беларусь национальной системы расчетов по розничным платежам, позволяющей проводить расчеты по розничным платежам на территории республики в национальной валюте эффективно и с наибольшим уровнем безопасности.
      С учетом мировых тенденций, в качестве базовой основы функционирования национальной системы расчетов по розничным платежам должны стать системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а в последующем также - с использованием предоплаченных финансовых продуктов (электронных денег). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Безналичные расчеты — ядро, сущностная основа платежной системы. В нашей стране они основаны на формировании национальной платежной системы, частью которой выступает система безналичных расчетов. Развитию и модернизации национальной платежной системы постоянно уделяется большое внимание со стороны государства, так как эффективно функционирующая платежная система содействует экономическому развитию страны, повышению деловой активности субъектов хозяйствования. Обеспечение надежного, эффективного и безопасного функционирования платежной системы в стране — одна из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь. При этом Национальный банк выступает в качестве гаранта окончательного завершения расчетов в платежной системе независимо от ее участников и форм организации — как кредитор последней инстанции.
      Безналичный денежный оборот организационно складывается из взаимоотношений:
        а) банков и их клиентов, что оформляется с помощью различных платежных инструкций банку;
      б) самих участников расчетов как совокупности форм безналичных расчетов и различных способов платежей по ним. 
      В Республике Беларусь наблюдается постоянный рост объема безналичного денежного оборота, вызванный объективным процессом экономического развития страны: ростом объема производства товаров, а так же их экспорта и импорта, усложнением хозяйственных связей, созданием экономически выгодных условий для проведения расчетов в безналичной форме.
      В настоящее время в Республике Беларусь безналичные расчеты осуществляются путем банковского перевода, инкассо, аккредитива, чеков, пластиковых карточек. Наиболее универсальной и удобной формой безналичного перечисления средств в расчетах в Республике Беларусь является банковский перевод.
      Действующий в Республике Беларусь порядок проведения расчетов в безналичной форме законодательно установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь и Банковским кодексом Республики Беларусь, регулируется Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29.06.2000 г. № 359. Эти основные документы составляют правовую базу для более детального нормативного оформления расчетных отношений. Чтобы привести механизм безналичных расчетов в соответствие с Банковским кодексом, Национальный банк Республики Беларусь разработал ряд инструкций по вопросам проведения в банках расчетных операций, содержащих подробное изложение порядка безналичных расчетов в разрезе их форм, способов осуществления платежей и очередности.
      В Республике Беларусь проводятся эффективные  меры, способствующие совершенствованию  осуществления безналичных расчетов и росту их доли в различных  видах платежей.
      С учетом всех проблем, возникающих при проведении различных форм безналичных расчетов, можно предложить следующие рекомендации по повышению их эффективности.
    Отслеживать основные проблемы, возникающие в банковской сфере Республики Беларусь при осуществлении международных расчетов, оказывать помощь белорусским банкам в их решении.
    Создать банк данных обо всех предприятиях, работающих на территории республики, с целью получения информации об их надежности и платежеспособности, а также о компаниях, занесенных в "черный" список по показателям платежной дисциплины.
    Способствовать развитию конкуренции на рынке, что приведет к производству конкурентоспособной продукции, с одной стороны, и к повышению платежной дисциплины — с другой.
    Расширить возможности самостоятельного принятия решения о выборе форм международных расчетов белорусскими субъектами хозяйствования.
    Развивать национальную систему расчетов по розничным платежам, независимую от международных систем и являющуюся составной частью функционирующей в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам;
    Согласовывать темпы роста эмиссии электронных платежных инструментов и развитие технической инфраструктуры их применения, а также равномерность распределения объектов инфраструктуры по территории Республики Беларусь и обеспечение равных условий доступа к электронным платежным инструментам на всей территории страны;
    Повышать уровень платежной культуры населения за счет улучшения качества банковского обслуживания на основе внедрения и развития новых технологий, создания единого расчетного и информационного пространства на территории Республики Беларусь для проведения операций с электронными платежными инструментами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      
    Банковский  кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. ( с изм. и доп. от 15 июля 2008 г.). – Минск: Беларусь, 2008 . – 302с.
    Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. ( с изм. и доп. от 8 июля 2008г.). – Минск: Беларусь, 2008 . – 520с.
    Об электронном документе: Закон Республики от 10 января 2000 г. № 357-З ( в ред. Закона от 20.07.2006 № 162-З) // Нац. реестр правовых актов. – 2000. – № 2/132.
    Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000г. № 359 ( в ред. Указа Президента Республики  Беларусь от 23.07.2008 № 408) // Нац. реестр правовых актов. – 2000. – №1/1403.
    Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001г. № 320 (в ред. Указа  Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 № 389) // Нац. реестр правовых актов. – 2001. – № 1/2748.
    Инструкция о банковском переводе: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 ( в ред. постановления Правления Нацбанка от 13.08.2008 № 113) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 8/5770.
    Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. № 43 ( в ред. постановления Правления Нацбанка от 29.10.2008 № 156) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 8/12449.
    Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 67 ( в ред. постановления Правления Нацбанка от 07.06.2007 № 130) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 8/5544.
    Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 64 ( в ред. постановления Правления Нацбанка от 16.02.2007 № 51) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 8/10996.
    Инструкция по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005 г. № 37 ( в ред. постановления Правления Нацбанка от 19.12.2008 № 199) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 8/12306.
    Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Тавасиев [ и др.]; под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 608с.
    Банковское дело: учебник / Г.Н.Белоглазова [ и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 365 с.
    Бюллетень банковской статистики. – 2009.  – № 1(115). – 210с.
    Бюллетень банковской статистики. – 2007.  – № 12(102). – 234с.
    Гражданское право: учебник: В 2ч. / В. Ф. Чигир [ и др.]; под общ. ред. В. Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2002. Ч.2. – 617с.
    Гуринович, Т.Е. Организация и порядок осуществления безналичных расчетов в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Гуринович. – Минск: БГЭУ, 2004. – 93с.
    Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [ и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003. – 279 с.
    Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник / Е.П. Жарковская. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2005. – 209с.
    Жук, И., Левчук, А. Проблемы Организации и использования международных расчетов белорусскими банками / И. Жук, А. Левчук // Банковский вестник. – 2007. – № 22(387). – С. 44-53.
    Калимов, Д.А. Банковские операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов / Д.А. Калимов, Р.Р. Томкович. – Минск: Амвлфея, 2003. – 219с.
    Костерина, Т.М. Банковское дело: учебник / Т.М. Костерина. – М.: Маркет-ДС, 2005. – 344с.
    Левкович, А. П. Платежные системы: учеб. пособие / А. П. Левкович. – Минск: БГЭУ, 2004. – 209с.
    Лузгин, Н.В. Реализация Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года / Н.В. Лузгин // Банковский вестник. – 2008. – № 22(423). – С. 10 –15.
    Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн.  / Д.А. Калимов [ и др.]; под общ. ред. Д.А. Калимова. – Минск: Дикта, 2007. Кн.2. – 540с.
    Овсейко, С. В. Международные расчеты: практика проведения / С. В. Овсейко. – Минск: Амалфея, 2009. – 348с.
    Основы банковской деятельности (Банковское дело) / К. Р. Тагирбеков [ и др.]; под ред. К. Р. Тагирбекова. – М.: Издат. Дом «ИНФРА-М»; Изд-во «Весь Мир», 2001. – 337с.
    Паращенко, В.Н. Хозяйственное ( предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть: практ. пособие / В.Н. Паращенко. – Минск: Молодеж. науч. о-во, 2005. – 235с.
    Пищик, И. А. О состоянии и перспективах развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов с использованием электронных платежных инструментов // Технологии информационного общества: Материалы XIII конгресса по телекоммуникациям и банковским технологиям «ТИБО-2006». – Минск: ГУ «Бел ИСА», 2006. – С. 32-35.
    Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году // Банковский вестник. – 2009. – № . – С. 5 –13.
    Суворов, А. В. Международные аспекты использования информационных технологий в банковском бизнесе / А. В. Суворов // Международные банковские операции. – 2009. – № 29. – С. 42-49.
 
      
   
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ А
     Образец платежного поручения                          
------------------------T------------T--------T---T---------T--T----------¬
¦ПЛАТЕЖНОЕ  ПОРУЧЕНИЕ N  ¦Дата        ¦Срочный ¦   ¦Несрочный¦  ¦0401600031¦
+-----------------------+------------+--------+---+---------+--+----------+
¦Сумма  и валюта:                                                          ¦
¦                       -------T-----T--------T---------------------------+
¦                       ¦Код   ¦     ¦Сумма   ¦                           ¦
¦                       ¦валюты¦     ¦цифрами ¦                           ¦
+-----------------------+------+-----+--------+---------------------------+
¦Плательщик:                                                              ¦
¦                       -------T------------------------------------------+
¦                       ¦Счет N¦                                          ¦
+-----------------------+------+------------------------------------------+
¦Банк-отправитель:                                                        ¦
¦                                    ----------T---------------T----------+
¦                                    ¦Код банка¦               ¦          ¦
+------------------------------------+---------+---------------+----------+
¦Банк-получатель:                                                         ¦
¦                                    ----------T---------------T----------+
¦                                    ¦Код банка¦               ¦          ¦
+------------------------------------+---------+---------------+----------+
¦Бенефициар:                                                              ¦
¦                       -------T------------------------------------------+
¦                       ¦Счет N¦                                          ¦
+-----------------------+------+------------------------------------------+
¦Назначение платежа:                                                      ¦
+--------------------T-------------T----------------T-----------T---------+
¦   УНП плательщика  ¦      УНП    ¦       УНП      ¦Код платежа¦ Очередь ¦
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.