На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа по "Социологии". Системный подход к изучению общественной жизни.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вариант 2 

     1.Системный  подход к изучению  общественной жизни.  Общество как социокультурная  система. Основные  сферы общественной жизни.
     2.Программа  эмпирического социологического  исследования: понятие, основные  структурные компоненты, общие требования.
     3.На  XII Всемирном социологическом конгрессе (1990 г.) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории крупного немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества — традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу "делай так, как делали до тебя". В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения. В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. К какому типу общества, по Вашему мнению, — традиционному, модернистскому, постмодернистскому, либо какому-то другому — относится современное российское общество? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте. 

1  «Системный  подход изучения общества»
Общество как  система
Введение
Известный югославский  социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека — творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».
А что же такое  «общество»?Сложность общего определения  понятия «общество» связана с рядом обстоятельств.
1. это — очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие.
2. общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах.
3. общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития.
4. «общество» — это стыковая категория социальной философии, и социологии, истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество.
5. как уже  отмечалось, понятие «общество»  используется в жизни очень  широко и многозначно, в том  числе как в широком, так  и в более или менее узком  смыслах, что необходимо требует  каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое  определение общества:
общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. 
Понятие общества как системы

В более узком  смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под  обществом понимается конкретный вид  общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
При всей теснейшей  взаимосвязи таких важнейших  и широко употребимых понятий, как  «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать.
«Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства.
«Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии.
«Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
В общем и  целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи  как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму.
Сложность, многогранность и в то же время целостность  такого явления, как общество, обусловливают  необходимость рассматривать его  как социальную систему (при том  в ее наиболее общем и сложном  виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.
Общество неоднородно  и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число  разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи  и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты  и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря  своей структуре общество качественно  отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая  упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается  в различных ракурсах. Так, в том  случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда  на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как  социальная система включает следующие  подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы. 
Системный подход при изучении общества

Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX — начала XX века — О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.
Исходным пунктом  всякого системного изучения является представление о целостности  изучаемой системы. Система может  быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда «качественна определена, выделена относительно своей  среды, способна быть автономной, отлична от других явлений».
Далее, система  всегда состоит из частей — элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.
Таким образом, система, в том числе и социальная, — это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами.
Однако системе  присуще еще одно свойство: общество — это «целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей».
В любой системе  выделяют структуру — относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию — роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.
Наиболее последовательно  системный подход к обществу был  применен в структурном функционализме — направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория. 
Заключение

Мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
    Общество  как социокультурная  система
    При социологическом анализе социального  взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:
        1)   групповой характер общественной жизни;
         2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется 
и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

    Эти два аспекта социальной жизнедеятельности  людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
    Отмеченные  два аспекта общественной жизни  в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).
    Отметим наиболее общие моменты, которые  отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».
    В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:
    1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными 
подсистемами общественной жизни;

    2)особенность социальной системы выражает форму социальных 
отношений между людьми, которая представлена различными социальными 
группами и отношениями внутри и между группами.

    Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и  т. д.
    Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.
    Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции
    поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.
    При самом общем социологическом  подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
    1)    культура представляет собой общеразделяемую систему 
ценностей, символов и значений;

    2)    культура - это то, что постигает человек в процессе своей 
жизнедеятельности;

    3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению. 
    Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

    Говоря  о многообразии культурных форм и  ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:
    1)          фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, 
принимаемых обществом в целом;

уровень локальных  ценностей (в западной социологии 
обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или 
идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп 
и общностей, образующих субкультуры данного общества.

Сферы общественной жизни 
 
 
В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка  зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем  самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы  логично начинать с выделения  наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
    Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
    Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
    Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
    Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2 В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
 Особенности социологического исследования заключаются 
 в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;
 в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально  функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.
 Особенность подхода к изучению социальных систем  состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической)  исследователей.
 Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.
 Разработка  такого плана предусматривает строгий  учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.
 Структурными  компонентами плана социологического исследования выступают его этапы  и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
 Блок  первый. В нем определяются порядок  обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.
 Блок  второй. Фиксирует в плане все  организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной  социальной информации. Здесь предусматривается  и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.
 Блок  третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.  
 Блок  четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов  обработки полученных данных, подготовкой  текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.
 Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.
 Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.
 Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.
 Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических  положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки  и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
 Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
 Социолог  фиксирует противоречия между знанием  и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации. Для этого надо:
 1. Перевести  интуитивно улавливаемые противоречия  на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).
 Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;
 2. Вычленить  проблематику, решение которой является  компетенцией социологического  познания;
 3. Очертить  в проблемной ситуации основные  для социологического исследования  факторы и выделить среди них  главные и второстепенные;
 4. Определить  тип проблемной ситуации (доминирующую  направленность): теоретическая проблема, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.
 Сформулированная  проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется  в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и  таких-то явлений? Установка: Найти  способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:
 а) выделения  объекта и предмета исследования;
 б) постановки целей и задачи исследования;
 в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.
 Проблема  становится обозримой, когда она  уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и  предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.