Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социология общественного мнения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Год: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ
СОЦИОЛОГИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 
 
 
 

Выполнила:
студентка ФФСН 2 группы
Липницкая Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
кандидат  философских наук
Грищенко  Жанна Михайловна  
 

Минск 2011 

Содержание:
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Социология общественного  мнения: специфика  объекта и предмета.
      Социология общественного мнения…………………….......4
      Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15
2.2. Методы исследования…………………………………………19
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
     Социология  изучает, прежде всего, социальную сферу  жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и  отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть не только всё общество, но и отдельные его «элементы».
     Формирование общественного мнения – это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации, поэтому изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.
     Общественное  мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Однако, границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью.
Цель:  изучение общественного мнения.
Задачи  работы:
    Дать определение  социологии общественного  мнения.
    Определить специфику субъекта и предмета.
    Выявить закономерности формирования и развития.
    Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.
Глава 1. Социология общественного  мнения: специфика объекта и предмета.
      Социология общественного мнения
     Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества. Слово социология, происходит от латинского «societas» (общество), и греческого «slogos» (слово, учение). Термин социология ввел французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Как наука, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия, и социальные взаимосвязи людей, образующие социальные сообщества. В системе общественных наук, социология тесно взаимодействует с другими науками: историей, философией, политологией, экономической наукой. Социология находится в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук. Специальные социологические теории изучают закономерности развития отдельных социальных общностей, функционирование социальных институтов и процессов[4, 12].
     Если  говорить о социологии общественного мнения, то это специальная социологическая дисциплина, предметом которой является установление закономерностей и функционирования общественного мнения социальных общностей (классов, наций, социальных групп) по актуальным проблемам действительности.
     Социология  общественного мнения является одной  из самых значимых, интересных, но одновременно и сложных социологических теорий, которая исследует закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения.
     Его изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, в общем, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
      Происхождение этого термина английское. В 1759 году его впервые употребил в парламентской  речи Джон Солберн. Этот феномен привлекает внимание мыслителей с давних времен и не теряет своей актуальности. Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, потому что это не просто совокупность частных мнений, которыми люди обмениваются между собой: с семьей, друзьями. Общественное мнение – это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияния этой высказанной вслух позиции на развитии общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, настроения, интересы, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни. Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания,  выражающееся в оценках (в  устной  и  в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности,  представляющим общественный интерес.
     Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. В современной научной литературе существует огромное количество различных определений общественного мнения. Обобщая эти определения, можно выделить основные признаки, характеризующие этот феномен:
      общественное мнение включает не все точки зрения  отдельных индивидов, а только связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность индивидов выступает как общность.
      общественное мнение по конкретному вопросу и  в конкретной ситуации может категорически отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. А это значит, что не существует и не может существовать абстрактного и внеисторического общественного мнения.
      общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества, иначе оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц.
      общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующим конкретное общество.
      общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
      общественное мнение должно обладать достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определенного отрезка времени, что позволяет фиксировать его в качестве общественного феномена.
     Функционирование  общественного мнения как социального  института означает, что оно действует  в качестве своего рода «социальной  власти», т.е. «власти, наделенной волей  и способной подчинять себе поведение  субъектов социального взаимодействия».
     Общественное  мнение может выражаться на совещательном  уровне, на этапе принятия решений  по поводу строительства различных  объектов. Например, в 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.
     Общество  – это исторически развивающаяся  система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности [5, 376].
     Мнения – это суждения людей, выражающие их отношения и оценку к фактам, явлениям, процессам действительности. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту[2, 121]. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
     Мнение  зависит не только от знаний, но и  от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания  или требования составляет один из важных признаков общественного  мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение  людей к решению тех или  иных вопросов общественной жизни, к  деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как  мнению большинства общественному  мнению присуще внутреннее единство.
     Другим  важным признаком общественного  мнения является то, что оно формируется  по вопросам, затрагивающим общие  интересы людей, и возникает в  связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком  общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается  и защищается, но и то, как широко оно распространено.
     Общественное  мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных  положениях, однако нельзя рассматривать  наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической  чертой.
     Мнения  достаточно подвижны: с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
     В процессе социологического изучения общественного  мнения фиксируется, прежде всего, направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.
     Вывод: Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Основная функция общественного мнения –   регулирование общественных отношений. Сущность ее заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причем общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Специфика объекта и предмета
     В чем специфика общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей, во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности, в-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, иногда, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, за общественное мнение могут выдавать предрассудки, в-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности, в-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.
     Объект  общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает  общие потребности и интересы, более четко проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
     Структура общественного мнения:
1) субъекты (субъекты – создатели – "творцы" мнений. Субъекты – носители – "лидеры" мнений. "Массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
2) объекты  (объекты – факты – тот или иной факт действительности. Объекты – события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события. Объекты-явления – процессы);
3) рациональный  компонент (познавательный) – знания  субъекта об объекте; 
4) социальная  оценка (общественное суждение) –  ценностный элемент общественного  мнения, результат взаимодействия  рационального и эмоционального;
5) общественно  волевые побуждения – активное  начало общественного мнения, проявление  его позиции по отношению к объекту.
     Типология общественных мнений:
1) по  степени развитости: зарождающиеся,  активно формирующиеся, вполне  сложившиеся, угасающие (утрачивающие  актуальность);
2) по  степени соответствия общественным  потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в  будущее), реакционные (характеризуют  отставание общественного мнения  от текущих общественных процессов);
3) по  ряду различных признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные, ложные, устойчивые, изменчивые, ясные, расплывчатые, господствующие, оппозиционные, официальные, неофициальные, консервативные, новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
     Социально-психологические  свойства общественного мнения:
1)отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
3) концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
4) не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
5)характерно внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);
6) сила  авторитета и авторитет силы  общественного мнения обусловлены  его опорой на большинство.
     Субъект общественного мнения – народное большинство и оно обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу, изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
     Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем конкретнее проявляется общественное мнение.
     Стадии  развития общественного мнения:
     Возникновение – формирование – функционирование.
       Оно может формироваться и стихийно, и сознательно. Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
     Функции общественного мнения:
1) регулятивная  – регулирование отношений между  людьми, между личностью и коллективом,  коллективом и обществом, обществом  и личностью; регулирование экономических,  социальных, политических, нравственных  и других видов общественных  отношений; 
2) воспитательная  – воспитание у каждого человека  чувства высокой ответственности  за свои дела и поступки  перед обществом ("что скажут люди…"). Однако, влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным;
3) оценочная  – выражение ценностного отношения  масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной  действительности, к деятельности  официальных учреждений, должностных  лиц; 
4) контрольная  – общественное мнение практически  всегда по заинтересовавшему  его вопросу занимает определенную  позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность  официальных организаций и лиц  отвечала этой позиции; 
5) защитная  – отстаивание своих интересов,  защита жизненных прав и свобод;
6) консультативная  – в случае необходимости общественное  мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых  содержатся те или иные способы  разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и  других проблем (именно эта функция проявляется при всевозможных опросов общественного мнения);
7) директивная  – когда результатом функционирования  общественного мнения выступают  решения, касающиеся различных  сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный  характер (для этого устраивают  плебисциты, проводят референдумы);
8) познавательная  – синтез теоретического и  обыденного сознания, выражающий  гносеологическую (познавательную) природу  общественного мнения; стремление  субъекта общественного мнения  к собственному осмыслению объектов  действительности, затрагивающих его  интересы и отличающиеся дискуссионным  характером.
     Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они выражают важнейшие виды общественного мнения:
1) оценочное  – выражает отношение к тем  или иным проблемам или фактам;
2) аналитическое  (конструктивное) – связано с  принятием какого-либо решения,  требующего глубокого и всестороннего  анализа; 
3) регулятивное  – оно вырабатывает и внедряет  определенные нормы общественных  отношений и оперирует целым  сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов и т.д.
     Таким образом, мы видим всю специфику общественного мнения:
1) это  конкретный вывод определенной  общности людей по поводу тех  или иных объектов, итог их  мыслительной деятельности;
2) критериями  отбора при формировании общественного  мнения служат общественные интересы  и потребности; 
3) массовые  суждения людей обладают различной  степенью объективности (истинности);
4) общественное  мнение выступает в качестве  специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей,  их практическую деятельность;
5) оно  представляет собой специфический  продукт взаимодействия, соединение  мнений, нивелированных, измененных, образовавших  новое качество, не сводимое к  простой сумме индивидуальных  мнений.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития
     Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно и даже из слухов, сплетен, заблуждений.
     В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в большей степени: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
       На общественное мнение влияют  мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными,  личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. К способам формирования общественного мнения так же можно отнести "спираль молчания" (человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования)) [9, 59].
     Цель  формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
     Факторы формирования общественного мнения:
1) социальные  интересы людей; 
2) различия  в оценках, характеристиках тех  или иных общественных явлений  (дискуссионный характер проблемы);
3) уровень  компетентности.
     Стадии  развития общественного мнения:
1) зарождение  – процесс выработки людьми  своей оценки попавшего в поле  их зрения объекта, определение  по отношению к нему собственного, личного мнения;
2) формирование  – преобразование (слияние) индивидуальных  оценочно-ценностных суждений в  групповые, коллективные, классовые,  общественные;
3) функционирование  – выполнение ряда присущих  общественному мнению социальных  функций. 
     Устойчивость  функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:
1) сохраняющийся интересе людей к его объекту;
2) страстная убежденность в правоте своей позиции;
3) стремлении к ее отстаиванию и защите,
4)преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Факторы, определяющие характер, содержание и  степень влияния общественного  мнения на социально-политические процессы в обществе:
1) уровень  распространенности;
2) интенсивность; 
3) достоверность; 
4) стабильность.
     Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.
     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов – собственников (даже если это только собственность на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
     В условиях тоталитарного режима, где  все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как  субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет  и не может быть общественного  мнения. В этом смысле наше общественное мнение – это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки  наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия  к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
     Выделим следующие основные этапы механизма формирования общественного мнения:
1. Восприятие  реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума – на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. На  этой основе, формирование определенного  мнения небольшой группы людей.
5. Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.
6. Возникновение  общенародного мнения.
     Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:
1. Рождается
2. Достигает  определенной степени развития
3. "Умирает"  или реализует себя в конкретных  проявлениях жизни.
     Вывод: Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.
                 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы исследования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.