На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социология общественного мнения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ
СОЦИОЛОГИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 
 
 
 

Выполнила:
студентка ФФСН 2 группы
Липницкая Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
кандидат  философских наук
Грищенко  Жанна Михайловна  
 

Минск 2011 

Содержание:
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Социология общественного  мнения: специфика  объекта и предмета.
      Социология общественного мнения…………………….......4
      Специфика объекта и предмета…………………………......10
Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития….……………...15
2.2. Методы исследования…………………………………………19
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
     Социология  изучает, прежде всего, социальную сферу  жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и  отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть не только всё общество, но и отдельные его «элементы».
     Формирование общественного мнения – это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации, поэтому изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.
     Общественное  мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Однако, границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью.
Цель:  изучение общественного мнения.
Задачи  работы:
    Дать определение  социологии общественного  мнения.
    Определить специфику субъекта и предмета.
    Выявить закономерности формирования и развития.
    Ознакомиться с методами изучения общественного мнения.
Глава 1. Социология общественного  мнения: специфика объекта и предмета.
      Социология общественного мнения
     Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества. Слово социология, происходит от латинского «societas» (общество), и греческого «slogos» (слово, учение). Термин социология ввел французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Как наука, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия, и социальные взаимосвязи людей, образующие социальные сообщества. В системе общественных наук, социология тесно взаимодействует с другими науками: историей, философией, политологией, экономической наукой. Социология находится в тесном взаимодействии с комплексом социально-гуманитарных наук. Специальные социологические теории изучают закономерности развития отдельных социальных общностей, функционирование социальных институтов и процессов[4, 12].
     Если  говорить о социологии общественного мнения, то это специальная социологическая дисциплина, предметом которой является установление закономерностей и функционирования общественного мнения социальных общностей (классов, наций, социальных групп) по актуальным проблемам действительности.
     Социология  общественного мнения является одной  из самых значимых, интересных, но одновременно и сложных социологических теорий, которая исследует закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения.
     Его изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, в общем, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
      Происхождение этого термина английское. В 1759 году его впервые употребил в парламентской  речи Джон Солберн. Этот феномен привлекает внимание мыслителей с давних времен и не теряет своей актуальности. Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, потому что это не просто совокупность частных мнений, которыми люди обмениваются между собой: с семьей, друзьями. Общественное мнение – это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияния этой высказанной вслух позиции на развитии общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, настроения, интересы, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни. Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания,  выражающееся в оценках (в  устной  и  в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности,  представляющим общественный интерес.
     Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. В современной научной литературе существует огромное количество различных определений общественного мнения. Обобщая эти определения, можно выделить основные признаки, характеризующие этот феномен:
      общественное мнение включает не все точки зрения  отдельных индивидов, а только связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность индивидов выступает как общность.
      общественное мнение по конкретному вопросу и  в конкретной ситуации может категорически отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. А это значит, что не существует и не может существовать абстрактного и внеисторического общественного мнения.
      общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества, иначе оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц.
      общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующим конкретное общество.
      общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
      общественное мнение должно обладать достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определенного отрезка времени, что позволяет фиксировать его в качестве общественного феномена.
     Функционирование  общественного мнения как социального  института означает, что оно действует  в качестве своего рода «социальной  власти», т.е. «власти, наделенной волей  и способной подчинять себе поведение  субъектов социального взаимодействия».
     Общественное  мнение может выражаться на совещательном  уровне, на этапе принятия решений  по поводу строительства различных  объектов. Например, в 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.
     Общество  – это исторически развивающаяся  система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности [5, 376].
     Мнения – это суждения людей, выражающие их отношения и оценку к фактам, явлениям, процессам действительности. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту[2, 121]. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
     Мнение  зависит не только от знаний, но и  от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания  или требования составляет один из важных признаков общественного  мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение  людей к решению тех или  иных вопросов общественной жизни, к  деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как  мнению большинства общественному  мнению присуще внутреннее единство.
     Другим  важным признаком общественного  мнения является то, что оно формируется  по вопросам, затрагивающим общие  интересы людей, и возникает в  связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком  общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается  и защищается, но и то, как широко оно распространено.
     Общественное  мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных  положениях, однако нельзя рассматривать  наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической  чертой.
     Мнения  достаточно подвижны: с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
     В процессе социологического изучения общественного  мнения фиксируется, прежде всего, направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.
     Вывод: Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Основная функция общественного мнения –   регулирование общественных отношений. Сущность ее заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причем общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Специфика объекта и предмета
     В чем специфика общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей, во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности, в-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, иногда, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, за общественное мнение могут выдавать предрассудки, в-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности, в-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.
     Объект  общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает  общие потребности и интересы, более четко проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
     Структура общественного мнения:
1) субъекты (субъекты – создатели – "творцы" мнений. Субъекты – носители – "лидеры" мнений. "Массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
2) объекты  (объекты – факты – тот или иной факт действительности. Объекты – события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события. Объекты-явления – процессы);
3) рациональный  компонент (познавательный) – знания  субъекта об объекте; 
4) социальная  оценка (общественное суждение) –  ценностный элемент общественного  мнения, результат взаимодействия  рационального и эмоционального;
5) общественно  волевые побуждения – активное  начало общественного мнения, проявление  его позиции по отношению к объекту.
     Типология общественных мнений:
1) по  степени развитости: зарождающиеся,  активно формирующиеся, вполне  сложившиеся, угасающие (утрачивающие  актуальность);
2) по  степени соответствия общественным  потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в  будущее), реакционные (характеризуют  отставание общественного мнения  от текущих общественных процессов);
3) по  ряду различных признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные, ложные, устойчивые, изменчивые, ясные, расплывчатые, господствующие, оппозиционные, официальные, неофициальные, консервативные, новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
     Социально-психологические  свойства общественного мнения:
1)отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
3) концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
4) не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
5)характерно внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);
6) сила  авторитета и авторитет силы  общественного мнения обусловлены  его опорой на большинство.
     Субъект общественного мнения – народное большинство и оно обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу, изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
     Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем конкретнее проявляется общественное мнение.
     Стадии  развития общественного мнения:
     Возникновение – формирование – функционирование.
       Оно может формироваться и стихийно, и сознательно. Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
     Функции общественного мнения:
1) регулятивная  – регулирование отношений между  людьми, между личностью и коллективом,  коллективом и обществом, обществом  и личностью; регулирование экономических,  социальных, политических, нравственных  и других видов общественных  отношений; 
2) воспитательная  – воспитание у каждого человека  чувства высокой ответственности  за свои дела и поступки  перед обществом ("что скажут люди…"). Однако, влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным;
3) оценочная  – выражение ценностного отношения  масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной  действительности, к деятельности  официальных учреждений, должностных  лиц; 
4) контрольная  – общественное мнение практически  всегда по заинтересовавшему  его вопросу занимает определенную  позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность  официальных организаций и лиц  отвечала этой позиции; 
5) защитная  – отстаивание своих интересов,  защита жизненных прав и свобод;
6) консультативная  – в случае необходимости общественное  мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых  содержатся те или иные способы  разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и  других проблем (именно эта функция проявляется при всевозможных опросов общественного мнения);
7) директивная  – когда результатом функционирования  общественного мнения выступают  решения, касающиеся различных  сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный  характер (для этого устраивают  плебисциты, проводят референдумы);
8) познавательная  – синтез теоретического и  обыденного сознания, выражающий  гносеологическую (познавательную) природу  общественного мнения; стремление  субъекта общественного мнения  к собственному осмыслению объектов  действительности, затрагивающих его  интересы и отличающиеся дискуссионным  характером.
     Важнейшие среди этих функций: оценочная, консультативная и директивная. Они выражают важнейшие виды общественного мнения:
1) оценочное  – выражает отношение к тем  или иным проблемам или фактам;
2) аналитическое  (конструктивное) – связано с  принятием какого-либо решения,  требующего глубокого и всестороннего  анализа; 
3) регулятивное  – оно вырабатывает и внедряет  определенные нормы общественных  отношений и оперирует целым  сводом не писанных законом  норм, принципов, традиций, обычаев,  нравов и т.д.
     Таким образом, мы видим всю специфику общественного мнения:
1) это  конкретный вывод определенной  общности людей по поводу тех  или иных объектов, итог их  мыслительной деятельности;
2) критериями  отбора при формировании общественного  мнения служат общественные интересы  и потребности; 
3) массовые  суждения людей обладают различной  степенью объективности (истинности);
4) общественное  мнение выступает в качестве  специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей,  их практическую деятельность;
5) оно  представляет собой специфический  продукт взаимодействия, соединение  мнений, нивелированных, измененных, образовавших  новое качество, не сводимое к  простой сумме индивидуальных  мнений.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие, формирование и методы исследования общественного мнения.
2.1. Закономерности формирования и развития
     Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно и даже из слухов, сплетен, заблуждений.
     В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в большей степени: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
       На общественное мнение влияют  мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными,  личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. К способам формирования общественного мнения так же можно отнести "спираль молчания" (человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования)) [9, 59].
     Цель  формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
     Факторы формирования общественного мнения:
1) социальные  интересы людей; 
2) различия  в оценках, характеристиках тех  или иных общественных явлений  (дискуссионный характер проблемы);
3) уровень  компетентности.
     Стадии  развития общественного мнения:
1) зарождение  – процесс выработки людьми  своей оценки попавшего в поле  их зрения объекта, определение  по отношению к нему собственного, личного мнения;
2) формирование  – преобразование (слияние) индивидуальных  оценочно-ценностных суждений в  групповые, коллективные, классовые,  общественные;
3) функционирование  – выполнение ряда присущих  общественному мнению социальных  функций. 
     Устойчивость  функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:
1) сохраняющийся интересе людей к его объекту;
2) страстная убежденность в правоте своей позиции;
3) стремлении к ее отстаиванию и защите,
4)преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.
Факторы, определяющие характер, содержание и  степень влияния общественного  мнения на социально-политические процессы в обществе:
1) уровень  распространенности;
2) интенсивность; 
3) достоверность; 
4) стабильность.
     Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.
     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов – собственников (даже если это только собственность на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
     В условиях тоталитарного режима, где  все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как  субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет  и не может быть общественного  мнения. В этом смысле наше общественное мнение – это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки  наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия  к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
     Выделим следующие основные этапы механизма формирования общественного мнения:
1. Восприятие  реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума – на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. На  этой основе, формирование определенного  мнения небольшой группы людей.
5. Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.
6. Возникновение  общенародного мнения.
     Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:
1. Рождается
2. Достигает  определенной степени развития
3. "Умирает"  или реализует себя в конкретных  проявлениях жизни.
     Вывод: Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.
                 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы исследования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.