На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология предпринимательства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
     Контрольная работа по предмету: «Экономическая психология»
     На  тему «Психология  предпринимательства»
     Студентки 3 курса
     Гоглевой  Анны Викторовны
     Группа  № 318312
     Ст. билет № 308511
 

      Содержание 

    Предпринимательство как деятельность
    Мотив и цели предпринимательской деятельности
   3.Предпринимательство как поведение
   4. Психологический портрет современного  предпринимателя.
   Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1. Предпринимательство как деятельность 

     В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.
     Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели – будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности мотивы побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а так же условия деятельности.
     Единицей  деятельности является действие. Оно  осуществляется такими средствами и  способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.
     Данное  понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л.Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить или создать человек, и что является предвосхищаемым результатом.
     А. Коул считает: «Цель направлена на создание, сохранение или увеличение ориентированной на получение прибыли организационной единицы. Данная единица занимается производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды, являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политическими и социальными условиями периода, позволяющего значительную степень принятия решений»1. Из этого определения следует предпринимательской деятельности – получение «денежной или иной выгоды», что главная цель. Под денежной выгодой понимается прибыль, которая по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе такие выгоды»2.
     Однако  «средой» деятельности предпринимателя является, по выражению другого известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость окунаться в нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в начале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.
     В таких ситуациях проявляется  исключительная особенность предпринимателя  от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумптера, в том, что  этот человек отождествляет себя с делом, а не с капиталом. Только предприниматель способен замечать и делать то, что не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.
     Чем же обусловлена предпринимательская  цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структуры  предпринимательской деятельности, который называется мотивами или внутренними побуждениями к деятельности.
     Особое  место зарубежные психологи уделяют  мотиву достижения. По мнению Д. Маккленанда, мотив достижения успеха каждым отдельным  человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя – вера в свой успех, а так же ответственность за принятие решений, а также за их реализацию. Мотив соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.
     И. Шумптер выделяет три предпринимательских  мотива. Первый – потребность в  господстве, власти влиянии. Она материализуется  в накоплении предпринимателями  имущества. Второй – жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив – радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
     Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную  структуру предпринимателя так. Во- первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое самолюбие. Во – вторых стремиться к независимости. В – третьих, желать принести благо обществу. В – четвертых удовлетворить личные потребности в лидерстве. В – пятых проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие. Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».
     Ни  в одной вышеперечисленных мотивационных  структур не встречается весьма актуальная для белорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия  этим видом деятельности в ущерб  своим интересам. Назовем ее вынужденной  мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.
     Чтобы обеспечить реальность воплощения в  жизнь любого из вышеперечисленных  мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В.С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.
     Следующим элементом предпринимательской  деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.
     Люди  обладают врожденными индивидуальными  различиями в задатках. Потому у  некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей – прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения, воспитания.
     Дж. Долан и Е. Лидсей определяют предпринимательство как способность к творчеству: «Если вы познаете механизм, подавляющий проявления творческих потенциалов, то поймете, как создать условия для их процветания. Создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, - ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве». Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что «предпринимательство – это особый вид человеческих талантов – предпринимательских способностей».
     Способность понимается здесь как одно из качеств  личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.
     По  утверждению Шумптера, первым основным качеством предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество – сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды – традиций, правовых и моральных норм и т.п. наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее придумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.
     Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписываются в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учится играть на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможно переоценить.
     Есть  еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями. Первое – способность доводить дело до конца, второе – умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач. Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р.С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний.
     Вот некоторые из них.
    Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.
    Умение давать взвешенные оценки.
    Умение находить нестандартные решения.
    Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.
    Умение оценивать перспективность новых идей.
    Знания, необходимые для создания нового дела.
    Умение оценить внешнюю ситуацию.
    Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.
    Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.
    Умение получить причитающееся.
     По  мнению авторов, большинство из перечисленных  умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей.
     Итак, прояснено еще одно понимание  предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.
     Чтобы человек проявил себя как талантливый  предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые сочные плоды экономического благосостояния.
     По  мнению А.И. Агеева, неизбежным атрибутом  всяких структурных сдвигов создания новых и роста существующих производств является новаторство.
     Новаторство часто идет «рука об руку» с  творчеством и изобретательством. Б. Карлоф считает, что предпринимательство  имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании, состоит  в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации.
     Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать  принципиально новую идею, а затем с помощью способностей разрушить стереотипы общественного мышления и претворить свою идею в жизнь.
     Итак, отличительными чертами предпринимательства  являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.
     Рассмотрено предпринимательство как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения экономической деятельности. Предпринимательство – это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, позволяющими нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.
2. Мотив и цели предпринимательской деятельности
Хотя  предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает  на себя имущественный риск не из благотворительных  побуждений. В действительности побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес, выраженный в форме предпринимательского дохода. Особенности природы дохода от предпринимательской деятельности заключаются в том, что он, во-первых, получен посредством рыночного обмена, во-вторых, является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота. Поэтому доходы от собственности (рента, арендная плата, проценты на капитал) и трудовой деятельности (заработная плата, гонорары) не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства.
В реальной хозяйственной практике внутренняя мотивация предпринимателя принимает  форму целевых устремлений, которые  формируются под влиянием множества  факторов. Реализуя функцию собственника, предприниматель должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов. С другой стороны, как управленец, он не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации. Стремясь к обеспечению долгосрочной устойчивости предприятия, предприниматель вынужден формировать свое
цели  с учетом всех действующих факторов и не может ориентироваться на максимизацию какой-либо из своих функций.
Сказанное не означает отрицания внутренней мотивации  предпринимательства. Любая цель, принимаемая в качестве приоритетной, всегда предполагает одно непременное условие - обеспечение приемлемой нормы доходности. Такое ограничение не случайно, а обусловлено той ролью, которую доход играет во всем процессе предпринимательства. Доход является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурса и оценки инвестиционных возможностей, источником развития предпринимательства. 
 

     3. Предпринимательство как поведение 

     Предпринимательское поведение является социально-экономическим.
     Под таким поведением понимается цепь последовательно  совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно  оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и духовных ценностей.
     Можно предположить, что предпринимательское  поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличии потребности и удовлетворяющей ее ситуации.
     Степень свободы выбора, которую позволяют  себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих личность установок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.
     Установки несовместимые с предпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.
     На  поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.
     Живя  в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, в офисе, на улице оценивается в позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.
     Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».
     4. Психологический портрет современного предпринимателя.
Описание  личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего  бизнесмена к предпринимательской деятельности. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
    завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
    организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
    торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину  требуются другие качества:
    хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
    деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья  составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность  корпорации, работа ради ее прибыли  — способ личного карьерного продвижения  и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.
Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство  на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или  лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов  или групп) было установлено, что  выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
К важным для психологического портрета предпринимателя  качествам относятся:
    в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;
    в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;
    в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое)    Специфические особенности российского предпринимателя
Определение предпринимательства акцентирует  внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:
    простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
    активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
    компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
    получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
    использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.
Добавим к этому общую точку зрения российского и американского  специалистов в сфере бизнеса  на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.
Мотивы:
    желание быть хозяином своей судьбы;
    стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
    желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.
Приведем  качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:
    Предпочитает принимать решения самостоятельно.
    Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
    Открыт для конструктивной критики и похвал.
    Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.
    Любит быстрое развитие и нововведения.
    В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
    Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
В условиях современного постиндустриального  общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в  целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.
Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.
Любая человеческая деятельность, в том  числе и предпринимательская, имеет  определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.
Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поисковая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А. Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достижения желаемых и общественно полезных результатов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.