На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН 

Введение………………………………………………………………….. 1
1. Понятие  системы права……………………………………………….. 3
Различные подходы понимания системы права.
2. Элементы  системы права……………………………………………… 8
3. Критерии  деления права на отрасли и  институты…………………… 17
4. Материальное  и процессуальное право……………………………… 21
5. Частное  и публичное право …………………………………………... 22
Заключение……………………………………………………………….. 24
Список  использованной литературы……………………………………. 27
ВВЕДЕНИЕ
Прежде  чем говорить о системе права, необходимо дать определение права.
Известное замечание Канта о том, что  юристы все еще ищут определение  права, актуально и сегодня.
   Еще с древних времен люди задавались этим вопросом. Ведущие школы права  всегда стремились дат свое понимание  права, подчеркнуть его черты  и отличительные особенности. В разные исторические эпохи представление о  праве менялось. Так, для Аристотеля право – это политическая справедливость; для средневековых мыслителей – божественное установление; для Ж-Ж Руссо – это общая воля; для Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро – это идеальное право, обусловленное природой человека; для Г. Кельзена – явление, приказ государства, нормы, создаваемые государством и т.д. Анализ различных теорий, рассматривающих сущность права, приводит к формулировке трех основных подходов к праву, к его пониманию.
   Так, сторонники нормативного подхода определяют право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений. [14, С.105]
   Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права. Определение права связано со стремлением воплотить справедливость, отсюда право – это форма отношений равенства, свободы, справедливости, определяемая принципом формального развития участников данной формы отношений. [12]
   В соответствии с социологическим подходом понимания права при его определении отдается предпочтение действиям или правоотношениям.
   Право с таким уклоном – это обусловленная  природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присуще нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. [16, С.231]
   Право, кроме внешней формы имеет  и внутреннюю, под  которой понимается ее организация, способы образования как каждой отдельной нормы права, так и  всех норм в единое целое, в систему.
   Вопрос  о системе права неоднократно  поднимался в правовой науке. Повышенный интерес к этому вопросу объясняется  большой  теоретической и практической значимостью. От правильного его разрешения во многом зависит направление кодификации законодательства, проведение научных исследований в области юриспруденции, преподавание юридических наук.
   Первая  дискуссия о системе права  состоялась в 1938-1941 годах, в ходе которой в качестве основания разделения права на отрасли выделили предмет правового регулирования, отметив, что метод является дополнительным  критерием, как производное от предмета. Вторая дискуссия – 1955-1958гг. – подчеркнула значение метода правового регулирования и привлекла внимание ученых к проблеме совершенствования системы законодательства. Третья дискуссия – 1982г. – предприняла  попытку найти новый момент в деле совершенствования системы законодательства с учетом выделения новых приоритетных критериев разделения права отрасли, не отказывалась от  фундаментальных положений выработанных в ходе первых дискуссий, т.е. характерна преемственность основных идей, выработанных российскими учеными – юристами за многие десятилетия. [8, С.4-12]
   Так что же такое система права? Какова ее структура? Какую роль система права играет в правовом регулировании общественных отношений?
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ  ПРАВА.
   РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОНИМАНИЯ  СИСТЕМЫ ПРАВА. 

   Одним из признаков права является  его системность. Термин «система» имеет греческое происхождение (systema) и переводится как «целое» либо как «составное из частей». Причем система –это не простая сумма определенных частей, ее отличает непротиворечивость, взаимозависимость и упорядоченность составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов в отдельности выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают само существование всей системы, т.е. если какой-либо элемент системы выйдет из строя, приходит в негодность и вся эта система целиком.
   Право предоставляет собой целостное образование, именуемое системой права. Любое право это не механическая, хаотическая совокупность правовых норм, а определенная, внутренне согласованная система.
   По  мнению Комарова С.А. под  системой права  понимается исторически сложившаяся, объективно  существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. [9, С.272]
   М.М. Байтин; Д.С. Петров характеризуют систему  права как внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права. [5, С. 25-35]
   Н.И. Матузов сформулировал систему  права как внутреннюю его структуру (строение, организация), которая складывается объективно как отражение  реально  существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. [15, С. 394]
   Алексеев  С.С. писал, что право представляет собой весьма сложную целостную  систему. Право отличается  многоуровневой, иерархической структурой – одним из наиболее выразительных показателей высокой степени его институционности. Структура  права выражает многообразие и многоплановость методов и приемов юридического регулирования. [3, С. 240]
   Системность – общее свойство всех типов права. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.
   Следует различать «систему права» и «правовую  систему». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех  юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.
   Система характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяются,  во-первых, единством выраженной в них государственной воле, во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют, в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов, в-четвертых, единством конечных целей и задач.
   Государство и власть  могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, внести декретом «желаемую» систему права.
   Объективность – важнейшее свойство системы  права, в отличии от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависит от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определяющая его система, в то же время систематизации может и не быть. Систематизация – это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике, но любое право имеет свою систему,  даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
   Важным  признаком системы права являются:
    Целостность, единство норм права
    Системность права
   Нормы права должны соответствовать экономическому базису общества, они взаимосвязаны, взаимообусловлены друг другом. Системность  – это  внешнее свойство системы. Ее важнейшее качество – непротиворечивость, отсутствие положений, которые бы не были согласованы.
   Право  принадлежит к числу особых системных  объектов, уровень  которых определяются развитостью права данного государства, обуславливается уровнем кодифецированности законодательства.
   Право – это функциональная система, ее возникновение, существование и  развитие подчинено интересам политических сил, стоящих у власти или  общенародным интересам.
   Право – формализованная система, воплощенная в нормативных актах.
   Право – это сложная многоуровневая структура.
   Всякая  система предполагает два компонента:
   - структуру – обособление и  «набор» относительно самостоятельных  элементов в рамках какого-либо  единого  общего целого,
   - взаимодействие элементов.
   Структура – это устойчивое единство элементов, выражающее упорядоченность, устойчивость отношений.  Единство элементов предполагает взаимодействие их между собой, благодаря чему элементы приобретают своеобразные качества, присущие системе в целом.
   Для познания и освоения системы права используют различные подходы,  раскрывающие основные формы  существования и логику развития правовой материи.
   Генетический  подход в качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выделяет человека, тогда как производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Здесь берут начало системообразующие, устанавливающие право как единое целое связи и те связи, которые обуславливают его деление на естественное и позитивное.
   Естественное  право – этот совокупность прав и обязанностей, вытекающих их самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.
   Позитивное  право – это система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных в нормативно-правовых документах. Все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве,  содержат естественно-правовые начала.
   Исторический  подход позволяет проследить весь путь становления права как системы общий критерийформа (источник) права, определяющая системообразующие начала, специфику объединения элементов, архитектонику. В соответствии с этим  различают:
   - обычное право;
   - прецедентное право;
   - договорное право;
   - право законов.
   Исторический  взгляд, раскрывая генетические связи  системы права, составляющие ее основу, прослеживает и динамику изменений системы во времени и пространстве. Здесь проявляется  влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических  факторов, соотношение между ними.
   В этом плане, например, выделяют системы:
   - мусульманского права;
   - индусского права.
   Системно-структурный подход – это пространственное, упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций  юридических норм обусловлены структурой общественных отношений и их целенаправленностью.  Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени  жесткости, связанности элементов и др. В определенный период развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. [16, С. 323-325]
   2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ  ПРАВА 

   Система права, как и любая другая система, представляет собой сложноорганизованное, единое целое, состоящее из отдельных  элементов. Такими элементами являются:
    Нормы права
    Отрасли права
    Подотрасли права
    Институты права
    Субинституты
   Нормы права различаются по своему конкретному  содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методу  регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат вышеуказанные особенности, и прежде всего, разнообразие, специфика самих общественных отношений.
   Система права отражает его внутреннее единство, которое  обусловлено системой сложившихся  общественных отношений. Первичным элементом  системы права является правовое предписание, юридическая норма, начальная частица права – норма права, представляющее собой исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное формально определенное предписание, являющееся регулятором общественных отношений.
   Любая единичная правовая норма приобретает  качество, свойственное праву в целом, лишь, будучи включенной, в его общую систему.
   Правовые  нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными  нормами.
   Правовая  норма имеет  естественноисторические  истоки, социально обусловлена и  является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивидуума и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.
   Являясь «клеточкой» права, норма является так же сложным образованием, со своей структурой. Норма состоит  из:
    гипотезы – указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия);
   - диспозиции – содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношений;
   - санкции – указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
   Структура само по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство помогает норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления.
   Структура правовой нормы – это логически  согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими  общественными  отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. [16, С. 293]
   Право как единое целое поделено на определенные части, именуемые отраслями права. Это обособляющаяся внутри данной  системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права; законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность. [15]
   В, Н. Хропанюк определяет отрасль права  как широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений. В отличии от других структурных элементов системы, правовая отрасль, не порывая системной связи, обладает относительной автономией, способная к самостоятельному функционированию в общей системе права. [17, С. 292]
   Приоритетное  положение права в системе  определяется тем, что  она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации  общественной жизни. Отрасль права  – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.
   В основу  подразделения права на определенные части пожен материальный критерий – характер общественных отношений, лежащий в  основе правового регулирования.
   По  своему содержанию общественные отношения  могут быть имущественные, финансовые, земельные, брачно-семейные, трудовые и др. Каждый ид таких общественных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, в которых отражены характерные особенности и конкретная социальная направленность. Эти нормы в совокупности составляют отрасли права.
   Для образования самостоятельной отрасли  права имеет значение следующие  условия:
   - степень своеобразия или иных отношений;
   - их идеальный вес;
   - невозможность урегулировать возникшие  отношения с помощью норм других  отраслей;
   - необходимость применения особого  метода регулирования. [15]
   Качественная  однородность той или иной сферы  общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права, и, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в  правовом регулировании. Отрасли не «придумываются», а рождаются из социальных и практических потребностей.
   М.И. Байтин, Д.Е. Петров выделяет признаки отраслей права:
   1. Общие системные признаки – функциональность и субстанциональность в их сочетании – характеризует отрасли права как самостоятельные элементы системы.
   2. Материальные признака  – характеризуют предмет регулирования отрасли права, который связан с предметами регулирования различных отраслей, но не совпадают с ними. Это следствие общих системных свойств отраслей права.
   3. Юридические признаки раскрывают специфику, принципы и функции  нормативно-регулятивного воздействия отрасли права на ее предмет, характеризуя тем самым метод правового регулирования. [5, С. 25-35]
   Формирование  отрасли права происходит неодновременно и подвержено влиянию различных  факторов. Одни складываются быстро и являются  фундаментальными (конституционное, гражданское, административное, уголовное право и др.); другие формируются в результате более длительного процесса правового развития. Формирование и развитие каждой отрасли всегда своеобразный и специфический процесс. Поэтому как бы то ни было велико значение некоторых отраслей права в системе, их деление на главные и неглавные не имеет смысла, тем более что наметилась тенденция к все большему и ускорившемуся выравниванию уровней развития отраслей и будут преодолены пробелы в различных звеньях правовой системы..
   Конституция РФ [1] затронула, опосредовано содержание многих отраслей права. Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли [6, С. 19-30]:
   - Конституционное (государственное) право представляет собой систему юридических норм, закрепленных экономическими, политическими, социально-культурными основами общества и государства, регулирующие  порядок формирования высших органов ветвей власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями, гражданами; закрепляет основы правового положения граждан.
   - Административное право – это система юридических норм, регулирующих формирование и функционирование исполнительных органов государственной власти, их  отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, т.е. осуществление конкретных задач и функций государства на основе и во исполнение законов.
   - Финансовое право – это совокупность норм, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности. В настоящее время отделение финансового права от административного в качестве одной из самостоятельных отраслей права весьма обосновано, т.к. роль финансового права постоянно возрастает, играет большое значение в подъеме экономики и социальной сферы жизни.
   - Гражданское право – это система  юридических норм, регулирующих  имущественные и связанные с  ними личные неимущественные  отношения и охраняющих личные права субъектов путем создания целей для оценки и возмещения причиненного вреда в имущественном эквиваленте.
   В ст. 124 ГК РФ [2] сказано,  Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования  «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».
   - Трудовое право – это система  юридических норм, регулирующих  отношения, основные на соглашении  между работником и работодателями  о  личном выполнении работником за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности, а так же отношения, непосредственно связанные с трудовыми.
   - Гражданско-процессуальное право – это система юридических норм, регулирующих судопроизводство по защите нарушений или оспариваемых прав, обязанностей и законных интересов граждан, организаций и других субъектов гражданских, трудовых и иных правоотношений.
   - Уголовное право – это система юридических норм, регулирующих путем установления категоричного запрета под угрозой применения уголовного  наказания, общественные отношения,  в которых одним субъектом совершается социально опасное деяние в отношении другого.
   - Уголовно-процессуальное право – система юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с производством по уголовным делам, путем создания особой процедуры их  возбуждения, расследования, рассмотрения, разрешения.
   -Уголовно-исполнительное  право – это система юридических  норм, регулирующих отношения между  осужденными и учреждениями, государственными органами, должностными лицами, а так же последними между собой по поводу исполнения приговора или иного решения суда, акта помилования или акта об амнистии, которые назначаются, изменяются или отменяются.
   Эти отрасли права составляют «основной хребет» современного российского права.  Существуют и другие отрасли права: земельное, природоохранительное, международное, жилищное, предпринимательское и др.
   В крупных и сложных по своему составу  отраслях права принято выделить еще один самостоятельный компонент системы права – подотрасль права – это некое целостное образование в системе права, в состав которого входит  несколько институтов в той или иной отрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Так, например, в гражданском праве в качестве подотрасли выделяют обязательное право, авторское и др. Избирательное право – это подотрасль конституционного  права, в земельном праве – горное, водное, лесное право, которые являются подотраслями и т.д.
   Подотрасли  регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризуются своей  спецификой и известной родовой  обособленностью.  В относительно небольших правовых отраслях (гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное) самостоятельных подотраслей не выделяют вообще.
   Алексеев  С.С. охарактеризовал институт права как сравнительно небольшую, устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных  отношений. Если правовая норма – «исходный элемент» живая клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность. [4, С. 119]
   Правовой  институт – группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид сделок, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Правовой институт включает в себя не только регулятивные нормы права, но и отправные нормы. [5, С.25-35]
   Институт  права – это основной элемент отрасли права, первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Правовой институт – это часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид однородных общественных отношений. В отличии от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.
   Правовые  институты могут объединяться в  подотрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в нее норм.
   Правовой  институт – первичное самостоятельное  структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасли  не непосредственно, а через институт. Если система права состоит из отраслей, то отрасли состоят из правовых институтов.
   Например, право собственности и другие вещные права – подотрасль гражданского права. В нее входят основной институт (гл.13 ГК РФ), предметные институты, регулирующие формы и виды собственности (гл.16-18 ГК РФ) и три функциональных института, регламентирующих приобретение, защиту и прекращение права собственности. [2]
   Так, отрасль конституционного права  включает  «Институт гражданства», «Институт избирательного права» и т.д.
   Правовые  институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны  общественной жизни.
   Институт  – это составная часть, блок, звено  отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, т.к. касаются разных  вопросов.
   Все институты функционируют в тесной взаимосвязи  друг с другом –  как внутри данной отрасли, так и  вне ее.
   Виды  правовых институтов.
   По  отраслям права:
   - гражданские;
   - уголовные;
   - административные;
   - финансовые и др., т.е. сколько отраслей, столько соответствующих групп институтов.
   Отраслевая  принадлежность правовых институтов –  наиболее общий критерий их дифференциации. Поэтому  эе признаку они подразделяются на:
   - материальные;
   - процессуальные.
   Далее происходит классификация на:
   - отраслевые;
   - межотраслевые (смешанные),
    простые,
    сложные (комплексные);
   - регулятивные;
   - охранительные;
   - учредительные (закрепительные).
   Так, внутриотраслевой институт состоит  из одной отрасли права, а межотраслевой  – из норм двух и более отраслей. Например, институт опеки и  попечительства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.