На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Анализу хозяйственной деятельности"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Предмет, объекты, цель и задачи АХД.
   Каждая  наука имеет свой объект исследования, который она изучает присущими  ей методами. Предметом той или  иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее от множества других наук.
   Предметом АХД считаются экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности предприятия, а именно хозяйственной деятельности предприятий разных форм собственности, складывающаяся под воздействием объективных и субъективных факторов и отраженная в системе показателей плана учета отчетности и другие источники информации.
   Объектами АХД являются хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии, а также факторы их обуславливающие. К ним относятся: процессы производства и реализации продукции, снабжения, а также экономические явления, характеризующиеся использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ОФ. Все Объекты АХД находят отражение в экономических показателях.
   Цель: АХД является дисциплиной прикладной и оправдывает себя тогда, когда приносит реальную пользу, т.е. позволяет выявить неиспользованные резервы роста производства и повышения эффективности использования ресурсов на всех стадиях производственного цикла. Это и есть цель – выявление резервов.
   Задачи. Содержание и предмет АХД определяют и стоящие перед ними задачи:
    Научное обоснование разработанных бизнес-планов и нормативов – сокращение числа плановых показателей в народно-хозяйственных масштабах привело к значительному перемещению плановых разработок с макро- на микроуровень. Повышение научно – экономической обоснованности бизнес-плана достигается в первую очередь путем глубокого всестороннего ретроспективного анализа. Выводы этого анализа (на основе отчетности) совмещаются с текущим наблюдением и обобщенно используют в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным прогнозным анализом.
    Изучение по данным учета и отчетности выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов.
    Оценка эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ОФ.
    Установление отклонений фактических показателей от плановых заданий и нормативов, а также количественное измерение влияния отдельных факторов на эти отклонения.
    Обоснование оптимальных управленческих решений.
 
    Роль  АХД в управлении производством.
   В настоящее время АХД рассматривают  в качестве одной из функций управления производством.
   
  Управленческая система
      1 – планирование; 2 – учет; 3 – АХД;
 4 – управленческие решения 
 

   Планирование  – важная функция в системе управления производством. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия. Для управления производством необходимо иметь полную информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов, в связи, с чем одной из функций управления производством является учет. Учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, а понимание информации обеспечивается с помощью экономического анализа. Первичная информация проходит аналитическую обработку – проводится сравнение достигнутых результатов с плановыми показателями прошлого года, с показателями других предприятий и т.д. На основе результата анализа разрабатываются управленческие решения. Т.о. АХД это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решения. Как функция управления, АХД тесно связан с прогнозированием. Роль анализа как средства управления производством возрастает, что обусловлено: а) необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья, повышения наукоемкости производства; б) отказом от командно-административной системы управления и переходом к рыночным отношениям.
   В этих условиях руководитель предприятия  не может рассчитывать только на интуицию, управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем анализе. Недооценка роли АХД, ошибки в планах и управленческих действиях приносят существенные потери.
 

    Метод АХД, его характерные черты и особенности.
   Под методом любой науки понимается способ исследования предмета. В АХД он базируется на диалективном методе познания, что обуславливает необходимость все явления и процессы рассматривать в постоянном движении и развитии.
   Метод АХД, как и метод любой другой науки определяется основным содержанием  и особенностями его предмета, а также теми конкретными целями, задачами, требованиями, которые ставятся перед анализом.
   Важной  методологической чертой АХД является то, что он способен не только устанавливать  причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результативный показатель.
   Использование диалективного метода в АХД означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно производиться  с учетом всех взаимосвязей. Изучение и измерение связей можно осуществить методом индукции (от частного к общему, от причин к результатам) и дедукции (наоборот). В соответствии с требованиями диалективного метода познания метод АХД – это системное, комплексное, органически взаимосвязанное изучение экономической и социальной деятельности предприятий и их структурных подразделений с целью объективной оценки результатов работы, выявление резервов повышения эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой информацией для принятия оптимальных управленческих решений.
   В определении метода АХД отражаются характерные особенности, отличающие его от методов других родственных наук. Наиболее существенная особенность метода АХД это системность и комплексность подхода к изучению своего предмета, а также необходимость постоянных сравнений.
   Системный подход предполагает изучение объекта с учетом всех внутренних и внешних связей как части системы более высокого иерархического уровня.
   Комплексность исследования предполагает рассмотрение итогов деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на нее факторов. 

    Система показателей АХД.
   Хозяйственная деятельность и ее результаты находят  отражение в экономических показателях.
   Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика явлений, хозяйственных процессов или их результатов.
   Каждое  экономическое явление и процесс  выражается несколькими взаимосвязанными показателями.
   Показатели, используемые в АХД, подразделяются:
    По экономической сущности отражаемых явлений:
      количественные – отражают количественную сторону результатов работы предприятия (объем выпуска продукции, выполненных строительно-монтажных работ, товарооборота);
      качественные – отражают качественную сторону результатов работы предприятия (себестоимость продукции, работ и услуг, производительность труда, уровни издержек обращения, доходности, рентабельности и т.п.).
    По области применения:
      общие; б) специфические.
    По методологии исключения:
      абсолютные – выражаются в стоимостных, натуральных и трудовых показателях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, литрах, штуках, часах, днях и т.п.);
      относительные – выражаются в процентах, коэффициентах, индексах.
    По измерителям:
      натуральные; б) стоимостные; в) трудовые.
    По степени синтеза:
      обобщающие; б) частные; в) вспомогательные.
    По способу формирования:
      нормативные – нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергетических ресурсов, нормы амортизации, естественной убыли товаров, нормативы по текущим активам и др.;
      плановые – данные планов экономического и социального развития, бизнес-планов, прогнозов;
      учетные – данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета;
      отчетные – данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
      аналитические – рассчитываются в процессе анализа хозяйственной деятельности.
    При изучении причинно-следственных связей:
      факторные; б) результативные.
       
    Виды АХД и область их применения.
   АХД классифицируется по следующим признакам:
    1. По отраслевому признаку:
      изучающий специфику отдельных отраслей; б) межотраслевой.
     2. По признаку времени:
      а) предварительный – проводится до осуществления хозяйственных операций;
      б) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственных операций и необходим для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов.
      3. По пространственному признаку:
      а) внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
      б) межхозяйственный, при помощи которого сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.
     4. По объектам управления:
      а) технико-экономический – занимается техническая служба. Этот анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
      б) финансово-экономический – занимаются финансовые и кредитные органы. Этот анализ изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала;
      в) управленческий – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования и принятия управленческих решений;
      г) экономико-статистический – проводят органы статистики для изучения массовых общественных явлений на уровне предприятия, отрасли, региона;
      д) маркетинговый – проводят службы маркетинга. Применяется для изучения рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности.
     5. По методам изучения объектов:
      а) факторный – выявляет величину влияния факторов на прирост результативного показателя;
      б) функционально-стоимостной – основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций объекта при одновременном исключении лишних функций.
      
   6. Понятие фактора. Классификация факторов.
   Поскольку экономические явления обусловлены  причинной связью и причинной  зависимостью, задача анализа – раскрытие и изучение этих причин (факторов). Фактор – условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них. Каждый фактор, который оказывает влияние на хоз. деятельность предприятия, может состоять из ряда причин, которые выступают как самостоятельные факторы с большей или меньшей степенью воздействия на результаты работы предпр-я. Факторы м/б: 1-ого, 2-ого, 3-его … n-ого порядка. Задачей АХД является наибольшая детализация факт-в, а предпосылкой правильного анализа – экономически обоснованная классификация факт-в.
   Факторы дел-ся на: 1.Социально-экономические; 2.Природные; 3.Производственно-экономические.
    В свою очередь производственно-экономические классифицируются:
    1) По значимости: а) основные (V продукции, прибыль, рентабельность); б) второстепенные (отдаленность от ж/д).
    2) В  зависимости от трудового вклада коллектива предприятия: а) объективные (производит-ть труда); б) субъективные (цены поставщиков, ставки налогообложения).
    3) По времени действия: а) постоянные (рабочее время); б) временные.
    4) По степени действия: а) общие (V продукции, прибыль, производ-ть труда); б) специфические (численность ремонтников).
    5) По характеру действия: а) интенсивные (фондоотдача, производ-ть труда); б) экстенсивные (стоимость фондов).
    6) По степени детализации: а) простые (численность); б) сложные (отраб-е вр., рентабельность).
    7) По способу определения: а) прямые (стоимость ОФ, численность); б) расчетные (рентаб-ть).
    8) По тенденции влияния: а) положительные; б) отрицательные.
    9) По возможности количественного измерения: а) поддающиеся количественной оценке (численность, стоимость ОФ); б) неподдающиеся количественной оценке (психологич. климат).
    10) По свойствам отражаемых явлений: а) количественные (численность работников); б) качественные (конкурентоспособность, фондоотдача, материалоотдача, ПТ).
 

    7. Детерминированное  моделирование факторных  систем.
   Моделирование – это важнейший метод научного познания, с помощью которого создается модель объекта исследования.
   Сущность  моделирования в том, что взаимосвязь  исследуемого показателя с факторными, отражается в форме математического уравнения.
   При детерминированном моделировании  факторных систем необходимо соблюдать  ряд требований:
      Факторы, включаемые в модель, должны иметь определенно выраженный характер, т.е. реально существовать;
      Факторы, включаемые в систему, должны находиться в причинно-следственной связи с изучаемым показателем;
      Все показатели факторной модели д/б количественно измеримы и иметь необходимую информационную обеспеченность.
      Факторная модель должна обеспечить возможность измерения влияния отдельных факторов, а сумма влияния этих факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя.
   Основным из способов систематизации факторов явл. создание детерминированных факторных систем и их постепенная детализация. Создать факторную систему, значит разложить изучаемый результативный показатель на составляющие его факторы и установить их взаимосвязь и соподчиненность, т.е. представить результативный показатель в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления отдельных факторов функционально взаимосвязанных показателей.
   Основные  этапы детерминированного факторного анализа:
    Отбор факторов, влияющих на результативный показатель;
    Установление формы зависимости между отобранными факторами и результативным показателем;
    Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
   Результативный  показатель, выступающий как объект исследования, называется исходной факторной системой. Факторные системы могут быть представлены математически и в виде схем. В основе детерминированного моделирования факторных систем лежит возможность построения тождественного преобразования исходной формулы по предлагаемым связям последнего с др. факторами. Развитие детерминированных факторных систем достигается за счет детализации комплексных факторов.
   Например, исходной факторной системой объема продукции явл-ся: V = ч*w, где ч – численность работников ППП; w – среднегодовая выработка на одного работника.
   V = ч * V/чр * чр/ч = ч*Wр, где Wр – среднегодовая выработка на одного рабочего, У – удельный вес во всей численности ППП.
   V = ч * Т * В * У, где Т – количество отработанных часов за год, В – часовая выработка 1 рабочего.
   V = ч * Д * П * В * У, где Д – количество отработанных дней, П – продолжительность рабочего дня. Д*П = Т.
   Такая систематизация позволяет добиться глубокого изучения факторов и избежать повторного учета, что имеет большое значение при моделировании экономических показателей.
 

    8. Прием «сравнение»,  его сущность, условия  применения.
   В АХД применяют совокупность приемов  и способов, составляющих его специальный научный аппарат. Условно их делят на: а) традиционные (экономико-логические); б) экономико-математические.
   Сравнение – начальная стадия анализа. Сущность приема в том, что количественная характеристика происходящих изменений дается через другие исходные явления и понятия. Причем, чем больше баз сравнения, тем глубже и точнее результаты анализа. Сравнение применяется в следующих формах: фактические данные отчетного периода могут сопоставляться с:
    плановыми (для оценки и контроля выполнения плана);
    с фактическими данными прошлого периода или ряда прошлых периодов (для изучения динамики и закономерностей развития производства);
    со средними показателями предпр-я своей системы (для опр-я уровня предпр-я в этой системе).
    с показателями лучших предприятий отрасли, а также по ряду показателей с данными предприятий развитых зарубежных стран (для поиска резервов повышения эффективности произв-ва).
   Обязательным  условием применения сравнения является обеспечение сопоставимости сравниваемых показателей. Искажение этого требования приводит к искажению результатов анализа и получению необъективных выводов.
   К способам приведения аналитических  показателей в сопоставимый вид  относятся:
    Нейтрализация ценового фактора (путем пересчета в сопоставимые цены);
    Нейтрализация количественного фактора.
    Приведение к однородной структуре сравнив-х сложных показателей, сост-х из ряда слагаемых;
    Приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;
    Тождественность периодов времени, за которое делается сравнение (по количеству раб. дней, смен, часов).
 
   9. Сущность «балансового»  метода и его  разновидности –  «сальдового» приема.
   Балансовый  прием служит для соотношения двух групп, взаимосвязанных экономическими показателями, итоги которых должны быть тождественны. Например, балансовый прием применяют при изучении финансового положения предприятия, т.е. при составлении финансового положения предприятия, т.е. при сопоставлении средств предприятия и источников их формирования.
   Это прием используется также для  проверки полноты и правильности расчета влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя, т.е. алгебраическая сумма размеров влияния отдельных факторов должна быть равна величине общего прироста результативного показателя. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках.
   Разновидностью  балансового метода является сальдовый прием. Его сущность в том, что для расчета одного неизвестного фактора из общего отклонения результативного показателя вычитается сумма влияния уже известных факторов, рассчитанных с помощью других приемов анализа. Однако такой расчет возможен, если есть уверенность, что все предшествующие расчеты влияния факторов сделаны правильно. Если же при расчете хотя бы одного из них была допущена ошибка, то она автоматически переносится на уровень влияния фактора измеряемого сальдовым приемом.
 

    10. Прием последовательного изолирования фактора («цепных подстановок»).
   Наиболее  распространенными приемами АХД  является след. приемы элиминирования: а) Прием последовательного изолирования факторов (цепных подстановок); б) Прием абсолютных разниц; в) Прием относительных разниц. В основе приемов лежит элиминирование – последовательное выделение одного фактора, его расчет при исключении влияния остальных.
   Прием цепных подстановок применяется  при любом типе факторных систем.
   V0 = ч0 * Д0 * П0 * В0, где V – годовой объем продукции, ч – численность рабочих, Д – количество дней, отработанных одним рабочим, П – продолжительность рабочего дня, В – среднечасовая выработка.
       V| = ч1 * Д0 * П0 * В0;              ?V(ч) = V|  - V0
      V|| = ч1 * Д1 * П0 * В0;            ?V(д) = V||  - V|              ?   
      V||| = ч1 * Д1 * П1 * В0;            ?V(п) = V|||  - V||     
      V1 = ч1 * Д1 * П1 * В1;             ?V(в) = V1 - V|||
                                                        ----------------------------
                                                                                 ?V = V1 - V0
   Сущность  приема цепных подстановок состоит  в определении влияния факторов на прирост результативного показателя путем последовательной замены базисной величины одного из факторов факторной модели его фактической величиной. При этом в расчет вводиться условный показатель, который отражает изменение одного из факторов, предполагая, что другие при этом остаются неизменными. После каждой замены результат расчета сравнивается с результативным показателем до замены фактора. Полученное отклонение и есть влияние данного фактора, поскольку влияние других факторов элиминируется (исключается).
   Правила применения приема цепных подстановок:
   1. Необходимо придерживаться следующей  последовательности замен факторов: сначала заменяются количественные факторы (структурные), затем производится замена качественных. Если количественных факторов несколько, то необходимо провести их ранжирование, т.е. определить среди них первостепенные и т.д. Замену начинают с первостепенного количественного фактора.
   2. Для расчета n-ого числа факторов необходимо использовать (n+1) показателей. Количество подстановок и количество условных показателей всегда на единицу меньше количества рассчитываемых факторов, т.е. (n-1).
   3. Чтобы определить тенденцию влияния  фактора (направления влияния:  «+» или «-»), необходимо из того результативного показателя, в котором измеримый фактор находится на фактическом уровне вычесть тот показатель, в котором измеряемый фактор  на базисном уровне.
   4. Если факторная модель кратного  вида – замену факторов всегда  начинают с числителя. 

    11. Прием «абсолютных  разниц».
    Прием абс. разниц применяется только при мультипликативном типе факт. систем.
    Расчет  влияния ф-в дан. приемом произв-ся путем умножения прироста искомого ф-ра на абсолютное значение. др. ф-ов, принадлежащих дан. факт. сис-ме. Причем,
    – если ф-ая сис-ма из 2-х ф-ов, то отклонение по кол-му ф-ру умн-ся на базисное зн. кач-го, а отклонение по кач-му ф-ру умн-ся на факт. зн. кол-го;
    –  если мн-во ф-ов, то откл-ие по искомому ф-ру умн-ся на базисн. зн. ф-ов, стоящих  в факт. модели после него и на факт. знач. ф-ов, стоящих до него.
V=Ч*Д*П*В
            ?V(r)=(Ч10)*Д000
            ?V(Д)=Ч1*(Д10)*П00
            ?V(П)= Ч11*(П10)*В0
            ?V(В)= Ч111*10)
?V=V1-V0
   V – годовой объем продукции, ч – численность рабочих, Д – количество дней, отработанных одним рабочим, П – продолжительность рабочего дня, В – среднечасовая выработка.  

 

     12. Прием «относительных  разниц».
    Прием относ. разниц также как и прием  абс. разн. исп-ся только при мультипликативных  факт. сис-ах. Расчет влияния ф-ов на изм-ие результ. показателя производится путем умножения разности % уровней 2ух вз/связанных показателей на базисную вел-ну резул-го показателя.
V=Ч*Д*П*В
            ?V(Ч)=V0*(%Ч-100%)/100
            ?V(Д)=V0*(%Ч*Д-%Ч)/100
            ?V(П)=V0*(%Ч*Д*П-%Ч*Д)/100
            ?V(В)=V0*(%V-%Ч*Д*П)/100
?V=V1-V0
   V – годовой объем продукции, ч – численность рабочих, Д – количество дней, отработанных одним рабочим, П – продолжительность рабочего дня, В – среднечасовая выработка.  

13. Экономико-математические  методы в АХД.
   В АХД сущ-т след. методы:
   Интегральный – результаты не зависят от местоположения факторов в модели, а доп. прирост результативного показателя раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель.
   Для 2-х факторов: f=x*y
   Dfx=Dx*y0+1/2Dx*Dy = 1/2Dx*(y0+y1)
   Dfy=Dy*x0+1/2Dx*Dy = 1/2Dy*(x0+x1)
   Для 3-х факторов: f=x*y*z
   Dfx=1/2Dx*(y0*z1+y1*z0)+1/3*Dx*Dy*Dz
   Dfy=1/2Dy*(x0*z1+x1*z0)+1/3*Dx*Dy*Dz
   Dfz=1/2Dz*(x0*y1+x1*y0)+1/3*Dx*Dy*Dz
   Логарифмический – прим. для измерения влияния ф-ров в мультипликативных моделях. Рез-ты расчетов не зависят от местоположения ф-ров. Преимущества: по сравнению с интегральным методом более высокая точность расчетов, рез-т совместного действия фак-в распределяется пропорционально доле изомер влияния каждого фактора на уровень результативного показателя. Недостаток: ограниченность сферы применения.
   Кор.-регрессионный – взаимосвязи, отличающиеся отсутствием функ-ой зависимости. Виды корреляции: парная (2 показателя, 1 из к-х является факторным, другой – результативным); множественная (взаимосвязь нескольких факторов с результативным показателем).
   Кор.-рег. анализом измер-ся степень влияния ф-ров, в случаях, когда величина результ. показателя зависит от многих ф-ров и все они действуют в комплексе.
   Этапы: 1) Опред. ф-ров. 2) Сбор и оценка ин-фы. 3) Изуч. хар-ра связей м/у ф-рами и результ. покозат. 4) Расчет показат. связи и стат. оценка.
   Решаемые  кор-рег анализом задачи: 1) Опред. наличия и тесноты связи м/у результ. показат. и ф-рами. 2) Установление изменения результ. показат. под влиянием ф-ров. 3) Установл. относ. степени зависимости результ. показат от каждого ф-ра.
   Условия приминения: 1) Наличие большого кол-ва наблюдений по величине исследуемых ф-ных и результ показат. 2) Ф-ры д/б количественно измеримые. 

 

    14. Понятие резервов  повышения эффективности  производства и  их классификация.
   Резервы – неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат мат., труд. и фин. ресурсов при данном уровне развития производственных сил и производственных отношений.
   Пути  использования резервов: устранение потерь и нерациональных затрат; использование больших возможностей НТП как главного рычага повышения эффективности производства. С этой точки зрения резервы – это потенциальные возможности повышения его эффективности за счет улучшения использования всех видов ресурсов в результате внедрения мероприятий НТП.
   2 основных направления, к-е выделяют  при изучении способов расчета  резервов: 1. расчет резервов по базе ретроспективного анализа путем экстраполяции этих резервов на будущий период; 2. расчет резервов на базе внедрения конкретных мероприятий НТП и организационных преобразований. 2-е направление учитывает конкретные условия производства, а не данные прошлых периодов. Виды:
    По пространственному признаку: внутрихозяйственные (выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии – ликв-я потерь раб. вр.), отраслевые (могут быь выявлены только на уровне отрасли – рационализация размещения предприятий), региональные, общегосударственные;
    По времени: неиспользованные (упущенные возможности повышения эффективности производства), текущие (возможности улучшения результатов хоз деятельности, к-е могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени) и перспективные (их использование связано со значительными инвестициями, внедрением достижений НТП, сменой технологии производства);
    По стадиям процесса воспроизводства: в сфере производства, в сфере обращения (предотвращение различных потерь продукции на пути от производителя к потребителю).
    По стадиям жизненного цикла изделия: предпроизводственная стадия, производственная стадия, эксплутационная стадия (гарантийный и постгарантийный периоды).
    По экономической природе: экстенсивные (связаны с вовлечением в производство дополнительных ресурсов – труд-х, матер-х, фин-х), интенсивные (связаны с более полным использованием имеющегося потенциала, экономией живого и овеществленного труда);
    По уровню затратоемкости освоения: 1) за счет сокращения потерь сырья; 2) внедрение достижений науки; 3) реконструкция и техническое перевооружение производства.
    По способам выявления: явные (их легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности: условные и безусловные) и скрытые (связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта, к-е не предусмотрены планом);
    С точки зрения основных элементов процесса производства: с использованием трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда;
    По конечным результатам, на к-е эти резервы воздействуют: повышения V продукции, снижения себестоимости, укрепления финансового состояния предприятия, повышения уровня рентабельности и т.д.
 
   15. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции.
   От  V, ассортимента и качества выпущенной и реализованной продукции зависят себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность предприятия и др показатели, хар-е эффективность производства. При анализе формирования и выполнения производственной программы необх-мо дать оценку перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. При рыночных отношениях объектом анализа является не просто V пр-ва, а получ. заказа на произведенную продукцию.
   На  первом этапе анализа необходимо проверить увязку плана реализации с планом выпуска продукции и  остатками нереализованной продукции, а так же обеспеченность планового  V реализации договорами с покупателями. Основная задача – анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Реализуется путем решения след. задач:
    Оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции.
    Проверка сбалансированности и оптимальности планов производства и реализации продукции.
    Выявление влияния факторов на показатели объема произведенной и реализованной продукции.
    Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема выпускаемой и реализованной продукции, разработка мероприятий их мобилизации.
   Источники информации: Форма 1П (Отчет о произв. продукции и выполн-х работах и услугах пром. хар-ра), Форма 1МП (Отчет о фин.-хоз. деят-ти субъекта малого предпр-тва); Раздел 9 (V производства прод по видам деят-ти); Раздел 10 (произв-во прод. в натуральном выражении); Форма 2 (Отчет о прибылях и убытках).
 

    16. Общая хар-ка  выполнения плана  и динамики производства  и реализации продукции
   На  первом этапе анализа производится оценка плана и динамики показателей  производства и реализации продукции. При оценке степени выполнения плана рассчитывается % выполнения плана и отклонения от него. При анализе динамики произведенной и реализованной продукции определяются такие показатели, как: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютный размер 1% прироста. Абсолютный прирост (?Р) – на сколько увеличился объем производства по сравнению с прошлым периодом: ?Р = Р1 – Р0; Темп роста: tp = (t1/t0)*100 (в %); Темп прироста – отношение абсолютного прироста за данный период к абсолютному уровню предш. периода: tpr = (P1 – P0)/P0 *100% или tpr = ?P/P0*100%; Абсолютный размер 1% прироста – частное от деления абсолютного прироста на его темп (%):  1% = ?Рр /tpr. 

   17. Анализ ассортимента  и структуры выпускаемой  продукции. 
   Ассортимент – перечень выпускаемых предприятием изделий с указанием артикула размера и т.д. Развернутый ассортимент отражается в договорах между показателями и поставщиками. % выполнения плана по ассортименту рассчитывается путем отношения продукции, зачтенной в выполнении плана по ассортименту к плановому объему продукции: %АСС = (?Пасiп)*100%. В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции, но не выше запланированного.
   Анализ  ассортимента вып-й  прод.
   Ассортимент выпущенной продукции    Выпуск  продукции    Отклонение  от плана    Засчитывается в выполнение плана по ассортименту
   План    Отчет    Больше    Меньше
 
   Структура продукции –  соотношение отдельных ее видов в общем объеме выпускаемой прод. Выполнить план по структуре означает сохранить в фактич-м объеме вып-й прод. запланированное соотношение отдельных ее видов. Т.к. материалоемкость, трудоемкость, рентабельность отдельных видов продукции различны, изменение структуры выпускаемой продукции оказывает влияние на такие показатели, как себестоимость прибыль, объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
   % выполнения плана по структуре  определяется путем отношения  выпуска продукции, зачтенного  в выполнение плана по структуре,  к фактическому объему выпускаемой  продукции. В выполнение плана по структуре засчитывается фактический выпуск при фактической структуре, но не выше фактического выпуска при плановой структуре. Фактический выпуск при плановой структуре определяется путем умножения фактического выпуска продукции (всего) на плановый уд-й вес каждого вида продукции.
   Анализ  стр-ры вып-й прод.
   Виды  продукции Выпуск  продукции Структура продукции Фактич-й вып. при плановой структуре Засчит-ся в выполн-е плана по ассортименту
   План    Отчет    План    Отчет
 
    
   18. Анализ качества  продукции и ритмичности производства.
   При анализе качества продукции изучаются  обобщающие и частные показатели качества.
   Обобщающие  показатели: 1) удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме ее реализации; 2) количество поступивших рекломаций (претензий); 3) стоимость и удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме ее реализации. Частные показатели качества характеризуют специфические свойства изделий ( производительность, мощность, сортность).
   При анализе показатели кач-ва отчетного  пер. сравн-ся с пок-ми кач-ва за пред-й период.
   Анализ  качества по данным претензий.
Вид продукции Фактически  выпущено продукции Кол-во пр-ции, по кот приняты претензии Уд вес  изделий, по к-й приняты претензии в общ. выпуске
 Пред  год Отч год Пред год Отч год Пред год Отч год Откл-е
   Для определения влияния изменения сортности прод. на V вып-й прод. в стоимостном измерении необх-мо разницу в средней цене выпущенной прод (фактич и запланированной) умножить на фактич выпуск прод. в натуральном выр-нии. Следует различать понятия равномерный и ритмичный выпуск прод. Равномерн. вып. – выпуск прод равными долями за одинаковые промежутки вр. Ритмичн. вып. – точное соблюдение плановых графиков производства (ежедневн, месячных). При ан. ритмичности произв-ва опр-ют коэф-т ритмичности: Критм = V, зачт-й в вып-е ритмичности / план-й V продукции.
   Анализ  ритмичности сдачи  продукции по кварталам
   Кварталы    Первый    Второй    Третий
   План    Факт    План    Факт    План    Факт
   Засчитывается в выполнение плана ритмичности  фактический выпуск, но не выше запланированного. Число аритмичности – сумма отклонений по модулю.
 

    19. Анализ реализации продукции и выполнение договорных обязательств. Вся производственная продукция промышленного предприятия предназначена для реализации, однако выпущенная продукция не равна реализованной, т.к. часть ее может оставаться на складе или быть отгружена, но не оплачена. Объем отгруженной продукции = остатки ГП на складе на начальный период + объем выпущенной продукции – остатки ГП на складе на конец периода.
   Объем реализованной продукции = остатки товаров  отгруженных, но не оплаченных на начальный период + объем отгруженной  продукции – остатки  товаров отгруженных, но не оплаченных на конец периода.
   Виды  остатков товаров  отгруженных, но не оплаченных: 1) остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не поступил; 2) остатки товаров отгруженных , не оплаченных в срок покупателями; 3) остатки товаров отгруженных находятся на ответственном хранении у покупателей.
   Т.о., на изменение объема реализованной продукции оказывают вл-е след-е факторы: 1) изменение объема выпущенной продукции; 2) изменение остатков ГП на складе на начало и конец периода; 3) изменение остатков товаров отгруженных, но не оплаченных на начало и конец отчетного периода.
   Анализ  факторов изменения объема реализованной продукции
Показатели  в отпускных ценах предприятия, принятых в плане По плану По отчету Влияние факторов на объем реализации (+,-)
1. Остаток  готовой прод. на нач. года      
2. Выпуск  прод.      
3. Остаток  готовой прод. на кон. года      
4. Отгр. прод. за год (стр 1+стр 2-стр 3)      
5. Остаток  товаров отгруж.
    На  н.г.
    На  к.г.
     
6. Различн.  списания прод. кроме реал.      
7. Реал-я  прод. за год (стр 4+стр 5.1-стр  5.2-стр 6)      
   Большое значение при анализе реализации продукции имеет определение степени выполнения плана по поставкам. % выполнения плана по объему реализации продукции с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам определяется след образом: (Р’/P0)*100% = (P0 – H)/P0*100% , где P’- объем реализации фактический с учетом выполнения договорных обязательств; Р0 – плановый объем реализации; Н – недопоставка продукции по договорным обязательствам.
   При оценке выполнения договорных обязательств определяется недопоставка продукции  по каждому договору. В процессе дальнейшего алгоритма изучается степень выполнения договорных обязательств по срокам и отдельным показателям, а также выявляются причины невыполнения обязательств. 

   20. Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
   Основные  направления увеличения объема произведенной продукции являются:
   1) рост объема производства за  счет улучшения использования  труда: а) создание дополнительных  рабочих мест; б) ликвидация потерь  рабочего времени; в) повышение  ПТ; г) улучшение структуры кадров, повышение их квалификации;
   2) рост объем производства за счет улучшения использования средств труда: а) укомплектование новых рабочих мест оборудованием; б) ликвидация потерь времени работы оборудования; в) повышение производительности: г) улучшение структуры ОС;
   3) рост объема производства за счет улучшения использования предметов труда: а) снижение норм расхода материальных ресурсов; б) внедрение новых видов материала (более дешевых).
   Резервы увеличения объема реализованной  продукции: 1) увеличение объема выпущенной продукции; 2) сокращение остатков ГП на складе; 3) снижение сверхплановых остатков товаров отгруженных, но не оплаченных.
   Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем 3 группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по 1-ой из групп не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. Разность между максимальными и минимальными результатами – перспективный резерв, для использования которого необходимо продолжать поиск резервов по другим ресурсам.
 

    21. Значение, задачи  и источники информации  анализа затрат  на производство  и себестоимость  продукции.
   Одним из основных факторов формирования прибыли  является себестоимость реализованной  продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при  прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Её показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
   Себестоимость является главным ценообразующим фактором. Выживание субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции.
   Себестоимость представляет собой обособленную часть стоимости и выражает текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Достоинством этого показателя является его комплексность, которая заключена в том, что величина себестоимости находится в непосредственной зависимости от эффективности использования всех ресурсов и рациональной организации производства.
   Задачи  анализа:
    изучение состава и структуры затрат на производство
    выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции
    изучение изменения уровня затрат по сравнению с планом и предыдущим годом как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости
    оценка соблюдения действующего законодательства
    установление и количественное измерение факторов, повлиявших на изменение затрат, по каждой статье себестоимости
    определение вклада каждого подразделения в общие результаты, достигнутые предприятием по снижению себестоимости.
   Источники информации:
   Форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции» (для гос. предприятий); Форма 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной  деятельности субъекта малого предпринимательства»; данные раздела 2 журнала-ордера №10 «Расчет  затрат на производство по экономическим элементам». 

   22. Анализ общей суммы  затрат на производство.
   Одним из этапов углубленного анализа себестоимости  продукции является изучение состава и структуры затрат на производство в разрезе отдельных элементов затрат. Производственные затраты группируются в бух. учете по 2-м направлениям: по экономическим элементам и статьям калькуляции.
   Группировка затрат по экономическим элементам является единой для предприятий всех отраслей и форм собственности. Она дана в «Основных положения по составу затрат» и представляет собой 5 элементов: 1. материальные затраты 2. затраты на оплату труда 3. отчисления на социальные нужды. 4. амортизация 5. прочие расходы. Группировка позволяет осуществлять контроль формирования структуры затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и овеществленного труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости оборотных средств и других расчетов отраслевого и общехозяйственного уровня.
   Изучение  состава затрат позволяет определить из чего они складываются, анализ структуры  позволяет дать возможность установить тип производства, дать оценку рациональности структуры затрат, а также сделать  вывод о необходимости и возможности её изменения с целью изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.
   Анализ  затрат по элементам производится путем  сравнения удельных весов отдельных  элементов затрат в общей сумме  затрат на производство. Сопоставление  удельных весов элементов затрат, а не абсолютных сумм обусловлено тем, что затраты как за отчетный период, так и за предыдущий период отражаются в отчетности в расчете на соответствующий объем продукции, поэтому являются несопоставимыми. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости или фондоемкости производства.  

 

    23. Анализ затрат  на 1 рубль продукции.
   В качестве обобщающего показателя себестоимости продукции анализируют затраты на 1 рубль произведенной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции и определяется путем деления себестоимости произведенной продукции на стоимость этой же продукции в действующих ценах (себестоимость/объем реализации). Показатель обладает рядом достоинств:
    он универсален, т.к. при его расчете охватывается вся продукция предприятия.
    данный показатель (с допустимой мерой условности) позволяет сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях
    в большой мере данный показатель увязан с показателем прибыли (обратная связь).
   На  изменение затрат на рубль продукции  оказывают влияние следующие  факторы первого порядка: изменение структуры продукции; изменение уровня затрат на отдельные изделия; изменение цен на материалы, тарифов на электроэнергию и перевозки; изменение цен на продукцию.
   В свою очередь на изменение уровня затрат на отдельные виды изделий оказывают влияние следующие факторы: изменение уровня прямых трудовых затрат; изменение уровня прямых материальных затрат; изменение уровня комплексных статей себестоимости. На изменение цен на материалы: изменение цен и тарифов в установленном порядке; изменение договорных цен; изменение уровня транспортно-заготовительных расходов. На изменение цен на продукцию: изменение оптовых цен в установленном порядке; изменение качества продукции; изменение договорных цен.
   Расчет  факторов первого порядка производится при помощи приема «цепных подстановок». (А000*D0; А’=В10*D0; А”=В11*D0; А111*D1; ?А(B)=А’-A0, ?A(C)=A”-A’, ?A(D)=A1-A”.) 

   24. Анализ прямых  затрат в себестоимости  продукции.
   К прямым затратам себестоимости продукции  относятся прямые материальные и  прямые трудовые затраты. Прямые материальные затраты включают: сырьё и материалы (за вычетом возвратных отходов), комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели. На изменение величины прямых материальных затрат оказывают влияние следующие факторы первого порядка: изменение объема продукции, изменение структуры продукции, изменение уровня материальных затрат на отдельные изделия. В свою очередь на изменение уровня материальных затрат оказывают влияние: изменение и отклонение от норм расхода материалов, изменение цен, замена материальных ресурсов. Расчет факторов первого порядка производится при помощи приема «цепных подстановок». Для этого необходимо 4 подстановки: прямые материальные затраты по плану (М0); прямые материальные затраты при плановых нормах, плановой структуре и фактическом выпуске (М’); прямые материальные затраты при плановых нормах на фактически выпущенную продукцию при её фактической структуре (М’’); фактические материальные затраты (М1). Отклонение от плана = М1- М0; в том числе за счет изменения объема выпущенной продукции = М’- М0; за счет изменения структуры продукции = М’’- М’; за счет изменения уровня затрат на отдельные изделия = М1 - М’’.
   Расчет  влияния факторов на величину прямых материальных затрат
Показатели 
 
 
 
 
 
 
По плану (М0) 
 
 
 
 
По плановым нормам на фактически выпущенную продукцию при плановой ее структуре (М `) По плановым нормам на фактически выпущенную продукцию  при фактической ее структуре (М ``) Фактически  М1 
 
 
 
 
 
Отклонение  от плана
Всего  
 
 
 
 
 
?М=
М10
В т.ч. за счет изменения
Объема  вып-й прод 
 
 
(V)=
М `0
Стр-ры прод 
 
 
 
(C)=
М `` `
Ур-ня затрат на отдельн изделия 
 
(У)=
М1 ```
А 1 4
 
   Гр 1 – из сметы затрат на пр-во; гр 2 – гр 1* % вып-я плана по V произв-ва; гр 3 – исп-я калькуляции отд-х изделий, пересчитываем плановые затраты на фактический выпуск каждого вида продукции и результаты суммируем; сводный расчет себестоимости прод.
   К прямым трудовым затратам относятся основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих. Факторами первого порядка являются: изменение объема продукции, изменение структуры продукции, изменение уровня прямых трудовых затрат на отдельные изделия, а на изменение уровня трудовых затрат оказывают влияние изменение норм времени на единицу продукции и изменение среднечасовой заработной платы производственных рабочих. Расчет факторов первого порядка производится приемом «цепных подстановок» аналогично расчету факторов первого порядка, влияющих на прямые материальные затраты.
 

    25. Анализ косвенных  расходов в себестоимости продукции.
   В отличие от прямых затрат косвенные  расходы связаны с производством  нескольких видов продукции и  относятся на объекты калькулирования  путем распределения соответственно определенной базы. Комплексные статьи себестоимости включают косвенные расходы различного экономического характера и назначения. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; затраты, связанные с организацией и обслуживанием производства и управлением предприятием в целом представлены комплексными статьями: общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Расходы, связанные с реализацией продукции отражаются по статье расходы на реализацию.
   При анализе косвенных расходов изучается  их доля в полной себестоимости выпущенной продукции, а также производится сравнение фактической величины расходов в расчете на рубль продукции с плановой величиной и с показателем предыдущего года. Изучение динамики расходов имеет значение для проверки обоснованности роста или снижения отдельных видов расходов. Запланированное изменение их сумм должно вытекать из предусмотренных изменений численности управленческого и обслуживающего персонал, их заработной платы, роста организационно-технического уровня производства.
   На  изменение комплексных статей себестоимости  оказывают влияние следующие факторы первого порядка: изменение объема продукции и изменение сметы затрат. А на изменение сметы затрат оказывают влияние изменение заработной платы (изменение численности работников, изменение средней заработной платы); изменение затрат материалов, топлива, энергии (изменение норм расхода, изменении цен, тарифов); изменение амортизации (изменение норм амортизации, изменение стоимости ОФ); изменение затрат на текущий ремонт, расходов на опыты, испытания (изменении объема работ, изменение стоимости работ); изменения по прочим статьям.
   Все косвенные расходы, включаемые в  комплексные статьи себестоимости, можно разделить на условно-переменные, размер которых, в той или иной степени, зависит от объема выпущенной продукции, и условно-постоянные.
   На  изменение величины условно-переменных расходов, оказывают влияние 2 фактора первого порядка: изменение объема выпущенной продукции и отклонение от сметы разных видов расходов. Расчет этих факторов производится приемом «цепных подстановок». Необходимо 3 подстановки: условно-переменные расходы по плану; условно-переменные расходы по плану на фактический объем продукции; условно-переменные расходы по отчету. Условно-переменные затраты по плану на фактический объем продукции рассчитывается путем умножения планового расхода на процент выполнения плана.
Статьи  условно-переменных расходов По плану 
По плану  на фактич-й V прод По отчету 
Отклонение  от плана
Всего гр3-гр1
В т.ч. за счет изм-я
V прод гр2-гр1
Сметы расх гр3-гр2
1 2 3 4
 
   Методика  анализа условно-постоянных расходов состоит, прежде всего, в сравнении их со сметой, а также в изучении динамики размера условно-постоянных расходов приходящихся на рубль произведенной продукции. При увеличении объема производства более высокими темпами, чем условно-постоянных расходов можно определить относительную экономию Э=(Р1/V1-P0/V0)*V1, где P0, Р1 - условно постоянные расходы по плану и по отчету, V0, V1 - объем выпущенной продукции по плану и по отчету. 

 

     26. Анализ (а-з) себестоимости  (сб-сть) единицы  продукции
    Сб-ть единицы продукции показывает затраты предприятия на пр-во и реализацию опред-го вида изделия в расчете на 1 натур-ую единицу.
    Для формирования устойчивого контингента  покуп-лей следует изыскивать резервы  снижения сб-сти конкретных изделий. Кроме того, результаты а-за сб-сти отд-х видов пр-ции широко используются в ценообразов. и для определения возможной величины прибыли предприятия. При большой номенклатуре выпускаемой прод-ции такой а-з следует проводить по важнейшим видам прод-ции, составл. наибольший уд. вес в общем V пр-ва, а также по изделиям, явл. убыточными. В кач-ве источника инфо. исполь-тся калькуляция отд-х изделий с расшифровкой к ним. А-з начинают с изуч. динамики сб-сти единицы пр-ции за ряд периодов. Далее сопоставляются факт. затраты с предусм. планами.
    На  изм-ие прямых матер. затрат в сб-сти единицы изделия оказ. влияние след. факторы:
    *изм.  норм. расхода материалов, *изм. цен на матер., *замена одних матер. другими, *изм. величины возвр-х отходов
Наименование  материалов По план. калькуляции Фактически
Кол-во, кг Цена, т.р. Сумма, т.р. Кол-во, кг Цена, т.р. Сумма, т.р.
А 1 2 3 4 5 6
1.материал  а            
2.матер.  б            
Итого        
Возвр. отходы        
Всего материалов     Итого-возвр.отх.     Итого-возвр.отх.
    Расчет  ф-ров, повлиявших на изм. сб-сти изделия А.
Факторы Расчет влияния  Размер влияния, т.р.
1.изм  кол-ва: а)мат. а,б)мат. б. (стр1[2]гр4–стр1[2]гр1)*стр1[2]гр2  
2.изм.цены: -//- (стр1[2]гр5–стр1[2]гр2)*стр1[2]гр4  
3. изм  стоим. возвр. отходов -1*(стр4гр6–стр4гр3)  
4.замена  мат-ла    
Итого    
    На  изм. осн. з\п произв-х рабочих  в сб-сти изд-лия А оказыв. влияние 2 ф-ра:
    1)изменение  трудоемк. изготовления изд. А 2)измен. средн. оплаты 1 часа.
    Их  расчет пр-тся при пом. приема абсолютных разниц
    ?З(т)=(Т1-Т0)*Ч0         
    ?З(ч)=(Ч1-Ч0)*Т1
    ?З=З1-З0
    Косвенные расходы в сб-сти ед. пр-ции могут отклоняться от планов. величины вследствие измен-ия V произв-ой пр-ции и отклонения от сметы по отд. статьям затрат. Расчет названых затрат произв-тся с пом. метода цепных подстановок.
    Анализ  влияния факторов на изменение комплексных  расходов в себ-ти издя
Пок-ли По плану При план. расходе и факт. кол-ве Факт. Отклонения
Всего В т.числ. за счет изм.
Кол-ва изд. Сметы затрат
А 1 2 3            4 5 6
Общепроизв                  гр3-гр1            гр2-гр1            гр3-гр2
Общехоз       гр3-гр1 гр2-гр1 гр3-гр2
 
 

    27. Анализ резервов снижения с/с продукции.
   Резервы v с/с – это количественно измеримые возможности экономии затрат живого и овеществленного труда. Для выявления резервов v с/с продукции м/б использован метод «сравнения». В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве базы могут выступать уровни использования отдельных производственных ресурсов: 1) базовый уровень; 2) фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; 3) фактически достигнутый средний уровень на передовых предприятиях заруб. стран.
   Основными источниками резервов v с/с явл-ся: а) увелич. V производства продукции за счет более эффект-го использования производств. мощности предприятия; б)сокращение затрат за счет повышения уровня ПТ, экономного использ-ия сырья, материалов, топлива, электроэнергии; в)сокращение непроизводит-ых расходов, производст-го брака.
   Резервы увеличения произв-ва продукции выявляются в процессе анализа выполнения произв-ой программы. При увелич. V произв-ва возрастают только прямые переменные затраты (материальные затраты, з/п произв-ых рабочих). Сумма же постоянных расходов не меняется и в результате v с/с.
   Резервы сокращения затрат устанавливаются  по каждой статье расходов за счет конкретных орг.-технич. мероприятий. Основные резервы v затрат на оплату труда: 1) сокращение излишней численности работников; 2) ликвидация непроизводит-ых выплат; 3) v ТЁ продукции за счет внедрения мероприятий НТП.
   Экономию  затрат на оплату труда в рез-те внедрения мероприятий можно рассчитать умножив разность между ТЁ изделий до внедрения и после внедрения соответст-их мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты тр. и на кол-во планируемых к выпуску изделий (РЗ/П=(Т1(ПОСЛЕ ВНЕДРЕН)0(ДО ВНЕДРЕНИЯ))*О00). Сумма экономии увеличивается на % отчислений в ФЗП, включаемых в с\с продукции.
   Резерв  экономии з/п за счет сокращения излишней числен-сти работников можно определить умножив сокращаемую числен-сть работников на их средн. з/п.
   Резерв  v матер-ых затрат вследствие внедрения орг.-технич. мероприятий рассчит-ся след. образом: Эм= . Где, N0,N1-соответ-но нормы расходов матер. ресурсов до внедрен. и после внедрен. мероприят. НТП; Цi-цена матер. рес. для призв-ва единицы продукции j-го вида; Кj-кол-во изделий с момента внедрен. мероприят. и до конца года; m-кол-во видов продукции; n-кол-во видов матер. рес. для произв-ва продукции j-го вида.
   Резерв  сокращения расходов на содержание ОС за счет реализации, передачи в долгосрочн. аренду и списания ненужных ОС определ-ся путем умножения первонач-ой их стоим-сти на норму амортизации.
   Резервы экономии косвенных  расходов выявл-ся на основе их факторного анализа по каждой статье расходов за счет сокращения аппарата управл-ия, экономного использ-ия средств на командировки, сокращен. потерь от порчи матер-ов и готовой продукции. 

   28.Задачи  и информ. обеспечение  а-за труд. ресурсов (ТР) предпр-тия.
   В условиях рыночн. экономики вопросы, связ. с использов. ТР приобретают чрезвыч. важное значение.
   Задачи  а-за:
   1) дать оценку соответствия кол-го и кач-го состава персонала предприятия V-му и хар-теру выполняемых работ;
   2) исследовать состав и структуру персонала предприятия;
   3) проанализировать движение ТР и выявить причины текучести кадров;
   4) изучить пок-ли, характ-щие использование раб. времени;
   5) проанализировать пок-ли эффективности использов. ТР;
   6) выявить резервы роста производительности труда.
   Источники информ.:
   *статистич.  формы отчетности -
   -форма  №1-Т «отчет по труду»(за год);
   -форма  №1-труд «отчет по труду и  движению работников» (за месяц);
   -форма  №4-труд «отчет об использ.  раб времени» (полугодовая);
   -форма  №6-Т (кадры) «отчет о численности,  составе и професс. обслуживании  кадров».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.