На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность социального менеджмента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Понятие социального  менеджмента.
Теория и  практика современного менеджмента  формируется в быстро еняющемся  социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения  давно стали нормой поведения  государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов  и социальных групп.
В социальном управлении осознан факт: высокое  качество жизни населения — не только цель обще твенного развития, но и современный механизм получения  высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экон мических проблем. В сегодняшней управ  енческой практике задаются социальные приоритеты, разра атываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).
Социальная  сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера  — специалиста в этой области. В структуре отраслей научных  знаний важное место принадлежит  социальному менеджменту.
Социальный  менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теор тические и практические навыки, позволяющие эффективно возде ствовать на социальные процессы, влиять на создание благ приятной для человека социальной среды, прое тировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное испо ьзование самого богатого и неогра иченного из всех ресурсов —- человеческого.
Основная  задача, которую решает социальный менеджмент, — это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуще твляющими сознательное воздействие  на объект управления. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для  достижения поставленных целей.
Объектом  социального менеджмента являются общественные отношения и соотв тствующие им процессы.
Становление и развитие социального менеджмента  связано с тем, что в современных  условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как  личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.
К их числу  следует отнести:
а)  происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биоло ического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним из- менение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);
б)  резко растущая социальная диффе енциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения; 

в)  быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;
г)  расто ительный режим расходования невоз бновимых природных ресурсов, неучет в деятельности совр менников интересов будущих поколений людей.
В результате возрастает противоречие между личностью  и обществом — одна из коренных причин разбаланси ованности мира, таящая в себе возможности нарастающих  социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет  к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является в конечном счете причиной антис циального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.
Причинами разбаланси ованности социального пространства являются также:
•  неразвитость экон мических структур, окружающих человека;
•  нарушение социальных приоритетов, неаде ватность средств социальной защиты;
•  характер политической организации общества, поли ического режима, неспособного обеспечить демок атические методы решения общественных проблем;
•  низкий духовный потенциал, недо таточная управ енческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функци нирования общества.
Остановимся более подробно на последнем вопросе. Под влиянием социального менеджмента  формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают  рациональное начало, знания, современные  концепции, научное проек ирование и программирование, матем тическое и социальное моделирование. Эти  методы научного управления направляются на более полнее испо ьзование социальных ресурсов, «чело еческого фактора».
Формирование  управ енческих знаний, управ енческих концепций, проектов и программ перестает  быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных  сообществ, быстро развивается муни ипальный менеджмент. Последний затронул прежде всего органы местного самоуправления, муни ипальные образования, где коренным образом изменил качество взаим отношений между жителями территорий, пром шленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. Произошли качественные преоб азования в культуре управляющих-менеджеров, которые в массе своей становятся профе сионалами и способны осуществлять эффективное воздействие на темпы социально-эконо ического развития территорий. Увел чивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муни ипальный менеджер, нанятый по квнтракту и несущий ответ твенность за управ енческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпр нимателем в сфере управления. Так формируется предприни ательская культура нового типа — менеджеральная.
В кризисных  ситуациях, в период моде ирования общества и его переходных состояний неизбежно  возрастает роль страт гических поисковых  усилий выхода из кризиса, обеспечения  прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение страт  гических и тактических задач, поступ тельность их достижения.
Социальный  проект представляет собой такую разн видность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоор инированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и испо ьзования социальных нормативов. Словом, проект харак еризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управ енческого (технологического) обеспечения.
Следует сказать, что реализации социальных решений, социальных программ в последние  десятилетия уделялось недо таточное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомп тентность субъектов  управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных решений — от выработки  до реализации. Другая — сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к орган зационным сторонам управления, которые в условиях командно-бюрок атической системы нередко сводились к жестоким неком етентным регла-ментациям, инструкциям, много исленным проверкам и т.п.
В теорию и  практику современного социального  управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В  американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам  и выск зывается неудовлет оренность  американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).
В понятие  «результат» на Западе все в большей  мере включаются человеческий фактор, развитое мышление, творческие возможности, развитие организации, самоуправления, укрепление межл чностных контактов  и, что особенно важно, отраб тывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий  для свободного развития человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стиму ирование труда не декретами, инструкциями, а  самим трудом, его творческим содержанием, мате иальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему  вплетаются общече овеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.
Внедряемые  на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управ енческих и орган зационных средств  обеспечивают его достижения, имеют  техно огическую проработку, которая  включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагнос ированием логически следует необ одимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.
Таким образом, речь идет о необ одимости более  эффективного управления социальными  процессами, социальной сферой и социальными  ресурсами с помощью современных  методов.
В настоящее  время разра атывается теория и практика социального менеджмента. В русле сказанного само управление предс авляется все в большей мере наукой о законах и закон мерностях социализации, включения социальных субъектов (человека, группы, общности, народа, государства, нации) в ценности мировой культуры, освоения этих ценностей в различных видах деятельности с целью развития индив дуального и социального интеллекта, создания благ приятных условий жизни в условиях равновесия человека и природы, сбаланси ованности социального и природного пространства.
Это конструктивное, творческое, инно ационное управление выполняет теоретико-позна ательную и созидательно-прео разующую функции  в их органической связи. Первая функция  реализуется с помощью информатизации, вторая — технологиза-ции социального  пространства. Следуя этой логике, технологиза-ция  социального пространства — главная  функция социального менеджмента  и ее основной метод познания и  преоб азования социальной действительности.
В основе техно  огизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни. По существу, сегодня необходима современная теория управления, которой пока нет. Об этом свиде ельствуют научные дискуссии в данной области, низкий уровень упра ляемости социальными процессами, особенно в стадии их проек ирования и технологизации.
Разработка  социальных моделей, программ и адекватных им технологий — это прерогатива  гуманитарных наук, но роль их в инфор  атизации и техно огизации социального  пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих функций  — аналитической, информационной, технологической, экспертной. Общес воведение чрезмерно  идеоло изировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборе путей обще твенного развития.
Перед обществом  стоит задача огромной значимости —  убрать все бюрок атические фильтры  на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку  в цивил зованный механизм выработки  и реализации отве ственных решений, политики, максимально исключить  поли иканский диктат в интелл ктуальной  сфере и сложившийся в коридорах  власти стереотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.
Конечно, этот тезис не избавляет науку от справедливых претензий со стороны общества, субъектов  управления. В самой науке сложился существенный разрыв между наличием определенных идей и него овностью их к внедрению, недов денностью  до конкретных методов, процедур, обесп  чивающих их воплощение в практику социального управления. Последнее  и является в большей мере функцией социального менеджмента.
Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инно ационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и пред казывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогн зируемый социальный результат, оказывать воздействие  на развитие сложных социальных систем.
Основные  принципы, задачи, категории и функции  соц. Менеджмента.
В окружающем нас мире можно выделить три его  составляющие, определяемые формами  движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из них протекают процессы развития, осуще твляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые  из этих факторов можно расс атривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биол гических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление  техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами  машин), т. е. управление вещами, изучается  в основном техническими науками.
Управление  в живой природе, называемое управлением  биоло ическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление  как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному  управлению. Эта область изучается  обще твенными (социальными) науками.
Наиболее  общие законы и принципы управления расс атривает наука кибернетика. В  соответствии с делением окружающего  нас мира на неживую природу, живую  природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биол гическую и социальную'.
В узком значении социальное управление определяется как  процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Объективная необ одимость управ енческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управ енческих работников входят научные работники, занимающиеся иссле  ованиями проблем социального управления, а также преподаватели, осуще  твляющие подготовку, переп дготовку и повышение квалификации управ  енческих кадров.
Необ одимость социального управления обусловлена прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необх димостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого чело еческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, суще твования и развития общества.
Ключевое  понятие управления — воздействие. Оно осуще твляется в технических  и биол гических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуще твляется в социальны» системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние2.
Основным  элементом управления является целеполагание.
Цело олагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта  на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Содержание  социального управления в основном, главном определяется качеством  целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в  поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и  полно выражены коренные потребности  и интересы всего общества, отдельных  социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Итак, уже  само целе олагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие  на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем  сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные  интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные). Именно поэтому многие ученые, занимающиеся управлением, считают сегодня главным  средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стиму ирования к деятельности (экономической, политической, социальной и т.п.).
Стимулы есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, мате иальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. пред тавления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Итак, стимулы  неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может  быть осознанной, то мотив активно  включает сферу сознания, идеальный  образ, что делает саму активность более  целесообразной, эффективной. Можно  поэтому сказать, что мотивация  к деятельности — это качественно  иной способ стиму ирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, напра ленность человека, «Я-концепцию» и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное испо ьзование чело еческого фактора, ресурса личности в управлении.
Теория мотивации  становится все более важным, хотя и не единственным средством управ  енческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: потенциал  творческой личности, сильную социальную организацию, интелл ктуальную собс венность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня  необходимо говорить о новой парадигме  управ енческой теории, которая все  в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления — творческой личности, колл ктивного преоб азующего интеллекта общества, а не только усредненных  органов и орган зационных  структур управления.
Именно  интелл ктуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотив рованных к управ енческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении обще твенными делами, обеспечивать упоря оченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления является включение в управ енческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода управ енческой элиты, облеченной доверием общества, профе сионально выполняющей его главную миссию — создание простора для развития, проявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудввых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоу равления и саморегулирования.
Поэтому управление — это особый вид профес иональной  деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой  средство поддержания целостности  любой сложной социальной системы, ее оптимального функци нирования и  развития.
Обычно считают, что управление возникло только в  результате разделения труда на умственный и физический, что привело к отделению управ енческой деятельности от исполнительной. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества стадо челове ообразных обезьян обнаруживает признаки управления, которое проявилось на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целес образного поведения. Такое бессо нательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессоз ательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.
Феномен управления тесно связан с понятием «социальная  организация». В течение многих веков  управление из бессо нательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения  в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.
Управ енческое воздействие осуще твляется в  процессе управ енческой деятельности. Последняя — одна из разно идностей человеческой деятельности вообще. «Всякая  деятельность человека субъективна, —  подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек  — субъект деятельности. Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. Объект — это то, с чем  человек взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической и духовной деятельности, что прео разуется человеком  в процессе этой деятельности»1.
Управ енческая деятельность призвана обслуживать  реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управ енческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным  познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целес образных поступков и действий человека в  сфере управления.
Управ енческая деятельность отличается интелл ктуальным  содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управ енческих решений, при- званных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень испо ьзования социальных ресурсов общества, а опос едованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы соверше ствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
Во многом управ енческая деятельность является информационной, потому что связана  с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и  прежде всего управ енческой информации. Существуют большие трудности в  получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для  управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании не является информацией. Информацией может быть только то, что хара теризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управ енческая деятельность предполагает поиск, отбор, переработку и анализ социальной информации, которая и лежит в основе целес образной управ енческой деятельности.
Это сложное  эмоционально-психо огическое явление  с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно принимает решения, осуществляет мыслительные и волевые операции анализа, оценки, контроль и т.д. Это  создает в социальных организациях особый социально-психо огический  микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип  поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управ енческой функции —  вот естественные компоненты, которые  присущи управ енческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые  таким органом управляющие воздействия  вряд ли могут пользоваться авторитетом  людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.
В процессе управ  енческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и  каждый человек вступают в управ енческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их решения.
Управ енческие отношения отличаются исклю ительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и  реализуются в деятельности субъектов  управления. Они определяются особ нностями социальной экон мической системы.
Орган зационные  отношения — необходимый элемент  механизма управления — имеют  свою внутреннюю структуру, в которой  выделяют отношения централизма  и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подра деляются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные отношения.
В процессе деятельности, которая реализуется в орган  зационных отношениях, имеет место  спец ализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления. Формальное построение органа по подра делениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для орган зационной деятельности, которая должна быть соотнесена с неформальной деят льностью (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управ енческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в орган заторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управ енческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психо огические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.
Помимо отношений  субординации типа «руководители -подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иера хическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, нацеленных на решение совместных задач руководства или исполнения.
Система управления подра деляется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассм триваться  как относительно самос оятельная  с присущими ей особенностями. Они  имеют много ровневую иера хическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.
В систему  управления, помимо объекта и субъекта орган зационных и управ енческих отношений и соотв тствующих видов деятельности, входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно класси ицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в напра ленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управ енческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.
Процесс целе олагания является определяющим условием эффе тивности всей системы управления. Существующая система управления функ ионально организуется (самоорганизуется) именно Для достижения определенных целей. Целе олагание всегда выполняет элемент прогн зирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.
Итак, основные задачи управления решает система управления. Конечным результатом ее функци нирования  являются принятие и реализация грамотного управ енческого решения, которое  всегда предс авляется интелл ктуальным  и психол гическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.
Теперь рассмотрим законы и принципы социального управления.
Законы социального  управления
Эти законы выражают внутренние, устойчивые черты, общие, существенные и необходимые особенности процесса управления. Они носят объективный  характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное испо ьзование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
Закон необходимого разнообразия
Суть этого  закона состоит в том, что управляющая  подсистема должна обладать достаточным  разн образием управляющих воздействий  и пропускной способностью для переработки  информации и выдачи управ енческих решений с тем, чтобы успешно  справиться со сложностью системы и  обеспечить ее функци нирование и  развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соотв тственно сложности объекта управления1. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Законспециализацииуправления
Управление  современными обще твенными делами ведет  к расчленению его функций, к  специ ическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.
Поэтому управление требует высокого профес ионализма  в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демог афической  и т.п. Субъект управления, осваивая различные области профес иональных знаний, интегрирует, объединяет многознание в принятых управ енческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграцииуправления
Этот закон  означает объединение в управлении различных специали ированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управ енческий процесс в рамках единого социального  организма — системы. В качестве инте рирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые  требуют поддержания нормальной жизнеде тельности и развития сложной социальной системы в  соответствии с постоянными изменениями  внутренней и внешней среды.
Закон экономии времени
Закон хара теризует эффе тивность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на его объект. Свое ременное решение любого вопроса в управлении оказывает поло ительное влияние  на конечный результат.
Закон приор  тетности социальных целей
Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и  развития, а постоянное повышение  качества жизни его членов, их благосостояния, улучшение социального самочувствия, непрерывное соверше ствование  образа жизни.
Осознание этого  закона привело цивил зованные страны к построению социального государства, социально-ориент рованного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и колич ственных хара теристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Такова критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе экономическое.
В конце XX в. изменилась парадигма обще твенного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозя ственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффе тивности экон мических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффе тивности производства.
Закон повышения  роли субъ ктивного и интелле туального  аспектов в управлении
Закон мерностью  управ енческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями  людей, склад вающимися в процессе управления, все они в той или  иной форме проходят через сознание людей, создаются и соверш нствуются  людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управ  енческих отношений двойственная —  объективно-субъективная1.
Никогда нельзя забывать, что управ енческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экон мическим базисом общества. В такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно в результате научно-технической и инфор ационной революций, управ енческие отношения сами обретают базисный характер. Они оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, во многом определяют темпы социального прогресса.
Следовательно, очень важно признать как неоспоримый  факт, что управление, будучи объективной  деят льностью разных субъектов управления (госуд рственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет  на себе печать субъе тивности в  виде общей и управ енческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики  традиций и исто ического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той  или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Поэтому, чем выше уровень управления отдельного лидера, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.
Закон доми ирования глобальной цели
Уровень субъе  тивности в управлении во многом зависит  от выбора, обоснования генеральной  цели общества. Закон доми ирования глобальной цели в развитии социальной системы является осново олагающим  для социального управления. Суть его заключается в том, что  каждая социальная система состоит  из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доми ировании генеральной цели над целями каждой подсистемы.
Современные тенденции в теории управления
В целом в  теории управления понятие «закономерность» обычно рассм тривается как перво  ачальная стадия форму ирования закона в начале его теоре ического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления предс авляется наименее исследованной. Необходимо более обст ятельное изучение законов обще твенного развития и  управления сложными системами, социального  и биологического, социального и  технического мира, инфор ационной среды, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закон мерностей — во многом дело будущего, но уже сегодня можно  сказать, что обеспечение сбаланс  рованного развития социального  и биологического, достижение гармо  ического развития социальной и природной  среды для предо вращения экол гической катастрофы — одна из важнейших закон мерностей социального управления.
Актуальной  является разработка доктрины социального  управления, что позволяет на деле осуществить системный характер управ енческого воздействия. Поэтому  разработка управ енческой доктрины и ее реализация являются унив рсальной закон мерностью современного социального управления.
Социальная  доктрина
Доктрина  социальная — разн видность глобальной технологии, которая определяет место  социальной системы в геопо итическом  пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов  той или иной нации, содержит механизмы  их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является осново олагающей для  определения страт гических целей  социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки  любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экон мической ситуации, трезвую оценку прошлого исто ического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геопол тического пространства.
На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соотв тствующие перс ективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовл творения которых в первую очередь зависят национальная безопасность данной страны и возможность суще твования наци нального государства; в-третьих, определяет те перво чередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения страт гических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолж тельности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, т.е. для повышения качества жизни своих граждан и достижения устойчивого развития общества.
Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества (ноосфер-ной) как теор тической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие пред тавления о социальной сфере, социальных целях общества и принц пиальных механизмах ее реализации.
Логика построения социальной доктрины включает несколько  этапов:
1)  определение границ социальной сферы, которая является объектом управ енческих воздействий;
2)  оценка проблемной ситуации в этой области;
3)  раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;
4)  выявление принц пиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руков дствуются при разработке концепции устойчивого развития.
Таким образом, речь идет об утверждении новой общественной формации (ноосферно-корпоративной), которая  исстари складывалась на территории России и сегодня может стать  основой национальной и госуд  рственной идеологии, способной  вывести Россию из системного кризиса1.
Корпоративизм
Общим вектором реализации современной социальной доктрины российского общества и  пути ее реализации является корпоративизм.
Само слово  «корпоративизм» происходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В  литературе корпорация преим щественно до сих пор была известна как экономическая, т.е. такой вид взаим действия людей, который харак еризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корп ративной собс венности как одной из ведущих ее форм корпорация все в большей мере рассм тривается не только как определенный тип экон мической и социальной организации со своими нормами, специ ическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сорас оряжения корп ративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корп ративизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение. Не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозя ственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совл дельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях, и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
Ясно, что  в основу современной доктрины социального  управления в России должна быть положена не либерально-рыночная, а ноосферно-корп ративная парадигма обще твенного развития.
С нашей точки  зрения, именно корп ративизм является методологией современного социального управления, именно он определяет механизм достижения социальных целей, возрождения и последующего развития России. Пока социальные цели нашей Конституции только декл рируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корп ративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой обще твенного развития. На его принципах разра атывались и реали овывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корп ративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является межд народной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части человечества.
Важным, во многом определяющим законом обще твенного развития является выработка и осущ ствление социальной политики как главного механизма реализации принципов  социального государства, «социально огра иченного рынка». Эта социальная политика разра атывается и реализуется  только на основе общей доктрины развития общества. Корп ративизм является сегодня Тем социально-экон мическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.
Закон деле ирования функций управления органам самоуправления
Одним из важнейших  законов современного социального  управления является деле ирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самод ятельной активности по управлению обще твенными делами, всемерное разв ртывание сил саморег лирования и саморазвития.
На наш  взгляд, корп ративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декл рировать эти цели, а реал зовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муни ипальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муни ипальные образования. Последние при корп ративном хозяй твовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник  территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоу  равление — основа развития муни ипальных образований. Население городов  и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и неком ерческих организаций.
Совершенно  очевидно, что до достижения этих целей  во всем мире еще очень далеко. В  России, например, доходы населения  крайне низкие (до 80 % бюджета семьи  составляют расходы на питание), условия  жизни не соот етствуют современному уровню цивил зованного развития. У подр стающего поколения нет благ приятной «стартовой площадки» для жизни. Собс венность большей части населения сведена к наличию привати ированной квартиры.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: теория и  практика социального управления пока крайне несовершенны, его закон мерности не познаны и повсеместно нарушаются.
Принципы  социального управления
Система социального  управления должна быть целостной, что  обусловлено культурными, поли ическими и эконо ическими факторами обще твенного развития. Это проявляется  в нера рывности отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального  управления со всеми его сост вляющими частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления.
Между управляемой  и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предп лагающая рациональные отношения  внутри них с целью обеспечения  наиболее эффективного функци нирования  этих подсистем. Уровень цент ализации управления меняется в процессе обще твенного развития, и это изменение  является законом социального управления. Для каждого этапа обще твенного развития должен быть свой оптимальный  уровень цент ализации (децентрализации).
Различные слои населения должны принимать участие  в социальном управлении, повышении  его эффективности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовл творения потребностей населения.
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руков дствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой  результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных  фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления —  это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений  управления. Взаимосвязь принципов, законов и закон мерностей  можно представить в такой  последовательности: законы социального  развития, социальные законы соотве ствующего  периода (этапа) социального развития, законы и закон мерности социального  управления. При этом важное различие между принципами и методами социального  управления состоит в том, что  принципы управления не выбирают —  им следуют.
Основными принципами социального управления являются:
•  единоначалие в принятии решений и колле иальность при их обсуждении;
•  единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
•  сочетание отраслевого и террит риального управления, приор тетность в достижении страт гических целей, научность социального управления;
•  прогн зирование результатов социального управления;
•  мотивация (стимулирование) труда;
•  ответ твенность за результаты социального управления;
•  рациональная кадровая политика (подбор, подготовка, расстановка, испо ьзование кадров);
•  экон мичность и эффе тивность управления;
•  системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
•  иера хичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
•  необ одимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
•  обяза ельность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
•  сочетание единоначалия и коллегиальности;
•  ситуационное управление по прогн зированию возмущений;
•  программно-целевое обеспечение;
•  деле ирование полномочий;
•  гуманизм и нравс венность в управлении;
•  гласность в принятии решения.
Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соотв тствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и терри ориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов  управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью  исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального  управления. Принципы управления позволяют  формировать систему методов  управления, формы и методы испо ьзования этих принципов на различных  этапах социального развития могут  и должны быть различными.
 
 
 
 
 

Методы соц. менеджмента
Реализация  расс отренных ранее законов и  принципов управления осуще твляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и  способов воздейсШия на управляемый  объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод»  греческого прои хождения (methodos — способ достижения какой-либо цели). Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и орган  зационную форму. Напра ленность методов управления выражает их ориенти  ованность на конкретный объект управления. Содержание — это специфика приемов  и способов воздействия. Орган зационная  форма— специфика воздействия на реально сложившуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стим лирующих условий воздействия).
Можно выделить следующие методы управления:
•  личностно-психологические, испол зующиеся для формирования миро оззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;
социальные  и социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной активности людей;
•  экономические, обус овленные эконо ическими стимулами;
•  организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
•  самоу равление как разн видность саморег лирования социальной системы;
•  моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;
•  Методы глобального регулирования, ориен ированные на планетарно-космические масштабы управления.
Все методы можно  разделить на основные и комплексные. В основных методах четко выделяется содер ательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экон мических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации основных методов.
Любой метод  основан на познании объективных  закон мерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и чело еческого сознания, рефлексии, которые служат преоб азованию действ тельности на основе научной методологии, позволяющей оптим зировать сам  процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими.
Сегодня востребована новая парадигма управ енческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы  познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет  методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.
Управ енческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя  современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане  самосовершенствования, активно взаимод  йствовать с окружающим миром.
Для формирования современного мышления — созидательного, продуктивного, творческого, моде ирующего и способного обустроить мировое  сообщество на основе современных ценностей (добра, справ дливости и гармонии) — служит метод формирования целостного мышления. Кроме того, лидер управления должен осваивать разн образные знания: теоретические, технологические, инстру ентальные — посредством активных методов обучения (участия в «деловых играх», «мозговых штурмах»), позволяющих  анал зировать конкретные ситуации и  использовать частные методы, направленные на получение эффекта управ енческой деятельности в конкретном случае.
Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорга изующаяся  система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект  управления и как его объект, и  только затем он может выступать  как субъект управления по отношению  к «внешнему миру».
«Учитесь  властвовать собой», учитесь прежде орган зовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти  умения, можно говорить о возможности  изменения к лучшему окружающей действительности, иначе результат  деятельности может оказаться неожиданным: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Личностно-психо  огические методы
Таким образом, первыми и главными методами управления являются личностно-психо огические  методы образования, самообразования, самоо ганизации и самоконтроля управленца, где субъект является одновременно и объектом управления. К психо огическим методам  относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные  законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь  являются социальные психо огические  процессы на уровне народонаселения, произво  ственного коллектива или его  структурного звена, отдельного работника.
Социальные  и социально-психо огические методы Социальные методы управления связаны  способами достижения социальных целей  общества — не только экономическими, организационно-админис ративными  средствами мотивации чело еческого поведения, но и через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, прежде всего управляющих. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные. Но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закон мерностей они во многом определяют содер ательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экон мическим стиму ированием сегодня широко используется стиму ирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопри астности к делам фирмы и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.