Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления финансовых потоков на предприятии ООО «Астор ВЦ» и специфические особенности каждого вида финансовых ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
 

Введение

 
 
     Управление  финансами – важная составляющая часть успеха любого бизнеса. Если руководство  предприятия умеет четко отслеживать динамику доходов, расходов и другие ключевые финансовые показатели, то оно может принимать верные управленческие и финансовые решения, необходимые для роста бизнеса.
     В связи с постоянно меняющимся внешним макроэкономическим окружением, непрерывным внутренним оборотом финансовых ресурсов появляется необходимость изучения финансовых ресурсов организации в целях их правильного распределения для экономического роста компании и недопущения нехватки средств, чем и вызвана актуальность написания данной курсовой работы.
     Объект  исследования – финансовые потоки ООО «Астор ВЦ». Предмет исследования – рассмотрение схемы управления финансами в рамках финансовой службы ООО «Астор ВЦ».
     Цель  работы – определить основные направления  финансовых потоков на предприятии и выявить специфические особенности каждого вида финансовых ресурсов.
    Задачи, решаемые в работе:
     - охарактеризовать  сущность и  описать функций финансов фирмы;
     -  описать финансовые решения в отношении оборотных средств фирмы;
     - проанализировать управление финансовыми потоками в отношении источников средств фирмы;
     - дать организационно-экономическую  характеристику ООО «Астор ВЦ»;
     - проанализировать схему управления финансовыми потоками в ООО «Астор ВЦ»;
     - рассмотреть степень автоматизации работы финансовой службы исследуемого предприятия.
     В первой главе работы описаны теоретические  основы управления финансовыми потоками фирмы, а во второй главе – рассмотрена  специфика управления финансовыми  потоками на исследуемом предприятии.
     Для написания работы использовались периодические издания по исследуемой тематике, а также специализированная литература. 

 

Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми потоками фирмы

1.1. Сущность и функции  финансов фирмы

 
 
      Функционирование  любой фирмы предполагает ее взаимодействие с различными рынками, на которых фирма мобилизует требуемые ресурсы (факторы производства) и продают свою продукцию (услуги). В подавляющем большинстве случаев операции фирмы на любом рынке выражаются в терминах финансов, именно этим объясняется важность финансовых решений.
      Фирма, имея определенные производственные мощности, выходит со своей продукцией на рынок. При этом цена (определяется рынком через механизм спроса и предложения) и выпуск продукции (определяется емкостью рынка и производственной мощностью фирмы) формируют общую выручку. После покрытия общих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, выручка трансформируется в прибыль, часть которой изымается собственниками фирмы в виде дивидендов, а остальная часть реинвестируется в деятельность фирмы, то есть происходит наращивание источников средств (фондов). Имеющиеся в распоряжении фирмы фонды финансовых ресурсов используются ею на вложения в развитие материально-технической базы, исследования и разработки (например, модернизация техники и совершенствование технологии).
      Финансы как общеэкономическая категория  выполняют множество функций  как проявление своих свойств  и предназначений. В этих свойствах  проявляется сущность финансов как  одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса функционирования социально-экономической системы того или иного уровня. В приложении к предприятию основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (источниковая), доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная.
      Рассмотрим  каждую из перечисленных функций.
      Инвестиционно-распределительная  функция реализовывается на предприятии, исходя из требований экономической  целесообразности. Функция проявляется  в распределении ресурсов предприятия, исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются структурные подразделения предприятия и виды деятельности и виды активов.
      Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений  в наиболее общем виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большое внимание уделяется тому или иному подразделению, технологической линии и др. Основной критерий в данном случае – как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций.
      С позиции структуры активов распределительная функция финансов проявляется в стремлении оптимизировать актив баланса, например – размер денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы.
      Фондообразующая функция финансов реализуется в ходе оптимизации пассивной стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: это взносы собственников, кредиты, кредиторская задолженность, нераспределенная (реинвестируемая) прибыль. Вследствие того, что стоимость источников финансирования различна, возникает необходимость в выборе наиболее оптимального финансирования. Особенно актуален этот аспект при необходимости привлечения дополнительного финансирования.
      Суть  доходораспределительной функции  финансов заключается в следующем. Решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники. Они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем расширение деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов на вложенный капитал, а могут воздержаться от получения дивидендов в надежде, что инвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем.
      Смысл обеспечивающей функции финансов очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия, и во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. Иными словами, финансы предприятия обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли и дивидендов.
      Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как самим предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. С позиции собственников данная функция представлена в проведении регулярного внешнего аудита, со стороны государства – в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет, с позиции менеджмента организации – создание системы внутреннего аудита.
      Большинство охарактеризованных функций финансов реализуются в рамках финансового  менеджмента организации. Финансовая служба предприятия формируется, исходя из следующих основных принципов:
    Принцип экономической эффективности. Поскольку создание и функционирование системы управления финансами предприятия предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразна, в том смысле, что прямые расходы на ее содержание должны быть оправданы прямыми или косвенными доходами.
    Принцип финансового контроля. Деятельность всего предприятия, а также отдельных его подразделений и работников должны периодически контролироваться. Практика показывает, что наиболее эффективным является финансовый контроль, в частности, проведение аудита.
    Принцип финансового стимулирования. Этот принцип по сути тесно корреспондирует с принципом финансового контроля, а смысл его в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (например, штрафы за плохое качество продукции; доплата за выпуск большего объема; премии за увеличение продаж; премии по финансовым итогам работы предприятия в целом).
    Принцип материальной ответственности. Суть принципа: отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Основные формы материальной ответственности две – коллективная и индивидуальная. Индивидуальная означает, что конкретное материально ответственное лицо заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача материальных ценностей (их выбытие без сопровождающих документов), должна быть возмещена этим лицом. В случае коллективной ответственности за недостачу уже отвечает коллектив (бригада).
      Объект  системы управления финансами предприятия  представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: отношения, ресурсы, источники.
      Финансовые  отношения – это отношения  между различными субъектами, которые  влекут изменение в составе активов  и обязательств этих субъектов. Эти  отношения должны иметь документальное подтверждение (договора, акты, накладные  и др.)1.
      Вторым  элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы. Эти ресурсы представлены в активе баланса: материальные и нематериальные активы, финансовые вложения; запасы готовой продукции и сырья, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты. Задача финансового менеджмента – обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, не допустить неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
      Управление  источниками финансовых ресурсов –  одна из важнейших задач финансового  менеджера. Источники представлены в пассиве баланса предприятия. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость (например, плата за пользование кредитом, дивиденды на вложенный капитал), возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспектах.
      Таким образом, основную функцию финансового менеджмента можно представить как грамотное управление финансовыми потоками предприятия для оптимизации поступлений и расходований денежных средств с целью повышения прибыльности деятельности компании и повышения благосостояния собственников фирмы.

1.2. Финансовые решения  в отношении оборотных  средств фирмы

 
     Оборотные средства и политика в отношении  управления этими активами важны прежде всего с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности фирмы. Поскольку в большинстве случаев изменение оборотных активов сопровождается изменением краткосрочных обязательств (пассивов), оба объекта политики рассматриваются совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом, величина которого рассчитывается как разность оборотного капитала (СА) и краткосрочных обязательств (CL).
     Управление  чистым оборотным капиталом подразумевает  оптимизацию его величины, а также  соотношения и значений отдельных  факторов его изменения. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, его разумный рост рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения, например, если его рост был вызван ростом дебиторской задолженности.
     С позиции факторного анализа принято выделять такие факторные компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы (Inv), дебиторская задолженность (AR), денежные средства (CE), краткосрочные пассивы. Анализ основывается на следующей модели: 

     WC = CA - CL = Inv + AR + CE – CL     (1.1.) 

     Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия, которые в свою очередь включают сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы. Так как предприятие вкладывает свои денежные средства в образование материальных запасов, то издержи хранения последних связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания сырья и товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
     Дебиторская задолженность – еще один важный компонент оборотного капитала. Когда  одно предприятие продает товары другому, это не означает, что товары будут оплачены немедленно, как результат – образование задолженности покупателей перед предприятием. Одной из задач по управлению дебиторской задолженностью является определение риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
     Денежные  средства и их эквиваленты – наиболее ликвидная часть оборотного капитала. К денежным средствам относятся  деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К эквивалентам денежных средств относятся ликвидные краткосрочные финансовые вложения.
     Политика  управления оборотным капиталом  должна обеспечить компромисс между  риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач.
    Обеспечение платежеспособности. Предприятие, не имеющее достаточного уровня чистого оборотного капитала, может стать неплатежеспособным.
    Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено с позиции как оптимальной величины данного вида активов, так и оптимальной структуры оборотных средств в целом2.
     Суть  оптимизации размера запасов очевидна. На предприятиях существует производственный запас сырья, материалов, в то же время его можно не создавать, а покупать соответствующие материалы по мере необходимости. Существует как минимум две причины, почему этого не происходит – во-первых, предприятию приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров; во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае несвоевременной поставки сырья и материалов. Поэтому размер запасов асто значительно больше, чем потребность в них на текущий день.
     Проблемы  управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
    нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
    не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
    отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
    не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
    функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.
     Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:
    данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
    время просрочки платежа по каждому из счетов;
    размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
    кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
     Критический срок оплаты - дата, не позднее которой  должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту. Для того чтобы иметь возможность контролировать критический срок оплаты, нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также дату возникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторской задолженности считается дата перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т. д.
     В большинстве договоров на поставку товаров с рассрочкой платежа  критический срок оплаты определяется путем прибавления установленного количества дней к дате возникновения  дебиторской задолженности. Для  упрощения расчета критического срока оплаты можно порекомендовать выделить типичные для компании условия предоставления отсрочки платежа и реализовать возможность их учета в системе управления дебиторской задолженностью.
     При этом следует отметить, что в любой  компании могут возникать случаи, когда заключаются договоры, условия оплаты в которых отличаются от типовых. В этом случае очень важно не использовать в учете типовые условия, которые исказят отчетность по погашению дебиторской задолженности, а делить сумму счета, выставленного по этому договору, на такое количество составных сумм, по которому можно для каждой из них однозначно рассчитать критический срок оплаты.
     Используя данные о среднем времени просрочки  платежа по контрагентам и в целом  по компании по уже погашенным счетам можно значительно повысить точность планирования поступления денежных средств от дебиторов. Это упрощает процедуру построения бюджета движения денежных средств в части прогнозирования поступлений денежных средств. Мы рекомендуем для прогнозирования поступления платежей от покупателей использовать коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Коэффициент инкассации определяется как процент от общей суммы платежа в определенный интервал времени.
     Понедельный план поступления денежных средств (могут использоваться и другие интервалы  времени - декады, месяцы) строится в результате умножения полученных коэффициентов инкассации на запланированный объем продаж. На основании информации о поступлении денежных средств можно достаточно точно прогнозировать кассовые разрывы и планировать привлечение дополнительного финансирования3.
     При построении системы управления денежными  потоками важно оптимизировать соответствующие  бизнес-процессы, для чего необходимо определить:
     – состав ЦФО, по которым формируются  и контролируются бюджеты денежных средств;
     – участников процесса, то есть сотрудников  компании, выступающих в роли инициаторов  платежей, контролеров выполнения внутренних регламентов, акцептантов;
     – обязанности и полномочия каждого  участника бизнес-процесса, в частности  по определению платежных лимитов, и ответственных за принятие решений по тем или иным платежам;
     – временной график прохождения платежей, в частности установить сроки  и последовательность прохождения  заявок на оплату.
     В дальнейшем это позволит сократить  трудозатраты топ-менеджеров компании (генерального и финансового директоров) на контроль расходования средств. Если ранее им приходилось просматривать и подписывать каждую заявку на оплату, то теперь, когда суммы расходов утверждены в бюджетах, а порядок согласования платежей формализован, контроль за денежными потоками можно возложить на финансового менеджера. Соответственно финансовый (генеральный) директор будет согласовывать только ограниченное количество платежей, как правило сверхлимитных, крупных или нерегулярных. Например, сумму платежа за аренду офиса достаточно согласовать один раз при утверждении бюджета, оставив контроль самой процедуры проплаты и соответствия сумм бюджету за финансовым менеджером.
     Правильно выстроенные бизнес-процессы помогают решить еще одну актуальную задачу - свести к минимуму риск злоупотреблений со стороны сотрудников предприятия за счет разделения функций контроля выплат и их инициации. Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы (это может быть финансовый директор, финансовый менеджер) контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы
     Оптимизированные  бизнес-процессы управления денежными  потоками закрепляются в регламентных документах, например в «Порядке прохождения платежей в компании». Эти документы утверждаются внутренним приказом и являются обязательными к исполнению всеми подразделениями компании. Внутренний документ, определяющий правила функционирования платежной системы компании, обязательно будет содержать информацию о порядке прохождения заявок на оплату, сроках, ответственных за согласование, обязанностях и полномочиях сотрудников, последовательности действий
     На  практике нередко возникает ситуация, когда план поступлений не выполняется, а план расходования денежных средств исполняется в полном объеме, соответственно общая сумма заявок на оплату превышает реальное поступление денежных средств. Чтобы избежать кассовых разрывов, целесообразно ранжировать все платежи по степени их приоритетности или значимости. Статьи с наиболее высоким приоритетом оплачиваются в обязательном порядке, статьи с пониженным приоритетом – при выполнении дополнительных условий. Например, заявки на оплату задолженности перед основными поставщиками продукции, налогов и др. оплачиваются в первую очередь, тогда как расходы на обучение, модернизацию оргтехники финансируются при выполнении плана продаж не менее чем на 90%. В условиях нехватки денежных средств в первую очередь должны осуществляться выплаты по тем обязательствам, нарушение которых приведет к наибольшим финансовым потерям (выраженным в пенях и штрафах, простоях производства и др.).
     Основная  цель платежного календаря – формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать оплату всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.
     Платежный календарь может иметь разное представление в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений соответствующих сотрудников. Однако он обязательно должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и их источникам.
     Таким образом, в направлении финансовых ресурсов в оборотные средства необходимо грамотное соотношение запасов сырья и готовой продукции, а также контроль за имеющимися наличными денежными средствами и контроль за состоянием дебиторской задолженности.

1.3. Управление финансовыми  потоками в отношении  источников средств  фирмы

 
     В основе финансирования деятельности фирмы  лежит пять системообразующих компонентов  – самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Источники финансирования можно классифицировать по следующим признакам:
     - срочность: краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные;
     - отношение к фирме: внутренние  и внешние;
     - происхождение: собственные и привлеченные;
     - платность.
     Стратегия финансовой политики предприятия является узловым моментом в оценке допустимых, желаемых или прогнозируемых темпов наращивания его экономического потенциала. Для финансирования своей  де6ятельности предприятие может использовать три основных источника – увеличение уставного капитала (дополнительная эмиссия акций), результаты собственной финансово-хозяйственной деятельности (реинвестирование прибыли) и привлечение средств сторонних физических и юридических лиц (выпуск облигаций, получение банковских ссуд и др.)
     В процессе текущей деятельности фирмы  чаще всего используют привлечение  краткосрочных заемных средств  от банков и получение кредитов в  виде товаров и услуг от поставщиков  – кредиторская задолженность.
     Отношения с поставщиками начинают формироваться  уже на этапе их выбора, который  в каждой компании происходит по-разному. Количество и состав поставщиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании, действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом, можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при закупках.
     Очевидно, что обе стороны – компания-покупатель и поставщик – стремятся достичь наиболее выгодных для себя условий. Покупатель заинтересован в снижении цен, получении скидок, отсрочек платежа, коммерческих кредитов. Поставщик – ровно наоборот. Контракт на поставку продукции – это результат договоренности между сторонами, достигнутой по сумме договора, срокам платежей, лимитам задолженности. Но и поставщик, и покупатель будут стремиться использовать собственные экономические преимущества.
     Контроль  состояния кредиторской задолженности  – важная часть управления компанией  в целом. Во-первых, поставщик может прекратить поставку или нарушить ее сроки, что приведет к сбою в производственном цикле и невыполнению обязательств перед покупателями. В свою очередь, это может обернуться дополнительными затратами, например, на выплату штрафов заказчикам.
     Во-вторых, компания не должна попадать в зависимость  от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств  с расходами по их обслуживанию.
     Управление  задолженностью компании перед поставщиками представляет собой достаточно отлаженный процесс, в котором участвуют службы продаж, поставки или снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы, служба безопасности. И это вполне оправданно, так как привлечение «чужих» средств по цене, меньшей, чем пришлось бы платить за альтернативные варианты финансирования, позволяет компании снижать свои издержки и повышать прибыль4.
     Таким образом, для эффективного управления всеми финансовыми потоками компании необходимо рассматривать как активные статьи баланса, такие как денежные средства, дебиторская задолженность, запасы сырья и готовой продукции, так и пассивные статьи, такие как собственный капитал, кредиторская задолженность и кредиты и займы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.