На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по атомной энергии
ФГОУ  ВПО
Саровский государственный физико-технический  институт
Гуманитарный  факультет
Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 
 
 

    Роль  родителей в развитии ребенка
    в раннем возрасте 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

                                                                                  Автор работы: Моштылева И.Е.
                                                                                      студентка ГФ группы ПП-26д
                                                                                                Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры психологии и педагогики
Хохлова Г.В. 
 

Саров – 2007
СОДЕРЖАНИЕ
      стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
                развитие ребенка в раннем  возрасте……………………………………5
      1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
              1.1.1. Развитие личности в раннем  детстве………………………......5
                  1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
                  1.1.3. Развитие предметной и других  видов деятельности в раннем  
                            возрасте…………………………………………………………..14 
         1.2. Роль родителей в развитии  ребенка в раннем возрасте……………….19
                  1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
                  1.2.2. Роль общения в развитии  ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность
     В настоящее время существует большое  количество исследований роли родителей на развитие личности ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования принятия матерью и отцом ребенка и их эмоционального отношения на развитие ребенка. Большинство исследователей развития ребенка утверждают, что основной фундамент детской личности закладывается в его самом раннем взаимодействии с ухаживающими за ним взрослыми.
     Мы  считаем, что эта тема очень актуальна, так как в настоящее время большинство семей очень молоды и не осознают своей огромной роли в воспитании и развитии ребенка. Первые три года жизни являются важнейшим периодом в развитии ребенка, а внимание и забота родителей именно в это время должны быть максимально разумными. В этот период важность любви к ребенку является одним из главных факторов его развития.  Родители должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.
     Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
     Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
     В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе. 
 

     Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
    Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
    Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
    На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.
     Методы: обзорно-аналитический метод изучения научной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
                   развитие ребенка  в раннем возрасте
     1.1. Особенности развития  ребенка в раннем  возрасте
          1.1.1. Развитие личности  в раннем детстве
     Раннее  детство в жизни ребенка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте несколько снижаются темпы увеличения веса и роста тела, но при этом значительно совершенствуется множество навыков и умений. В раннем детстве больших результатов достигает психическое развитие. Это уверенная ходьба и развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь и предметное мышление, это первое рождение личности ребенка, становление его «Я»[2,133].
     Согласно  Д.Б. Эльконину[18,34], границы раннего детства от одного года жизни до трех лет.
     В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и , главное , теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
     Рассмотрим  особенности эмоциональной сферы  жизни ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина [31,129], особенности эмоциональной  сферы в этом возрасте характеризуются неустойчивостью, эмоции имеют бурный характер, очень часто проявляются яркие и кратковременные аффекты, высокой остается эмоциональная заражаемость.
     На  втором году жизни дети проявляют  гамму эмоций (обида, гнев, страх), при этом речь не так сильно развита и ребенок начинает выражать свое отношение к предметам не словами, а эмоциями: плач, крик, агрессивные жесты, хлопанье в ладоши, прыжки. В случае неудовлетворения актуальных потребностей ребенка, ребенок может проявлять элементы агрессии.
     К концу третьего года жизни появляется чувство юмора. Ребенок понимает комическое в результате восприятия необычной комбинации обычных предметов, но чувство юмора еще не совершенно, и не всегда бывает адекватным [13,64].
     Согласно  Л.Ф. Обуховой [20,217], в раннем детстве впервые активно проявляются страхи ребенка, они возникают в результате резкого изменения какого-либо стереотипа, в результате чего ребенок боится всего нового и незнакомого. Часто причиной страха является неправильное восприятие. Взрослый принимает прием запугивания как воспитательный прием, которым воспитывают послушание ребенка. Неправильная тактика взрослого может привести к обильным страхам, что формирует боязливую личность.
     В раннем возрасте ребенок продолжает активно сопереживать сверстникам и взрослым, т. е. развивается эмпатия. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека [15,184]. В полтора года у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.
     На  втором году жизни у ребенка впервые  формируется реакции на похвалу, в результате чего у ребенка формируется  правильное отношение к себе и  к своим качествам.
     Несмотря  на бурное развитие эмоций, все эмоции сохраняют ряд младенческих особенностей: все эмоции кратковременны, неустойчивы, бурно выражены, очень ситуативны и сильно влияют на поведение ребенка, в этом возрасте ребенок действует  под влиянием эмоций.
     В раннем возрасте развиваются высшие чувства. К трем годам развиваются  эстетические чувства (ребенок переживает характер музыки, радуется цветам и  красивой одежде) и интеллектуальные чувства (любознательность, удивление), что ведет к развитию познавательных процессов.
     Теперь  переходим к рассмотрению вопроса  формирования личности ребенка в  раннем возрасте. Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания. Самосознание тесно связано  с отделением себя от своих действий и осознанием собственных желаний. В целом, ребенок оценивает себя не иденфицировано.
     В раннем детстве каждый результат  деятельности подкрепляет Я-ребенка. При этом важно, чтобы его действия оценивались и замечались. Похвала  взрослого – чувство гордости, а постоянная критика взрослого приводит к развитию чувства вины и стыда.
     К трем годам под влиянием делового общения у ребенка формируется  целеустремленность, что приводит к  росту самосознания.
     В раннем возрасте рост самосознания ребенка  отражается в речи, показатель этого – употребление местоимения «Я». Ребенок при выполнении действий начинает их описывать (Я поиграю, Я сяду).
     Также о развитии самосознания говорит  отношение к своему имени. Имя  человека одновременно представляет его  индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол[5,117].
     Ребенок очень рано идентифицируется со своим  именем и не представляет себя вне  его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне [8,147].
     Далее рассмотрим развитие воли в раннем возрасте, как одну из составляющих эмоциональной сферы жизни ребенка. Воля в раннем возрасте развита недостаточно, поэтому поведение носит импульсивный и ситуативный характер. Цель и содержание его деятельности определяется внешними обстоятельствами ситуации, а не внутренними побуждениями.
     Примерно  к трем годам в связи с развитием  самосознания возникают личные желания, которые выражаются в форме «Я хочу» и «Я не хочу». С появлением личных желаний начинается становление личности.
     Волевое поведение начинается с постановки цели. Приблизительно в двух летнем возрасте возникает только стремление цели, но достигается она только с помощью взрослого. Появляются внутренние потребности, улучшается целеполагание и приводит к желанию ребенка достичь задуманного.
     В этом возрасте ребенок под влиянием внешних обстоятельств быстро отказывается от цели. На третьем году жизни целеполагание  и целедостижение улучшаются в связи с тем, что развивается речь, которая улучшает данный процесс.
     Наблюдение  за поведением окружающих людей и  подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации  ребенка. В течение  первого года жизни к началу этого возраста у него, формируется чувство привязанности. Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных [19,182]. 
     А.С. Спиваковская [10,94] пишет: «положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
     Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослому людям в ранние годы, особенно к матери и другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют огромную роль в психологическом развитии ребенка как личности.
     Р.В. Овчарова отмечает, что один из этапов этого периода (3 года) некоторые психологи называют «кризисом трёх лет» [23,175]. Так как именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, и в связи с этим возникают проблемы в поведении ребёнка: малыш часто капризничает, употребляет слова «не хочу», «не буду». В этом случае родители должны ясно объяснить ребёнку, что можно, а что нельзя. В то же время запреты не должны сковывать его инициативу.
     Период  «упрямого детства» — серьезное испытание для родителей и детей. Появляются новые функции и задачи: развитие речи; физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации. Также на этом этапе в функции и задачи родителей входит: создание благоприятного климата в доме; забота, тепло и любовь по отношению к ребёнку. И им, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог  будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.
     Таким образом, возникающие в процессе развития самосознание, высшие чувства, способность к обособлению, осознаваемая и развивающаяся воля готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью. Чувства и эмоции в раннем возрасте выполняют побуждающую роль являясь мотивом поведения, но несмотря на такую незрелость происходят существенные положительные изменения в эмоциональной сфере: содержание переживаний значительно обогащается, ярче проявляются собственные чувства.  В период раннего детства у ребенка возникает «кризис трех лет». Причиной этого является осознание ребенком себя как личности. Этот период сложен для ребенка и его родителей, появляются новые функции и задачи. Данное время – залог будущих отношений родителей с ребенком.
       

     1.1.2. Развитие речи  в раннем детстве
     Ранний  возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.
     На  втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять  в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от одного года пяти месяцев до двух лет.
     Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
     Второе  полугодие второго года жизни  характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к одному году восьми месяцам он достигает ста слов, к двум годам – свыше трехсот слов) [9,97].
     По данным В. В. Гербовой[8,83], в словаре детей третьего года жизни, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в полтора раза.
     На  протяжении раннего возраста словарь  ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой  устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
     Главная особенность речи в раннем детстве  ее автономный характер, т. е. эта речь эмоциональна, ситуативна и понятна только близкому взрослому.
     Особенности автономной детской речи:
      Фонетические – детские слова по своему звучанию могут напоминать 
взрослую  речь, а могут отличаться от нее:
- произносятся  слова, не соответствующие взрослой речи;
- слова-обрывки;
- слова-искажения, повторяющие фонетический и ритмический рисунок;                 - слова-звукоподрожания (произношение звуков еще очень несовершенно, но это является возрастной нормой).
     2. Лексические. Для понимания значения слов характерны две особенности:  
- многозначность  – присвоение слову множества лексических знаний;
- ситуативность – сужение лексического значения данного слова вследствие восприятия предмета в конкретной ситуации.
         3.   Грамматические. Автономная речь имеет своеобразные связи
между словами. Язык ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят в друг друга как  междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Появляется много глаголов в речи. Ребенок умеет ближе  к трем годам изменять слова в предложения, с помощью изменения окончаний.
        4.   Связанные:
- стадия  слов-предложений (от года до полутора лет) – ребенок одним словом отображает целую грамматическую конструкцию, причем слово неотделимо от действий. Высказывание ограничивается одним словом, но выполняет различные функции.
- стадия  двух - трехсловных предложений (от полутора лет до двух лет) – ребенок начинает выражать мысли какой-либо фразой. Как правило, глагол-сказуемое и существительное, которое играет роль либо дополнения, либо подлежащего. Появляются предложения, где ребенок описывает собственные действия.
         Появление двухсловного предложения вызвано новыми
потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения  и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.
     На  первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно
связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога [9,99]. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
         В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление
ее связано  с расширением круга общения  дошкольника, его представлений, с  ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
         Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом
случае  ребенку не могут существенно  помочь. Возникшее противоречие между  потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
         Важная  роль в ее формировании принадлежит взрослому, который
знакомит  ребенка с примерами такой  речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
         Получает  дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи
ребенком.
         По  данным А. А. Люблинской [17,276], особое значение при
понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять
поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и  ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка  является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
     На  третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по
качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
     А.А. Леонтьева [14,121] считает, что слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.
     Совершенствуется  в раннем возрасте и звуковая сторона  языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и  формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова.
     Итак, в раннем возрасте ребенок активно  усваивает все компоненты родного языка, расширяется словарь ребенка и уточняется произношение слов. Речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. К концу раннего возраста дети довольно хорошо  согласовывают слова в предложения.
     Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения. 
 

     1.1.3. Развитие предметной  и других видов  деятельности в  раннем                        
               возрасте
     Уже в период младенчества ребенок выполняет  довольно сложные манипуляции с  предметами – он может научиться  некоторым действиям, показанным ему  взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить  некоторые собственные удачные действия. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов – ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.
     По  данным В.С. Мухиной [18,151], переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.
     Предметная  деятельность связана с общественно  выработанными способами действия с предметом. При этом предметная деятельность дифференцируется от игровой. В предметной деятельности в раннем детстве возникают и формируются новообразования ребенка. К началу второго года жизни у ребенка уже имеется определенное количество специфических действий, которыми он воспроизводит внешние движения. Но это еще только воспроизведение действия, но не само предметное действие. В начале второго года жизни он пока действует только с тем предметом, с которым действовал взрослый. Позже (один год один месяц – один год два месяца) появляется перенос действия на другой предмет, т.е. схема действия отделяется от конкретного предмета, но смысл действия остается для ребенка неясным. Перенос действия идет двумя путями:
     1. с одного предмета на другой, в результате чего развивается  обобщение;
     2. перенос в другую ситуацию. Таким  образом происходит отрыв действия  от единичного предмета и конкретной  ситуации.
     П.Я. Гальперин выделил 2 вида предметной деятельности в раннем возрасте [1,346]:
     1. ручные – в этом случае предметами  действуют как рукой;
     2. орудийные – в этом случае  рука подстраивается под орудие.
Использование орудийного действия направлено не на функциональное удовольствие, а на результат.
     Следующая перестройка в предметной деятельности происхлдит под влиянием образа действий, который предлагает взрослый. В результате начинает складываться совместная деятельность, в результате которой взрослый передает ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов, т.е. ребенок начинает подчинять действия не логике орудия, а логике употребления данного предмета, принятого в данном обществе.
     Д.Б. Эльконин [27,287]в предметной деятельности выделил две стороны:
      смысловую
      техническую
       Когда действие сформировалось, эти стороны слиты и образуют единство.
     Позже ребенок начинает воспроизводить предметные действия с особым смыслом, ради выполнения поручений взрослого. Характерной  особенностью является постоянная ориентация на оценку взрослого, что закладывает  основу формирования оценки предметной деятельности.
          К концу раннего детства (на  третьем году жизни) начинают  складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых  форм за пределами этого возраста  и начинают определять психическое  развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.