На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Связь психики человека с его мозгом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
    Тема, касающаяся психики актуальна, потому что она является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”. А мозг в свою очередь самая большая загадка, которую целиком еще никому не удалось разгадать.
    Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных  телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения  и контролируют его, третьи - придают  поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы  и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма  в среде и решение жизненных  задач. Для человека важно знать совокупность чего есть его психика.
    На  протяжении длительной эволюции органического  мира - от амебы до человека - физиологические  механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь  благодаря этому все более  гибкими и оперативными.
    Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного  мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
    Следует отметить, что связь психики и  мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени  Рене Декарта придерживались почти  все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.
    Другое  ошибочное понимание связи психики  и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?*
    Цель  реферата заключается в разборе  эволюционного развития человеческой психики, в том числе и эволюция понимания самого термина психики  и связь ее с человеческим мозгом, в рассмотрении эмоции как неотъемлемой части психики человека, теории возникновения  эмоция, а так же можно ли с  помощью внешнего вмешательства (специальное  возбуждение той или иной части  мозга) менять свое поведение и свои привычки. 
_____________________________________________________________________________
    * Маркс  К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20, с. 563. 
 
 
 
 
 

Пси?хика (от др.-греч. {, ???? } «дыхание, душа») — сложное понятие в философиипсихологии и медицине.
    Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
    Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).[
Психика является основной, базовой, исторически самой  ранней составляющей менталитета. Психику  следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных  способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
    системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика находится  во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается  по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики —сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.
Это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Петровский, Ярошевский).  

    Строение и функции нервной системы человека.
    Чтобы правильно понимать взаимосвязь  психики и мозга, необходимо иметь  представление о строении и функциях нервной системы человека.
    Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
    В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными  клетками (рецепторами) в нервные  импульсы — серию электрических  и химических изменений в нервном  волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в частности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называются эффекторами. Следует отметить, что основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.
    Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором  различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое  вещество, представляющее собой пучки  нервных волокон, соединяющее одни клетки их группы с другими.
    В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга  и имеет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из задних «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним — от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. В частности, если человеку, даже спящему, уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его — из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.
    Низшие, стволовые отделы головного мозга  — продолговатый и средний мозг — по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, чихательного — при раздражении слизистой оболочки носа, кашлевого — гортани и слезоотделительного — глаза. В среднем мозгу замыкаются рефлексы сужения зрачка в ответ на освещение глаза. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.
    Осуществляются  здесь и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращения и расслабления отдельных групп мышц при изменении положения тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т. д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследованными им от животных: поворотом головы, глаз и всего тела (а у животных — движениями ушей и ноздрей), расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов, быстрым сокращением всех мышц тела — вздрагиванием. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.
    Выше  и в стороны от среднего мозга  лежат скопления нервных клеток, получившие название подкорковых узлов  больших полушарий головного  мозга. Они осуществляют координацию  импульсов, идущих от всех органов чувств, и играют весьма большую роль в  возникновении простейших эмоций. Подкорковые  узлы обеспечивают координацию сложных  двигательных актов. Так, например, голубь, у которого сохранены подкорковые узлы, но удалены вышележащие участки головного мозга, может летать, выполняя в полете сложные эволюции.
    Следует отметить, однако, что у здорового  бодрствующего человека в случаях  описанных выше спинномозговых рефлексов  нервный импульс не локализуется только в спинном мозгу, а поднимается в головной мозг. Поэтому человек, уколов свою руку, не только непроизвольно ее отдернет, но и ощутит укол, эмоционально оценит его: рассердится или рассмеется и т. д. Это относится и к рефлексам, замыкающимся на более высоком уровне. Все они имеют свое, как принято говорить, корковое представительство, то есть определенные участки коры головного мозга, связанные с теми нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.
    Отметим, что в отличие от спинного мозга  в больших полушариях головного  мозга, самой "верхней" и самой  молодой части мозга, нервные клетки расположены не только в их центральных отделах (в подкорковых узлах), но и главным образом по их периферии в виде так называемой коры головного мозга.
    У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической  деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма  в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга. 

    Развитие психики в процессе эволюции.
     С незапамятных времен человечество пытается на научной основе познать законы существования и развития мироздания. Достигнутые успехи впечатляют: открыты  фундаментальные законы физики и  химии, биологии и других естественных наук. Однако человечество, судя по всему, гораздо более склонно изучать  законы окружающего мира, нежели собственного развития.
     В свете знания, накопленного многими  поколениями ученых, эволюция жизни - это факт. Споры о том, есть эволюция или ее нет, кипевшие во времена Ч. Дарвина и даже в начале XX в., сейчас беспредметны. Преемственность признаков и постепенность их преобразования, например, в ряду позвоночных (рыбы — амфибии — рептилии — млекопитающие — человек), служат доказательством развития живых организмов во все более сложные формы. Современные методы изучения природы дают новые доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни.
     Современная биология насквозь пронизана историческим подходом, эволюционизмом. Можно даже сказать, что зрелость той или  иной биологической дисциплины проверяется  тем, насколько она оказывается  «встроенной» в общее здание современной  биологии, которое от фундамента до крыши оказывается эволюционным. Это не случайно. Все законы организации  и развития жизни, все закономерности жизнедеятельности можно понять, только опираясь на достижения эволюционного  учения как теоретического стержня  всей биологии. Вне эволюционного  подхода невозможно понять ни функционирование молекулярно-генетических систем, ни развитие живых организмов от рождения до смерти, ни существование видов и их популяций, ни развитие и преобразование биосферы в целом. Иногда выдвигается задача построения некоей теоретической биологии, которая смогла бы охватить одновременно все проявления жизнедеятельности  и стать в будущем фундаментом  всей биологии. Попытки создания теоретической  биологии предпринимаются неоднократно, но ни одна из них не завершилась  заметным успехом. Всегда оказывалось, что наиболее фундаментальные, аксиоматические  положения, которые можно положить в основу всего здания теоретической  биологии, в той или иной форме  были просто положениями эволюционной теории. Не предрешая невозможность  создания в будущем отдельного от эволюционного учения здания теоретической  биологии, можно высказать уверенность, что эволюционное учение всегда будет  оставаться стержнем биологического знания.
     В 1858 году Ч. Дарвин и независимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного  отбора и представление о борьбе за существование как механизме  этого отбора.
     Основной  труд Ч. Дарвина – "Происхождение  видов", в корне изменивший представления  о живой природе, появился в 1859г.
     Имея  в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и  назначение тех органических изменений  и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. В  ней великий естествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что  удовольствие и неудовольствие, радость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образом проявляются как у  человека, так и у человекообразных обезьян.
     Ч. Дарвина заинтересовал жизненный  смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие  эмоции, Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе  и роли эмоций в жизни.
     Теория  эволюции путем естественного отбора основана на следующих положениях.
     Во-первых, для живого характерно наличие изменчивости. Причем для эволюции громадное значение имеет наследственная изменчивость. Вследствие изменчивости признаков  и свойств даже в потомстве  одной пары родителей почти не встречается одинаковых особей. При  благоприятных условиях эти различия могут не играть существенной роли. При неблагоприятных — каждое мельчайшее различие может стать  решающим и определить, останется ли этот организм в живых и даст потомство или же он будет уничтожен.
     Во-вторых, для организмов характерно размножение  в геометрической прогрессии. Потенциально вид в каждом поколении производит гораздо больше особей, чем их может  выжить до взрослого состояния на занимаемой территории. Следовательно, значительная часть родившихся гибнет в "борьбе за жизнь". В процессе жизнедеятельности каждый организм вступает в многообразные отношения  с особями внутри вида, других видов  и факторами неживой природы. Разнообразные взаимодействия данного  организма с объектами живой  и неживой природы Дарвин метафорически  называл борьбой за существование. Он имел в виду не только жизнь одной  особи, но и успех ее в обеспечении  себя потомством.
     Дарвин  выделил три формы борьбы за существование: внутривидовая борьба (взаимоотношения  между особями разного пола, между  разными поколениями, отношения  в стае и т.д.) возрастает с увеличением  численности и степени специализации  вида; межвидовая борьба (взаимоотношения  могут быть безразличными, вредными или полезными) формируется на базе пищевых отношений между разными  видами, а также в конкуренции  за места обитания, размножения и  т.д. Крайним выражением межвидовых отношений является межвидовая борьба, когда одна форма вытесняет другую или ограничивает ее численность  на определенной территории; борьба с  неблагоприятными условиями возникает  в зависимости от климатических (температура, влажность, освещенность и др.) или почвенных условий, влияющих на жизнедеятельность организма.
     В результате борьбы за существование  происходит элиминация (физическая гибель или устранение при размножении) особей, которые по признакам наименее соответствуют условиям среды обитания. Таким образом, следствием борьбы за существование является естественный отбор.
     Естественный  отбор, по Дарвину, это совокупность происходящих в природе событий, обеспечивающих выживание наиболее приспособленных и преимущественное оставление ими потомства. Следует  подчеркнуть, что естественный отбор  не отбирает более приспособленных, они просто сохраняются в результате элиминации менее приспособленных. В результате этого процесса любая  сохранившаяся организация, структура  или функция соответствует состоянию  приспособленности друг к другу  и к окружающей среде, т.е. оказывается  биологически целесообразной.
     Дарвин  впервые на основе теории естественного  отбора дал материалистическое толкование органической целесообразности, показал  ее относительный характер и раскрыл  пути выработки адаптации. Он показал, что приспособленность видов  на основе отбора не может быть абсолютной, она всегда относительна и адекватна  лишь тем условиям среды, в которых  виды длительное время существуют. Приспособления рыб целесообразны  лишь в водной среде обитания и  не пригодны к наземной жизни; зеленая  окраска саранчи является покровительственной  на зеленой растительности и т.д.
     Ч. Дарвин считал, что возникновение  новых видов происходит постепенно, путем накопления полезных индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколения  в поколение. Чем значительнее живые  существа отличаются по строению и  физиологическим свойствам, тем  большее число их групп может  существовать на данной территории за счет ослабления борьбы за существование. С каждым поколением различия становятся все более выраженными, а промежуточные формы, сходные между собой, вымирают. Процесс видообразования, по Дарвину, происходит по принципу дивергенции, т.е. за счет расхождения признаков.
     Таким образом, результатом отбора будет  являться возникновение приспособлений и на этой основе — видового разнообразия. Разнообразные, меняющиеся условия  среды способствуют эволюции видов  в направлении усложнения организации (млекопитающие, насекомые). Бели виды обитают долгое время в однородной среде вне жесткой конкуренции, то уровень их организации может  оставаться на относительно низком уровне (ланцетники). В постоянно меняющихся условиях среды одни виды, уменьшаясь численно, неизбежно должны погибать и уступать место другим, лучше  приспособленным к новым условиям, о чем убедительно свидетельствуют  данные палеонтологии.
     В заключение следует подчеркнуть, что  Дарвин впервые предложил естественно-научное  объяснение эволюционного процесса. Он указал на движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; дал материалистическое объяснение механизма видообразования  и причин многообразия видов, а также  объяснил причины возникновения  целесообразности.
   На  новом уровне возвращаемся к проблеме сознания. Фрейд создал свою схему  взаимодействия сознательного и  бессознательного. По его версии бессознательное (Оно) сосредоточено в глубине  психики и отгорожено от внешнего мира тонким слоем сознательного (Я). Оно движется либидо - мощной энергией, направленной вовне, на овладение внешним  миром, сопровождаемым острым чувством удовольствия. Я пытается привести эту экспансию в соответствие с внешним миром, ограничит её. Это приводит к столкновению Я  и Оно и порождает противоречие между желаемым и возможным, создавая неврозы и комплексы. Сверхсознание (супер - Я) более позднее приобретение психики - вытеснение сознанием внешнего фактора (авторитета родителей) в бессознательное, где оно приобретает свойства совести, высшего авторитета, Бога, который осознаётся, но не признаётся.
   Эта схема вызывает множество вопросов. Почему сознание - более высокое  состояние материи оказалось  зажатым между двумя низшими? Почему не разделены разум и сознание? Очень искусственно выглядит Сверхсознание. И в то же время, здесь очень  точно уловлено главное противоречие психики между инстинктами размножения (либидо) и самосохранения. Причём Фрейд  шёл ещё дальше в верном направлении, перестав ограничивать либидо только биологической функцией размножения, превратив либидо в универсальную  энергию внешней экспансии, правда, считая её главной движущей силой  психики. Ещё позже он окончательно запутался, превратив либидо в Эрос - инстинкт жизни, противостоящий Тантросу - инстинкту смерти. На самом деле Эрос, либидо, объективация является столбовой  дорогой в никуда.
   Для понимания структуры и генезиса человеческой психики необходимо вернуться  назад, к животным. Что в психике  животного отделяет бессознательное  от внешнего мира? Ответ прост - рефлексы. Многие ошибаются, считая одним из главнейших компонентов сознания рефлексию  человеком внешнего мира. Такого рода рефлексией обладает любой субъект, любое живое существо. Самое малое  проявление жизни отделяет себя от окружающего мира и противопоставляет  себя ему. В этом суть жизни и главное  отличие её от неживой материи.
   Равен ли инстинкт рефлексу или, другими словами, не составляет ли сумма рефлексов  инстинкт. Нет. Рефлекс - последствие  инстинкта как некоего первоначала, он находится на границе психики  и объективного мира, приводя психику  в соответствие с этим миром. Для  внешнего наблюдателя рефлекс - это  биологический механизм, реагирующий  на внешние воздействия согласно с заложенной в нём программой. На самом деле рефлекс суть процесс  либо перехода объективного мира в  бессознательное, либо бессознательного в объективный мир (взаимоперехода объекта и субъекта). И дело тут  не в то, что психикой обладают только животные с высшей нервной системой и не обладают растения и низшие животные. Рефлексами на уровне тропизмов  наделены все простейшие живые организмы. Но эти рефлексы возникли не как  случайная игра внешних сил, а  как последствие субъективации, т. е. жизни. Не система обратных связей с окружающей средой сделала возможной  жизнь, а жизнь создала эту  систему как способ своего существования, как единственное средство продлить своё выделение из мира и противопоставления себя ему.
   Эмпирическая  наука принимает последствия  жизни за её причину, и, отбрасывая эту  причину, т.е. саму жизнь, имеет дело только с внешней стороной дела. Чем и обрекает себя на вечную неудачу.
   Не  в плоть вдыхается  жизнь, а жизнь  облекается плотью. Без "жизненного порыва", желающего быть, не действуют никакие рефлексы. Они обладают определённой степенью инертности и могут продолжаться некоторое время после угасания инстинкта, но любой организм, потерявший инстинкт самосохранения, погибает. Разрушается, рассыпается вся его система рефлексов.
   Одновременно  с инстинктом самосохранения действует  инстинкт размножения, в большинстве  случаев прямо противоположный  самосохранению. Рыба, погибающая после  нереста, самцы "чёрной вдовы", пожираемые после совокупления - это только крайние проявления общей тенденции. Любой организм после завершения репродуктивного периода теряет свою жизнестойкость и погибает.
   Во  всех живых организмов борются два  начала - стремление выделиться из окружающего  мира и стремление с ним слиться, стремление жить и стремление умереть. Фрейд разделил инстинкт смерти на Эрос и Тантрос и противопоставил  их друг другу. Истинный инстинкт жизни  он игнорировал как метафизику. 

 

   Подобную  рождению жизни картину мы видим  и при возникновении разума. Для  сознательного внешним миром  было уже бессознательное, не на границе  которого с внешним миром, а внутри которого сознание и возникло. Здесь  границей между сознанием и бессознательным  стал разум, созданный выделением сознания из бессознательного и существующий пока это выделение имеет место  быть. Материя, жизнь, сознание не есть три статические состояния, сосуществующие в едином пространстве-времени, отделённые друг от друга только степенью сложности  и организованности. Иными словами  жизнь не состояние части материи, некогда из этой материи выделившаяся и превосходящая всю остальную  материю своей организованностью. Жизнь это постоянное выделение  себя из неживой материи, не состояние, а процесс. Её внешнее проявление - система связей с внешней средой, находящаяся в динамическом равновесии вокруг нескольких параметров. Вся  эта система рассыпается, как  только угасает "жизненный порыв" выделения бытия из небытия.
   Аналогично  сознание есть не состояние, не ступень  в развитии материи, а процесс  выделения себя из бессознательной  жизни. Разум - последствие этого  процесса и граница, отделяющая процесс  сознания от бессознательного. Разум  может существовать только при наличии  процесса сознания.
   Сознание  рефлексирует не организм от внешней  среды, а самоё себя от собственного биологического организма ("душа в  темнице тела") и одновременно разум как пограничное состояние  между собой и бессознательным.
   При построении модели психики нужно  пользоваться масштабом "точка в  точке". На этой "точке в точке" где-то внутри нас и держится весь мир. Сейчас внутри сознания возникает  новое выделение и рефлексия  материи (рефлексия 3 степени) - Сверхсознание, Сверх - Я, отделяющееся от сознания интуицией  как границей. Фрейд относил Сверх - Я к бессознательному. В действительности же Сверхсознание можно назвать  так только как часть психики, не входящее в сознание, как нечто  неосознанное. Интуиция есть процесс  выделения сверхсознания из сознания.
     Идеалистическое и материалистическое понимание взаимоотношения психики и мозга.
    Вопрос  о взаимоотношении мозга и  психики в советской науке  решается на основе философии диалектического  материализма, обеспечивающей правильное понимание огромного, накопленного мировой наукой фактического материала.
    Нельзя  изучать головной мозг человека, игнорируя  психику как функцию мозга. И  также невозможно научно изучать  психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Советская общая психология и медицинская психология изучают мозг и психику в их единстве. В таком изучении важнейшую роль играет павловское учение.
    Стоящие на идеалистических позициях ученые отрывают психику от мозга. Kretschmer, крупный психиатр, автор широко распространенного руководства по медицинской психологии, писал недавно в последнем издании этой книги, что наиболее «соответствует особенностям мышления современного ученого концепция спиритуалистического монизма», т. е. откровенного идеализма. С тех же позиций другой немецкий ученый Klages утверждает, что «тело есть лишь высшее выражение психического».
    В последнее время большинство  ученых идеалистического направления  переходит на позиции эклектического дуализма. Выдающийся физиолог Sherrington в своей книге «Человек и его природа» (1946) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику, как независимые и отделенные друг от друга. Для Sherrington  как и его учеников (Eccles, 1953) психика и мозг связаны лишь по принципу взаимодействия. Ученые капиталистических стран, понимая невозможность научного решения проблемы с идеалистических позиций и не будучи способными и готовыми усвоить материалистические воззрения, вообще пытаются уйти от ее решения, по существу становятся агностиками, утверждая непознаваемость соотношения мозга и психики.
    Gruhle (1956) в большом труде по психологии недавно писал: «Вопрос о том, следует ли понимать, что мозг и психика взаимовлияют друг на друга или функционируют параллельно или их двойственность лишь кажущаяся, а в самом деле психическое и физическое идентичны, не имеет отношения к психологии». Здесь все неверно. Первый вопрос всякой психологии – что такое психика? Его невозможно решить без решения вопроса о происхождении психики. Является ли последняя душой, данной богом, или же она есть свойство материи? Перечисляя возможные варианты решения этой проблемы, Gruhle называет любые решения, кроме того, которое строится на основе материалистического монизма и последовательно материалистического учения И. П. Павлова.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.