На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Способы приобретения психологических знаний

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Способы приобретения психологических знаний
     1. Источники психологических знаний
     2. Житейские психологические знания  о себе и других людях
     3. Классификация методов психологического  исследования
     4. Проблема достоверности получаемой  психологической информации 

        1. Источники психологических знаний
     Значение  данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике.
     Роль  анализа психических аномалий для  изучения психической сферы человека.
     Значение  данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике
          Как говорил в свое время отечественный философ и психолог Челпанов Георгий Иванович (1862-1936): "Не из наблюдения только самого себя, а из наблюдения вообще всех живых существ психолог стремится строить законы душевной жизни" . Эти наблюдения психология черпает из целого ряда других наук. Тот материал, который необходим психологу для построения системы психологии, мы можем изобразить в следующем виде. Психологу нужны три группы данных:
        Данные сравнительной психологии:.
     сюда  входит так называемая "психология народов" (этнография, антропология), а также история, художественные произведения и т.п.;
     психология  животных; психология ребенка.
     
       Анормальные явления.
     душевные  болезни;
     гипнотические явления, сон, сновидения;
     психическая жизнь слепых, глухонемых и т.п.
     
     Экспериментальные данные.
     
     Итак, мы видим, что для современного психолога, прежде всего, необходимо иметь данные сравнительной психологии. Сюда относится "психология народов" (по-немецки Volkerpsychologie), в которую входят история и развитие религиозных представлений, история мифов, нравов, обычаев, языка, история искусств, ремесел и т.п. у некультурных народов. История, описывая прошлую жизнь народов, описывает и такие моменты в их жизни, как народные движения и т.п., это дает богатый материал для так называемой психологии массы. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Изучение развития языка доставляет также очень важный материал для психологии. Язык есть воплощение человеческой мысли. Если мы проследим развитие языка, то мы вместе с этим можем проследить ход развития человеческих представлений. Весьма важный материал для психологии доставляют также и художественные произведения: например, для изучения такой страсти, как "скупость", нам следует обратиться к изображению ее у Пушкина, Гоголя и Мольера.
     Психология  животных важна потому, что в психической  жизни животных те же самые "способности", которые у человека являются в  неясной форме, возникают в простой, элементарной форме, вследствие чего доступны более легкому изучению; например, инстинкт у животных выступает в гораздо более ясной форме, чем у человека.
     Психология  ребенка имеет важное значение потому, что, благодаря ей, мы можем видеть, каким образом высшие способности  развиваются из элементарных. Например, развитие способности речи можно было проследить у ребенка, начиная с самой зачаточной формы.
     Роль  анализа психических аномалий для  изучения психической сферы человека 

     Изучение  анормальных явлений, куда относятся  душевные болезни, так называемые гипнотические явления, а равным образом сон и сновидения, также необходимо для психолога. То, что у нормального человека выражено неясно, у душевнобольного выражается чрезвычайно ясно. Например, явление потери памяти замечается и у нормального человека, но особенно отчетливо оно выступает у душевнобольных.
     Если, далее, мы возьмем людей с различными физическими дефектами, у которых  отсутствует, например, орган зрения, слуха и т.п., то наблюдения над  ними могут для психологии представить  чрезвычайно важный материал. У слепого нет органа зрения, но есть представление о пространстве, которое, конечно, отличается от представления о пространстве у зрячего. Исследование особенностей представления о пространстве слепого дает нам возможность определить природу представления о пространстве вообще.
     Экспериментальные данные, данные полученные эмпирическим путем в ходе наблюдения за отдельными психическими фактами дают нам возможность  классифицировать феномены психической  реальности, установить проверяемую  на опыте закономерную связь между ними. Наиболее эффективным методом получения этих данных является лабораторный эксперимент.
     Вот тот многочисленный материал, на основании  которого строится система психологии.
     
     Проблемы  для обсуждения:
     1. Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике.
     2. Роль анализа психических аномалий  для изучения психической сферы  человека.
     3. Роль эксперимента в преобразовании  психологических знаний из отрасли  философии в самостоятельную  науку. 

     2. Источники житейских и научных психологических знаний.
     Житейские психологические знания о себе и  других людях
     Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии
     Отличие житейских психологических знаний от научных
     Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
     Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии 

     Раскрывая содержание первого раздела, мы не назвали  еще один важнейший источник психологии - житейские психологические знания. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
     Математика  тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
     Но  иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас  житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
     Отличие житейских психологических  знаний от научных
 

     Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические  знания от научных? Выделим пять основных отличий.
     Отличие 1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем довольно часто - прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
     Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого  она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
     Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
     То  же происходит и в психологии. Можно  очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
     Отличие 2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
     Подобный  способ особенно отчетливо виден  у детей. Он апробируется в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым  они подвергают взрослых и о которых  последние не всегда догадываются. И вот "в ходе этих испытаний  дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя".
     Часто педагоги и тренеры находят эффективные  способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя  и зорко подмечая малейшие положительные  результаты, т.е. в определенном смысле "идя па ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
     В отличие от этого научные психологические  знания рациональны, вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
     Отличие 3. Состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.
     Отличие 4. Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
     Суть  экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
     Отличие 5. Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
     Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология. 
 
 

     3. Методы психологии.
     Методы  психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.
     Представление о методе психологии или способе  изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.
     Метод психологии в его единстве с предметом  психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.
     В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.
     Фактом  психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
     Учение  о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая  определяется как система принципов  и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.
     В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может  быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности. 
 

     4. Место и роль научных психологических методов в практической деятельности специалиста.
     1. Место и роль  практической психологии  в современном  обществе
     1.1 Необходимость в  психологических  знаниях в обществе
     Среди отличительных черт современной  многомерной российской действительности можно особо выделить динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремление людей к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.
     Наша  многообразная жизнь постоянно  ставит перед человеком массу  проблем как профессиональных, так  и личных. Они переплетаются, и  человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.
     Что же в современной психологии понимается под “психологической культурой”, каковы ее параметры и уровни? Характеристику общей психологической культуры дает О.И.Мотков: “ Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений…Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность”. Н.Н. Обозов в понятие психологическая культура включает три компонента: 1) Понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
     О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджере и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.  

     Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так  и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая  культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:
     психологическая грамотность,
     психологическая компетентность,
     ценностно-смысловой компонент,
     рефлексия,
     культуротворчество. 

     Психологическая грамотность представляет собой  азы психологической культуры, с  которых начинается ее освоение с  учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая  грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.  
 
 
 
 

     5. Психологическая  компетентность специалиста  как элемент профессиональной  компетентности.
     В определении психологической компетенции  целесообразно придерживаться определения  М.А.Холодной: “Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.
     Основное  отличие психологической грамотности  от компетентности заключается в  том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный - реально  и эффективно может использовать знания в решении тех или проблем.
     Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.
     Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей  деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и поведения.
     Культуротворчество  означает, что уже в детском  возрасте человек является творцом культуры. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения.
     Данные  компоненты не существуют изолированно друг от друга и это разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.
     Нужна ли психологическая культура современному специалисту?
     Безусловно, поскольку в новых рыночных отношениях без нее очень трудно решать сложные  предпринимательские, не говоря уже  об организационных, задачах. Теперь “чистому технарю” сложно найти себе применение, все в большем почете универсалы, сочетающие специальную и гуманитарную подготовку.  

     Психологических знаний мы мало получаем и в школе, и в институте. Развитие нашей  психики происходит скорее стихийно, поэтому в отношении к окружающим и к себе мы часто проявляем  эгоцентрическое, допонятийное мышление ребенка. В то же время потребность в самопознании – это одна из объективно существующих и закономерно возникающих потребностей роста развивающейся личности, и как каждая потребность, должна быть удовлетворена достаточно полно, чтобы не стать источником напряжения, дискомфорта для человека. Психологическое познание может осуществляться различными методами, каждый из которых не исключает другого, они дополняют и обогащают друг друга.
     Вся система образования претерпевает в настоящее время серьезные  изменения: осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора профессионального пути в сфере деятельности.
     Свободный выбор может быть осуществлен  на основе осознания и понимания  молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.
     Возникла  проблема гуманизации и гуманитаризации образования. С позиции "экономического человека" надо переходить на позицию "человеческого человека", т. е. гуманистическую, психологическую позицию. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.
     Гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как  критерия оценки общественных отношений.
     Гуманизация труда включает оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает, видел результаты своего труда, мог предвидеть социальные и психологические последствия труда.
     Особый  смысл приобретает гуманизация  технического образования, т.к. в его  недрах готовятся 80% руководителей и инженерно-технические работники. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления:
     гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых  предметов,
     гуманизация образования через раскрытие  творческого потенциала индивидуальности преподавателей и студентов, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку студентов во время их обучения.
     Психология  в буквальном смысле этого слова  – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того как получила экспериментальную базу и естественнонаучные обоснования. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В.Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. В начале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы.
     Возникает необходимость интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науки - практической психологии. Понимание вопроса о месте и роли практической психологии невозможно без понимания вопроса о месте психологии среди других наук. 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.