На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Московский  городской педагогический университет 
 
 
 
 

Реферат
По учебной  дисциплине  

Психолингвистика 

Тема: «Соотношение развития мышления и речи в онтогенезе» 
 
 
 

Студентки 4 курса заочного отделения 
Факультет специальной педагогики
Специальность логопедия 
Погосовой Светланы Викторовны 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.
Содержание
Введение
1. Понятие о  мышлении
2. Классификация  мышления
3. Мыслительные  операции
4. Формы мышления
5. Этапы решения  мыслительных задач
6. Понятие о  речи
7. Развитие речи
8. Виды речи
9. Функции, компоненты, свойства речи
10. Речь и  мышление: единство, а не тождество
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Рассмотрим первые два признака сознания.  Определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними. 

    Понятие о мышлении
 
     Глубокое  и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в  совокупности всех этих качеств, то посредством  мышления осуществляется анализ таких  особенностей, свойств, признаков предметов  и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов  чувств. И самое главное - с помощью  мышления познается то общее в  предметах и явлениях, те связи  между ними, которые недоступны непосредственно  ощущению и восприятию и которые  составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать  физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек  познает и закономерности физиологических  процессов, и строение атома, и историю  человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно  не воспринимаемых, достигается с  помощью мышления.
     Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством  языка, слова. И связь мышления с  языком сохраняется в любом случае — выражает ли человек свои мысли  вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.
     Мышление  — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный  психический процесс опосредованного  и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
     В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят  одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.
     Только  с появлениями речи становится возможным  отвлечь от познаваемого объекта  то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем  в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью  для окружающих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т. о., существует в материальной, словесной оболочке. Органическая связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.
     Мыслительная  деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для  добывания совсем новых знаний в  ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического  развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные  знания. 
 
 
 
 

    Классификация мышления
 
     
     Рис. 1. Классификация мышления 

     Первый  способ мышления ребенка - наглядно-действенное  мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают  окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.
     Следующая ступень - наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и  представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито  в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется  и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить  образы, не имеющие прямого аналога  в ощущениях (сказочные персонажи).
     В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и  архитекторов, материалом для решения  задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов - слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую  роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего  этапа является широкое использование  словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также  использование отвлеченных понятий.
     Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных  понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при  помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.
     Теоретическое - мышление на основе теоретических  рассуждений и умозаключений, это  познание законов и правил.
     Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического  мышления - разработка средств практического преобразования действительности.
     Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
     Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного  отражения воздействий предметов  и явлений объективного мира. Интуитивное  мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
     Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
     Продуктивное - мышление на основе творческого воображения.
    Мыслительные операции
 
     Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа  и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
     Анализ - мысленное расчленение объекта  на составляющие его элементы с последующим  их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
     Синтез - объединение отдельных компонентов  в целое. Обычно соседствует с  анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после  анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет  человека.
     Абстрагирование (абстракция - В.Д.) - выделение одной  стороны предмета или явления, которая  в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
     Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение  у предмета или явления характерных  именно для него черт, не связанных  с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные  булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.
     Классификация - объединение предметов или явлений  в группу на основании их эквивалентности.
     Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке  по какому-либо одному признаку(например, химические элементы в периодической таблице Д.И. Менделеева).
     Сравнение - вскрытие сходства и различия между  вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т.д.)
     Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок. 

      Формы мышления
 
     Результаты  процесса мышления существуют в форме  суждений, умозаключений и понятий.
     Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и  явлений. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.
     Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.  Суждения могут  быть разных видов, что отображено на рис. 2.
     
     Рис. 2. Виды суждений 

     Примеры суждений:
    истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;
    ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;
    общее: «Все студенты сдают экзамены»;
    частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;
    единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».
     Из  двух или более суждений можно  построить следующую по сложности  форму мышления - умозаключение .
     Умозаключение - такая связь между понятиями  или суждениями, в результате которой  из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
     Примером  умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).
 

     
     Рис. 3. Структура простого силлогизма 

     В логике давно известно о существовании  трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о частном  положении (Сократ смертен) на основании  общего положения (все люди смертны); 2) индукция - умозаключение общего положения  из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширяются  под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и  наконец, 3) аналогия - из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь  живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди). 

      Этапы решения  мыслительных задач
 
     Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.
     Начальный этап поисковой познавательной дея
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.