На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.
     Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
     Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
     Наиболее  полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [26, с. 56].
     Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
     Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
     2. Этот синдром отмечается примерно  у 20 процентов детей дошкольного  возраста, причем у мальчиков  – в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, «неуправляемое» поведение.
     По  данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», « «двигательная расторможенность» и так далее. И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Ярче всего СДВГ проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет.
     Помимо  легкой дисфункции мозга и минимальной  мозговой дисфункции, некоторые исследователи  называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8–10 лет назад таких детей в классе было по одному – два, то сейчас – до пяти человек и более.
     Длительные  проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям.
     Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
    Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
    Ребёнок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.
    Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
    Ребёнок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.
    Ребёнок всегда нацелен на движение.
    Часто бывает болтливым [8].
     Понятие «невнимательность» складывается из следующих признаков:
    Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
    Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
    Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
    Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно – построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
    Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
    Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
    Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
     Для того чтобы поставить ребенку  диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум  шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей  мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку  адаптироваться в нормальной возрастной среде [8].
     Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
    Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
    Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
    Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
     Говорить  о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев [8].
     По  выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы, наличие которых  необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой  форме заболевания выявляется множество  симптомов в значительной степени  выраженности, имеются серьёзные  учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень – это  симптоматика между лёгкой и тяжёлой  формами заболевания [6].
     3. Уровень сформированности познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие) детей с СДВГ не соответствует возрастной норме.
     Наблюдается несоответствие между реальным уровнем  развития и той успеваемостью, которую  можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации [24, 26].
     Выраженные  нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состояшие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать [16].
     4. В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
     3.6 Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка 

     В домашней программе коррекции детей  с синдромом дефицита внимания и  гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
     1. Изменение поведения взрослого  и его отношения к ребенку:
     – проявляйте достаточно твёрдости и  последовательности в воспитании;
     – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
     – контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
     – не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и  «нельзя»;
     – стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
     – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
     – реагируйте на действия ребенка неожиданным  способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
     – повторяйте свою просьбу одними и  теми же словами много раз;
     – не настаивайте на том, чтобы ребенок  обязательно принес извинения за проступок;
     – выслушивайте то, что хочет сказать  ребенок;
     – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
     2. Изменение психологического микроклимата  в семье:
     – уделяйте ребенку достаточно внимания;
     – проводите досуг всей семьей;
     – не допускайте ссор в присутствии  ребенка.
     3. Организация режима дня и места  для занятий:
     – установите твердый распорядок дня  для ребенка и всех членов семьи;
     – чаще показывайте ребенку, как лучше  выполнить задание, не отвлекаясь;
     – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
     – оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
     – избегайте по возможности больших  скоплений людей;
     – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
     – организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих  детей с аналогичными проблемами.
     4. Специальная поведенческая программа:
     – придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и  наказаний за плохое поведение. Можно  использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
     – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
     – чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень  низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
     – составьте список обязанностей ребенка  и повесьте его на стену, подпишите  соглашение на определенные виды работ;
     – воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
     – не старайтесь предотвратить последствия  забывчивости ребенка;
     – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
     – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
     – не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
     – помогайте ребенку приступить к  выполнению задания, так как это  самый трудный этап;
     – не давайте одновременно несколько  указаний. Задание, которое дается ребенку  с нарушенным вниманием, не должно иметь  сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
     – объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
     Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются  результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
     Помните, что для ребенка с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
     – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
     – запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
     – прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
     – чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может  быть обменена на 10-минутное сидение  на «скамейке штрафников»;
     – холдинг, или простое удержание  в «железных объятьях»;
     – внеочередное дежурство по кухне  и т.д.
     Не  спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
     – если ребенок разбил футбольным мячом  стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок  сам объяснится с соседом и  предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в  течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность  за принятое им решение несет только он сам;
     – если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания  в воровстве. Следует убирать  деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена  лишить себя лакомств, развлечений  и обещанных покупок, это обязательно  окажет свое воспитательное воздействие;
     – если ребенок забросил свою вещь и  не может ее найти, то не стоит бросаться  ему на помощь. Пусть ищет. В следующий  раз он более ответственно будет  относиться к своим вещам.
     Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное  подкрепление, знаки «принятия». В  коррекции поведения ребенка  большую роль играет методика «позитивной  модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения  ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка  родителями.
     Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
     Помните, что синдром дефицита внимания и  гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
     Практические  рекомендации педагогам  гиперактивного ребёнка
     Школьная  программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
     1. Изменение окружения:
     – изучите нейропсихологические особенности  детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
     – работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
     – оптимальное место в классе для  гиперактивного ребёнка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
     – измените режим урока с включением физкультминуток;
     – разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
     – предоставьте ребенку возможность  быстро обращаться к вам за помощью  в случае затруднения;
     – направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
     2. Создание положительной мотивации  на успех:
     – введите знаковую систему оценивания;
     – чаще хвалите ребенка;
     – расписание уроков должно быть постоянным;
     – избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
     – вводите проблемное обучение;
     – используйте на уроке элементы игры и соревнования;
     – давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
     – большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
     – создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
     – научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
     – игнорируйте негативные поступки и  поощряйте позитивные;
     – стройте процесс обучения на положительных  эмоциях;
     – помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить  его!
     3. Коррекция негативных форм поведения:
     – способствуйте элиминации агрессии;
     – обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
     – регулируйте его взаимоотношения  с одноклассниками.
     4. Регулирование ожиданий:
     – объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения  наступят не так быстро, как хотелось бы;
     – объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка  зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
     Помните, что прикосновение является сильным  стимулятором для формирования поведения  и развития навыков обучения. Прикосновение  помогает поставить якорь на положительном  опыте
     Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
     5. В работе с такими детьми  нужно использовать три основных  направления: 1) по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2) по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
     2.5 Лечение и коррекция  СДВГ 

     Целью терапии является уменьшение нарушений  поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в  семье, школе и создать благоприятные  условия для коррекции симптомов  расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций [21].
     Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в о6ласти клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.
     «Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:
        просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
        обучение родителей и учителей поведенческим программам;
    расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
    специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
    медикаментозная терапия;
    аутогенная тренировка и суггестивная терапия 1 [28].
     В начале лечения врач и психолог обязательно  проводят просветительную работу. Родителям (желательно также классному учителю) и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.
     Дети  направляются на лечение лишь после  проведения комплексного обследования.
      Медикаментозная терапия
     При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты и нейролептики [3].
     При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими [3].
     Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. До конца неизвестно, увеличивают или снижают эти препараты содержание дофамина и норадреналина в синаптических окончаниях. Предполагается, что они оказывают общее «раздражающее» действие на эти системы, которое и приводит к нормализации их функций. Доказана прямая корреляция между улучшением метаболизма катехоламинов и снижением симптомов СДВГ [3].
     В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не используются. Других высокоэффективных медикаментозных  препаратов пока не создано.
     Только  врач, который знает состояние  ребёнка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей  дозировке, и будет следить за ребёнком, выявляя возможные побочные действия препарата. А они могут  наблюдаться. Среди них можно  назвать потерю аппетита, бессонницу, увеличение частоты пульса и кровяного  давления, лекарственную зависимость. Менее часто возникают боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность, эйфория, плохое настроение, беспокойство, ночные кошмары. Встречаются гиперчувствительные реакции в виде кожных сыпей, отёков. На эти признаки родители должны сразу обращать внимание и как можно быстрее сообщать лечащему врачу [20].
     Однако  нельзя надеяться только на лекарственные  препараты, так как:
     • не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;
     • психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;
     • применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребёнка [6].
     Поведенческая психотерапия
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.